Главные вкладки

    Дополнительная образовательная программа по речевому развитию «Скоро в школу» для детей 5 – 7 лет.
    рабочая программа по обучению грамоте

    Посморова Наталья Владимировна

    Дополнительная  образовательная программа  по речевому развитию  «Скоро в школу»  для детей 5 – 7 лет.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл skoro_v_shkolu.docx56.03 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ЛАДУШКИ» П.ПАНГОДЫ НАДЫМСКОГО РАЙОНА»                                                                               (МДОУ «ДЕТСКИЙ САД  «ЛАДУШКИ» П. ПАНГОДЫ»)

            

         Принято                                                                                               Утверждено

         педагогическим коллективом                                                                       Приказом № ___от________

         на педсовете МДОУ                                                                             Заведующий МДОУ                                                                                                                

         протокол №____от ______                                                                  Н.А. Кудрявцева

                                                                                                                        «___»_____________            

    Дополнительная

    образовательная программа

    по речевому развитию

    «Скоро в школу»

    для детей 5 – 7 лет.

     (Срок реализации - 2 года)

    Составитель:

        учитель- логопед

                                                                                                                                                      Посморова Н.В.

    п. Пангоды, 2016 г.

    СОДЕРЖАНИЕ

    1. Пояснительная записка……………………………………………………………………….  3

    2. Учебно – тематический план…………………………………………………………………  5

    3. Содержание программы………………………………………………………………………  9

    4. Методическое обеспечение программы ……………………………………………………. 12

    5. Список литературы, используемый для написания программы……………………………13

    1. Пояснительная записка

    Актуальность:

    Сегодня будущим школьникам предлагается выбор образовательного учреждения, профиля образования, программ, учебников. Продолжается дифференциация, структурная перестройка сети образовательных учреждений. Поэтому подготовить ребенка к школе, школьному обучению, помочь ему перейти на новую ступень, поддержать его, протянуть руку помощи - задача не только педагогов,  но и родителей.

    Хорошо известно, насколько сложна и объёмна программа начальных классов и как порой трудно не умеющему читать и писать ребёнку, осваивать её курс. Совсем по-другому чувствуют себя уже умеющие читать и писать дети. Они легче вписываются в процесс обучения, им комфортнее на новой ступени образования. Поэтому речевая готовность ребенка к школе, особенно актуальны для нынешнего и будущих поколений. Чем раньше ребенок научится читать и писать, тем больше у него шансов поступить в престижное учебное заведение, безболезненно адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности, успешно освоить программу начальной школы. В связи с тем, что в образовательной программе МДОУ раздел по подготовке к обучению чтению и письму не предусмотрен, возникла необходимость создания дополнительной образовательной программы по речевому развитию для детей 5 – 7 лет «Скоро в школу» (далее по тексту - Программа).                                                                              

    Направленность:                                                                                                                                           Данная программа направлена на подготовку детей 5 - 7 лет к успешному освоению чтения и письма в начальной школе. В основу программы положены: методическое пособие «Говорим правильно в 5-6 лет» О.С. Гомзяк, «Говорим правильно в 6-7 лет» О.С.Гомзяк. Методическое пособие «Формируем навыки чтения»  С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц.                                                                                                                  

    Важно, чтобы ребёнок:

    • не пропускал буквы, не смешивал их при написании;
    • умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опознавательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы.                                                

    Программа «Скоро в школу» предусматривает игровую форму работы, так как именно в игре  развиваются умственные и творческие способности личности. С этой целью во все занятия включены всевозможные игры по развитию речи и профилактике дисграфии и дислексии. Главное место на занятиях отведено работе со звуком, буквой, словом и предложением, что позволяет формировать фонетический и речевой слух ребёнка.                                      

    Отличительной особенностью программы является использование элементов  различных  современных методик для детей дошкольного возраста, цель которых – предупреждение ошибок в чтении и письме, развитие  у детей интеллектуальных и коммуникативных  способностей, эмоциональной сферы, психических процессов и комплексное взаимодействие блоков программы, где присутствует единый игровой сюжет.                                        

                 Новизна:                                                                                                                                              

                 В большом разнообразии азбук, предоставляемых педагогам и родителям, название картинки начинается со звука, соответствующего букве, но сама картинка никак не помогает запоминанию графического образа буквы. Новизна предложенной дополнительной образовательной программы в том, что данная программа развивает ассоциативную и зрительную память: буква похожа на небуквенное изображение, что способствует быстрому и прочному ее запоминанию. Буквам соответствуют сходные с ними изображения различных предметов, животных и прочее. Буква похожа на небуквенное изображение. В процессе ознакомления детей с буквами введены короткие стихи, которые рекомендуются выучить для закрепления связи буквы с ее зрительным образом. Дидактическое сопровождение программы: слоговые таблицы, разрезная азбука, художественное слово и прочее позволяет проводить занятия фронтально и индивидуально. Занятия носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач, на занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний. Во время занятий широко применяются игровые методы, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области грамоты.

    В программу включены три неразрывно связанных между собой блока:

    1. Блок “Развитие речи и подготовка к обучению чтению” (включены

    звуковой анализ и синтез);

    2. Блок “Обучению чтению” (звукобуквенный анализ);

    3. Блок “Подготовка руки к письму” (печатание).

    Педагогическая целесообразность:

    Цель программы:

            Обеспечение качественной подготовки дошкольника к обучению в школе, формирование первоначальных навыков чтения, письма у детей старшего дошкольного возраста.

    Задачи программы:

    1. Активизировать навыки фонематического восприятия в процессе ознакомления со звуковым составом слова.

    2.Обучать воспитанников  сознательному, правильному, плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами; далее развивать навыки чтения целыми словами и небольшими предложениями.

    3.Учить читать без утомления и перенапряжения, прививать любовь и интерес к чтению, поощрять ответы детей.

    4. Подготовить руку к письму.

    Возраст воспитанников:

    Дети 5-7 лет.

    Количество воспитанников:

    1 год обучения- 10 человек. 2 год обучения -10 человек.

    Принципы формирования учебных групп:

    Данная программа рассчитана на обучение детей 5 – 7 лет с разным уровнем речевой готовности к школе.

    Срок реализации данной программы: 2 года.

    Форма занятий – подгрупповая.

    Режим занятий:

    1-й год обучения- 1 час в неделю, 2 – й год обучения – 2 часа в неделю.

    Структура учебного занятия:

    В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13.  

    Ожидаемые результаты:

                К концу 1 учебного года воспитанник будет:

    1.  Владеть понятиями: «звук», «буква», «слово», «предложение».

    2.  Осуществлять звуковой анализ слова, используя различные средства (схема состава слова,    интонационное выделение звуков в слове).

    3. Определять место звука в слове.

    4. Знать названия букв.

    5. Различать гласные, твердые и мягкие; звонкие и глухие согласные.

    6. Правильно ставить ударение в знакомых словах.

    7. Плавно читать слоги.

    8. Составлять из букв разрезной азбуки слова: кот, ток, кит…

    9. Владеть графо – моторными навыками.

                    К концу 2 учебного года воспитанник будет:

    1. Осуществлять звуко - буквенный анализ слова, используя различные средства (схема состава слова, интонационное выделение звуков в слове).

    2.  Определять место звука в слове.

    3.  Давать характеристику звуку (гласный - согласный, твёрдый мягкий, звонкий - глухой), доказывая свой ответ грамотным научным языком.

    4.  Правильно и плавно читать по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами.

    5. Уметь делить слова на слоги и производить звуковой анализ слова.

    6. Уметь выделять ударный слог и ударный гласный звук в слове.

    7.  Понимать и использовать в речи термин, предложение, составлять предложение из 3-4 слов, делить предложении на слова, называя их по порядку, определять интонационно предложение и завершать его . ! ? знаками.

    8.  Уметь работать в тетради в клетку, соблюдая все требования печатного письма.

    9.  Уметь правильно использовать грамматические формы для точного выражения мыслей. 10. Замечать грамматические ошибки в речи сверстников и исправлять их.

    11. Придумывать предложения с заданным количеством слов, вычленять количество и последовательность слов в предложении.

    12. Правильно согласовывать слова в предложении, употреблять предлоги.

    13. Владеть графо – моторными навыками.

    15. Уметь писать слова, небольшие предложения, заглавные буквы (начало предложения, имена собственные).

               Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
              Тестирование.

    Тестирование детей проводится в конце учебного года.

               Цель: выявление интересов к изучению грамоты родного языка, определение направленности способностей к различным видам речевого искусства, диагностирование детей по выявлению уровня сформированности общих и специализированных умений и навыков организация практической деятельности с учётом программного содержания каждого года обучения и индивидуальных особенностей воспитанников.

               Тестовые задания «Готов ли ты к школе? Чтение». Автор: С.В. Бурдина.

               В   тестовой методике - 24 теста. В каждом тесте ребенку предлагается 4 варианта ответа.  После решения всех тестов, подсчитываются полученные баллы и определяется уровень сформированности компетенций:

    20 - 24 балла – высокий уровень;

    11 – 19 баллов – средний уровень;

    0 – 10 – низкий уровкнь.

    1. Учебно – тематический план Программы.

    Учебный план Программы

    Наименование Программы

    Количество часов в неделю

    Количество часов  в месяц

    Количество часов в год

    Количество часов

    за 2 года обучения

    До  Дополнительная   образовательная программа по речевому развитию для детей 5 - 7 лет «Скоро в школу».

    1  (первый год);

    2  (второй год)

    4

    8

    36

    72

    108

    Учебно - тематический план образовательной Программы

            (1- й год обучения)

    п/п

    Месяц

    Тема занятий

    Количество часов

    1.

    сентябрь

    Путешествие в страну звуков окружающего мира.

    1

    2.

    сентябрь

    В гости к Звуковичкам.

    1

    3.

    сентябрь

    Путешествие в мир слов. Слова- предметы. Слова – признаки. Слова – действия.

    1

    4.

    сентябрь

    Речевая лесенка. Звук - слог – слово – предложение - рассказ.

    1

    5.

    октябрь

    Звук и буква У.

    1

    6.

    октябрь

    Звук и буква А.

    1

    7.

    октябрь

    Звуки У – А.

    1

    8.

    октябрь

    Звук и буква П.

    1

    9.

    ноябрь

    Звук и буква О.

    1

    10.

    ноябрь

    Звук и буква И.

    1

    11.

    ноябрь

    Звук и буква М.

    1

    12.

    ноябрь

    Звук и буква Н.

    1

    13.

    декабрь

    Звук и буква Т.

    1

    14.

    декабрь

    Звук  [ть]. Буква Т.

    1

    15.

    декабрь

    Звук и буква К.

    1

    16.

    декабрь

    Звук  [кь]. Буква К.

    1

    17.

    декабрь

    Звуки [к]  - [кь]. Буква К.

    1

    18.

    январь

    Повторение изученных звуков и букв.

    1

    19.

    январь

    Звук и буква Б.

    1

    20.

    январь

    Звук  [бь]. Буква Б.

    1

    21.

    февраль

    Звук и буква Э.

    1

    22.

    февраль

    Звуки [г]  - [гь]. Буква Г.

    1

    23.

    февраль

    Звуки [л]  - [ль]. Буква Л.

    1

    24.

    февраль

    Звук и буква ы.

    1

    25.

    март

    Звук и буква С.

    1

    26.

    март

    Звук  [сь]. Буква С.

    1

    27.

    март

    Звук и буква Ш.

    1

    28.

    март

    Дифференциация звуков [с]  - [ш].

    1

    29.

    апрель

    Звуки [х]  - [хь]. Буква Х.

    1

    30.

    апрель

    Звуки [в]  - [вь]. Буква В.

    1

    31.

    апрель

    Звук и буква З.

    1

    32.

    апрель

    Звук  [зь]. Буква З.

    1

    33.

    май

    Звук и буква Ж.

    1

    34.

    май

    Дифференциация звуков [з]  - [ж].

    1

    35.

    май

    Звуки [д]  - [дь]. Буква Д.

    1

    36.

    май

    Звуки [ф]  - [фь]. Буква Ф.

    1

    Итого:

    36 ч.

    Учебно - тематический план образовательной Программы

     (2–й год обучения)

    п/п

    Месяц

    Тема занятий

    Количество часов

    1.

    сентябрь

    Путешествие в город «Звукоград».

    1

    2.

    сентябрь

    Путешествие в страну «Красивой речи».

    1

    3.

    сентябрь

    Речевые и неречевые звуки. Слог. Слово. Предложение.

    1

    4.

    сентябрь

    Гласные и согласные звуки.

    1

    5.

    сентябрь

    Звуки речи. Звук и буква У.

    1

    6.

    сентябрь

    Звук и буква А.

    1

    7.

    сентябрь

    Дифференциация  звуков У – А.

    1

    8.

    сентябрь

    Звук и буква И.

    1

    9.

    октябрь

    Звуки [ п], [ пь]. Буква П.

    1

    10.

    октябрь

    Звуки [ к], [ кь]. Буква К.

    1

    11.

    октябрь

    Звуки [ т], [ ть]. Буква Т.

    1

    12.

    октябрь

    Дифференциация  звуков К – Т.

    1

    13.

    октябрь

    Дифференциация  звуков П – Т – К.

    1

    14.

    октябрь

    Звук и буква О.

    1

    15.

    октябрь

    Звуки [ х], [ хь]. Буква Х.

    1

    16.

    октябрь

    Дифференциация  звуков К – Х.

    1

    17.

    ноябрь

    Звук и буква Ы.

    1

    18.

    ноябрь

    Дифференциация  звуков  А, У, И, Ы, О.

    1

    19.

    ноябрь

    Звуки [ м], [ мь]. Буква М.

    1

    20.

    ноябрь

    Звуки [ н], [ нь]. Буква Н.

    1

    21.

    ноябрь

    Дифференциация  звуков Н – М.

    1

    22.

    ноябрь

    Звук  и буква Б.

    1

    23.

    ноябрь

    Звуки [ б], [ бь]. Буква Б.

    1

    24.

    ноябрь

    Дифференциация  звуков П – Б.

    1

    25.

    декабрь

    Звук  и буква С.

    1

    26.

    декабрь

    Звук [сь]. Буква С.

    1

    27.

    декабрь

    Дифференциация  звуков [ с]-[сь]. Буква С.

    1

    28.

    декабрь

    Звук и буква З.

    1

    29.

    декабрь

    Звук [зь]. Буква З.

    1

    30.

    декабрь

    Дифференциация  звуков [з]-[зь]. Буква З.

    1

    31.

    декабрь

    Дифференциация  звуков [сь]-[зь], [с]-[з].

    1

    32.

    декабрь

    Дифференциация  звуков [с]-[з].

    1

    33.

    декабрь

    Закрепление изученных звуков и букв.

    1

    34.

    декабрь

    Звуко – буквенный анализ слогов, слов.

    1

    35.

    январь

    Звуки [в], [вь]. Буква В.

    1

    36.

    январь

    Звуки [д], [дь]. Буква Д.

    1

    37.

    январь

    Дифференциация  звуков [т]-[д].

    1

    38.

    январь

    Дифференциация  звуков [ть]-[дь].

    1

    39.

    январь

    Звук и буква Г.

    1

    40.

    январь

    Дифференциация  звуков [г]-[гь]. Буква Г.

    1

    41.

    февраль

    Дифференциация  звуков [г]-[к].

    1

    42.

    февраль

    Повторение изученных звуков и букв.

    1

    43.

    февраль

    Звук и буква Э.

    1

    44.

    февраль

    Звук и буква Й.

    1

    45.

    февраль

    Буква Е.

    1

    46.

    февраль

    Буква Я.

    1

    47.

    февраль

    Звук и буква Ш.

    1

    48.

    февраль

    Дифференциация  звуков [ш] - [с].

    1

    49.

    март

    Звук и буква Ж.

    1

    50.

    март

    Дифференциация  звуков [ж] - [з].

    1

    51.

    март

    Дифференциация  звуков [ж] - [ш].

    1

    52.

    март

    Дифференциация  звуков [ш]-[ж]- [с]-[з].

    1

    53.

    март

    Звук и буква Л.

    1

    54.

    март

    Звук [ль]. Буква Л.

    1

    55.

    март

    Дифференциация  звуков [л] - [ль].

    1

    56.

    март

    Звук и буква Ц.

    1

    57.

    апрель

    Дифференциация  звуков [ц] - [с].

    1

    58.

    апрель

    Буква Ю.

    1

    59.

    апрель

    Звук и буква Р.

    1

    60.

    апрель

    Звук [рь]. Буква Р.

    1

    61.

    апрель

    Дифференциация  звуков [р] - [рь].

    1

    62.

    апрель

    Дифференциация  звуков [р] - [л].

    1

    63.

    апрель

    Звук и буква Ч.

    1

    64.

    апрель

    Дифференциация  звуков [ч] - [ть].

    1

    65.

    май

    Звуки [ф], [фь]. Буква Ф.

    1

    66.

    май

    Дифференциация  звуков [ф] - [в].

    1

    67.

    май

    Звук и буква Щ.

    1

    68.

    май

    Дифференциация  звуков [щ] - [ч].

    1

    69.

    май

    Дифференциация  звуков [щ] - [ть].

    1

    70.

    май

    Дифференциация  звуков [щ]-[ч]- [сь]-[ть].

    1

    71.

    май

    Мягкие и твердые согласные.

    1

    72.

    май

    Глухие и звонкие согласные.

    1

    Итого:

    72 ч.

    1. Содержание дополнительной образовательной программы:
    1. Развитие речи и подготовка к обучению чтения.

    В старшем дошкольном возрасте уровень речевого развития ребенка выводит его на серьезный этап. Ребенок вплотную подходит к овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть из которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, можно часть умений сформировать в старшем дошкольном возрасте.

    На данном этапе закладываются основы грамоты (первоначальное чтение и подготовка к обучению письму).

    Общие задачи обучения:

    • познакомить дошкольников с основными свойствами фонематического (звукового) строения слова;
    • познакомить детей с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами для обозначения звуков;
    • научить детей называть и подбирать слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков предмета;
    • научить детей сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные), сопоставлять слова по звуковому составу;
    • научить детей слоговому членению слов, выделению слогов из слова, постановке ударения в словах, определению ударного слога;
    • научить различать в предложении слова на слух, определять их количество и последовательность, составлять предложения, в том числе и с заданным количеством слов;
    • познакомить с печатными буквами.

    На занятиях по подготовке к обучению грамоте следует уделять особое внимание интонационной выразительности речи. Важно научить дошкольника выделять интонационно звук в слове, слово в предложении. Формирование мелодики речи, навыков постановки логического ударения, умение управлять темпом и ритмом речи позволит заложить основы выразительного чтения, научит ребенка выделять значимую информацию, точно передавать в речи свои мысли и чувства.

    1. Обучение чтению.                                      
    1. Звуки речи.     

    Учить вслушиваться в звучание слов; узнавать, различать и выделять из них отдельные звуки; определять их позицию в слове (начало, середина, конец).      Уточнять звучание звуков и их артикуляцию. Учить анализировать особенности произношения и звучания звука (положение губ, языка, зубов, участие голоса, прохождение воздушной струи). Упражнять в умении различать твердые и мягкие согласные. Дифференцировать звуки, близкие в произношении и по звучанию. Учить детей устанавливать последовательность звуков в слове.      Познакомить с существенными опознавательными признаками двух основных групп звуков русского языка — гласных и согласных.      

    1. Образ буквы.      

    Познакомить с образами букв русского языка (печатный шрифт). Способствовать запоминанию ее целостного образа. Упражнять в умении соотносить букву с соответствующим звуком (звуками). Дифференцировать схожие по изображению буквы.      

    1. Первоначальное чтение      

    Дать практическое представление об основном механизме чтения слогов (с введением согласных звуков и букв), т. е. путем упражнений учить ориентироваться на гласную в слоге при его чтении.      

    1. Предложение. Слово.      Дать первоначальное представление о предложении и слове (составление нераспространенных и распространенных предложений; правильное и отчетливое их произнесение; умение слышать отдельные предложения в потоке речи; членение предложений на слова, последовательное выделение слов из предложений; определение количества слов). Дать первоначальные представления о слоге и ударении.
    1. Подготовка руки к письму.

