Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.
план-конспект занятия (старшая группа)

Ковалева Татьяна Николаевна

«Сказка – это зернышко, из которого  прорастет эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений.»

«Чтение сказок – тропинка, по которой, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка.»

 Высказывание Василия Александровича  Сухомлинского

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

«Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Из опыта работы

2019г.

Тема «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

«Сказка – это зернышко, из которого  прорастет эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений.»

«Чтение сказок – тропинка, по которой, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка.»

 Высказывание Василия Александровича  Сухомлинского

Дошкольный возраст - период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. Он является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом.

Проблема состоит в том, что в наш век духовного обнищания сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение. Именно в детском возрасте важно успеть заложить ростки доброты, ответственность за свои поступки, любви к людям, природе своего края.

http://xn--46--5cddaucbi7d7a4beke.xn--p1ai/images/17-18/news/16.04.18_3/1116.04.18_11.jpg

Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта является, что педагогика определяет художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребёнка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве.

Развивать и воспитывать  в душе каждого ребёнка чувство добра, любви, уважения, сострадания, справедливости.

  • Побуждать у детей интерес к народным сказкам.
  • Создать необходимые условия для знакомства детей с  народными сказками.
  • Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
  • Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.

Система работы в себя по данной теме включает следующие формы работы со всеми участниками образовательного процесса.

Трудно представить детство без сказок и любимых детских книг.

Русские сказки – без сомнения заслуживают большего внимания: они память нашего давно минувшего, они – хранилище русской народности.

Совместная  деятельность детей  даёт много и маленькому и взрослому человеку, помогает им сблизиться душой. Сказки, как старые добрые друзья, их надо навещать время от времени.

При  пересказе  дети видят всех действующих лиц, это позволяет выявить возможность детей  воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст. Для этого могут быть использованы знакомые детям  сказки, короткие реалистические рассказы.

Ни один другой вид театрализованной деятельности так не способствует развитию артистизма, выразительности движений и речи, как игра – драматизация. Она не только расширяет представление ребенка, она обогащает его знания о действительности, а главное – игра вводит его в особый исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.

Чтение сказок – один из важнейших воспитательных моментов. Дети легко входят в сказочную обстановку , мгновенно превращаются «в доброго героя» и вместе с тем, так же свободно возвращаются в реальность. Дети чувствуют, что сказки не реальны, но в тоже время думают, что это могло происходить и  в действительности.

Сказка- великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа.

Человек, который верит в сказку, однажды в неё попадает, потому что у него есть сердце. Сказка - сопровождает ребенка с самого раннего детства. Сказка, созданная в давние времена, живет до сих пор, увлекает детей и содержанием, и художественной формой.

Проблема: Он залезть в него не смог, эта сказка «Теремок» «Что случилось с теремком?»

Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно - от лица какого - либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе, развить творческие способности, инициативу.

Со сказки у детей начинается  мир литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. Она является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

Сказочные герои запоминаются нам с детства. Сказка – добрый друг, с ней можно отправиться в волшебное путешествие, где добро всегда побеждает зло. Они служат для детей первым толчком к развитию памяти, фантазии, мышления, воображения, творчества. Дети очень любят рисовать по сюжетам сказок. Вот что у них получилось!

Дети любят слушать сказки. Любят пересказывать сказки. Любят рисовать сказочные сюжеты. Привлекательная для детей тема «Моя любимая сказка» предполагает блок непростых заданий: на рисование фигуры человека или животного, изображение действий.

Цель у дошкольников — передать в рисунке образ и характер сказочного героя.

Дети любят лепить из пластилина всевозможные поделки, ведь они получаются правдоподобными и подвижными. Волшебные сказки, вызывают особый интерес у детей.

Каждый ребенок слепит сказку или сюжет по-разному и с удовольствием ее перескажет. С фигурками, полученными своими руками, можно поиграть либо украсить полочку в детской комнате.

