Главные вкладки

    Консультация для воспитателей «Методика проведения ИЗО деятельности в разных возрастных группах детского сада»
    консультация по рисованию на тему

    Редькина Лилия

    Художественно-эстетическое воспитание в детском саду реализуется в процессе ознакомления с окружающим, с природой, разными видами искусства и художественно-эстетической деятельностью. Оно направлено на развитие у ребенка любви к прекрасному, развитию эстетического восприятия, воображения, эстетических чувств,  развитие личности ребенка. Большое значение в развитии художественно-эстетического воспитания придается самостоятельной художественной деятельности; формированию стремления проявить себя в разнообразной деятельности. Все эти задачи реализуются в образовательной ИЗО деятельности, которая включает в себя рисование, лепку, аппликацию.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metodika_risovaniya.docx44.26 КБ

    Предварительный просмотр:

       

                                   Консультация

    для воспитателей на тему:

    «Методика проведения ИЗО деятельности в разных возрастных группах

     детского сада»

    Подготовил: методист Редькина Л.М.

    Г.Пыть-Ях

    2015г.

        Художественно-эстетическое воспитание в детском саду реализуется в процессе ознакомления с окружающим, с природой, разными видами искусства и художественно-эстетической деятельностью. Оно направлено на развитие у ребенка любви к прекрасному, развитию эстетического восприятия, воображения, эстетических чувств,  развитие личности ребенка. Большое значение в развитии художественно-эстетического воспитания придается самостоятельной художественной деятельности; формированию стремления проявить себя в разнообразной деятельности. Все эти задачи реализуются в образовательной ИЗО деятельности, которая включает в себя рисование, лепку, аппликацию.

    В детском саду рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и включает три вида:  предметное, сюжетное и декоративное.

    Предметное:

       Основная задача обучения рисованию изобразительной деятельности - формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами.
    Общими задачами обучения рисованию отдельных предметов, для всех возрастных групп являются следующие:

    1. Научить изображению формы и строения предмета, передаче пропорциональных соотношений частей, изменений в связи с несложным движением;
    2. Научить изображению некоторых характерных деталей, делающих изображение выразительным, образным;
    3. Передавать цвет предмета в соответствии с его содержанием и характером образа;
    4. Развивать технические навыки в рисовании карандашами, красками и другими материалами.

      Для каждого возраста раскрываются свои задачи.

    • Первая  младшая группа.
    1. вызвать интерес к процессу рисования как деятельности, дающей результат;
    2. Познакомить с материалами для рисования (карандашами, красками) и приемами пользования ими;
    3. Научить пониманию рисунка взрослого как изображения предмета;

          4.  Научить приемам проведения прямых, округлых линий и замкнутых форм.
       Образное начало должно быть ведущим для ребенка во всем процессе рисования.
    Освоение изобразительных умений начинается с проведения прямых, вертикальных и горизонтальных линий сначала при дорисовывании рисунка, начатого воспитателем (ниточки к шарам, стеблей к цветам и т. д.). Нарисованная часть предмета определяет направление линии, длина которой может быть различной. Затем детям предлагается самостоятельно проводить линии. В первой младшей группе дети учились проводить вертикальные и горизонтальные линии без требования к четкости их направления (рисование ленточек, дорожек, карандашей, дождика) Поэтому первой задачей здесь остается обучение рисованию прямых и округлых линий, но без опоры на рисунок воспитателя. Решение этой задачи связано с развитием движений руки, в указанных направлениях на основе восприятия различных предметов.

      Формы предмета: овладение рисованием округлых линий и замкнутых форм, что требует умения подчинять руку точному движению и контролю зрения, так как окончание линии должно привести к соединению ее с началом. В изображении округлых форм от детей не требуется передача правильного круга, хотя они и рисуют мячи, шары. Под округлой формой в данном случае понимается изображение, приближающееся к кругу (например, овалы или более неопределенные формы, образованные замкнутой линией, не имеющей углов).

