Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания личности детей старшего дошкольного возраста
консультация (старшая группа)

Сайгина Нина

В данной статье раскрыта методика чтения сказок для дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 78 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА САРАНСК

«Сказка, как средство духовно-нравственного

воспитания личности детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей

Воспитатель : Сайгина Н.П.

        

г. Саранск 2019

 

       Одним из средств создания положительных нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является сказка. Понятие о нравственности, нормы и правила поведения, заложенные в ярких образах сказки, способствуют становлению нравственных представлений. В процессе работы со сказкой дети постигают азы духовной культуры своего народа.

Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте? Во – первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.

При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия – это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка «сказочной» форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

Во – вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образцов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.

Приемы формирования восприятия сказки

Сказка ценна своим непосредственным воздействием на ребенка, где мораль естественно вытекает из действий и поступков героев. Поэтому назначение многих методических приемов состоит в том, чтобы облегчить детям процесс слушания и понимания (помочь запомнить сказку, глубже пережить ее). Конечно, приемы способствуют и лучшему усвоению текста, более

глубокому восприятию его в целом.

Этим целям соответствует, прежде всего, такой прием, как

выразительность

чтения  .

Сущность выразительного чтения по сравнению с деловым, логическим чтением в его эмоциональной насыщенности. Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушивались .Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.

Следующий прием – повторность чтения . Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить тут же еще 1-2 раза. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Необходимо повторение этого материала

  • на других занятиях, чтобы достичь наиболее глубокого восприятия, предотвратить забывание. Повторное чтение и рассказывание возможно сочетать с занятиями рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребенку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети. Задача воспитателя поощрять разнообразное изобразительное творчество.

Один из приемов, способствующих лучшему усвоению текста, – выборочное

чтение   (отрывков, песенок, концовок).

  • старших группах выборочное чтение может преподноситься детям игровым путем, в виде загадок, викторин. Можно задать ряд вопросов (Из какой сказки этот отрывок? Из рассказа или сказки этот отрывок? Чем закончилась эта сказка? И другие).

Если после первого чтения сказка уже понята детьми, воспитатель может использовать

ряд дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие –

показ

игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами,

руками  ..

Драматизация

является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок

выполняет роль сказочного персонажа.

Привлечением детей к участию в драматизации удается развить у них выразительную речь, произвольное внимание, воображение. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.

Драматизация используется в сочетании с другими приемами только после повторного рассказывания или чтения, когда дети частично усвоили содержание сказки.

Значение драматизации как приема обучения и в том, что дети от слушания текста, небольшого его анализа переходят к действию и воспроизведению текста.

Использование драматизации как приема привлекает к занятиям, прежде всего, менее активных детей, таких, которые медленнее запоминают текст. Участие в представлении настольного театра активизирует даже самых молчаливых детей.

Можно использовать        словесные приемы        . Зачастую детям бывают непонятны некоторые слова или выражения. В таких случаях надо давать им возможность понять новое слово, строить фразы путем осмысления ситуации. Как правило, не следует прерывать чтение объяснением отдельных слов и выражений, так как это нарушает восприятие произведения. Это можно сделать до чтения.

Широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге .

Иллюстрация – рисунок, относящийся к определенной части текста, поясняющий какой-то момент. Она может быть полностью понята, если известно содержание соответствующего отрывка. Иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения.

Нужно учить ребенка внимательно, долго рассматривать иллюстрации, узнавать на них героев прочитанной сказки.

Начиная со старшей группы, детям задают вопросы, направляющие их внимание на средства выразительности в рисунках. Показывая какую-либо иллюстрацию, необходимо вновь обращаться к тексту, повторно прочитать эпизоды, в которых описывается изображенное на рисунках. Таким образом, осуществляется взаимосвязь между восприятием текста и иллюстрации.

  • детьми шести-семи лет можно проводить сравнительное рассматривание                 иллюстраций

  • одной и той же сказке

Детей желательно знакомить и с обложкой. Обложка – это лицо книги. Обычно на обложку художник выносит один из наиболее характерных эпизодов сказки.

Иллюстраторы детских книг стремятся давать обложки яркие, выразительные.

Для того чтобы дети заинтересовались обложкой, надо умело приучать детей наблюдать  ее.

Показывая ее детям, я обращаю внимание , прежде всего на обложку в целом, а потом на детали: каков узор, как нарисовано заглавие, какие буквы. Следующий прием – беседа по сказке . Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая (заключительная) беседа после чтения.

