Проект в средней группе "От семечка до урожая"
проект (средняя группа)

Филькина Светлана Евгеньевна

Тип проекта: познавательно-исследовательский

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели группы, родители (законные представители).

Цель проекта: формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность.

Проектная идея: создать в группе  огород на подоконнике, вырастив из семян рассаду; высадить рассаду на участке; получить урожай овощей.

Задачи проекта:

  1. Учить правильно ухаживать за растениями.
  2. Дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги,  для роста растений.
  3. Развивать познавательные и творческие способности детей.
  4. Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.

Продолжительность проекта: среднесрочный, май - август 2019 г.
Актуальность: дети среднего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Процесс ознакомления с ростом и развитием растений можно осуществлять в весенне-летний период, начиная выращивать  в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне, а потом высаживать растения на участке детского сада, где дети будут продолжать наблюдать за их ростом  и ухаживать за ними, а также собирать свой урожай.

Ожидаемые результаты в процессе взаимодействия педагоги – дети – родители:

  • Экспериментальным путем выяснить, как из семян появляется плод.
  • Формирование разносторонних знаний о растениях, видах овощей.
  • Осознание цикличности в природе: смена сезонов; семя→ плод→ семя.
  • Развитие познавательных и творческих способностей.

Основные этапы и направления реализации цели проекта:
Подготовительный этап
Деятельность педагога:
  • Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).
  • Составление плана работы над проектом.
  • Сбор материала необходимого для реализации проекта: семена, почва, контейнеры, орудия труда.
  • Чтение художественной литературы (потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом и овощами).
  • Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
Деятельность детей:
  • Рассматривание иллюстративного материала, муляжей овощей по теме проекта.
Взаимодействие с семьей:
  • Сбор необходимого материала для создания огорода (семена, земля, контейнеры).
  • Изготовление мини-теплицы, грядок на участке.
Практическая работа
Деятельность педагога:
  • Беседа с детьми познавательного характера.
  • Организация развивающей предметно – развивающей среды по теме.
  • Подготовка информации для родительских уголков.
Деятельность детей:
    • Посадка семян редиса, перца, моркови, гороха, подсолнуха в землю.
    • Уход за растениями - полив, рыхление, прореживание редиса, моркови.
    • Выполнение заданий в самостоятельных наблюдениях.
    • Участие в практической деятельности.
    • Лепка овощей из пластилина.
    • Отгадывание загадок про овощи и фрукты.
Совместная деятельность взрослых и детей:
    • Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.
    • Различные виды изобразительной деятельности по тематике.
    • Просмотр презентаций и мультфильмов о растениях.
    • Сбор коллекций семян.
    • Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах.
Подведение итогов

    • Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).
    • Презентация проекта.
    • Представление опыта.
 

 

 

Ход проекта:

 

Проблема: дети нашей группы решили вырастить овощи на собственном огороде. Но у них возник вопрос: как это сделать?

 

  1 этап «Классификация»

 В конце апреля, когда солнышко совсем обогрело землю, пришла пора сажать семена.

         Многие дети дома видели, как мама или бабушка сажали семена помидор, огурцов, перца и др. овощей.

На первом этапе мы с ребятами собирали информацию о том, как выглядит огород, что может расти на огороде, и где мы можем создать свой огород.

          Решили организовать в группе огород на окне. Встал вопрос: «Что же нам сеять?» Дети предлагали разные варианты овощей и фруктов. Решили выбрать разные по форме и размеру семена. Но как выглядят семена растений, дети не знали.  Для этого собрали коллекцию семян. Рассмотрели семена различных овощей и фруктов.

         Приготовили землю, стаканчики и контейнеры. Родители помогли в изготовлении мини теплицы. Совместно с детьми проговорили и зарисовали алгоритм посадки семян.

          Посеяли: огурцы, горох, подсолнух, цветы (петунии, бархатцы).

         Стали наблюдать за первыми ростками и учиться за ними ухаживать. Все изменения зарисовывали в дневнике наблюдений.

image     image

         Так как при посадке в грунт, видно только как появляется и развивается росток. Но не видно развитие корневой системы. Решили провести совместный эксперимент. Прозрачную банку наполнили ватными шариками. Положили несколько семян фасоли и кукурузы. Смочили вату водой и стали наблюдать. Уже на следующий день семена набухли. Через 3-4 дня появился зеленый росток и корешок. Несколько дней наблюдали за их ростом и развитием корневой системы. Кукурузу пересадили в землю.

Вывод: семенам для всходов нужна вода и тепло.

image            image

2.  Высадка в грунт

          Окрепшие саженцы в середине мая высадили в  подготовленные с помощью родителей грядки на участке. Дети принесли из дома рассаду помидор и перца, выращенную дома вместе с родителями. Также высадили их на наши грядки. В свободную грядку решили  посеять  морковь и редис.  

3. Уход за растениями

Стали ухаживать и наблюдать за рассадой: поливали, пололи и рыхлили.  Дети с удовольствием участвовали в данном виде деятельности.

Научились поливать растения под корень, определять,  нужен ли полив, различать культурные  растения от сорняков.

4. Наблюдения и сбор урожая

а) Уже через месяц мы с детьми собрали первый урожай – редис. Не всем редиска пришлась по вкусу - горчит.

Зарисовали  и отметили скороспелость редиса в дневнике наблюдений.

image

  б) Горох

В конце июля – начале августа поспел горох. 

Необычность данного овоща отметили нахождением плода (горошин)  в стручке. А также наблюдали за ростом стебля: он длинный и  тонкий, вьётся, на нем есть «усики». Такой стебель не выдерживает тяжести стручков. Дети  предложили помочь растению и подвязать. Натянули веревочку, за которую растение «цеплялось» своими усиками. Плоды гороха  на вкус понравились большему количеству детей. Но заметили, если вовремя не сорвать стручки, то горошины становились не такими сладкими - переспел.  

image     image

 в)  Подсолнух

Семечки видели все, но откуда они, и как выглядит растение, дети не знали.

Поэтому и решили посадить семена подсолнуха. Когда появились первые  ростки, стали наблюдать и зарисовывать изменения. Заметили, что подсолнух растет очень быстро. Уже к середине лета подсолнух вырос выше роста детей. Особенно удивились дети, которые пришли после отпуска и увидели на участке огромный цветок.

По ежедневным наблюдениям, заметили, что цветок подсолнуха направлен в сторону солнца (восход – закат). Сделали вывод: по подсолнуху можно определить части света.

В конце августа срезали подсолнух, попробовали уже зрелые семечки – понравились.  Просушили и решили оставить для корма птицам зимой!

Сделали вывод: из одного семечка созревает большое количество семян – урожай!

image     image

г) Помидор

          По мере роста рассады помидор, увидели, что стебель стал наклоняться. Дети предложили помочь молодым растениям поддержать стебель и подвязать его к палочке (видели, как это делают родители или бабушка на даче). Но на участке и рядом с ним подходящих палочек не нашлось. Ломать ветки деревьев и кустов дети знают – НЕЛЬЗЯ! Поэтому решили обратиться за помощью к взрослым. Владик принес заготовленные с папой палочки, и мы подвязали наши помидоры.

 В конце августа, некоторые помидоры стали краснеть. С наступлением холодных ночей, заметили, что рост прекратился. Решили с детьми снимать урожай. Покраснели помидоры уже в группе. К обеду у детей был дополнительный салат из помидор!

Выводы: Помидорам для созревания нужно вода, свет и тепло. Наши помидоры росли на улице, поэтому не успели покраснеть.

image         image

д) Морковь

          Морковь не требовала особой заботы. Поливали по мере необходимости, удаляли сорняки. Плод моркови находится в земле и не видно как развивается, поэтому наблюдали за ростом зелени. Заметили, если хвостики моркови наклоняются, значит, не хватает влаги и нужен полив.

Выкопали морковь в самом конце лета. Урожай удался!

Попросили на кухне помочь помыть и почистить для нас морковь.

Витамины с грядки оказались полезны и сладки!

Вывод:  Морковь  растет долго, богата витаминами. Можно употреблять в сыром и вареном виде в различных блюдах.

image   image

   По  реализации проекта были получены следующие результаты:

 

- Дети познакомились со многими культурными растениями.

- У детей сформировался интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях и условиях открытого грунта.

- В результате практической и опытнической деятельности дети добыли знания о необходимых условиях для роста растений.

- Дети увидели многообразие посевного материала.

- Ребята стали бережнее относиться к растительному миру.

- В группе был создан огород на окне, ребята смогли поработать на открытом грунте: высаживали, поливали, пропалывали от сорняков, собирали урожай.

- Дети стали более уважительно относиться к земледельческому труду.

- Наблюдение за растениями были зафиксированы в дневнике наблюдений.

- Дети совместно с воспитателем смогли определить опытным путем, что плод получается из семечка, а семечка – из плода.

- Родители приняли активное участие в проекте «От семечка до урожая»: проводили беседы с детьми об овощах и фруктах, растущих на их приусадебных участках; привлекали детей к огородным работам и познакомили их со способами ухода за растениями (полив, прополка, рыхление, подкормка и пр.).

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект “От семечка до урожая”

Проблема проекта: Можно ли вырастить овощные культуры в комнатных условиях до сбора урожая? Цель проекта: вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию овощных культур в комнатных у...

экологический проект "От семечка до урожая"

Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятель...

Экологический проект “От семечка до урожая”

Проект рассчитан  для детей подготовительной группы, реализуется на протяжении трех месяцев. В проекте используются все методы обучения: словесные, наглядные, практические. В проекте предоставлен...

Краткосрочный проект в средней группе "Все начинается с семечка"

Целью данного проекта является – расширить представление детей об  окружающем мире, об овощных и культурах и сформировать первоначальное представление о, их выращивание в комнатных условиях...

ПРоект "От семечка до урожая"

Проектная деятельнсть с дошкольниками...

Проект в средней группе "От семечка до цветочка".

Формировать у детей исследовательские способности в процессе изучения жизнедеятельности цветов, их взаимосвязи с окружающей средой....