Конспект работы образовательного центра «Хочу все знать» «Приключение дождевого червячка»
материал (подготовительная группа)


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №7»

Конспект работы образовательного центра

«Хочу все знать»

«Приключение дождевого червячка»

                                                                  Подготовила и провела:  

                                                                    Воспитатель В К К  

                                                             МБДОУ «ЦРР- детский сад №7»

                                                                      Петрухненко Н. С.                                                                      

                                                                       

2019

Цель: Расширять представления детей о почве, как компоненте природы, ее составе (корешки растений, остатки насекомых, листьев).

Задачи: Познакомить детей с представителями почвенной фауны – подземных животных: дождевом черве, жуке, кроте. Показать на примере опытов, что в почве есть воздух, при сжимании комочков земли он «уходит», как происходит загрязнение почвы: обсудить последствие этого.

 Активизировать в речи слова: почва, подземные жители, воздух, рассыпчатая, сжимается. Продолжать учить детей делать простейшие выводы, умозаключения на основе практической деятельности, выражать их в своей речи.

 Воспитывать интерес к исследованию состава почвы, экологически грамотное поведение в лесу, в парке: ходить по дорожкам, не топтать все вокруг, чтобы сберечь жизнь подземных жителей, растений. Формировать дружеские взаимоотношения во время опытов, игры.

Дать детям представление о дождевом червяке, его приспособление к жизни под землей и его роли в создании плодородной почвы;

Сформировать бережное отношение к дождевым червякам;

Установить, почему во время дождя черви выходят на поверхность.

Материалы и оборудование: иллюстрации подземных жителей земли; письмо от дождевого червяка; стаканчики с водой; стаканчики с почвой; шапочки с изображением: «червяка», «дерева».

На адрес детского сада, пришло письмо. (Воспитатель открывает конверт, читает письмо).                      

Письмо дождевого червяка.

Дорогие друзья!

Обращаюсь к вам в надежде, что мы действительно подружимся. Правда, я знаю, что не все желают дружить с обыкновенным подземным червяком. А мне так хочется найти друзей! Я очень одинок, мне никто не пишет, вот и я решил начать переписку сам. Большинство людей меня почему-то недолюбливает, а сравнение с гадким скользким червяком считается у вас оскорблением. Постараюсь убедить вас, что все дождевые черви заслуживают если не любви, то глубокого уважения за неустанный огромный труд.

А теперь немного о нашей профессии. Питаемся мы гниющими листьями, заглатываем комочки земли, песчинки. Вы знаете, что в лесах, на лугах постоянно накапливается много засохших, увядших растений, останков животных. Надо же что – то с ними делать! Мы дождевые черви, и наши коллеги по работе (улитки, бактерии, многие жуки) выполняем роль мусорщиков и санитаров. Мы превращаем ненужные остатки, отходы в очень нужную для всех почву, роем ходы, рыхлим землю. По этим ходам к корням растений легко проходит вода и воздух. На такой земле лучше растут травы, деревья. Так что мы должны быть желанными гостями на ваших огородах. Чем больше нас будет, тем богаче станет почва на ваших грядках. Как видите, мы помогаем выращивать хорошие урожаи.

Мы, дождевые черви, видимся с вами редко: ведь наш дом под землей, где мы строим настоящие лабиринты. И лишь во время дождя, когда наши норки наполняются водой и нам нечем дышать, мы вынуждены выползать на поверхность. Правда, чувствуем мы себя при этом не очень уютно, ведь дождевые черви – подземные жители. Радуются ли люди возможности увидеть нас, встретится с нами? Увы, многие из них в лучшем случае не обращают на нас внимание, а в худшем – стараются раздавить. А за что собственно? Может быть, им не нравиться наш внешний вид? Но ведь, он соответствует тем условиям, в которых мы живем. Мы скользкие, длинные, потому что это помогает нам передвигаться в почве и рыть глубокие ходы. Нельзя презирать живое существо только за то, что оно не похоже на вас. Подумайте об этом…Надеюсь, что вы теперь тоже будите с пониманием, относится к нашей жизни, и мы станем друзьями. И, может быть, кто-нибудь из вас ещё напишем мне письмо. Возможно, во время дождя увидимся.  

  До свидания. Навеки ваш друг, Дождевой     Червь».

Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы иметь в друзьях, такого необычного жителя земли? (Ответы детей.) А давайте, постараемся подружиться с дождевым червяком. Я все-таки уговорила дождевого червяка посетить нас, но пожалуйста, видите тихо, он не   любит, когда кричат, громко разговаривают, стучат.

 Опыт №1. Рассматривание почвы на листках бумаги и через микроскоп. Беседа о её составе, свойствах. Вопросы: Что это? Как назвать землю другим словом? Какая почва? (черная, серо – коричневая, рассыпчатая, сухая). Что вы видите в почве? (корешки, сухие останки растений, насекомых). Как вы думаете, как это все попало в землю? Кто живет в земле, в подземном царстве? (черви, кроты, жуки, личинки). Чем они дышат? (воздухом). Давайте посмотрим, есть ли в подземном царстве воздух? Как можно увидеть воздух в воде?

Опыт №3 «В почве есть воздух»

Дети вместе с воспитателем в свою банку с водой опускает образец    почвы, смотрят, есть ли пузырьки воздуха в воде.

Вопросы: Как проверить, есть ли в земле воздух? Почему на поверхности воды появились пузырьки? У кого больше (меньше) всех пузырьков? Что это означает? Почему подземные жители себя хорошо чувствуют под землей?

 Опыт №2 «В пустых местах почвы находится воздух, при сжимании земли он «уходит»

Воспитатель предлагает детям рассмотреть комочки земли и запомнить, как они выглядят. Обращает внимание на то, что внутри комочков есть «пустые места», где прячется воздух. Затем предлагает сжать комочек земли в руке. Вопросы: Что с ними произошло? Каким он стал? Увеличился или уменьшился? Почему? (так как «пустых мест» между частичками земли стало меньше, они прижались друг к другу, а воздух «ушел»: для него не осталось места). Точно также под тяжестью нашего тела сжимается земля на тропинках, дорогах, а воздух «уходит»

В лесах, парках, скверах много тропинок. Где можно обнаружить больше живых существ – в земле под тропинками или на участках, которые люди не посещают? Почему? Что произойдет с подземными жителями, если в лесу будут ходить не по тропинке, а всюду, где им захочется?

Выводы: Чем больше мест в лесу, парке будут вытаптываться людьми, тем меньше подземных жителей там останется. Где нужно ходить в лесу: где захочется или по дорожкам. Почему? Воспитатель: Сейчас, мы с вами проведём опыт, и установим, по какой причине дождевые черви выходят на поверхность земли во время дождя.

Опыт№3 Дети наливают воду в стакан с почвой, пока ее не скроет вода. Расскажите, что вы видите? Почему сначала пузырьки появлялись, а потом перестали?  (Появляются пузырьки воздуха, с поступлением большего количества воды, вода вытесняет воздух, заполняя всё пространство и воздух исчезает).

Вывод: Вода вытесняет воздух из земли, поэтому мы видим поднимающие из воды пузырьки воздуха. Поэтому черви вылезают наружу из-за нехватки кислорода в земле. Таким образом, после сильного дождя, часто на поверхности земли можно увидеть дождевых червей, т.к. им необходим кислород.

Воспитатель: Теперь вы знаете, почему дождевых червей много после дождя. И если вы увидите дождевых червей на асфальтированной дорожке, то соберите и перенесите их в безопасное место: на клумбу, под дерево, в траву. Вы также поняли, что червяки приносят пользу нашей земле.

Природа – настоящая волшебница. В ней так всё устроено, что ничего зря не пропадает, и все обитатели земли живут в дружбе и согласии.                        

 А сейчас мы превратимся в дождевых червей и поиграем в игру «Мы – дождевые червяки».

Дети становятся дождевыми червяками – и двигаются по длинным трубам из ткани, имитирующие ходы, по которым ползают дождевые червяки. Кто быстрее доползет до цели?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект игровой образовательной ситуации "Хочу все знать"

конспект ИОС по образовательной области "Познавательное развитие" раздел безопасность...

Конспект работы образовательного центра Игротека

Конспект работы образовательного центра Игротека «Дед Мороз и Ёлочка"...

Конспект работы в лаборатории «Хочу все знать» по теме «Посмотри, как хорош, мир в котором ты живешь»

Цель: создание условий для развития познавательной активности детей посредством знакомства со способами очищения воды.Задачи:• способствовать расширению представлений детей о необходимости и...