Дополнительная образовательная программа "Умники и умницы" (подготовка детей к школе)
методическая разработка (подготовительная группа)

Шорохова Юлия Рафаэльевна

Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий, коммуникативными и речевыми компетенциями.

Накопление ребенком самостоятельно и под руководством взрослых  необходимого социального опыта способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, успешной подготовке к обучению в школе, а позднее и ко взрослой жизни. Бесспорно, что чем лучше готов ребенок ко всем изменениям, связанным с началом обучения, к трудностям, которые неизбежны, тем спокойнее будет проходить процесс адаптации в школе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dop_umniki_i_umnitsy.doc652 КБ

Предварительный просмотр:


ОГЛАВЛЕНИЕ

1.

Целевой раздел

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.1.1.

Цели и задачи реализации программы

3

1.1.2.

Принципы и подходы к формированию программы

3

1.1.3.

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста

4

1.2.

Планируемые результаты освоения программы

8

2.

Содержательный раздел

9

2.1.

Реализация содержания программы в образовательном процессе

9

2.2.

Перспективное тематическое планирование образовательной деятельности

12

2.3.

Способы и направления поддержки детской инициативы

22

2.4.

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

23

3.

Организационный раздел

23

3.1.

Описание материально-технического обеспечения программы

23

3.2.

Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания

23

3.3.

Расписание занятий

24

4.

Дополнительный раздел

24

4.1.

Краткая презентация программы

24

   

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий, коммуникативными и речевыми компетенциями.

Накопление ребенком самостоятельно и под руководством взрослых  необходимого социального опыта способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, успешной подготовке к обучению в школе, а позднее и ко взрослой жизни. Бесспорно, что чем лучше готов ребенок ко всем изменениям, связанным с началом обучения, к трудностям, которые неизбежны, тем спокойнее будет проходить процесс адаптации в школе.

Дополнительная образовательная программа «Умники и умницы» (далее программа) разработана с учетом основной образовательной программы  дошкольного образования МБДОУ № 46, определяет содержание дополнительной образовательной услуги - подготовка детей к обучению школе.

Программа рассчитана на обучение детей старшего дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Срок реализации программы – 1 год.

1.1.1. Цели и задачи реализации программы

Цель программы – развитие познавательных и коммуникативных способностей ребенка, подготовка его к школьной жизни и снятие трудностей адаптации в новой для него социальной среде.

Задачи:      

1. Развивать у ребенка предпосылки к учебной деятельности: коммуникативные и поведенческие навыки, познавательные процессы (внимание, мышление, память, речь, общую и мелкую моторику).

2. Формировать волевые качества, эмоционально – положительное отношение к школе.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы

Основные подходы к формированию программы:

- подготовка детей к школе носит развивающий характер;

- содержание программы не допускает дублирования программ первого класса;

- обеспечивает формирование ценностных установок;

- ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка;

- организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности;

- обеспечивает переход от игровой к творческой, продуктивной, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

Основные принципы построения программы: общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; сотворчество педагогов, детей и родителей. 

Принципы работы при подготовке детей к обучению:

- учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;

- системность и плановость;

- уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

- занимательность, непринужденность, игровой характер учебного процесса;

- развитие интеллектуальных качеств, психических функций: памяти, внимания, воображения, речи, мышления;

- взаимодействие с родителями: организация бесед по интересующим их проблемам;

- вариативность содержания и форм проведения занятий.

1.1.3. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста

Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет), посещающих подготовительную к школе группу.

Ребенок на пороге школы  обладает  устойчивыми  социально-нравственными чувства и эмоциями, высоким самосознанием и осуществляет себя как субъект деятельности и поведения.

Мотивационная сфера дошкольников 6-7 лет расширяется за счёт развития таких социальных мотивов, как познавательные, просоциальные (побуждающие делать добро), самореализации. Поведение ребёнка начинает регулироваться также его представлениями о том, что хорошо и что плохо.  

С развитием морально-нравственных представлений напрямую связана и возможность эмоционально оценивать свои поступки. Ребёнок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает плохо. Общая самооценка детей представляет собой  глобальное, положительное недифференцированное отношение к себе, формирующееся под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых.

К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны, у детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию.   С другой стороны, они более сдержанны и избирательны в эмоциональных проявлениях. К концу дошкольного возраста у них формируются обобщённые эмоциональные представления,  что  позволяет  им  предвосхищать  последствия своих действий. Это существенно влияет на эффективность произвольной регуляции поведения - ребёнок может не только отказаться от нежелательных действий или хорошо себя вести, но и выполнять неинтересное задание,  если будет понимать, что полученные результаты принесут кому-то пользу, радость и т. п. Благодаря таким изменениям в эмоциональной сфере поведение дошкольника становится менее ситуативным и чаще выстраивается с учётом интересов и потребностей других людей.

Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребёнка со взрослым. Дошкольник внимательно слушает рассказы родителей о том, что у них произошло на работе, живо интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми часто спрашивает, где они живут, есть ли у них дети, кем они работают и т. п. Большую значимость для детей 6-7  лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем у них наблюдаются и конкурентные отношения  - в  общении  и взаимодействии  они стремятся  в первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе. Однако у них есть все возможности придать такому соперничеству продуктивный и конструктивный характер и избегать негативных форм поведения.

К семи годам дети определяют перспективы взросления в соответствии с гендерной ролью, проявляют стремление к усвоению определённых способов поведения, ориентированных на выполнение будущих социальных ролей.

К 6-7  годам ребёнок  уверенно  владеет  культурой  самообслуживания и культурой здоровья.

В играх дети 6-7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события - рождение  ребёнка,  свадьба,  праздник,  война  и  др.  В игре может быть несколько центров,  в  каждом  из  которых  отражается  та или иная сюжетная линия. Дети этого возраста могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной к исполнению другой. Они могут вступать во взаимодействие с несколькими партнёрами по игре, исполняя как главную, так и подчинённую роль.

Продолжается дальнейшее развитие моторики ребёнка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта. Расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом облике. Совершенствуются ходьба, бег, шаги становятся равномерными, увеличивается их длина, появляется гармония в движениях рук и ног. Ребёнок способен быстро перемещаться, ходить и бегать, держать правильную осанку. По собственной инициативе дети могут организовывать  подвижные  игры  и простейшие соревнования со сверстниками.

В возрасте 6-7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине  предметов. Ребёнок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов.  При  этом  он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.). К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребёнка зависит от её привлекательности для него. Внимание мальчиков менее устойчиво. В 6-7 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им непроизвольно запоминать достаточно большой объём информации. Девочек отличает больший объём и устойчивость памяти.

Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой - более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря  на то, что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения чётче прослеживаются объективные закономерности действительности. Так, например, даже в самых фантастических рассказах дети стараются установить  причинно-следственные связи, в самых фантастических рисунках  -  передать перспективу. При придумывании сюжета игры, темы рисунка, историй и т. п. дети 6-7  лет  не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности.

В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного  мышления, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребёнок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений. Возможность успешно совершать действия сериации и классификации во многом связана с тем, что на седьмом году жизни в процесс мышления всё более активно включается речь. Использование ребёнком (вслед за взрослым) слова для обозначения существенных признаков предметов и явлений приводит к появлению первых понятий.

Речевые  умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова.  Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. В своей речи старший дошкольник всё чаще использует сложные предложения  (с сочинительными и подчинительными связями). В 6-7 лет увеличивается словарный запас. В процессе диалога ребёнок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задаёт вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других. Активно развивается и другая форма речи  -  монологическая. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать. Важнейшим итогом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода речь становится подлинным средством как общения, так и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения.

К концу дошкольного детства ребёнок формируется как будущий самостоятельный читатель. Тяга к книге, её содержательной, эстетической и формальной сторонам - важнейший итог развития дошкольника-читателя.

Музыкально-художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью. Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получить знания о видах и жанрах искусства (история создания музыкальных шедевров, жизнь и творчество  композиторов  и  исполнителей). Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений музыкального искусства.

В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели,  преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать всё, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника рисования, лепки, аппликации.

Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями; делать  игрушки  путём складывания бумаги в разных направлениях; создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений из природного материала. Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией.

1.2. Планируемые результаты освоения программы

Дополнительная образовательная программа по подготовке детей к школе «Умники и умницы» нацелена на подготовку старшего дошкольника к достижению следующих планируемых результатов:

- психологическая готовность к обучению – интерес и потребность в познании нового, организованность, аккуратность, трудолюбие, усидчивость, любознательность;

- предпосылки учебных умений и навыков – развитый фонематический слух, грамотная речь, математические представления, сформированность внимания, мышления, памяти, развита мелкая моторика и моторная ловкость.

Критерии оценки

В период дошкольного детства интенсивно развиваются все стороны психики ребенка, закладывается фундамент для  его дальнейшего роста. Можно назвать три основных направления психического развития дошкольника: личность, деятельность и общение.

Методики, применяемые для изучения особенностей психического развития дошкольников, направлены:

1) На изучение познавательных процессов: внимание, память, мышление, восприятие, воображение, речь;

2) На изучение важнейших сфер личности ребенка: самооценка ребенка, уровень тревожности.

На диагностическом и контрольном этапе используются следующие методики:

Методика «Свободная классификация» (определение уровня развития элементов логического мышления, уровня обобщения).

Методика «10 слов» зучение объема слуховой памяти, элементов ее произвольности).

Методика «Запомни картинки» (определение уровня развития образной памяти).

Методика «Шифровка» (изучение уровня концентрации, переключения внимания, зрительно – моторной координации и скорости образования нового навыка).

Методика «Узоры» (определение уровня сформированности мелкомоторных навыков, зрительно-моторной координации и глазомера).

Методика «Лесенка» (исследование самооценки).

Методика «Тест тревожности» (исследование тревожности детей по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми).

К концу учебного года дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных умений, овладевают некоторыми способами обследования внешних свойств и предметов. В процессе приобретения знаний формируется необходимая будущему первокласснику интеллектуальная активность, рождается радость познания.

 

2. Содержательный раздел

2.1. Реализация содержания программы в образовательном процессе

Программа «Умники и умницы» рассчитана с учетом возрастных, психических и физических возможностей ребенка старшего дошкольного возраста и предусматривает следующие формы организации: подгрупповое занятие – 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 30 минут.

Структура занятия по подготовке  детей к школе состоит из следующих этапов:

- вводная часть: психологический настрой на занятии, приветствие, кинезиологические упражнения;

- развивающий блок: познавательный материал, упражнения или дидактическая игра на развитие мышления, внимания, памяти, речи, мелкой моторики рук;

- релаксация или психогимнастика;

- ритуал прощания (совместное обсуждение и переживание как положительных, так и отрицательных эмоций объединяет детей, порождает у них желание поддерживать друг друга).

        В зависимости от состояния, настроения детей и конкретных условий проведения занятия порядок игр и упражнений можно менять и самостоятельно делать смысловую «связку» между упражнениями и играми, проявляя творчество. На занятиях присутствует повторение дидактических игр и упражнений. Это связано с необходимостью дать возможность ребенку усвоить предлагаемый прием через повторение с усложнением и сменой раздаточного материала.

1. «Развитие мелкой моторики»

Развитие координированных движений мелких мышц, составляющих кисть руки необходимо для того, чтобы ребенок писал правильно, красиво и легко. Развитие тонкой моторики стимулирует развитие интеллектуальных способностей в целом.

Задачи:

- подготовить руку к овладению безотрывным письмом (развивать тонкую моторику пальцев руки и мышцы кисти);

- научить детей ориентироваться в пространственных категориях: право-лево, вверх-низ;

- упражнять в написании печатного шрифта.

2. «Развитие мышления»

Мышление ребенка в возрасте 6-7 находится «в плену» его житейского опыта: он не может установить связи и отношения предметов логическим путем. Умение мыслить подразумевает: выделение существенных признаков предмета; синтез различных признаков в целое представление о предмете; сравнение предметов и выявление различий в них и т.д.

Задачи:

- содействовать развитию наглядно-образного мышления;

- развивать сообразительность, любознательность;

- развивать мыслительные операции;

- развивать логическое мышление;

- учить выделять существенные признаки.

3. «Развитие речи»

Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации, средство самопознания и т.д.

Любой язык, несмотря на свои индивидуальные различия, имеет следующие компоненты: фонетика, лексика, грамматика. Когда мы говорим о развитии речи дошкольника, становление языковой системы которого еще не закончено, то понимаем под этим совершенствование всех указанных компонентов языковой системы.

Задачи:

- расширять и активизировать словарный запас;

- пополнять запас знаний и сведений;

- развивать воображение, фантазию;

- побуждать детей задавать вопросы на интересующие их темы.

4. «Развитие памяти»

Психолог должен научить ребенка различным формам пользования памятью. Все виды памяти тесно взаимосвязаны между собой и не изолированы друг от друга. Экспериментально доказано, что человек может запомнить любой объем материала, однако извлечь его из памяти – лишь при внешнем стимулировании определенных зон головного мозга. Для детей более естественно запоминание материала, включенного в игровую деятельность.

Задачи:

- развивать непроизвольную и произвольную память;

- развить зрительную и слуховую память.

5. «Развитие внимания»

Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе. Ребенок может долго на чем-то удерживать свое внимание, пока не угаснет интерес. Внимание и интерес неразделимы. Поэтому игры и упражнения по развитию внимания должны быть непременно интересны для ребенка. Но в дальнейшем, обучаясь в школе, ему придется выполнять ряд заданий, предполагающих удержание внимания волевым усилием. Поэтому для будущих первоклассников очень важно развитие произвольного внимания, которое развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств (объема, концентрации, распределения, переключения, устойчивости).

Задачи:

- развивать сенсорное внимание:

- развивать слуховое внимание;

- развивать моторно-двигательное внимание.

6. «Содействие становлению учебной мотивации»

Существенный момент мотивационной готовности к школьному обучению – произвольность поведения и деятельности, т.е. возникновение у ребенка потребностей и мотивов такой структуры, при которой он становится способным подчинять свои непосредственные импульсивные желания сознательно поставленным целям.

Задачи:

- развивать познавательные мотивы учения (пробуждать у ребенка познавательный интерес; расширять кругозор детей);

- содействовать формированию мотива достижения по типу «стремление к успеху» (уважительно и внимательно относиться к потребностям и достижениям ребенка; эмоционально поощрять успехи ребенка и попытки овладеть чем-то новым);

- способствовать формированию социальных мотивов учения (способствовать формированию у детей положительного образа школы и положительного образа ученика; создавать у детей установку, что пока они маленькие, они не ходят в школу, а в школу принимают только тех детей, кто становится постарше и хочет серьезно учиться, как взрослые).

7. «Снятие эмоционального напряжения»                                                        На каждом занятии проводится психомышечная тренировка для снятия мышечного и эмоционального напряжения. В этой части занятия дети могут поделиться тем, что им понравилось или не понравилось, что для них было тяжело, а что легко, похвалить себя за проделанную работу.

2.2. Перспективное тематическое планирование образовательной деятельности

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы «Умники и умницы»

№ занятия

Задачи

Содержание занятия

Материал и оборудование

Октябрь

1

- развивать мелкую моторику;

- развивать логическое мышление, внимание;

- обучать способам расслабления;

- развивать произвольную память;

- обучать приему повторения, самопроверке.

Приветствие «Здравствуй!»

Упражнение «Колечко»

«Найди мяч, непохожий на остальные»

Дидактическая игра «Купи в магазине»

Упражнение «Снеговик»

Прощание «Эстафета дружбы»

- рисунок с изобра-жением 4 мячей;

- набор детской посуды: чашка, кастрюля, сковорода, вилка, половник, кувшин, блюдце, стакан, сахарница.

2

- развивать мелкую моторику;

- развивать произвольное внимание, способность переключения, распределение внимания;

- учить расслаблять мышцы лица;

- развивать образную память;

- развивать умение осуществлять самопроверку результатов запоминания;

- обучать приему повторения.

Приветствие «Здравствуй!»

Упражнение «Колечко»

Дидактическая игра «Найди 10 отличий»

Дидактическая игра «Запомни предметы»

Упражнение «Рожицы»

Прощание «Эстафета дружбы»

- рисунок с изобра-жением 2 мартышек;

- ручка, зубная щетка, будильник, конфета, зеркальце, ластик.

3

- развивать мелкую моторику;

- развивать речь и внимание;

- учить расслаблять мышцы лица;

- развивать образную и двигательную память, закреплять умение пользоваться мнемическим приемом повторения;

- развивать умение осуществлять самопроверку результатов запоминания;

- развивать воображение.

Приветствие «Здравствуй!»

Упражнение «Колечко»

Дидактическая игра «Продолжи стихотворение»

Дидактическая игра «Запомни картинки»

Упражнение «Изобрази явление»

Релаксация «Отдых на море»

Прощание «Эстафета дружбы»

- иллюстративный материал (молоток, тарелка, хлеб, домик, петух, грузовик, подушка, художник, воробей, груша;

- магнитофон, диск с записью спокойной музыки, коврики (подушки) по количеству детей.

4

- развивать мелкую моторику;

- развивать вербальную, образную и двигательную память;

- закреплять мнемический прием повторения;

- развивать образное мышление, фонематический слух, внимание;

- обучать снимать эмоциональное и мышечное напряжение.

Приветствие «Мы стоим рука в руке…»

Упражнение «Колечко»

Дидактическая игра «Повтори мое слово и придумай свое»

Дидактическая игра «Что изменилось?»

Дидактическая игра «Какие звуки ты можешь услышать?»

Упражнения по

Э. Джекобсону («Сосулька», «Тяни», «Бабочка», «Черепаха», «Пяточки», «Носочки», «Бяка-Бука», «Буратино»)

Прощание «Эстафета дружбы»

- предметы: расчес-ка, мыло, ручка, кошелек, наручные часы, лампочка, книга, кубик от конструктора, зна-чок, ложка;

- картинки: пила, поющая птица, само-лет, машина, бара-бан.

Ноябрь

5

- развивать мелкую моторику, внимание;

- развивать образную и двигательную память;

- закреплять мнемический прием повторения, умение осуществлять самопроверку результатов запоминания;

- развивать логическое мышление, речь, зрительное восприятие;

- учить снимать эмоциональ-ное и мышечное напряжение.

Приветствие «Мы стоим рука в руке…»

Упражнение «Колечко»

Упражнение «Ладонь – кулак – ребро»

Дидактическая игра «Запомни картинки»

Дидактическая игра «Размышляй-ка»

Упражнения по

Э. Джекобсону («Сосулька», «Тяни», «Бабочка», «Черепаха», «Пяточки», «Носочки», «Бяка-Бука», «Буратино»)

Прощание «Ручеек радости»

- картинки: Дед Мороз, ручка, ящерица, кастрюля, арбуз, дудочка, божья коровка, конфеты, тигр, мотоцикл;

- 3 набора из 4 картинок: зайка, лодочка, рыбка.

6

- развивать мелкую моторику, двигательную память;

- обучать мнемическому приему группировки;

- развивать логическое мышление, речь, слуховое внимание;

- закреплять знание порядкового счета в пределах 10.

Приветствие «Мы стоим рука в руке…»

Упражнение «Колечко»

Упражнение «Ладонь – кулак – ребро»

Дидактическая игра «Размышляй-ка»

Дидактическая игра «Какая группа исчезла?»

Дидактическая игра «Кто знает, пусть дальше считает»

Упражнение на релаксацию

«Дыхание»

Прощание «Ручеек радости»

- комплекты карти-нок: бабочка, пету-шок, паровозик, часы, домик;

- наборы картинок: цветы, насекомые,  домашние живот-ные;

- магнитофон, диск с записью спокойной музыки, коврики (подушки) по количеству детей, мяч.

7

- развивать мелкую моторику, память, внимание;

- обучать мнемическому приему группировки;

- учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы;

- развивать воображение.

Приветствие «Давай поздороваемся!»

Упражнение «Колечко»

Упражнение «Ладонь – кулак – ребро»

Дидактическая игра «Какая группа исчезла?»

Дидактическая игра «Будь внимателен!»

Релаксация «Радуга»

Прощание «Дружные ребята»

- наборы картинок: транспорт,  фрукты, обувь;

- магнитофон, диск с записью спокойной музыки, диск с записью «Марш» С. Прокофьева;

- коврики (подушки) по количеству детей.

8

- развивать мелкую моторику, память, слуховое внимание;

- учить самостоятельно использовать прием группировки;

- закреплять знание порядкового счета в пределах 10;

- развивать логическое мышление, связную речь.

Приветствие «Ласковые слова»

Упражнение «Колечко»

Упражнение «Ладонь – кулак – ребро»

Дидактическая игра «Убавилось или прибавилось?»

Игра «Что сначала, что потом?»

Дидактическая игра «Кто знает, пусть дальше считает»

Прощание «Ручеек радости»

- наборы картинок: игрушки, продукты, овощи;

- сюжетные картин-ки «Снеговик», «Я одену куклу», «Мой день»;

- мяч.

Декабрь

9

- развивать мелкую моторику, память, внимание;

- продолжать учить самостоятельно использовать прием группировки;

- развивать творческие способности, чувство юмора, способность генерировать идеи;

- развивать мышление и объем внимания.

Приветствие «Ласковые слова»

Упражнение «Колечко»

Упражнение «Ладонь – кулак – ребро»

Упражнение «Лезгинка»

Дидактическая игра «Убавилось или прибавилось?»

Дидактическая игра «Составь предложение»

Дидактическая игра «Лишняя картинка»

Прощание «Тепло ладоней»

- наборы картинок: ягоды, посуда, птицы;

- 6 карточек по 5 предметов (найди лишний).

10

- развивать мелкую моторику, двигательную память, внимание;

- закреплять умение  самостоятельно использовать прием группировки;

- развивать логическое мышление, речь,  воображение.

Приветствие «Доброе утро!»

Упражнение «Колечко»

Упражнение «Ладонь – кулак – ребро»

Упражнение «Лезгинка»

Дидактическая игра «Убавилось или прибавилось?»

Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»

Дидактическая игра «Придумай сам»

Прощание «Тепло ладоней»

- наборы картинок: школьные принад-лежности, дикие животные, деревья; домино, лягушка;

- комплекты карти-нок: «Как звери елку наряжали», «Добрая девочка», «Хитрый кот».

11

- развивать мелкую моторику, воображение, внимание;

- развивать механическую память;

- обучать мнемическому приему смыслового соотнесения;

- развивать умение выделять существенные признаки предмета или явления.

Приветствие «Доброе утро!»

Упражнение «Колечко»

Упражнение «Ладонь – кулак – ребро»

Упражнение «Лезгинка»

Дидактическая игра «Пары картинок»

Дидактическая игра «Отгадай загадку»

Дидактическая игра «Бабушка укладывает в свой чемодан»

Прощание «Дружные ребята»

- картинки: дом, замок, девочка, кукла, ваза, конфеты.

12

- развивать мелкую моторику, память, воображение, внимание;

- обучать мнемическому приему смыслового соотнесения;

- развивать способности мысленно перегруппировать элементы объекта и планировать свои действия в уме.

Приветствие «Доброе утро!»

Упражнение «Колечко»

Упражнение «Ладонь – кулак – ребро»

Упражнение «Лезгинка»

Дидактическая игра «Пары картинок»

Дидактическая игра «Головоломка с палочками»

Релаксация «Радуга»

Прощание «Тепло ладоней»

- 10 картинок, поставленных в два ряда: соска, сапоги, чашка, яйца, девоч-ка; малыш, лужа, чайник, цыпленок, массажная расческа;

- 16 счетных палочек на каждого ребенка.

Январь

13

- развивать мелкую моторику, память;

- обучать мнемическому приему смыслового соотнесения;

- развивать внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов;

- развивать способности мысленно перегруппировать элементы объекта и планировать свои действия в уме.

Приветствие «Комплименты»

Упражнение «Колечко»

Упражнение «Ладонь – кулак – ребро»

Упражнение «Лезгинка»

Упражнение «Ухо-нос»

Дидактическая игра «Пары картинок»

Упражнение «Четыре стихии»

Дидактическая игра «Головоломка с палочками»

Прощание «Что бы ты хотел сказать на прощание?»

-  картинки: кораб-лик, санки, флаг, лыжи, пальто, щетка, береза, веточка бере-зы, девочка, книга;

- 15 счетных палочек на каждого ребенка.

14

- развивать мелкую моторику, двигательную и произвольную память;

- упражнять в умении использовать  мнемический прием «смысловое соотнесение»;

- развивать произвольное внимание, переключение и распределение внимания;

- обучать снимать эмоцио-нальное и мышечное напряжение.

Приветствие «На что похоже мое настроение?»

Упражнение «Колечко»

Упражнение «Ладонь – кулак – ребро»

Упражнение «Лезгинка»

Упражнение «Ухо-нос»

Дидактическая игра «Найди отличия»

Упражнение «Слушай хлопки!»

Дидактическая игра «Слово и картинка»

Упражнения по

Э. Джекобсону («Сосулька», «Тяни», «Бабочка», «Черепаха», «Пяточки», «Носочки», «Бяка-Бука», «Буратино»)

Прощание «Дружные ребята»

-  сюжетная картин-ка «Два клоуна»;

- предметные кар-тинки: капуста, олень, одуванчик, шапка, корзина.

15

- развивать мелкую моторику, произвольную память;

- упражнять в умении использовать  мнемический прием «смысловое соотнесение»;

- развивать концентрацию и объем внимания;

- формировать умение работать по образцу;

- развивать внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.

Приветствие «Ласковые слова»

Упражнение «Колечко»

Упражнение «Ладонь – кулак – ребро»

Упражнение «Лезгинка»

Упражнение «Ухо-нос»

Дидактическая игра «Слово и картинка»

Упражнение «Четыре стихии»

Дидактическая игра «Выложи узор из мозаики»

Прощание «Дружные ребята»

- картинки: репа, плащ-дождевик, совок для мусора, лягушка, лук, еловая шишка;

- набор  мозаики;

- образец букв, цифр.

Февраль

16

- развивать мелкую моторику, слуховое внимание;

- развивать мышление, объем внимания, восприятие формы и величины, наблюдатель-ность;

- развивать двигательную и произвольную память;

- формировать умение сравнивать и анализировать;

- упражнять в умении использовать  мнемический прием «смысловое соотнесение»;

- закреплять знание порядкового счета в пределах 10.

Приветствие «Ласковые слова»

Упражнение «Колечко»

Упражнение «Ладонь – кулак – ребро»

Упражнение «Лезгинка»

Упражнение «Ухо-нос»

Дидактическая игра «Найди два одинаковых предмета»

Упражнение «Слово и картинка»

Дидактическая игра «Кто знает, пусть дальше считает»

Прощание («коридор»)

- картинки: еж, ведерко с лопаткой, лейка-«слоник», Снегурочка, улитка, пчелы;

- карточки с изобра-жением пяти пред-метов и более, два из которых одинако-вые;

- мяч;

- простые каранда-ши.

17

- развивать мелкую моторику, внимание;

- развивать логическое мышление, общую эрудицию;

- развивать двигательную и произвольную память;

- формировать умение сравнивать и анализировать;

- закреплять умение использовать  прием смыслового соотнесения.

Приветствие «Ласковые слова»

Упражнение «Колечко»

Упражнение «Ладонь – кулак – ребро»

Упражнение «Лезгинка»

Упражнение «Ухо-нос»

Упражнение «Горизонтальная восьмерка»

Дидактическая игра «Зачем и почему»

Дидактическая игра «Картинка помогает картинке»

Дидактическая игра «Тепло-холодно»

Прощание «Улыбка»

- два комплекта по 5 картинок: «основные» картинки – цветы, мальчик ловит рыбу, кроссовки, пенал, катушка ниток; «дополнительные» картинки – лейка, озеро, мяч, линейка, игла с ниткой.

18

- развивать мелкую моторику, двигательную и произвольную память;

- развивать логическое мышление, общую эрудицию;

- формировать моторно-двигательное внимание;

- развивать скорость движений, координацию;

- закреплять умение использовать  прием смыслового соотнесения.

Приветствие «Здравствуй»

Упражнение «Колечко»

Упражнение «Ладонь – кулак – ребро»

Упражнение «Лезгинка»

Упражнение «Ухо-нос»

Упражнение «Горизонтальная восьмерка»

Дидактическая игра «Зачем и почему»

Дидактическая игра «Картинка помогает картинке»

Подвижная  игра «По новым местам»

Прощание «Улыбка»

- два комплекта по 6 картинок: «основные» картинки – дедушка, елка, банан, колодец, карандаш, овощи; «дополнительные» картинки – газета, новогодняя игрушка, пальма, ведро, портфель, пугало огородное.

19

- развивать мелкую моторику, память, внимание;

- развивать наблюдательность, выдержку;

- закреплять умение использовать  прием смыслового соотнесения.

Приветствие «Здравствуй»

Упражнение «Колечко»

Упражнение «Ладонь – кулак – ребро»

Упражнение «Лезгинка»

Упражнение «Ухо-нос»

Упражнение «Горизонтальная восьмерка»

Дидактическая игра «Кто летает?»

Дидактическая игра «Картинка помогает картинке»

Подвижная  игра «Найдите игрушку»

Прощание «Улыбка»

- два комплекта по 6 картинок: «основные» картинки – самокат, погремушка, дуб, дом, курица, чайная чашка; «дополнительные» картинки – деревян-ная лошадка, младе-нец, желуди, окно, птенец, сахарница с сахаром.

Март

20

- развивать мелкую моторику, произвольную память, внимание;

- развивать умение ориентиро-ваться в схематическом изображении предмета и способность к конструирова-нию;

- обучать  приему смыслового соотнесения со словами, основам безопасности жизнедеятельности.

Приветствие «Здравствуй»

Упражнение «Колечко»

Упражнение «Ладонь – кулак – ребро»

Упражнение «Лезгинка»

Упражнение «Ухо-нос»

Упражнение «Горизонтальная восьмерка»

Дидактическая игра «Картинка помогает слову»

Дидактическая игра «Собери по образцу»

Дидактическая игра «Зачем и почему?»

Прощание «Улыбка»

-  картинки: кастрю-ля, батон, печная труба, велосипед, крокодил;  

- набор строитель-ного конструктора.

21

- развивать мелкую моторику, память, внимание, наблюда-тельность, ловкость;

- развивать умение ориентиро-ваться в схематическом изображении предмета и способность к конструирова-нию;

- развивать умение обобщать, систематизировать, классифи-цировать слова;

- обучать  приему смыслового соотнесения с использованием слова.

Приветствие «Здравствуй»

Упражнение «Ладонь – кулак – ребро»

Упражнение «Лезгинка»

Упражнение «Ухо-нос»

Упражнение «Горизонтальная восьмерка»

Упражнение «Гимнастика для глаз»

Упражнение «Медвежьи покачивания»

Дидактическая игра «Картинка помогает слову»

Подвижная игра «Найди мяч»

Дидактическая игра «Конструируй по картинке»

Дидактическая игра «Назови одним словом»

Прощание «Улыбка»

-  картинки: лодка, мяч, лимон, ночное небо с луной, белка;  

- набор строитель-ного конструктора;

- мяч.

22

- развивать мелкую моторику, внимание;

- развивать умение создавать простейший графический план-схему логически связанного текста;

- развивать вербальную память, мышление;

- закреплять умение использовать  прием смыслового соотнесения со  словом.

Приветствие «Здравствуй»

Упражнение «Лезгинка»

Упражнение «Ухо-нос»

Упражнение «Горизонтальная восьмерка»

Упражнение «Гимнастика для глаз»

Упражнение «Медвежьи покачивания»

Дидактическая игра «Картинка помогает слову»

Дидактическая игра «Повтори мое слово и придумай свое»

Дидактическая игра «Запомни историю»

Упражнение «Снеговик»

Прощание («коридор»)

-  плакат-схема: № 1, 2 – коричневый вверх-вниз, № 3 – красный влево-вправо, № 4 – голубой по часовой стрелке и против нее, № 5 – зеленый по траектории «восьмерки»;

- картинки: редис, гармошка, очки, сито, хоккеисты, вишня, молоток;  

- цветные каранда-ши, карточки 10Х15 см – 4 шт.

23

- развивать мелкую моторику, оперативную память, активное внимание, воображение;

- развивать умение создавать схему объекта.

Приветствие «Комплименты»

Упражнение «Лезгинка»

Упражнение «Ухо-нос»

Упражнение «Горизонтальная восьмерка»

Упражнение «Гимнастика для глаз»

Упражнение «Медвежьи покачивания»

Дидактическая игра «Складывай и запоминай»

Дидактическая игра «Слушай хлопки!»

Дидактическая игра «Прогноз погоды»

Прощание «Дружные ребята»

-  плакат-схема: № 1, 2 – коричневый вверх-вниз, № 3 – красный влево-вправо, № 4 – голубой по часовой стрелке и против нее, № 5 – зеленый по траектории «восьмерки»;

- таблица «Цветок, мухомор, бабочка» (20 штук);  

- карандаши, лист бумаги, карточки 10Х15 см – 7 шт.: дождь, снег, град, снег с дождем, солнечный день, ветер, облачность;

- стенд «Информа-ция для летчиков и моряков».

Апрель

24

- развивать мелкую моторику, память, активное внимание, воображение;

- обучать приему схематиза-ции;

- развивать логическое мышление, речь;

- развивать способность к сосредоточению, согласован-ному взаимодействию.

Приветствие «Комплименты»

Упражнение «Лезгинка»

Упражнение «Ухо-нос»

Упражнение «Горизонтальная восьмерка»

Упражнение «Гимнастика для глаз»

Упражнение «Медвежьи покачивания»

Дидактическая игра «Картинка-схема»

Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»

Игра «Осторожно палочки»

Прощание «Дружные ребята»

-  плакат-схема: № 1, 2 – коричневый вверх-вниз, № 3 – красный влево-вправо, № 4 – голубой по часовой стрелке и против нее, № 5 – зеленый по траектории «восьмерки»;

- картинки: табурет-ка, вишня, вилка, садовая тачка;  

- простой карандаш;

- сюжетные картин-ки «Медведь-слад-коежка», «Хитрый мышонок».

25

- развивать мелкую моторику, память, активное внимание, воображение;

- обучать приему схематиза-ции;

- обучать снимать эмоцио-нальное напряжение методом воображения.

Приветствие «На что похоже мое настроение?»

Упражнение «Лезгинка»

Упражнение «Ухо-нос»

Упражнение «Горизонтальная восьмерка»

Упражнение «Гимнастика для глаз»

Упражнение «Медвежьи покачивания»

Дидактическая игра «Картинка-схема»

Дидактическая игра «Складывай и запоминай»

Упражнения по

Э. Джекобсону («Сосулька», «Тяни», «Бабочка», «Черепаха», «Пяточки», «Носочки», «Бяка-Бука», «Буратино»)

Прощание «Дружные ребята»

-  плакат-схема: № 1, 2 – коричневый вверх-вниз, № 3 – красный влево-вправо, № 4 – голубой по часовой стрелке и против нее, № 5 – зеленый по траектории «восьмерки»;

- таблица «Цветок, мухомор, бабочка» (30 штук);  

- картинки: самолет, рыбка, часы, очки, дерево;  

- простой карандаш.

26

- развивать мелкую моторику, память, активное внимание, воображение;

- тренировать прием схемати-зации;

- вырабатывать умение схематически изображать предмет;

- развивать умения обобщать, систематизировать, классифицировать слова;

- обучать снимать эмоцио-нальное напряжение методом воображения.

Приветствие «На что похоже мое настроение?»

Упражнение «Ухо-нос»

Упражнение «Горизонтальная восьмерка»

Упражнение «Гимнастика для глаз»

Упражнение «Медвежьи покачивания»

Упражнение «Самомассаж ушных раковин»

Дидактическая игра «Схема-картинка»

Дидактическая игра «Назови одним словом»

Дидактическая игра «Найди тропинку»

Упражнения по

Э. Джекобсону («Сосулька», «Тяни», «Бабочка», «Черепаха», «Пяточки», «Носочки», «Бяка-Бука», «Буратино»)

Прощание («коридор»)

-  плакат-схема: № 1, 2 – коричневый вверх-вниз, № 3 – красный влево-вправо, № 4 – голубой по часовой стрелке и против нее, № 5 – зеленый по траектории «восьмерки»;

- картинки: книга, кот, паровоз, ключ, лицо, стакан;  

- простой карандаш;

- «Игровое поле» - картон, разделенный  на 6 клеток (клетки пронумерованы от 1 до 6; в клетке № 1 стоит ежик, в клетке № 6 – домик);

- «Игровое поле» - картон, разделенный  на 9 клеток (в клетке № 1 стоит ежик, в клетке № 9 – домик).

27

- развивать мелкую моторику, память, активное внимание, воображение;

- тренировать прием схемати-зации;

- вырабатывать умение схематически изображать предмет;

- развивать слуховое внима-ние, мышление;

- закреплять знание порядко-вого счета в пределах 20.

Приветствие «Здравствуй»

Упражнение «Ухо-нос»

Упражнение «Горизонтальная восьмерка»

Упражнение «Гимнастика для глаз»

Упражнение «Медвежьи покачивания»

Упражнение «Самомассаж ушных раковин»

Дидактическая игра «Схема-картинка»

Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»

Дидактическая игра «Кто знает, пусть дальше считает»

Прощание «Солнечный зайчик»

-  плакат-схема: № 1, 2 – коричневый вверх-вниз, № 3 – красный влево-вправо, № 4 – голубой по часовой стрелке и против нее, № 5 – зеленый по траектории «восьмерки»;

- картинки: девочка, машина, елка, дом, аквариум, яблоко, ваза, люстра;  

- простой карандаш; мяч;

- комплекты карти-нок: «Строим дом».

Май

28

- развивать мелкую моторику, память, активное внимание, воображение;

- тренировать прием схемати-зации;

- вырабатывать умение схематически изображать предмет;

- развивать слуховое внима-ние, мышление;

- закреплять знание порядко-вого счета в пределах 20.

Приветствие «Здравствуй»

Упражнение «Горизонтальная восьмерка»

Упражнение «Гимнастика для глаз»

Упражнение «Медвежьи покачивания»

Упражнение «Самомассаж ушных раковин»

Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»

Дидактическая игра «Кто знает, пусть дальше считает»

Дидактическая игра «Найди тропинку»

Дидактическая игра «Конструируй по картинке»

Прощание «Солнечный зайчик»

-  плакат-схема: № 1, 2 – коричневый вверх-вниз, № 3 – красный влево-вправо, № 4 – голубой по часовой стрелке и против нее, № 5 – зеленый по траектории «восьмерки»;

- комплекты карти-нок: деревья, посуда, обувь, насекомые, музыкальные инст-рументы;

- простой карандаш; мяч;

- наборы строитель-ного конструктора.

29

- развивать мелкую моторику, память, активное внимание, воображение;

- обучать приему схематиза-ции;

- обучать снимать эмоцио-нальное напряжение методом воображения.

