Практико-исследовательский проект "Где же Солнце задержалось?!"
проект (средняя группа)

Тимофеичева Ирина Вячеславовна

Могут ли дети планировать свою деятельность в 3-4 года? Мы этому учимся! Учимся видеть проблему, задавать вопросы и находить способы осуществления задуманного. Проект "Где же солнце задержалось?" родился из детских вопросов и реализован благодаря неистощимым идеям детей группы "Полянка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_timofeicheva_i.v.docx34.55 КБ

Предварительный просмотр:

Тимофеичева И.В.

Воспитатель дошкольной группы, логопед

Частное учреждение    общеобразовательная организация средняя общеобразовательная школа "Росинка"

Соавторы: Латыпова М.Х. – воспитатель дошкольной группы

                     Журавлев И.А. – воспитатель дошкольной группы.

Практико-исследовательский проект

Где же Солнце задержалось!

Возрастная группа: 3-4 года

Цель проекта:знакомство с творчеством Корнея Чуковского

Формирование метапредметных умений:

-  развитие познавательного интереса

- планированиеи выбор деятельность для достижения намеченного результата

- способность находить решения проблемных ситуаций

Задачи:

  • Познавательное развитие

- формировать интерес к творчеству Корнея Чуковского

- познакомить детей с глобусом и расположением на нём материков и океанов

- закреплять представления о сезонных изменениях природы

- познакомить с разнообразием животного мира африканского континента

- упражнять в выполнении количества действий в соответствии с числовой фигурой

- развивать умение определять свойства предметов путём экспериментирования

- продолжать знакомить со свойствами некоторых пищевых продуктов и их практическим применением

  • Речевое развитие

- развивать способность к звуковому анализу, учить узнавать первый звук в слове

- приучать правильно использовать слова-обобщения (посуда, одежда, обувь, головные уборы, хлебные продукты и пр.)

- учить узнавать и называть автора и некоторые произведения

  • Художественно-эстетическое развитие

- учить изображать фигуры животных, используя в основе геометрические фигуры

- развивать умение конструировать по образцу, по замыслу

- упражнять в лепке предметов, используя способ расплющивания и вытягивания

  • Физическое развитие

- упражнять в умении резать ножницами вдоль заданной линии

  • Социально-коммуникативное развитие

- способствовать формированию умения инициировать взаимодействие со сверстниками в сюжетно-ролевой игре

- приучать брать на себя определённую роль в игре, соблюдать ролевое соподчинение

Совместное планирование с детьми.

Мотивационная стратегия: оказание помощи персонажу (солнышку), путешествие в далёкие страны, приключения и решение попутных проблемных ситуаций.

Создание основной проблемной ситуации, перспективное планирование:

  • На утреннем сборе предлагаем детям  заглянуть в «почтовый ящик» в котором лежит бумажный кораблик и письмо от друга (предыдущий проект). Друг пишет ребятам, что радуется весне, растаявшему снегу и ручейкам. Он сам сделал бумажный кораблик и надеется, что нам будет весело пускать его в ручейках. Но у нас увы, нет возможности использовать подарок.  Весна пришла, но погода не оправдывает наши ожидания- солнца нет, снег не тает.

Вопросы, предположения, идеи:

Воспитатель: - Может солнышко где-то задержалось? Может его надо выручать?

Дети:

- Может, его проглотил крокодил? У меня есть такая книжка!

- Где живёт крокодил?

- Он живёт в  Африке! Как туда добраться?  У кого узнать?

- Это Айболит! Он там был, он знает!

Воспитатель: - А где найти Айболита? Где он живёт? Кто его придумал? Как называется эта сказка?

Дети:

- Можно в книжке посмотреть!

- У меня есть книжка про Айболита, я принесу!

- Надо сходить в библиотеку и найти такую книжку!

- Спросим у библиотекаря, кто Айболита придумал!

  • Посещение библиотеки.
  • Рассматривание книг с произведениями К.И.Чуковского.
  • Планирование деятельности в центрах активности:

Воспитатель: - Надо узнать, где находится Африка.

Дети:

- Может, посмотрим на глобус?

- Надо сделать карту!

- Как мы туда доберёмся?

- Надо взять еду в дорогу.

- Может, мы заедем в какое-то кафе?

- Какие ещё животные живут в Африке? Они опасные?

- Как мы отнимем солнце у крокодила? Как его победить?

Воспитатель: - Мы можем вызволить солнышко? Победить крокодила можно не только силой, но и хитростью. Может, попробуем договориться? Предложим ему что-то, чтобы он широко открыл пасть?

