Программа "Динозавры учат шахматам"
материал (подготовительная группа)

Фихтер Лариса Петровна

Программа кружковой деятельности "Динозавры учат шахматам"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Динозавры учат шахматам»

Составители: Фихтер Л.П, воспитатель  первой квалификационной категории МБДОУ  д/с№7 «Антошка»,  г. Урай,  Тюменская область; Попович Л.В., воспитатель   МБДОУ  д/с№7 «Антошка»,  

 

Пояснительная записка

   Шахматы - настольная логическая игра, история которой насчитывает не менее полутора тысячи лет. Она сочетает в себе элементы искусства, науки и спорта. В 1798 году Бенджамин Франклин сказал: «Так же, как огранка алмаза превращает его в бриллиант, занятия шахматами позволяют раскрыть умственные способности».

   Исследования отечественных и зарубежных психологов свидетельствуют о том, что одно из ценнейших умений, которое необходимо сформировать у детей как можно раньше, это умение действовать в уме – «внутренний план действий». Идеальным инструментом для формирования умственных действий являются шахматы. Ведь ещё В. А. Сухомлинский писал: «В воспитании культуры мышления большое место отводилось шахматам. Игра в шахматы дисциплинировала мышление, воспитывала сосредоточенность. Но самое главное здесь — это развитие памяти. Наблюдая за юными шахматистами, я видел, как дети мысленно воссоздают положение, которое было, и представляют то, что будет. Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти».

  Наиболее оптимальный возраст для начала обучения шахматам – 4-6 лет. В этот период дети без труда овладевают всем новым. Большинство известных гроссмейстеров начинали играть именно в этом возрасте.

  Важное значение при обучении дошкольников игре в шахматы имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания, создания игровых ситуаций.  Программа «Динозавры учат шахматам» позволяет в игровой,  сказочной форме  ввести детей в мир шахмат. Основу программы составляют обучающие видеоуроки «Динозавры учат шахматам». В простой и доходчивой форме  детям рассказывается о шахматных фигурах, «волшебных» свойствах  и загадочных особенностях доски, об элементарных правилах игры и некоторых ее принципах.  Дошкольники знакомятся со своеобразным миром шахмат, им  прививается любовь к древней и мудрой игре. На первом этапе ребята знакомятся с доской, шахматными фигурами. Прорабатывают простейший шахматный материал, детально изучают игровые возможности каждой фигуры, ее сильные и слабые стороны. Важным моментом занятий является деятельность самих детей, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. На следующем этапе ребята углубляют представления во всех трех стадиях шахматной партии – дебюте, миттельшпиле и эндшпиле. Дети знакомятся с принципами игры в дебюте, рассматривают классические шахматные партии. В миттельшпиле внимание уделяется развитию комбинационного зрения, базовым принципам планирования, простейшим методам реализации материального и позиционного преимущества. К практической части подключаются сеансы одновременной игры и увлекательные турниры.
 
Программа «Динозавры учат шахматам»  максимально проста и доступна дошкольникам.

Цель:

-обучение дошкольников принципам шахматной игры, воспитание у них интереса и любви к этой игре, подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням развития;

-создание условий для личностного и интеллектуального развития старших дошкольников, формирование общей культуры посредством обучения игре в шахматы.

Задачи:

-познакомить с историей развития игры;

- познакомить с шахматной доской, шахматными фигурами;

- изучить игровые возможности каждой фигуры, ее сильные и слабые стороны;

-познакомить с тремя стадиями шахматной партии ( дебют, миттельшпиль и эндшпиль)  и принципами игры в дебюте;

-развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи;

-развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение;

-способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника;

-приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач;

-формировать мотивацию к познанию и творчеству;

-создавать условия  для формирования и развития ключевых компетенций воспитанников (коммуникативных, интеллектуальных, социальных).

-воспитывать, усидчивость, целеустремленность, волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений;

Формы работы:

- специально организованная игровая деятельность;

-обучающие уроки «Динозавры учат шахматам»;

-шахматные сказки, ребусы, загадки, шарады, занимательные  задачи и викторины;

- эстафеты;

-развлечения;

-шахматные турниры;

-сеансы одновременной игры.

Принципы работы

Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:

-принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом;

-принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;

-принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала;

-принцип комплексной реализации целей: образовательных, развивающих, воспитывающих.

Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

-принцип наглядности;

-принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стресс образующих факторов учебного процесса;

-принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;

-принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

-принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

-принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития.

Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата обучения, овладение дошкольниками основами шахматной игры. Программа основана на игровом методе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. В течение непосредственно образовательной деятельности используются различные виды игровой деятельности: сюжетные, дидактические, подвижные, театрализованные.

Объем и реализация рабочей программы

Рабочая программа рассчитана на полгода  обучения для детей старшего дошкольного возраста, с проведением одного занятия в неделю во второй половине дня.

В центре внимания находиться личность ребенка. Дети через игру в шахматы имеют возможность удовлетворить свои интересы,  осуществить планы, замыслы.

Рекомендуемое количество часов на освоение программы воспитанником

Максимальная учебная нагрузка воспитанника составляет 15  часов.

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:

Реализация программы шахматного кружка « Динозавры учат шахматам» проходит в групповой комнате.

Оборудование:

  • обучающие видео уроки по шахматам «Динозавры учат шахматам»;
  • наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии);
  • демонстрационные настенные магнитные доски с комплектами шахматных фигур;
  • настольные шахматы разных видов;
  • шахматные столы;
  • шахматные часы;
  • симуляторы игр.

Технические средства обучения:  интерактивная доска, автоматизированное рабочее место тренера (ПК, проектор, принтер).

                                                  Ожидаемый результат:

- дети владеют  шахматной терминологией : белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;

- знают названия  шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

- знают правила хода, взятия каждой фигуры.

 Умеют:

-ориентироваться на шахматной доске;

-играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения шахматных правил;

-правильно располагать шахматную доску между партнёрами;

-правильно располагать фигуры перед игрой;

- перемещать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали;

-решать простые шахматные задачи.

Итогом реализации дополнительной образовательной программы являются организация тренировочных турниров, эстафет, викторин, соревнований.

Перспективный план

№ урока

Тема

Цель

Дата проведения

1.

Шахматная доска. Армия фигур

Знакомство с шахматной доской и ее правильным положением на плоскости. Знакомство с названиями шахматных фигур и их расположением на доске перед началом игры.

10.02

2.

Ладья

Знакомство с ладьей, правилами ее движения по шахматной доске и захватом других фигур, с ценностью фигуры.

17.02

3.

Слон

Знакомство с перемещением белого и черного слона по полям, с ценностью фигуры

03.03

4.

Конь

Знакомство с перемещением коня по доске , с ценностью фигуры

10.03

5.

Пешка

Знакомство с пятью правилами передвижения пешек по доске, с ценностью фигуры

17.03

6.

Ферзь

Знакомство с перемещением ферзя по доске, с ценностью фигуры

24.03

7.

Король

Знакомство с перемещением короля по полю, захватом королем других фигур, его ценностью, как шахматной фигуры.

31.03

8.

Рокировка

Знакомство с рокировкой и ее правилами. Обучение рокировке.

07.04

9.

Как выигрывать, проигрывать и играть вничью.

Ознакомление с шахом, матом и патом: как поставить шах, как защититься от шаха, как выиграть партию.

14.04

10.

Партия в шахматы. Бой с динозавром. Анкилозавр.

Закрепление полученных знаний

21.04

11.

Партия в шахматы. Бой с динозавром. Трицератопс.

Закрепление полученных знаний

28.04

12.

Партия в шахматы. Бой с динозавром. Бронтозавр.

Закрепление полученных знаний

05.05

13.

Партия в шахматы. Бой с динозавром. Стегозавр.

Закрепление полученных знаний

12.05

14.

 Партия в шахматы. Бой с динозавром. Велоцераптор.

Закрепление полученных знаний

19.05

15.

Партия в шахматы. Бой с динозавром. Королевский тираннозавр.

Закрепление полученных знаний

26.05

ЛИТЕРАТУРА:

  1. А.К. Костенюк, Н.П. Костенюк «как научить шахматам» Москва 2008г
  2. Весела, И. Шахматный букварь [текст] / И. Весела, И. Веселы. — М.: Просвещение, 1983;
  3. Гришин, В. Г. Шахматная азбука [текст] / В. Г. Гришин, Е. И. Ильин. — М.: Детская литература, 1980;
  4. Зак, В. Г. Я играю в шахматы [текст] / В. Г. Зак, Я. Н. Длуголенский. — Л.: Детская литература, 1985;
  5. Карпов, А. Е. Учитесь шахматам [текст] / А. Е. Карпов. — М.: Эгмонт Россия Лтд, 2004;
  6. Карпов, А. Е. Школьный шахматный учебник [текст] / А. Е. Карпов, А. Б. Шингирей. — М.: Русский шахматный дом, 2005;
  7. Костров, В. В. Шахматный учебник для детей и родителей [текст] / В. В. Костров, Д. А. Давлетов. — СПб.: Литера, 2005;
  8. Мазаник, С.В. Шахматы для всей семьи [текст] / С.В. Мазаник. — СПб.: Питер, 2009;
  9. Петрушина, Н. М. Шахматный учебник для детей [текст] / Н. М. Петрушина – Ростов н/Д Феникс, 2006;
  10. Сухин, И. Г. Волшебный шахматный мешочек [текст] / И. Г. Сухин. — Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992;
  11. Сухин, И. Г. Приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин. — М.: Педагогика, 1991;
  12. Сухин, И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин. — Ростов н/Д: Феникс, 2004;
  13. Сухин, И. Г. Шахматы для самых маленьких [текст] / И. Г. Сухин. — М.: Астрель; АСТ, 2000;
  14. Хенкин, В.Л. Шахматы для начинаючих [текст] / Виктор Хенкин. — М.: Астрель: АСТ, 2008;
  15. В. Касаткина «Шахматная тетрадь».


Интернет-ресурсы

  1. Обучающий курс для начинающих шахматистов и игра в шахматы онлайн: [сайт] URL:http://www.chess-master.net/articles/3.html;
  2. Шахматы: [сайт] URL: http://www.shahmatik.ru/;
  3. Шахматная библиотека: [сайт] URL: http://webchess.ru/ebook/.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАДАНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ

«Волшебный мешочек». По очереди прячьте в непрозрачный мешочек шахматные фигуры и просите малыша на ощупь определить, какая фигура спрятана. Для большего эффекта позвольте и ребенку прятать фигуры, а сами угадывайте, какая фигура в мешочке. Иногда вы «не угадаете», и малыш с восторгом укажет на вашу ошибку. В другом варианте игры в мешочек прячутся все фигуры сразу, и ребенок на ощупь ищет определенную фигуру.

«Шахматный теремок». Сделайте из деревянной шахматной доски «теремок». Сюда, следуя сказочному сюжету, по очереди забегут шесть разных белых фигур: от пешки до короля. Король может забраться на «теремок» и уронить его, а остальные фигуры помогут «теремок» «построить» – поднять.

«Шахматный колобок». Дидактическую игру-инсценировку сказки «Колобок» можно провести так: «Дед» – король, «Баба» – ферзь, «Заяц» – пешка, «Лиса» – конь, «Волк» – слон, «Медведь» – ладья, а Колобок – шарик или клубок. Малыш должен назвать все шахматные фигуры, от которых убегает Колобок. Но в конце сказки «Лиса» Колобка не съест – он от нее убежит.

«Шахматная репка». Посадите «репку» – клубок. Около него малыш по росту выстраивает белые или черные фигуры, поясняя: «Дедка» – это король, «Бабка» – ферзь, «Внучка» – слон, «Жучка» – конь, «Кошка» – ладья, «Мышка» – пешка.

«Большая и маленькая». Поставьте перед ребенком шесть разных шахматных фигур. Попросите выбрать самую высокую, назвать ее, отставить в сторону. Потом малыш выделит самую высокую из оставшихся фигур и т. д.

«Запретная фигура». Поставьте шахматные фигуры перед ребенком в один ряд. По вашей просьбе малыш будет называть показываемые фигуры, кроме «запретной», которая выбирается заранее. Вместо названия «запретной» фигуры надо сказать «секрет». Затем поменяйтесь ролями и, называя фигуры, на которые указывает малыш, иногда «ошибайтесь». Если ребенок не заметит вашу ошибку, сами укажите на нее.

«Что общего?». Возьмите две любые шахматные фигуры и спросите малыша: «Чем они похожи? Чем отличаются?» (цветом, формой).

«Белые и черные». В беспорядке поставьте на столе по шесть белых и черных фигур. Начиная дидактическую игру, отставьте в сторону одну из фигур, называя ее и ее цвет. Например: «Белый ферзь». Ребенок, продолжая игру, должен выбрать шахматную фигуру иного названия и цвета (таково условие) и обязательно назвать ее. Например: «Черный король». Затем другую фигуру представляете вы и т. д.

«Угадай-ка». Спрячьте в кулаке какую-нибудь шахматную фигуру. Предложите ребенку догадаться, что это за фигура. Когда, подбирая варианты, он назовет загаданную фигуру, следующую прячет уже он сам (лучше всего за спиной) и т. д.

«Куча мала». Все шахматные фигуры лежат в куче. Вы закрываете глаза, берете какую-нибудь фигуру и ощупываете ее. Выбранную шахматную фигуру вы умышленно называете неправильно, открываете глаза и спрашиваете ребенка: «Так?» Малыш поправляет вас. Затем поменяйтесь ролями.

«Школа». Переверните шахматную доску клетками вниз, в углубление поставьте шахматные фигуры и скажите ребенку: «Это твои ученики. Как зовут этого ученика?.. А этого?..»

«Цвет». Попросите малыша поставить в ряд все белые или все черные шахматные фигуры. Когда ребенок выполнит задание, поменяйтесь ролями и, располагая друг около друга белые фигуры, «по ошибке» поставьте там же одну-две черные. Малыш должен заметить вашу ошибку и указать на нее.

«Ряд». Предложите ребенку поставить в один ряд пешки; коней; слонов; ладей; ферзей; королей. Затем ребенок должен попросить об этом вас и проконтролировать выполнение задания.

«Пирамида». Посоветуйте малышу на белую ладью поставить черную, затем снова белую и черную, а на самый верх белую пешку. Спросите у ребенка, нельзя ли построить пирамиду из других фигур.

«По росту». Попросите ребенка по росту расставить шесть разных шахматных фигур одного цвета, называя эти фигуры.

«Догонялки». Выберите одну из белых фигур, например пешку, имитируйте ее бег по столу. После этого предложите ребенку выбрать и назвать какую-либо черную фигуру и пуститься ей вдогонку за вашей. Пусть ваша шахматная фигура «бежит» не очень быстро, и фигура малыша ее догонит. Потом поменяйтесь ролями.

«Прятки». Спрячьте в комнате несколько шахматных фигур. Ребенок должен найти их и назвать. Потом фигуры прячет малыш. Правда, в этом случае вы рискуете остаться с неполным комплектом шахмат.

«Кто быстрее?». Все шахматные фигуры лежат на столе. Предложите ребенку посостязаться с вами в такой игре: кто быстрее соберет в определенном месте две-три одинаковые шахматные фигуры. «Над головой». Назовите какую-нибудь шахматную фигуру. Ее должен быстро найти и поднять над головой ребенок.

«На стуле». Поставьте на стул какую-нибудь шахматную фигуру. По разные стороны от стула, но на равном расстоянии от него встаньте с ребенком. Досчитайте до трех и на счет «три» бегите к стулу. Тот, кто первым схватит шахматную фигуру, должен назвать ее.

«Убери такую же». Все шахматные фигуры стоят или лежат на столе. Уберите одну из них в коробку. Попросите малыша назвать эту фигуру и положить в коробку такую же, только другого цвета шахматную фигуру и т. д.

«Полна горница». Полный набор шахматных фигур располагается на столе. Рядом клетками вниз лежит раскрытая шахматная доска (или коробка для фигур). Предложите ребенку взять одну фигуру, назвать ее и уложить «спать» в шахматную доску (коробку). Следующую фигуру укладываете вы. И так далее, пока все шахматные фигуры не окажутся в коробке. После этого пусть малыш сам запрет шахматную доску (коробку). Две последние дидактические игры предназначены для того, чтобы сделать процесс сбора шахматных фигур после занятия достаточно занимательным.

"Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).

"Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

"Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

"Угадай-ка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

"Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".

"Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.

"Что общего? " Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)

"Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

"Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

"Мяч". Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит в углу", и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.

"Игра на уничтожение" – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

"Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми) .

"Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.

"Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

"Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.

"Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

"Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.

"Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

"Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

"Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.

"Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.

"Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

"Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.

"Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с "заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

Примечание. Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый взгляд странные, как "Лабиринт", "Перехитри часовых" и т. п., где присутствуют "заколдованные" фигуры и "заминированные" поля) моделируют в доступном для детей 6–7 лет виде те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.

"Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

"Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.

"Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.

"Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.

"Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.

"Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.

"Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

"Два хода". Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

http://ds55.kolp.gov.spb.ru/images/p26_vil-gel-msteynic-1.jpg

  СТЕЙНИЦ (Steinitz) Вильгельм
                            (18.5.1836, Прага, - 12.8.1900, Нью-Йорк),
     1-й чемпион мира по шахматам (1886-1894;
             фактически с 1866, после выигрыша матча у А. Андерсена).