    Цвет: Эта задача решается при рисовании красками. Краска оставляет яркий след, пятно, которые легко ассоциируются с цветом предмета в жизни.
    Тематика заданий по развитию чувства цвета связана с овладением несложными формами - линиями, пятнами, получаемыми кистью (например, темы «Падает снежок», «Огоньки горят на елке», «Трава растет»). Чтобы цвет правильно воспринимался детьми, он должен быть дан в контрастном сочетании с фоном: белые снежинки - на синем фоне, желтые или красные огоньки - на зеленой елке, нарисованной или вырезанной из бумаги воспитателем.
    Уже с раннего возраста необходимо приучать детей к определенным правилам пользования материалом. Иначе дети будут привыкать к неправильной технике рисования, которая приведет к трудностям при выполнении в будущем более сложных рисунков.

    Желательно пользоваться трехгранными карандашами, для правильного захвата пальчиками.

    Материалы: гуашь, цветные карандаши - 6 цветов, кисти №10, 12, непроливайки, бумага формата А4, тонированные листы бумаги формата А4, для коллективной работы можно использовать большие форматы (А3, рулон обоев). Наличие наглядности.

       Таким образом, осваивая начертания простейших изобразительных форм, используя яркие, красочные тона, ребенок приучается находить сходство с предметами окружающей действительности, начинает осознавать изобразительные возможности материалов и самостоятельно использовать полученные умения при изображении других предметов.

         Очень важно с раннего детства приучать принимать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не наклоняясь низко над листом бумаги); учить бережно относиться  к материалам (промыв кисточку в воде, после окончания рисования класть на место). Учить держать карандаш тремя пальцами, выше отточенного конца;   кисть – чуть выше железного наконечника. Обмакивая кисть в баночку, снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки.

    • Вторая младшая группа

         Задачами обучения в этой группе являются следующие:

    1. Научить изображению предметов округлой и прямоугольной форм, передаче их строения, основных частей и деталей;
    2. Научить использованию цвета как художественного выразительного средства;
    3. Закреплять название основных цветов;
    4. Развивать композиционные умения в расположении предмета в центре листа;
    5. Совершенствовать технические навыки в закрашивании рисунка карандашами и красками.

        Продолжаем работать над тем, как правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не сжимая сильно пальцы; добиваться свободного движения карандашом и кистью во время рисования. Приучать осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку.

       В первом квартале, где предлагаемая тематика рисунков знакома детям (рисование мячика, яблока, флажка), усложнение программного материала выражается в более точной передаче формы (овал, круг,  прямоугольник) и аккуратной раскраске изображения. Решение этих задач требует более развитой способности сравнивать и выделять особенности форм, имеющих округлые очертания, но отличных друг от друга по длине и ширине. Изображение предметов, включающих соединение только двух разнородных частей или ритмичное повторение одной и той же формы (например, лучи у солнышка, ветки у елки).
    Изображение прямоугольных форм требует развитой координации движений, способности в нужный момент изменить направление движения, создавая угол, или замкнуть линию в начальной точке. В соответствии с этой задачей подобрана и тематика заданий - рисование книжки, окон, флажков и других предметов, имеющих прямоугольные очертания.
    Одновременно с усложнением формы усложняется и использование цвета, который начинает выделяться как один из основных признаков предмета. Дети учатся употреблять различные цвета в рисунке для изображения определенных предметов: красный - для флага, желтый - для солнца, зеленый - для елки, травки и т. п.

    • Средняя группа

    Задачи:

    1. Продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы;
    2.  Формировать и закреплять представления о форме предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная), величине, расположению цветов;
    3. Закреплять оттенки цветов и добавлять новые (коричневый, оранжевый, светло-зеленый);
    4. Учить детей заштриховывать рисунки карандашом, проводя линии только в одном направлении, не выходя за контур рисунка;
    5. Формировать умение правильно передавать расположение частей при рисовании сложных предметов(кукла, зайчик), соотносить их по величине;
    6. Проводить широкие линии всем ворсом кисти, а тонкие линии - кончиком кисти;
    7. Закреплять умение чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета.

