Проект «Песочная арт-терапия как средство психофизического развития детей старшего дошкольного возраста»
проект

Исакова Евгения

 

Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 181»

открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект            

  «Песочная арт-терапия как средство психофизического развития    детей старшего дошкольного возраста»

                      Разработчики проекта:

 воспитатель Исакова Е.А.;

дети и родители группы «Волшебники»

                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новоалтайск 2018г

Проблема: обусловлена поиском технологий, обеспечивающих психолого-педагогическую поддержку ребенку в процессе приобщения к ценностям культуры здоровья. Как сделать совместную деятельность интересной и увлекательной? Просто и ненавязчиво рассказать о самом главном? Как воспитать и развить основные способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?

 

Актуальность проекта: В основе данного проекта лежит песочная терапия, способствующая не только эстетическому воспитанию ребенка, но и духовно нравственному становлению личности, воспитанию культуры здоровья ребенка.

         Образы художественного творчества детей отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, эмоциональные всплески и переживания. Существует несколько воздействий на эмоциональное состояние детей средствами искусства, наиболее приемлемым в работе с дошкольниками является рисование, и как одно из направлений – арт-терапия. Ее особенность в том, что практически каждый ребенок может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Арт  терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у детей положительные эмоции, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру ребенка, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию. Художественное самовыражение используется в работе с детьми с целью профилактики и коррекции их негативных эмоциональных состояний, нормализации эмоционально волевой сферы личности; оно способствует как духовно – нравственному, так  и физическому оздоровлению, представляя такую систему здоровьесберегающих воздействий, которая основана на занятиях изобразительной деятельностью, а также применяется с целью сохранения или восстановления здоровья детей.

         Одним из методов арт-терапевтической работы является рисование песком, автором которой является Кэролин Лиф. Рисование песком привлекло внимание профессиональных психологов, специализирующихся в области арт-терапии и психологии творчества. Арт-терапевты быстро обнаружили, насколько полезным и эффективным может быть метод рисования песком. О пользе взаимодействия с песком известно еще из психоаналитических идей К. Г. Юнга. Трудно переоценить педагогические и психологические аспекты использования песка — это и замечательный сенсорный материал, и непревзойдённая по своим возможностям предметно-игровая среда, и великолепный материал для изобразительной творческой деятельности, экспериментирования, конструирования, созидания, познания. Во время работы с песком  не возникают барьеры как при обычном рисовании на бумаге, ведь песок очень пластичен и нарисованные сюжеты можно легко скорректировать. Рисование песком часто проводится под музыку, а световые столы излучает не только свет, но и мягкое тепло. Все это позволяет задействовать зрительную, слуховую и тактильную сенсорные системы, быстро погружая человека в творческий процесс. Ребенок включается в игру с песком всем своим существом — эмоционально, психически и физически. Активируются мыслительные и эмоциональные резервы. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлечённости, а также для релаксации. Манипуляция сыпучими материалами, позволяет  «заземлять» негативные эмоции благодаря этому песочные занятия имеют медитативные свойства.  Создание мысленных образов, работа руками и получение новых впечатлений и удовольствия, всё это в совокупности и лежит в основе оздоровительного (терапевтического) эффекта для ребёнка.

 При реализации проекта обеспечивается интеграция таких образовательных областей как художественно-эстетическое развитие (приобщает к эстетической стороне окружающей действительности) познавательное (развивает разнообразные способы познания, развивает конструктивное и пространственное мышление, стимулирует развитие воображения, мышления, воспитывает активное отношение к предметам и объектам окружающего мира), физическое (развивает мелкую моторику рук, координация движений).

 

Вид проекта: творческий, краткосрочный с 15 января по 31 января 2018г.

 Состав проектной группы: 20 человек (дети старшего возраста группы «Волшебники», воспитатели, родители.)

Цель: создание условий для психофизического развития детей старшего дошкольного возраста средствами песочной арт-терапии.

