Практический материал для хорового кружка
методическая разработка (подготовительная группа)

Городецкая Елена Николаевна

И. Назаренко: «Голос - это посол от человека к человеку, от сердца к сердцу, средство человеческого общения».

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, ребенок  учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, природ сообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.

Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskiy_material_dlya_horovogo_kruzhka.docx90.44 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕВЧЕСКАЯ УСТАНОВКА

Чтобы ребенок чувствовал себя свободно, а голос звучал естественно, нужно принять правильное положение. Сесть или встать прямо, голову не поднимать слишком высоко, плечи свободно опущены. Игровые упражнения - установки:

СТИХИ О ПРАВИЛЬНОЙ ПЕВЧЕСКОЙ УСТАНОВКЕ

  1. Певческая установка, сидя, стоя

          Чтобы песне зазвучать

           Нужно правила узнать.

           Установку сидя, стоя

           Никогда не забывать.

  1. Певческая установка сидя.

           Хором петь начать хотим,

           За установкой проследим.

           Чтобы нам красиво петь.

           Нужно правильно сидеть,

           Спину надо не сгибать.

           Прямо голову держать

           Руки пусть лежат свободно

           На коленях, как удобно.

           Ноги ровно у ребят

           На полу всегда стоят.

  1. Певческая установка стоя.

          Хором петь начать хотим,

           За установкой проследим.

          Стоя петь мы начинаем,

            Установку проверяем.

            Сразу плечи расправляем

           Спину ровно выпрямляем.

            Голову не задираем

           Руки вниз мы опускаем

           Ноги ровно у ребят

           На полу всегда стоят.

  1. Упражнение  «Спинка - тростинка»

           Мы проверим спинку,

           Спиночку-тростинку.

            Вот она какая-

            Спиночка прямая!

5 . Упражнение «Сидит дед»

    Сидит дед, ему сто лет.

     А мы детки маленькие,

     У нас спинки пряменькие.

1

ПЕВЧЕСКОЕ ДЫХАНИЕ

Правильное певческое дыхание имеет в пении большое значение и представляет собой целый комплекс действий (вдох, задержка, выдох). Эти навыки прививаются в процессе игр:

  1. «Душистый цветок!»

На солнечной полянке расцвел прекрасный цветок, подносим его к носику и коротко, но глубоко вдыхаем его аромат. Необходимо следить, чтобы дети вдыхали носом, а выдыхали ртом, плечи спокойные.

  1. «Надуваем шарик!»

Ставим руки возле губ – это импровизированный шарик. Делаем вдох и медленно вдыхаем его в «шарик» (дуть надо очень осторожно, чтобы «шарик не лопнул»). У кого получится дуть дольше всех, а соответственно и надуть больший шарик, тот молодец. Это упражнение также способствует формированию короткого и глубокого вдоха.

3.  «Петушок»

Дети стоят прямо, руки опущены вдоль туловища, ноги врозь.     Проговаривают стихотворение, выполняя наклоны головы вправо, влево:

Петя, Петя, Петушок

Целый день учил стишок.

Наклоны головы вперед-назад:

А запомнил он строку

Лишь одну«Ку-ка-ре-ку!»

На вдох, сделанный через нос, медленно поднимают руки вверх; задерживают дыхание; затем хлопают руками по бедрам, произнося на выдохе:» Ку-ка-ре-ку!»

4.  «Комарик»

Дети ставят ладони на плечи («крылышки», машут ими. Двигаясь по залу и произнося звук «з-з-з…» в динамике от «пиано» до «форте», постепенно усиливая и уменьшая силу звука.

5.«Лягушки!»

Педагог читает стихотворение. Дети кладут ладони на живот и делают энергичный выдох на слово «ква», активно работая мышцами.

Мы лягушки-кваксы,

2

Ночь чернее ваксы….

Шелестит трава.

КВА!

Красным помидором

Месяц встал над бором,

Гукает сова…

КВА!

Под ногами кочки,

У пруда цветочки.

В небе – синева

КВА!

Месяц лезет выше,

Тише. тише, тише,

Чуть-чуть-чуть,едва:

КВА!

  1. «Музыка дышит»

Под звучание любого вальса делаем равномерные вдох и выдох. На усиление звучания- вдох, на ослабление звука – выдох. Ладони лежат на животе – почувствовать как живот «идет вперед» на вдохе. А на выдохе возвращается

  1. «Ладошки».

Ладушки-ладошки,

Звонкие хлопошки.

Мы ладошки все сжимаем,

Носом правильно вдыхаем.

Как ладошки разжимаем,

То свободно выдыхаем.


3

Дети стоят ровно и прямо. Ноги чуть уже, чем на ширине плеч. Руки согнуты в локтях, локти опущены, ладошки развернуты к зрителю.

На счет «раз» - хватательные движения ладошками (сжимаем их в кулачки), одновременно с движением шумно шмыгаем носом. Сразу после короткого вдоха ладошки разжимаются, выдох уходит самостоятельно. Активный вдох - пассивный выдох. На 4 счета делаем подряд 4 коротких вдоха-движения, затем отдыхаем 3-5 секунд. Норма: 4 раза по 4 вдоха-движения.

7. «Погончики».

Вот погоны на рубашке,

Темный кожаный ремень.

Я теперь не просто мальчик –

Летчик я военный!

Исходное положение такое же, как в предыдущем упражнении. Руки слегка согнуты в локтях, кисти рук сжаты в кулачки и расположены рядом, кулачки прижаты к животу на уровне пояса.

На счет «раз» с силой толкаем кулаки вниз к полу (руки от плеч да кончиков пальцев выпрямляются, пальцы растопыриваются, но руки в стороны при этом не разводятся, то есть раскрытые ладошки рядом) - вдох!

Возвращаем руки в исходное положение: прямые руки вновь слегка сгибаются в локтях, кисти сжимаются в кулачки и располагаются близко друг к другу, прижимаясь к животу на уровне пояса - выдох уходит пассивно. Норма: 4 раза по 4 вдоха-движения.

  1. «Насос» («Накачиваем шины»).

По шоссе летят машины –

Все торопятся, гудят.

Мы накачиваем шины,

Дышим много раз подряд.

Дети стоят, слегка ссутулившись; голова без напряжения слегка опущена вниз (смотреть себе под ноги); руки находятся перед собой кистями к коленям, слегка согнуты в локтях и абсолютно расслаблены.

На счет «раз» слегка кланяемся вниз — руки, выпрямляясь, легким движением тянутся к полу, голова опущена - вдох (в конечной точке поклона). Опускается вниз верхняя часть туловища, то есть наклон осуществляется за счет скругленной спины, ноги прямые.

«Два» - выпрямились, но не полностью, то есть спила не ровная и прямая, слегка наклонена, как бы ссутулилась, - выдох ушел пассивно.

Норма: 4 раза по 4 вдоха-поклона.

4

  1. «Кошка» (приседание с поворотом).

Мягонько ступают ножки,

Язычком ест вместо ложки,

Ты погладь её немножко –

Сразу замурлычет... (кошка).

Г. Цуканова

Дети стоят ровно и прямо; ступни ног уже, чем на ширине плеч; руки наполовину согнуты в локтях, расслабленные кисти рук находятся впереди на уровне пояса.

На счет «раз» поворачиваем верхнюю половину тела вправо, слегка приседаем 1 раз (ноги чуть сгибаются в коленях), а кисти рук одновременно делают хватательные движения (кулачки резко сжимаются) - вдох!

Сразу же после этого ноги распрямляются, кулачки, находящиеся на уровне пояса, разжимаются, затем верхняя половина тела «идет» обратно, - выдох уходит пассивно: «Кошка пытается схватить мышку».

На счет «два» - в левой конечной точке ноги снова слегка сгибаются в коленях, а кисти рук, находящиеся на уровне пояса, теперь делают хватательное движение слева - с шумным и коротким вдохом через нос.

Норма: 4 раза по 4 вдоха-движения.

10.«Обними плечи»

 (вдох на сжатие грудной клетки - «Соедини локти!»).

Ах, какой хороший я!

Как же я люблю себя!

Крепко обнимаю,

Носиком вдыхаю.

Дети стоят ровно и прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч; руки согнуты в локтях, подняты на уровень груди и разведены в стороны. При этом одна рука должна размещаться чуть ниже.