Дети:

- Может, предложим ему что-нибудь вкусненькое?

- Может, его пощекотать, тогда он пасть откроет?

Воспитатель: - А может, научим его читать? Мы знаем подходящую букву. Чтобы её произнести, надо широко раскрыть рот.

- Это буква А!

- Мы знаем слова на А!

Вывод дня (заключительный общий сбор): готовимся к путешествию в Африку.

  • Сказки про крокодила и Айболита придумал Корней Чуковский
  • Он придумал много сказок, и может, они помогут нам выручить солнышко.
  • Нам необходимо проложить маршрут. Предложения детей: «посмотреть на глобусе», «сделать карту», «нарисовать путь»
  • Нам необходимо выбрать транспорт. Айболит использовал разные средства передвижения. На чём или на ком мы сможем преодолеть горы и моря?
  • Нам нужно найти место, где мы могли бы остановиться и поесть.
  • Нам нужно обхитрить крокодила и заставить его широко открыть пасть: «приготовить что-то вкусненькое», «дать крокодилу прочитать букву А», «назвать слова на А»

Ежедневное планирование и выбор деятельности вместе с детьми:

Ежедневная мотивация, планирование и выбор деятельности в центрах активности заключается в создании педагогом проблемных ситуаций и поиск способов решения. Мастерство педагога проявляется в умении предугадать предложения детей, быстро сориентироваться и открыть нужный центр, с помощью наводящих вопросов подвести детей к выбору предполагаемого взрослым варианта.

Пример ежедневного планирования и выбора деятельности, формирование мотивации:

  • День путешествия с включением сказки «Федорино горе»

На утреннем сборе предлагаем ситуацию:  надо найти место, где можно остановиться и пообедать. Посмотрим в бинокль.

Воспитатель:

- Я вижу… «Скачет сито по полям, а корыто по лугам…» (чтение отрывка из сказки). Интересно, от кого они убегают? Найдите в книге эту сказку. Можем ли мы чем-то помочь Федоре?

Предложения детей:

- Мы помоем посуду, наведём порядок! (Совпадение с примерным планом педагога)

- Какой центр откроем для этого?

- Центр воды

- Много предметов посуды разбилось, что делать? (Наводящий вопрос педагога для выбора предполагаемой деятельности.)

- Мы можем нарисовать, слепить в центре искусства.

- Давайте откроем кафе и пригласим гостей! (Инициатива ребёнка, совпадает с примерным планированием)

- В каком центре мы сможем построить кафе?

- В центре строительства.

Итог планирования: центр воды (игра с водой, сортировка, классификация), центр искусства (лепка предметов посуды), центр строительства (создание предметов мебели по образцу и по замыслу из крупного строительного материала), центр сюжетной игры (обыгрывание постройки, использование в игре результатов, полученных в других центрах)

Направления деятельности и интеграция областей

Название центра

Описание деятельности

Образовательные области

Центр литературы

День планирования деятельности

  • Посещение библиотеки

(фото 1)

  • Рассматривание книг К.И.Чуковского, чтение отрывков произведений по желанию детей

- Социально-коммуникативная

- Речевая

- Познавательная

Центр науки

Центр искусства

Центр   математики и настольных игр

День составления маршрута

  • Рассматривание глобуса, называние материков, морей и океанов. Определение нашего места положения и окончания маршрута.
  • Изготовление карты путешествия: изображение рельефов местности («Наш путь пройдёт через горы, через моря и океаны, через лес»)  Рисование по замыслу, гуашь.
  • Изготовление «следов» для карты путешествия: вырезание и наклеивание.
  •  Путешествие по карте с использованием фишек и кубика с числовыми фигурами (настольная игра-ходилка «Путешествие до Африки»). (фото 2)

- Познавательная

- Социально-коммуникативная

- Речевая

Утренний сбор

Центр строительства

Центр науки, Центр воды

Центр игры

День выбора транспортного средства:

  • Чтение отрывков из сказок «Айболит», «Тараканище»
  • Создание постройки из крупного строительного материала (по выбору детей «корабль», «самолёт») (фото 3)
  • Изучение свойства предметов «Тонет-не тонет», лепка рыбок и корабликов из нетонущего пластилина (фото 4)
  • Обыгрывание постройки и изделий

- Познавательная

- Физическая

- Социально-коммуникативная  

Утренний сбор

Центр науки

Центр литературы

Центр искусства

День изучения животного мира, поиск крокодила

  • Чтение отрывков из сказки «Доктор Айболит»
  • Изучение книг о животном мире Африки.
  •    Создание коллажа «Кого мы встретим в Африке»
  • Изготовление букв и составление слова АФРИКА. (фото 5)
  • Изображение одного из африканских животных, используя геометрические формы (синтез аппликации и рисования) (фото 6)

- Познавательная

 - Речевая

- Физическая

Утренний сбор

Центр воды

Центр искусства

Центр строительства

Центр игры

День поиска остановки для обеда. В основе сказка «Федорино горе»

  • Чтение отрывка из сказки

  • Сортировка и мытьё посуды (фото 7)

  • Лепка предметов посуды (чашка, блюдце)

  • Конструирование из крупного строительного материала «Кафе»
  • Сюжетно-ролевая игра

(фото 8)

- Речевая

- Познавательная

- Социально-коммуникативная

- Художественно-эстетическая

- Физическая

Утренний сбор

Центр науки

День сказочных деревьев, помогающих путешественникам. В основе стихотворение «Чудо-дерево»

  • Чтение стихотворения.

  • Речевое упражнение «Я вижу, что на дереве растёт…»  
  • Составление коллажа «Сказочный сад» Сортировка предметов различной классификации (одежда, обувь, головные уборы, игрушки

- Речевая

- Познавательная

Центр литературы

Центр кулинарии

Итоговый сбор

Итоговый продукт. День освобождения солнца. На основе сказки «Краденое солнце»

  • Изготовление коллажа «Говорим слова на А»

  • Приготовление овощной пиццы на основе творожного теста. (фото 9, 10)
  • Викторина по произведениям Корнея Чуковского

- Познавательная

- Речевая

- Физическая

Оборудование: книги со сказками Корнея Чуковского, глобус, книги с изображением африканских животных, изображения африканских животных для коллажа, изображения предметов различных классификаций для коллажа «Сказочный сад», изображение предметов  для коллажа «Говорим слова на А» (автобус, апельсин, аист, арбуз, утка, улитка, удочка, индюк, иголка), геометрические фигуры из белой бумаги для составления основы животных (круги овалы, прямоугольники разного размера), продукты для приготовления овощной пиццы( творог, яйцо, мука, масло, сыр, кабачок, перец, помидор).

Критерии оценки эффективности проекта:

- вовлеченность всех детей в совместную исследовательскую деятельность;

- проявление интереса  к творчеству Корнея Чуковского

- уровень использования навыков социального поведения;

- эмоциональная отзывчивость детей.

Список используемой литературы:

  1. Вдохновение. Примерная образовательная программа дошкольного образования/под.ред. Федосовой Е.И.
  2. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С. Ладога, М.Б. Зуйкова. – М.: АРКТИ, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культурная практика. Исследовательско - творческое изучение зимовья диких животных. На основе программы "Миры детства конструирование возможностей"

Данное занятие нацелено на расширение кругозора детей младшей группы,повышение знаний детей о диких животных....

Практико-исследовательский проект "Творожная неделя"

Идея проекта: узнать о твороге, систематизировать знания по тематической неделе «Молочные продукты».Возрастная группа: детистаршего дошкольного возраста.Проблемная ситуация:Однажды Витя за...

Практико-исследовательский проект "Спасательная операция по борьбе с вирусами

От простуды спаса нет, холод, непогода.Видно слаб иммунитет, нынче у народа!В. Плотников [1]Идея проекта: Формирование знаний о профилактике и борьбе с простудными и вирусными заболеваниями.Задачи:- м...

Образовательная практика "Исследовательская деятельность дошкольников".

В настоящее время в образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, её готовности к самостоятельной деятельности. А для этого необходимо внедрять в образовательный проц...

Познавательно-практико-исследовательская акция «Покормите птиц зимой»

Цель: Формировать у детей дошкольного возраста начал экологической культуры личности через развитие интереса к птицам.Привлечение детей и их родителей к природной акции «Покормите птиц зимой&raq...

Практико-исследовательский проект "Музыкальная дождевая капелька"

Проект «Музыкальная дождевая капелька» направлен на использование знаний о звуках дождя в игре на шумовых и  музыкальных инструментах, на стимулирующую активную самостоятельную музыка...

Практико - исследовательский проект "Накормите птиц"

Детский проект в МБДОУ по экологическому воспитанию. Практико - иследовательский проект "Накормите птиц!"...