Пальчиковые игры
картотека (младшая группа)

Булышева Екатерина Владимировна

В данной статье представленная картатека пальчиковых игр для детей раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_no_20.docx55.92 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры для детей раннего возраста.

1.                    «Наши ручки»

Где же наши ручки?

Где же наши ручки?

Где же, где же наши ручки?

Нету наших ручек.

Вот, вот наши ручки,

Вот наши ручки.

 (Вытягивают ручки впередПоказывают ручки. Спрятали ручки за спину. Опять показывают ручки.)

2.                       «Кулачки»

Кулачки сложили,

Кулачками били.

Тук-тук!

Тук-тук!

Тук-тук!

(Сложить кулачки обоих рук

Бьют кулачками.)

3.                          «Очки»

Бабушка очки надела

И детишек разглядела.

И детишки очки надели

Бабушку разглядели.

 (Колечки подносят к глазам.Дети повторяют действия за воспитателем.)

4.                «Дождик, дождик»

Дождик, дождик,

Кап да кап, кап…

Мокрые дорожки.

Все ровно пойду гулять,

Пусть промокнут ножки.

(Дети повернули ладошку кверху и указательным пальцем имитируют капельки дождя и повторяют за взрослым:«Кап..»)

5.                       «Пароход»

Пароход плывет по речке,

И пыхтит он словно печка:

Пых, пых…

(Дети обе сложенные ладони поворачивают влево и  вправо, повторяют за взрослым:«Пых..»)

6.             «Надоели нам дожди»

Дождик, дождик! Подожди!

Надоели нам дожди!

Ты по крышам зачастил,

Ребятишек разбудил.

(Дети по очереди поворачивают ладошки кверху и пальцами другой руки имитируют капельки дождя, повторяя за взрослым:«Кап, кап»)

7.          «Ладушки, ладушки»

Ладушки, ладушки,

Пекла мама оладушки,

Маслом поливала,

Деткам давала:

«На-на-на» (Дети хлопают в ладошки и повторяют слова:«На-на-на»)

   8.                     «Рыбки»

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде.

То сожмутся,

 Разожмутся,

То зароются в песке.

(Имитировать движения в соответствии с текстом, повторяя за взрослым слова текста.)

  9.        «Ноги ходят по дороге»

Большие ноги

Шли по дороге.

Топ- топ- топ..

Маленькие ножки

Побежали по дорожке

Топ- топ- топ.

 (Четыре пальца правой руки постукивают по левой руке, дети повторяют текст за взрослыми.)

10.          «Еду к деду, еду к бабе»

Еду, еду к бабе, к деду

На лошадке

В красной шапке,

По ровненькой дорожке,

На одной ножке

Гоп- гоп- гоп…

(Дети катают карандаш между ладонями

и повторяют слова за взрослыми:  «Гоп-гоп-гоп»)

11.                  «Катя гуляет»

Раз, два, три, четыре, пять.

Собираемся гулять.

Завязали Катеньке

Шарфик полосатенький.

Катя по дорожке идет

Топ- топ- топ..

(Дети катают карандаш между ладонями

и повторяют слова: «Топ- топ- топ».)

12.                              «Белка»

Я – белка в шубке меховой,

Пушистый хвост –

Помощник мой,

Он помогает мне скакать

Везде успею побывать.

Прыг-скок, прыг-скок.

 (Дети проводят ворсом кисточки по ладошке и повторяю слова за взрослым:

«Прыг-скок, прыг-скок»)

13.                «Пришла весна»

Как на лугу, лугу,

По зеленому лугу

Разливается вода,

Расстилается трава,

Расстилается трава,

Трава шелковая.

(Дети проводят ворсом щетки по наружной кисти от кончиков пальцев до запястья, повторяют за взрослым слова текста.)

14.                    «Капустка»

Мы капустку рубим, рубим,

Мы капустку солим, солим

Мы капустку трем, трем

Мы капустку жмем, жмем.

(Движения ладонями вверх, вниз.

поглаживание подушечек пальцев.

потираем кулачок о кулачок.

сжимаем и разжимаем кулачки.)

15.                    «Лошадки»

По дороге белой, гладкой

Скачут пальцы как лошадки

Чок-чок-чок.

Чок-чок-чок.

Скачет резвый табунок

 (Пальцы скачут по столу, повторяя текст за взрослым: «чок-чок ,чок-чок»)

16.          «Хоровод среди цветов»

Хоровод среди цветов,

Вокруг розовых кустов.

Среди трав и цветов

Водим, водим хоровод.

 (У ребенка в ладошках грецкий орех, круговыми движениями кистей ребенок выполняет движения за взрослыми и повторяет слова текста.)

17.                «Колокольчики»

Динь-динь, динь-динь

Дни подряд

Колокольчики звенят.

Динь-динь, динь- динь.

(У ребенка в ладонях грецкий орех.Круговыми движениями кистей рук

ребенок выполняет движения за взрослыми и повторяет слова текста.)

18.       «Будем пальчики считать»

Раз, два, три, четыре, пять

Будем пальчики считать.

Крепкие и дружные

Все такие нужные.

На другой руке опять

Пальчики быстрые

Хотя не очень чистые.