Задачи:

Создавать условия для развития ребенка, открывающие возможности для:

  1. развития способности передавать форму, строение предмета и его частей, их пропорции на песке;
  2. создания детьми статичных песочных картин с учетом симметрии;
  3. развития композиционных умений при изображении групп предметов или сюжета на основе понимания и принятия особенностей природы и климата Алтайского края;
  4. развития мелкой моторики, графомоторных навыков;
  5. снятия психоэмоционального напряжения, формирование произвольной регуляции поведения, способности к децентрации;
  6. создания необходимых условий для самореализации творческого потенциала детей, проявления самостоятельности и инициативы при освоении культурного наследия Алтайского края.

Ожидаемый результат: способствует проявлению детьми:

- практических умений и навыков рисования песком (дети имеют представление о технике безопасности при работе на световом столе, отличают приёмы создания фона (наброс и насыпание); отличают приёмы рисования (расчищение, вырезание, линейный, щепотка, видоизменение и преображение); рисуют одновременно двумя руками симметричный предмет (яблоко, ваза); преобразуют одни фигуры на песке в другие, добавляя или убирая детали;

- инициативности и самостоятельности в выборе темы, техники рисования (дети проявляют исследовательское поведение, экспериментируют в создании художественного образа, придумывают самостоятельно оригинальные способы его исполнения)

- навыков сохранения здоровья в процессе самостоятельной художественно-творческой деятельности (соблюдение правил безопасности при работе с песком, столом, выполнение физкультминуток)

Продукт проекта: Проведение праздника совместно с родителями «Песочные фантазии».

.                                            Стратегия проекта

Этап реализации

Содержание

результативность

детей

родителей

1 этап

подготови-

тельный

Утренний сбор № 1 (мотивация выбора темы).

 

Анализ семейного воспитания по данному вопросу.

 

 

 

Утренний сбор №2 (совместное планирование деятельности)

Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме проекта (воспитатель).

 

Модель трёх вопросов

 

 

Заполнение паутинки.

 

 

 

индивидуальные беседы и анкетирование родителей

2 этап

Организационно-

методический

Познавательное развитие:

 

Показ презентация для детей: «Художники которые рисуют песком».

 

 

 

 

-Опытно-экспериментальная деятельность с песком. Добро пожаловать в волшебный мир песка.      Задачи: ознакомить детей со способом рисования песком

 

-СОД «Палка, палка, огуречик…»

Задачи: показать способы рисования одним пальцем, ознакомить с основными приёмами рисования песком (точки, линии, круги).

 

СОД «Песочное волшебство».

(песочная анимация)

 

 

Создать условия для самостоятельной игры «Какое это дерево?»

Д/И «Что под песком?»

Д/И «Дорисуй картину»

Просмотр мультфильмов, созданных при помощи песочной анимации.

 

Социально-коммуникативное, речевое развитие

-Мимическая гимнастика «Покажи свое настроение»

-игры-имитации основных чувств человека

-игра с песком «Нарисуй свое настроение»

-Разучивание стихотворений о песке.

 

 

-Артикуляционные гимнастики с помощью песочного стола:

«Лошадка», «Качели», «Сильный мотор»и т.д. 

 

Художественно-эстетическое развитие

-Совместные конкурсы поделок из песка (“Песочный город”, “Песочное угощение”).

 

-Рисование на песке по теме недели

 

 

Создать ситуацию для самостоятельной игры «Волшебным песком»

 

 показ песочной анимации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

атрибуты к игре

 

 

Консультация-практикум «Песочная терапия».

 

 

 

 

 

Мастер-класс для родителей: «Техники рисования песком»

 

 

 

Изготовление атрибутов к игре.

 

 

Подборка видеотеки

 

 

Подбор иллюстраций, фотографий с эмоциями.

 Подбор стихотворений по заданной теме

 

 

 

Презентация выставки

 

Изготовление фотоальбома: «Мы рисуем песком»

 

3 этап

Заключи-

тельный

Презентация проекта «Песочная арт-терапия как средство психофизического развития детей старшего дошкольного возраста» Обобщить полученные детьми знания. Активизировать участников проекта к практическому применению полученных знаний по теме проекта.

Проведение праздника совместно с родителями «Песочные фантазии».

 

 

 

 

 

Планы на дальнейшую деятельность

Деятельность такого вида детям и взрослым понравилась, были заинтересованы и активны. Предполагаемых результатов добились. В дальнейшем хотим поделится полученным опытом с коллегами ДОУ, адаптировать данный проект под разный возраст детей ДОУ.

Для реализации проекта необходимо оборудование:

  • световые планшеты/поддоны/столы
  • материал - кварцевый песок, палочки, гребешки, пластиковые вилки, массажные мячики
  • медиаресурсы

 

imageМетодическое обеспечение:

  1. Дубровская Н.В Рисунки, спрятанные в пальчиках. – Спб., 2003.
  2. Зейц. Мариелла. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. - М: ИНТ, 2010. (Редактор русского издания И.А. Качанова)
  3. Зинкевич - Евстегнеева Т.Д. «Практикум по песочной терапии», СПб «Речь», 2006.
  4. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2007.
  5. Никитина Т.О. Афанасьева М.А. Песок как универсальное средство развития дошкольноков// Воспитатель ДОУ, 2013, №9.
  6. Погосова Н.М. «Погружение в сказку», «Речь», 2006.

Постоева Л.Д.,.Лукина Г.А «Интегрированные коррекционно- развивающие занятия для детей 4-6 лет», «Книголюб», 2006.

 

Приложение 1

 

Частное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 181 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

 

 

 

Совместная образовательная деятельность с детьми                            старшего дошкольного возраста

Песочное волшебство.

(песочная анимация)

 

 

 

 

Воспитатель: Исакова Е.А.

Первой квалификационной категории

 

 Новоалтайск - 2018

 

Цель: стимуляция эмоционального фона у детей с помощью песочной техники.

Задачи:

  • Коррекционные задачи:
    • стабилизация эмоционального фона воспитанников с помощью песочной техники;
  • Образовательные задачи:
  • формирование навыка экспериментирования с песком;
  • обогащение тактильного опыта у воспитанников.
  • развитие кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук;
  • развитие речевой активности в процессе познавательной деятельности и игре.
  • воспитывать аккуратность;
  • вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.
  • Развивающие задачи:
  • Воспитательные задачи:
  • Образовательные области:                                                                                              «Здоровье» — продолжать вызывать желание заботиться о своём здоровье.

Оборудование:

  • Столы с песком и стулья на каждого ребёнка;
  • подносы с песком по количеству детей;
  • кисточки для рисования на песке;
  • цветной песок;
  • мелкие предметы (макароны, бусины, фасоль и др);
  • вода и салфетки для мытья рук.

Педагог- «волшебник»: Проходите, ребята, я очень рада вас видеть! Вы, наверное, меня узнали? Для хорошего настроения подарю вам и нашим гостям фокусы. Вы готовы? Начинаем….

Появляется баночка с песком.

Вводная часть

Песок, море, так хочется лето. Ребята, скажите, а какое сейчас время года? (Осень). А в какое время играют снегом? (Зимой). А когда же наступит лето? (ответы детей). Снега ждать осталось недолго, а вот до лета далеко.
Ребята, я знаю такую волшебную страну, где круглый год лето, светит солнышко и согревает всё вокруг своими лучиками. В этой стране совсем нет снега, там много песка, с которым можно играть, строить замки. Хотите туда отправиться? (Ответы детей).
Давайте пофантазируем. Возьмитесь за руки, закройте глаза, а я произнесу волшебные слова:

Полетим, полетим,
Через запад на восток,
Через север, через юг.
Возвратимся, сделав круг.
Лишь коснёмся мы земли,
Быть по нашему вели!

Хочу оказаться в стране Песочное волшебство.

 

Дети открывают глаза и подходят к столу с песком.
Педагог: Посмотрите ребята, что это? (Песок). Да, это настоящий песок. Так и хочется его потрогать, поиграть с ним. Но прежде чем мы начнём играть, давайте вспомним правила игры с песком:

  • Нельзя брать песок в рот — можешь подавиться!
  • При игре с песком всегда должны быть чистые руки и носы.
  • Нельзя бросать песок в лицо — можешь повредить глаза!
  • Нельзя вдыхать песок — будет трудно дышать!
  • После игры с песком помой руки!

Педагог- волшебник: Молодцы! Все правила запомнили! Давайте опустим ладошки в песочек, погладим его, переберём пальчиками. Какой он на ощупь? (Тёплый, сыпучий, интересный, мокрый, холодный). Давайте аккуратно пересыплем песочек из одной ладошки в другую и почувствуем, как приятно стало нашим ладошкам. А теперь давайте представим, что наши пальчики, как ножки, пойдут гулять по тёплому песочку от края стола к центру и затем обратно.

Основная часть

  • Пошли пальчики гулять, 
    Долго, долго шли пешком,
    А затем бегом, бегом,
    Немного поскакали
    И в конце пути упали.

Игра «Необыкновенные следы».
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.
Оборудование: Песочница. 
Ход игры:

  • «Идёт медведь»: ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
    Мишка косолапый
    По лесу идёт,
    Топ-топ-топ.
  • «Прыгают зайцы»: кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
    Маленькие зайчики. Прыг-скок, прыг-скок!
    Прыгают, как мячики! Прыг-скок, прыг-скок.
  • «Ползёт змея»: ребёнок расслабленными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
    Змея очковая в песке
    Очки вдруг потеряла.
    Ползёт она в большой тоске,
    Ползёт куда попало.
  • «Бежит сороконожка»: ребёнок двигает всеми пальцами, имитируя движения сороконожки.
    У сороконожки заболели ножки.
    Видишь на дорожке снятые сапожки?

Педагог- волшебник: Посмотрите, какие получились интересные следы. А теперь я прошу вас подойти к столам и сесть на стулья. Посмотрите, ребята, у вас на столах приготовлены подносы с песком. Скажите, какие геометрические фигуры вы знаете? (Ответы детей). Молодцы!
Упражнение «Геометрические фигуры».
Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах.
Оборудование: подносы с песком, кисточки для рисования на песке.
Педагог-волшебник: Посмотрите, какие геометрические фигуры спрятал художник? (Круг, квадрат, треугольник). А теперь нарисуйте эти геометрические фигуры, можете все, а можно одну. (Рисуют). Ребята, посмотрите, солнышко. А оно похоже на какую геометрическую фигуру? Как оно ярко светит, так и хочется понежиться под его лучами. Ярко светит солнце, наши глазки не привыкли к такому яркому свету, давайте зажмурим глазки сильно-сильно, откроем. Уже легче смотреть на солнце. Ещё раз зажмурим, сильно-сильно, откроем. Поморгаем. Привыкли глаза.
Игра-упражнение «Песочное солнце».
Цель: создание мандалы на песке с использованием разноцветного песка методом посыпания и мелких предметов (макаронных изделий, бусин, фасоли).
Ребёнок на песке с помощью трафарета рисует круг, посыпает цветным песком, украшает лучики солнца различными предметами.
Педагог-волшебник:

  • Нарисуем жёлтый круг, (Дети засыпают цветным песком круг солнца)
    После лучики вокруг — (Дети засыпают лучи солнца) 
    Пусть на белом свете 
    Ярче солнце светит!

А теперь давайте украсим лучики (дети украшают лучи солнца макаронами, бусинами и т. П.).

