Программа дополнительного образования по предшкольной подготовке «Скоро в школу»
методическая разработка

Хаконова Нина Владимировна

Программа дополнительного образования по предшкольной подготовке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_shkole_programma.docx85.11 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Муниципальное казённое учреждение

Департамент образования Местной администрации городского округа Нальчик

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад № 3 »

городского округа Нальчик Кабардино-Балкарской Республики

Адрес: РФ, КБР, 360032 г. Нальчик, ул. 2-ой Таманской дивизии  - 450 тел. (8-866-2) 73-61-34 ИНН 0716025652 , КПП 072601001

   

      Принято                                                                                   Утверждаю

      на педагогическом совете                                                     И.о заведующей МКДОУ «Детский сад№3»

      Протокол №1                                                                           _______________М.М. Шортанова

      от30.08.2021г                                                                            Приказ №1 от 02.09.2021г.

Программа дополнительного образования по предшкольной подготовке

«Скоро в школу»

на 2021-2022 учебный год

г.о. Нальчик

Содержание.

  Пояснительная записка

Целевой раздел

1.        Актуальность

2.        Цель программы

3.        Задачи программы

4.        Практическая значимость  и методическая ценность программы        

5.        Миссия программы

6.        Концепция программы

7.        Функции программы

8.        Принципы программы

9.        Особенности программы

10.        Задачи первого раздела

11.        Задачи второго раздела

12.        Планируемые результаты

Содержательный раздел

14.        Комплексно - тематическое планирование

15.        Календарное планирование

Содержательный раздел

16.        Методическое обеспечение программы

17.        Работа с родителями

18.        Тематическое планирование работы с родителями

19.        Преемственность со школой

20.        Заключение

21.        Литература

                         

 «От того, как прошло детство,

кто вел ребенка за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –

от этого в решающей степени зависит,

каким человеком станет сегодняшний малыш»

В. А. Сухомлинский.

Пояснительная записка.

Дошкольное образование – это фундамент всей образовательной системы, так как именно здесь закладываются основы личности, определяющие характер будущего развития ребенка.

На этапе дошкольного возраста необходимо создать условия для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, необходимо создать условий для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения.

Актуальность.

Подготовка к школе детей является одной из самых актуальных проблем на протяжении всей истории образования. В настоящее время дошкольное образование и школа решают сложные задачи перехода на новые Федеральные государственные образовательные стандарты. Успехи современного школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы, в том числе от правильного формирования предпосылок универсальных учебных действий согласно Федеральным государственным стандартам дошкольного образования.

Одним из приоритетных направлений развития современной образовательной системы Российской Федерации   остается необходимость обеспечения равных стартовых возможностей для детей (из разных социальных групп и слоев населения) при поступлении в начальную школу. Для этого необходимо создать равные условия, которые государство должно обеспечить любому ребенку дошкольного возраста, проживающему в России, независимо от благосостояния семьи, места проживания и национальной принадлежности, для получения такого уровня развития, который позволит ему успешно обучаться в школе.

Анализ подготовки детей к школе свидетельствует о наличии педагогических, психологических и физиологических проблем в организации обучения, воспитания и развития детей, поступающих в первый класс. Этому способствует ряд проблем:

-в обществе наметились две устойчивые группы детей: организованных (посещающих детский сад) и «неорганизованных» (не посещающих детский сад). Такое «расслоение» в отношении к подготовке к школе создает проблемы как для самих детей, их родителей, так и учителей начальной школы;

-недостаточно сформировано умение организовывать свою деятельность, на низком уровне навыки самообслуживания (гипер - опека со стороны родителей), не у всех детей сформированы навыки работы в группе сверстников;

-образование, которое получает ребенок в детском саду, остается невостребованным начальной школой в полной мере;

-в дошкольных образовательных учреждениях усиливается тенденция раннего обучения школьным предметам на основе дублирования части учебных материалов и программ начального обучения, что противоречит задачам дошкольного образования, а также неблагоприятно сказывается на здоровье детей;

Исходя из этих проблем, нами разработана программа «Скоро в школу…», целью которой является: 

- повышение профессиональной компетентности педагогов по предшкольному образованию;

- совершенствование условий, способствующих воспитанию здоровой, гуманной, социально активной, творческой, ответственной, нравственной личности;

-  повышение уровня индивидуального развития и интереса воспитанников к школьному обучению;

 -  формирование положительного отношения к предстоящему обучению;

-   создание условий для позитивного взаимодействия детей, педагогов, родителей.

Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на детей в возрасте от 6 до 7 лет. Продолжительность реализации программы – восемь месяцев (период с октября месяца по май месяц включительно), что составляет 8 занятий в месяц по 30 минут каждое. Занятия проходят 2 раз в неделю.

В соответствии с этой целью решаются следующие задачи:

Обучающие:

Приобретение знаний, умений и навыков, предшествующих учебной деятельности;

Формирование умений точно и ясно выражать свои мысли;

Развитие мотивации к учебной деятельности.

Развивающие:

Прививать ответственное отношение к учебе;

Активизировать творческий потенциал;

Развить умения и навыки необходимые для занятий в начальной школе;

Развивать память, мышление, воображение.

Воспитывающие:

Воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность;

Формировать культуру общения друг с другом;

Практическая значимость и методическая ценность программы.

Программа «Скоро в школу» определяет  основные направления деятельности по реализации предшкольной подготовки в МКДОУ «Детский сад№3» Позволяет привести систему образования  в состояние, адекватное потребностям социума и личности ребенка, не нарушая естественный ход развития маленького человека.

Программа раскрывает особенности работы с родителями и семьями будущих первоклассников. В ней представлены  разнообразные формы работы  с родителями и дошкольниками. Психолого-педагогическая культура и просвещенность родителей во многом определяет менее болезненный и более сжатый во временном промежутке адаптационный период ребенка при поступлении в школу.

Программа рассматривает и особенности организации психолого-педагогической работы  гимназии.

Миссия данной программы.

 Предшкольное образование представляется как особо значимый этап в становлении и развитии личности ребенка, его социокультурной и природосообразной адаптации в условиях здоровьесберегающего пространства,  созданными в условиях образовательного учреждения.

Концепция.

Отношение к детству как к самоценному времени жизни формирует у детей в будущем такие долго действующие качества личности, которые дадут возможность шагнуть далеко за пределы детства и определить личностные, профессиональные и жизненные перспективы в целом.

Модель подготовки детей к школе в МКДОУ «Детский сад№3» реализуется посредством обеспечения следующих условий:

1) Наличие нормативно-правовых документов Федерального, регионального и локального уровней;

2) Организация рациональной предметной и развивающей среды, которая позволяет стимулировать физическое и психическое развитие детей;

3) Внедрение технологий здоровьесберегающей среды.

-соблюдение рационального режима дня, 

-обеспечение благоприятной гигиенической обстановки и условий для преобладания положительных эмоций у детей в ежедневном распорядке дня,

-лечебно-профилактические мероприятия, 

-оптимальный двигательный режим, основанный на рациональном соотношении разных видов двигательной деятельности, который включает всю динамическую деятельность детей как организованную, так и самостоятельную.

– включение ребенка в систему коррекционных мероприятий с помощью средств музыки, что позволяет корректировать в целях развития и оздоровления ребенка конкретные дефекты речи, общедвигательного развития, психоэмоциональной сферы, добиваясь положительной динамики.

4) Создание комфортной психологической обстановки.

– наличие адаптивной модели организации образовательного процесса, учитывающей состояние здоровья ребенка и его индивидуально – личностные особенности;
– органичное сочетание физических упражнений, закаливающих процедур (физические упражнения после дневного сна).

Основные функции программы:

- Коммуникативная – направлена на создание условий для развития уровня коммуникативных качеств будущих первоклассников, возможности их продуктивного общения со сверстниками и педагогами.

- Развивающая – направлена на развитие самостоятельности, творческих способностей, познавательной активности.

- Корректирующая – направлена на создание условий для выявление «факторов риска» в дошкольной подготовке.

Наиболее значимым для предшкольного образования являются следующие принципы:

1)  Принцип целенаправленности педагогического процесса;

2) Принцип гуманистической направленности педагогического процесса; 

3) Принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему; 

4) Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности;

5) Принцип сознательности и активности личности ребенка в целостном педагогическом процессе;

6) Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.

Особенности данной дополнительной образовательной программы:

  • Все занятия построены  с элементами тренинга и сказкотерапии.
  • Во время занятия – тренинга, сказкотерапии происходит более глубокое развитие психических процессов развития межполушарного взаимодействия и активизация ценностно - смыслового компонента сознания  личности, побуждение  их к осмыслению общечеловеческих ценностей, к осознанию собственной внутренней позиции школьника, формированию собственных ценностных ориентаций;
  • Обучение  приёмам мышечного расслабления - базового условия для аутогенной тренировки.
  • Формирование  представлений о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире через игры – тренинги и сказкатерапию;
  • Развивать умение чувствовать и понимать другого человека через упражнения – тренинги через игры – тренинги и сказкатерапию;
  • Повышение  самооценки, уверенности в себе через игры – тренинги и сказкатерпию.

Программа состоит из двух разделов.

Первый раздел:  развитие речи и обучение грамоте.

Второй раздел:   развитие математических представлений и логики

 

Задачи первого раздела:

  • развитие речи и обучение грамоте;
  • развитие видов речевой деятельности: умений слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения;
  • обогащение речи детей, за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем мире в ходе чтения, рассмотрения иллюстраций, бесед и др.;
  •  развитие фонематического слуха (умение выделять звук из ряда других);
  • развитие фонематического анализа (умение делать звуко-буквенный анализ слов, правильно определять и давать характеристику звука);
  • развитие умения правильно обозначать звук на письме, составлять слова из букв и слогов, читать;
  • подготовка руки к письму («печатание» букв, слов, предложений)

Задачи второго раздела:

  • развитие математических представлений и логики;
  • развитие математических представлений о числах и цифрах;
  • знакомство с математическими знаками;
  • развитие умение решать и составлять арифметические задачи;
  • развитие внимания, наблюдательности, логического мышление;
  • подготовка руки к письму («печатание» цифр, рисование геометрических форм)

Планируемые результаты после реализации программы.

По первому разделу:

- ребенок должен хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», « предложение»; знать порядок букв (алфавит);

- различать гласные и согласные звуки;

- правильно ставить ударение в знакомых словах;

- свободно и осознанно читать простые слова

- правильно составлять из букв слоги всех видов и слова простой структуры;

- уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце;

- проявлять интерес к родному языку.

По второму разделу:

- ребенок должен различать и называть цифры и другие математические знаки (сложения- вычитания, знаки больше-меньше, равно);

- уметь составлять и решать арифметические задачи;

- уметь решать логические задачи , обосновывать доказательство;

- ориентироваться в тетради

Способы проверки освоения программы – мониторинг освоения детьми содержания дополнительной образовательной программы с помощью игровых заданий.

Форма подведения итогов по реализации дополнительной образовательной программы «Скоро в школу…» – открытое занятие для родителей.

 

Содержательный раздел

Календарно-тематическое планирование программы

 

№ п/п

Тема (раздел)

Основные задачи

Количество часов

всего

теория

практика

Октябрь

Звуки и буквы

(Развитие речи и обучение грамоте)

Первого раздела:

- обогащение речи детей, за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем мире

-развитие фонематического слуха

- развитие фонематического анализа

- формирование графомоторных навыков и умений

Четыре занятия

по 30 мин

10 мин

20 мин

 

Числа-цифры

(Развитие математических представлений и логики)

Второго раздела:

-   развитие математических представлений о числах и цифрах

-знакомство с математическими знаками

- развития интереса к окружающему миру математического содержания

Четыре занятия

по 30 мин

10 мин

20 мин

Ноябрь

Звуки и буквы

(Развитие речи и обучение грамоте)

Первого раздела:

-обогащение речи детей, за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем мире

-развитие фонематического слуха

- развитие фонематического анализа

- формирование графомоторных навыков и умений

Четыре занятия

по 30 мин

 

10 мин

20 мин

 

Числа-цифры

(Развитие математических представлений и логики)

Второго раздела:

- развитие математических представлений о числах и цифрах

-знакомство с математическими знаками

- развития интереса к окружающему миру математического содержания

Четыре занятия

по 30 мин

10 мин

20 мин

Декабрь

Звуки и буквы

(Развитие речи и обучение грамоте)

Первого раздела:

-обогащение речи детей, за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем мире

-развитие фонематического слуха

- развитие фонематического анализа

- формирование графомоторных навыков и умений

Четыре занятия

по 30 мин

10 мин

20 мин

 

Арифметические задачи

(Развитие математических представлений и логики)

Второго раздела:

-развитие умение решать и составлять арифметические задачи

- развития интереса к окружающему миру математического содержания

-развитие внимания, наблюдательности, логического мышление;

Четыре занятия

по 30 мин

10 мин

20 мин

Январь

Звуки и буквы

(Развитие речи и обучение грамоте)

Первого раздела:

-обогащение речи детей, за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем мире

-развитие фонематического слуха

- развитие фонематического анализа

- формирование графомоторных навыков и умений

Четыре занятия

по 30 мин

10 мин

20 мин

 

Арифметические задачи

(Развитие математических представлений и логики)

Второго раздела:

-развитие умение решать и составлять арифметические задачи

- развития интереса к окружающему миру математического содержания

 

Четыре занятия

по 30 мин

10 мин

20 мин

Февраль  

 

Звуки и буквы

(Развитие речи и обучение грамоте)

Первого раздела:

-обогащение речи детей, за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем мире

-развитие фонематического слуха

- развитие фонематического анализа

- формирование графомоторных навыков и умений

Четыре занятия

по 30 мин

10 мин

20 мин

 

Арифметические задачи

(Развитие математических представлений и логики)

Второго раздела:

-развитие умение решать и составлять арифмети-ческие задачи

- развития интереса к окружающему миру матема-тического содержания

-развитие внимания, наблюдательности, логичес-кого мышление

Четыре занятия

по 30 мин

10 мин

20 мин

Март

Звуки и буквы

(Развитие речи и обучение грамоте)

Первого раздела:

- обогащение речи детей, за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем мире

-развитие фонематического слуха

- развитие фонематического анализа

- формирование графомоторных навыков и умений

Четыре занятия

по 30 мин

10 мин

20 мин

 

Арифметические задачи

(Развитие математических представлений и логики)

Второго раздела:

-развитие умение решать и составлять арифметические задачи

- развития интереса к окружающему миру математического содержания

-развитие внимания, наблюдательности, логического мышление;

Четыре занятия

по 30 мин

10 мин

20 мин

Апрель

Звуки и буквы

(Развитие речи и обучение грамоте)

Первого раздела:

- обогащение речи детей, за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем мире

-развитие фонематического слуха

- развитие фонематического анализа

- формирование графомоторных навыков и умений

Четыре занятия

по 30 мин

10 мин

20 мин

 

Логические задачи

(Развитие математических представлений и логики)

Второго раздела:

-развитие умение решать   логические задачи

- развития интереса к окружающему миру математического содержания

 

Четыре занятия

по 30 мин

10 мин

20 мин

Май

 

Звуки и буквы

(Развитие речи и обучение грамоте)

Первого раздела:

- обогащение речи детей, за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем мире

-развитие фонематического слуха

- развитие фонематического анализа

- формирование графомоторных навыков и умений

Четыре занятия

по 30 мин

10 мин

20 мин

 

Логические задачи

(Развитие математических представлений и логики)

Второго раздела:

-развитие умение решать логические задачи

- развития интереса к окружающему миру математического содержания

 

Четыре занятия

по 30 мин

10 мин

20 мин

 

                                                                                                    

Календарное планирование программы.

 

Мес.

Название темы

Цели

Краткое описание темы

Октябрь

Звуки и буквы

Первого раздела:

освоение грамотой

 

Гласные звуки и буквы

А,У,О

Согласный звук М (М*),буква

Согласные С (С*) Х(Х*), буквы

 

Числа-цифры

Второго раздела:

развитие математических представлений

Цифры от 0 до 5; математические знаки +, -,=

Ноябрь

Звуки и буквы

Первого раздела:

освоение грамотой

Звук Ш, буква Ш Сопоставление С и Ш

Согласный Л (Л*) ,буква Л

 

 

 

Числа-цифры

Второго раздела:

развитие математических представлений

 

 

Цифры от 5 до 10

математические знаки > ,<

Декабрь

Звуки и буквы

Первого раздела:

освоение грамотой

 

Гласный Ы

Согласные Н (Н*), Р (Р*) ,буквы

Сопоставление Р и Л

 

 

Арифметические задачи

Второго раздела:

развитие математических представлений

 

Арифметические задачи на сложение

Январь

Звуки и буквы

Первого раздела:

освоение грамотой

Звуки К (К*), П (П*), Т (Т*) ,буквы

Гласный И

 

 

Арифметические задачи

Второго раздела:

развитие математических представлений

 

Арифметические задачи на вычитание

Февраль  

Звуки и буквы

Первого раздела:

освоение грамотой

Согласные В (В*), З (З*), буквы. Сопоставление З и С

Звуки Ж, Б (Б*), буквы

 

 

 

Арифметические задачи

Второго раздела:

развитие математических представлений

Составление арифметических задач

Март

Звуки и буквы

Первого раздела:

освоение грамотой

Звуки Г (Г*), Д (Д*), буквы

Сопоставление Д и Т

Звук Й

Ь- показатель мягкости

 

Арифметические задачи

Второго раздела:

развитие математических представлений

 

 

Составление арифметических задач

Апрель

Звуки и буквы

Первого раздела:

освоение грамотой

Гласные Я, Ю, Е

Согласные Ц, Ч

Звуки Щ, Ф (Ф*)

Гласный Э

 

Логические задачи

Второго раздела:

развитие математических представлений

 

Логические задачи на внимание

Май

Звуки и буквы

Первого раздела:

освоение грамотой

Ъ, Ь- разделительные знаки

Удвоенные согласные

Закрепление пройденного

 

Логические задачи

Второго раздела:

развитие математических представлений

Закрепление умения решать все виды задач

 

 

Методическое обеспечение  программы.

Основной деятельностью детей в предшкольном образовании остается – игровая деятельность, как важнейший фактор развития ребенка, в создании образовательной среды, способствующей социальному, нравственно-эстетическому развитию личности, сохранению детской индивидуальности, развитию способностей и познавательных интересов.

Деятельность ребенка организовывается так, чтобы ее результатом стали вопросы детей, направленные на понимание ими окружающего мира. Появляется переходная форма деятельности – учебно-игровая, для которой характерно то, что она осуществляется под непосредственным руководством взрослого: он задает мотивы, учит ставить задачу, показывает способы ее решения, оценивает результат. Исходя из этого, мы предлагаем следующую форму организации и проведения предшкольной подготовки.

 

Месяц

Тема (раздел)

Форма занятий

Приемы и методы

Дидактический материал,

техническое оснащение

Формы подведения итогов

Октябрь

Звуки и буквы

Числа-цифры

Игровое

Игровые:

использование игр и игровых персонажей

 

Наглядные методы:

показ способа написания буквы (цифры)

 

Словесные:

объяснение,

беседа

использование художественной литературы (стихи, загадки)

 

Практические:

- выполнение заданий

 

помещение группы

азбука (наборное полотно и карточки с буквами, с цифрами)

фланелеграф;

индивидуальные разрезные наборы букв и цифр;

картинки с цветным изображе-нием звуков (красный –гласный, синий - согласный, зеленый - согласный мягкий);

предметные картинки для со-ставления предложений и задач

сюжетные картинки для составления рассказов;

тетради в клетку; мнемотаблицы;

рабочие листы - прописи букв, цифр;

игры со словами

 

Проведение открытого занятия

 

Ноябрь

Звуки и буквы

Числа-цифры

Игровое

Игровые:

использование игр и игровых персонажей

 

Наглядные методы:

показ способа написания буквы (цифры)

 

Словесные:

объяснение,

беседа

использование художественной литературы (стихи, загадки)

 

Практические:

- выполнение заданий

 

 

помещение группы

азбука (наборное полотно и карточки с буквами, с цифрами) фланелеграф;

индивидуальные разрезные наборы букв и цифр;

картинки с цветным изображе-нием звуков (красный –гласный, синий - согласный, зеленый - согласный мягкий);

предметные картинки для со-ставления предложений и задач

сюжетные картинки для состав-ления рассказов;

тетради в клетку; мнемотаблицы;

рабочие листы- прописи букв, цифр;

игры со звуками, с математи-ческим содержанием

Проведение открытого занятия

Декабрь

Звуки и буквы

Арифметичес-кие задачи

Игровое

Игровые:

использование игр и игровых персонажей

 

Наглядные методы:

показ способа написания буквы (цифры)

 

Словесные:

объяснение,

беседа

использование художественной литературы (стихи, загадки)

 

Практические:

- выполнение заданий

помещение группы

азбука (наборное полотно и карточки с буквами, с цифрами) фланелеграф;

индивидуальные разрезные наборы букв и цифр;

картинки с цветным изображе-нием звуков (красный –гласный, синий- согласный, зеленый- согласный мягкий);

предметные картинки для со-ставления предложений и задач

сюжетные картинки для составления рассказов;

тетради в клетку; мнемотаблицы;

рабочие листы- прописи букв, цифр

Проведение открытого занятия

Январь

Звуки и буквы

Арифметичес-кие задачи

Игровое

Игровые:

использование игр и игровых персонажей

 

Наглядные методы:

показ способа написания буквы (цифры)

 

Словесные:

объяснение,

беседа

использование художественной литературы (стихи, загадки)

 

Практические:

- выполнение заданий

 

помещение группы

азбука (наборное полотно и карточки с буквами, с цифрами)

фланелеграф;

индивидуальные разрезные наборы букв и цифр;

картинки с цветным изображе-нием звуков (красный –гласный, синий - согласный, зеленый - согласный мягкий);

предметные картинки для составления предложений и задач;

сюжетные картинки для состав-ления рассказов;

тетради в клетку; мнемотаблицы;

рабочие листы- прописи букв, цифр

Проведение открытого занятия

Февраль

Звуки и буквы

Арифметичес-кие задачи

 

Игровое

Игровые:

использование игр и игровых персонажей

 

Наглядные методы:

показ способа написания буквы (цифры)

 

Словесные:

объяснение,

беседа

использование художественной литературы (стихи, загадки)

 

Практические:

- выполнение заданий

 

помещение группы

азбука (наборное полотно и карточки с буквами, с цифрами) фланелеграф; \индивидуальные разрезные наборы букв и цифр;

картинки с цветным изображением звуков (красный – гласный, синий – согласный зеленый - согласный мягкий); предметные картинки для составления предложений и задач;

сюжетные картинки для состав-ления рассказов;

тетради в клетку; мнемотаблицы;

рабочие листы- прописи букв, цифр

Проведение открытого занятия

Март

Звуки и буквы

Арифметичес-кие задачи

Игровое

Игровые:

использование игр и игровых персонажей

 

Наглядные методы:

показ способа написания буквы (цифры)

 

Словесные:

объяснение,

беседа

использование художественной литературы (стихи, загадки)

 

Практические:

- выполнение заданий

помещение группы

азбука ( наборное полотно и карточки с буквами, с цифрами)

фланелеграф; индивидуальные разрезные наборы букв и цифр; картинки с цветным изображением звуков (красный –гласный, синий- согласный, зеленый- согласный мягкий); предметные картинки для со-ставления предложений и задач сюжетные картинки для состав-ления рассказов; тетради в клетку;

мнемотаблицы;

рабочие листы- прописи букв, цифр.

Проведение открытого занятия

Апрель

Звуки и буквы

Логические задачи

Игровое

Игровые:

использование игр и игровых персонажей

 

Наглядные методы:

показ способа написания буквы (цифры)

 

Словесные:

объяснение,

беседа

использование художественной литературы (стихи, загадки)

 

Практические:

- выполнение заданий

помещение группы

азбука (наборное полотно и карточки с буквами, с цифрами) фланелеграф;

индивидуальные разрезные наборы букв и цифр;

картинки с цветным изображением звуков (красный – гласный, синий - согласный, зеленый - согласный мягкий); предметные картинки для со-ставления предложений и задач

сюжетные картинки для состав-ления рассказов;

тетради в клетку; мнемотаблицы;

рабочие листы- прописи букв, цифр.

Проведение открытого занятия

Май

Звуки и буквы

Логические задачи

 

Игровое

Игровые:

использование игр и игровых персонажей

 

Наглядные методы:

показ способа написания буквы (цифры)

 

Словесные:

объяснение,

беседа

использование художественной литературы (стихи, загадки)

 

Практические:

- выполнение заданий

помещение группы

азбука (наборное полотно и карточки с буквами, с цифрами)   фланелеграф;

индивидуальные разрезные наборы букв и цифр;

картинки с цветным изображе-нием звуков (красный –гласный, синий - согласный, зеленый - согласный мягкий);

предметные картинки для со-ставления предложений и задач

сюжетные картинки для состав-ления рассказов;

тетради в клетку; мнемотаблицы;

рабочие листы - прописи букв, цифр.

Проведение открытого занятия

 

Работа с родителями.


Цель: 

-повышение психолого-педагогической компетентности родителей будущих первоклассников и вовлечение в единое образовательное пространство родителей;

-оказание помощи современной семье в разрешении проблем при подготовки детей к школе;

- установление доверительных и партнерских отношений.

Задачи:

-показать актуальность проблемы;

-применять дифференцированный подход в работе с родителями;

-привлекать специалистов к педагогическому просвещению родителей;

-применять эффективные формы взаимодействия всех  участников образовательного процесса.

Тематическое планирование по работе с родителями.

№ п/п

Тема

Форма проведения

Цель

Участники

Время проведения

1.

«Первоклассник! Какой он? »

Актуальная консультация

Познакомить родителей с особенностями психофизического развития детей седьмого года жизни. Дать представление о качествах характерных для будущего школьника, и требованиях современной школы к будущим первоклассникам.

Родители детей, воспитатели,  учителя начальных классов, медицинская  сестра ДСП№3.

сентябрь

2.

«Умеем ли мы слушать и слышать своих детей»

Семинар - практикум

выведение формулы общения с ребенком, создание условий для осмысления присутствующими остроты заявленной проблемы для семьи и определения активной воспитательной позиции в отношении собственного ребёнка

Родители детей, воспитатели,  учителя начальных классов

октябрь

3.

«Школьная готовность»

Мастер- класс

Познакомить родителей с психолого-педагогическими знаниями и умениями по вопросу «Школьная готовность»

Родители детей, воспитатели,  учителя начальных классов учитель- логопед

ноябрь

4.

«Читать или не читать? Не вопрос!»

Ликбез

Дать рекомендации  родителям, как сформировать у ребенка интерес к книге, тягу к чтению, любовь к литературе

Родители детей, воспитатели,  учителя начальных классов

декабрь

5.

