Значение русских народных подвижных игр в воспитании детей дошкольного возраста.
статья (старшая, подготовительная группа)

Елена Викторовна Козлова

В статье русские народные подвижные игры рассматриваются как эффективное средство нравственного и патриотического воспитания дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ruskie_narodnye_igry.docx24.29 КБ

Предварительный просмотр:

Козлова Елена Викторовна

воспитатель МКДОУ детский сад №486

г. Новосибирск

Значение русских народных подвижных игр в воспитании детей дошкольного возраста.

                                                                        «Игра – в значительной степени основа

                                                                             всей человеческой  культуры».                                                                                                                                  А.В.Луначарский.

      Современные дети живут в постоянно  меняющихся условиях окружающего мира. Во дворах домов  все чаще встретишь скучающих, безразличных к подвижным и спортивным играм, физически не развитых девочек и мальчиков. Отдавая предпочтения малоподвижным видам деятельности: просмотру мультфильмов, компьютерным играм, занятиям с конструктором, большая часть детей, вообще перестала выходить играть во двор. Эти изменения в поведении детей вызывают большую озабоченность, как врачей, так и педагогов.  Малоподвижный образ жизни ребенка влечет множество проблем со здоровьем, тормозит физическое и интеллектуальное развитие.

         Подвижная игра дает уникальную возможность ликвидировать дефицит  движений, повысить физическую активность ребенка. Она является источником положительных эмоций для детей и обладает великой воспитательной силой. Подвижные игры передают представления о чести, смелости, мужестве, воле и стремлении к победе. Побуждают желание быть сильным, ловким, быстрым, выносливым, развивают пластику и ритмичность движений. В игре каждый ребенок может научиться проявлять творческую выдумку и находчивость, смекалку и выдержку.

        Народные подвижные игры можно отнести к традиционным средствам воспитания. Содержание  народных игр выразительно, лаконично и доступно пониманию ребенка. Игры помогают уточнить представления об окружающем мире, расширяют кругозор и активизируют работу мысли. В них ярко отражается образ жизни людей, семейно – бытовые взаимоотношения, их  труд и национальные традиции. В игре происходит совершенствование всех психических процессов и активизируется переход детского организма на более высокую ступень развития. Именно по этой причине игра признана ведущей деятельностью дошкольника.

        В предисловии к своему сборнику русских народных игр и хороводов «Березовая карусель» Георгий Науменко писал: "Трудно себе представить ребячью жизнь без игр, веселых, шумных, нередко с песнями, считалками, загадками. Одни игры помогают стать сильными, ловкими, меткими. Другие развивают сообразительность и смекалку. А в третьих все зависит от воображения, от того, как хорошо вы сможете представить и сыграть то или иное действующее лицо». 

          Народные подвижные игры являются неотделимой  частью национального, художественного  и физического воспитания. В них духовное обогащение детей соседствует  с радостью движения. Народные игры создают эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств. Формируют  устойчивое  уважительное отношение к культуре родной страны, любви и преданности своей Родины.

    Во второй половине девятнадцатого века началось возрождение народных подвижных игр и развитие игровой культуры в целом. Передовые представители культуры и образования, предлагали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до будущих поколений  национальный колорит обычаев, особенности самовыражения того или иного народа, колорит языка. Последователи филологов, этнографов и собирателей фольклора В. И Даля, Е.А Покровского, О.И. Капицы, Г.С.Виноградова, в целях продолжения исследований, восстановления и систематизации фольклорного материала вновь отправились в этнографические экспедиции, которые были прерваны Великой Отечественной войной.

      Владимир Михайлович Григорьев, современный исследователь и собиратель народных игр, со своими учениками и супругой, за несколько лет экспедиционной работы записали огромное количество подвижных народных игр. По инициативе и под руководством В.М.Григорьева  в НИИ общих проблем воспитания Российской академии образования был организован Совет по народным играм. Благодаря работе Совета было создано уникальное по своей полноте собрание народных игр, отражающее все многообразие и самобытность игровых культур.

На основе проведенных изысканий О.И.Капицы, В.М.Григорьева, Г.М.Науменко народные игры условно были разделены на несколько  видов.

      Подвижные (спортивные) игры, к которым относятся игры соревновательного характера, включающие в себя бег, прыжки.  Развивающие силу, ловкость, быстроту реакций, ориентировку в пространстве («Горелки», «Ловишки», «Прятки», «Звонари», «Бубен» и др.).

      Обрядовые (календарные) игры – это игры которые имели связь с народным сельскохозяйственным календарём. К сожалению, многие из них уже давно утеряны. К ним относятся игры: «Кукушечка», «Ручеёк», «Гори, гори ясно», «Солнышко», «Кострома» и др.