На счет «раз» обнимаем себя так, чтобы локти сблизились друг над другом в одном месте, руки образуют треугольник - вдох!

Сделав 4 вдоха-движения подряд, надо отдохнуть несколько секунд и снова выполнить это упражнение 4 раза. И так 4 раза по 4 движения-вдоха. Эго норма для ребенка 3-6 лет.

11.«Большой маятник» («Игрушка-неваляшка»).

Наклонилась неваляшка,

Но упасть - не упадет,

Даже если кот мой Яшка

Неваляшку в бок толкнет.

В бок толкнет игрушку он

И в ответ услышит звон.

5

Интересно очень Яшке:

Что внутри у неваляшки?

Дети стоят ровно и прямо, голова слегка опущена (смотреть на ступни своих ног). Руки свободно висят перед собой кистями к коленям. Это комплексное упражнение, состоящее из двух простых: «Насос» и «Обними плечи».

На счет «раз» слегка наклоняемся вниз, спина круглая, голова опущена, кисти рук тянутся к коленям - вдох! (как в упражнении «Насос»). Возвращаемся в исходное положение (выдыхая и полностью выпрямляясь), но и слегка откидываемся назад, прогибаясь в пояснице, на счет «два» запрокидываем голову вверх и сверху, «с потолка», - вдох! Мы себя как бы обнимаем. Во время поклона нельзя низко кланяться, кисти рук не должны доходить до колен.

Получается так: руки к коленям - вдох «с пола», руки к плечам - вдох «с потолка».

Норма: 4 раза по 4 движения-вдоха.

  1. «Повороты головы» («Вправо-влево»).

Ёжик по лесу гулял

И цветочки собрал.

Справа - белая ромашка,

Слева - розовая кашка.

Как цветочки пахнут сладко!

Их понюхают ребятки.

Дети стоят ровно и прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч, руки висят вдоль туловища, смотрим перед собой.

На счет «раз» слегка поворачиваем голову вправо - вдох! Затем, не останавливаясь посередине, сразу же на счет «два» слегка поворачиваем голову влево - тоже вдох! Шею во время поворотов ни в коем случае не напрягать, она абсолютно свободна. Болевых ощущений не должно быть. Упражнение можно делать сидя.

Норма: 4 раза по 4 вдоха-движения.

  1. «Ушки» («Ай-ай», или «Китайский болванчик»).

Ай-ай-ай!

Проказник мишка

Разбросал по лесу шишки!

Будем головой качать,

Носом правильно вдыхать.

6

Дети стоят ровно и прямо, смотрят прямо перед собой, руки висят вдоль туловища, ноги уже, чем на ширине плеч.

На счет «раз» слегка наклонить голову к правому плечу - вдох! Затем, не останавливая голову посередине, на счет «два» слегка наклонить голову к левому плечу - тоже вдох! О выдохе но думать, он уходит в промежутке между наклонами-вдохами. Плечи не поднимаются. Упражнение можно выполнять сидя.

Норма: 4 раза по 4 вдоха-движения.

  1. «Маятник головой» («Малый маятник»).

Тик-так! Тик-так! Стучат часы,

И маятник качается.

У наших добрых малышей

День новый начинается!

Дети стоят ровно и прямо, ноги уже, чем на ширине плеч, руки висят вдоль туловища. На счет «раз» опустить голову вниз (посмотреть в пол) - вдох! И сразу же без остановки (не возвращая голову в и. п.) на счет «два» откинуть ее вверх (посмотреть в потолок) - вдох!

Выдох уходит посередине каждого вдоха. Следить, чтобы шея была абсолютно свободная, ненапряженная. Норма: 4 раза по 4 вдоха-движения.

  1. «Перекаты» (сначала с правой, затем с левой ноги).

Мы умеем танцевать,

Носом правильно вдыхать.

А теперь учиться будем

Перекаты выполнять!

Дети стоят ровно и прямо. Выставляют правую ногу, левая - сзади на расстоянии одного небольшого шага. Тяжесть тела посередине, руки висят вдоль туловища.

Из исходного положения перенести тяжесть тела на переднюю ногу. На счет «раз» делаем «пружинку». После этого передняя нога в той же позе тела выпрямляется в колене - выдох уходит пассивно. Плавно, не останавливаясь, переносим тяжесть тела на заднюю ногу.

На счет «два» делаем «пружинку». Одновременно передняя нога, не сгибаясь, привстает на носочек (на нее не опираться) - вдох! Сразу же после приседания задняя нога выпрямляется. Выдох пассивен. И сразу же опять переносим тяжесть тела на выпрямленную переднюю ногу.

Норма: 4 раза по 4 движения вдоха, не меняя положения ног. Затем все упражнение повторяется с другим положением ног.

7

  1. «Шаги».

Передний шаг или «Рок-н-ролл».

Праздник в детский сад пришел –

Все танцуют «Рок-н-ролл»!

Исходное положение, как в упражнении «Ладошки». На счет «раз» подняли согнутую в колене правую ногу, носок ступни «смотрит» в пол, на левой ноге слегка присели - вдох! Опустили правую ногу на пол; левая нога в этот момент тоже выпрямилась в колене - выдох. То же с левой ноги.

Норма: 4 раза по 4 вдоха-движения.

Задний шаг

На счет «раз» слега присели на левой ноге, правую ногу (согнутую в колене) отвели назад и как бы «хлопнули» себя правой пяткой по ягодице - вдох! Сразу после этого обе ноги выпрямились (заняли и. п.) - выдох!

«Два» - слегка присели на правой ноге, левую согнутую ногу отвели назад и «хлопнули» левой пяткой - вдох!

Норма: 4 раза по 4 вдоха-движения

8

ИНТОНИРОВАНИЕ

Чистота интонации в пении требует постоянной работы над совершенствованием слуха. Работу над интонированием следует начинать с понятия высоты звука Можно использовать дидактические игры, картинки, игрушки, шагающие по лесенке и т. п., чтобы образно показать повышение и понижение мелодии.

1. Попевка «Скок - поскок»

Скок, скок, поскок,

Молодой дроздок,

По водичку пошел,

Молодичку нашел.

(Низходящая поступенная мелодия, игрушкой птички - дрозда, образно можно показать движение вниз)

2. Попевка «Зимние забавы»

Я на горку поднимусь (поступенное движение вверх)

И на саночках скачусь (поступенное движение вниз, быстрее темп)

(Для наглядности можно использовать зимнюю картинку с катанием с горы)

3. Сказка «Лесенка»

Автор В. Шейн

В одной деревне жили - были веселые друзья. Каждый вечер они собирались на лесенке. На нижней ступеньке сидел Щенок и пел свою песенку«Гав-гав!»(дети поют ре1)На второй устраивался зеленый Лягушонок и радостно квакал. Вот так«Ква-ква!» (дети поют ми1). На третью забирался Утенок и важно крякал«Кря-кря!»

(дети поют фа#). Четвертую ступеньку облюбовал пушистый Котенок, который всегда ласково мяукал, -вот так«Мяу-мяу!» (дети поют соль1) А на самую высокую ступеньку садился Воробей, ведь у него был самый тонкий и звонкий голосок, и он высоко пел«Чирик-чирик!»(дети поют ля1) Так сидели они каждый вечер и пели. Получалась у них вот такая песенка. Все поют песенку. (Гав-гав,Ква-ква, Кря-кря. и т. д.)

4. Игры - повторялочки

Педагог пропевает фразу – дети в точности стараются повторить музыкально.

5.«Мелодическое эхо»

Педагог играет небольшой мотив, дети на слог «Ле» стараются повторить.

Для закрепления навыков интонирования нужно систематически пропевать выученные песни, а капелла.

9

ПРОТЯЖНОЕ, НАПЕВНОЕ ЗВУЧАНИЕ ГОЛОСА

Чтобы научить детей петь протяжно, напевно, надо, начиная с младшей группы, учить их протягивать отдельные звуки, концы музыкальных фраз.

  1. «Ниточка»

. Песенка – это ниточка, она должна тянуться без узелков, ровно-ровно. Пропеваем звуки или отдельные фразы и показываем, будто тянем невидимую ниточку.

