Дыхательная гимнастика
консультация

Минова Янита Петровна

Благодаря правильному речевому дыханию мы изменяем громкость речи, делаем ее плавной и выразительной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx20.76 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ № 23

«Золотой петушок»

компенсирующей и общеразвивающей направленности

Дыхательная гимнастика для детей

Речь — сложная внешняя психическая функция человека,

обеспечиваемая деятельностью головного мозга.

Голосо и речеобразование осуществляются координированной

деятельностью дыхательного,

голосового и артикуляционного аппаратов.

Их взаимодействие обеспечивается и контролируется деятельностью

центральной нервной системы. 
Всем известно, какую важную роль в жизни каждого человека

играет дыхательный аппарат.

Появление малыша начинается с первого вздоха и,

следующего за этим вдохом, крика.

Однако нельзя быть уверенным в том, что если ребенок задышал,

 то у него все отлично будет с речью.

Правильное физиологическое дыхание не есть правильное

речевое дыхание.

Это связано с тем, что дыхательный аппарат

выполняет не только основную физиологическую функцию –

осуществление газообмена,

но и участвует в образовании звука и голоса.

 Именно благодаря правильному речевому дыханию

мы изменяем громкость речи,

делаем ее плавной и выразительной.

Варианты упражнений. 

«Снег». 

Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес.  Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.

«Кораблики».

Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл.  Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов» или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.

 «Футбол». 

Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру: «Кто быстрее».

«Бульбульки».

Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в «бульбульки» с помощью трубочек для коктейля.  Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка так играть  в «бульбульки», чтобы не пролить воду.  Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало.

«Волшебные пузырьки».

 Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.


 «Дудочка». 

Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.


«Губная гармошка». 

Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, поэтому не обращайте внимание на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же.
 

«Цветочный магазин».

 Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы. Вы можете использовать для этой игры различные ароматические саше, однако они не должны иметь резких запахов, не должны быть пыльными и нельзя подносить их слишком близко к носу.


«Свеча».

Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую и  т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя  надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем                постепенно удалять ее.

При выполнении упражнений контролируйте чтобы у ребенка не произошла гипервентиляция легких, которую можно определить следующими симптомами:

  • потемнение в глазах
  • изменение цвета лица
  • покалывание конечностей
  • частое дыхание
  • предобморочное состояние

В случае наступления гипервентиляции  легких у ребенка проведите следующие процедуры:

 сложите руки ковшиком,

плотно закройте ими рот и нос,

подышите в них 2-3 раза.

Когда наступит улучшение самочувствия занятия можно продолжать, но если ребенок чувствует себя недостаточно хорошо или испугался, то занятия лучше отложить до следующего раза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста.Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.

1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхательных уп...

Картотека дыхательной гимнастики. "Дыхательная гимнастика – здоровьесберегающая технология для сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"

Картотека дыхательной гимнастики.  " Дыхательная гимнастика - здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"...

Что такое дыхательная гимнастика? Виды дыхательной гимнастики.

Сохранение и укрепление здоровья детей — ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени — дошкольного. Для достижения этой задачи в ДОУ испол...

Дыхательная гимнастика в детском саду. Картотека дыхательной гимнастики.

Обозначены задачи дыхательной гимнастики, правила ее выполнения. Собрана картотека дыхательных упражнений....

выступление на педсовете " ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА. ТРЕНАЖЕРЫ ДЛЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ"

Тренажеры для дыхательной гимнастики: «Дышим правильно – болеем мало!»  Автор - составитель:АНДРИЯН ОЛЬГА ВАЛЕРЬЕВНА    Мастер-класс для воспитателей на тему...