    Материалы: цветные карандаши -12 цветов; Гуашь-12 цветов, кисти: №10, 12,6,8, банки для воды, тряпочки или салфетки, бумага А4, тонированная бумага.

    • Старшая группа

       Обучение детей старшей группы направлено на совершенствование изобразительных умений и развитие способности создавать выразительные образы, используя различные средства изображения.
    Учебными задачами являются следующие:

    1. Научить правильной передаче формы предмета, его признаков, относительной величины и положения частей;
    2. Научить передаче в рисунке несложных движений;
    3. Развивать и совершенствовать чувство цвета;
    4. Развивать технические навыки работы с карандашом (способы штриховки) и

     красками (приемы действия кистью); научить приемам рисования цветными мелками, углем, сангиной, акварельными красками.

         Усложнение учебных заданий обосновано дальнейшим развитием детей. Значительно расширяется их опыт; они приобретают много новых знаний благодаря наблюдению окружающей жизни, чтению художественной литературы, рассказам взрослых и т. д. Для них становится возможным рисование на темы, не связанные с непосредственными восприятиями (сказочные герои), изображение объектов, которых они не видели (например, животных жарких стран и т. д.).
    В этом возрасте дети учатся находить и передавать в рисунке сходство и различие однородных предметов. Так, в первом квартале они рисуют с натуры фрукты, овощи, цветы, передавая их характерные особенности (например, 2 яблока разных сортов, отличающиеся формой и цветом, свеклу и репку, имеющие общую для овощей округлую форму).
        Для передачи характерной окраски предметов в старшей группе увеличивается набор цветов, с которыми дети работают. В этой группе дошкольники знакомятся с основными цветами спектра и учатся использовать их красивые сочетания в рисунке.
        Кроме цветных карандашей, дети старшей группы пользуются простым карандашом для предварительной прорисовки основных частей предмета.
    Старшему дошкольнику доступны понимание и передача в рисунке изменений положения некоторых частей тела человека:
    поднятые руки, согнутые в коленях ноги (темы «Дети занимаются физкультурой», «Петрушка пляшет» и др.). Выразительность образа в этих темах достигается за счет изображения некоторых характерных деталей (одежда Петрушки, Красной Шапочки, Деда Мороза) или черт лица (длинного носа у Буратино, бороды у Деда Мороза и т. д.).
    Умение создавать выразительный образ связано с развитием способности замечать характерные черты предметов (например, при рисовании с натуры веток с почками, листьями, подснежников, а в летний период грибов разных видов, ягод, цветов, бабочек). Если в средней группе для рисования с натуры подбирались предметы с симметричным расположением частей, то в старшей группе используется более сложная натура, иногда не имеющая симметрии.
    Материалы: карандаши цветные – 12 и более цветов, простые карандаши и ластики, акварельные краски.

    • Подготовительная группа

         Задачами обучения в подготовительной группе являются следующие:

    1. Научить изображению строения, величины, пропорций, характерных признаков предметов с натуры и по представлению;
    2. Научить передавать богатство форм и красок, создавать выразительные образы;
    3. Развивать композиционные умения (расположение предмета на листе в зависимости от характера формы и величины предмета);
    4. Развивать чувство цвета (умение передавать различные оттенки одного и того же цвета);
    5. Развивать технические навыки (умение смешивать краски для получения различных цветов и их оттенков;
    6. Накладывать штрихи карандашом или мазки кистью по форме предмета).
       

         У детей шести лет довольно хорошо развито аналитическое мышление. Они могут выделять как общие признаки, присущие предметам одного вида, так и индивидуальные особенности, отличающие один предмет от другого. Например, изображение деревьев с разной формой стволов и кронами. Учить изображать ствол, который сужается к верхушке и разветвляется.

        Умение передавать характерные особенности строения и формы предметов дошкольники осваивают при рисовании с натуры разнообразных предметов, вначале простых по форме и строению: веток елки и сосны, рыбок, птиц, кукол.
    На основе имеющихся представлений о реальных предметах дети рисуют сказочных героев: Жар-птицу, Конька-Горбунка, Морозко, Бабу Ягу и др. Рисование сказочных героев способствует развитию творческого воображения.

        Выразительность рисунка во многом зависит от выбранного вертикального или горизонтального положения листа бумаги. Чтобы успешно справиться с этим выбором, ребенок должен очень внимательно проанализировать предмет в различных поворотах, отметить особенности его строения.
    В подготовительной группе дети начинают рисовать с предварительного наброска, в котором намечаются сначала основные части, а затем уточняются детали. Использование наброска заставляет ребенка внимательно анализировать натуру, выделять главное в ней, согласовывать детали, планировать свою работу.
    Изображения различных предметов закрепляются и совершенствуются в сюжетном рисовании.

         В подготовительной группе используются такие же материалы, как и в старшей.

    Сюжетное рисование:

    Основная цель сюжетного рисования - научить ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности

    Задачи и содержание обучения сюжетному рисованию.

     Общими задачами обучения сюжетному рисованию в детском саду являются следующие:

    1. Научить передаче содержания темы, выделению в ней главного;
    2. Научить передавать взаимодействия между объектами;
    3. Научить правильно передавать пропорциональные соотношения между объектами и показывать их расположение в пространстве.  

    Известно, что все окружающие предметы находятся в определенной связи друг с другом. Отношение к какому-либо предмету или явлению во многом зависит от понимания именно этой связи.
         Начинается  со
    второй младшей группы, где детей учат создавать несложные композиции, повторяя изображение одного предмета (елочки на участке), и изображая разнообразные предметы. Учить располагать изображения по всему листу.

        Сюжетное рисование с учебными целями вводится не ранее чем в средней группе, причем вначале как изображение 2-3 предметов, расположенных рядом.

        Задачи сюжетного рисования в средней группе следующие:

        1.  Изображать 2-3 предмета,    связанных     между     собой     по      смыслу;

        2. Приобретать композиционные  умения    (учить     располагать    несколько

            предметов на одной линии, изображающей пространство,  рядом   друг    с

             другом или на всем листе без обозначения линией земли и неба).
          Решаются эти задачи на сюжетах, хорошо знакомых детям, на изображении предметов, которые они рисовали ранее. Необходимость размещения на одном листе нескольких предметов требует развитой способности анализировать и синтезировать, а также творчески использовать приобретенные навыки.
    Расположение нескольких предметов на одной линии является наиболее простым композиционным решением темы. Дети четырех лет способны усвоить, что в жизни предметы располагаются один возле другого, поэтому невозможно на месте одного предмета поместить еще один. Прямая линия, на которой дети рисуют предметы, является, по мнению Е. А. Флериной, тем ритмическим упрощением изображения пространства земли, которое доступно детскому пониманию.
    Темы, предлагаемые детям, несложны: дом, около него растет дерево, стоит скамейка; дом или дерево, рядом гуляет девочка; трава, растут цветы, светит солнышко; по траве гуляют цыплята.
    В этих рисунках сюжетное развитие действия ребята не показывают. Дети рисуют рядом 2-3 предмета, между которыми не будет действенной связи.
           В
    средней группе дети знакомятся и с другим приемом композиции сюжетного рисунка - расположением предметов на всем листе. Воспитатель раздает ребятам листы бумаги определенных цветов, соответствующих изображаемому сюжету (зеленый - для поляны, голубой - для воды, желтый - для песка и т. д.), и они свободно располагают на выбранном цветном фоне задуманные объекты, используя всю плоскость листа (цветы на лугу, рыбки плавают).
    В сюжетном рисовании перед детьми не ставится задача показа точных пропорциональных соотношений между предметами, так как она является достаточно сложной.  

            Задачи сюжетного рисования в старшей группе следующие:

    1. Научить изображению смысловой связи между объектами, передаче пространственных отношений между ними;
    2. Развивать композиционные умения (рисовать на всем листе, проводя линию горизонта);
    3. Развивать чувство цвета.

             Тематика сюжетного рисования в старшей группе определяется прежде всего теми впечатлениями, которые ребенок получает от наблюдения окружающей действительности. Для детей данного возраста содержание каждой темы должно быть конкретно определено. Им нельзя давать обобщенные темы, например «Праздник». Они могут нарисовать что-либо, не имеющее отношение к теме, или поставить перед собой непосильную задачу, не соответствующую их умениям, например рисование демонстрации.
            При рисовании на темы литературных произведений дошкольникам следует давать конкретное задание. Например, в первом квартале детям предлагается изобразить эпизод из сказки «Два жадных медвежонка», когда делят сыр. Дети уже знакомы с рисованием игрушечного мишки. Рисуя сказочные образы, они также изображают игрушечных медвежат с теми же округлыми частями и несложной конструкцией. Все объекты располагаются на одной линии.
    Позднее воспитатель подводит детей к более правильному композиционному использованию листа бумаги при изображении неба и земли, давая готовый фон для неба. Так, при изображении зимнего сюжета детям дается бумага голубого цвета, которая освобождает их от необходимости рисовать небо. Ребята закрашивают белой краской более или менее широкое пространство земли (снег), остальная часть - это небо. Такой прием подводит детей к самостоятельному использованию правильного композиционного решения и в других темах.
    В соответствии с сюжетом определяется цветовое решение композиции.
    Воспитатель может предложить детям тот или иной фон, соответствующий теме (например, синюю или серую бумагу для изображения зимних сцен). Фон листа определит и выбор красок, над чем дети работают самостоятельно. На темном по контрасту лучше всего выделяются светлые тона: белый, голубой, желтый. Осенние пейзажи выразительнее выглядят на голубом или белом фонах, с которыми хорошо сочетаются различные теплые тона: желтый, красный, оранжевый.
             Задачи
    подготовительной группы:

    1. Разнообразить содержание детских рисунков, учить детей самостоятельно определять сюжет рисунка на заданную тему или по замыслу;
    2. Научить изменению формы предметов в связи с их действиями в сюжете (например, поворот туловища, наклон, бег и т. п.);
    3. Развивать композиционные умения - научить передавать на листе широкие пространства земли и неба, расположение предметов: близких - внизу листа и удаленных - вверху (без изменения размеров);
    4. Развивать чувство цвета - учить самостоятельно передавать колорит, соответствующий сюжету.

          В этом возрасте аналитическое мышление у детей уже более развито, что позволяет педагогу поставить задачу самостоятельного выбора сюжета на предложенную тему. Например, в рисовании на тему «Строительство дома» дети самостоятельно решают вопрос, какой дом, кто его строит, где и т. д. В рисовании на тему сказок «Гуси-лебеди», «Морозко» и других ребята выбирают из произведения тот эпизод, который им хотелось бы изобразить.
    Самостоятельный выбор сюжета учит их осмысливать воспринимаемые явления, понимать связи и отношения между действующими лицами, ясно представлять обстановку и время действия.

           Дети подготовительной группы могут изображать различные предметы в действии и понимают, что в зависимости от движения изменяется видимая форма предмета. Например, в такой теме, как «Дети лепят снеговика», в старшей группе ребята изобразят его и двух рядом стоящих детей с лопатками в руках. А в рисунках детей подготовительной группы эти же дети будут изображены за работой: с поднятыми руками около снеговика, наклонившись, катят ком снега, несут снег на лопатке, везут его на санках. Такое разнообразие в положениях фигур делает рисунок более содержательным и выразительным. Усложнение композиции рисунка также будет способствовать выразительности образов. Изображение земли не узкой линией, а широкой полосой позволяет нарисовать гораздо больше предметов, т. е. заполнить рисунком весь лист.
    Заполнение всего листа изображением связано и с усложнением в использовании цвета. Дети учатся закрашивать небо разнообразными оттенками в соответствии с сюжетом: пасмурное, серое небо - при дожде, ярко-голубое - в солнечный день, красное - при восходе или заходе солнца.
        Яркими красками дети изображают осенние мотивы, пользуются различными оттенками зеленого цвета при передаче летнего пейзажа, чувствуют контрастность цвета при изображении зимы. Колорит весеннего пейзажа сложно передать детям, так как использование серой, черной красок для изображения грязной земли не соответствует их светлому, радостному представлению о весне. Педагогу это следует учитывать и находить радостные темы.
         Можно предложить, например, такие темы, как «Ледоход» (яркое небо, темная вода и белые льдины дают приятное для глаз сочетание красок), «Подснежник», «Травка зеленеет» (где надо изображать не раннюю весну, а первую зелень). Особенно радостной по краскам является тема «Первое мая». Дети обычно рисуют многокрасочное, яркое праздничное оформление домов, улиц, вспышек салюта )
          В программном материале приведены лишь примерные темы сюжетного рисования: на основе программных требований воспитатель должен стараться сам подбирать интересные для ребят темы, учитывая их впечатления от окружающей действительности.


    Декоративное рисование

          Задачи обучения декоративному рисованию в детском саду. Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства, развивает у ребенка чувство прекрасного. Произведения народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой композиции.
          Знакомя детей с произведениями декоративного искусства различных областей и народностей нашей страны, педагог должен воспитывать в ребятах любовь к Родине, уважение к труду людей, создающих эту красоту.

    Задачи:

    1. Развивать чувство композиции в связи с построением узора на различных формах;
    2. Развивать чувство цвета;
    3. Развивать способности различать стили в декоративном искусстве и использовать их отдельные элементы в своем творчестве;
    4. Совершенствовать технические навыки в рисовании кистью и карандашом.

          Дети, знакомясь с декоративным рисованием, должны научиться ясно представлять себе, что такое ритм и симметрия, без чего декоративное искусство не может существовать.
    В декоративном рисовании развитие чувства цвета выделяется как важная задача. Цвет в расписном орнаменте тесно связан с композицией, в узоре они неотделимы друг от друга.

    Младшая группа:

         Первоначальные изобразительные навыки дети приобретают в первой и второй младших группах, причем некоторые задания во второй младшей группе носят декоративный характер (например, украсить края платочка полосками). Но основная цель такого занятия - не создание узора, а закрепление умений проводить прямые линии в разных направлениях.

    Средняя группа:

         Непосредственное обучение декоративному рисованию начинается с детьми четырех лет.

     Задачи:

    1. Развивать композиционные умения в ритмичном расположении форм в

    узоре на полосе, квадрате, круге;

    1. Развивать чувство цвета - умение красиво сочетать контрастные цвета;
    2. Развивать умения в рисовании различных крупных и мелких форм - простых элементов узора;
    3. Развивать технические навыки в пользовании кистью (легко касаться бумаги, делая точки; действовать всей поверхностью кисти, проводя полосы, мазки).

           Задания по декоративному рисованию в средней группе по композиционным задачам сходны с наклеиванием готовых форм. Вначале дети учатся проводить кистью ровные линии и наносить между ними ритмично повторяющиеся мазки или точки, чередовать мазки по цвету, меняя их положение, когда узор усложняется.
    Мазок - самый легкий для исполнения декоративный элемент, так как он не требует особо точных движений и получается легким прикладыванием кисти к бумаге.    Поэтому сначала в узор включаются мазки, а потом уже точки. Точка требует овладения новым приемом работы кистью (кисть при этом держится вертикально) и достаточно развитой координации движений, чтобы только касаться бумаги концом кисти.
           Композиция первых рисунков также самая простая: ритмичное повторение одного и того же элемента. Ритм движения руки, присущий человеку, облегчает этот повтор и помогает передаче ритма в изобразительных формах.
    Чередование - более сложный композиционный прием, так как основан на сочетании нескольких форм. Детям средней группы доступно чередование двух элементов по форме или по цвету.
         Усложнение программного материала идет за счет более сложной композиции и введения новых изобразительных элементов в узор. Кроме точек и мазков, дети учатся использовать в узоре круги и кольца, с приемами рисования которых они знакомились еще в младшей группе.
         В декоративном рисовании изображение этих форм несколько меняется: они меньшего размера, при рисовании должны все соответствовать друг другу по величине и, кроме того, они не связаны с образом предмета, что также делает их изображение более трудным для ребенка.
    Кроме полоски, дети учатся располагать узор на других формах - квадрате, круге. Эти формы требуют другой композиции в узоре. Естественно, что использовать простой линейный повтор здесь нельзя, так как у квадрата есть стороны, углы, центр; у круга - край и центр.

    Старшая группа

    1. Симметрично располагать узор в зависимости от формы листа бумаги или объемного предмета;
    2. Использовать в узоре разнообразные прямые, округлые линии и формы, растительные элементы;
    3. Находить красивые сочетания красок в зависимости от фона;
    4. Умело пользоваться кистью (рисовать концом, всей кистью, свободно двигать ее в разных направлениях).

         В  начале закрепляются умения, приобретенные в средней группе, в составлении узоров, состоящих из прямых линий, мазков, точек на разных формах. Но это не простое повторение материала средней группы. Детям предоставляется на выбор уже большее количество цветов; элементы, сочетаемые в узорах, могут быть разных размеров.
        Детей учат в первом квартале новому приему построения узора на круге - заполнению всей формы узором, построенным из центра, путем симметричного наращивания элементов по концентрическим кругам. Кроме квадрата и круга, детям даются овал, треугольник и шестиугольник - формы, более сложные для построения узора.
        В старшей группе в качестве композиционного приема чаще применяют принцип чередования элементов, что делает узор более декоративным. Чередование может включать 2-3 элемента, различных по форме или цвету.
    В качестве элементов узора дети учатся использовать разнообразные линейные формы (толстые и тонкие линии, мазки, точки, круги) и более сложные формы - растительные (листья, ягоды, цветы), которые труднее повторять несколько раз. Ребятам показывают новый прием рисования кистью, прикладывание к бумаге кисти плашмя. Полученные отпечатки в форме лепестка хороши в узоре из листьев, цветов.
        В старшей группе дети учатся использовать различные цвета спектра в сочетании с цветным фоном.

        В старшей группе детей учат составлять узоры на объемных формах. Сложность нанесения такого рисунка в том, что трудно соблюдать композицию узора, так как видишь его только частично, элементы узора иногда несколько меняют свою форму из-за выпуклой поверхности. Поэтому объемные предметы, предлагаемые детям для зарисовки, должны иметь простые формы. Это могут быть вылепленные из глины игрушки по образцу дымковских - птички, лошадки. Узор дымковской игрушки прост и ритмичен - сочетание прямых и волнообразных линий разной толщины и точек, кругов, колец. По цвету эти орнаменты дают простейшие контрастные сочетания белого фона с несколькими яркими основными цветами.


    Подготовительная группа:

    Задачи:

    1. Развивать чувство композиции: учить составлять узоры на плоских и

     объемных формах в -зависимости от их особенностей и назначения предмета;

    1. Развивать чувство цвета: учить использовать разнообразные цвета с их оттенками в различных сочетаниях;
    2. Учить видеть особенности разных видов народной декоративной росписи, использовать в рисунках отдельные элементы народных орнаментов;
    3. Совершенствовать технические навыки рисования красками и карандашами.

