Программа дополнительного образования по познавательному развитию «Скоро в школу»
материал по обучению грамоте (старшая группа)

Москалева Наталья Юрьевна
Развитие речи – одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения. Программа дополнительного образования "Скоро в школу" составлена на основе авторской Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» и направлена на общее, интеллектуальное развитие детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_skoro_v_shkolu_2_goda.docx49.37 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации муниципального образования «Плесецкий район»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Савинская средняя школа»

структурное подразделение дошкольного образования

«Детский сад «Солнышко»

ПРИНЯТА

протокол заседания

Педагогического совета

СП ДО «Солнышко»

от ___________№ ____

УТВЕРЖДЕНА

Приказом

от _____________№ ________

Программа дополнительного образования

по познавательному развитию

«Скоро в школу»

Срок реализации программы: 2019-2020г.

                                                          2020-2021г.

Автор-составитель:

Воспитатель : Москалёва Н.Ю.

Рецензенты:

Заместитель директора по дошкольному образованию  Бондаренко Т.С.

                                         Содержание

1.Пояснительная записка………………………………………………..3

2.Актуальность…………………………………………………………..3

3.Цель программы………………………………………….....................3

4.Задача программы………………………………………………..……4

5.Особенности программы……………………………………………...4

6.Особенности возрастной группы детей 5-6 лет……………………..4

7.Способы и формы работы с детьми………………………………….5

8.Участники программы………………………………………………..5

9.Срок реализации программы…………………………………………6

10.Режим занятий……………………………………………………….6

11. 1-й год обучения (5-6 лет) – «ОТ А ДО Я»: развитие звуко- буквенного анализа…………………………………………………………………...6

12.Ожидаемые результаты……………………………………………...7

13.Перспективное планирование………………………………….…....8

14.2-й год обучения (6-7 лет) – «Я НАЧИНАЮ ЧИТАТЬ»: развитие интереса и способностей к чтению………………………………………………12

15. Особенности развития речи детей 6-7 лет………………………...12

16. Ожидаемые результаты………………………………………….....14

17.Перспективное планирование………………………………….…..14

18.Работа с родителями……………………………………………..…16

19.Используемая литература…………………………………………..16

1.Пояснительная записка

Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Он стремится к самостоятельности. 

Развитие речи – одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения.

У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает высокого уровня. Большинство детей правильно произносит все звуки родного языка, может регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления. В этом возрасте развивается фонематическое восприятие: большинство детей правильно произносят все звуки родного языка; проводят звуковой и буквенный анализ слов, устанавливают последовательность звуков в слове, дифференцируют звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные. Выделяют в слове ударный слог, ударную гласную, правильно используют соответствующие термины, составляют предложения по картинкам из двух, трех слов, определяют порядок слов в предложении.

В 5-6 лет у детей вырабатывается осознанное отношение к языку, они овладевают первоначальными навыками чтения, могут писать печатными буквами.

Программа  составлена на основе авторской Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты».

Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей.

2.Актуальность

 Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Данная программа педагогически целесообразна, так как при еѐ реализации дети получают достаточный запас знаний, умений и навыков, необходимый для подготовки к школе.

3.Цель программы

 Осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты, слоговому чтению. Правильная подготовка руки к письму, развитие интереса к написанию каких-либо единиц письма (слогов, слов, букв), точность, видение границ и аккуратность при письме.

4.Задачи программы

Образовательные:        

  • Формирование и развитие фонематического слуха
  • Развитие произносительных умений
  • Учить детей владеть звуковой стороной речи – темпом, интонацией
  • Знакомство со слоговой структурой слова
  • Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения.
  • Формирование  умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения
  • Расширение словарного запаса детей
  • Формирование и развитие звуко-буквенного анализа
  • Подготовка руки  ребёнка к письму

Развивающие:

  • Развитие слухового восприятия
  • Развитие графических навыков
  • Развитие мелкой моторики
  •  Приобщение детей к художественной литературе

Воспитательные:

  • Воспитание умения работать
  • Воспитание самостоятельности при выполнении заданий
  • Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим

5.Особенности программы

В программе соблюдается преемственность с  предыдущими знаниями и опытом детей и с последующим обучением. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребёнка.