Во время заключительной беседы важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков.

В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок, обсуждение

  • решение проблемных ситуаций
  • моделирование
  • речевая ситуация
  • беседа
  • диалог

Все вышеперечисленные приемы использую в работе, учитывая возраст детей, индивидуальные особенности и даже их настроение.

 В своей работе каждый педагог может использовать следующие средства информационно-коммуникативных технологий: 

• Мультимедийный проектор

  • Компьютер

• Музыкальный центр

• Телевизор

• Магнитофон

• Фотоаппарат

Так же можно выделить следующие виды интерактивных материалов:

• Фотографии

• DVD – диски (видеофрагменты: фильмов, сказок, мультфильмов по сказкам)

• Презентации

• Слайды

 Методы по ознакомлению дошкольников со сказкой

Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя

,

т.е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, я рассказываю детям

наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть

произведений читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является

примером для детей.

Следующий метод – рассказывание

, т.е. более свободная передача текста.

При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение

пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы

дети заслушивались.

Для закрепления знаний полезны такие методы, как

дидактические игры на

материале знакомых сказок

, литературные викторины.

Примерами дидактических игр могут служить игры “Отгадай мою сказку”, “Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я?” (описание героев) и другие.

Литературные викторины проводятся, как итоговые квартальные занятия или вечерние развлечения.

При помощи сказочных произведений можно бороться с различными детскими "недугами". В психологии этот метод работы с детьми, испытывающими те или иные затруднения, называется

  • к а з к о т е р а п и я. Различные авторы, использующие этот метод в своей работе (Д. Бретт, Д. Миллс, Р. Кроули, Д. Соколов, Л. П. Стрелкова и др.) указывают, что применение сказкотерапии позволяет решать ряд проблем (как сиюминутных, так и глубоко личностных), возникающих у детей дошкольного возраста. В частности посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, непринятием своих чувств и т. д. Кроме того сказкотерапия позволяет ребенку актуализировать и осознавать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решении

Организация предметно – развивающей среды

  • Библиотека: книжки-малышки, рассказы в картинках, книги писателей.

  • Портреты писателей.

  • Подбор художественной литературы по жанрам, тематике соответствующей перспективному (тематическому) плану.

  • Организация тематических выставок писателей и поэтов.

  • Тематические выставки художественной литературы разных авторов по сезонам, праздникам.

  • Аудио – энциклопедии

  • Книги, знакомящие с культурой русского народа: сказки, загадки, потешки, игры.

  • Стихи, рассказы, знакомящие детей с историей страны, с ее сегодняшней жизнью.

  • Книги о жизни природы, о животных, растениях (хорошо иллюстрированные) страны, края.

  • Издания тех произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях

  • Юмористические книги с иллюстрациями (Н.Носов, С. Маршак, В. Драгунский, Э. Успенский и др.).

  • Книги, которые дети приносят из дома.

  • «Толстые» книги, которые воспитатель читает детям в группе в течение длительного периода времени.

  • Справочная и познавательная литература.

  • Энциклопедии.

  • Книжки-раскраски, книжки – самоделки.

  • Аудио и CD –диски для прослушивания (произведения по программе и любимые детьми произведения).
  • уголок «Сказки», включающий сундук « ряженья» и «Место тишины» (для уединения детей , индивидуальных бесед с детьми),
  •  разные виды театров:
  • настольный

  • пальчиковый

  • театр рукавичек

  • кукольный,

  • - изготовили шапочки различных животных для драматизации сказок

Содержание деятельности

. Мы подобрали репертуар сказок с ярко выраженными нравственными качествами для рассказывания детям . После каждого рассказывания сказки обязательно проводилась беседа. Большинство детей, отвечая на вопрос, кто им понравился или не понравился в сказке, правильно ориентировались в оценке героев и занимали по отношению к ним определенные позиции: положительные персонажи им нравились, служили предметом их симпатий, сочувствия; отрицательные вызывали порицание и даже возмущение, дети награждали их такими эпитетами, как «противный», «злой» и пр.. Например, вопрос : «Что понравилось в сказке?» требовало от детей более сложной работы мысли - им нужно выделить и назвать поступок героя, который произвел на них впечатление.