(Дети загибают пальчики на левой руке. Сжимают и разгибают кулачки. Дети загибают пальчики на правой руке. Сжимают и разгибают кулачки.)

19.      «Этот пальчик хочет спать»

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лег в кровать,

Этот пальчик чуть вздремнул,

Этот пальчик уж уснул,

Этот пальчик крепко спит

Тише дети не шумите,

Пальчики не разбудите.

 (Дети загибают пальчики, начиная с мизинца.)

20.            «Дружат наши дети»

Дружат наши дети

Девочки и мальчики.

Мы с тобой  подружим

Маленькие пальчики.

(Дети загибают пальчики, начиная с мизинца.)

21.                   «Моя семья»

Этот пальчик – дедушка.

Этот пальчик – бабушка.

Этот пальчик – папочка.

Этот пальчик – мамочка.

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья.

(По ходу чтения, загибается на ручке

ребенка  пальчик, начиная с большого пальчика.)

22.                    «На лужок»

На лужок пришли зайчата,

Медвежата, барсучата,

Лягушата и енот.

На зеленый, на лужок,

Приходи и ты,  дружок.

(Сгибают пальчики поочередно в кулачок.)

23.                        «Зима»

Раз, два, три, четыре, пять

Собираемся гулять.

Катя саночки везет

От крылечка до ворот,

А Сережа по дорожке

Девочки и мальчики

Прыгают как зайчики.

(Дети по очереди разгибают пальчики, сжатые в кулачок. Дети показывают растопыренные пальцы руки. Провести указательным и средним пальцами по столу. Сложив пальчики «щепоткой», делать бросающие движения. Дети машут кистями рук.)

24.             «Зимняя прогулка»

Очень холодно зимой,

Но мы пойдем гулять с тобой.

Я надену шубку,

Я надену шарфик,

И еще платок,

А потом красивые,

Теплые пушистые,

Крошки – рукавички

На ручки натяну.

(Загибают поочередно левой руки, начиная с мизинца.)

25.         «На полянке дом стоит»

На поляне дом стоит

Путь к нему пока закрыт

Мы ворота открываем

В этот домик приглашаем.

(Сложить ладони домиком, так, чтобы большие пальцы не соприкасались.Большие пальцы опускаются и соприкасаясь друг с другом.Пальцы по-прежнему под углом, только широко расставлены.)

26.       «В детский сад идти пора»

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж уснул.

Встали пальчики, ура!

В детский сад идти пора.

(Дети поочередно загибают пальчики руки.Дети машут кистями рук.)

27.                      «Сорока»

Сорока – белобока,

Кашу варила

Деток кормила.

Этому дала,

Этому дала.

Этому дала.

Этому дала.

А этому не дала.

Ты воды не носил,

кашу не варил,

тебе нет ничего.

(Указательный палец правой руки делает. Круговые движения на левой ладони. Поочередно, загибаем пальцы левой руки. Большой палец поднять вверх.)

28.           «Из-за леса, из-за гор»

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор.

Сам на лошадке,

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на козлятках.

 (Пальчики передвигаются по столу с разным темпом.)

29.  «В гости к большому пальчику»

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний,

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики – друзья,

Друг без друга нам нельзя

(Поднять вверх большой пальчик.Соединить вместе пальцы, которые перечисляются. Сжать пальцы обеих рук и постучать друг об друга. Ритмично сжимать и разжимать кулак.)

30.            «Мальчик-пальчик»

Мальчик – пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем песни пел.

(На первую строку показать большие пальцы обеих рук и соединить их.

Затем поочередно загибать пальцы рук.)

31.                       «Белка»

Сидит белка на тележке,

Раздает она орешки.

Лисичке – сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

(Пальчик с лисичкой кланяется

Пальчик с воробышком кланяется

Пальчик с синичкой кланяется

Пальчик с мишкой кланяется

Пальчик с зайчиком кланяется.)

32.               «Улитка, улитка»

Улитка, улитка!

Дам кусочек пирога,

Пышки

Ватрушки,

Сдобные лепешки,

Покажи свои рога,

Высуни рожки.

(Сжать все пальчики в кулак.Разжать пальчики, перевернуть руку ладонью вверх. Загибается мизинец. Загибается средний палец. Загибается безымянный палец. Загибается указательный палец. Все пальчики согнуты, появляются указательный и мизинец «рожки» улитки.)

33.                   «Человечки»

Побежали вдоль реки,

Дети на перегонки.

Побежали, побежали

Никого мы не догнали.

(Пальцы сначала одной руки бегут

 по поверхности стола, потом пальцы

другой руки бегут по столу.)

34.                       «Утята»

Ты утенок, не пищи,

Лучше маму поищи.

(Сжимать в кулачки и разжимать пальцы одновременно  обеих рук.)

35.                  «Наш малыш»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – наш малыш.

(Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их начиная с большого.)

36.        «Встали наши пальчики»

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж зевнул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора.

(Поочередно пригибать пальцы, к ладошке начиная с мизинца. Остался один большой палец. Кулачок разжать, широко расставить пальцы в стороны.)

37.             «Полетели птички»

Полетели птички,

Птички-невелички.

Сели птички. Посидели.

Опять полетели.