2. «Карниз»

Краской крашу я карниз вверх-вниз, вверх-вниз

Вот и выкрашен карниз вверх-вниз, вверх-вниз

3. «Игра с мячом»

Поем, и одновременно катаем по столу мячик, стараемся петь так же ровно и протяжно, как катится мячик. Для формирования навыка отрывистого пения мячик можно подбрасывать, и петь так же упруго и отрывисто. Как прыгает мячик.

4.«Буратино и Карабас».

Одна рука вверх (Это буратино, который сидит на дереве и боится Карабас, другая вниз (это Карабас, который стоит под деревом и не может

поймать Буратино). Голос работает на «Ой», участвуют два голосовых регистра – высокий и низкий.

ДИКЦИЯ И АРТИКУЛЯЦИЯ

Четкая дикция - непременное условие вокального исполнения. Прежде всего, дети должны понимать смысловое содержание песни и стремиться четко и понятно произносить все слова. Непонятные слова нужно разъяснить и выучить. Большое значение в развитии дикции и артикуляции имеют вокально-артикуляционные упражнения.

  1. «Язычок и зубки»

Артикуляционное упражнение – игра на основе 10 упражнений работы В. В. Емельянова

«Фонопедический метод развития голоса»

Влево-вправо (протыкаем языком щеку слева и щеку справа,

Раз-два (опять слева) (опять справа).

Вверх-вниз

Вверх-вниз (протыкаем языком верхнюю губу и нижнюю)

Язычок не ленись!

Губки просыпайтесь, (вибрируем губами)

Ротик открывайся! (очень широко открываем рот!

Язычок покажись (кусаем кончик своего языка,

И зубов не страшись! (высовываем язык вперед и убираем его назад, при этом

покусывая всю поверхность языка!

А зубы-то, а зубы

Кусают даже губы. (кусаем нижнюю губу).

10

Кусаются, кусаются

И не унимаются. (кусаем верхнюю губу)

А губы то хохочут, (в улыбке открываем верхние зубы) То сильно обижаются. (выворачиваем нижнюю губу, обиженное выражение). То весело хохочут,

То снова обижаются!

Зубам надоело кусать -(жуем язык боковыми зубами).

Стали язык жевать

Язычок- не лист капустный,

Он совсем, совсем не вкусный!

Зубки, зубки, успокойтесь, (проводим языком между верхней губой и зубами).

Хорошенечко умойтесь! (проводим языком между нижней губой и зубами)

Не сердитесь,

Не кусайтесь,

А вместе с нами улыбайтесь! (улыбаемся)

Дети ставят ладони на плечи(«крылышки», машут ими. Двигаясь по залу и произнося звук «з-з-з…» в динамике от «пиано» до «форте», постепенно усиливая и уменьшая силу звука.

Также неоценимое значение оказывают упражнения по системе В. Емельянова, которые делятся на статические и динамические.

Статические артикуляционные упражнения:

Должны выполняться в медленном темпе (каждая артикуляционная поза удерживается в течение 3-7 секунд, после чего язык, губы и щёки принимают нейтральное положение на такое же время).

Цель статических упражнений – выработка у ребёнка умения удерживать органы артикуляции в определённом положении.

1. «Птенчик» - широко открыть рот;

2. «Улыбка» - широко улыбнуться, чтобы были видны верхние и нижние зубы (челюсти при этом сжаты);

3. «Трубочка» - губы вытянуты вперёд, как при произнесении звука У.

Динамические артикуляционные упражнения: В отличие от статических, динамические упражнения служат для выработки умения переключаться с одной артикуляционной позы на другую, поэтому должны выполняться в более быстром темпе

1. Упражнение «Ручеек»

Быстрое движение вправо-влево кончиком языка по вытянутым губам, интонируя или один звук, или звуки тонического трезвучия вниз, таким образом имитируя журчание ручейка

2. Упражнение «Улыбка- трубочка»

- На «раз» - губы в улыбке, на «два» - губы вытянуть вперёд трубочкой. Это же упражнение представляем детям, как «Весёлый и грустный»: улыбка – весёлый человечек, губы в положении «Трубочка» - грустный.

Педагог может задавать ритм для смены позы, играя на деревянных ложках или кастаньетах.

11

СКОРОГОВОРКИ

Для развития дикции и артикуляции очень помогают скороговорки. В скороговорках используем следующие игровые приемы

1. Говорим скороговорки голосом героев сказок или мультфильмов. (Маша и Медведь,

Колобок, Лиса, Заяц, Волк и т. п.)

2. Проговаривание текста тихо и громко, увеличивая и уменьшая громкость.

3. Говорим скороговорки с разной звуковысотностью: то «сидя на Луне» - высоко, то «находясь глубоко под землей» - низко, то постепенно «поднимаясь или снижаясь в лифте» - повышаем высоту звука.

4. Игра «Щенок»

.М. Картушина,., сл. С. Маршака

Дети стоят в кругу и поют скороговорку, передавая на каждую долю друг другу щетку.

«Щеткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока»

У кого после окончания пения окажется щетка. Тот поднимает ее вверх и проговаривает скороговорку как можно быстрее.

Все вышеперечисленные вокальные навыки развиваются постепенно Работа над ними ведется одновременно.

12

ДОПОЛНИТЕЛЬНО. ИГРЫ-СКАЗКИ

«Прогулка»

автор - О. Ю. Херувимова

Педагог рассказывает историю, дети выполняют необходимые действия.

Данная игра способствует активизации речевого аппарата, развивает дикцию и дыхание.

Жила-была маленькая Лошадка. Она очень любила бегать. Вот так. (Дети быстро «щелкают» языком на полуулыбке (высоко).) Лошадка жила со своей мамой — доброй и красивой Лошадью. Ходила она так. (Дети медленно «щелкают» языком, вытянув губы (низко).) И очень часто Лошадка любила бегать с мамой наперегонки. (Поочередно высоко - низко, быстро - медленно «щелкать»языком). Но однажды подул сильный ветер. (Активный долгий выдох через рот 4 раза). Лошадка подошла к своей маме и спросила«Можно мне погулять?»(«Щелкать» высоко от нижнего звука «у» до верхнего «о» — «у — о»). «Да куда же ты пойдешь? — ответила мама, — на улице сильный ветер». (От верхнего «о» к нижнему «у» «о – у».) Но Лошадка не послушалась и побежала («Щелкать»высоко). Вдруг она увидела на полянке красивый цветок. «Ах, какая прелесть», — подумала Лошадка, подбежала к цветку и стала его нюхать. (Вдох через нос — легкий, бесшумный, выдох — через рот со звуком «а», медленно 4 раза). Только это был не цветок, а красивая бабочка. Она вспорхнула и улетела. А лошадка поскакала дальше. («Щелкать» высоко). Вдруг Лошадка услыхала странный звук. (Долгий звук “ш-ш-ш”). “Подойду-ка я поближе”, — решила Лошадка (“Щелкать” высоко). Это была большая змея, которая ползла по дереву, она очень напугала Лошадку (Звук «ш» короткий по 4 раза). Во время прогулки Лошадка слышала множество необычных звуков. Вот пробежал ежик (звук «ф» по 4 раза, застрекотал кузнечик (звук «ц» по 4 раза, пролетел жук (звук «ж»продолжительный, за ним — комар (звук «з» продолжительный). А ветер дул все сильнее и сильнее (продолжительный выдох). Лошадка замерзла (звук «брр» 4 раза) и побежала домой («щелкать» высоко). Навстречу Лошадке вышла ее добрая мама («Щелкать» низко медленно, она стала согревать Лошадку (бесшумный выдох на ладоши через открытый рот 4 раза)

«Обезьянки»

Проснулись утром обезьянки, потянулись, улыбнулись, зевнули, покорчили в зеркало рожицы, помахали друг другу. Решили почистить зубы. Сорвали банан, пожевали, и вдруг обезьянка Чи-чи отняла банан у обезьянки Чу-чу. Чи-чи стало весело (веселые губы, а Чу-чу стало грустно (грустные губы). Затем обезьянки стали щелкать орешки, спрятали их за щечку, потом за другую. Потом они увидели ёжика и стали дышать как он. Ёжик подарил им по цветку, и они захотели его понюхать. Тут подъехал крот на автомобиле и предложил им покататься. От радости обезьянки стали целовать свой носик, щечки, подбородок, лобик и все вокруг. Обезьянки стали пускать мыльные пузыри.                                           13

РАСПЕВАНИЕ

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Воспитание слуха и голоса ребенка оказывает положительное воздействие на формировании речи, а речь, как известно, является материальной основой мышления. Пение помогает решить некоторые проблемы звукопроизношения. Планомерное вокальное воспитание так же оказывает благоприятное влияние на физическое здоровье детей, пение не только доставляет удовольствие поющему, но также упражняет и развивает его дыхательную систему, которая влияет на состояние сердечно-сосудистой, следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, ребенок укрепляет своё здоровье.

Распевание представляет собой одну из важнейших частей работы по воспитанию певческих навыков. На распевание нельзя смотреть лишь как на разминку голосовых складок перед исполнением репертуара: это путь к овладению техническими основами вокального искусства.

Распевание необходимо, особенно в младшем возрасте, когда закладывается фундамент массового музыкально-певческого образования.

По программе распевание на занятиях занимает минимальное время, поэтому отношение музыкального руководителя к данному разделу должно быть более ответственным. Формальное распевание не приносит никакой пользы и вредно отражается на детском голосе, так как способствует закреплению неправильных навыков пения и напрасно утомляет внимание детей. Для распевания лучше всего брать небольшие вокальные упражнения, а также первоначальные вокальные фразы и предложения простейших песен с плавным голосоведением. Если требуется расширить диапазон голосов детей, то, безусловно, начать распевание следует со звука соль1, чтобы «достать» звук ре2, который является предельным для дошкольников звуком. Звук до1 для дошкольников - «чужой». Он звучит напряженно и невыразительно, поэтому его следует избегать.

Собираем внимание

Прежде чем начать работать над каким-то произведением, ставить какую-то задачу, необходимо настроить детей на рабочее настроение, собрать их внимание. Для этого используем игру «Регулировщик». Руководитель – регулировщик, который стоит на музыкальном перекрестке. Воспитанники – музыкальные машинки, готовые ехать по жесту регулировщика. «Регулировщик» поднимает руки – «машины» готовы (жест внимания). Регулировщик повел руку вверх – машины набирают воздух (вдох). Регулировщик повел руку вниз – машины поехали (запели).

14

Регулировщик показывает внизу – машины поехали тихо, поднял руки выше – машины поехали громко. Регулировщик опустил руки вниз – машины остановились (закончили петь). Концертмейстер все это время подыгрывает нам на инструменте.
Этой игрой решаем несколько задач:

1. Собираем внимание детей.
2. Приучаем к жестам дирижера.

Подготавливаем певческий аппарат к пению

Выбираем небольшой, наиболее сложный отрывок в любой песне, и прорабатываем его различными способами (по фонопедическому методу В.В.Емельянова):
1. Пропеваем, «сидя в автомобиле» (вибрация губами, соблюдая звуковысотность, характер исполнения);
2. Пропеваем, «сидя на лошадке» («процокать» мелодию, стараясь губами формировать слова песни);
3. «Выдуваем» мелодию (пропевать мелодию, выдувая при этом воздух);
4. Пропеваем, «сидя на слоне» (пропевать мелодию с хорошо открытым ртом, но звук направлять не в рот, а в нос).
Этой игрой мы так же решаем несколько задач:
1. Разогреваем артикуляционный аппарат.
2. Прорабатываем сложные отрывки в произведении.

Развиваем звуковысотный слух, работаем над чистотой интонирования и расширяем диапазон голоса.

Для решения этих задач нам понадобятся распевки. Но петь распевки на слоги детям скучно и неинтересно, поэтому включаем распевки со словами, желательно найти картинки на каждую распевку, рассказывать детям какие-то истории на тему. Картинки надо стараться подбирать такие, где действующие герои широко раскрывают рот. В этом случае у детей возникает зрительный образ, интерес, и достичь поставленной цели (открыть рот) будет проще.
При распевании также можно использовать артикуляционные жесты Н.В.Рыбкиной, они помогают сформировать правильные гласные, и вносят игровой момент. Эти жесты можно использовать как в речевых упражнениях, так и в попевках.
«У»: ладони положить на щеки (пальцы – к шее), рисовать руками раструб трубы. 

«О»: ладони на щеках (пальцами вверх), гладим по щекам сверху вниз.

«А»: руки на верхней губе, поднимаются вверх.

«И»: руки на верхней губе, расходятся в стороны.

15

СКОРОГОВОРКИ

Скороговорки - это народно – поэтическая миниатюра шутка, в которой

умышленно подобраны труднопроизносимые сочетания.

Проговорите 3 раза подряд любую скороговорку, но с каждым разом:

- всё быстрее;

- увеличивая громкость;

- уменьшая громкость;

- замедляя;

- с разной интонацией (удивление, радость, гнев, восхищение);

- от лица разных персонажей: заяц, цыплёнок, медведь

  1.  Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

  1.  Чиста, лучиста, говорит речисто.

  1.  Калач калачом, трубач трубачом.

  1.  Расскажи мне про покупку.

          Про какую про покупку?

          Про покупку, про покупку, про покупочку свою.

  1.  Сорок сорок съели сырок с красивою красною коркой.

  1.  Баран-буян залез в бурьян.

  1.  Хороши в дорожку пирожки с картошкой.

  1.  Двое – не один, в обиду не дадим.

  1.  Пёс Полкан попал в капкан.

 

  1. Проворонила ворона воронёнка.
  2.  У ужа – ужата, у ежа - ежата.

16

РАСПЕВКИ-СКОРОГОВОРКИ

  1. Задание! Придумай новые мелодии на тексты скороговорок.

Вез корабль карамель

Наскочил корабль на мель

И матросы три недели

Карамель на мели ели.

Ди-ги,ди-ги дай

Ди-ги,ди-ги дай

Ди-ги,ди-ги

Ди-ги,ди-ги

Ди-ги,ди-ги дай.

  1. Думал – думал – думал – думал,

Думал – думал – думал – думал,

В это время ветер дунул,

И забыл о чём я думал.

  1. Чики-чики-чики - «раз»,

Чики-чики-чики - «два»,

Чики-чики-чики - «три»,

Ты за мною повтори.

Эти лёгкие слова,

Чики-чики «три» и «два».

Улыбнись и повтори,

Чики-чики «раз», «два» «три».

  1. Свил паук себе гамак в уголке, на потолке,

Чтобы мухи, просто так, покачались в гамаке.

Куры, гуси да индюшки,

Наклевалися петрушки,

Закусили лебедой,

Побежали за водой.

17

РАБОТА С ТЕКСТОМ ПЕСЕН

 Работу над песней начинать с проговаривания текста, сопровождая его

простукиванием, притопыванием и другими ритмическими движениями. Эти движения помогают выявить слоговую структуру слова.

Сомкнуть (слегка сжать) зубы и утрированно проговорить текст песни,(затем проговаривается текст как обычно)

Подоприте кулачком свою челюсть, преодолевая сопротивление, читайте текст, отодвигая челюстью кулак

Проговорить текст нараспев, соединяя гласные

Произведения с активным произношением предварительно пропевать на слоги «бра», «дри»

Выразительно прочитать текст (по одному куплету) на высоком звучании.

Этим приемом пользуюсь как в процессе разучивания, так и при повторении усвоенных песен. Выразительное произношение текста песни способствует выразительности пения.

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

для развития дикции и артикуляции

«Баскетбольный мяч», показать рукой удары по «мячу» одновременно проговаривая согласные: Б-П; Д-Т; К-Г; З-С.

«Моторная лодка» - Р-р -р (без звука; со звуком)

«Смываем с картины» ( с приседанием – Р-р-р)

«Лошадка» - цокать медленно-громко, быстро-тихо

Зевать с закрытым ртом (несколько раз)

Произнести беззвучно: «Ка-а-а-ар»

Дак-дик-дук-дак – быстро-быстро (губы не двигаются)

ВОКАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

(тренинг артикуляционных мышц)

Бра-брэ-бри-бро-бру - (по трезвучию)

Да-ба-да-ба-да-ба-да-ба-да - (ч. 5 поступенное движение вверх-вниз)

Да-да-да-да-да - (ч. 3 или ч. 5), челюсть прыгает свободно

Дай-яй-яй – (ч. 3), активная работа челюсти

Дари-дари-дари-дари, дари-дари-да.