Содержание программы: развитие звуко-буквенного анализа, интереса и способностей к чтению

На этом этапе обучения не ставится задача обучить детей читать и писать. Основная задача этого этапа - приобщить детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Кроме того, на каждом этапе решается задача подготовки руки ребёнка к письму на уровне возрастных особенностей и включает в себя:

  • развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища);
  • развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук);
  • формирование графических навыков

6.Особенности возрастной группы детей 5-6 лет.

К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов. Продолжается обогащение лексики (словарного состава языка, совокупности слов, употребляемых ребенком), увеличивается запас слов, сходных (синонимы) или противоположных (антонимы) по смыслу, многозначных слов.

Таким образом, развитие словаря характеризует не только увеличение количества используемых слов, но и понимание ребенком различных значений одного и того же слова (многозначного). Движение в этом плане чрезвычайно важно, поскольку связано со все более полным осознанием детьми семантики слов, которыми они уже пользуются.

В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап речевого развития детей — усвоение грамматической системы языка. Возрастает удельный вес простых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.

Наиболее яркой характеристикой речи детей старшего дошкольного возраста является активное освоение или построение разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение). В процессе освоения связной речи дети начинают активно пользоваться разными типами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая его структуру (начало, середина, конец).

Вместе с тем можно отметить и такие особенности в речи старших дошкольников. Отдельные дети не произносят правильно все звуки родного языка, не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации. Допускают дети ошибки и в образовании разных грамматических форм (это родительный падеж множественного числа имен существительных, согласование их с прилагательными, разные способы словообразования). И, конечно же, вызывает затруднение правильное построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении и связи предложений между собой при составлении связного высказывания.

С учетом психических и физических особенностей детей и строится работа кружка по развитию звуко-буквенного анализа и фонематического восприятия, с тем чтобы недостатки устранить и подготовить ребенка к следующему этапу обучения «Развитие

7.Способы и формы работы с детьми

  • Дидактические игры
  • Фонематические упражнения
  • Работа с текстами
  • Рисование

8.Участники программы

1 год обучения- дети 5 - 6 лет.

2 год обучения-дети 6-7 лет

9.Срок реализации программы

Содержание программы делится на 2 этапа обучения:

1-й год - развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет

2-й год - развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет

Программа предполагает обучение весёлым и интересным и помогает детям незаметно для себя овладевать задачами дошкольного обучения.

Кроме того, на каждом этапе решается задача подготовки руки ребёнка к письму на уровне возрастных особенностей и включает в себя:

  • развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища);
  •  развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев ии кистей рук);
  •  формирование графических навыков

За основу построения программы взят исходный принцип системы дошкольного обучения Д.Б. Эльконина: знакомству и работе с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. «От того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты но и всё последующее усвоение языка» ( Д.Б. Эльконин)

10.Режим занятий

1 раза в неделю по субботам (5 - 6 лет – 25 минут),(6-7 лет-30 минут).

11.  1-й год обучения (5-6 лет) – «ОТ А ДО Я»: развитие звуко-буквенного анализа.

Основной материал изучения – звуки и буквы русского алфавита в рамках общепринятых групп: гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые согласные, одиночные согласные, ъ и ь знаки.

Программа на учебный год:

- Закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть заданные звуки.

- Закреплять умение интонационно выделять заданные звуки в словах.

- Закреплять умение делить слова на слоги.

- Познакомить с буквами как знаками звуков (фонем) по общепринятым группам на материале алфавита.

- Учить различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные.

- Учить определять место заданного звука в слове (в начале, в середине и в конце).

- Продолжить знакомить с графическим изображением слова – прямоугольником (моделирование).

- Познакомить с условным обозначением звуков: гласные - красный квадрат, твёрдые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зелёный квадрат (моделирование).

- Учить обозначать на схеме место звука в слове, используя графические изображения звуков.

- Учить писать слова с помощью графических изображений.

- Учить писать печатные буквы в клетке, используя образец.

- Учить соотносить звук и букву.

- Учить писать слова, предложения печатными буквами.

- Учить проводить звуковой (фонетический ) анализ слова.

- Способствовать развитию фонематического восприятия.

- Учить читать слова, предложения, небольшие стихотворные тексты.

- Познакомить с ударением, ударным слогом, ударными гласными.

- Познакомить с термином «предложение».

- Учить правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «буква», «слово», «предложение».

- Учить составлять предложение из двух, трёх, четырёх слов.

- Учить записывать предложение условными обозначениями.

- Способствовать развитию графических навыков.

- Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

- Формировать навык самоконтроля и самооценки.

12.Ожидаемые результаты:

К концу учебного года ребёнок должен:

- знать буквы русского алфавита;

- писать буквы русского алфавита в клетке;

- понимать и использовать в речи термины «звук» и «буква»;

- определять место звука в слове: в начале, в середине и в конце;

- различать гласные, согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;

- пользоваться графическим обозначением звуков (гласные – красный квадрат, твёрдые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зелёный квадрат);

- уметь записывать слово условными обозначениями, буквами.

- соотносить звук и букву:

- писать слова, предложения условными обозначениями, буквами;

- определять ударный слог, ударную гласную и обозначать соответствующим значком;

-проводить звуковой анализ слов;

- читать слова, слоги, предложения, небольшие стихотворные тексты;

- правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»;

- составлять предложение из двух, трёх слов, анализировать его.

                             13.  Перспективное планирование

месяц

Тема

Методические приемы

октябрь

Вводное занятие: Звук и буква, слог как часть слова

Графическое изображение звука в слове (квадрат), графическое изображение слова (прямоугольник).

Звук и буква А.

Звук А

Граф. изображение гласного звука (красный квадрат), место звука в слове (начало, середина, конец). Игра «Кто внимательный»

Буква А

Определение места буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов. Графическое изображение. Написание буквы в клетке.

Звук и буква О. Звук О

Определение места звука в слове, соотношение названий предметов со схемами слов. Игра «Кто внимательный»

Буква О

Место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов.  Графическое изображении, печатание буквы. Рисование мячей. Игра «Схема-слово»

Тема и буква У. Звук У

Определение места звука в слове, соотношение названий предметов со схемами слов. Игра «Схема, слово»

Буква У

Место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов.  Графическое изображении, печатание буквы. Рисование крючков. Игра «Соедини правильно».        

Звук и буква Ы. Звук Ы

Определение места звука в слове, соотношение названий предметов со схемами слов. Игра «Загадки, предметы, схемы»

Буква Ы

Место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов.  Графическое изображении, печатание буквы. Игра «Ну-ка, буква, отзовись»

ноябрь

Звук и буква Э. Звук Э

Определение места звука в слове, соотношение названий предметов со схемами слов. Игра «Закончи предложение»

Буква Э

Место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов.  Графическое изображении, печатание буквы. Закрепление писать гласные буквы А, О, У, Э. Игра «Кто больше»

Чтение слов из пройденных букв – АУ, УА. Закрепление пройденного материала.

Печатание и чтение слогов. Игровое упражнение «Кто в каком домике живет». Игры: «Звук и буква».

Тема - Звук и буква Л

Место звука в слове, граф. изображение согласного звука (синий квадрат), соотношение названий предметов со схемами слов.  Деление слов на слоги. Печатание буквы.   Чтение слогов: ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ.

Тема - Звук и буква Л. Буква Л

Печатание и чтение слогов. Вычленение и написание 1-го слога в словах. Игра «раздели правильно.

Звук и буква М

Граф. изображение твёрдого согласного звука (синий квадр.), место звука в слове, слог-слияние согласной и гласной букв, чтение слогов, печатание буквы.

Звук и буква М

Печатание буквы, чтение слогов МА, МО, МУ, МЫ, МЭ. Игра «Слоговые домики». Определение первого слога в словах. Чтение слов из пройденных букв (мама, мыло). Выделение ударного слога, ударных гласных. Знакомство с ударением, его обозначением. Звуковой анализ слов.

Звук и буква Н. Звук Н

Место звука в слове, граф. изображение согласного звука (синий квадрат), соотношение названий предметов со схемами слов. Деление слов на слоги, определение ударного слога. Звуковой анализ слов. Игра «Кто больше»

декабрь

Звук и буква Н. Буква Н

Печатание буквы, чтение слогов НА, НО, НУ, НЫ, НЭ. Игра «Слоговые домики». Чтение слов из пройденных букв (луна, мыло). Написание слов знаками и буквами. Звуко-буквенный анализ сов. Фонетический разбор слов. Игра «Кто больше»

Звук и буква Р. Чтение слогов

Место звука в слове, граф. изображение согласного звука (синий квадрат), соотношение названий предметов со схемами слов. Игра «Определи место звука в слове и обозначь на схеме».

Звук и буква Р. Знакомство с предложением.

Печатание буквы, чтение слогов РА, РО, РУ, РЫ, РЭ. Игра «Слова и слоги». Фонетический разбор слов. Чтение предложения. Схема предложения.

Закрепление пройденного материала. Гласные и согласные звуки и буквы.

Определение места звука в слове. Чтение слогов и слов. Игры: «Звук потерялся», «Звук и буква», «Подскажи словечко»

Буква Я

Буква в нач. слова, соотношение первого звука в слове с буквой (А, Я), мягкие согласные (Мь, Ль, Нь, Рь) и их граф. изобр. на схеме (зелёный квадрат), сравнительное чтение слогов с А/Я, произношение согласных звуков

Буква Я

Печатание буквы. Фонетический разбор слов (МАЛ, МЯЛ) чтение слогов, слов, предложений. Записываем предложение в виде схемы. Записывание слов в виде схемы.

Буква Ю

Место буквы в словах (ЮРТА, ТЮЛЬПАН), соотношение первого звука в слове с буквой (У, Ю), сравнительное чтение слогов с У/Ю, произношение согласных звуков, запись слов ЛУК, ЛЮК условными обозначениями,

Буква Ю

Печатание буквы. Запись слов ЛУК, ЛЮК, фонетический разбор слов (ЛУК, ЛЮК). Игровое упражнение «Напиши правильно». Обозначение ударения.

январь

Буква Е. Чтение слогов, слов

Графическое изображение буквы и её условное обозначение(красный квадрат),   мягкие согласные (Мь, Ль, Нь, Рь) и их граф. изобр. на схеме (зелёный квадрат), сравнительное чтение слогов с Э/Е, произношение согласных звуков, чтение слов: море, Лена, мел. Фонетический разбор слов.

Буква Е. Составление предложений.

Составление предложений по с заданными словами, по схеме. Составление схемы предложения. Фонетический разбор слов в предложении

Буква Ё.  Чтение слогов, слов.

Графическое изображение буквы и её условное обозначение (красный квадрат),  мягкие согласные (Мь, Ль, Нь, Рь) и их граф. изобр. на схеме (зелёный квадрат), сравнительное чтение слогов с О/Ё, произношение согласных звуков.

Буквы Е, Ё

Чтение слогов, слов с гласными Е. Ё. Запись слов: мел, лён. Игра «Буквы рассыпались».  Фонетический разбор этих слов. Игра «Подскажи словечко». Составление предложений.

Звук и буква И. Звук И

Определение места звука в слове, соотношение названий предметов со схемами слов. Игра «Схема, слово». Условное обозначение звука – красный квадрат. Игра «Загадки и отгадки»

Звук и буква И. Буква И

Место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов.  Графическое изображении, печатание буквы. Чтение слогов и слов. Игра «Предмет, схема, слово». Фонетический разбор слов.

февраль

Закрепление пройденного материала

Печатание букв: Я, Ю. Е, Ё, И., чтение слогов. Различение твердых и мягких согласных. Игровое упражнение «Слоговые ласточки». Печатание и чтение слов: мяу, му, юла, лимон. Определение ударения в словах. Чтение предложения.

Звуки Г-К, К-КЬ, Г-ГЬ

Определение 1-го звука в слове. Сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), графическое изображение твердого (синий квадрат) и мягкого (зеленый квадрат) согласного. Игра «Слово, схема». Звуковой анализ слов. Запись слов условными знаками.

Буквы Г, К

Графическое изображение букв и условное обозначение твердого и мягкого согласного звука (синий или зеленый квадрат). Печатание и чтение слогов, сравнение звучания. Игра «Слоговые домики». Составление и запись предложения знаками.

Звуки Д-Дь, Т-Ть

Определение 1-го звука в слове. Сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), графическое изображение твердого (синий квадрат) и мягкого (зеленый квадрат) согласного.  Игра «Слово, схема». Звуковой анализ слов. Запись слов условными знаками.

Буквы Д, Т

Графическое изображение букв и условное обозначение твердого и мягкого согласного звука (синий или зеленый квадрат). Печатание букв и чтение слогов, сравнение звучания. Игра «Слоговые домики». Составление и запись предложения знаками.

Звуки В-ВЬ, Ф-ФЬ.

Определение места звука в слове (начало, середина слова). Сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), графическое изображение твердого (синий квадрат) и мягкого (зеленый квадрат) согласного.  Игра «Слово, схема».

Буквы В-Ф

Печатание букв и чтение слогов, сравнение звучания. Игра «Слоговые домики».  Запись слов знаками, фонетический разбор слов.

Звуки З-ЗЬ, С-СЬ

Определение места звука в слове (начало, середина слова). Сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), графическое изображение твердого (синий квадрат) и мягкого (зеленый квадрат) согласного.  Игра «Слово, схема».

март

Буквы З, С

Печатание и чтение слогов, сравнение звучания. Игра «Слоговые домики». Дописывание и чтение слов. Игра «Допиши и прочитай». Фонетический разбор слов. Сравнительный анализ слов: роза-роса, коза-коса.

Звуки Б-БЬ, П-ПЬ. Буквы Б-П

Определение 1-го звука в словах. Сравнительный анализ звуков Б,П (звонкий/глухой).  Печатание букв и чтение слогов, сравнение звучания. Игра «Слоговые домики».

Звуки Б-БЬ, П-ПЬ. Буквы Б-П

Чтение предложения, вычленение слов с заданными звуками. Составление слова из букв. Дописывание слова в предложении. Фонетический разбор слов.

Буква Х. Звуки Х-ХЬ

Определение 1-го звука в словах. Графическое изображение буквы  и  условное обозначение  твердого и мягкого согласного звука (синий или зеленый квадрат). Печатание буквы, чтение слогов и слов. Составление схемы слов.

Буква Х. Звуки Х-ХЬ

Составление слов из букв и печатание слов, дописывание слов в предложениях. Фонетический разбор слов. Вычленение слов с заданным звуком в рассказе.

Буквы и звуки Ж-Ш

Определение 1-го звука в словах. Сравнительный анализ звуков Ж, Ш (звонкий/глухой).  Условное обозначение звуков – синий квадрат (всегда твердые). Печатание букв и чтение слогов, сравнение звучания. Игра «Слоговые домики». Игра «Предмет, слово, схема». Печатание и чтение слов.

Буквы и звуки Ж-Ш

Игра «Предмет, слово, схема». Печатание и чтение слов.

Фонетический разбор слов.  Составление предложений с заданными словами.

Буквы и звуки Ч-Щ

Определение звука в словах.  Определение места звука в слове. Условное обозначение звуков – зеленый квадрат (всегда мягкие, глухие).  Печатание букв и чтение слогов.

 апрель

Буквы и звуки Ч-Щ. Чтение слов и предложений.

Чтение предложений, стихотворения. Вычленение слов с заданным звуком. Написание слов, фонетический разбор слов.

Звук и буква Ц

Определение 1-го звука в словах.  Условное обозначение звука – синий квадрат (всегда твердый, глухие).  Печатание буквы и чтение слогов. Чтение стихотворного текста. Вычленение слов с заданным звуком, определение места звука в слове. Составление слов из букв. Игра «Буквы рассыпались»

Звук и буква Ц

Чтение слов со звуком Ц. Чтение предложений.  Составление слов из букв. Игра «Буквы рассыпались». Фонетический разбор слов. Составление схемы предложений.

Буква Ь

Изменение, анализ и чтение слов с Ь на конце Печатание буквы и чтение слов. Схема слов. Фонетический разбор слов. Сравнительный анализ слов: угол-уголь, мел-мель, брат-брать, ел-ель. Чтение стихотворного текста, дописывание последнего слова.

Буква Ъ

Сравнительный анализ слов (СЕЛ, СЪЕЛ), изменение слов с помощью Ъ, анализ и чтение слов, чтение стихотворений. Игра «Звук, буква, слово». Определение буквы Ъ в словах.

Буквы Ь и Ъ

Чтение слов с Ь и Ъ. Изменение слов с помощью Ь и Ъ. Фонетический разбор слов

Чтение слов, слогов, предложений

Слог деление слов на слоги. Слова: составление из букв, чтение и письмо, фонетический разбор. Разгадывание ребусов.  Предложение: составить по картинке и дописать пропущенное слово. Разгадывание загадок.

Чтение слов, составление предложений по сюжетным картинкам

Дописывание недостающих букв (гласных и согласных) в словах, чтение. Составление и запись предложений. Вычленение последнего звука в словах.

май

Алфавит, чтение стихотворения

Запись алфавита по образцу и под диктовку. Чтение стихотворения про алфавит.

Повторение – закрепление.

14. 2-й год обучения(6-7 лет) – «Я НАЧИНАЮ ЧИТАТЬ»: развитие интереса и способностей к чтению.

15.Особенности развития речи ребенка 6-7 лет

У ребенка шестого года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он был.. В этом возрасте ребенок уже способен самостоятельно раскрыть содержание картинки, если на ней изображены предметы, которые ему хорошо знакомы. Но при составлении рассказа по картинке он еще часто концентрирует свое внимание главным образом на основных деталях, а второстепенные, менее важные часто опускает.
В процессе богатой речевой практики ребенок к моменту поступления в школу овладевает также основными грамматическими закономерностями языка. Он правильно строит предложения, грамотно выражает свои мысли в объеме доступных для него понятий. Первые предложения ребенка-дошкольника отличаются упрощенностью грамматических конструкций. Это простые нераспространенные предложения, состоящие только из подлежащего и сказуемого, а иногда лишь из одного слова, которым он выражает целую ситуацию. Наиболее часто он употребляет слова, обозначающие предметы и действия. Несколько позже в его речи появляются и распространенные предложения, содержащие, кроме подлежащего и сказуемого, определения, обстоятельства. Наряду с формами прямых падежей ребенок употребляет и формы косвенных падежей. Усложняются также грамматические конструкции предложений, появляются придаточные конструкции с союзами "потому что", "если", "когда" и т. д. Все это говорит об усложняющихся процессах мышления у ребенка, что находит свое выражение в речи. В этот период у него появляется диалогическая речь, которая часто выражается в разговоре с самим собой в процессе игры.
Таким образом, можно сказать, что фундамент речевого развития ребенка закладывается в дошкольном периоде, поэтому речь в этом возрасте должна являться предметом особой заботы со стороны взрослых.
У ребенка 7 лет продолжается дальнейшее развитие речи: увеличивается и обогащается ее словарный состав, усложняется фразовая речь и грамматический строй, усваивается правильный литературный язык. Словарь ребенка, поступающего в школу, содержит примерно от 3 до 7 тысяч слов, в отдельных случаях до 10 тысяч слов . Преобладают в словаре существительные, глаголы, качественные прилагательные, наречия. Процент конкретных существительных по сравнению с отвлеченными довольно высок - 85%. Это объясняется тем, что ребенок мыслит конкретными категориями, опираясь при этом на наглядные свойства конкретных предметов и явлений.
Внимательный глаз ребенка замечает много подробностей и деталей в окружающем мире, его наглядно-образная память, как губка, впитывает впечатления непосредственно воспринимаемой действительности, высказывания взрослых, прочитанное и услышанное. Дети в этом возрасте уже пытаются анализировать, сопоставлять и сравнивать явления действительности, делать выводы. Об этом свидетельствуют интересные сравнения, появляющиеся в их речи. А к концу дошкольного возраста возникает речевое общение со взрослым на личностные темы.
На седьмом году речь ребенка становится все более точной в структурном отношении, достаточно развернутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отмечаются четкость изложения, завершенность высказываний. В этом возрасте ребенок способен самостоятельно давать описания игрушки, предмета, раскрывать содержание картинки, пересказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до или после увиденного.
В процессе речевого общения дети употребляют как простые, так и сложные предложения. Для связи простых предложений они используют соединительные, противительные и разделительные союзы, иногда в сложные предложения включают причастные и деепричастные обороты. В этом возрасте дети правильно согласовывают между собой слова (например, имена существительные и прилагательные в роде и числе), употребляют падежные окончания (трудности чаще всего возникают лишь при употреблении несклоняемых существительных).
Произносительная сторона речи ребенка седьмого года жизни достигает довольно высокого уровня. Он правильно произносит все звуки родного языка, четко и внятно произносит фразы; говорит громко, но в зависимости от ситуации может говорить тихо и даже шепотом; умеет изменять темп речи с учетом содержания высказывания, четко произносить слова, учитывая при этом нормы литературного произношения; пользуется интонационными средствами выразительности.

Основная задача – овладение техникой чтения, зарождающийся интерес к самостоятельному чтению.

Основной материал изучения – слова и предложения, тексты, которые дети к концу обучения читают самостоятельно. Детям предлагаются игровые задания и упражнения со звуками, буквами, словами и предложениями. Содержание заданий связано с разделами «ознакомления с окружающим миром» (времена года, домашние и дикие животные, цветы и т.д.). Расширение и обогащение представлений об окружающем мире происходит с помощью художественного слова: пословиц и поговорок, загадок, сказок, стихотворений, рассказов Ушинского К., Даля В., Сладкого Н. В каждое занятие включены задания по развитию графических навыков с целью подготовки руки ребёнка к письму.

Критерии развития интереса и способностей к чтению

16.Ожидаемые результаты

Ребёнок к концу года должен:

  • проявлять интерес к звучащему слову, чтению, письму;
  • ориентироваться в звуко-буквенной системе языка;
  • понимать смыслоразличительную функцию звуков и букв;
  • записывать слова, предложения печатными буквами;
  • разгадывать ребусы, кроссворды;
  • читать слова, предложения, небольшие стихотворения, тексты, понимать прочитанный текст;
  • ориентироваться в тетради в линейку (широкая и узкая строка);
  • рисовать предметы в тетради в линейку.

17.Перспективное планирование на учебный год

месяц

тема

Методические приемы

сентябрь

1.Тема – «Звуки и буквы» – закрепление.

Графическое изображение звука в слове (квадрат). Место звука в слове (начало, середина, конец).

Соотнесение звука и буквы, чтение и отгадывание загадок. игровое упражнение: «Прочитай и допиши правильно». Игры: «Буквы рассыпались», «Буквы потерялись», «Буквы потерялись местами»

2.Тема – «Слова и слоги» - закрепление

Слог как часть слова, графическое изображение слова (прямоугольник). Чтение пословиц. Игровое упр. «Соедини правильно», «Кто в каком домике живёт».

3.Тема - «Предложение, графические навыки» - закрепление

Игровое  упражнение «Прочитай и допиши правильно», составление предложений по картинкам, рисование по образцу в тетради в клетку.

октябрь

4.Тема – «В мире книг»

Чтение и отгадывание загадок, запись слов-отгадок, чтение пословиц, рисование колобка в тетради в линейку.

5.Тема – «Игрушки».

Игр. упр. «Напиши правильно», «Допиши предложение», чтение загадки, рисование шариков в тетради в линейку.

6.Тема – «Овощи»

Игр. упр. «Напиши правильно», «Соедини правильно», «Допиши предложение», чтение загадки, рисование огурцов в тетради в линейку.

7.Тема – «Фрукты»

Игр. упр. «Напиши правильно», «Что где растёт», «Учимся разгадывать кроссворд», рисование вишен, яблок в тетради в линейку

ноябрь

8.Тема – «Осень».

Чтение загадки, рассказа, пословиц об осени. Рисование осенних листочков в тетради в линейку

9.Тема – «Домашние животные».

Чтение загадок, игр. упр. «Напиши правильно», чтение рассказа Ушинского К. «Васька», рисование кошки в тетради в линейку

10.Тема – «Дикие животные»

Разгадывание кроссворда, игровое упр. «Допиши предложение», чтение загадки, рисование зайца в тетради в линейку.

11.Тема – «Сказки».

Чтение пословиц о сказках, игровое упражнение «Напиши правильно», рисование Курочки Рябы в тетради в линейку

декабрь

12.Тема – «Зима».

Чтение загадок, рассказа о Зиме, составление предложения по картинке, рисование снежинок в тетради в линейку.

13.Тема – «Новый год

Чтение стихотворения, игр. упр. «Напиши правильно», составление рассказа по серии сюжетных картинок, рисование ёлочных шариков в тетради в линейку.

январь

14.Тема – «Транспорт».

Игр. упр. «Напиши правильно», чтение загадки, рисование вагончиков в тетради в линейку.

15.Тема – «Профессии».

Игр. упр. «Прочитай и допиши предложение», «Соедини правильно», чтение загадок.

февраль

16.Тема - «Природные явления».

