Методические подходы к развитию воображения средством театрализованных игр
статья (старшая, подготовительная группа)

Фещенко Марина Валентиновна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.71 КБ

Предварительный просмотр:

Методические подходы к развитию воображения

средством театрализованных игр

«…в игре же дитя – зреющий человек,

пробует свои силы и самостоятельно

распоряжается своими же созданиями».

К.Д. Ушинский

          Гармоничное развитие ребенка невозможно без игры. Если говорить о современных детях, то, прежде всего, нужно сказать: дети в наши дни либо совсем не играют, либо играют слишком мало. Тем не менее, игра – это единственный язык, который легко дается детям. В игре ребенок открывает сложный мир социальных отношений, развивает ориентировку в них.

Развитие воображения в театрализованных играх зависит от содержания и методики художественного воспитания детей в целом, а также от уровня образовательной работы в группе. Главный акцент в методических подходах к театрализованным играм делается не на самом процессе игры, а на ее подготовительном этапе. Много полезных рекомендаций о приемах педагогического руководства театрализованными играми содержится в работах Р.И. Жуковской. Чтобы разобраться в сути предлагаемых приемов, следует иметь в виду те особенности, которые складываются при формальном отношении педагога к театрализованным играм.

          При таком отношении функции воспитателя сводятся к тому, чтобы предложить детям литературное произведение и обеспечить необходимыми атрибутами. В результате основное внимание ребенка бывает сосредоточено на том, чтобы не пропустить свою реплику. Действия, движения детей однообразны, бедны, мало выразительны. Ребенок не задумывается над тем, как произнести слова, как выполнить действие. Он не мыслит, не воображает. Он не замечает, что на протяжении сказки, рассказа меняются поведение героя, его чувства. При формальном руководстве игры лишены творчества, а значит, их развивающее значение сводится к минимуму.

          В основу руководства театрализованными играми следует положить работу над текстом литературного произведения. Педагогу следует преподносить детям текст произведения выразительно, художественно, а при повторном чтении вовлекать их в несложный анализ содержания, подводить к осознанию мотивов поступков персонажей.

          В старших группах перед игрой проводится беседа по содержанию. Педагог помогает детям разделить текст на смысловые части, в которых проявляются особенности поведения персонажей. Придумать свое начало или окончание произведения.

          Обогащению детей художественными средствами передачи воображаемого образа способствуют этюды. Детям предлагается изобразить отдельные эпизоды из прочитанного произведения, например, показать, как лиса строила ледяную избушку, а заяц - лубяную. В сказке об этом говорится всего в одном предложении, следовательно, дети сами должны продумать ведение персонажей, их диалоги, реплики, а затем-проиграть их.

          В другом случае требуется выбрать любое событие сказки и молча разыгрывать его. Остальные-зрители догадываются, какой эпизод представлен. Интересны этюды, когда дети выполняют движения под фрагменты музыкальных произведений. Благодаря таким комплексным, игровым, импровизациям у ребенка постепенно развивается воображение, без которого театрализованная игра лишена красок и выразительности. Стремление к творчеству возрастает, если у ребенка что-то хорошо получается: удачно сказал реплику зайца, выразительно передал огорчение, когда лиса выгнала его из лубяной избушки, и т.д. Педагог не только говорит о достигнутых ребенком успехах, но и обязательно привлекает к ним внимание других детей. Для остальных это может служить образцом для подражания, стимулом для проявления активности.

          По ходу самой игры педагог, замечая бедность выразительных средств у кого - то из играющих, напоминает о чувствах, настроении героя в данной ситуации, указывает на допущенные неточности. Вопросы, советы, напоминания приучают ребенка следить за своим игровым поведением, действовать согласованно с партнерами, ярче изображать роль, используя движения рук, головы, туловища, мимику, речевые выразительные средства.

          Организация театрализованной игры начинается с отбора произведения, в котором обязательно учувствуют дошкольники. Старшие дети активно обсуждают, во что лучше поиграть, согласовывают свои замыслы и желания. Распределение ролей не представляется сложным. Дети знают, что игра будет повторяться несколько раз, поэтому у каждого есть возможность попробовать себя в понравившейся роли. В старших группах обычно договариваются о двух-трех составах «артистов», занятых в игре.

          С целью усвоения последовательности событий, уточнения образов персонажей, организуется разнообразная художественно-творческая деятельность: рисование, аппликация, лепка по теме произведения. Важно, чтобы в этой работе раскрылись возможности всех детей.

          Психологическому настрою на предстоящую игру служит оформительская деятельность детей: участие в подготовке афиш, пригласительных билетов, декораций, костюмов и т.п.

          Основная цель педагогического руководства - будить воображение ребенка, создавать условия для того, чтобы как можно больше изобретательности, творчества проявили сами дети.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические подходы к формированию воображения детей старшего дошкольного возраста

Статья на тему "Методические подходы к формированию воображения детей старшего дошкольного возраста"...

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В период дошкольного детства воображение ребенка развиваетсяпостепенно, по мере приобретения им реального жизненного опыта.Деятельность воображения формируется в детстве наиболее активно и полнеереали...

Инновационный подход к развитию воображения и речи детей дошкольного возраста.

Презентация раскрывает актуальность развития воображения и речи детей в ДОУ. Представлены два инновационных метода, способствующие развитию воображения и речи детей, - метод интеллектуальных карт и ис...

Методическая разработка по развитию воображения для детей дошкольного возраста

Методическая разработка по развитию воображения для детей дошкольного возраста1.Упражнение «На что похожи наши ладошки»Цель: развитие воображения и внимания.Предложить детям обвести краска...

Городской семинар. Тема: Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами театрализованной деятельности. Мастер класс "Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность в условиях билингвальной среды"

программа модульного практико-ориентированного семинара для педагогов муниципальных дошкольных образовательных организации города Улан-Удэ Тема: Художественно-эстетическое развитие дошкольников с...