Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
проект (средняя группа)

Козлова Оксана Геннадьевна

Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.

Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ya_grazhdanin_rossii.docx64.41 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад № 9 «Радуга»

Проект

http://kamensk24.ru/system/Cover/images/000/004/821/big/grazhd.jpgСредняя группа №1

                                                  Подготовила

                                                  воспитатель

1 кв.категории

                                              Козлова О.Г.

                                       

МДОУ «Детский сад № 9 «Радуга»

Дополнительная

общеразвивающая программа

«Я гражданин России»

                                                                                 Воспитатель

                                                                 1 кв. категории

                                                           Козлова О.Г.

Балабаново,2019

Список детей

1. Холова Агата

2. Войнова Екатерина

3. Мареев Артём

4. Демченко Ульяна

5. Балтакулов  Азамат

6. Лобанов  Денис

7. Меджидова София

8. Попова Лилия

9. Пироженко Иван

10. Зюзина Вераника

11. Бирюкова Мария

12. Сухарева Полина

13. Филипенкова Вероника

Краткая характеристика детей

 средней группы

(4 – 5 лет)

Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На данном этапе существенно меняется характер ребенка, активно совершенствуются познавательные и коммуникативные способности. Существуют специфические возрастные особенности детей 4–5 лет по ФГОС, которые просто необходимо знать родителям, чтобы развитие и воспитание дошкольника было гармоничным. А это значит, что малыш по мере взросления всегда найдет общий язык со своими сверстниками.

Физические возможности ребенка значительно возрастают: улучшается координация, движения становятся все более уверенными. При этом сохраняется постоянная необходимость движения. Активно развивается моторика, в целом средний дошкольник становится более ловким и быстрым по сравнению с младшими. Нужно отметить, что возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что физическую нагрузку нужно дозировать, чтобы она не была чрезмерной. Это связано с тем, что мышцы в данный период растут хоть и быстро, но неравномерно, поэтому ребенок быстро устает. Следовательно, малышам необходимо давать время для отдыха. Что касается темпов физического развития, то с 4 до 6 лет они существенно не меняются. В среднем ребенок подрастает за год на 5–7 см и набирает 1,5–2 кг веса. Происходят рост и развитие всех органов и систем детского организма.

Психическое развитие ребенка в возрасте 4–5 лет быстро развиваются различные психические процессы: память, внимание, восприятие и другие. Важной особенностью является то, что они становятся более осознанными, произвольными: развиваются волевые качества, которые в дальнейшем обязательно пригодятся. 5 вещей, из-за которых вы не должны испытывать чувства стыда. Типом мышления, характерным для ребенка сейчас, является наглядно-образное. Это значит, что в основном действия детей носят практический, опытный характер. Для них очень важна наглядность. Однако по мере взросления мышление становится обобщенным и к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит в словесно-логическое. Значительно увеличивается объем памяти: он уже способен запомнить небольшое стихотворение или поручение взрослого. Повышаются произвольность и устойчивость внимания: дошкольники могут в течение непродолжительного времени (15–20 минут) сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности. Учитывая вышеперечисленные возрастные особенности детей 4–5 лет, воспитатели дошкольных учреждений создают условия для продуктивной работы и гармоничного развития ребенка.

Роль игры: Игровая деятельность по-прежнему остается основной для малыша, однако она существенно усложняется по сравнению с ранним возрастом. Число детей, участвующих в общении, возрастает. Девочки больше любят семейные и бытовые темы (дочки-матери, магазин). Мальчики предпочитают играть в моряков, военных, рыцарей. На этом этапе дети начинают устраивать первые соревнования, стремятся добиться успеха.

Творческие способности: Средние дошкольники с удовольствием осваивают различные виды творческой деятельности. Ребенку нравится заниматься сюжетной лепкой, аппликацией. Одной из основных становится изобразительная деятельность. Возрастные особенности детей 4–5 лет по ФГОС предполагают, что на этом этапе дошкольник уже овладевает мелкой моторикой, что позволяет рисовать подробно и уделять больше внимания деталям. Рисунок становится одним из средств творческого самовыражения.

