«Игры и упражнения для развития мелкой моторики. Консультация для родителей» Методическая разработка
методическая разработка

Понятие «мелкая моторика» обозначает точные двигательные способности рук.

Нормальное развитие речи ребенка очень тесно связано с развитием движений пальцев рук.

Речевые и двигательные зоны в коре головного мозга близко расположены, и поэтому возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_uprazhneniya_dlya_razvitiya_melkoy_motoriki.docx25.35 КБ

Предварительный просмотр:

«Игры и упражнения для развития мелкой моторики. Консультация для родителей»
Методическая разработка

Развивающие игры для ребёнка 2-3 лет

Игры на развитие мелкой моторики 2, 3 лет

Понятие «мелкая моторика» обозначает точные двигательные способности рук.

Нормальное развитие речи ребенка очень тесно связано с развитием движений пальцев рук.

Речевые и двигательные зоны в коре головного мозга близко расположены, и поэтому возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию.

Поскольку с возрастом ребенку потребуется точная, координированная работа кистей и пальцев, например, чтобы рисовать или одеваться, то развитию навыков мелкой моторики необходимо уделять много внимания.

Волшебная шкатулка

Игра развивает мелкую моторику, навыки классификации

Необходимый инвентарь: шкатулка, мелкие предметы или игрушки.

◈ Сложите различные предметы небольшого размера в шкатулку и предложитеребенку вместе разобрать вещи и разложить их по разным коробкам.

◈ Поскольку для игры вы используете мелкие предметы, следите, чтобы ребенокне проглотил их.

Волшебные шнурки

Игра помогает изучить форму предметов, совершенствует цветовое восприятие, развивает мелкую моторику и терпение ребенка

Необходимый инвентарь: цветные шнурки различной длины.

◈ Покажите ребенку, как из цветных шнурков или тесемок можно выкладыватьконтуры различных фигур и предметов.

◈ Создайте с ребенком целую картину на столе или диване.

Угости кукол

Необходимый инвентарь: крупные бусины трех цветов.

◈ Сложите в коробку бусинки трех цветов. Придумайте с ребенком угощение длякукол, например, конфетки, ягодки. Предложите разложить их по трем тарелочкам.

◈ Учите ребенка перекладывать по одной бусинке. Покажите ему, как братьбусины тремя пальцами.

◈ Выбирайте для игры крупные бусины и обязательно следите за тем, чтобыребенок не проглотил их.

Опять мимо!

Игра развивает мелкую моторику и координацию движений

Необходимый инвентарь: крупа, емкость с широким и узким горлышком.

◈ После того, как ребенок научился пересыпать крупу в посуду с широкимгорлом, усложните задачу, предоставив в распоряжение ребенка емкость сзауженным верхом.

◈ Пусть малыш пытается пересыпать крупу в маленькие пластиковые баночки,бутылки.

◈ С закрученными крышками они превратятся в отличные погремушки.

◈ Обращайте внимание ребенка на степень наполнения: «Эта баночка наполненанаполовину, а в этой бутылке почти не осталось пустого места».

«Раз фасоль, два фасоль...»

Игра развивает мелкую моторику, обучает счету

Необходимый инвентарь: сухая фасоль, пластиковая бутылка.

◈ Берите фасолинки по одной и опускайте их в бутылку. При этом считайте:«Одна фасолина, две фасолины» ит. д.

Крутится?

Игра знакомит со свойствами предметов, развивает мелкую моторику

Необходимый инвентарь: пластиковые бутылки и банки с отвинчивающимися крышками.

◈ Пока вы хозяйничаете на кухне, можно занять ребенка этой нехитрой игрой.

◈ Покажите малышу, как откручиваются и закручиваются крышки на банках ибутылках.

◈ Попросите повторить ваши действия.


Входит и выходит

Игра знакомит со свойствами предметов, развивает мелкую моторику

Необходимый инвентарь: банки с отвинчивающимися крышками, маленькая мягкая игрушка.

◈ Покажите ребенку, как открывать и закрывать банку, как внутрь банки можно помещать игрушку.

◈ Предложите ему самому закрыть игрушку в «домике».

◈ Если есть несколько банок разного размера, то попросите малыша проверить,какой домик подойдет для игрушки, а какой нет.

Учимся пересыпать

Необходимый инвентарь: любая крупа, две емкости с широким горлышком.

◈ Высыпав крупу в одну из емкостей, покажите ребенку, как можно рукамипересыпать ее в пустую посуду.

◈ Научите малыша пересыпать крупу полной горстью, щепоткой, пропускатьсквозь пальцы.

◈ Научите его делать движения рукой, как будто он солит.

Бусы

Необходимый инвентарь: крупные бусины или пуговицы.

◈ Весьма увлекательное занятие даже для взрослых!

◈ Наверняка у вас накопилась куча всевозможных бусинок. Если нет, то ихможно купить. Сейчас в продаже есть бусины разных размеров из разныхматериалов: цветной пластмассы, дерева, металла. Есть даже специальныенаборы для детей.

◈ Иголку в таком возрасте ребенку давать, пожалуй, рановато, поэтому, хорошо, если в этих бусинах большие отверстия.

◈ Дайте ребенку толстую нитку и позвольте вволю пофантазировать.

◈ А может быть, вы хотите навести порядок в своих пуговицах? Проще простого.Дайте всю это пеструю кучу ребенку, и пускай он соберет из них бусы. Или отсортирует разные кучки по цвету или по количеству дырочек в пуговках.

◈ Обязательно следите за тем, чтобы ребенок не проглотил бусины илипуговицы.

Мастерим бусы

Необходимый инвентарь: макаронные изделия с крупным просветом, шнурок, большая деревянная игла с широким ушком.

◈ Покажите ребенку, как можно нанизывать макароны на иглу с продетым в неешнурком. Пусть малыш попробует сделать это сам.

◈ Шнурок с макаронами можно связать, сделав подобие бус, и одеть на куклу.

Подарок для куклы

Необходимый инвентарь: бусины с крупными отверстиями, леска.

◈ Расскажите малышу, что сегодня — день рожденья куклы, поэтому ей надосделать подарок. Покажите крохе бусины, научите его нанизывать их на леску.

◈ Называйте цвет каждой бусины.

◈ Внимательно следите, чтобы ребенок не брал их в рот.

◈ После завершения работы похвалите малыша и вместе с ним торжественновручите кукле бусы.

Сортируем макароны

Игра способствует развитию мелкой моторики, навыков классифицирования

Необходимый инвентарь: макаронные изделия разной формы.

◈ Покажите ребенку, какие бывают макароны: «Это — ракушка, это — спираль,это — бантик».

◈ Смешайте их. Попросите ребенка разобрать макароны.

◈ Помогите ребенку справиться с заданием

Поезд из катушек

Игра способствует развитию мелкой моторики, цветового восприятия

Необходимый инвентарь: катушки с цветными нитками, мягкая проволока.

◈ Покажите ребенку, как можно нанизывать катушки на проволоку. При этомназывайте цвет каждой катушки.

◈ Когда работа будет закончена, завяжите концы проволоки узлом и предложитемалышу покатать поезд.

Узоры

Игра способствует развитию мелкой моторики, координации движении

Необходимый инвентарь: бумага, фломастеры.

◈ Нарисуйте на листе бумаге, а лучше распечатайте красивые витые узоры. Дайте малышу фломастеры и попросите обвести их.

◈ Чтобы игра была более долговечной, заламинируйте лист с узором ииспользуйте фломастеры, которые легко будет стереть тряпочкой после того, какребенок порисует.

Лабиринт для карандаша

Игра способствует развитию мелкой моторики, координации движений

Необходимый инвентарь: лист бумаги, ручка.

◈ Нарисуйте на листе бумаги запутанную дорожку.

◈ Дайте ребенку карандаш и попросите его «пройти» по нарисованной дорожке,оставляя свой след.

◈ Лист бумаги с дорожкой тоже можно заламинировать, как для предыдущейигры.

Лабиринт для пальчика

Игра способствует развитию мелкой моторики, координации движении

Необходимый инвентарь: лист плотной бумаги, цветная бумага, цветные карандаши или фломастеры, клей, различная крупа.

◈ Нарисуйте на листе бумаги запутанную дорожку. Попросите малышадобраться от начала лабиринта до «домика», ведя при этом пальчиком подорожке.

◈ Для развития тактильных ощущений можно приклеить на дорожку разные видыкруп или украсить ее бумагой разной фактуры.

◈ В более сложном варианте создайте на листе сюжетную картину. Например,пальчик из домика «ходит» к колодцу за водой, в лес за грибами и ягодами, наречку. По пути он встречает разных животных.

◈ Домик, лес, животных и прочее можно нарисовать или сделать в технике аппликации (причем не обязательно из бумаги — возьмите кусочки ткани разной фактуры).

◈ На дорожки приклейте разную крупу.

◈ Играть в такую игру можно долго, постоянно дополняя ее какими-нибудьдеталями.

Попробуй расстегни

Игра способствует развитию мелкой моторики, навыков самостоятельности

Необходимый инвентарь: взрослая одежда, застегивающаяся на пуговицы (плащ, кофта).

◈ Покажите ребенку, как надо застегивать и расстегивать пуговицы.

◈ После того, как малыш научился это делать, переходите к вещам с болеемелкими пуговицами.

◈ Затем просите кроху застегивать и расстегивать пуговицы на его одежде.

Узоры из пуговиц

Игра способствует развитию мелкой моторики, творческих способностей ребенка

Необходимый инвентарь: разноцветные пуговицы разных размеров.

◈ Выложите с ребенком дорожку из крупных пуговиц, называя их цвет и форму.

◈ Вскоре ребенок запомнит, что пуговицы бывают, например, круглые — то естьнаучится классифицировать предметы по одному признаку.

◈ В дальнейшем в игре задействуются пуговицы разных размеров. При этом не забывайте сравнивать их.

◈ Из пуговиц можно выкладывать узоры, цветочки, домики.

Найди клад

Игра способствует развитию мелкой моторики, активизации поисковых навыков

Необходимый инвентарь: любая крупа или макароны, маленькая яркая игрушка.

◈ В ведерке или кастрюле засыпьте игрушку крупой и попросите малыша откопать «клад» (игрушку).

◈ Можно прятать одновременно 2 или 3 игрушки.

В час по чайной ложке

Игра способствует развитию мелкой моторики, помогает освоить понятия «пустой», «полный»

Необходимый инвентарь: два стакана, чайная и столовая ложки.

◈ Налейте воду в стакан. Покажите ребенку, как можно переливать водуложками из одного стакана в другой.

◈ Разрешите ему поиграть самостоятельно.

Аппликация

Способствует развитию мелкой моторики, воображения, творческих способностей

Необходимый инвентарь: цветная бумага разной фактуры, клей (клеящий карандаш), ножницы.

◈ Научите ребенка делать картинки в технике аппликации.

◈ Покажите, как нужно намазывать вырезанные фигурки клеем и приклеивать ихна бумагу. Давать ножницы в руки ребенку двух лет рановато, поэтому сначала вырезайте фигурки сами.

◈ Ближе к трем годам уже можно показать ребенку, как вырезать из бумаги, ипозволить ему делать это самостоятельно.

Гусеница

Игра способствует развитию мелкой моторики, воображения, творческих способностей

Необходимый инвентарь: цветная бумага разной фактуры, клей (клеящий карандаш), ножницы.

◈ Вырежьте из цветной бумаги кружки. Вместе с ребенком приклейте их на листбумаги один за другим так, чтобы получилась гусеница.

◈ Пририсуйте гусенице усики и лапки.

Поздравляю!

Игра способствует развитию мелкой моторики, воображения, творческих способностей.

Необходимый инвентарь: цветная бумага разной фактуры, клей (клеящий карандаш), ножницы.

◈ Возьмите лист белой или цветной бумаги формата А4, разрежьте его пополам и сложите.

◈ У вас получится шаблон для открытки.

◈ Теперь вместе с ребенком наклейте фигурки, вырезанные из цветной бумаги.

◈ Для открытки «С днем рождения!» подойдут цветы, воздушные шарики,зверюшки.

◈ На новогодней открытке хорошо будут смотреться елка, снеговик.

◈ Можно изготовить поздравительные открытки для папы, бабушек и дедушек.

Первый аквариум

Игра способствует развитию мелкой моторики, учит основам классификации предметов по размеру

Необходимый инвентарь: 3 маленькие и 3 большие рыбки, вырезанные из картона, лист голубой бумаги, карандаши, клей.

◈ Предложите малышу сделать домик для маленьких рыбок — аквариум.Положите на стол лист бумаги и нарисуйте на нем водоросли. Поясняйтеребенку, что вы делаете. Рассказывайте, как живут рыбки в своих домиках.

◈ А теперь попросите малыша найти маленьких рыбок, для того чтобы заселитьих в аквариум. Пусть кроха самостоятельно отберет рыбок и разместит их налисте.

