Интерактивные игры в детском саду
консультация

Марина Александровна Прокудина

консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_prokudina.docx32.06 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Интерактивные игры в детском саду»

Одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду является самостоятельная деятельность детей.

О понятие «самостоятельность» в научной литературе

В научной педагогической литературе существуют разные точки зрения на определение понятия «самостоятельность»

1. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и убеждений.

2. Это общая характеристика регуляции (управление) личностью своей деятельности, отношений и поведения.

3. Это постепенно развивающееся качество, высокая степень которого характеризуется стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умением поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленный цели, а так же способствовать к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять её от воспитателя), обдумать путь к её достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели.

Итак: самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:

1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

Одним из методов развития самостоятельности может стать интерактивная игра, по ходу которой детям предоставляется полная свобода выбора в принятии решений.

Одна из задач воспитания - формирование самостоятельной личности.
Самостоятельность — это способность к сотрудничеству и принятию решения, инициативность, умение поставить цель и выбирать адекватные пути ее достижения. Эти способности не даны человеку изначально, а приобретаются в процессе социализации и воспитания. Но поведения взрослого, чрезмерно опекающего ребенка, ограничивающего выбор и зачастую принимающего за него решения, лишают его права на самостоятельность.

Развитие самостоятельности в дошкольном возрасте обеспечивается путем участия в различных видах деятельности. Многие инновации связаны сегодня с применением интерактивных форм работы с детьми. Их преимущество в том, что все дошкольники оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что знают и думают. Каждый из участников совместной деятельности вносит в нее индивидуальный вклад.

Обмен знаниями, идеями и способами происходит в атмосфере
доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет дошкольникам не
только получать новые знания, но и развивать коммуникативные умения:
прислушиваться к мнению другого, взвешивать и оценивать различные точки
зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение.

Такие формы работы способствуют установлению эмоциональных контактов между детьми, приучают их работать в команде, снимают нервное напряжение, помогая дошкольникам испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности. Особая позиция взрослого в рамках таких форм организации детей отличается от общепринятой. Как правило, знания транслируются педагогом, и результат работы известен заранее.

При этом существует только один заданный способ решения задачи, и
ребенок оказывается лишенным возможности самостоятельно проходить путь
познания и освоения нового. Однако лучше всего запоминается то, что
дошкольник сделал сам. Отличие интерактивного подхода в том, что взрослый
лишь координирует решение многочисленных задач, побуждая к творческой
активности ребенка, ставя перед ним проблемную задачу. Педагог должен
обеспечивать психологическую поддержку детей, компенсируя их яркие
эмоциональные переживания, агрессию в критической ситуации и направляя эту энергию в конструктивное русло решения задачи.

Понятие «интерактивный» пришло к нам из английского языка
« interactive/ inter- между,меж; active от avt действие, действовать» Оно
означает возможность взаимодействовать, вести беседу, диалог с кем либо. В
отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие дошкольников не только с воспитателем, но и друг с другом и на доминирование активности дошкольников в процессе обучения. Роль воспитателя в интерактивной игре практически сводится к направлению деятельности детей на достижение поставленных целей и к разработке плана занятия.

Роль воспитателя в интерактивной игре практически сводится к направлению деятельности детей на достижение поставленных целей и к разработке плана занятия.

Главное в организации интерактивной игры с дошкольниками — создание условий для обретения значимого для них опыта социального поведения. Под интерактивной игрой мы понимаем не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованную познавательную деятельность социальной направленности. В такой игре дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт.

Существует много вариантов интерактивных игр, но способ их проведения достаточно универсален и основывается на следующем алгоритме:

  1. Подбор педагогом заданий и упражнений для группы детей. (Возможно проведение подготовительного занятия.)
  2. Дошкольников знакомят с проблемой, которую предстоит решить, с целью, которой надо достичь. Проблема и цель задания должны быть четко и доступно сформулированы воспитателем, чтобы у детей не возникло ощущение непонятности и ненужности того, чем они собираются заниматься. Детей информируют о правилах игры, дают им четкие инструкции.
  3. В процессе игры дети взаимодействуют друг с другом для достижения поставленной цели. Если какие-то этапы вызывают затруднение, педагог корректирует действия дошкольников.
  4. По окончании игры (после небольшой паузы, призванной снять напряжение) анализируются результаты, подводятся итоги. Анализ состоит из концентрации внимания на эмоциональном аспекте — на чувствах, которые испытали дошкольники, и обсуждения содержательного аспекта (что понравилось, что вызвало затруднение, как развивалась ситуация, какие действия предпринимали участники, каков результат).

Варианты интерактивных игр для детей средней и старшей групп.

1 Вариант. Интерактивная игра по русской народной' сказке «Репка»

Перед игрой проводится подготовительное занятие, на котором дети знакомятся с текстом сказки, обсуждают прочитанное.

Вопросы для обсуждения:

1. Что такое репка? (Репка — овощ, который выращивают на огороде).

2. Почему дед в одиночку не смог вытащить репку из земли? (Репка

выросла, очень большой и одному человеку, оказалось не под силу

вытащить ее из земли.)

