Ретроспективный анализ развития конституционного права на образование на территории Российской Федерации
статья

Понкратова Любовь Петровна

 

Под образованием в широком смысле слова понимается процесс, передачи от поколения к поколению знаний, умений и навыков, усвоения человеком результатов развития общества отраженных в различных областях науки и искусства. Говоря об образовании, следует подчеркнуть, что оно является общественным благом и имеет особую значимость не только для индивида, но и для всего государства в целом, так как именно образование является показателем стабильности в обществе и демократии. Именно уровень образованности граждан и качество полученных ими знаний является важнейшим фактором научно-технического, социального и экономического прогресса государства. Но конституционное закрепление права на образование имеет глубокие корни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возникновение необходимости в образовании на Руси было вызвано желанием власти развивать и приумножать присоединенные территории, а следовательно для управления этими территориями было необходимо развитие грамотности среди населения.

Х-ХI вв. в Древней Руси ознаменовались властью князей, которые стремились к налаживанию системы государственного управления и к развитию дипломатических отношений с другими княжествами. Данные стремления реализовывались не только на основе овладения элементарной грамотностью (чтение, письмо, счет), но и благодаря изучению философских и религиозных концепций, научных трактатов авторов из различных уголков света, и конечно же иностранных языков. Столь масштабные знания требовались для распространения и поддержания государственной (прежде всего религиозной) идеологии, а так-же при осуществлении товарного обмена с иностранными торговцами.

988 год принято считать началом формирования школы как социального института. После принятия христианства Князь Владимир принял Устав о десятинах, судах и людях церковных и организовал христианские школы в каждом приходе, где обучение вели священники. Православие становится основой русского образования и воспитания, а священнослужитель становится главной фигурой в образовании, отвечающий не только за обучение, но и нравственность прихожан.

В ХV – ХVI вв. образование приобретает признаки профессиональной школы - кроме имеющихся церковно-приходских школ по образцу европейских государств открываются школы, дающие светское и богословское образование, начинают создаваться первые сельские и городские училища. Система образования XVII столетия не носила сословного характера, но дети князей, бояр и знатных горожан находились на частном домашнем обучении у мастеров грамоты.

Статистические данные, полученные отечественными историками, показывают, что к в XV-XVII веках грамотность среди монахов составила 75%, землевладельцев – 50 %, посадских – 20 %,крестьян - 15 %[1].

В XVIII вв. общий подъем культуры в России, укрепление могущества государства вызвали реформы Петра 1 в области образования. В это время создаются светские школы по подготовке специалистов в различных областях наук. К 1725 году в России функционировало около 50 епархиальных школ[2].

Необходимо отметить, что для детей всех сословий (кроме крестьян) образование давалось попутно как часть профессионального образования. Обучение было бесплатным и совместным для мальчиков и девочек. В целом же определенного порядка организации образования в этот период в России еще не существовало, как и не было доступно образование для народа.

В 1775 императрице Екатериной II Великой разрабатывая указ «Учреждений для управления губерний Всероссийской империи»,  который определяет народные школы в предмет ведения светского органа власти и возлагает на приказы общественного призрения обязанность открывать во всех городах училища губернского и уездного уровня.

Созданная по указу Екатерины II в 1782 году «Комиссия по учреждению народных училищ» разработала к 1786 году «Устав народным училищам Российской Империи», который дал начало постепенному переходу образования от религиозных ценностей, к светским взаимоотношениям.

В период царствования императора Александра I в целях «воспитания юношества и распространения наук» создается Министерство народного просвещения. Министерство руководило составлением уставов и правил для императорских университетов, средних и низших учебных заведений; ведало назначением и перемещением профессорско-преподавательского состава; занималось снабжением учебных заведений книгами и учебными пособиями[3].

К середине XIX века система образования приобретает сословный характер - государством предоставляются больший объем прав в получении образования отдельным приближенным категориям лиц. Начинают открываться закрытые учебные заведения с целым рядом ограничений: по признакам пола, национальности, вероисповедания и т.д.

Октябрьская революция 1917 года стала началом не только коренной перестройки всей общественной и государственной жизни России, но и новым этапом в области народного образования.

9 ноября 1917 г. Совет Народных Комиссаров издает Декрет «Об учреждении государственной комиссии по народному просвещению» на который возлагаются все функции, выполнявшиеся прежде Министерством народного просвещения.

23 января 1918 г. Декретом Совета Народных Комиссаров «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» объявляется свобода совести, отменяются всякие привилегии и ограничения, связанные с религиозным вероисповеданием. Церковь отделяется от государства и школы, запрещается преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях.