(Пальцы переплетены, ладони сжаты.Поднимать и опускать пальцы в соответствии с ритмом стиха.)

38.         «Повстречал ежонка еж»

Повстречал ежонка еж:

«Здравствуй, братец, как живешь?

(Кончиком большого пальца поочередно касаться кончиком указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца.)

39.                    «За работу»

Ну-ка братцы, за работу,

Покажи свою охоту.

Большаку дрова рубить,

Печи все тебе топить,

А тебе воду носить,

А тебе обед варить,

А тебе посуду мыть.

А потом всем песни петь,

Песни петь да плясать,

Наших деток забавлять.

(Поочередно загибать пальцы, начиная с большого пальца.Энергично шевелить пальцами.)

40.                        «Ежик»

Ежик топал по дорожке

И грибочки нес в лукошке.

Чтобы грибочки сосчитать,

Нужно пальцы сосчитать.

(Дети загибают по очереди пальцы сначала на левой руке, потом на правой руке.В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулачки.)

41.          «Две веселые лягушки»

Две веселые лягушки

Ни минуты не сидят,

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят.

( Дети сжимают руки  в кулачки и кладут их на стол пальцами вниз. Резко разжимают пальцы (руки как бы подпрыгивают над столом) и кладут ладони на стол. Затем резко сжимают кулачки и опять кладут их на стол.)

42.

Дружно пальчики сгибаем,

Крепко кулачки сжимаем.

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаем разгибать.

( Дети сжимают пальцы в кулачки,

а затем расслабляют их и разжимают)

43.                    «Пальчики»

Кто из пальчиков ловчее?

Ручку кто держать умеет?

Пальцы дружно отвечают,

Головами все кивают.

(Дети сгибают руки в локтях, держат кисти рук перед лицом, сгибают и разгибают одновременно, не сжимая их в кулачки.)

44.           «Мы рисуем бегемота»

Мы рисуем бегемота.

Кто желает поработать?

Каждый палец рвется в бой

 И кивает головой.

(Дети сгибают руки в локтях,

Держат кисти перед лицом, сгибают и разгибают пальцы по очереди, начиная

С большого пальца правой руки.)

45.     «Пальцы в гости приходили»

Пальцы в гости приходили,

«Тук, тук, тук – стучались в дверь.

Только дверь им не открыли:

Думали, что страшный зверь.

 (Дети постукивают по столу подушечками всех десяти пальцев одновременно.)

46.                        «Дятел»

Вдруг в лесу раздался стук.

Это дятел долбит сук.

Он деревья не калечит,

Он деревья клювом лечит.

(Дети постукивают по столу подушечкой указательного пальца правой руки.

Затем то же самое проделывают левой рукой.)

47.

Вася, Петя, Миша, Боря

Сели рядом на заборе.

Малыши сидят, мечтают,

Вместе  ножками качают.

(Упражнение выполняют стоя.Дети немного приподнимают  руки, так что кисти смотрят вниз, и начинают активно «качать» восемью пальчиками

(без больших).)

48.                      «Зайчата»

Вот встречаются зайчата.

Как согреться нам, ребята?

Чтобы побыстрей согреться,

Надо спинками тереться.

 (Дети трут тыльные стороны ладоней друг о друга.)

49.                      «Карась»

В парке есть глубокий пруд.

Караси в пруду живут.

Чтобы стаю нам догнать,

Нужно хвостиком махать.

(Дети вытягивают ладони и качают запястьями вправо – влево.)

50.               С добрым утром!

С добрым утром, глазки.

Вы проснулись?

С добрым утром, ушки.

Вы проснулись?

С добрым утром, ручки.

Вы проснулись?

С добрым утром, ножки.

Вы проснулись?

С добрым утром, солнце.

Мы проснулись!

(Дети поглаживают глазки, смотрят в бинокль. Прикладывают ладони к ушкам. Поглаживают, кисти рук, хлопают в ладоши. Поглаживают ножки, притопывают. Руки протягивают к солнцу и улыбаются.)

51.                  «Раз, два, три»

Раз, два, три, четыре, пять

Будем пальчики считать

Все они умелые

Дружные и смелые.

На другой руке опять

Будем пальчики считать

Все они умелые

Дружные и смелые.

Раз, два, три, четыре, пять.

Стали ручки танцевать.

(Раскрывают поочередно пальчики правой руки, шевелят пальчиками.

Сжимают и разжимают кулачки. Раскрывают поочередно пальчики левой руки, шевелят пальчиками.)

52.            «Пальчики»

Раз, два, три, четыре, пять

Начинаем мы играть.

Этот пальчик – хитроносик,

Этот котик – вытриносик,

Этот ежик – ворчунишка,

Этот  мишка – потоптышка,

Этот зайчик – побегайка,

С другой ручки начинай-ка.

 (Загибают поочередно пальчики правой и левой руки.)

53.              «Веселые мышата»

В домике у Миши

Веселые мыши

Скачут и играют

Горюшка не знают.

Только Миша за порог,

Шасть по норкам и молчок.

 (Взрослый щекочет ладошку, затем отдергивает.)

54.         «Скорее, мышка, домой»

Это мышка-норушка,

А это ее избушка

Скорее мышка домой

И дверь за собой закрой.

(Взрослый шагает двумя пальчиками по руке малыша, щекочет под мышкой, потом под подбородком.Все дети обычно опускают голову, стараются зажать пальцы.)

55.             «Пальчик ест кашу»

Этот пальчик воду носит.

Этот пальчик сыплет просо.

Этот пальчик кашу варит.

Этот пальчик кашу ставит.

А этот пальчик ест да хвалит.

Он ел, оттого и потолстел.

(Поочередно загибаем пальчики, начиная с мизинчика.)

56.                   «Утро настало»

Утро настало.

Солнышко встало.

-Эй, братец Федя

Разбуди соседей.

- Вставай, Большак!

- Вставай, Указка!

- Вставай, середка!

- и крошка Митрошка!

Привет, Ладошка.

Все потянулись и проснулись.

 (Поочередно загибаем пальчики левой и правой руки.)

57.       «Моя семья»

Раз, два, три, четыре.

Кто живет в моей квартире?

Раз, два, три, четыре, пять

Всех могу я сосчитать.

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щенок, щегол и я –

Вот и вся моя семья!

 (Поочередно загибаем пальчики левой и правой руки.)

58.              «Пять пальчиков»

У детишек – шалунишек,

Девочек и мальчиков,

Знаем мы, на каждой ручке

Пять веселых пальчиков.

Раз, два, три, четыре, пять.

(Дети показывают ладони, покачивают запястьями влево - вправо.Поочередно загибают пальчики.)

59.«Пальцы – дружная семья»

Пальцы – дружная семья,

Друг без друга им нельзя.

Вот большой!

А это – средний,

Безымянный и последний –

Наш мизинец, малышок!

У-у-у! указательный забыли.

Будем их соединять

И движения выполнять..

Мы рога козы покажем

И  рога оленя даже..

Мы про зайку не забудем –

Ушками водить мы будем.

Чтобы четко говорить,

Надо с пальчиками дружить!

(Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их.Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху. Каждый палец руки присоединяем поочередно к большому. Поиграем пальчиками. Выдвигаем указательный и мизинец вперед, загибая остальные пальцы, затем рога поднимаем к голове.  Широко раздвигаем пальцы обеих , скрестив руки, поднимаем ветвистые рога к голове.  Выдвигаем вперед указательные и средние пальцы обеих рук, поднимаем к голове. Двигаем пальцы, наклоняем их вперед, а потом сжимаем пальцы в кулачки и разжимаем. Каждый палец руки поочередноПрисоединяем к большому.

60.

Пошли пальчики гулять,

А вторые догонять,

Третьи пальчики бегом,

А четвертые пешком,

Пятый пальчик поскакал,

И в конце пути упал.

(Пальчики сжаты в кулаки, большие опущены вниз и прыжками двигаются по столу.Ритмичные движения указательными пальцами. Движения средних пальцев в быстром темпе. Медленное движение пальцев безымянных. Имитир. Прыжки мизинцами.Хлопок руками по столу.)

61.                   «Замок»

На двери висел замок

Кто открыть его бы мог?

Покрутили.

Постучали

И открыли.

(Ритмичные  быстрые соединения пальцев двух рук в замок.

Пальцы в замке, руки тянутся в разные стороны.

Движения сцепленными пальцами от себя, к себе.

Пальцы сцеплены, основания ладоней стучат.

Пальцы расцепляются, ладони в сторону.)

62.                    «Апельсин»

Мы делили апельсин

Апельсин всего один.

Это долька для кота,

Это долька для ежа,

Это долька для улитки,

Это долька для чижа,

Ну а волку – кожура.

 (Начиная с мизинца, загибать попеременно все пальцы.)

63.                      «Прятки»

В прядки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так,

Так головки убирали.

 (Сжимание и разжимание пальцев.)

64.ОБЕЗЬЯНКИ

Обезьянки вышли погулять, (Выполняют движение “фонарики” )

Обезьянки стали танцевать, (Сжимают и разжимают кулачки)

Но одна из них ушла домой поспать, (Ладони прижимают друг к другу, кладут под щёчку (”спят”)

Потому что надоело танцевать. (Выполняют стряхивающие движения кистями рук (”как будто стряхиваем водичку”)

65.  ВОТ ЛЯГУШКИ

(Ладони “прыгают” по коленям (столу).

Вот лягушка по дорожке (При этом необходимо при соприкосновении с поверхностью.Скачет вытянувши ножки: делать ладонями хороший толчок вверх. «Ква, ква. Ква, ква. Руки то сжимаются в кулак, то резко раскрываются Ква,ква. Ква, ква.» пальцы(приговаривают “ква-ква”)

66.     "МАЛЕНЬКАЯ МЫШКА"

Маленькая мышка (Бегут пальцами обеих рук по столу или коленям.)

По городу бежит,

Глядит ко всем в окошки, (Сложив пальцы рук круглым окошечком, заглядывают в него.)

И пальчиком грозит: (Грозят пальчиком)

«А кто не лёг в кроватку? (Руки прижаты ладонями друг к другу. Лежат на тыльной стороне одной из рук на столе (коленях).

А кто не хочет спать? (Переворачивают руки на другой “бок”.)

Такого непослушного (Щекочут пальчиками то одну, то другую ладошку.)

Я буду щекотать!»

67.   "ПАУЧОК"( ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ Железновой часть 1)

(Руки скрещены.Пальцы каждой руки “бегут” по предплечью, а затем по плечу другой руки)

Паучок ходил по ветке, А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил, (Кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение(дождик)).

Паучков на землю смыл. (Хлопок ладонями по столу/коленям.)

Солнце стало пригревать, (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качают руками (солнышко светит)

Паучок ползёт опять, Действия аналогичны первоначальным

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке. (”Паучки” ползают на голове.)

68. "ПЧЁЛКИ"

(Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка)

На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). “Улей” прижат к “ёлке”)

Домик маленький на ёлке, (Дети заглядывают в “улей”).

Дом для пчёл, а где же пчёлки?

Надо в дом постучать, (Сжимают кулачки, стучат ими друг о друга.)

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по ёлке, (Стучат кулаками друг о друга, чередуя руки)

Где же, Где же эти пчёлки?

Стали вдруг вылетать: (Разводят руками, растопыривают пальцы и шевелят ими (пчёлки летают))

Раз два, три, четыре, пять!

69.  ПАЛЬЧИКИ.

Вот это самый толстый пальчик у меня, (Сгибают и разгибают большой палец)

Вместе с ним танцуют все его друзья. (Сжимают и разжимают кулачки)

Этот самый ловкий пальчик у меня (Указательный палец)

И, когда танцует пальчик,с ним танцуют все друзья.

Вот этот самый длинный пальчик у меня, (Средний палец)

Вместе с ним танцуют все его друзья,

А вот этот пальчик лодырь у меня, (Безымянный палец)

Но, когда танцует пальчик,с ним танцуют все друзья.

А этот пальчик-мальчик лучший у меня, (Мизинец)

Вместе с ним танцуют все его друзья.

Все мои пять пальцев дружная семья, (Выполняют движение “фонарики”)

И, когда они танцуют, танцую с ними я (Хлопки в ритме текста.)

70. ПАУЧОК

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил,

Паучков на землю смыл.

Солнце стало пригревать,

Паучок ползёт опять,

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

(Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик). Хлопок ладонями по столу/коленям. Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит) Действия аналогичны первоначальным «Паучки» ползают на голове.)

80. ПЧЁЛКИ

Домик маленький на ёлке,

Дом для пчёл, а где же пчёлки?

Надо в дом постучать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по ёлке,

Где же, где же эти пчёлки?

Стали вдруг вылетать:

Раз, два, три, четыре, пять!

(Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к «ёлке» Ребенок заглядывают в «улей».Сжимаем кулачки. Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки. Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими (пчёлки летают).)

81.ЧЕРВЯЧКИ

Раз, два, три, четыре, пять,

Червячки пошли гулять.

Раз, два, три, четыре, пять,

Червячки пошли гулять.

Вдруг ворона подбегает,

Головой она кивает,

Каркает: «Вот и обед!»

Глядь — а червячков уж нет!

(Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони). Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз. Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх.Сжимаем кулачки, прижимая их к груди.)

82. ПЯТЬ УТЯТ

Пять утят плывут вперёд,

На берегу их мама ждёт,

Но только четверо утят

 Вернулись к мамочке назад.

Четверо утят плывут...

Трое утят плывут...

Двое утят плывут...

Вот один плывёт вперёд,

На берегу его мама ждёт,

И сразу пятеро утят

 Вернулись к мамочке назад.

(Одна из рук — «мама утка» — стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука — утята. Выполняем волнообразные движения по направлению к «утке». Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят (постепенно пальцы загибаются). На слова «На берегу их мама ждёт» «киваем» кистью руки («мамой-уткой»).)

83.  ВЕТЕР

Ветер дует, задувает,

Пальму в стороны качает.

Ветер дует, задувает,

Пальму в стороны качает.

А под пальмой краб сидит

 И клешнями шевелит.

А под пальмой краб сидит

 И клешнями шевелит.

Чайка над водой летает

 И за рыбками ныряет.

Чайка над водой летает

 И за рыбками ныряет.

А под пальмой краб сидит

 И клешнями шевелит.

А под пальмой краб сидит

 И клешнями шевелит.

Под водой на глубине

 Крокодил лежит на дне.

Под водой на глубине

 Крокодил лежит на дне.

А под пальмой краб сидит

 И клешнями шевелит.

А под пальмой краб сидит

 И клешнями шевелит.

(Руки стоят на столе, опираясь на локти. Кисти прижаты друг к другу основаниями, пальцы растопырены (крона пальмы). Раскачиваем руками в разные стороны, стараясь не поднимать локти.

Ладони лежат на столе, прижаты друг к другу боковыми частями. Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелим ими.

Ладони соединены большими пальцами, остальные пальцы сжаты, разведены в стороны (крылья); «машем» ими в воздухе.

Ладони сомкнуты и чуть округлены; выполняем волнообразные движения.

Ладони основаниями прижаты друг к другу; пальцы согнуты (зубы).

Лёжа на тыльной стороне одной из рук, «открываем и закрываем рот» крокодила.

Перевернув руки на другую сторону, повторяем движения.)

84. РЫБКИ

Пять маленьких рыбок

 Играли в реке,

Лежало большое

 Бревно на песке,

И рыбка сказала:

“Нырять здесь легко!”

Вторая сказала:

“Ведь здесь глубоко”.

А третья сказала:

“Мне хочется спать!”

Четвёртая стала

 Чуть-чуть замерзать.

А пятая крикнула:

“Здесь крокодил!

Плывите скорей,

Чтобы не проглотил!”

(Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе. Руки прижаты друг к другу; переворачиваем их с боку на бок.

Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими «ныряющее» движение.

Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).

Ладони поворачиваем на тыльную сторону одной из рук (рыбка спит).

Быстро качаем ладонями (дрожь).

Запястья соединены; ладони раскрываются и соединяются (рот).

Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями (рыбки уплывают).)

85. УЛИТКА

В домике она сидит,

Рожки высунув, молчит.

Вот улиточка ползёт

 Потихонечку вперёд.

На цветочек заползёт,

Лепесточки погрызёт.

Рожки в голову втянула,

В домик спряталась, заснула.

(Одна из рук — «цветочек». Она стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка — чашечка цветка. Вторая рука — улитка. Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками. Указательный и мизинец вытянуты вперёд (рога улитки).

«Улитка» раскачивается из стороны в сторону.

Ползёт вперёд по столу.

«Улитка» заползает на «цветочек».

«Улитка» поочерёдно обхватывает пальцы («лепесточки») второй руки («цветочка»).

Рука («улитка») сворачивается в кулак («втягивает рожки»).

Вторая рука («цветочек») закрывается, пряча «улитку» в «бутоне».)

86. ЧАСЫ  (Часть 2)

Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками («бежим») от коленочек до макушки

Мышь полезла в первый раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: “Бом!”,

Один хлопок над головой.

Мышь скатилась кувырком.

Руки «скатываются» на пол.

Мышь полезла второй раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: “Бом, бом!”

Два хлопка.

Мышь скатилась кувырком.

Мышь полезла в третий раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: “Бом, бом, бом!”

Три хлопка.

Мышь скатилась кувырком.

87. ПЕРЧАТКА

Весёлая мышка

Перчатку нашла,

(Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка).Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх.)

Гнездо в ней устроив, (Складываем ладоши «ковшом»)

Мышат позвала. (Сгибаем — разгибаем пальцы («зовущий» жест))

Им корочку хлеба

Дала покусать,  (Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков.)

Погладила (отшлёпала) всех (Большим пальцем гладим («шлёпаем») остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).)

и отправила спать. (Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим))

88. КОТЯТА

(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу.Локти опираются о стол.)

У кошечки нашей есть десять котят,

Покачиваем руками, не разъединяя их.

Сейчас все котята по парам стоят:

Два толстых, два ловких,

Два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых

И самых красивых.

(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).)

89. ТАРАКАНЫ

За буфетом под пакетом десять тараканов. (2 раза)

(Ладони раскрываем, прижимаем к боковой поверхности стола, пальцы рук («тараканы») растопырены, шевелим ими.)

Самый храбрый таракан побежал к тебе в карман.

Бежим пальцами рук по туловищу, имитируем заползание «за шиворот».

За буфетом под пакетом девять тараканов.

Загибаем один из пальцев, крутим остальными, показывая, что теперь осталось девять тараканов.

За буфетом под пакетом девять тараканов. (2 раза)

(Движения повторяются аналогично первому куплету, только теперь пальцев (тараканов) не десять, а девять.)

И так далее.

90. У ЖИРАФОВ

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. (Хлопаем по всему телу ладонями.)

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках. (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. (Щипаем себя, как бы собирая складки.)

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках. (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)

У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.

У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.

Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках. (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. (Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки))

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках. (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)

91. ПЯТЬ ПОРОСЯТ

(Пальцы рук растопырены; поочередно «идём» по столику или коленочкам каждым из пальчиков.)

Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял, (Мизинцы.)

Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал. (Безымянные.)

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю («Фонарики».)

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю (Сжимаем и разжимаем кулачки.)

Этот толстый поросёнок носом землю ковырял, (Средние.)

Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал. (Указательные.)

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю (Сжимаем и разжимаем кулачки.)

Этот толстый поросёнок — лежебока и нахал, (Большие.)

Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал. (Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь.)

92. ДВА КОЗЛИКА

(На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные.)

Как-то раз к кому-то в гости

Шёл козлёнок через мостик, (Держим кисти горизонтально, сближаем руки.)

А навстречу шёл другой,

Возвращался он домой. (На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха.)

Два рогатых глупых братца

Стали на мосту бодаться,

Не желая уступить

И другого пропустить.

Долго козлики сражались,

Разбегались и толкались.

Вот с разбега лбами — бух! (На слово «бух» — хлопаем в ладоши.)

И с моста в водичку — плюх! (Роняем руки на колени.)

93. ЗАЙЦЫ

(Руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены.В соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно пару одноимённых пальцев, начиная с больших.)