«Поезд едет скрежеща, же – че – ша – ща».

Р-Р-Р-Р-р – (ч. 3 поступенное движение вверх-вниз)

Ехал Грека через реку,

Видит Грека в речке рак!

Сунул Грека руку в реку

Рак за руку Грека - цап!

«Мы перебегали берега перебегали берега» (ч. 5 поступенное движение вверх-вниз)

Веники, веники,

Веники – помелики.

18

На печи валялися

С печи оборвалися.

Кум Гаврила, кум Гаврила,

Я Гавриле говорила:

Веретёна, не точёна,

В бане веники мочёна.

Веники, веники,

Веники – помелики.

На печи валялися

С печи оборвалися.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЯЗЫКА

  1.  «Дворники»: энергичное движение языком по верхним, потом по нижним

зубам с наружной стороны с одновременным движением глаз вправо- влево.

  1.  «Индюки болтают»: языком быстро двигать по верхней губе - «бл-бл-бл».

  1. «Барабанщик». Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка за верхними

зубами «дэ-дэ-дэ-дэ…»

  1.  «Дятел»: языком с силой ударять в бугорки за верхними зубами, произнося

при этом звук «д».

  1.  «Почистим зубы языком» - (только верхние; только нижние; 2-3 раза по

кругу);

  1.  «Шпага» - при сомкнутых губах хорошо открыть рот, языком “колоть” щеки.

  1. «Лошадка» - громко и быстро цокать языком;

  1.  «Лев» - дотянись языком до подбородка;

19

  1. «Лом - лопата» поочерёдно высовывать язык то « плоский» как лопата, то

«острый» как лом;

  1.  «Покусывать язык» - (с кончика до середины и обратно);

  1.  «Пожовывание» языка - (копим слюну и проглатываем);

  1.  «Заводим мотоцикл» - Р-р-р, р-р-р;

  1.  «Едем на мотоцикле» - как бы удаляясь и приближаясь

  1.  «Моторная лодка» - Р-р-р (без звука; со звуком)

  1.  «Телеграмма» - выстукивайте телеграфным ключом текст телеграммы: ла-ла-

лал! лэ-лэ-лэл! ло-ло-лол! лу-лу-лул! лы-лы-лыл! ли-ли-лил! Ударение падает

на последний слог. Держите ритм.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ

Счет на четыре:

  1.  «Улыбка». Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

  1.  «Лошадка». Фыркать, «как лошадка», губы при этом дрожат.

  1. « Пятачок» (на счёт раз – вытянуть губы вперёд, на счёт два – губы

расплываются в улыбке, не показывая зубов).

  1.  «Трубочка» - вытяните губы трубочкой и вращайте по кругу

  1.  «Веселая дудочка». Вытянуть вперед сомкнутые губы и двигать ими по кругу

вправо, затем влево.

20

  1. «Утиный клювик» (на развитие подвижности губ). Губы сложены трубочкой,

щеки втянуты. Губы несколько расслабляются и производят смыкательные и

размыкательные движения.

  1.  Вытянув губы - «сосем соску»;

На интенсивном прерывистом выдохе произнесите «Ф! Ф! Ф! Ф! Ф!», которое

переходит в непрерывный звук «ФФФФФ…».

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

  1.  «Надуйте щёки» - (изобразите важную персону, надуйте щёки и держите

5-6 секунд). Повторите.

  1. «Потерялся котенок» - произнести «мяу», широко открывая рот,

повернуть голову влево-вправо.

  1.  Разговор про себя. Произнести любую фразу, четверостишие, не открывая

при этом рот.

  1.  «Робот» - голова, как у робота, поворачивается вправо, влево, вниз, вверх, а

затем «ломается»: напряжение сбрасывается, голова опущена.

  1. «Дразнящаяся обезьянка» ( широко открытый рот, язык

максимально тянут вперед вниз к подбородку с одновременным активным

шипящим выдохом).

  1.  «Силач» - рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз,

который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая

мускулы. Постепенно закрыть рот. Расслабиться. Подставить сложенные

одна на другую ладони под подбородок. Открывая рот, давить подбородком

на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться.

21

СКАЗКИ

Сказка «Путешествие язычка»

Слушая сказку, дети становятся не только исполнителями упражнений, но и  активными участниками сказочного путешествия язычка. Они «путешествуют» вместе с язычком и знакомятся со всеми частями речевого аппарата: язычком, губами, зубами, щеками, с нёбом.

Жил был  Язычок.( вытащить язык на нижнюю губу). Язычок жил в домике под названием Рот. В этом домике 2 дверцы: губы( почмокать губами) и зубы (постучать зубами). Проснулся утром Язычок и стал в своём домике порядок наводить. Помыл окна (работаем язычком по одной щечке, потом по другой), помыл потолок ( работаем язычком по небу), подмел пол ( работаем язычком внизу) Открыл две дверцы и вышел на крылечко (положить расслабленный язычок на нижнюю губу. Лежит язычок отдыхает. Стало скучно язычку. Посмотрел он направо( выполняем движение языком направо), налево( выполняем налево). Увидел ребят, обрадовался и запрыгал до самого потолка (щелкаем язычком).

И решил Язычок вместе с ребятами сделать зарядку.

Упражнение «Лошадка»

Артикуляционная гимнастика, упражнение Лошадка

Рот широко открываю,

К нёбу язык прижимаю.

Прыгает вниз язычок,

И раздаётся щелчок.

Цель:

Отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка.

Описание:

Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).

Обратите внимание!

1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, а затем темп убыстряется («лошадка поскакала быстрее»).

2. Нижняя челюсть не двигается, работает только язык.

22

Упражнение «Грибок»

Артикуляционная гимнастика, упражнение Грибок

Широко открою рот,

Будто щёлкну я вот-вот.

Присосу язык на нёбо,

Челюсть вниз — и вся учёба.

Цель:

Отрабатывать умение удерживать язык наверху в положении, необходимом

для звука [р]. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание:

Улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.

Обратите внимание!

1. Если имеются затруднения выполнить это упражнение, то необходимо вернуться к упражнению «Лошадка». Щёлкать языком, постепенно замедляя темп («лошадка идёт медленно») и присасывать язык к нёбу.

Упражнение «Чашечка»

Артикуляционная гимнастика, упражнение Чашечка

Улыбаюсь, рот открыт:

Там язык уже стоит.

К зубкам подняты края —

Вот и «чашечка» моя.

Цель:

Научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.

23

Описание:

Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.

Обратите внимание!

1. Если «чашечка» не получается, то необходимо вернуться к упражнению «Шлёпаем губами по языку», распластать язык на нижней губе и слег¬ка надавить на середину языка. При этом края языка поднимаются вверх, и язык принимает нужную форму.

2. Можно также распластать язык похлопыванием по нему губами, завернуть его

на верхнюю губу, придерживая края пальчиками.

3. При выполнении упражнения края языка находятся у верхних зубов.

Упражнение «Вкусное варенье»

Артикуляционная гимнастика, упражнение Вкусное варенье

Как будто варенье лежит на губе —

Слижу его «чашечкой» в ротик себе.

Цель:

Отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка.

Описание:

Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движения сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечки».

Обратите внимание!

1. Нужно следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх — она должна быть неподвижной (можно придержать её пальцем).

2. Язык широкий, в форме чашечки.

24

Упражнение «Часики»

Артикуляционная гимнастика, упражнение Часики

Влево - вправо кончик ходит,

Будто места не находит.

Цель:

Укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность.

Описание:

Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз.

Обратите внимание!

1. Двигается только язык — нижняя челюсть неподвижна.

2. Язык не облизывает нижнюю губу, а передвигается, не задевая её, от одного уголка рта к другому

«Покусываем кончик языка

Артикуляционная гимнастика, упражнение Покусываем кончик языка

Выдвигаю свой язык,

Чтоб лениться не привык.

И от кончика до корня

Я кусаю всё проворней.

Цель:

Добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости).

Описание:

24

Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык.

1. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та». Произношение слогов («та-та-та») помогает

в выполнении упражнения.

1. Не подворачивать нижнюю губу внутрь, на нижние зубы.

2. Язык широкий, губы растянуты в улыбке. Данное упражнение является базовым в артикуляционной гимнастике. Выполняя это упражнение, осуществляется самомассаж языка.

«Зоопарк»

Язычок отправился в зоопарк вместе с ребятами. Мы будем изображать всех животных, которых Язычок там встретил

Упражнение Бегемотики.

Описание упражнения: открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта «пять», потом закрыть рот. Повторить 3-4 раза.

Рот пошире открываем,

В бегемотиков играем:

Широко раскроем ротик,

Как голодный бегемотик.

Закрывать его нельзя,

До пяти считаю я.

А потом закроем рот

Отдыхает бегемот.

Упражнение Лягушки

Описание упражнения: улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять» (до счёта «десять»), затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза.

25

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки –

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем - перестанем

И нисколько не устанем.

Упражнение Слон

Описание упражнения: вытянуть вперёд губы трубочкой и «набирать» водичку, слегка причмокивая при этом.

Я водичку набираю

И ребяток поливаю!

Буду подражать слону!

Губы «хоботом» тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

Упражнение Змея

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; высунуть язычок изо рта, затем спрятать. Повторить 3-4 раза.

Подражаем мы змее,

С ней мы будем наравне:

Высунем язык и спрячем,

Только так, а не иначе.

Упражнение Лошадка

Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язык.

Я - весёлая лошадка,

26

Тёмная, как шоколадка.

Язычком пощёлкай громко –

Стук копыт услышишь звонкий.

Сценический образ:

Первый этап – изучение доступных элементов в музыкально-сценической деятельности: элементарный разбор музыки, разучивание вокальных партий, 
поиск необходимых средств выражения через мимику, жестикуляцию, пластику поведения. 

Второй этап – работа над созданием музыкально-сценического рисунка произведения, в которое включены варианты воплощения муз-худ образа, предложенные детьми входе занятия. 

Третий этап – полноценная творческая деятельность, соответствующая замыслу композитора и отражающая детское видение. 

Как начать работу над образом? 
1.Необходимо разобрать содержание песни педагогом совместно с 
исполнителями; 
2.Сделать разбор средств музыкальной выразительности; 
3.Приступить к созданию своего, нового образа ,его сценария поведения и 
действий. 

В создании образа помогают сценическое движение. Упражнения в игровой форме , задания со словами « если бы», проговаривание и обыгрывание скороговорок, развитие чувства ритма ,упражнения на умение владеть своим лицом и телом ( Мимические этюды: «Радость» , «Печаль», «Задумчивость», «Беспокойство», «Ликование», «Безразличие», «Злость», «Мечтательность», «Страх», «Надменность», «Восторженность», «Удивление». 

Таким образом, проявляются четыре взаимосвязанных компонента для успешного сценического воплощения песни: музыка, слово , пение и сценические движения. 

Беседа с ребёнком по теме : 
Как ты думаешь что такое образ? (Образ это оболочка, аура , характер ,повадки кого –либо. 
Когда мы говорим войти в образ ,что это значит?(Это значит на время быть не собой ,а тем в чём образе ты должен побывать) 
27

Для чего нам нужен сценичекий образ?(Для того чтобы зрителю было интереснее слушать исполнителя) 
Покажи мне образ кошки, собачки, весёлого человека, бабочки, грустного человека.

1.Разминка: 
Покажите мимикой различные виды настроения: хорошее -и вы улыбаетесь, плохое -и лицо ваше стало грустным. 
1.  Сильно зажмурьтесь 
2.  Широко раскройте глаза 
3. Поднимите брови вверх 
4. Нахмурьтесь, как ребёнок, у которого отняли игрушку 
5. Улыбнитесь, как кот на солнышке 

6. Надули обе щечки одновременно 
7. Попеременно 
8.  Покусали язык (достали одной щёчки ,другой) 
9.  Губы в трубочку: движения вправо-влево, затем круговые движения. 
10. Массаж щек (побежали пальчиками по щекам, потёрли круговыми 
движениями, словно рисуем яблочки). 
Всё это освобождает связки, разогревает их и они практически готовы к работе. 

 Дыхательная гимнастика: 
Снеговик: 
Представили образ снеговика, руки в стороны. Сделали большой вдох и медленно выдыхаем , показываем как снеговик тает на солнышке . 
Буратино: 
Теперь ты Буратино ,руки в стороны. Вдох, на выдохе (распределить выдох на несколько частей) Опускается голова, руки до локтя, полностью руки, ноги сгибаем в коленях .Как будь-то Буратино медленно складывается 
Руки на поясе ,вдох распределить выдох на части, шёпотом проговариваем слоги каждый раз выдыхая воздух. 
П-А - голова прямо 
П-О - голова вправо 
П-У - голова прямо 
П-Ы - голова влево 
П-И - голова прямо 

 Руки вверх, вдох — улыбаемся 
Руки вниз, выдох – хмуримся 

28

 Речевые упражнения: 
 Ёлочки - сосеночки, зелёные - колючие. 
Проговариваем: Радостно, расстроено, сердито, удивлённо, испуганно, нежно

 Распевка: 
 Шла Саша по шоссе и сосала сушку 
А потом пришла домой села на( подушку, игрушку, индюшку) 

(Ребёнок должен сам придумать последнее слово) 
Упражнение развивает у ребёнка мышление, творческие способности 

Пальчики смыкаем в колечки: большой –указательный, большой- средний,(Большой –безымянный ,большой-мизинец. Затем в обратную сторону. На каждое слова пальчики меняем.)

Упражнение помогает ребёнку чётко - ясно произносить текст. 
Я шагаю вверх – шагает вверх 
Я шагаю вниз - шагает вниз. 
Развивает у ребёнка умение петь и двигаться одновременно. 
Работа над произведением: 
«Созвездие талантов»-исполнение песни 
Разобрать текст выявить и отработать трудные места. Создать образ песни. Музыкальность характеризуется способностью переживать содержание музыкального процесса в его целостности- чувствовать образ. Способность создавать музыкально-двигательный образ развивается путем соответствующей целенаправленной организации, как восприятия музыки, так и самих движений детей. 
Выяснить о ком эта песня ,какой характер, темп ,придумать движения , найти главные слова в тексте на которые мы будем делать ударения и затем в образе с движениями исполнить произведение. 
Домашнее задание – потренеровать  движения, соотнести движения с пением. Поработать перед зеркалом. 

Задача. 

Формировать у детей способы импровизации простейших мотивов на слоги, подражающие звукам различных жизненных явлений, передать простейшие выразительные интонации.
Чтобы стимулировать детей к новой для них деятельности, можно использовать специально написанные песни-образцы. В них поется о каком-либо знакомом жизненном явлении и дается образец, как, например, гудит пароход, жужжит пчела, звучат позывные спутника.

29

Детям исполняется песня и предлагается придумать в соответствии с текстом песни свои интонации звукоподражания.

 При этом необходимо напомнить, что каждый должен придумать по-своему. Например, в песне-образце «Пароход гудит» гудок парохода выражен определенной интонацией, можно придумать гудок с другим ритмическим рисунком, с другой интонацией. После объяснения педагог вторично играет фортепианное вступление, затем поет песню без фортепианного сопровождения и предлагает ребенку закончить песню, по-своему импровизируя гудок парохода. После детского исполнения педагог проигрывает последние такты песни, чтобы ребенок вновь почувствовал заданную тональность.


Упражнения.


1. Петь, самостоятельно находя то высокие интонации (поет маленькая кукушка, мяукает котенок и т. д.), то более низкие (поет большая кукушка, мяукает кошка и т. д.).

2. Импровизировать простейшие попевки, подражая звучаниям музыкальных инструментов :барабан (тра-та-та), дудочка(ду-ду-ду), колокольчик(динь-динь-динь) и т.д.

3. Играть на металлофонах самим придуманные сочетания интонаций и ритмов и попытаться воспроизвести их в пении.

4. Петь свои имена на двух-трех звуках, передавая разнообразные интонации.

5. Вести певческую перекличку. Один ребенок поет: «Ау, где ты?»; другой отвечает: «Я здесь». Следующая пара придумывает новые интонации.

6. Импровизировать мотив из двух-трех звуков на слоги «ля-ля», другой ребенок придумывает свой мотив. Дети соревнуются, кто больше придумает попевок.