 Развитие речи: В течение среднего дошкольного периода происходит активное развитие речевых способностей. Значительно улучшается звукопроизношение, активно растет словарный запас, достигая примерно двух тысяч слов и больше. Речевые возрастные особенности детей 4–5 лет позволяют более четко выражать свои мысли и полноценно общаться с ровесниками. Ребенок уже способен охарактеризовать тот или иной объект, описать свои эмоции, пересказать небольшой художественный текст, ответить на вопросы взрослого. На данном этапе развития дети овладевают грамматическим строем языка: понимают и правильно используют предлоги, учатся строить сложные предложения и так далее. Развивается

связная речь. Общение со сверстниками и взрослыми. В среднем дошкольном возрасте первостепенную важность приобретают контакты со сверстниками. Если раньше ребенку было достаточно игрушек и общения с родителями, то теперь ему необходимо взаимодействие с другими детьми.  Общение, как правило, тесно связано с другими видами деятельности (игрой, совместным трудом). Появляются первые друзья, с которыми ребенок общается охотнее всего.  В группе детей начинают возникать конкуренция и первые лидеры. Общение с ровесниками носит, как правило, ситуативный характер. Взаимодействие со взрослыми, напротив, выходит за рамки конкретной ситуации и становится более отвлеченным. Ребенок расценивает родителей как неисчерпаемый и авторитетный источник новых сведений, поэтому задает им множество разнообразных вопросов. Именно в этот период дошкольники испытывают особенную потребность в поощрении и обижаются на замечания и на то, если их старания остаются незамеченными. Порой взрослые члены семьи не замечают эти возрастные особенности детей 4–5 лет.

Пояснительная записка:

Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем
И березки у дороги,
По которой мы идем
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
В. Степанов

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества.

Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.

Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.

Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.

Цель проекта:

Формирование нравственно-патриотических ценностей и чувств сопричастности к родному дому, семье, детскому саду; приобщение детей к культуре русского народа.

Задачи:

• Формировать чувства любви и привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким, городу;

• Формировать  патриотические  чувства  к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину;

• Воспитывать уважение к труду разных профессий;

• Формировать  основы  экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому;

• Формировать  художественный  вкус и любовь  к прекрасному, развивать творческие способности;

• Воспитывать  у дошкольников чувства уважения и заботы к Защитникам Отечества, ветеранам Победы.

Формы работы с детьми:

- образовательная деятельность;

- тематические беседы;

- презентации;

- календарные праздники;

- экскурсии;

- пополнение развивающей среды;

- выставки детских работ, семейных коллекций.

Ожидаемые результаты:

• Дети станут испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду;

• Расширятся знания и представления о труде разных профессий;

• Проводимые мероприятия разовьют в ребенке уверенность в себе, сформируют социально значимые чувства, желания и взгляды, привьют социальные навыки;

• У детей сформируется чувство гордости за свой город, свою малую Родину;

• Дети будут проявлять чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества, ветеранам Победы;

• Дети полюбят природу родного края, и будут бережно относиться к ней.

Время проведения: вторник 15.30, четверг 16.00

Продолжительность ОД  20 минут.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный – сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы  над проектом.

Практический – реализация проекта.

Итоговый – подведение результатов, оформление выставки, фотогазеты, открытое мероприятие.

Продукт проектной деятельности: показ образовательной деятельности.

Октябрь.

«Моя семья»

«Наша дружная семья»

Формировать представления детей о семье, о доброжелательных отношениях родных людей. Расширять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи, учить ориентироваться в родственных отношениях, прививать любовь к родным людям. Закреплять знания детьми профессий родителей и других членов семьи. Способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, уважения, взаимопомощи в семейной жизни.

Беседа «Наша дружная семья».

Чтение рассказа Д.Габе «Моя семья».

Игра-драматизация по сказке «Два жадных медвежонка».

Оформление фотоальбома «Наша дружная семья».

Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»

Беседы: « Моя семья», « Отдых с семьёй»,

Д/И: « Назови ласково», « Кто кому кем приходится?»

Чтение произведений о семьях, членах семей и их взаимоотношениях: Л. Толстой « Старый дед и внучек»,Л. Квитко

 « Бабушкины руки» и др.

Чтение пословиц и поговорок о семье.

 «Осенины»

Знакомить детей с русскими народными праздниками; с традицией празднования Осенин;

уточнить знания детей об осени, домашних животных; формировать монологическую речь детей, воспитывать бережное, заботливое отношение к животным.

Игра-развлечение «Осенины».

Художественное конструирование «Домашние животные», «Дары осени»

Беседы: «Сезонные изменения в природе», «Что бывает осенью».

Чтение стихотворений об осени.

Слушание классической музыки из цикла «Времена года».

«Город, в котором я живу»

«Улицы родного города»

Обратить внимание детей на то, что в нашем городе много улиц, у каждой есть название.