Десять серых зайцев

Дремали под кустом,

И двое вдруг сказали:

“Вон человек с ружьём”

Двое закричали:

“Давайте убежим!”,

Двое прошептали

“Давайте помолчим!”,

Двое предложили:

“Мы спрячемся в кустах!”

А двое вдруг спросили:

«Он может сделать “Бах”?»

“Бах” — выстрелил охотник, ( Хлопаем в ладоши.)

Нажав ружья курок, (Бежим пальчиками по столу или коленям.)

И десять серых зайцев

Пустились наутёк.

94. ВЕСНА

Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими.

Стучат всё громче дятлы,

Синички стали петь. (Ладони сомкнуты «ковшом», поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены.)

Встаёт пораньше солнце,

Чтоб землю нашу греть. (Движения повторяются.)

Встаёт пораньше солнце,

Чтоб землю нашу греть.

Бегут ручьи под горку,

Растаял весь снежок,(Выполняем руками волнообразные движения (пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз).)

А изпод старой травки (Ладони сомкнуты «ковшом».)

Уже глядит цветок... (Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка))

А из под старой травки

Уже глядит цветок (Движения повторяются.)

Раскрылся колокольчик (Руки стоят на столе, опираясь на локти.Пальцы сжаты в кулак.)

В тени там, где сосна, (Пальцы постепенно разжимаются, свободно расслаблены (чашечка колокольчика).)

Динь-динь, звенит тихонько, (Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая «динь-динь».)

Динь-динь, пришла весна.

Динь-динь, звенит тихонько,

Динь-динь, пришла весна.

95. ДОМ

Я хочу построить дом, (Руки над головой «домиком».)

Чтоб окошко было в нём, (Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в «окошко».)

Чтоб у дома дверь была, (Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями.)

Рядом чтоб сосна росла  (Пальцы растопырены.Руки тянем вверх.)

Чтоб вокруг забор стоял, (Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.)

Пёс ворота охранял. (Одна рука «пёс», мизинец отсоединить от других пальцев.)

Солнце было, (Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.)

Дождик шёл, («Стряхивающие» движения)

И тюльпан в саду расцвёл. (Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх.)

96. КРОЛИК

Маленький кролик с большими ушами,(Кисти прижать к голове, как ушки.)

Розовым носом,(Указательными пальцами дотронуться до носа.)

Смешными усами(Указательные пальцы прижаты к губам.)

Норку глубокую роет себе

Сильными лапками в мягкой земле.(Роем норку (колени).)

Чистит он шёрстку себе (Чистим шёрстку.)

Или спит. (Руки складываем, кладём под щёку.)

Кролик ушами всегда шевелит.(Шевелим «ушами».)

Слышит шаги и лисиц, и волков,

Прячется в норку свою от врагов (Сжаться в комочек или спрятаться в мамины коленки. )

97.ЖУЧОК

Этот маленький жучок

По земле гуляет, (Перебираем пальцами по ступням.)

Листик сладенький найдёт

И его кусает. (Щипаем ступни.)

Чтоб ещё листочек съесть,

Хочет он повыше влезть. (Перебираем пальчиками по ногам (со ступней до коленей).)

Этот маленький жучок

По траве гуляет... (Перебираем пальцами по коленям.)

Этот маленький жучок

По кустам гуляет... (Перебираем пальцами по животу.)

Этот маленький жучок

Выше залезает, (Перебираем пальцами по груди.)

Вот он ямочку нашёл, («Жучок заползает» в ямочку на плече у шеи.)

Лёг и отдыхает. (Пальчики сжимаем в кулаки.)

Он не будет вас кусать,

Хочет он чуть-чуть поспать. (Опускаем голову вниз, глаза закрываем.)

98. СЕРЕНЬКИЙ КОЗЁЛ

Как- то серенький козёл

В огород поесть зашёл. (Указательные пальцы выпрямлены,пальцы приставлены ко лбу.Идём вперёд.)

Посмотрел по сторонам —

Есть еда и здесь и там. (Поворачиваемся то в одну, то в другую сторону.)

Под копытами — трава, (Опускаем подбородок.)

А над головой — листва. (Поднимаем подбородок вверх.)

Наклонись — капусту кушай, (Наклоняемся вниз.)

А вверху — большие груши. (Встаём на носочки, тянемся вверх.)

Сзади огурцы растут, (Поворачиваема назад.)

Впереди кусты цветут, (Возвращаемся обратно.)

Слева — молодой лучок,

Справа — вкусный кабачок. (Полуобороты вправо-влево.)

Здесь — сто ягодок, там — двести, (Наклоны вправо-влево.)

Козлик крутится на месте. (Крутимся.)

И, пока он выбирал,

Пёс его в сарай прогнал. (Наклонив голову, убегаем от «пса».)

99. ЗМЕЙКА

Одна рука — «змея». Пальцы сомкнуты в щепоть. Руки взрослого или другого ребёнка — «дорожка».

Посмотрите-ка, друзья,

У меня живёт змея! (Медленно вращаем кистью руки.)

По дивану, по коврам

Может ползать тут и там. (Выполняем рукой медленные волнообразные движения. «Змея» ползёт по дорожке, первый палец отведён вниз (рот). Сначала ползет медленно, а потом постепенно ускоряя темп (в соответствии с произносимым текстом).)