◈ Рыбок можно приклеить, показывая, как это делается.

◈ Поместите аквариум на видное место и периодически обновляйте егосодержимое.

Входит не входит

Игра способствует разбитию мелкой моторики, навыков сопоставления

Необходимый инвентарь: пуговицы разного размера, пластиковая бутылка.

◈ Покажите малышу, как пуговицы можно проталкивать в горлышко бутылки. Дайте ему попробовать сделать это самостоятельно.

◈ Не подсказывайте, что крупная пуговица не пройдет в бутылку Пусть малышсам сделает это открытие.

◈ После нескольких неудачных попыток ребенок научится соотносить диаметр отверстия бутылки и размер пуговицы.

◈ После того, как в бутылке окажутся все пуговицы, кроме самых крупных,сделайте вывод, что они не вошли, потому что их размер больше чем отверстиебутылки.

Пирамидка из пуговиц

Игра способствует развитию мелкой моторики, навыков классифицирования

Необходимый инвентарь: зубочистки, пуговицы.

◈ Закрепите зубочистку в вертикальном положении (можно воткнуть ее в брусокпластилина). Предложите малышу нанизать на нее для начала, например, только белые пуговицы.

◈ Затем попросите ребенка собрать пирамидку из пуговиц одного размера или,начиная с самой большой, в порядке уменьшения.

Пальчиковые игры

Эти игры очень разнообразны. Они развивают мелкую моторику, а поскольку сопровождаются веселыми стишками и потешками, то способствуют развитию речи и памяти.

Наши пальчики

◈ Читая стишок, перебирайте пальчики малыша, массируйте их:

Этот пальник хочет кушать.

Этот пальник — сказку слушать.

Этот пальник ляжет спать,

Этот — выйдет погулять.

Ну а этот — в лес пойдет,

Маленький грибок найдет.

Дружная семейка

◈ Читайте потешку, поочередно двигая пальцами.

◈ Предложите малышу сделать то же самое.

Один пальник — папочка.

Другой пальник — мамочка.

Третий пальник — дедушка.

А четвертый — бабушка.

Пятый пальник — это я!

Вот такая вот семья!

Приветствие

Игра способствует развитию мелкой моторики, помогает усвоить названия пальцев

◈ Большим пальчиком поочередно касайтесь остальных пальцев. При этомприговаривайте: «Здравствуй, пальчик указательный, здравствуй, пальчик средний...»

◈ Сложите пальцы обеих рук в колечки и поднесите их к глазам.

Человечек

◈ «Ходите» по столу указательным и средним пальцем, напевая песенку: «Топ, топ — топает малыш».

◈ Ускоряйте и замедляйте движение.

◈ Предложите пальчикам малыша «прогуляться» вместе с вашими.

◈ Чтобы было веселее, поиграйте в догоняшки. Пускай пальчики ребенка убегают, а вы будете догонять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей:"Что такое мелкая моторика. Игры и упражнения для развития мелкой моторики"

В статье рассказывается о мелкой моторики. Приведены примеры различных игр и упражнений на развиттие мелкой моторики....

Консультация для родителей. «Что такое мелкая моторика». Игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные то...

Методическая разработка на тему: «Игры и упражнения для развития мелкой моторики на занятиях учителя-дефектолога у детей с синдромом Дауна».

Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук. Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказалось тесно связанными с речево...

Методическая разработка на тему: "Игры и упражнения для развития мелкой моторики"

Данная методическая разработка направленна на успешную работу в развитии мелкой моторики у детей с  синдромом  Дауна и облегчения  их общения с окружающим миром. Предназначенна для роди...

Игры и упражнения для развития мелкой моторики. Консультация для родителей

Донести до родителей знчение игр для ,развитие мелкой моторики помочь понять, что постоянное тренировка пальцев рук повышает внимание, развивает память, слух, зрение....

Методическая разработка «Игры и упражнения для развития мелкой моторики. »-рекомендации для родителей .

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Это сложнейший механизм скоординированных действий нервной, костной, мышечной и зрительной систем. Ведь тольк...

Методическая разработка «Игры и упражнения для развития мелкой моторики. Консультация для родителей»

Что же такое мелкая моторика? Это сложнейший механизм скоординированных действий нервной, костной, мышечной и зрительной систем. Ведь только при взаимодействии всех этих систем получится совершить нуж...