Расширять представления детей о том, что улицы в нашем городе отличаются друг от друга, не только названиями, но и видом зданий, находящихся на них. Воспитывать у детей интерес к истории города, уважение к труду людей.

Наблюдения и экскурсии на территории детского сада.

Рассматривание домов (этажность, формы домов, из какого материала построены, номера)

Дидактические игры: «Волшебные ленты дорог»; «Район, в котором мы живем».

Развивающие игры: «Экскурсия», «Кто больше знает улиц в нашем городе?»

Чтение художественной литературы:«Моя улица» (С. Михалков)


Ноябрь.

«Мой детский сад»

«Путешествие по детскому саду»

Формировать представления детей о труде воспитателя, расширять кругозор детей. Закрепить и уточнить знания детей о детском садике, его предназначении, людях работающих в детском саду. Воспитывать у детей чувство привязанности, любовь к детскому саду, друзьям, интерес к совместной деятельности, уважение к труду сотрудников детского сада.

Сюжетно – ролевая игра: « Детский сад», « Семья».

Беседы: « Зачем нужен детский сад?», « Кто работает в детском саду?», « Мои воспитатели».

Беседы о важности труда всех людей, работающих в детском саду.

Рассматривание иллюстраций на тему: « Детский сад», фотоальбома: « Наша группа».

Д/И: « Подбери признак» ( детский сад какой?),

Игра – беседа: « Детский сад – моя вторая семья».

Составление рассказов по картинам из серии

«Мой детский сад».

Чтение произведений, пение песен о детском саде.

«Моя семья»

«Маленькие помощники»

Формировать знания детей о семье и членах семьи, о том, что в семье все любят, заботятся и помогают друг другу. Воспитывать чувство привязанности к членам своей семьи.

Дидактическая игра: «Маленькие помощники».

Знакомство со сказкой «Красная шапочка» Ш.Перро.

Изготовление подарков ко Дню матери.


Декабрь.

«Мой детский сад»

   Экскурсия по детскому саду

Познакомить детей с д\с, её назначением; расширять знания о профессиях работников д\с; воспитывать культурные навыки поведения на улице и в общественных местах.

Рассматривание почтовых открыток, конвертов.

Сюжетно-ролевая игра «Детский сад».

Словесная дидактическая игра «Вам пришло письмо, открытка».

Дидактическая игра «Что нужно для работы в д\с».

Изготовление атрибутов к игре «Детский сад».

Аппликация «Мой любимый детский сад».

Чтение худ.литературы.

 «Новый год у ворот»

Сформировать у детей представление о празднике Нового года

Назначение елочных игрушек, развивать умение выделять существенные признаки игрушек – цвет, форма, материал из которого сделаны, воспитывать бережное отношение к ёлочным игрушкам и украшениям.

Загадки о зиме.

Беседа о встрече Нового года. Проведение Новогоднего утренника.

Составление письма Деду Морозу

Рисование «Новогоднее представление».

Аппликация «Елка»;

Проведение конкурса «Лучшая новогодняя игрушка» (вместе с родителями).


Январь.

«Рождество»

Формировать у детей понятие «вера»; знакомить детей с традицией празднования православного праздника «Рождества Христова

Художественное конструирование «Новогодний праздник».

Беседа»Как мы встречаем праздник дома,в семье».

Чтение стихотворений о новогоднем празднике.

Пение русских народных песен, частушек, колядок.

Рождественское развлечение.

« Моя Родина-Россия»

«Национальный костюм»

Познакомить детей с национальным костюмом, его особенностями; знакомить с народным фольклором: песнями, хороводами, играми. Формировать образную речь; воспитывать интерес к национальной одежде и фольклору.

Ознакомление с художественной литературой и развитие речи.

Чтение стихов.

Художественное конструирование «Весёлый хоровод», «Украсим платье»

Разучивание народных игр.



Февраль.

«Будем родине служить!»

«Наша Армия родная»

Объяснить детям, что 23 февраля-День защитника Отечества, что российские воины охраняют нашу Родину, что они сильные, смелые, ловкие; дать понятие о форме одежды различных родов войск.

Беседы: «Защитники Отечества», «Наша армия».

Подбор иллюстраций и оформление альбома «Защитники Отечества».

Упражнения «Готовлюсь быть солдатом».

Беседа о профессиях родителей, о том, кем работает папа, какую пользу он приносит окружающим, стране, как заботится о детях и близких.

Рисование «Портрет папы».

Аппликация «Открытка-приглашение на праздник 23 февраля».

Чтение:«Февраль (С. Маршак), «Армия мира» (В. Давыдов)

«Это я, это я, это все мои друзья»

«Я и мое имя»,

«Мои друзья»

Познакомить со значением имен детей, родителей; объяснить понятие имя, отчество, фамилия; Формировать у детей понятие о том, что люди не похожи друг на друга, но все они равны; воспитывать у детей уважение и терпимость к людям, независимо от их социального происхождения, национальной принадлежности, внешнего облика, физических недостатков.

Беседа. «Для чего человеку имя?»

Игра «Назови ласково», «Полное и неполное имя»

Рисование на тему «Мой лучший друг».

Развлечение «Друг в беде не бросит».

Март.

«Моя семья»

«Очень я люблю маму милую мою!»

Воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление заботиться и помогать ей.

Беседа о мамах.

Составление рассказов: «За что я люблю свою маму. Как я ей помогаю».

Чтение стихотворение Л.Квитко «Бабушкины руки»;

Разучивание стихотворений и пение песен о маме

Изготовление подарков для мамы и бабушки;

Оформление выставки «Портрет мамы»;

Фотоколлаж «Я и моя мама»

«Русская матрёшка»

Воспитывать интерес к народно - прикладному искусству России. Познакомить с искусством создания русской матрёшки

Беседа «Такие разные матрешки».

Сравнение матрешек и определение их настроения.

Дидактические игры «Обед для матрешек», «Веселые матрешки», «Что игрушка рассказывает о себе?».

Аппликация «Разноцветные матрешки».

Частушки о матрешке.

Чтение художественной литературы: «У меня матрешка есть» (З. Медведева), «Матрешечка» (В. Берестов), «Матрешкины потешки» (В. Берестов)


Апрель.

«Моя малая родина»

«Природа Калужского края»

Расширять представления детей о животном и растительном мире нашего края, его своеобразии и особенностях. Познакомить с правилами поведения в природе в разное время года. Воспитывать у детей интерес к окружающему миру, желание помогать и заботиться о животном и растительном мире; бережно относиться к природе.

Рассматривание картин, иллюстраций, книг, альбомов с изображением растительного и животного мира, альбомов с изображением деревьев и кустарников Родного края.

 Разучивание стихотворений о природе, песенок; чтение народных сказок о животных, рассказов.

 Наблюдение за небом, солнцем, ветром, снегопадом; целевые прогулки.

«Будем Родине служить»

«Наш космонавт»

Закрепить знания - 12 апреля День Космонавтики. Знать первого космонавта Земли. Дать знания о том, что полёт человека в космос - это плод труда многих людей: конструкторов, механиков, врачей. Воспитывать гордость за свою страну

Рассказ воспитателя о космонавтах (с просмотром иллюстраций).

Беседа о том, как в космос летают люди разных национальностей. Они дружны, поэтому у них все получается.

Игра «Космонавты».

Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Космонавты».

Рисование на данную тему.


Май.

 «Будем Родине служить»

«Маленькие истории про большую войну»

Формировать умения отвечать на вопросы по картине, подбирать точные слова для характеристики действий, развивать мышление, память. Воспитывать интерес к истории своей Родины; объяснить, что народ с благодарностью чтит память защитников России.

Беседа « Маленькая история про большую войну».

Разучивание стихов и песен с военной тематикой.

Общение «Что лучше – плохой мир или хорошая война»,

Чтение произведений С. Михалкова «День Победы»;

С. Маршака «Пограничник»; Л. Кассиль «Памятник солдату».Беседа «Дни боевой славы»;

Изготовление праздничных открыток

«Моя Родина-Россия»

« Я люблю тебя, Россия!»

Формировать знания детей о природе России, вызвать чувство восхищения красотой русской природы.

Беседа «Я люблю тебя, Россия»;

Рассматривание репродукций картин русских художников «Пейзажи России».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре».

В последнее время всё чаще педагоги говорят о необходимости воспитания подрастающего поколения на общечеловеческих ценностях и идеалах. Достойное место среди них занимает культура как совокупност...

Педсовет «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Педсовет включает в себя рассмотрение проблем нравственно патриотического воспитания, анализ анкет для педагогов, деловую игру....

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более у...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА «МУЗЫКА И ХОРЕОГРАФИЯ», А ТАКЖЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Статья посвящена воспитанию нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством образовательной деятельности на занятиях по физическому воспитанию, музыке и хореографии....