Вопрос : «Почему нравится или не нравится герой сказки?» требовал от детей убедительной мотивировки определившихся у них симпатий или антипатий. Приведем характерные примеры ответов детей на данный вопрос.

«Нравится Аленушка (из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка») за то, что она хорошо одета».

«Не нравится Баба Яга (в сказке «Гуси-лебеди»), потому что она страшная».

Наиболее удовлетворительными были ответы детей, в которых они называли определенные качества, характеризующие героя с моральной стороны. Одни говорили просто: «Герой нравится, потому что он добрый, храбрый, умный». Другие старались мотивировать свое отношение к героям.

Совершенствование восприятия у старших дошкольников идет по линии все большего осмысливания прослушанных сказок, обогащения чувств. Очень важно развивать у детей эмоциональную отзывчивость, эмоциональное отношение к героям и фактам произведения. При этом условии у них под влиянием воспитания формируется способность к элементарному анализу литературного произведения, умение в той или иной форме выразить свое отношение к героям, их поведению, дать им свою оценку.

Показательны в этом отношении пересказы детьми прослушанного текста. Анализируя восприятие дошкольниками русских народных сказок, мы убедились, что детские пересказы различны по характеру. В них проявляются индивидуальные особенности детей: степень развития речи, воображения. Некоторые дети точно сохраняют последовательность всех эпизодов сказки, передают ее текст близко к подлиннику; другие делают пропуски, а иногда меняют структуру сказки.

Интерес детей к сказке способствует пониманию ее содержания. Герои произведения становятся ближе, понятнее. Сочувствие персонажам, волнение за их судьбу приобретают осознанный характер. Такие же переживания дети начинают испытывать в аналогичных жизненных случаях. Переживая, осмысливая то, что им читают, дети, в сущности, осмысливают и оценивают действительность, в условиях которой они живут. Они учатся сопоставлять простые, доступные их пониманию жизненные явления с отражением их художественных литературных образов. Чтобы дети лучше усвоили способ построения сказки, использовали разнообразные приемы:

- показ кукольного театра

 - драматизация сказки

-    рисование отдельных элементов сказок.

При пересказе сказки предлагали детям передавать в интонации характерные особенности разных персонажей. Например, пересказывая сказки «Колобок», «Три медведя», «Волк и семеро козлят» предлагали подметить и передать в интонации характерные особенности разных персонажей ( волк - грубый, злой, козлята - маленькие, беззащитные, добрые).

Лучшему усвоению содержания сказки способствовали и такие приемы:

-  демонстрация рисунков, работ с использованием пластилина на которых изображены герои

сказки        с        ярко        выраженными        нравственными характеристиками;

  • словесные зарисовки.

Детям предлагалось вообразить себя художниками и рассказать, какие картинки они нарисовали бы к сказке и почему. Предлагала прослушивание сказки в грамзаписи, предлагала пропеть песенку из сказки или проговорить ту или иную фразу. С помощью специальных заданий закрепляла умение определять характер произведения по его тональности, вспоминали с детьми песенки, потешки, которые выражают какие-то чувства: веселые, грустные, тревожные. Большой интерес и желание у детей вызывает работа у зеркала, такие задания детям очень нравятся. Например: предлагаю показать «сердитого дедушку», «цветок». Детям предлагались такие игры: «Что хорошо, что плохо», «Кто говорит», «Ай- да Иванушка! Вот ведь чудак».

Все эти игры подготавливали дошкольников к драматизации сказок. При наблюдении за детьми

  • процессе игры-драматизации был выявлен большой разрыв между их интересными замыслами и выполнением этих замыслов. В процессе слушания произведения, которое предполагается драматизировать, дети понимают и переживают его содержание, дают правильную оценку его героям. У них возникают ясные, конкретные образы: в своем воображении они представляют себе, как надо действовать в данной ситуации. Дети подробно описывают, как петух из сказки «Лиса, заяц и петух» ходит, высоко поднимая ноги, как он поет звонко, уверенно, дают ему точную характеристику, называя смелым, задорным бесстрашным. Но дети еще не в состоянии реализовать в игре образ, который подробно описали и легко представили. Они воспроизводят указанные в тексте действия, произносят соответствующие слова, но не передают тех качеств героя, о которых сами же с таким увлечением говорили. В их исполнении образ тускнеет.

