Доклад для педсовета «Работа с картинками с детьми раннего возраста»
методическая разработка (младшая группа)

Мышкина Елена Михайловна

    Помня принцип педагогики – от простого к сложному, начиная с конца первого года жизни детей системно заниматься, к 2,5 - 3 годам могут не только продуктивно рассматривать достаточно сложные сюжетные картинки и картины, замечая детали изображения, описывать изображенное с помощью наводящих вопросов, 2-3х словными предложениями, но и выполнять более сложные умственные действия на подбор, группировку, классификацию изображений по словесной инструкции взрослого, что способствует умственному и речевому развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_3.docx16.02 КБ

Предварительный просмотр:

ГБУЗ ТО «Тюменский специализированный дом ребенка»

Доклад  для педсовета

«Работа с картинками с детьми раннего возраста»

           

Воспитатель группы№2

Мышкина Е.М.

г. Тюмень  2019 г.

       Занятиям, на которых используется иллюстрированный материал, отводится особая роль в педагогике раннего детства. Уникальность и ценность таких занятий в наглядности, сочетающейся со словом, что особенно значимо для маленького ребенка. Каждая картинка отражает реальный предмет или явление, имеет определенное словесное выражение – название. Но  прежде чем узнать изображения и обозначить их словом, ребенок должен неоднократно видеть эти предметы, действовать с ними, обследовать их свойства (двигать, бросать, стучать, лизать и т.д.) Поэтому занятиям с картинками должны предшествовать наблюдения и действия с реальными предметами. Ведь картинка – это плоскостное изображение предмета, и не всегда совпадает с тем, с чем малыш встречался в реальной жизни. Детям раннего возраста для рассматривания вначале следует давать изображения отдельных предметов (предметные картинки), простых по форме, без лишних отвлекающих  внимание деталей.

      «Работу с картинкой» начинаем в конце первого года жизни, с одиннадцати месяцев. Ребенок на занятии должен понять, что слово «картинка» относится именно к изображению предмета. На первых занятиях сопоставляются реальный предмет и его изображение на картинке по такой схеме:

  1. Показ и рассматривание предмета.
  2. Показ картинки.
  3. Сопоставление картинки и предмета. При этом сначала картинка и предмет показываются одновременно, а затем последовательно с названием того и другого.

      В год ребенку предлагается два предмета и две картинки, методика рассматривания и сопоставления такая же, но в этом случае ребенок должен узнать предмет на картинке и выбрать правильный вариант. Помогаем ребенку находить изображения предметов по вопросам («Где кошка? Петушок?»), по просьбе («Найди куклу. Дай мячик»)

      В 1 год 3 месяца, когда ребенок начинает хорошо ориентироваться в двух картинках, добавляется третья, закрепляем умение узнавать знакомые предметы на картинке. На последующих занятиях одну из трех картинок меняем.                                                      

      После 1 года 6 месяцев внимание детей обращаем не только на объект, но и - в основном – на изображение действий. Обучение проходит в несколько этапов:

  1. Предлагается два разных объекта и два разных действия («Что собачка делает?» - «Сидит», « А что делает кукла?» - «Спит»).
  2. Разные объекты – одинаковые действия («Кукла ест, кошка ест»).
  3. Один объект – разные действия («Собака ест, собака спит»).

      Вначале ситуации обыгрываются с игрушками, затем детям предлагаются сюжетные    картинки для рассматривания и сопоставления.

     К 1году 9 месяцам дети начинают ориентироваться на картинке с простым сюжетом, узнают  персонажей, понимают действия («Мама купает малыша», «Дети играют в кубики» и т.д.), расширяем представления детей о действиях людей, учим устанавливать по изображению предметов причинно-следственные связи (мама малыша искупает – он станет чистым).

     С 2-х лет привлекаем детей к рассматриванию картин со знакомым, но более развернутым сюжетом, отражающим времена года (« Осень в лесу», «Зимние забавы», «Дети одеваются на прогулку», «Пускание корабликов» и т.д.). Предшествует рассматриванию картин предварительная работа с детьми: наблюдения за погодными явлениями, природными изменениями, действия с определенными предметами (лопатка, ведерко, санки), чтобы дети знали их назначение, дидактические игры («Оденем куклу на прогулку») и т.д. Перед  рассматриванием картины даем предваряющий рассказ из опыта детей. Затем предлагаем детям рассмотреть изображение, рассказывая о содержании картины. Вначале обращаем внимание на персонажей (например, детей), отмечаем их действия, одежду, настроение, особое внимание обращаем на совместные действия с определенной целью (дети скатывают снежный ком, чтобы сделать снеговика). Затем рассматриваем второй  план картины – явления природы, по которым определяется время года. Далее просим детей ответить на вопросы по картине, опираясь на услышанное, помогаем правильно сформулировать ответ.

                                                             

 И тогда им становится ясно, почему именно так, а не по-другому одеты дети; почему у них в руках именно эти, а не другие предметы; почему они действуют (играют) именно так, а не иначе.

          Картина не убирается, дети имеют возможность рассматривать ее вне      занятия.

     На 3-м году значительно усложняется работа с предметными картинками. В речевую практику вводятся существительные с собирательным значением (одежда, игрушки, мебель, посуда, транспорт, домашние и дикие  животные, их детеныши, птицы, овощи, фрукты). Дети учатся классифицировать  предметы по существенным признакам. Уточняются такие обобщающие понятия, как животные – теперь дети учатся различать домашних животных и животных – обитателей леса, отличить грузовой транспорт от легкового, овощи от фруктов.

    Помня принцип педагогики – от простого к сложному, начиная с конца первого года жизни детей системно заниматься, к 2,5 - 3 годам могут не только продуктивно рассматривать достаточно сложные сюжетные картинки и картины, замечая детали изображения, описывать изображенное с помощью наводящих вопросов, 2-3х словными предложениями, но и выполнять более сложные умственные действия на подбор, группировку, классификацию изображений по словесной инструкции взрослого, что способствует умственному и речевому развитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-дефектолога с детьми раннего возраста

В презентации кратко показаны здоровьесберегающие приемы, которые используют в своей работе учителя-дефектологи Дома ребенка с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья...

формы работы педагога- психолога с детьми раннего возраста

В статье описаны различные направления работы с детьми 2-3 лет...

Опыт работы с музыкально-одарёнными детьми раннего возраста

Иллюстрация опыта работы с музыкально-одарёнными детьми раннего возраста....

Описание опыта работы с музыкально-одарёнными детьми раннего возраста

Краткое описание основных теоретических аспектов работы с одарёнными детьми...

Направления работы педагога-психолога с детьми раннего возраста в условиях ДОУ

Направления работы педагога-психолога с детьми раннего возраста в условиях ДОУ...

Буклет Работа педагога- психолога с детьми раннего возраста

В.А. Сухомлинский: «Дети должны жить в мирекрасоты, игры, сказки, музыки,рисунка, фантазии, творчества»....

Обобщение педагогического опыта работы по теме: «Нетрадиционные техники работы по аппликации с детьми раннего возраста».

Аппликация - один из видов изобразительной деятельности, предполагающий создание сюжетов из бумаги, ткани, природных материалов, приклеенных на плотную подложку из картона, бумаги, иногда из фанеры.Ка...