Главные вкладки

    Консультация для воспитателей "Методика организации театрализованной деятельности в разных возрастных группах"
    консультация

    Никулина Оксана Александровна

    Консультация предназначена для воспитателей разных возрастных групп.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ns_portal.docx23.14 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для воспитателей на тему:

     «Методика организации театрализованной деятельности

    в разных возрастных группах»

    Самым любимым видом развлечения является театральное представление. Оно переносит ребёнка в красочный, волшебный мир сказки, где гармонично сочетается реальное и вымышленное. Дети верят персонажам и любят подражать тем героям, которые им больше всего понравились.

    Театральное искусство оказывает огромное воздействие на эмоциональный мир ребёнка, развивает его память, внимание, совершенствует речь и пластику движений, способствует раскрытию творческих способностей.

    Театрализованная деятельность формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.).

    Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки; умственно развиваются: думают, анализируют, делают выводы и обобщения; дети активизируют свой словарный запас, у них совершенствуется звуковая культура речи и её интонационный строй, улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.

    Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребёнка.

    Существует несколько классификаций видов театров для детей дошкольного возраста. Например, Л.В. Куцакова и С.И. Мерзлякова рассматривают следующие виды театров для каждой возрастной группы.

    1 младшая

    Группа

    2 младшая

    группа

    Средняя

    группа

    Старшая

    группа

    Подготовительная к школе

     группа

    Пальчиковый театр – способствует лучшему управлению движениями собственных пальцев.

    Театр кукол на столе – способствует владению техникой управления куклами настольного театра (куклы из бумажных конусов, цилиндров, коробочек, игрушки из ткани, меха, поролона и т.д.

    Театр ложек, верховые куклы (бибабо, куклы на гапите*) – знакомство детей с театральной ширмой, основами кукловождения.

    Знакомство с куклами-марионетками, куклами с «живой рукой», обучение технике управления этими куклами.

    Знакомство с куклами с «живой

    рукой», людьми-куклами и

     тростевыми куклами; обучение

     технике работы с этими куклами.

    Основные требования к организации театрализованных игр:

    • содержательность и разнообразие тематики;
    • постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса;
    • максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр;
    • сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры;
    • последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.

    Методика организации театрализованной деятельности

    в младшей группе

    На каждом возрастном этапе подходы к методике работы с детьми должны быть разными:

    – имитация характерных движений сказочных героев, где ведущие роли исполняют взрослые, обыгрываются игрушки.

     Необходимо формировать интерес к театрализованным играм, к просмотру небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель. За основу их взяты знакомые ребенку потешки, стихи, сказки. Важно стимулировать его желание включиться в спектакль. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши.

    Важным аспектом деятельности воспитателя является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры-драматизации:

    - игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте);

    - игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево);

    - игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке);

    - игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»);

    - игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов (3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»);

    - ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»);

    - инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»);

    - игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»).

    Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития специальных игровых умений.

    Первая группа умений связана с освоением позиции «зритель» (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам»).

    Вторая группа умений обеспечивает первичное становление позиции «артист», включающей умение использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя.

    Третья группа умений - это умение взаимодействовать с другими участниками игры: играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т.д.

    Деятельность воспитателя должна быть направлена на стимулирование интереса к творчеству и импровизации.

    Методика организации театрализованной деятельности

    в средней группе

    Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя.

    В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм. Работа воспитателя с детьми 4 - 5 лет должна состоять в поддержании их интереса к театрализованной игре.

    В работе с детьми используются: 1) многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух - трехчастных сказок о животных и волшебных сказок («Зимовье зверей», «Лиса и волк», «Красная Шапочка»); 2) игры-драматизации по текстам рассказов на темы «Дети и их игры», «Ребята и зверята», «Труд взрослых»; 3) постановка спектакля по произведению.

    В возрасте 4 - 5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра: мягкой игрушки, вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур.

    Существенно усложняются театрально-игровые умения дошкольников.

    Первая группа умений обеспечивает дальнейшее развитие позиции «зритель» (быть внимательным и доброжелательным зрителем; проявлять элементы зрительской культуры: не покидать своего места во время спектакля, адекватно реагировать на происходящее «на сцене», отвечать на обращение «артистов», благодарить их с помощью аплодисментов).

    Вторая группа умений связана с совершенствованием позиции «артист». Главным образом это подразумевает умение использовать средства нсвербальной (мимика, жесты, позы, движения) и интонационной выразительности для передачи образа героя.

    Третья группа умений обеспечивает первичное освоение позиции «режиссер» в режиссерской театрализованной игре.