Вначале мы предлагали детям внимательно послушать уже знакомую им сказку, чтобы потом разыграть в лицах. Дети слушали ее внимательно. Знакомая, много раз слышанная сказка вызывает живые реакции детей. Их привлекает предстоящая игра, они готовы передать уже готовый замысел сказки, изобразить персонажей так, как это задумано в сказке. Дети способны передать в игре-драматизации содержание прослушанного произведения.

В процессе работы над формированием нравственных представлений средствами сказок детям предлагали придумать свою концовку сказки.

Когда уже у дошкольников накопится определенный запас знаний, можно провести игру: «Из какой сказки пришли эти герои».

Воспринятая мораль сказки не только переносится детьми на свой личный опыт, но и служит мерилом в оценке поведения своих товарищей.

  • процессе работы предлагала детям ответить на вопрос: «Почему герой совершил тот или иной поступок?». Они должны были дать моральную характеристику герою на основе его действий. В результате анализа большого количества ответов дошкольников выяснилось, что они способны установить связь между моральными качествами героев и их поступками. Это доказывает, что дети могут проникать во внутреннюю сущность явлений, дать им правильную оценку. Сказка становится эффективным средством этического и нравственного воспитания дошкольников.

Всю работу по формированию у детей нравственных представлений средствами сказок провожу комплексно: в совместной деятельности, в самостоятельной и в режимных моментах.

  • большинстве своем мы привыкли традиционно относиться к сказочному материалу. За многие десятилетия возникли стереотипы в этом плане: лиса всегда хитрая, жаль колобка, но что же поделаешь, поделом и пушкинской старухе, не болит у нас сердце и оттого, что раздружились лиса и журавль. Одна из главных задач, стоящих перед взрослыми, - познакомить ребенка с содержанием сказки, в лучшем случае побеседовать о том, что лежит на поверхности текста, обыграть, драматизировать, инсценировать...

Это так называемое традиционное направление работы со сказкой.

Можно  подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно. Нетрадиционно - это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только

воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один, давать характеристику героям, анализировать их поведение, предлагать им оригинальный выход из неблагоприятно сложившейся ситуации, и т.д.

Немаловажно подчеркнуть, что в силу традиции сказка часто несет в себе много заветных чаяний забитых, малограмотных, бедных, изнуренных ежедневным тяжким трудом людей. Не отсюда ли их мечта: «лежать на теплой печи, да есть калачи», чтобы все «само собой» делалось, чтобы в сумке всегда лежала «скатерть-самобранка» и т.д. Но не станем же мы из-за этого утверждать, что лень - это хорошо, что «не обманешь - не проживешь» и т.д.

Нетрадиционный подход как раз и дает нам и ребенку возможность правильно мотивировать, уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно.

Например:

  • сказке «Рукавичка» нравственный урок, мы также предлагаем раскрывать с помощью следующей поговорки: «В тесноте, да не в обиде».

Да, не в обиде, но ведь в ущерб кому-то. Вот тут-то и начинаются противоречия. Понять их на доступном дошкольнику уровне и творчески решать противоречия - один из важнейших вопро-сов в общей системе образования детей этого периода. И так, что же за противоречие в этой сказке, которого не замечают дети и, как правило, мимо которого проходят взрослые. Все внимание взрослых и детей приковано к рукавичке и ее гостям. Все забыли про деда, который зимой остался без рукавички. А как важно рассмотреть различные стороны этого случая. Для кого хорошо, что так случилось, а для кого плохо. А может быть, не так плохо и для деда (баба свяжет новые рукавички).

При этом важным являлась взаимосвязь речевой и умственной деятельности. В этой связи мы предлагали задания типа «Определите лишнее слово». Ребенок должен был по принципу системного подхода обобщить и отобрать нужное (только домашних животных или только диких).

  • примеру, из ряда слов: лиса, заяц, избушка, собака, петух - дошкольник определяет как лишнее слово «избушка». Вполне понятно, что любая систематизация по обобщенным признакам формирует логическое мышление.

Сказка должна способствовать и общению. Для этого предлагали игру-задание «Интервью». Для большей достоверности брали в руки «микрофон» А кто берет интервью, кто его дает, по какому поводу - все эти конкретные моменты диктовались сюжетами сказок.