           В подготовительную группу приходят дети, знакомые с основными принципами построения узора на округлых и прямоугольных формах. Им предлагаются новые формы - прямоугольник и многоугольник и различные плоскостные формы предметов - вазы, кувшины, чашки, рукавички, шапки и т. п. Эти предметы не имеют правильной геометрической формы, и узор на них требует применения разных принципов (например, на кувшине по краю горлышка - линейный орнамент, на округлой части - узор из центра).
           Усложняется и понятие о симметрии. Кроме расположения одинаковых форм направо и налево, дети знакомятся с зеркальным отражением, где части узора соответственно меняют свое положение.
    Затем дети осваивают еще один прием заполнения всей формы однородным узором по принципу сетчатого орнамента - повторение и чередование элементов в шахматном порядке. Дети рисуют различные узоры для тканей, кукольных платьев.
    Узор на треугольнике строится не только по краю и в углах, а может начинаться из одного угла и распространяться на весь треугольник. В этом случае используется форма не равностороннего треугольника, а равнобедренного с прямым или тупым углом. Ребята рисуют на них всевозможные узоры косынок.
         Для создания узора они учатся использовать элементы природных форм (растений, животных). Дети подготовительной к школе группы могут применять в своем узоре элементы народных декоративных росписей, сохраняя основной стиль. Педагог должен учить детей по образцам народного искусства рисовать завитки, сочетать крупные и мелкие формы, украшать их мелким травчатым узором, использовать цвета в определенном сочетании, свойственном данной росписи (хохломская, дымковская, украинская и другие росписи).
    Кроме росписи глиняных игрушек по образцу дымковских, дети могут раскрашивать блюдца, тарелочки, стаканчики из папье-маше по мотивам хохломской или жестовской росписи.
        В подготовительной группе ребята учатся использовать не только краски, но и цветные карандаши. В более младших группах карандаши применялись только в тематическом рисовании, так как дети не могут достигнуть в рисунке карандашом нужного цветового эффекта, который так важен в декоративном узоре.      Технические трудности в аккуратной равномерной яркой штриховке отняли бы слишком много внимания и сил детей.
         В подготовительной группе у детей уже есть определенные навыки, и они могут использовать карандаш для получения разных оттенков, создавая узор одним цветом. Например, каждый ряд лепестков цветка от центра заштриховывается карандашом с разным нажимом. Дети приучаются видеть красоту не только ярких сочетаний, но и более нежных, спокойных и в то же время приятных для глаза. Эта задача решается в подготовительной группе как при рисовании карандашами, так и красками.
         В декоративном рисовании во всех группах используется только гуашь, которая позволяет наносить цвет на цвет, а это часто требуется в декоративных рисунках и невыполнимо при работе акварелью.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семинар -практикум для педагогов "Построение и методика проведения утренней гимнастики в разных возрастных группах"

    Утренняя гимнастика направлена на решение оздоровительных задач, способствует укреплению костно мышечного аппарата, развитию сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, создает бодрое, жизнерадо...

    Методика проведение подвижных игр в разных возрастных группах.

    Описывается методика  проведение подвижных игр в разных возрастных группах....

    Специфика содержания изобразительной деятельности в разных возрастных группах детского сада.

    Содержание Введение. 21.Специфика содержания изобразительной деятельности в разных возрастных группах детского сада. 4Заключение. 10Список литературы.. 12...

    Презентация "Методика проведения подвижных игр в разных возрастных группах"

    Игра – это наилучшее средство сделать процесс воспитания ребенка приятным и полезным для него самого и для окружающих его взрослых....

    Методика проведения утренней гимнастики в разных возрастных группах

    Утренняя гимнастика - комплекс специально подобранных упражнений, которые проводятся с целью укрепить, настроить, «зарядить» организм ребенка на весь предстоящий день...

    Консультация для воспитателей на тему: «Методика проведения ИЗО деятельности в разных возрастных группах детского сада.»

    Консультация для воспитателей на тему:«Методика проведения ИЗО деятельности в разных возрастных группах детского сада.»  ...