                  Основные положения учений Стейница, выдержали проверку

                       временем; дополненное новыми идеями, оно продолжает

              оставаться фундаментом шахматной стратегии

 

http://ds55.kolp.gov.spb.ru/images/p26_yemanyel-lasker-2.jpg

 ЛАСКЕР (Lasker) Эмануил
                     (24.12.1868, Берлинхен, - 11.1.1941,Нью-Йорк),
               немецкий шахматист,   шахматный теоретик, литератор.
    2-й в истории шахмат чемпион мира (1894-1921), 
              победитель и призер мн. междунар. турниров. 
        Редактор-издатель журнала "Ласкер чесс мэгэзин" (1904-09). 
                    Автор учебника шахматной игры. 
                                Доктор философии и математики (1902).

http://ds55.kolp.gov.spb.ru/images/p26_xoseraul-kapablanka-3.jpg

           КАПАБЛАНКА Хосе Рауль
                         (19.11.1888, Гавана, - 8.3.1942, Нью-Йорк),
             кубинский шахматист, шахматный литератор, дипломат.
    
 3-й чемпион мира (1921-27), 
                                       победитель мн. междунар. турниров. 

http://ds55.kolp.gov.spb.ru/images/p26_aleksandr-alexin-4.jpg

             Александр Алехин

                   родился 31.10.1892 в Москве,
                                         умер 24.3.1946 в Эшторил, Португалия,
                                                                  похоронен в Париже.
                            Русский шахматист;
     4-й в истории Шахмат чемпион мира (1927-1935, 1937-1946),
                       шахматный теоретик и литератор, доктор права.

 

http://ds55.kolp.gov.spb.ru/images/p26_anatoliy-karpov-12.jpg

  

 

           КАРПОВ Анатолий Евгеньевич (р. 23.5.1951, Златоуст),
                          российский шахматист, 
           12-й в истории шахмат чемпион мира(1975-85), 
                           чемпион мира среди юношей (1969), 
                                      международный гроссмейстер (1970), 
                заслуженный мастер спорта СССР (1974);
                          чемпион мира и Европы по "быстрым" Шахматам (1988), 
         чемпион СССР (1976, 1983, 1988). 
      Обладатель приза "Шахматный Оскар" (1973-77, 1979-81, 1984, 1994). 
            Главный редактор журнала "64-Шахматное обозрением (с 1980). 
                           Президент международной ассоциации фондов мира. 
             Экономист.

http://ds55.kolp.gov.spb.ru/images/p26_garri-kasparov-13.jpg

          КАСПАРОВ Гарри Кимович (р. 13.4.1963, Баку),
                                   российский шахматист, 
            13-й в истории шахмат чемпион мира (1985-2000), 
                                              чемпион мира среди юношей (1980), 
                 международный гроссмейстер (1980), 
                                       заслуженный мастер спорта СССР (1985),
                         чемпион СССР (1981, 1988). 
             Обладатель приза "Шахматный Оскар" (1982, 1983, 1985-88,

                                                                      1995, 1996, 1999). 
                   Президент Ассоциации гроссмейстеров (с 1986).

http://ds55.kolp.gov.spb.ru/images/p26_vladimir-kramnik-14.jpg

          КРАМНИК Владимир Борисович (р. 25.06.1975,Туапсе),
                                 российский шахматист, 
      14-й в истории шахмат чемпион мира (с 2000),
                                    международный гроссмейстер (1991).
               Чемпион мира среди юношей до 16 и 18 лет.
      В составе сборной России победитель Всемирных шахматных

             Олимпиад (1992, 1994, 1996). Участник претендентских

          соревнований на мировое первенство (с 1993).

         Победитель ряда крупных международных турниров и матчей.

              Обладатель шахматного Оскара за 2000 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: «Играем в шахматы» (Система занятий по развитию личности ребёнка старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы).

Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому друг...

Полезная информация для родителей. " Почему детей нужно обучать игре в шахматы и что дают детям шахматы? "

Детям игра в шахматы открывает ворота в мир непредсказуемых познаний творения древних мудрецов, изобретших одну из самых гениальных игр человечества — ШАХМАТЫШахматы, с первых же дней зна...

Рабочая программа по обучению детей 5-7 лет игре в шахматы "Королевство шахмат"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13564964","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]]   ОглавлениеПояснительная записка..........

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам изучения детей игре в шахматы «В КОРОЛЕВСТВЕ ШАХМАТ» Дополнительная образовательная программа по обучению детей подготовительного дошкольного возраста игре в шахматы на 2018-2019 г.

Программа обучения рассчитана для детей 6 - 7лет, наполненность группы 10 человекПродолжительность 1 занятия 30 минутКоличество занятий в неделю 3 занятийКоличество занятий в год 85 занятий...