  • Я рисую на песке
    Носик и глаза в кружке. 
    Это солнце яркое!

Посмотрите, какие красивые, радостные солнышки у вас получились. Молодцы! Все справились с заданием. Наши солнышки нам улыбаются, давайте мы тоже улыбнёмся им.
Устали? А теперь немножко отдохнём.
Упражнение «Релаксация».
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Педагог-волшебник: проходите на коврик, ложитесь рядом друг с другом, закройте глаза. (Звучит релаксационная музыка).

  • Впереди у нас волшебный сон,
    Реснички опускаются,
    Глазки закрываются,
    Мы спокойно отдыхаем,
    Сном волшебным засыпаем.
    Наши ручки отдыхают,
    Наши ножки отдыхают,
    Губы чуть приоткрываются,
    Все чудесно расслабляются.

Итоговая часть

Педагог-волшебник: открываем глазки, просыпаемся, потягиваемся, аккуратно встаём.
Но мы забыли выполнить последнее правило: после игры с песком помой руки! Проходите к лейке.
А теперь нам пора возвращаться обратно в детский сад. Вставайте в круг, возьмитесь за руки, закройте глаза, а я произнесу волшебные слова.

Полетим, полетим,
Через запад на восток,
Через север, через юг.
Возвратимся, сделав круг.
Лишь коснёмся мы земли,
Быть по нашему вели!                                                                                                                       Хочу оказаться в детском саду!

Итоговая часть

Рефлексия:

  • В какой стране мы с вами сегодня побывали? (Песочное волшебство)
  • Чем вам запомнилась эта страна?
  • Чем мы занимались в этой стране?
  • Давайте вспомним, какой песок на ощупь?
  • Ребята, вам понравились игры с песком?

Педагог-волшебник: на моей тарелочке лежат смайлики зелёного и жёлтого цвета. Если вам сегодня всё понравилось и у вас всё получалось, возьмите зелёный смайлик. Если вам не понравилось что-то и было трудно, то возьмите жёлтый смайлик.
Ребята, спасибо вам за работу!

 

 

 

 

Приложение 2

Игры с песком:

Игра «Угадаем следы»

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения. Вместе проделываем на  песке : «Идут медвежата»- кулачками надавливаем на песок, «прыгают зайцы»-кончиками пальцев ударяем по поверхности песка, «ползут змейки»- волнистые линии пальцами рук и т.  д.

Игра «Волшебные дорожки»

Цель — развитие зрительно-моторной координации, обобщения. Лучше проводить на мокром песке. Например по волнистой дорожке идут только люди, по прямой дорожке едут только машины, а по узкой тропинке бегут лесные животные. Ребенок выбирает фигуру и ставит их на указанную дорожку.

Упражнение «Времена года»

Цель- усвоение признаков времен года. Попросить ребенка нарисовать картину любого времени года, учитывая признаки погоды, изменения природы, одежду и атрибуты этого времени.

Упражнение «Узоры на песке»

Цель- развитие межполушарных связей, мелкой моторики руки. Берем в руки две кисточки. Рисуем двумя кисточками одновременно на песке разные узоры- дождик, солнце, тучи и т. д.

Упражнение «Изобрази настроение»

Цель — развитие эмоциональной сферы. На  песке нарисовать лицо человека в радости, грусти, страхе, злости и обиде. Обратить внимание на выражение глаз рта, бровей разных эмоций. Нарисовать свое настроение в данный момент.

Упражнение на развитие пространственных представлений

Цель — закрепить понятия право-лево, геометрических фигур, цветов. Ребенкудается следующая инструкция: «Положи в правый верхний угол ящика с песком красный большой треугольник. В левый нижний угол-синий маленький квадрат». Упражнение проводится как взрослым, так и ребенком. Взрослый специально делает ошибки, а ребенок проверяет.