    Процесс подготовки дошкольников к обучению письму не должен быть механической тренировкой руки ребенка. Письмо, прежде всего, является умственным процессом, аналитико-синтетической деятельностью. Это должна быть система осознанной, творческой работы каждого ребенка (даже в самых простых заданиях) под руководством и при помощи взрослого.      Предлагаемая система подготовки к обучению письму включает в себя четыре основных направления, которые являются составной частью занятий по основам грамоты и развитию речи. Каждое направление наполнено своими задачами и учебным содержанием. 

    1. Развивать руку.
    • Сформировать правильный захват орудия письма. Правильный захват карандаша подразумевает, что его держат тремя пальцами: большим, указательным и средним.  При этом карандаш лежит на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает карандаш слева, а указательный — сверху. Верхний конец карандаша направлен в плечо. При правильном захвате карандаша указательный палец должен легко подниматься, и карандаш при этом не падает.      Для развития щепоти используются пальчиковые игры (особенно для большого и указательного пальцев рук), упражнения с карандашом («Покрути карандаш двумя (тремя) пальцами»), игровые упражнения типа «Посолим суп» и др.
    • Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки.      Правильное распределение мышечной нагрузки подразумевает: напряжение (для удержания орудия письма в руке) и чередование силового напряжения и расслабления. Именно такая последовательность смены тонуса мускулатуры рук осуществляется при правильном письме. Формирование правильного распределения мышечной нагрузки руки осуществляется в играх типа «Мозаика», при работе со штампами, в ручном труде (например, работа с иголкой). Причем во всех перечисленных направлениях работы одновременно формируется щепоть руки.      
    • Развивать мелкую моторику рук.

    Систематически развивать мелкую моторику доминирующей руки, сопровождая движения стихами, чистоговорками, рассказами.      Активно включать в жизнь детей разнообразные формы работы для развития мелкой моторики рук (работа с карандашом и со штампами, ниткопись и бисерография и т. п.). Пальчиковая гимнастика в данном случае – это самые простые упражнения, основанные на сгибании и разгибании пальцев, сжимании кисти в кулак, постукивании пальцев по поверхности стола. Цель таких упражнений – укрепить мышцы кисти, снять их излишнее напряжение, исключить дрожание руки. В результате выполнения графических упражнений дети учатся:

    а) свободно регулировать движения по размаху, направленности, степени нажима на карандаш, по ритму;

    б) ориентироваться на листе бумаги;

    в) воспроизводить линии различных конфигураций безотрывным движением руки.

    1. Начать подготовку к технике письма.
    • Развивать пространственную ориентировку.  В зависимости от возрастных возможностей ребенок учится ориентироваться в пространстве, определять пространственные взаимоотношения относительно себя, относительно другого предмета и относительно человека, стоящего напротив.
    • Воспитывать чувство ритма в движении и в изображениях на плоскости.       Развитое чувство ритма является одной из предпосылок обучения детей технике письма. Работа начинается с разнообразных упражнений, связанных с отхлопыванием ритмических рисунков (на слух по образцу взрослого; с опорой на схематичный рисунок). Постепенно дети переходят к рисованию элементарных бордюров, в основе которых лежит ритмическое расположение отдельных элементов.
    1. Упражнять в аналитико-синтетической деятельности. Письмо подразумевает умение ребенка проводить анализ и синтез графических образов букв. В старшем дошкольном возрасте ребенок проводит анализ и синтез графических условных изображений предметов, а затем переходит к аналогичной работе с образами букв.      
    2. Формировать элементарные графические умения. Проводить упражнения, подготавливающие к написанию элементов школьного шрифта (упражнения типа «Клубочки», «Волны» и др.). Необходимо широко использовать штриховки, обведение контуров предметов. Прописывание на линии группы контурных изображений предметов (сливы, яблоки, желуди и др.) формирует навык соблюдения строки, удержания размера фигуры, тиражирования изображения. Все это будет необходимо в школе при написании букв в тетради. Важно, чтобы каждое графическое упражнение имело свое название «Гирлянда на елку», «Узор из листьев» и т.д. Такое образное соотнесение позволяет детям за линией, контуром видеть предмет, развивает фантазию, творчество, делает сложную кропотливую работу по формированию графических навыков интересной и привлекательной для дошкольника.

          Программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими задачи, содержание и формы организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении:

    Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;

    «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях», СанПиН 2.4.1.3049-13

    Устава МДОУ «Детский сад «Ладушки» п. Пангоды»;

    «Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23 - 16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».   

           

    1. Методическое обеспечение Программы.

    - Учебно – методический комплект  для обучения грамоте и развития техники чтения у старших дошкольников «Формируем навыки чтения» С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц.

    - Учебно – методический комплект «Комплексный подход к преодолению общего недоразвития речи у дошкольников» «Говорим правильно в 5 – 6 лет», I, II, III период обучения. О.С. Гомзяк, Москва, 2014 г.  

    -  Учебно – методический комплект «Комплексный подход к преодолению общего недоразвития речи у дошкольников» «Говорим правильно в 6 – 7 лет», I, II, III период обучения. О.С. Гомзяк, Москва, 2014 г.  

    - Рабочие альбомы упражнений  для каждого воспитанника «Говорим правильно в 5 – 6 лет», № 1, 2. О.С. Гомзяк, Москва, 2014 г.  

    - Рабочие альбомы упражнений  для каждого воспитанника «Говорим правильно в 6 – 7 лет», № 1, 2, 3. О.С. Гомзяк, Москва, 2014 г.  

    - Школа для дошколят «Тренажер – пропись «Готовим руку к письму» для детей 6-7 лет.» С.Е. Гаврилова, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина, Москва, Росмен, 2014 г.

                                                                                             

    1.  Список литературы, используемый для написания Программы:
    1. Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме. – С.-Пт. – 2005.
    2. Гасанова Р.Х. Программа – руководство по предшкольному образованию. Путь к школе. Речевое развитие детей 5,5 – 7лет.
    3.  Журова Л.Е., Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. – М., 2001.
    4.  Занимательное обучение чтению: комплексные занятия, игровые задания, разрезная азбука для детей 6—7 лет / авт.- сост. Т. Е. Ковригина, Р. Е. Шеремет. - Волгоград: Учитель, 2009. - 268 с.
    5. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. – М.: Ось – 89, 2001. – 240 с.
    6. Методическое пособие по обучению грамоте и письму: Кн. для учителя / В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Н. А. Федосова. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2003. - 107 с.
    7.  Оморокова М.И., Рапопорт И.А., Постоловский И.З. Преодоление трудностей. – М.: Просвещение, 1990. – 128 с.
    8. Полякова М. А. Как научить ребенка читать и писать / Марина Полякова, - 2-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2008. -144 с.
    9. Пятак С. В. Читаю слова и предложения: для детей 5-б лет. В 2 ч. / С. В. Пятак; под ред. М. А. Зиганова. - М.: Эксмо, 2010. - 56 с.
    10.  Юрчишина В.Д. Вижу – Читаю – Пишу. – М., 2006.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация учителя-логопеда для родителей подготовительных к школе групп по теме: «Речевая готовность ребенка к школе».

    Наиболее значимым для ребенка 7-ми лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и пов...

    "Коррекционное сопровождение детей с речевыми нарушениями в начальной школе"

    МО «Плесецкий район»Августовская педагогическая конференция 26.08.2015.Секция «Программа коррекционной работы школы. Обучение детей с ЗПР. Коррекционное сопровождение»...

    Конспект НОД в подготовительной группе (итогое) по познавательному развитию"Скоро в школу"

    Образовательные задачи:1.     Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе2.     Закрепить знания о птицах, насекомых, животных...

    Семейный клуб «А Ваш ребенок готов идти в школу?» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Речевая готовность ребенка к школе»

    Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. В статье говорится о том, как должны быть развиты компоненты...

    Конспект по речевому развитию "Скоро в школу"

    Образовательная область:    Речевое развитие.         Возрастная группа:  Подготовительная.Форма организации: Игра «Брейн ринг».Тема занятия: «...

    Программа дополнительного образования по познавательному развитию «Скоро в школу»

    Развитие речи – одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения. Программа дополнительного образования "Скоро в школу" составлена на основе авторской Е.В. Колесниковой «От...