Приветствие «Здравствуй»

Упражнение «Ухо-нос»

Упражнение «Горизонтальная восьмерка»

Упражнение «Гимнастика для глаз»

Упражнение «Медвежьи покачивания»

Упражнение «Самомассаж ушных раковин»

Дидактическая игра «Картинка-схема»

Дидактическая игра «Складывай и запоминай»

Дидактическая игра «Найди лишний предмет»

Прощание «Солнечный зайчик»

-  плакат-схема: № 1, 2 – коричневый вверх-вниз, № 3 – красный влево-вправо, № 4 – голубой по часовой стрелке и против нее, № 5 – зеленый по траектории «восьмерки»;

- листы для графи-ческого диктанта;

- комплекты карти-нок с лишним предметом;

- простой карандаш.

2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы

Одной из характеристик личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования является инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности, способность выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в дошкольном учреждении.

В ходе реализации программы дошкольники получают позитивный социальный опыт создания и воплощения собственных замыслов. Дети должны чувствовать, что их попытки пробовать новое, в том числе и при планировании собственной жизни в течение дня, будут поддержаны взрослыми. Это возможно в том случае, если образовательная ситуация будет строиться с учетом детских интересов. Образовательная траектория подгруппы детей может меняться с учетом происходящих в жизни дошкольников событий.

В развитии детской инициативы и самостоятельности педагогу важно соблюдать ряд общих требований:

- развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых знаний и умений;

- создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;

- постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно;

- постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу;

- тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;

- ориентировать дошкольников на получение хорошего результата;

- необходимо своевременно обратить особое внимание на детей, постоянно проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склонных не завершать работу;

- «дозировать» помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой ребенок действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае;

- поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений.

2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Работа с семьями строится по принципу взаимного доверия и взаимопомощи педагогов и родителей. Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье способствует установлению доверительных партнерских отношений, обеспечивая психологический комфорт. Система работы с родителями способствует решению задач программы, успешной социализации детей и включает следующие формы взаимодействия:

- участие родителей в пополнении развивающей предметно-пространственной среды;

- индивидуальное консультирование родителей (по запросу);

- вовлечение родителей в совместные мероприятия.

3. Организационный раздел

3.1. Описание материально-технического обеспечения программы

Для эффективной реализации программы в дошкольном учреждении созданы необходимые условия. В качестве материально-технического обеспечения имеются:

- кабинет специалистов для занятий, оформленный в соответствии с санитарными нормами;

- мультимедийное оборудование: проектор, экран;

- технические средства обучения: ноутбук, принтер, копировальная техника;

- дидактические и развивающие пособия, игры, канцелярские принадлежности в достаточном количестве для занятия подгруппы.

3.2. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Методическое обеспечение программы представлено в таблице.

Автор

Наименование издания

Издательство

Год

Е.В. Доценко

Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники)

Изд. «Учитель»,  Волгоград

2011

А.Н. Веракса,  М.Ф. Гуторова

Практический психолог в детском саду

М.: издательство Мозаика-синтез,

2011

Л.В. Годовникова, И.В. Возняк,

А.А. Морозова, А.В. Белицкая

Коррекционно-развивающие технологии в ДОУ (программы развития личностной, познавательной, эмоционально-волевой сферы детей)

Изд. «Учитель»,  Волгоград

2014

С.В. Лесина,

Г.П. Попова,

Т.Л. Снисаренко

Коррекционно-развивающие занятия

Изд. «Учитель»,  Волгоград

2014

А.Н. Веракса

Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника

М.: издательство Мозаика-синтез

2014

Н.И. Невзорова

Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-7 лет  «Запоминай-ка»

CD-диск с демонстрационным и раздаточным материалом

М.: издательство «Национальный книжный центр»

2015

3.3. Расписание занятий

        Занятия «Умники и умницы» проводятся 1 раз в неделю. Начало занятия в 15.30 часов, продолжительность – 30 минут.

4. Дополнительный раздел

4.1. Краткая презентация программы

Дополнительная образовательная программа «Умники и умницы» разработана с учетом основной образовательной программы  дошкольного образования МБДОУ № 46, определяет содержание дополнительной образовательной услуги - подготовка детей к обучению школе.

Программа рассчитана на обучение детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Срок реализации программы – 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Начало занятия в 15.30 часов, продолжительность – 30 минут.

Цель программы – развитие познавательных и коммуникативных способностей ребенка, подготовка его к школьной жизни и снятие трудностей адаптации в новой для него социальной среде.

Задачи:      

1. Развивать у ребенка предпосылки к учебной деятельности: коммуникативные и поведенческие навыки, познавательные процессы (внимание, мышление, память, речь, общую и мелкую моторику).

2. Формировать волевые качества, эмоционально – положительное отношение к школе.

Система работы с родителями способствует решению задач программы, успешной социализации детей и включает следующие формы взаимодействия:

- участие родителей в пополнении развивающей предметно-пространственной среды;

- индивидуальное консультирование родителей (по запросу);

- вовлечение родителей в совместные мероприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема создания дополнительных образовательных условий в ДОУ для подготовке к школе детей – левшей

     В настоящее время  образовательный  процесс в дошкольном образовании основывается  на федеральных государственных образовательных стандартах  и требуют и...

Дополнительная образовательная программа "Учимся,играя"в подготовительной к школе группе

Актуальность данной программы состоит в том, ведь овладение правильной связной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Развитие связно...

Дополнительная образовательная программа по речевому развитию «Скоро в школу» для детей 5 – 7 лет.

Дополнительная  образовательная программа  по речевому развитию  «Скоро в школу»  для детей 5 – 7 лет....

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по здоровьесбережению детей «Школа здоровья»

Программа направлена на воспитание основ культуры здоровья, формирование представления ребенка о себе и о здоровом образе жизни, правилах безопасного поведения, гигиены, охраны здоровья.К моменту выпу...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Кружок по психологии «Завтра в школу»

      Дополнительная образовательная программа (далее Программа) является нормативно  - управленческим документом, определяющим специфику содержания образования и особенност...