Оригами-это искусство бумажной пластики, родом оно из Японии. Имеет древнее происхождение от храмовых церемоний до любимого развлечения японцев. В начале 20 века оригами распространяется по всему миру.

Искусство оригами заключает в себе массу достоинств:

-способствует развитию мелкой моторики,

-гармонизирует работу полушарий головного мозга, т.к. действуют обе руки,

-способствует развитию конструктивного мышления у детей,

-способствует развитию творческого воображения,

-способствует развитию всех мыслительных процессов.

Расширение знаний дошкольников о русских народных сказках через включение их в разнообразные виды деятельности.

Закреплять знания детей о русских народных сказках и их персонажах; продолжать учить детей узнавать сказку по загадке, по иллюстрации, по отрывку ; развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог; воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки и интерес к народному творчеству.

Самостоятельная деятельность – явление полностью свободное для ребенка, но не свободное для взрослого, который создает условия для безопасной свободы ребенка.

Само по себе слово «пазлы» появилось от названия известного производителя этих головоломок «Trefl Puzzle». Пазлы – это своего рода мозаика–головоломка. Собирать пазлы можно как одному, так и всей семьей. Это прекрасное развлечение для взрослых, а для детей – это еще и отличная возможность развить логические способности, внимание и усидчивость.

Индивидуальная работа - это деятельность педагога-воспитателя, осуществляемая с учетом особенностей развития каждого ребенка. Она выражается в реализации принципа индивидуального подхода к учащимся в обучении и воспитании.

 Подгрупповая форма организации детей в играх дает возможность педагогу яснее и конкретнее увидеть уровни умственного развития каждого ребенка. На подгрупповых занятиях больше внимания уделяется индивидуальному подходу к детям.   

Мир сказок - особенный мир, своими законами, чудесами, загадками. Мир сказок полон добра. Сказочный ковер – самолет быстро умчит вас за молочные реки, а обычная лягушка, может обернуться красавицей царевной. В сказках всегда побеждают добрые, смелые, сильные, ловкие, быстрые. А как вы думайте, в реальной жизни?; а не сказочной людям необходимо быть добрыми, сильными, смелыми.

Сказка - это один из древнейших жанров устного народного творчества, произведение занимательного характера с интересным сюжетом, чаще с добрым финалом, вымышленными героями, волшебными предметами. Несмотря на вымысел, в основе каждой из них лежит реальная жизнь людей. Народные сказки приносили людям радость, внушали надежду на лучшее, веру в справедливость, словом, помогали жить

Коллективная форма организации дает возможность каждому ребенку формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи. Коллективные работы с детьми создаются по рисованию, лепке, аппликации, по одному виду или двум-трём видам.

В процессе театрализованной деятельности раскрывается творческий потенциал каждого ребенка, а родителей завораживает разнообразие персонажей, непринужденность в общении детей со сверстниками и взрослыми.

Важность чтения сказок для детей трудно переоценить и уже не требует доказательств. Ведь известно, что более успешным в дальнейшей учебе и, как следствие в будущей карьере, в жизни, может быть только любознательный и читающий человек.

Детям необходимо что-то загадочное, полное неожиданного, сказочное. А что может быть сказочным в сказке? Именно с нее и следует начинать, ею заинтересовывать, с ней «дружить», ведь ничто в мире  так не любят дети, как сказку.

Сказка ложь,
да в  ней намек
добрым молодцам урок.
                       (А.С.Пушкин)                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Испокон веков именно сказка  вводила детей в мир идеалов и ценностей традиционной культуры. Сказка нужна и малышу, и шестилетке, и даже подростку. Только задачи сказки по отношению к каждому возр...

"Сказка, как средства духовно-нравственного воспитания ребёнка дошкольника"

В данной статье рассказывается о влиянии русских народных сказок на духовно-нравственное воспитнание дошкольников....

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания ребёнка-дошкольника

Нравственное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка, оно способствует обогащению духовного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на освоение социальной действительности, повышает позн...

Русские народные сказки как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Роль русских народных сказок в воспитании дошкольников...

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

                                                      ...

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников...