Рабочая программа
рабочая программа (средняя группа)

Чурбакова Татьяна Анатольевна

рабочая программа средней группы №8

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_srednyaya_gruppa_8.docx74.36 КБ

Предварительный просмотр:


Оглавление

1. Целевой раздел……………………………………………………………….....3

    1.1. Пояснительная записка……………………………………….…………3

1.1.1. Цели и задачи реализации Программы………………………….……3

       1.1.2 Принципы и подходы к формированию Программы…………….…..3

1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики…………………………………………………………….….4

1.2. Планируемые результаты освоения Программы……………………....5

1.2.1 Целевые ориентиры детей среднего возраста………………………...5

2. Содержательный раздел.……………………………….………………………6

2.1. Образовательная деятельность в соответствии с образовательными областями с учетом используемых в МБДОУ программ и методических пособий…………………………………………………………………………..6

2.1.1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»…………………………………………………………………..…….7

2.1.2. Образовательная область «Познавательное развитие»..…………………………..…………………………………..…….....7

2.1.3. Образовательная область «Речевое развитие»………………..……………………………………………...………..7

2.1.4. Образовательная область «Художественное - эстетическое развитие»…….………………………………………………………………..…8

2.1.5. Образовательная область «Физическое развитие»…………….………………………………………………………..…8

2.2.  Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей 4-5 лет ………………...9

2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы………………………………………………………………….…11

2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. ……………………………………………………………...11

   2.5. Содержание психолого- педагогической работы по образовательным областям………………………………………………………………………….13

3.  Организационный раздел…………………………………………………….13

3.1. Материально-техническое обеспечение Программы………………...13

3.2. Методическое обеспечение средней группы №8 «Зоренька»…….…13

3.3. Режим дня…………………………………………..…………………...14

3.4. Традиционные события, праздники, мероприятия…………………...15

Традиции средней группы №8 «Зоренька»………………………………..15

3.5. Особенности организации развивающей предметно пространственной среды…………………………………………………………………………16

         4. Дополнительный раздел программы…………………………………..20

Приложение 1 (перспективное планирование по пяти образовательным областям)

        Приложение 2 (перспективный план работы с родителями)

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Рабочая программа образовательной деятельности в средней группе общеразвивающей направленности на 2019-2020 учебный год (далее- Программа) разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ ДС «Лазорики» г. Волгодонска, (далее- Образовательная программа) предусмотрена для организации образовательной деятельности с детьми в возрасте от 4 до 5 лет

1.1.1.Цели и задачи реализации Программы

Цель Программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Приоритетные задачи реализации Программы:

  • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
  • создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно- образовательного процесса;
  • творческая организация воспитательно-образовательного процесса;
  • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
  • уважительное отношение к результатам детского творчества;
  • единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
  • соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.  

1.1.2 Принципы и подходы к формированию Программы

Содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

Программа:

  • соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развития ребенка;
  • сочетает принципы научной особенности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);
  • соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
  • строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными    возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
  • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах   работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
  • допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;
  • строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастами дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики.

Возрастные особенности детей средней группы

     Возрастные особенности детей средней группы подробно сформулированы в программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

1.2 Планируемые результаты освоения Программы

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации.

1.2.1. Целевые ориентиры

К целевым ориентирам для детей средней группы следует отнести социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка дошкольного образования, указанные в ФГОС ДО:

- ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

- ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;

- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

- ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС) при реализации Программы нами проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанное с оценкой эффективности педагогических действий и лежащий в основе их дальнейшего планирования). В основе оценки лежат следующие принципы:

Она строится на основе реального поведения ребенка, а не на результате выполнения специальных заданий. Информация фиксируется по средствам прямого наблюдения за поведением ребенка. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде ( в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, в процессе организованной образовательной деятельности).

Форма поведения оценки представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в ДОУ, анализ продуктов детской деятельности и специальной педагогические пробы, организуемые педагогом.

2. Содержательный раздел.

2.1. Образовательная деятельность в соответствии с образовательными областями с учетом используемых в МБДОУ программ и методических пособий

Содержание психолого-педагогической работы с детьми дается по образовательным областям: Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие. Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.

При этом решение программных образовательных задач предусматривается. Не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и входе режимных моментах - как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

2.1.1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

«Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».

Содержание психолого-педагогической работы с детьми 4-5 лет по образовательной области «Социально коммуникативное развитие» подробно сформулировано в основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Н. А. Васильевой.

2.1.2 Образовательная область «Познавательное развитие»

 Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.[2]

Содержание психолого-педагогической работы с детьми 4-5 лет по образовательной области «Познавательное развитие» подробно сформулировано в основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Н. А. Васильевой.

2.1.3. Образовательная область «Речевое развитие»

«Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Содержание психолого-педагогической работы с детьми 4-5 лет по образовательной области «Речевое развитие» подробно сформулировано в основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Н. А. Васильевой.

2.1.4. Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие»

   «Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)»

    Содержание психолого-педагогической работы с детьми 4-5 лет по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» подробно сформулировано в основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Н. А. Васильевой.

2.1.5. Образовательная область «Физическое развитие»

«Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)»

Содержание психолого-педагогической работы с детьми 4-5 лет по образовательной области «Физическое развитие» подробно сформулировано в основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Н. А. Васильевой.

2.2. Формы, способы, методы и средства реализации Программы с

учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей 4-5 лет

Педагогическое взаимодействие между педагогом и ребенком происходит в ситуации непосредственного педагогического общения, а также в ситуации предвосхищения.

  Взаимодействие может протекать в форме прямого общения, в процессе непосредственного контакта между взрослым и ребенком или в косвенной, опосредованной форме, осуществляемой через предлагаемые особым образом мотивированные действия, через объекты природной среды, предметы пространственного окружения, через других людей (детский коллектив, партнёров по деятельности) или сказочных персонажей.

Формы работы с участниками образовательных отношений по образовательным областям

Образовательная область

Виды детской деятельности

Формы образовательной деятельности

Средняя группа

«Физическое развитие»

Двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, музыкальная.

Подвижные игры, игровые упражнения, спортивные игры и упражнения, двигательная активность на прогулке, физкультурные занятия, гимнастика, физкультминутки, игры-имитации, физкультурные досуги и праздники, эстафеты, соревнования, дни здоровья, туристические прогулки, экскурсии, упражнения на развитие мелкой моторики, дидактические игры, бодрящая гимнастика, закаливающие процедуры, беседы, игровые проблемные ситуации, викторины, реализация проектов.

«Социально-коммуникативное развитие»

Игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, музыкальная, восприятие художественной литературы, изобразительная, двигательная

Игры с правилами, дидактические и творческие игры, беседы, досуги, праздники и развлечения, игровые и бытовые проблемные ситуации, рассматривание картин, иллюстраций, заучивание стихотворений, слушание и обсуждение произведений, обсуждение мультфильмов и телепередач, театрализация, драматизация, отгадывание загадок, создание макетов, изготовление сувениров и подарков, викторины, реализация проектов, индивидуальные и коллективные поручения, дежурства, коллективный труд.

«Познавательное развитие»

Познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, двигательная, коммуникативная,

изобразительная, конструктивная, трудовая.

Наблюдения, экскурсии, эксперименты и опыты, решение проблемных ситуаций, беседа, коллекционирование, дидактические и развивающие игры, рассматривание картин, иллюстраций, заучивание стихотворений, слушание и обсуждение произведений, отгадывание загадок, моделирование, сооружение построек, создание макетов, изготовление поделок, викторины, реализация проектов

«Речевое развитие»

Коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, восприятие художественной литературы, музыкальная, изобразительная, двигательная

Беседы, игровые проблемные ситуации, викторины, творческие, дидактические и подвижные игры, рассматривание картин и иллюстраций, слушание художественных произведений, театрализация, драматизация, составление и отгадывание загадок, разучивание стихотворений, досуги, праздники и развлечения.         

«Художественно-эстетическое развитие»

Продуктивная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, музыкальная, изобразительная, коммуникативная, двигательная, игровая.

Рисование, лепка, аппликация, реализация проектов, слушание импровизация, исполнение, музыкально-дидактический, подвижные игры, концерты, досуги, праздники, развлечения.

2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы

Программа обеспечивает полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:

1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;

3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;

4) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

5) обеспечивает открытость дошкольного образования;

6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

Психолого-педагогические условия реализации программы:

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;

2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьёй.

  Ведущая цель- создания необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.

  Родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию, монологизм в отношениях друг с другом, отказаться от привычки критиковать друг друга, научится видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников.

Основные задачи взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников:

  • Изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
  • Знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
  • Информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
  • Создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
  • Привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в детском саду, селе, районе;
  • Поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

Взаимодействие с родителями осуществляется через разные формы:

  • Библиотека методической литературы;
  • Плакаты различной тематики (противопожарная, санитарная, гигиеническая, психолого-педагогическая и др.);
  • Папки, листовки, памятки, буклеты;
  • Выставку детских работ по изо деятельности и ручному труду;
  • Баннеры;
  • Портфолио дошкольника;
  • Просмотр фото и видео материалов с записью занятий, праздников и других воспитательно- образовательных мероприятий;
  • Совместные праздники и спортивные состязания;
  • Совместная проектная деятельность;
  • Родительские собрания, встречи;
  • При ежедневных непосредственных контактах педагогов с родителями.

Приложение 2. Перспективный план работы с родителями (законными представителями) детей средней группы на 2019-2020 учебный год.

2.5. Содержание психолого- педагогической работы по образовательным областям

Содержание психолого-педагогической работы с детьми дается по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно эстетическое развитие», «Физическое развитие». Содержание

работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи психолого- педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением. При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и входе режимных моментах- как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

3. Организационный раздел.

3.1. Материально- техническое обеспечение Программы.

Согласно ФГОС ДО материально техническое обеспечение средней группы в полном объеме соответствует требованиям, предъявляемым к дошкольным образовательным организациям.

Материально техническое обеспечение Программы:

  • Соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
  • Соответствует правилам пожарной безопасности;
  • Средства обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
  • Помещения групп оснащены развивающей предметно-пространственной средой

3.2. Методическое обеспечение средней группы №8 «Зоренька»

Методическая литература:

  1. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Основная Образовательная Программа Дошкольного Образования От рождения до школы. Мозаика-Синтез Москва 2016г..
  2. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы». Средняя группа. Мозаика-Синтез. Москва 2016г..
  3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Мозаика-Синтез. Москва 2016г…
  4. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. Мозаика-Синтез. Москва 2017г..
  5. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа. Мозаика-Синтез. Москва 2016г..
  6. Комарова Т. С.  Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Мозаика-Синтез. Москва 2016г..
  7. Куцакова Л. В. Конструирование из строительного материала. Средняя группа. Мозаика-Синтез. Москва 2016г..
  8. Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений.  Средняя группа. Мозаика-Синтез. Москва 2016г..
  9. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа. Мозаика-Синтез. Москва 2016г..

3.3. Режим дня

Режим жизнедеятельности детей среднего дошкольного возраста.

(холодный период)

Режимные моменты

4-5 лет

Приход детей в детский сад, осмотр, свободная игра, самостоятельная деятельность.

6:30-8:00

Утренняя гимнастика, подготовка к завтраку, завтрак

8:00-8:50

Игры, самостоятельная деятельность детей

8:50-9:00

Организованная детская деятельность со специалистами

9:00-9:50

Второй завтрак

9:50-10:00

Подготовка к прогулке, прогулка

10:00-11:40

Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность

11:40-12:00

Подготовка к обеду, обед

12:00-12:30

Подготовка ко сну, дневной сон

13:30-15:00

Постепенный подъем, закаливающие процедуры, самостоятельная деятельность

15:00-15:15

Игры, самостоятельная и организованная детская деятельность

15:15-15:55

Уплотненный полдник

15:55-16:15

Самостоятельная деятельность, подготовка к прогулке, прогулка,  игры, уход домой

16:15-18:30

Режим жизнедеятельности детей среднего дошкольного возраста.

(тёплый период период)

Режимные моменты

от 4 до 5 лет

Прием, осмотр, игры, самостоятельная деятельность.

06.30 - 08.00

Утренняя гимнастика, подготовка к завтраку, завтрак

08.00–08.45

Выход на прогулку, игры, наблюдения, воздушные и солнечные процедуры, самостоятельная деятельность

08.45–10.10

Второй завтрак

10.10-10.20

Выход на прогулку, игры, наблюдения, воздушные и солнечные процедуры, самостоятельная деятельность

10.20-12.20

Возвращение с прогулки, водные процедуры, подготовка к обеду, обед

12.20-12.50

Подготовка ко сну, дневной сон

11.55-15.00

Постепенный подъем, закаливающие процедуры, игры

15.00-15.25

Уплотненный полдник

15.25-15.45

Игры, самостоятельная деятельность, прогулка, уход домой

15.45-18.30

3.4. Традиционные события, праздники, мероприятия

Группа № 8 «Зоренька» была сформирована в марте 2017 года. В нашей группе есть уже прочно сложившиеся традиции, которые нашли отклик в сердцах не одного поколения воспитанников. Эти традиции с большим удовольствием принимаются детьми и родителями, совершенствуются и приумножаются. Каждая традиция направлена на достижение определенной воспитательной цели. Каждая традиция проверена временем.

 

Традиции средней группы №8 «Зоренька»:

1.«Книжный день» (Каждая пятница)

Цель: Прививать детям культуру чтения книг, расширять кругозор, воспитывать любовь и бережное отношение к книгам.

2. «Пальчиковые игры».

3. Закаливающие мероприятия после дневного сна

4.«Поздравление с Днем Рождения» (фото именинника в уголке; «каравай»

Цель: Развивать способность к сопереживанию радостных событий, вызвать положительные эмоции

5. «Маленькие помощники» (мытье игрушек, полив групповых растений, взаимопомощь).

Цель: Воспитывать в детях уважение к труду, вызвать радость от участия в общем труде. 

Праздники, которые по традиции мы отмечаем в группе.

  • «День знаний» (1 сентября)
  • «Осенины»
  • «День воспитателя» (27 сентября)
  •  «День народного единства» (4 ноября)
  •  «День матери» (27 ноября)
  • «Новый год»
  • «День защитника Отечества» (23 февраля)
  • «Масленица»
  • «Международный женский день (8 Марта»
  •  «День смеха» (1 апреля)
  • «День космонавтики» (12 апреля)
  • «Международный день земли» (22 апреля)
  • «Пасха»
  • «День труда» (1 мая)
  • «День Победы» (9 мая)
  • «Международный день защиты детей»
  • «День России» (12 июня)

3.5. Особенности развивающей предметно-пространственной среды.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

  • Содержательно-насыщенной, развивающей;
  • Трансформируемой;
  • Полифункциональной;
  • Вариативной;
  • Доступной;
  • Безопасной;
  • Здоровье сберегающей;
  • Эстетически-привлекательной.

В групповой комнате созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотрена площадь, свободная от мебели  и игрушек, дети обеспечены игрушками, побуждающие  к двигательной игровой деятельности.

Микро-зона, центр

Оборудование

Цели

Уголок конструирования

1. Конструктор « В деревне»

2. Кубики (пластмасс.)16шт.

« Геометрические формы»

 3.Машины:

  • Пожарная машина 1шт.
  • Строительная машина с инструментом 1 шт.

1.Развитие пространственного и конструктивного мышления, творческого воображения.

 2.Формирование умения работать по заданной схеме, модели.

Уголок ПДД и ОБЖ

1. Демонстрационный материал «Веселые знаки дорожного движения»

2. Ролевая игра

1.Закрепление знаний о правилах поведения пешеходов и водителей в условиях улицы, умений пользоваться полученными знаниями.

2. Закрепление знаний о правилах поведения чрезвычайных ситуациях.

Уголок художественного творчества

1. Цветной мел.

2. Набор для творчества

1.Закрепление умений и навыков в рисовании, лепке, аппликации. 2.Развитие мелкой моторики, творческого воображения и фантазии.

3.Расширение представлений о цвете, свойствах и качествах различных материалов.

4.Освоение новых способов изображения.

Книжный уголок

 1.Детские книги по программе и любимые книги детей.

1.Развитие избирательного отношения к произведениям художественной литературе.

2.Повышение внимания к языку литературного произведения.

Музыкальный уголок

1.Музыкальные инструменты:

  • Барабан 1шт.
  • Бубен 1шт.
  • Маракасы 3шт.
  • Неваляшка 1шт.

1.Развитие музыкально-сенсорных способностей и творческих проявлений в музыкальной деятельности.

Спортивный уголок

1. Кольцеброс 1шт.

 

1.Формирование потребности в ежедневной активной двигательной деятельности.

2.Развитие ловкости, координации движений, произвольной регуляции в ходе выполнения двигательных заданий.

3.Поддержание интереса к различным видам спорта.

Театральный уголок

1. Русские народные сказки.

2. Кубики «Сказка» (мягкие).

3. Бременские музыканты 1шт.

4. По щучьему веленью 1 шт.

1.Развитие речевого творчества детей на основе литературных произведений.

2.Обучение использованию в речи слов, необходимых для характеристики персонажей.

Уголок сюжетно - ролевой игры

1. Набор доктора 1шт.

2. Набор посудки 1шт.

3. Кукла 1шт.

4. Коляска 1шт.

5. Мозаика 1шт. (мелкая)

 1.Воспитание коммуникативных навыков, желания объединяться для совместной игры, соблюдать в игре определенные правила.

 2.Создание условий для развития партнерских отношений детей в игре.

3.Развитие творческого воображения, фантазии, подражательности, речевого творчества.

Математический уголок

1. Логические блоки «Дьенеша» 1 шт.

2. Цветные палочки

 «Кюизенера» 1шт.

3. Кубики «Математика» 1шт.

4. Кубики «Для всех» 1шт.

5. Кубики «Сложи узор» 1 шт.

6. Уникуб 1шт.

12. Мозаика « Арифметика + Азбука» 1шт.

14. Мольберт 1шт.

17. Цветные кубики 1шт.

18.Цветные треугольники 1шт.

1.Уточнение и закрепление представления о числах и цифрах

до 5.

2.Ознакомление с неделей, месяцами, годом.

3.Формирование навыков ориентировки в пространстве и на плоскости.

4.Развитие логического мышления.

Уголок

развития речи.

1. Кубики « Азбука» 1шт.

2. Развивающая игра «Произносим звуки» 2шт.,

«Что сначала, что потом» 1шт.

3. Игра занятие «Азбука»

4. Магнитная азбука 1шт.

5. Тренажёр для развития зрительного восприятия 1 шт.

1. Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

2. Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.

3. Формирование грамматического строя.

Нравственно-патриотический уголок.

1.Кукла вырезная « Народные костюмы» 1шт.

2. Кукла вырезная «Профессии» 1шт.

3. Демонстрационный материал «Профессии» 1шт.

1.Воспитание уважения к людям труда и предметам народного творчества, художественным промыслам;                                      2.Воспитание уважения к людям труда и предметам, произведенным ими. Знакомить с людьми прославившими Россию;        3.Воспитание чувства дружбы к людям других национальностей; 4.Ознакомление с явлениями общественной жизни.            5.Воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и праздники) 6.Бережливое отношение к тому, что сделано людьми;       7.Воспитание любви к родному краю, к Родине 

Экологический уголок

1.Центр воды и песка:

2. Уголок « Календарь  природы» 1шт.

3. Уголок « Времена года»1шт.

4. Демонстрационный и раздаточный материал «Природные зоны» 4шт. (Растения и животные степей и пустынь; Растения и животные крайнего севера и тундры; Растения и животные субтропических лесов, тропиков и саванн; Растения и животные тайги смешанного и лиственного леса.)

5. Демонстрационный материал 9шт. (Перелетные птицы; Овощи; Домашние животные; Насекомые; Дикие животные №1 и  №2; Мебель; транспорт №1 и №2, Зимующие птицы.)

6. Лото «Парочки» 6шт. (Обитатели рек, озер, морей и океанов; Птицы; Фрукты, овощи, ягоды, грибы; Деревья, злаки, цветы луговые и садовые.)

7. Магнитный набор «Животные».

8. Волшебный мешочек

№1 и №2 ,  2 шт.

1.Создание оптимальных условий для формирования всесторонних представлений об окружающей действительности, ее объектах и явлениях с использованием всех видов восприятия детей. 2.Формирование первичных естественно-научных представлений.

3.Развитие наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций. 4.Формирование способов познания путем сенсорного анализа. 5.Повышение интереса к экспериментальной деятельности.

6.Развитие наблюдательности.

7.Формирование системы знаний о сезонах и установление причинно- следственных связей.

 

4. Дополнительный раздел Программы.

Уважаемые родители вашему вниманию представляется Программа средней группы №8 «Зоренька» 2019-2020г. Воспитатели: Чурбакова Т.А., Яхонтова В.А.

Программа состоит из трех основных разделов

1. Целевой;

2. Содержательный;

3. Организационный;

Программа разработана в соответствии со следующими документами, представленными на экране.

Цель Рабочей программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Методы и приемы, используемые в работе:

 1. Словесные методы обучения: устное изложение, беседа, рассказ, объяснение, анализ текста и др.

2. Наглядные методы обучения показ видеоматериалов, иллюстраций, показ, исполнение педагогом, наблюдение, работа по образцу и др.

3. Практические методы обучения эксперимент, опыт.

4. Игровые методы обучения.

Возрастные особенности детей средней группы: в игровой деятельности детей появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету, выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим.

Оценка результатов освоения осуществляется на основе педагогической диагностики, которая проводится два раза в год (в сентябре и мае). Промежуточная оценка проводится с детьми, имеющими недостаточный уровень развития один раз в год в январе. Основная задача педагогической диагностики заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка. Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.   Инструментарий для педагогической диагностики — траектория развития на каждого ребенка, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития.

Непосредственно-образовательная деятельность проводится по 5 областям

Длительность НОД -20 мин. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в средней группе не превышает 40 минут. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут.

Работа с родителями. Формы взаимодействия с семьёй: Анкетирование о опросы. Размещение информации на сайте ДОУ, Психолого-педагогическое сопровождение семьи. Общие и групповые родительские собрания. Тематические инфо-стенды. Совместные праздники и досуги.

Организация предметно-пространственной среды. Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ в соответствии с ФГОС - это система, обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка. Она предполагает единство социальных, предметных и природных средств обеспечения деятельности ребенка и включает ряд базисных компонентов, необходимых для полноценного физического, художественно-эстетического, познавательного, социально-коммуникативного и речевого  развития.  Организация развивающей предметно-пространственной среды Развивающая среда средней группы соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13, ФГОС ДО и программе «От рождения до школы», и обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Развивающая предметно-пространственная среда содержательно-насыщенна, трансформируема, полифункциональная, вариативна, доступна и безопасна.

Групповое пространство спланировано педагогами так, чтобы дети могли делать самостоятельный выбор (где, с кем и чем ребенок будет заниматься) и принимать решения. Среда не ограничивает детскую инициативу, а наоборот, предоставляет возможности для проявления и для развития и реализации разнообразных идей. Приобретая опыт, достигая своей цели, ребенок постепенно обретает уверенность в себе, убеждаясь в собственных возможностях, делая личностные, а поэтому радостные для него открытия. Разумно организованная развивающая среда способствует подготовке ребенка к жизни в стремительно меняющемся мире, формирует устойчивое стремление познавать, открывать мир и в конечном итоге - учит учиться. Развивающая предметно-пространственная среда также способствует навыкам партнерского общения, работы в команде, дает практику взаимопомощи и развивает навыки социального взаимодействия. Все это позволяет педагогу формировать у детей поисковый, активный, самостоятельный стиль мышления и деятельности, предоставляя реальные шансы для личностного роста каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...