       Русский народ всегда очень трепетно и тепло относился к природе, воспевал и сохранял её.

       Природные игры воспитывают у детей любовь и доброе отношение к окружающему миру, знакомят с окружающей природой («Сорока», «У медведя во бору», «Заинька», «Паучок», «Ворон», «Олень» и др.).

       Трудовые  или бытовые  игры знакомят с каждодневным трудом наших предков,  историческим наследием русского народа («Горшок», «Каравай», «Я весёлая ткачиха, «Клубочек», «Баба сеяла горох», «Мельница» и др.).

       Игры, где игрок выполняет какое-то действие или ведёт игру, называются игры с ведущим (водящим). Например: «Звонари», «Отгадай, чей голосок», «Море волнуется», «Сижу на камушке».

      Игры - забавы - это игры, которые веселят, забавляют ребёнка и, в тоже время, несут в себе какую-то информацию и обладают воспитательным началом. К ним относятся игры «Сорока-сорока», «Ладушки», «Идёт коза рогатая», «По кочкам», «Баба сеяла горох», и др.

     Драматические игры (с элементами театрализованных действий) - это игры, которые требуют от ребенка умения, на время перевоплотится в какого - то героя игры и выполнять действия, произносить диалоги, присущие образу («Заинька, выходи», «Волк-волчок», «Бабка Ёжка», «Идёт коза по лесу», «Дрёма» и др.).

        Условно все народные игры можно разделить на три типа.

 Основная группа игр – хороводные или круговые. («Заинька», «Каравай», «Ворон», «Пирог», «Паучок» и др.)

Второй тип игр, некруговые или «стенка на стенку». («Бояре», «В царя», «Плетень» и др.)

 К третьему типу относятся хороводы – шествия или выполнение разного вида движений: завитушки, змейка, рассыпная. («Хмель», «Ручеёк», «Вейся, капустка», «Улитка» и др.)

     Большинство народных подвижных игр просты и доступны в исполнении детям дошкольного возраста. Имея  в наличии минимальное количество атрибутов, на любой площадке и без каких либо затрат  всегда можно организовать проведение подвижных игр.

       Главной предпосылкой успешного внедрения народных игр в жизнь  современных дошкольников является свободное и глубокое знание педагогом игрового репертуара, а так же владение методикой руководства игрой.

       Воспитатель, используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает и них любовь к движению, развивает воображение, дает возможность радоваться. Педагог, добиваясь активного выполнения игровых действий, привлекает внимание детей к содержанию игры, делает краткие указания, контролирует точность движений и дозировку физической нагрузки.

А так же координирует взаимоотношения играющих детей, поддерживает эмоционально – положительное настроение, помогает добиваться общей цели в игре. Одним словом, все действия педагога направлены на то, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть.

         Участвуя в подвижных играх, дети осваивают привычку в любой ситуации регулировать степень мышечного напряжения и внимания. Адаптироваться к изменениям  окружающей среды, искать пути выхода из сложных ситуаций. Быстро принимать решения, выполнять намеченный план и проявлять инициативу, то есть играя, дошкольники овладевают важными навыками и качествами, необходимыми им в дальнейшей жизни.

        В заключение, можно сказать, что использование в комплексе с другими воспитательными средствами  богатое разнообразие народных подвижных игр, помогает педагогу  закладывать основу для начального этапа формирования, гармонично развитой и активной личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские народные подвижные игры в воспитании детей дошкольного возраста

Значение подвижных русских народных  игр, впитавших лучшие национальные традиции....

Технологии использования русских-народных сказок в этнокультурном воспитании детей дошкольного возраста в условиях детского дома

Понятие «сказка». Сказка, как жанр народного творчества Воспитательное значение сказки. Технологии работы со сказкой педагога-психолога, с детьми дошкольного возраста...

Технологии использования русских-народных сказок в этнокультурном воспитании детей дошкольного возраста в условиях детского дома-презентация

Понятие «сказка». Сказка, как жанр народного творчества .Воспитательное значение сказки. Технологии работы со сказкой педагога-психолога, с детьми дошкольного возраста...

Консультация для родителей на тему "Роль русской народной сказки в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"

Роль русской народной сказки в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста...

Русские народные подвижные игры в развитии детей дошкольного возраста

О разных жанрах русского фольклора написано и рассказано очень много. Я хочу поговорить о русских народных играх, в которые мы играли, будучи детьми. Сразу вспоминаются милые сердцу наз...

Роль русской народной игрушки в процессе воспитания детей дошкольного возраста

Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным творчеством...

Доклад на тему: «Значение народной подвижной игры в воспитании детей дошкольного возраста»

Воспитательное значение народных подвижных игр огромно. К.Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых...