Финансовая грамотность дошкольников.
статья

Алябьева Светлана Викторовна

Ежедневное принятие важных финансовых решений и сложность в использовании современных финансовых инструментов обуславливают необходимость приобретения каждым человеком знаний и навыков в области финансов на протяжении всей жизни. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Финансовая грамотность дошкольников.

Алябьева Светлана Викторовна

МДОУ «Детский сад «Солнышко» г. Надыма»

Многие дети, да и не только, не знают цену деньгам, ждут дорогих подарков, не ценят того, что им покупают или дарят, одежду, игрушки. Порой безжалостно портят, ломают и выбрасывают вещи.

Финансовая грамотность и экономическое воспитание сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и выражается в эффективном управлении финансами, учете доходов и расходов в рациональном потреблении. Именно в дошкольном возрасте происходит социализация детей в сфере финансовой грамотности, когда ребенок едет с родителями в общественном транспорте, идет в магазин, в места бесплатного либо платного отдыха и развлечений. Безусловно в период дошкольного детства огромную роль играет семья, и то какую культурную базу она создает для формирования у ребенка отношение к экономическим ценностям. Ребенок становится свидетелем всех экономических проблем, которые решает семья. Именно в семье реальные деньги, покупки, траты, достаток или его отсутствие.

Другие социальные среды, с которыми соприкасается дошкольник, это детский сад, учреждения дополнительного дошкольного образования, дружеские компании, учреждения культуры, средства массовой информации представляют еще больший спектр для познания современного мира ребенком, в том числе экономических реалий. Но надо иметь ввиду, что дети, особенно дошкольники воспринимают окружающий их мир, широкий социум через призму их родителей, оценок семейного отношения к ним.

Начинать формировать экономические понятия лучше всего в возрасте 5-7 лет, когда дети активно желают помогать другому и усваивают нравственные ценности. К 5-6 годам у детей формируется произвольность поведения, на основе приобретенной уже ранее способности к осознанию собственных действий, возрастает способность к самоконтролю и волевой регуляции, что является одной из главных предпосылок приобщений такой сложной области как экономика. К 5-6 годам дошкольник активно усваивает мир социальных явлений, вырабатывает собственное понимание и отношение к ним. Ребенок 5-6 лет начинает осознавать суть понятий: выгодно, не выгодно; выигрыш, проигрыш, а также эмоционально воспринимает ситуацию успеха и не успеха. Другой предпосылкой является становление и развитие способностей ставить себя на место другого человека и видеть вещи с его позиций, учитывая не только свою, но и чужую точку зрения. Что говорят нам нормативно правовые документы.

В соответствии с концепцией математического образования в Российской Федерации дошкольное образование должно обеспечивать условия для освоения воспитанниками первичных математических представлений и образов, используемых в жизни, таким образом, концепция указывает на проблему выбора содержания математического образования которое остается оторванным от жизни. А в национальной программе повышения финансовой грамотности населения Российской Федерации, так же говорится о том, что финансовое образование необходимо всем категориям граждан, детям оно дает представления о ценности денег, закладывает фундамент для дальнейшего развития навыков планирования бюджета.

Для многих дошкольников деньги – это лишь цветные бумажки, на которые можно покупать все что угодно, сколько угодно, без ограничений. Мы можем помочь дошкольнику сформировать понятие о ценности окружающего их предметного мира. Необходимость уважать людей, умеющих трудиться, признавать авторитетными такие качества как экономность, бережливость, трудолюбие и главное - применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

Современные нормативные документы, которые говорят нам о необходимости реализации такого направления, как финансовая грамотность для дошкольников. Нами разработана дополнительная программа дошкольного образования «Бюджет дошкольника», формирование предпосылок финансовой грамотности для детей 5-7 лет.

Многочисленные исследования последних лет подтверждает, что ребенок имеющий в своем распоряжении денежные средства, и личный опыт приобретений товаров и услуг раньше и успешнее своих сверстников проходит процесс усвоения экономических понятий, и формирования стиля потребления товара. В результате общероссийского исследования представлены такие данные: 47% детей имеющих в своем распоряжении денежные средства тратят их на подарки родным, друзьям, или копят для приобретения дорогостоящей вещи; 53% опрашиваемых, родители которых не разрешают им иметь свои деньги, ситуация случайных денег оказавшихся у ребенка, стремятся приобрести товар для собственных нужд, дети данной категории отличаются транжирством, как только деньги попадают к ним в руки, они стремятся их сразу же потратить. Таким образом, необходимо знакомить детей старшего дошкольного возраста с миром экономики как одной из неотъемлемых сторон социальной жизни. При этом экономическое воспитание способно обогатить социально-коммуникативное и познавательное развитие старших дошкольников, решать проблему практического применения математических знаний в жизни, которые пригодятся ребенку в дальнейшем. Кроме того, правильно организованное экономическое воспитание способствует нравственному развитию ребенка.

Важным условием по формированию основ финансовой грамотности, является поэтапное введение дошкольника в мир экономических категорий. Первым, и важным этапом внедрения какого-либо опыта является интерес ребенка, одним из путей достижения интереса, является право на самостоятельный выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклеты "Финансовая грамотность дошкольников", "Безопасный интернет"

Буклет - консультация для родителей о формировании правильного отношения детей к деньгам и материальным ценностям.Буклет - памятка для детей и подростков о безопасном использовании интернет-ресурсов....

Формирование финансовой грамотности дошкольников

Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения.«Всё преимущество име...

Парциальная образовательная программа по формированию основ финансовой грамотности дошкольников

Парциальная программа основ финансовой грамотности дошкольников старшего дошкольного возраста, расчитанная на один учебный год. В программе описана: актуальность, цели, задачи, формы и методы образова...

Консультация " Финансовая грамотность дошкольников"

Консультация " Финансовая грамотность дошкольников"...

Финансовая грамотность дошкольников (статья)

Длительная социально-коммуникативная игра на формирование финансовой грамотности дошкольников. Предлагаем всем вам ознакомиться с нашим опытом работы....

НОД по финансовой грамотности дошкольника в подготовительной группе "Уточка". Тема" Финансовая школа".

Цель: содействовать финансовому просвещению детей дошкольного возраста. Дать детям представления о  понятиях " деньги ", " купюры", "семейный бюджет"  и его сос...