Главные вкладки

    Русские народные подвижные игры в воспитании детей дошкольного возраста
    статья по теме

    Смелова Лариса Викторовна

    Значение подвижных русских народных  игр, впитавших лучшие национальные традиции.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл russkie_narodnye_podvizhnye_igry.docx24.23 КБ

    Предварительный просмотр:

    РУССКИЕ  НАРОДНЫЕ   ПОДВИЖНЫЕ    ИГРЫ

    « О радость жизни, детская игра,

    век не уйти с соседнего двора.

    За мной явилась мать, но даже маме

    В лапту случалось заиграться с нами»      

                                                           В. Берестов.

       В нашей  современной жизни, особенно в городских условиях жизни, резко снизилась двигательная активность человека. Физическое развитие наших детей зависит от их двигательной активности. Поэтому в своей работе я решила систематически вводить и знакомить детей с русскими народными подвижными играми. Многие игры вспоминаются и из своего детства, когда мы вечерами собирались всем двором и играли, играли и играли, пока родители не позовут домой. Сейчас такое можно увидеть не часто, наши дети уже с малого возраста предпочитают познавать компьютерные игры, смотреть телепередачи, мультфильмы.

       Русские народные игры способствуют развитию дыхательной системы, нервной системы и общему укреплению здоровья ребёнка, а проведение русских народных игр на воздухе обеспечивает хороший закаливающий эффект, игры с пением развивают музыкальные способности.

       Родина впервые предстаёт перед ребёнком в звуках, образах, играх и красках. Всё это в изобилии несёт в себе богатое по содержанию народное творчество. Народные подвижные игры являются частью истории народа. Возникновение подвижных игр уходит в далёкое прошлое наших предков.

       Долгие годы в России народные игры не изучались и к ним не воспитывалось отношение как к народному достоянию, каковым они являются.  

       Сегодня на первый план хочется выдвинуть задачу - воспитание личности ребёнка, обладающего базовой культурой нашего русского народа  нашего русского народа и сделать это возможно на доступном для ребёнка материале народной подвижной игры. Игра - это самый близкий вид деятельности для детей.  К.Д. Ушинский считал эти игры наиболее доступным « материалом» для детей.

       Игры наших предков были очень разнообразными, их правила, содержание, инвентарь соответствовали временам года, возрасту, полу, месту их проведения. Детские игры отличались от молодёжных, а девичьи от мужских. Игры же стариков были не похожи на игры женщин и мужчин.

       Почти всегда игры сопровождались различными текстами: выкриками, рифмовками, считалками, зазывалками, песенками и т.д., всё это придавало им особый колорит.

       В русских семьях дети считались предметом общего поклонения. Нелюбимое дитя в крестьянской семье было редкостью. Люди понимали, что злое и доброе детская душа впитывает одинаково жадно, хорошие и дурные впечатления запоминаются одинаково ярко на всю жизнь. Атмосфера добра вокруг ребёнка считалась обязательной. Это совсем не означало потакания и изнеженности. Игры чередовались с посильным трудом или сливались с ним. До полного изнеможения дети могли предаваться играм. В прошлые века ничего не надо было изобретать и придумывать в детских играх. Весёлые народные подвижные игры - это наше детство. Во дворе играли подростки, на них смотрели ребята помладше, запоминали, сами входили в игру. И через цепочку от старших к младшим передавалось всё игровое наследие.

    Как часто можно слышать фразу « Поиграй со мной». Очень заслуживает одобрения проведение подвижных игр не только в саду, но и в семье, ибо они способствуют развитию двигательных качеств, общения с родителями и социализации ребёнка. Организация таких игр доступна каждой семье. Научившись играть с родителями, ребёнок оказывается способным взаимодействовать с другими детьми. И наоборот, когда на музыкальных занятиях дети знакомятся с народными играми мне очень приятно слышать от них  « как они научили играть папу и маму». Так же и на праздниках с родителями я стараюсь включать совместные народные игры с родителями.

    Золотые ворота

    Дети образовывают двое ворот из 4 участников. Остальные становятся друг за другом взявшись за руки. Все идут под воротами и поют:

    Золотые ворота - проходите господа,

    Первый раз прощается, второй раз запрещается,

    А на третий раз не пропустим вас.

    Ворота закрываются и из двух пойманных возникают третьи ворота. Игра повторяется много раз, очень интересно играть вместе с родителями.

    Игра с козликом

    Дети в кругу, козлик в центре. Дети поют потешку и выполняют движения по тексту.

    Вышел козлик погулять, свои ножки поразмять,

    Козлик ножками стучит, по - козлиному кричит: бе-бе-бе!

    Козлик догоняет детей. Кого поймал, тот становится козликом.

    Мы на луг ходили.

    Выбирается зайчик и он спит в центре круга. Дети поют и выполняют движения по тексту:

    Мы на луг ходили,хоровод водили

    Вот так на лугу хоровод водили.

    Задремал на кочке зайка в холодочке

    Вот так задремал зайка в холодочке

    Разбудить хотели, в дудочки дудели

    Ту-ту, ру-ту-ту в дудочки дудели.

    Зайку мы будили, в барабаны били,

    Бум-бум, тра-та-та в барабаны били.

    Зайка, просыпайся (подходят), ну-ка поднимайся (поднимают)

    Вот так, не ленись, ну-ка просыпайся (хлопают, зайка танцует)

    Стадо

    Играют  волк, пастух и овцы.

    Пастух выгоняет овец попастись, волк спрятался.

    Овцы ходят щиплют травку и поют:

    Пастушок, пастушок, заиграй во рожок!

    Травка мягкая, роса сладкая.

    Гони стадо в поле, погулять на воле!

    По сигналу пастуха: « Волк» овцы бегут в дом - противоположную сторону площадки. Пастух встаёт на пути волка, защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры.

    Тайные мечты каждого ребёнка

    • Любите меня и позволяйте мне любить вас. Любите меня, даже когда я плохой.
    • Говорите мне, что вы меня любите, даже если вам не нравится то, что я делаю.
    • Прощайте меня. Говорите мне, что вы меня понимаете, даже если я ошибаюсь.
    • Верьте мне. С вашей помощью у меня всё получится.
    • Разговаривайте со мной, спрашивайте моё мнение.
    • Учите меня отличать, что хорошо, а что плохо. Делитесь со мной своими планами.
    • Хвалите меня, когда я поступаю хорошо. Не командуйте, просите меня.
    • Я знаю ещё некоторые замечательные слова: «Я люблю тебя, мама; я люблю тебя, папа!»

    Рекомендации родителям

    1. Любите своего ребёнка, принимайте его таким, какой он есть.

    Вам поможет в этом игра.

    1. Нет ничего важнее воспитания ребёнка. Верьте в то лучшее, что есть в нём.
    2. Играйте с ребёнком, игра научит вас говорить на одном языке.
    3. Организуйте совместные прогулки, походы и игры всей семьёй. Игра поможет преодолеть вам чувство превосходства над ребёнком.
    4. Игра научит вас доверять друг другу.
    5. Окружайте ребёнка всем лучшим, что у вас есть.
    6. Игра - это лучшее лекарство от всех недугов.                       И. А. Казакова

    ЛИТЕРАТУРА:

    1. Левицкая М.  Народные подвижные игры -  СПб, Издательство Политехнического  университета,  2008 г.

         2. Титова О.Я.  Обрядовые праздники в России -  Издательство  ТЦ СФЕРА,  2003 г.

         3. Рыбак Е.   Играем вместе. –Архангельский областной институт переподготовки РИСа АО ИППК,  2008 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологии использования русских-народных сказок в этнокультурном воспитании детей дошкольного возраста в условиях детского дома

    Понятие «сказка». Сказка, как жанр народного творчества Воспитательное значение сказки. Технологии работы со сказкой педагога-психолога, с детьми дошкольного возраста...

    Технологии использования русских-народных сказок в этнокультурном воспитании детей дошкольного возраста в условиях детского дома-презентация

    Понятие «сказка». Сказка, как жанр народного творчества .Воспитательное значение сказки. Технологии работы со сказкой педагога-психолога, с детьми дошкольного возраста...

    Консультация для родителей на тему "Роль русской народной сказки в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"

    Роль русской народной сказки в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста...

    Русские народные подвижные игры с детьми старшего дошкольного возраста

    Народные подвижные игры  являются неотъемлемой частью  интернационального, художественного и  физического воспитания  детей разного возраста....

    Русские народные подвижные игры в развитии детей дошкольного возраста

    О разных жанрах русского фольклора написано и рассказано очень много. Я хочу поговорить о русских народных играх, в которые мы играли, будучи детьми. Сразу вспоминаются милые сердцу наз...

    Роль русской народной игрушки в процессе воспитания детей дошкольного возраста

    Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным творчеством...

    Значение русских народных подвижных игр в воспитании детей дошкольного возраста.

    В статье русские народные подвижные игры рассматриваются как эффективное средство нравственного и патриотического воспитания дошкольников....