Часто применяли «волшебную палочку ». Вначале мы - взрослые, оперировали ею в различных ситуациях (помогали Колобку стать невидимкой или, наоборот, великаном и т.д.). А затем,обученные владению «волшебной палочкой», дошкольники сами начинали действовать, вызволяя таким образом героев из беды. Возникла так называемая обратная связь: дети сами активно творили добро, фантазировали, таким образом, развивали собственное воображение. Также превращали себя и членов своей семьи, друзей в другие одушевленные, а порой неодушевленные предметы (мама - цветок, я - Иван-царевич, папа - тучка и т.д.); составляли фантастические сказки о себе.

Широко использовала в работе постановку проблемных вопросов.

Детям традиционно задается масса вопросов по тексту сказок. Они нередко сформулированы на уровне констатации (Куда пошла Красная Шапочка? Чем закончилась сказка «Морозко»?). Считаю, что полезнее вопросы поискового характера (почему, зачем, каким образом, а если бы, всегда ли).

  • примеру:

  • А если бы людоед не превратился в мышку, как бы Кот в сапогах оказался победителем? -дети начинают искать свои варианты, то есть решать поставленную проблему;
  • Всегда ли плохо, когда в грязь полез и рад, что грязна рубаха? - может быть, карапуз полез в лужу выручать собачку или достать игрушку...

Применяла в работе с детьми «Метод аналогий» ,он помогает формировать ассоциативное мышление, что очень необходимо и для будущего школьника, и для взрослого человека.. После чтения сказки «Золушка» дети называли таких же добрых, трудолюбивых, красивых героинь из других сказок.

Это могла быть и Красная Шапочка, и Крошечка - Хаврошечка, и сестрица Аленушка и т.д.

«Сказка развивает руки» Использовала принцип:

«Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю».

Детям предлагала что-то сделать: вырезать, склеить, изобразить сказку схематично или методом пиктографии, показать эпизод текста с помощью мимики и жестов. Такие занятия я считаю очень полезными .

При этом предлагала изобразить что-то или кого-то из сказки, но нестандартно, например, используя:

- объемную аппликацию (мнется аппликационная бумага, немного распрямляется, из нее вырезается контур предмета, слегка наклеивается, затем, в случае необходимости, дорисовывается); - пальцевую живопись (рисунок выполняется с помощью красок пальцами или кулачками);

- рисованием на мокрой бумаге ( смачивается кусок ваты или поролона, затем с их помощью влага ровно наносится на бумагу. Рисуется предмет густой краской);

  • используя волшебный рисунок ( вначале рисунок наносится контурно, с помощью восковой свечи, а затем сверху покрывается краской: контуры как бы проявляются);
  • монотопией (рисунок наносится кистью и краской на целлофан, затем целлофан переворачивается и прижимается к бумаге);
  • «живой» каплей (большая капля краски вместе с бумагой наклоняется в различные стороны. Полученный рисунок по необходимости обводится или дорисовывается);
  • коллаж ( в рисунке используется сразу несколько вышеперечисленных методов плюс открытки, ткани, природный материал).

Вывод: Такая работа обязательно должна принести желаемый результат по формированию нравственных представлений дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "«Русская народная сказка, как средство развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

В консультации  раскрыты приёмы работы со сказками, представлен алгоритм работы со сказкой в ходе  непосредственно образовательной деятельности....

Русские народные сказки как средство развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста

Аннотация  Художественная литература и народный фольклор имеют огромное значение в деле воспитания человека и вместе с тем являются одним из могучих средств развития и обогащения речи детей....

Якутские народные сказки – как средство развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста

Сказка является основным и самым понятным видом литературного произведения в дошкольном возрасте, поэтому велико ее значение в развитии детской фантазии, способности к воображению, в обогащении речи р...

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Практическая значимость обусловлена разработкой серии занятий с использованием сказок, направленных на формирование временных представлений  у  детей старшего дошкольного возраста, которая м...

Сказка - как средство формирования нравственного воспитания у детей младшего дошкольного возраста

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по самообразованию по теме «Сказка - как средство формирования нравственного воспитания у детей младшего дошкольного возраста»...

План по самообразованию в старшей группе на тему «Экологические сказки как средство повышения экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста».

В данном материалле представлен план по самообразованию на год в старшей группе по теме «Экологические сказки как средство повышения экологической культуры у детей старшего дошкольного возр...

презентация «Формирование духовно-нравственной культуры речи у детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с образом Александра Невского».

В данной презентации предоставлена система работы по развитию духовно – нравственной культуры речи через ознакомление с образом А. Невского у детей старшего дошкольного возраста....