На V Всероссийском Съезде Советов в заседании от 10 июля 1918 года была принятая Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, в 13 статье которой было провозглашено: «В целях обеспечения за трудящимися действительного доступа к знанию Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика ставит своей задачей предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование»[4].

26 декабря 1919 года был принят декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» обязующий всё население Республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать или писать, обучаться грамоте. Начата широкая работа по организации и строительству новых школ для взрослых и пункты ликвидации неграмотности: уже к 1936 г. число школ увеличилось по сравнению с 1933 г. на 16725, а число высших учебных заведений по сравнению с 1914 г. выросло в 7,7 раз. В результате к 1932 г. почти все дети в возрасте от 8 до 11 лет были учениками школы. К 1940 г. около 90 процентов населения СССР было грамотным[5].

Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, утвержденная 21 января 1937 г. постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов в 125 статье содержит описание гарантий реализации права на образование: «Право на образование граждан РСФСР обеспечивается всеобще-обязательным начальным образованием, бесплатностью образования, включая высшее образование, системой государственных стипендий подавляющему большинству учащихся в высшей школе, обучением в школах на родном языке, организацией на заводах, в совхозах, машино-тракторных станциях и колхозах бесплатного производственного, технического и агрономического обучения трудящихся»[6].

Конституция (Основной закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 апреля 1978 г. в статье 43дополняет гарантии реализации права на образование: «Право на образование обеспечивается бесплатностью всех видов образования, осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молодежи, широким развитием профессионально-технического, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством; развитием заочного и вечернего образования; предоставлением государственных стипендий и льгот учащимся и студентам; бесплатной выдачей школьных учебников; возможностью обучения в школе на родном языке; созданием условий для самообразования»[7]

Принятый 10 июля 1992 года Закон Российской Федерации «Об образовании» определяет принципы государственной политики и задачи законодательство в области образования, устанавливает государственные гарантии реализации права на образование и Федеральные государственные образовательные стандарты.

12 декабря 1993 на всенародном голосовании была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации, которая провозгласила высшей ценностью самого человека, его права и свободы и в статье 43 закрепила право каждого гражданина на образование. Согласно данной статье гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования и право получить высшее образование бесплатно на конкурсной основе.

29 декабря 2012 был принят Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» устанавливающий правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, раскрывающий основные принципы государственной политики в области образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.

Статья 34 закона «Об образовании» подтверждает основные конституционные права и свободы обучающихся - право на уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации, свободное выражение мнений и убеждений, свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом, охрану здоровья.


[1] Жуков В.И. Российское образование: истоки, традиции, проблемы / В. И. Жуков –  М.: Маркетинг: Союз, 2001. – 844 с. (С. 79)

[2] Андреев А.Л. Российское образование: Социально-исторические контексты. - М.: Прогресс, 2008. – 359С. (С 235).

[3] Третьяков А. Л. Некоторые предпосылки организации этико-правового и духовно-нравственного просвещения учащихся: исторический анализ // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2016. - №3. – С. 121-132. (Стр 122)

[4] Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917—1918 гг. Управление делами Совнаркома СССР М. 1942, стр. 671-682.

[5] 20 лет Советской власти. Статистический сборник. Двадцать лет Советской власти. Цифровой материал для пропагандистов. Москва. Партиздат ЦК ВКП(б), 1-я Обр. тип. ОГИЗа РСФСР, треста Полиграфкнига. 1937г. 112 с.

[6] https://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1937/red_1937/3959896/chapter/7ccf1f5439bb68fc593de20e309a7853/

[7] https://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1978/red_1978/5478721/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Дата подписания: 29.12.2012 Д...

Гарантии реализации права на образование в Российской Федерации

Право человека на образование обеспечивается посредством гарантий, предусмотренных в действующем законодательстве Российской Федерации в сфере образования. Главным требованием, предъявляемым к таким г...

Программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-

Программа  разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации,  Федераль...

Проблемы реализации права на образование в Российской Федерации

Проблемы имеются практически на каждом уровне системы образования, и их решение - это важнейшая стратегическая задача России. Новое время требует новых реформ, способных повысить образовательный урове...

Семейный Кодекс Российской Федерации — основной кодифицированный нормативный правовой акт, регулирующий семейные отношения на территории Российской Федерации. Был принят вместо действовавшего до этого КоБС РСФСР. Семейный кодекс состоит из восьми разделов

Семейный Кодекс Российской Федерации — основной кодифицированный нормативный правовой акт, регулирующий семейные отношения на территории Российской Федерации. Был принят вмес...