    Четвертая группа позволяет ребенку овладеть основными умениями «оформителя спектакля», что подразумевает способность определять место для игры, подбирать атрибуты, вариативно использовать материалы и элементы костюмов.

    Пятая группа умений, направленная на позитивное взаимодействие с другими участниками игры, включает умение договариваться, устанавливать ролевые отношения.

    Методика организации театрализованной деятельности

    в старшей группе

    В старшей группе идет постепенный переход ребенка от игры по одному литературному или фольклорному тексту к свободному построению ребенком сюжета; от игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя.

    Новым аспектом совместной деятельности взрослого и детей становится приобщение детей к театральной культуре.

    Углубление опыта игры-драматизации заключается в том, что дети становятся более активными и самостоятельными в выборе содержания игр, относятся к выбору творчески. Старшему дошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями, инсценированием становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей.

    Усложняются тексты для постановок. В театрализованной игре начинают использоваться русские народные сказки-басни о животных («Лиса и журавль», «Заяц и еж», «Гуси – лебеди»), произведения Л. Толстого, И. Крылова, Г.Х. Андерсена, М. Зощенко, Н. Носова.

    У детей развиваются специальные умения, обеспечивающие освоение комплекса игровых позиций.

    Первая группа умений связана с совершенствованием позиции зрителя как «умного, доброго советчика».

    Вторая группа предполагает углубление позиции «артист», развитие способности выражать свое отношение к идее спектакля, герою.

    Третья группа обеспечивает становление позиции «режиссер-сценарист», что подразумевает способность воплощать свои замыслы не только собственными силами, но и организуя деятельность других детей.

    Четвертая группа позволяет ребенку овладеть некоторыми умениями оформителя-костюмера, т.е. способностью обозначать место «сцены» и «зрительного зала», отбирать, творчески использовать предметы-заместители и самостоятельно изготовленные атрибуты. Пятая группа умений предполагает использование позитивных приемов общения со сверстниками в процессе планирования игры, по ее ходу.

    Методика организации театрализованной деятельности

    в подготовительной группе

    Работа с детьми подготовительного дошкольного возраста осуществляется по двум взаимосвязанным направлениям:

    - первое предполагает работу по развитию внимания, воображения, движений детей, снятию их сценического волнения и т.д.;

    - второе направление целиком посвящено работе над ролью и включает анализ художественного произведения, инсценировки, работу над текстом, обсуждение особенностей характеров героев.

    Работа над ролью строится следующим образом:

    • Знакомство с инсценировкой (о чём она; какие события в ней главные);
    • Знакомство с героями инсценировки (где они живут; как выглядит их дом; каковы их внешность, одежда, манера поведения, взаимоотношение друг с другом и т.п.),
    • Распределение ролей
    • Непосредственная работа над ролью:

    - составление словесного портрета героя;

    - фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд и т.д.

    - сочинение различных случаев из жизни героя, непредусмотренных инсценировкой;

    - анализ придуманных поступков героя;

    - работа над текстом (почему герой говорит так; о чём он говорит и думает в этот момент). Педагог должен помочь ребёнку понять, почувствовать всё то, что скрывается за словами текста;

    - работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа на игровом пространстве, места его положения на сцене, темпоритма исполнения, мимики, интонации;

    - подготовка театрального костюма;

    - создание образа с использованием грима.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методика работы по театрализованной деятельности в разных возрастных группах

    Анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы позволил нам сделать вывод о том, что на каждом возрастном этапе подходы к методике работы с детьми должны быть разными....

    Консультация для родителей. Становление и развитие игровой деятельности в разных возрастных группах

    Цель: расширение знаний родителей об особенностях развития игровой деятельности детей в разных возрастных группах, повышение педагогической культуры...

    Консультация для родителей. Становление и развитие игровой деятельности в разных возрастных группах.

    Расширение знаний родителей об особенностях развития игровой деятельности детей в разных возрастных группах, повышение педагогической культуры...

    Особенности организации театрализованной деятельности в разных возрастных группах

    Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт, расширять творческий потенциал....

    Тематический план организации исследовательской деятельности в разных возрастных группах

    Материал содержит тематический план организации исследовательской деятельности с детьми от 4 до 7-8 лет в течение учебного года....

    «Методика организации конструктивно-модельной деятельности в разных возрастных группах»

    Конструирование является довольно сложным видом деятельности для детей. В ней мы находим связь с художественной, конструктивно-технической деятельностью взрослых....

    Методы и приемы развития творческих способностей детей в процессе театрализованной деятельности в разных возрастных группах.

    Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Их развитие способствует развитию личности ребенка в целом. Одним из способов всестороннего развития ребенка является теа...