Хоть и нет у змейки ножек,

Очень быстро по дорожке, (Широко открыв свой рот)

За лягушками ползёт. (Пальцы вновь сомкнуты в щепоть.Крутим кистью руки (как бы оглядываясь).)

Нет у этой змейки глаз

И поймала в этот раз

Не лягушек, не стрекоз, (Волнообразные движения рукой.)

А ребёночка за нос. («Змея» хватает за нос партнёра по игре.)

100. ГВОЗДИ

(Одна рука — «молоток» (сжимаем пальцы в кулак). Вторая рука (или рука партнёра по игре) — гвозди. Стоит на столе или коленях, опираясь на локоть, пальцы растопырены. «Молоток» стучит по «гвоздям» — по очереди по каждому пальцу.)

Бом, бом, бом, бом,

По гвоздям бьём молотком.

Гвозди не вбиваются,

Только загибаются.(Пальцы — гвозди — согнуты. Пальцы другой руки — клещи. Смыкаются в кольцо (первый-второй, 1-3, 1-4, 1-5, на усмотрение играющих) и «вырывают гвозди» — поочерёдно тянем пальцы другой руки, выпрямляя их.)

Значит, клещи надо взять,

Будем гвозди вырывать.

Я тянул, тянул, тянул,

Все я гвозди разогнул.

101. ДРУЖНЫЕ ПАЛЬЧИКИ

Эти пальчики щипают, (Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки (или мамину ладонь).)

Эти пальчики гуляют, (Указательный и средний «идут» по другой руке.)

Эти — любят поболтать,(Средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга (шурша).)

Эти — тихо подремать, (Безымянный и мизинец прижимаем к ладони.)

А большой с мизинцем братцем

Могут чисто умываться. (Крутим большим пальцем вокруг мизинца.)

102. В КОМНАТЕ

Наша-то Катюша умная была:

В комнате работу всем зверям дала.

Чашечки собачка моет язычком, (Левая рука — чашечка, скребём пальцами правой руки по её ладони движение «от себя» тыльной стороной пальцев.)

Мышка подбирает крошки под столом. (Хватательно-щипательные движения правой руки с ладони левой.)

Кошка коготками лавочку скребёт, (Скрести согнутыми пальцами (коготками) ладонь левой руки.)

Курочка рябая пол крылом метёт. (Скользящее движение ребром ладони одной руки по другой.)

Катя варит кашу для зверят своих. (Указательным пальцем правой руки вращательные движения в ладони левой руки.)

Кашки наварила, с ложки кормит их. («Зачерпываем кашку из кастрюльки» левой рукой (ложкой), протягиваем левую руку вперёд (кормим зверят).)

103. ЧЕРЕПАШКА

(Рука сжата в кулак.Большой палец сверху.)

Моя черепашка в коробке живёт, (Рука лежит на другой ладони (или на ладони партнёра по игре).)

Купается в ванне, (Волнообразные движение кулаком в воздухе.)

По полу ползёт. («Черепашка» ползёт по другой руке (своей или партнёра по игре).)

Её на ладошке я буду носить, (Руки возвращаются в исходное положение.)

Она не захочет меня укусить (Отрицательный жест головой.)

104. ГОРШОК

Под крышкой — (Сомкнуть пальцы, ладонь повернуть вниз.)

Маленький горшок, (Прижать к ладони кулак другой руки.Большой палец внутри.)

Открыли крышку — (Поворачиваем «крышку» ладонью вверх.)

Мышка — скок! (Резко поднимаем большой палец.)

105. РАДУГА

Гляньте: радуга над нами, (Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение).)

Над деревьями, (Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты.)

Домами, (Руки сложены над головой крышей.)

И над морем, над волной, (Нарисовать волну рукой.)

И немножко надо мной. (Дотронуться до головы.)

106. МОИ ВЕЩИ

Вот это — мой зонтик,

Я в дождь хожу с ним. (Поднимаем правую руку над головой, сгибаем её (зонтик).)

Пусть дождь барабанит —

Останусь сухим. («Барабаним» пальцами левой руки по правой (зонтику).)

А вот моя книжка, (Прижимаем ладони друг к другу, локти согнуты.)

Могу почитать, (Раскрываем ладони «книжечкой».)

Могу вам картиночки

В ней показать. (Руки вытягиваем, ладони открыты.)

Вот это — мой мяч,

Очень ловкий, смешной. (Сжимаем кулачок, вращаем кистью руки.)

Его я бросаю

Над головой. («Мячик прыгает» над головой, ударяясь о ладонь другой руки (или о ладонь партнёра по игре).)

А вот мой котёнок,

Я глажу его,

Мурлычет он так

Для меня одного. (Поочерёдно гладим одну руку другой.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?

Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой иг...

Пальчиковые игры. Зачем нужны "Пальчиковые игры"?

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем треноровки движений пальцев рук....

Пальчиковые игры.Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.

Как правильно  проводить с ребенком пальчиковые игры.Консультация для родителей....

Консультация " Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?"

Пальчиковые игры- вещь, совершенно необходимая маме малыша.Помимо развития мелкой моторики , это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры -детская потешка или стихотв...

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковая гимнастика - это не только стимул развития речи и мелкой мото...