 

      Приложение 3

Техника

Описание

 

Техника закидывания

Используется для создания темного фона на большей части рабочей поверхности. Делается несколькими быстрыми движениями. Ребром ладони как бы сбрасываем верхушку с песка, лежащего вдоль края стекла, к центру или противоположному краю стекла. От амплитуды движения будет зависеть, насколько далеко песок распространяется по поверхности. При закидывании получаются причудливые песочные разводы. С помощью данной техники удобно изображать небо, землю, море.

 

Техника засыпания

Используется для создания затемненных поверхностей. Данная техника позволяет создавать градации и тонкие переходы на темных участках рисунка. Набираем песок в кулак и держим его над поверхностью, повернув пальцы вниз, но сжимаем их не очень сильно – таким образом, чтобы песок мог сыпаться сквозь щелочки. Совершая небольшие движения из стороны в сторону параллельно поверхности, аккуратно рисуем темную поверхность  в нужном месте .От продолжительности процедуры засыпания песка будет зависеть степень темноты данного участка рисунка. При использовании данной техники получаются поверхности с разными контурами

 

Техника насыпания

Взяв песок в кулак, сжимаем его и держим вертикально, чтобы пальцы были обращены к рисующему. Рукой, находящийся в нескольких сантиметрах от поверхности, начинаем водить по нужному контуру. Песок  должен высыпаться тонкой струйкой из отверстия между ладонью и согнутым мизинцем. Силой сжатия пальцев контролируем ширину линии. Чем быстрее вести линию, тем тоньше и изящней она получится. Данный вид техники применяется для затемнения элементов рисунка внутри контуров или получения темных фигур с простым и сложным очертанием. Положение руки и песка остаются прежними, меняются лишь движения кисти они напоминают штрихование карандашом. 

 

Техника вытирания

 Данный вид техники применяется для создания светлых участков на рисунке. Вытирая лишний песок с поверхности, рисуем нужный силуэт из оставшегося песка. Положив ладонь на поверхность, и немного нажимая на нее, двигаем кистью по стеклу в нужном направлении. Для получения небольших светлых пятен используем боковую поверхность большого пальца

 

Техника процарапывания

Итог процарапывания – создание светлого контура, схожего со следом карандаша или фломастера. Для рисования используем подушечку пальца или ноготь

 

Техника отпечатка

Помогает добиваться имитации различных фигур и материалов. В зависимости от нужной фактуры и общего замысла можно использовать отпечатки все ладони, пальцев, ребра ладони. Также можно использовать различные предметы: расческу, кисти, картонку

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект песочная арт терапия1.63 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для родителей на тему: "Особенности речевого развитиядетей старшего дошкольного возраста"

Материал подойдет для использования на первом родительском собрании в группе для детей с ОНР....

Песочная терапия как средство речевого развития детей дошкольного возраста

Нарушение речи в той или иной степени всегда отражается на поведении и деятельности ребенка. Дети, страдающие задержкой речевого развития, начиная осознавать недостатки своей речи, нередко с...

Песочная терапия как средство речевого развития детей дошкольного возраста

Песочная терапия — одна из разновидностей игровой терапии. Цель такой терапии — не менять и переделывать ребенка, не учить каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ре...

Выступление на методическом объединении: «Арт-терапия как средство творческого развития детей дошкольного возраста»

Арт-терапия - это метод  оказания психологической помощи посредством художественного творчества....

Методическая разработка "Песочная терапия как средство адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду"

Играя с песком, ребенок самовыражается. Используя игрушки, он выражает все то, что ему трудно выразить в словах.Каждая выбранная игрушка воплощает какой-либо персонаж, который взаимодействует с другим...

Песочная терапия как средство речевого развития детей дошкольного возраста

Песочная терапия - одна из разновидностей арт-терапии. Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.Частичный перенос занятий в песочницу, даёт больший вос...

статья на тему:Песочная терапия,как средство развитие речи детей дошкольного возраста

статья на тему:Песочная терапия,как развитие речи детей дошкольного возраста...