7. «Пароход гудит», муз. Т. Ломовой, сл. А. Гангова. Подражать ритмическому звучанию гудка парохода на гласную «у-у».
8. «Играй, сверчок», муз. Т. Ломовой, сл. Ю. Островского. Закончить песню, придумать свою мелодию на слоги «ля-ля», как бы подражая игре на скрипке.
9. «Спутник нам сигнал дает», муз. Г. Зингера, ел. А. Ган» гова. Подражать звукам сигналов спутника, менять ритмический рисунок на слоги «ти-ти-ти».
                                                   30
Музыкальные вопросы и ответы.

Задача. Формировать способы импровизации окончания мелодии, начатой взрослыми; развивать чувство лада и чувство музыкальной вопросо-ответной формы.
при объяснении задания детям напоминают, что в разговоре людей один спрашивает, а другой отвечает, например: «Ты куда идешь?» — «Домой!» В песне тоже можно задать музыкальный вопрос и дать музыкальный ответ. После этого исполняется песня «Зайка, зайка, где бывал?».
  Тексты вопросов и ответов могут предлагаться. Например, «Что-то Машеньки не слышно?» - «Погулять наверно вышла». «Мышка, мышка, что не спишь, что соломкою шуршишь?» - «Я боюсь уснуть, сестрица - кот усатый мне присниться». А могут быть ответы, придуманные самим ребенком.

Вопросы могут быть разными, например: «Ты куда идешь?», «Ау ты где?» «Зайка, зайка, где бывал?». Также дети могут вести певческую перекличку, например: «Ау, где ты?» - «Я здесь!». «Иди ко мне» - «Иду, иду».
Затем применяется та же методика, что и в предыдущих заданиях: исполняется вступление, поется мелодия вопроса без фортепианного сопровождения, ребенок импровизирует ответ, и далее проигрывается фортепианное заключение.
Упражнения.
1. «Зайка, зайка, где бывал?», муз. М. Скребковой, сл. А. Шибицкой. Импровизировать мелодию на слова ответа «На лужайке танцевал».
2. «Что ты хочешь, кошечка?», муз. Г. Зингера, сл. А. Шибицкой. Импровизировать мелодию на слова ответов в 1, 2, 3 и 4-м куплетах.
3. «Что за шар, не разберешь?», муз. М. Скребковой, сл. А. Шибицкой. Импровизировать мелодию на слова ответов в 1, 2, 3-м куплетах.
                          Сочинение мелодий контрастного характера.
Задача. Формировать способы сочинения детьми простейших попевок контрастного характера на заданный текст, развить чувство лада (ощущение мажора, минора).
Методические указания. Детям объясняют, что музыка может выражать различные чувства, она может быть веселой, грустной. Музыкальный руководитель исполняет в качестве иллюстрации сразу две песни, одну за другой, напримерз веселую песенку, грустную песенку. Затем детям предлагают по их желанию и выбору сочинить и спеть веселую песню на слова: «Солнце ярко светит, весело на свете!» или грустную песню на слова: «Дождик льет, как из ведра, загрустила детвора».
Методика сочинения видоизменяется, так как дети должны уже самостоятельно придумать мелодию на заданный текст без поддержки фортепиано.

31

Вначале педагог привлекает внимание детей к характеру музыки и литературного текста, которые созданы поэтами и композиторами в качестве образцов для творческих заданий.

Затем детям предлагают музыкальную загадку — узнать только по фортепьянному сопровождению, в какой из двух пьес можно услышать, например, грустный рассказ об осени и радостный о весне. Таким образом, дети сами по характеру музыки различают, какие музыкальные произведения подходят к тому или иному литературному тексту.

После этого педагог поет и играет повторно уже обе песни. Далее дети должны сочинить свои интонации на тот же текст и передать те же чувства. Педагог играет лишь фортепьянное вступление, как бы настраивая ребенка, который вслед за этим импровизирует свою мелодию. Затем педагог проигрывает музыкальное заключение, этим ребенок утверждается в настроении образца, в его ладотональности.

Вначале дети выбирают для сочинения текст для двух предложенных им песен. Позднее — из трех текстов, сочиняя колыбельную, плясовую или марш.

Помимо приведенных ниже произведений можно использовать другие, но они должны быть короткими, образными, а слова песни — удобными для вокализации.
Упражнения

Сочинить мелодии, передавая различный характер в соответствии с содержанием песен.

1. «Веселая песенка», муз. В. Агафонникова, сл. А. Гангова.

2. «Грустная песенка», муз. В. Агафонникова, сл. А. Гангова.

3. «Весной», муз. Г. Зингера, сл. А. Шибицкой.

4. «Осенью», муз. Г. Зингера, сл. А. Шибицкой.

5. «Колыбельная», муз. В. Агафонникова, сл. А. Шибицкой.

6. «Плясовая», муз. Т. Ломовой, сл. А. Шибицкой.

7. «Марш», муз. В. Агафонникова, сл. А. Шибицкой.

32

Песенная импровизация.

Работу над песенной импровизацией детей ведётся поэтапно.

На первом этапе используется упражнение « Знакомство».

Дети с удовольствием пропевают свои имя, имя мамы, папы, ласковое имя.

На втором этапе побуждаю  детей на создание своих мелодий. Для этого использую различные звукоподражания (тиканье часов, звучание барабана), имитацию голосов кукушки, кошки, передачу голосом различного настроения персонажей (котик выздоровел – заболел). Затем дети придумывают певческие переклички, диалоги: « Лена, где ты?» - « Я здесь». «Зайка, где ты был? –Я гулять ходил»

На третьем этапе развиваем навык  детей сочинять мелодию на заданный текст (стихи А. Барто, С. Маршака), фольклорные тексты. Предлагаю дошкольникам сочинить песни на программные стихотворения. Стихи, выученные в группе, мы пробуем переложить на музыку.

На заключительном этапе детям подготовительной группы можно предложить  такое творческое задание, как сочинение мелодии в заданном жанре. Такие песенные импровизации дети придумывают на слоги: тра-та-та – марш, а-а-а – вальс, ля-ля – полька, пение с закрытым ртом м-м-м песня.

И даже если песенная импровизация сначала  примитивна и неинтересна, то нужно обязательно заверить маленького исполнителя, что стоит ещё немного поработать, пофантазировать-и всё получится!!!

 

33

А. Ветлугина предлагает упражнения для накопления слухового опыта, развития музыкально-слуховых представлений. Это подготовительный этап, предшествующий (и сопутствующий) первым творческим проявлениям детей:

1) самостоятельное нахождение тоники: закончить без сопровождения знакомую мелодию, начатую воспитателем; найти тонику после пения взрослого, остановившегося на неустойчивом  звуке;

2) подстраивание к звукам: игра типа «Музыкальное эхо» - точное воспроизведение заданных интонаций;

3)различие мажорного и минорного ладов: различить и воспроизвести  мажорное и минорное  трезвучие («Весёлый и грустный колокольчик» и звукоряд (упражнение типа «Солнышко и дождик»);

4)различение и воспроизведение соотношений звуков по их высоте, длительности (упражнения из «Музыкального букваря»);

5)транспонирование простейших мотивов (мяу, ку-ку): воспитатель поёт первый звук.

Разработана серия творческих заданий для развития песенного творчества. (Н.А.Ветлугиной.)

1)Импровизация имен, звукоподражаний, мелодий без слов;

2)Импровизация музыкальных вопросов и ответов;

3)Сочинение попевок контрастного характера на предлагаемый текст, сочинение попевок в определенном жанре.)

Например, игровые задания на звукоподражание. Их цель заключается в развитии у детей способности ориентироваться в различных свойствах музыкального звука (высоте, длительности, окраске, силе т.д.).

 

 

34

Игра  «Звукоимитация»

Цель: Развивать начальную ориентировку в песенном творчестве, развивать умение соотносить настроение игровой ситуации со звукоподражанием.

Описание игры. Детям предлагается поиграть в превращения. Участники игры выстраиваются в ряд или круг. Педагог проходит перед ними, указывая на каждого рукой и называя: «Поросёнок, котёнок, утёнок». Игрокам нужно запомнить, какой персонаж им достался, и определить, каким голосом говорят персонажи, пребывая в определённом настроении.

  • Ситуации могут быть различными:
  • детёныши потерялись;
  • детёныши удивились находке;
  • детёныши радуются встрече с мамой, и т.д.

Например, ситуация первая: «Детёныши потерялись».

Дети расходятся по залу в разных направлениях, затем по знаку педагога, мяукая, крякая, хрюкая с соответствующим настроением, ищут своих товарищей по команде. Задача - как можно скорей собраться вместе «поросятами» (первая команда), утятами (вторая команда), «котятами» (третья команда). При этом переговариваться обыкновенными словами нельзя. Игроки должны найти друг друга , издавая только звукоподражания нужным тоном, соответствующим ситуации. Побеждает та команда, игроки которой  первыми сумеют найти своих  «собратьев».

Также могут быть такие творческие задания:

 Петь самостоятельно, находя то высокие интонации (поет маленькая кукушка, мяукает котенок, лает маленькая собачка), то более низкие (поет большая кукушка, мяукает кошка, лает большая собака).

 Импровизировать простейшие попевки, подражая звучанию горна, рожка и т.д.

Например: «Пастушок» русская народная песня.

Рано-рано поутру пастушок ту-ру-ру, ту-ру-ру.

35

 Подражать ритмическому звучанию бубна.

В бубен бей, бей, бей, веселей, веселей. Там-там-там и т.д.

Может бубен загреметь будто гром. Бом-бом!

Может бубен зазвенеть ручейком.

 

Творческая игра «Мини-рассказы» (с элементами звукоподражаний  и песенных импровизаций).

Цели: помогать детям, создавать песенные импровизации, соответствующие настроению и характеру действий персонажей; развивать  внимание дошкольников.

Описание игры.

Педагог рассказывает историю. Задача детей - в нужных местах исполнить  вокальные импровизации. Вот примеры таких рассказов:

а) Настало утро, пропел радостно петушок-… .

Часы пробили шесть часов- … .

Стало слышно, как пастух заиграл на рожке, созывая стадо,- … .

 Коровы начали собираться и довольно замычали- … .

б)Дети собирались идти на день рождения к другу.

 Они бегом спустились по лестнице -… .

пешком пошли по улице- … .

 Когда они пришли к другу, каждый поздравил его.

36

Игровые задания на произнесение имен с различной эмоциональной окраской и интонацией (нежно, ласково, сердито, весело, испуганно и т.д., и с различной силой звука).

Игра «Музыкальное знакомство»

Цель: Формировать умение использовать знакомые способы песенной импровизации в новой игровой ситуации.

Описание игры. Пример выполнения задания демонстрирует педагог, пропевая свое имя и отчество. Затем он обращается к детям с просьбой дать свои ответы на его музыкальный вопрос «Как тебя зовут?» ( на звуках тонического трезвучия-ля-ля, фа-фа, ре). Ребенок, называя себя.не может повторить мелодию педагога, так как  по ритму и продолжительности не совпадает с нужным ответом. Поэтому вокальные фразы детей произвольны и характеризуются элементами творчества. Далее задание усложняется, предложив детям дать полный ответ: «Меня зовут + имя». Задание можно усложнить добавляя в него другую информацию о ребенке.

Задания на импровизацию музыкальных вопросов и ответов, певческую перекличку

Педагог задает «музыкальный вопрос», а ребенок импровизирует музыкальный ответ».

 цель: формировать способы импровизации - окончание мелодии, начатой взрослым; развивать чувство лада и музыкальной вопросно-ответной формы.

Тексты вопросов и ответов могут предлагаться. Например, «Что-то Машеньки не слышно?» - «Погулять наверно вышла».

«Мышка, мышка, что не спишь, что соломкою шуршишь?» - «Я боюсь уснуть, сестрица - кот усатый мне присниться». А могут быть ответы, придуманные самим ребенком.

Вопросы могут быть разными, например: «Ты куда идешь?», «Ау ты где?» «Зайка, зайка, где бывал?». Также дети могут вести певческую перекличку, например: «Ау, где ты?» - «Я здесь!». «Иди ко мне» - «Иду, иду».

37

Игра «Перекличка»

Цели: помочь детям найти способы творческой деятельности в пении и движении; закреплять исполнительские навыки

Описание игры. Педагог предлагает детям «прогуляться в лес». Дети двигаются в любых направлениях, «собирая грибы», «наблюдая за птицами» и.т.д. На призыв педагога, пропеваемый им на произвольный мотив, дети дают ответ: где они или чем занимаются. Вокальные фразы ребят произвольны.

Педагог: Костя, ау, где ты, что делаешь?

Ребенок: Я около дуба, собираю желуди.

Педагог. Ау, Лена, где ты?

Ребенок. Я на лесной полянке. И т. д.

При повторе игры роль водящего, перекликающегося с игроками, может взять любой ребенок.

Игра: «Музыкальное лото» (сочинение мелодии на заданный текст)

Ход игры: На карточках лото изображены 1-2-3 картинки, (мишка, лягушка, машина, гусь, петух и т.д.). Ребенок, выбравший одну, две карточки, сочиняет по содержанию картинки на карточке песню на заданный текст. Например: «Утром на опушке квакали лягушки». Ребенок, у которого на карточке лягушка, пробует сочинить попевку, после чего получает от ведущего карточку-дубликат и закрывает на карточке лягушку. Игра продолжается. Если ребенок не сочинил, дубликат не отдается. Правила игры - тот, кто первым закроет карточку (не менее двух картинок), становятся ведущим

Игра: «Поем знакомые стихи»

(Основой для импровизаций  могут стать поэтические циклы авторов, например «Игрушки» А. Барто.

1) «Спать пора, уснул бычок»

2) «Наша Таня громко плачет»

Начало стихотворений определяют заданность характера. Можно брать из сборников детских песен, загадок и т.д.

38

Использование стихотворений, где два художественных образа.

1)Едут девочки в санях, ласковых, узорных.

А мальчишки на конях, серых, или черных.

 

2)Мельник на ослике ехал верхом

Мальчик за мельником плелся пешком.

 

Игра: «Сочини музыку для мишки»

Цель: Способствовать развитию песенного творчества в определенном жанре.

К детям приходит мишка, который просит ребят помочь сочинить песни для своих медвежат.

Педагог предлагает детям текст.

К нам пришел сегодня Мишка

С ярким праздничным бантом.

С нами вместе поиграть,

С нами вместе поплясать

Дети сочиняют плясовую. Или сочиняют для Мишки колыбельную:

Спать не хочет бурый Мишка-

Уж такой он шалунишка.

Я мишутку покачаю:

баю-баю, баю-баю.

39

Игра на сочинение попевок в определенном жанре «Помоги сороке».

Ход игры: Педагог сообщает детям, что сегодня в группу пришло письмо от сороки, в котором сообщается, что ее птенцы хотят поступить в музыкальную школу, но для этого им нужно спеть колыбельную, плясовую и марш, а какая мелодия в этих песнях должна быть они не знают. Просят ребят помочь.

Педагог предлагает детям тексты для сочинения мелодий.

1)Спят и травы, и цветы,

  Баю, баю спи и ты.

2)Я притопну каблучком, я махну платочком.

   Полечу я ветерком, закружусь листочком.

3) Мы идем, крепче шаг. Мы несем Российский флаг.

Дети сочиняют музыку в разных жанрах. Педагог записывает их сочинения на кассету и обещает по почте отправить сороке.

 

40


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы вокально-хорового кружка

план работы вокально-хорового кружка...

Рабочая программа хорового кружка,

Рабочая программа хорового кружка...

Рабочая программа вокально-хорового кружка «Домисолька».

Рабочая программа вокально-хорового кружка «Домисолька» разработана  на основе программы Э.П. Костиной «Камертон» и программы  по  музыкальному воспитанию детей ...

Рабочая программа хорового кружка "Веселые звоночки"

Занятия в вокальном кружке - это особая возможность для самовыражения детей, рахвитию их сценических способностей. Узкая направленность и меньший количественный состав позволяют уделять больше внимани...

Программа хорового кружка с элементами нотной грамоты под названием "Веселые нотки"

Второй год набираю детей в платный хоровой кружок. Но теперь программа обучения рассчитана не только на старших дошкольников, но и на первоклассников школы, чтобы принять участие в реализации проекта ...

Программа по вокально-хоровому кружку с рецензией

Программа по вокально-хоровому кружку с рөцензией...

программа вокально - хорового кружка

Разработка программы вокально - хорового кружка дл дошкольников...