3. Кто помогал деду? (Деду помогали бабка, внучка, собака Жучка,

кошка, мышка.) 4. Чему учит сказка? (Только вместе можно сделать даже очень сложное дело)

Педагог предлагает детям раскрасить иллюстрации к сказке. Для
проведения игры необходимо сформировать две-три команды по шесть-семь
детей, заранее подготовить несколько одинаковых комплектов карточек с
изображением героев сказки «Репка», карандаши, фломастеры, пластилин.
Педагог четко формулирует задание. В соседнем помещении на столе находится нарисованная, вылепленная из пластилина или настоящая репка. Каждый ребенок по очереди заходит в соседнюю комнату и вспоминает сказку, затем все вместе работают над составлением мозаики, располагая героев так, как они действовали в сказке. (Командам выдают по комплекту карточек с изображением героев, каждый игрок выбирает одного героя и располагает его на столе в зависимости от того, как он действовал в сказке). Педагог предупреждает детей о необходимости соблюдать следующие условия:

- работать не дольше 10 минут,

- общаться можно только мимикой и жестами (невербально)

После выполнения задания педагог предлагает перейти к следующему этапу игры: каждый игрок должен «создать» предмет, который находится в соседней комнате (нарисовать, слепить репку).

По окончании игры дошкольники совместно с педагогом анализируют
результаты работы (рассказывают о том, что получилось, что нет, все ли
справились с заданием, кому было трудно, почему)

2 В а р и ант. Интерактивная игра по русской народной сказке

«Теремок» (алгоритм игры тот же)

Перед началом игры проводим подготовительное занятия, на котором дети вспоминают или знакомятся с текстом сказки.

Вопросы для обсуждения:

1. Где находился теремок? (В поле.)

2. Кто первым стал жить в теремке? (Мышка-норушка.)

3. Кто из зверей жил в теремке? (Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок.)

4. Почему медведь полез на крышу? (Медведь не мог влезть в теремок, так как он очень большой.)

Педагог предлагает детям раскрасить иллюстрации к сказке. Далее детям предлагается построить собственный теремок (материал заранее готовится воспитателем или детьми.) После окончания игры анализируют результаты.

3 Вариант. Интерактивная игра «Лесное животное»

Перед началом игры проводиться подготовительное занятие, на
котором дошкольников знакомят с выбранным животным (в данном
случае с белкой), предлагают им отгадать загадки, послушать
фрагмент «Сказки о царе Салтане...» и сказку Л.Н. Толстого «Белка и
волк».
 

Кто с высоких темных сосен
В ребятишек шишку бросил
И в кусты через пенек
Промелькнул, как огонек? (Белка)

Хочу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка)

Зверька узнали мы с тобой

По двум таким приметам

Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом. (Белка.)

Знайте, вот что не безделка
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поет

И орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра чистый изумруд...А. С, Пушкин

Далее детям читают сказку Л. Н. Толстого «Белка и волк» и предлагают
ответить на вопросы:

-Что ты узнал о белках из этой сказки?

-Как повела себя белка, столкнувшись с волком?

«Белка прыгала с ветки на ветку и упала на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть.

Белка стала просить: - Пусти меня

Волк сказал - Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху все играете и прыгаете?

Белка сказала - Пусти меня прежде на дерево, я оттуда скажу тебе, а то я боюсь тебя.

Волк отпустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе зло сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем»

В заключении педагог читает стихотворение о белке, написанное
неизвестным автором специально для детей, спрашивает, какими качествами
выделяются белки среди остальных лесных животных.

Кто играет там в горелки?

Это рыженькие белки:

Шубки золотистые,

Хвостики пушистые.

Вверх и вниз ко веткам скачут

И в дупле орешки прячут
Непоседы, шалунишки
В домик свой таскают шишки,
Много ягод и грибов
Впрок до зимних холодов
Эти белки не лентяйки
Очень добрые хозяйки.


В данном случае интерактивная игра выступает, как инструмент,
позволяющий значительно разнообразить форму познания окружающей
действительности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Формирование детских ключевых компетенций через интерактивные игры в детском саду"

Понятие «интерактивный»к нам пришло из английского языка (interactive: inter – между, меж; active от act – действовать, действие). Оно означает возможность взаимодействовать, вести беседу, диалог с ке...

Использование интерактивной доски в детском саду (консультация для родителей)

Многие родители считают единственным вариантом использования интерактивной доски в детском саду просмотр мультфильмов и относятся к такой доске крайне негативно. В своей консультации я постаралась отр...

Комментарии и методические рекомендации по работе с интерактивной доской в детском саду

Комментарии и методические рекомендации по работе с интерактивной доской в детском саду...

Игра в детском саду для интерактивного стола "Необыкновенный лес".

Игра знакомит детей со слоговой структурой слова,показывает им, что вразных  словах разное количество слогов "слова длинные и короткие", учить детей самостоятельно находить длинные и ко...

Интерактивная игра "Профессии детского сада"

Интерактивная игра "Профессии детского сада"...

Игры в детском саду для детей 5-7 лет для интерактивного стола "Необыкновенный лес"

Продолжать знакомить детей со слоговой структурой слова, что слоги в словах произносятся в определенной последовательности, показать им, что в разных словах разное количество слогов. Развивать фонемат...

Интерактивная игра "ПРОФЕССИИ ДЕТСКОГО САДА"

Данная игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста.Цель:- формировать представления детей о профессиях детского сада;- расширять представления об основных функциях, которые выполняют ра...