Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста
консультация

консультация для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vliyanie_palchikovyh_igr_na_razvitie_rechi.doc955 КБ

Предварительный просмотр:

«Влияние пальчиковых игр на развитие речи

детей раннего возраста»

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а

умелые руки снова способствуют развитию мозга»

Иван Петрович Павлов.

На всех этапах жизни ребёнка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи – до 7 лет, когда кора больших полушарий ещё окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребёнка. Учёные установили, если развитие пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие.

В последние годы отмечается, что уровень речевого развития детей заметно снизился. А происходит это потому, что взрослые стали меньше говорить с детьми, меньше читать им художественную литературу: сказки, стихи, потешки и т.д.

Речь в раннем возрасте, как указывал Д.Б. Эльконин, надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребёнок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями. Именно поэтому в раннем возрасте и происходит интенсивное развитие речи.

Первые годы жизни ребёнка имеют решающее значение для дальнейшего развития его языка. Многие из причин, обусловливающих задержку в этом развитии, и дефекты речи детей более старшего возраста кроются часто в условиях жизни на раннем этапе. К сожалению, всё чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью.

В своей работе я использую пальчиковые игры, читаю детям потешки,  а детей прошу как то их обыграть.


В первую очередь создала картотеку пальчиковых игр.

В неё вошли следующие игры:

  • игры с пальчиками «Сорока- белобока», «Идёт коза рогатая» и др.
  • пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин», «Тесто ручками помнём» и др.
  • пальчиковые потешки «Пошёл котик на торжок» и др.
  • пальчиковые сказки «Репка», «Теремок», «Колобок» и др.
  • пальчиковый и теневой театры.

При организации занятий пальчиковой гимнастикой определёнными условиями являются:

  • создание развивающей среды;
  • подбор специальных методов;
  • подбор наиболее эффективных приёмов

Все игры с пальчикми сопровождаются стихотворным текстом. Пальчиковые игры в сопровождении стихов развивают не только мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребёнок научится понимать смысл услышанного и устанавливать ритм речи.

Существует масса народных игр-потешек, пальчиковых игр, упражнений в которых сочетается речь и движение рук. Разучивание текста с применением «пальчиковой» гимнастики способствует более быстрому формированию речи, пространственного мышления, внимания, воображения, помогает в усвоении эмоциональной выразительности.

В своей работе использую основные принципы дидактики от простого к сложному. Все занятия провожу в игровой форме, поэтому, они вызывают у детей большой интерес и не приводят к переутомлению. Начинаю и заканчиваю занятие простейшими приёмами массажа: поглаживание, растирание, сжимание и разжимание кулачков, лёгкое потряхивание кистями.

Выполняя пальчиками различные упражнения, кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Пальчиковые игры не только влияют на речевое развитие, но и мгновенно переключают малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения и успокаивают.

Тренируя пальчики малыши получают первые навыки межличностного общения друг с другом, ощущают радость взаимопонимания вербального и невербального общения.

Немаловажное значение в развитии мелкой моторики и развитию речи играют сказки.

Очень важно использовать в своей работе театрализованные игры, игры-драматизации, пальчиковый театр и т.д. Здесь требуются умелые руки и желание произносить монологи, даже самостоятельно создавать сценарии.

Куклы двигаются в такт музыке, поворачивают голову, кланяются, выразительно действуют «руками» - детскими пальчиками. Достичь хороших результатов в работе помогло использование разнообразных форм с родителями: (ведь это не маловажно, чтобы и дома родители продолжали играть с детьми в пальчиковые игры).

Применяем следующие виды работы:

  • индивидуальные беседы;
  • консультации для родителей, памятки, анкетирование;
  • папка передвижка «Весёлые пальчики», которая постоянно обновляется;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей раннего возраста

О мелкой моторике в последнее время написано немало книг и пособий. И это не случайно.Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи у ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достиг...

«Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста".

Формированию речи детей раннего возраста посвящено много работ. В некоторых основное внимание уделено характеру голосовых и речевых реакций детей в онтогенезе; в других -  рассматриваются физиоло...

Консультация для родителей "Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста"

Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста...

План самообразования "Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста"

План самообразования "Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста...

План самообразования "Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста"

План самообразования "Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста....

Статья "Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста"

Статья опубликована в сборнике научных статей  "Образовательная среда: постижение культурно-исторической реальности" ( Образовательная среда: постижение культурно-исторической реальност...