Чтение пословиц, стих-я о природных явлениях, игр. упр. «Соедини правильно». Соотнесение звука и буквы.

17.Тема – «Лес»

Чтение рассказа, загадок о лесе, игр. упр. «Что перепутал художник», рисование желудей, грибов в тетради в линейку.

18.Тема – «Насекомые».

Разгадывание кроссворда, игр. упр. «Раскрась и соедини правильно», рисование божьих коровок в тетради в линейку.

март

19.Тема – «Птицы»

Разгадывание кроссворда, игр. упр. «Раскрась правильно», рисование тюльпанов в тетради в линейку

20.Тема – «8 Марта».  

Чтение стих-я Шорыгиной Т., написание поздравлений женщинам своей семьи и рисование для них букетов цветов, чтение пословиц о маме.

21.Тема – «Цветы».

Разгадывание кроссворда, игр. упр. «Раскрась правильно», рисование тюльпанов в тетради в линейку

22.Тема – «Весна».

Чтение загадки, рассказа Сладкова Н. «Весенние радости», игр. упр. «Соедини правильно», рисование подснежников в тетради в линейку.

апрель

23.Тема – «Ребусы».

Разгадывание ребусов.

май

24. Тема – «Скоро в школу».

Чтение стих-й и пословиц о школе, игр. упр. «Соедини правильно», чтение вопросов и написание ответов на них.

25.Повторение пройденного материала

26.Мониторинг – диагностика

18.Работа с родителями

Выступление на родительских собраниях: Перспектива и особенности подготовки детей к школе в рамках обучения элементам грамоты.

«Наши результаты»: сентябрь, май.

Индивидуальные беседы, консультации в течение года.

19.Список литературы

  1. Е.В.Колесникова. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». Москва: Издательство ЮВЕНТА , 2010 г.
  2. Е.В.Колесникова. «Развитие звуко-буквенного анализа у детей у детей 5-6 лет». Москва: Издательство ЮВЕНТА , 2011г.
  3. У.М.Сидорова. Задания  по развитию речи детей старшей группы ДОУ. Москва: Творческий центр, 2010 г.
  4. Ознакомление с художественной литературой. Развитие речи. Обучение грамоте. Автор – составитель А.В. Аджи. Воронеж : ТЦ «Учитель», 2009 г.
  5. Е. В. Колесникова. «От А до Я». Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. Москва : Издательство «ЮВЕНТА», 2011 г.
  6.  Е.В. Колесникова. «Ну-ка, буква, отзовись!» Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. Москва: Издательство «ЮВЕНТА», 2011 г.
  7. Е.В.Колесникова «Прописи для дошкольников 5–7 лет». Москва: Издательство «ЮВЕНТА», 2011 г.
  8.  Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет - «Я НАЧИНАЮ ЧИТАТЬ».
  9. 2. Демонстрационный материал «Звуки и буквы»
  10. 3. Учебно-методическое пособие к демонстрационному материалу «Звуки и буквы»
  11. 4. Рабочие тетради для детей:
  12. -  «От А до Я»;
  13. -  «Я начинаю читать».
  14.  Дополнительный материал:
  15. «Запоминаю буквы»
  16. «Слушай, смотри, делай!» для детей 5-7 лет
  17. «Весёлая грамматика» для детей 5-7 лет
  18. «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет»
  19. «500 игр для коррекционно-развивающего обучения детей 3-7 лет»
  20. «Я уже читаю».
  21. Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по познавательному развитию "Развиваемся играя"

Программа соответсвует тенденциям развития образования, обеспечивает развитие логического мышления, внимания и памяти у детей младшего дошкольного возраста....

Рабочая программа дополнительного образования по познавательному развитию "Знатоки природы"

Рабочая программа дополнительного образования по познавательному развитию "Знатоки природы" для детей второй младшей группы...

Программа дополнительного образования по предшкольной подготовке «Скоро в школу»

Программа дополнительного образования по предшкольной подготовке...

Программа дополнительного образования по познавательному развитию «Тропинка к школе» для детей подготовительной группы на 2021-2022 учебный год

Программа дополнительного образования по познавательному развитию «Тропинка к школе» для детей подготовительной группы на 2021-2022 учебный годАннотация к программе...

Программа дополнительного образования по предшкольной подготовке «Скоро в школу»

Программа дополнительного образования по предшкольной подготовке «Скоро в школу»...