консультация для воспитателей
консультация

Николаева Екатерина Валерьевна

составление описательных рассказов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sostavlenie_opisatelnyh_rasskazov.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1

Консультация для воспитателей на тему:

«Составление описательных рассказов».

                   

  Подготовила: Николаева Е.В

2019г.

    Составление рассказов значительно сложнее пересказа готового текста, но, несомненно, базируется на овладении навыками пересказа. При составлении  различных по сложности рассказов усиливается роль и значение самостоятельного оформления сюжета и подбора лексики, синтаксических конструкций, выразительных средств языка, т.к. отсутствуют готовые авторские формы. Составление рассказов требует более высокого уровня интеллектуального и речевого развития, т.е. сформированности лексико-грамматического стороя, более интенсивной познавательной деятельности, совершенствования всех познавательных процессов, а следовательно, усиленной и углубленной предварительной работы, подготавливающей речевую и интеллектуальную базу для составления рассказов.

    По характеру литературного жанра рассказы бывают описательные, повествовательные и рассказы-рассуждения(последние не являются предметом обучения дошкольников).

Особенности описательного рассказа:

- в отличие от повествовательного рассказа, описательный рассказ не имеет сюжета и фабулы;

- в описательном рассказе отсутствует временная последовательность, тогда как в повествовательном - события передаются в определенной временной последовательности;

-Примерная структура описательного рассказа:

название предмета или явления, описываемого в рассказе;

характерные признаки предмета или явления (внешние и внутренние);

назначение предмета или явления и как с ним взаимодействовать;

какую пользу приносит;

отношение к данному предмету или явлению.

-Структура плана, вытекающая из структуры рассказа:

1. Кто это или что это?

2. Характерные признаки предмета или явления.

3. Внешний вид (форма, цвет, размер, материал….).

4. Назначение (где используется, какую приносит пользу…).

5. Отношение к описываему.

-Речь более образная, с большим количеством признаков предметов (прилагательных) и признаков действий ( наречий).

- Описательный рассказ труднее для составления, чем повествовательный.

Некоторые наиболее общие моменты в работе по обучению составления описательного рассказа.

I.Систематические речевые тренинги – тесно связанные с темой высказывания (сказки, басни, рассказы).

  1. Обязательные лексические упражнения (подбор признаков и действий к предметам, синонимов и антонимов, родственных слов…).

  2. Грамматические упражнения, способствующие овладению грамматическим строем языка (формо- и слообразование, восстановление деформированных фраз и грамматических форм слов. Составление различных по сложности и типу предложений …).

  3.Постоянный фонетический контроль, сочетающийся по мере надобности с фонетическими упражнениями, особенно закрепляющими произношение слов сложной звуко-слоговой структуры.

  4. Совершенствование диалогической речи (упражнение в ответах на различные по сложности вопросы, использование в ответах разнообразных по типу и сложности предложений, в том числе и сложноподчиненных с придаточными причины, цели, времени).

II. Опора на взаимное влияние и постоянное взаимодействие речевых и познавательных процессов, плановая комплексная работа по одновременному совершенствованию тех и других.

III. Обучение планированию законченного речевого высказывания, структурированию содержания текста, композиционному оформлению.

  1. Составление плана (различные виды в зависимости от содержания текста, его сложности и уровня сформированности связной речи).
  2. Запоминание и воспроизведение плана рассказа детьми не только и не столько как средства развития памяти, сколько в качестве эффективного способа структурирования детьми содержания своего собственного связного высказывания и самоконтроля за собственной речью.

IY. Непосредственное обучение  составлению описательных рассказов.

  1. Широкое применение вариативности ответов на поставленные вопросы с целью их совершенствования, выбора наиболее удачных, наиболее точных, а также для предупреждения механического запоминания.
  2. Объединение нескольких составленных предложений в связное, последовательное, законченное высказывание.
  3. При необходимости использование в качестве зрительной опоры и вспомогательного средства для удержания в памяти плана зрительных символов, пиктограмм, схем.
  4. Оказание логопедом помощи детям в построении фраз и целых законченных высказываний, в обогащении фразовой речи вообще и преодолении   стереотипности в частности, а именно:

3

а) на начальном этапе обучения  монологической речи широкое использование данного логопедом образца с обязательным последующим анализом, вычленением ключевых моментов, некоторых фраз , несущих важную   смысловую нагрузку, отдельных ярких  оборотов, выражений;

б) по мере развития монологической речи происходит вытеснение, замена образца подсказкой логопеда в виде подходящего к контексту опорного слова или опорных слов, начала фразы;

в) помощь в конструировании сложных предложений, преобразовании и распространении различными способами простых предложений.

V. Особого внимания заслуживает четкое предварительное планирование занятий, в частности, продуманное формулирование и оттачивание каждого вопроса логопеда с учетом содержания составляемого описательного рассказа, законов и норм литературного языка и, что не менее важно, ожидаемых, предполагаемых, смоделированных логопедом ответов детей на его вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...