«Буквы разные писать... Почерк – зеркало души и рентген для мозга»

Информцентр

Показать родителям связь между функциями мозга, психи-ческой деятельностью и мелкой моторикой руки.    

Родители детей, воспитатели,  учителя начальных классов

январь

6.

«Успехи маленькими не бывают»

Игровой практикум

Познакомить  родителей в игровой форме с этапами раз-вития у ребенка мотива достижения успехов и дать сове-ты как конкретно этому процессу поспособствовать, чтобы вырастить успешную личностью

Родители детей, воспитатели,  учителя начальных классов ы

февраль

7.

«Школьные проблемы и пути их решения»

Пресс- конференция

Оказать помощь родителям в разрешении проблем при подготовки детей к обучению в школе

Родители детей, воспитатели,  учителя начальных классов

март

8.

«Мифы и легенды СОШ №27»

День открытых дверей

Ознакомить родителей с ФГОС  второго поколения; рассказать о жизни школы.

Родители детей, воспитатели,  учителя начальных классов

март

9.

«Готовь сани летом, или как собрать ребенка в школу»

Круглый стол

Дать рекомендации родителям как правильно собрать ребенка в школу и приобрести необходимые школьные принадлежности; определить основные условия, способствующие организации родителями полноценного отдыха и развития детей в летний период.

Родители детей, воспитатели,  учителя начальных классов

апрель

         

Преемственность со школой.

«Умейте открыть перед ребенком

в окружающем мире что-то одно,

но открыть так, чтобы кусочек жизни

заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Оставляйте всегда что-то недосказанное,

чтобы ребенку захотелось еще и еще раз

вернуться к тому, что он узнал».

В.А. Сухомлинский

Цель: поддержать и углубить любознательность и познавательные интересы ребенка для приобретения прочных знаний.

Задачи:

         -  создавать светлую и радостную атмосферу  обучения;

         - возбуждать и постоянно поддерживать у детей состояние активной заинтересованности окружающими явлениями, моральными, эстетическими, научными ценностями;

         -  стимулировать появление вопросов у детей;

                                       -  знакомить с различными способами  познавательной      деятельности детей.

Одним из важных факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении.

         Решить проблему преемственности дошкольного и школьного образования возможно лишь через реализацию единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и школьного детства.

 Программе «Скоро в школу…»  предлагает следующие формы работы:

1) посещение воспитателями детских садов уроков в школе, а учителями школ занятий в детском саду с последующим обсуждением, вынесением рекомендаций;

2)совместные тематические совещания учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений с участием руководителей учреждений;

3)проведение родительских собраний в старших группах с участием учителей и воспитателей;

4)изучение воспитателем и учителем программ детского сада и I класса с целью выявления, какими знаниями, умениями и навыками овладели дети в дошкольном учреждении. Изучая программу I класса, воспитатели дошкольных учреждений узнают требования школы к первоклассникам, учитывают их в воспитании и обучении дошкольников;

5)организация различных мероприятий по подготовке детей к школе с участием родителей;

6) беседы учителей с воспитателями о детях, уходящих I сентября в школу:  о состоянии здоровья детей группы, о характере коллективных взаимоотношений, об усвоении детьми правил поведения, об отношении детей к старшим, о развитии познавательных интересов, о волевом развитии, а также о развитии интеллекта: пытливости, любознательности, критичности и т. д.;

7) лектории для родителей;

8) педагогические консультации;

9) семинары

Заключение.

Подготовка к школе – это и личностное, и социальное, и физическое, и познавательное развитие. Причем, и это стоит отметить особо, занимаясь с ребенком, невозможно развивать какую-то одну сторону познавательной деятельности. В любом случае, играя с ним, мы способствуем развитию многих познавательных функций. Важно правильно выстроить систему занятий и заданий, игр, действий, которые ему предлагаются. Важно, чтобы было интересно, так как внимание в дошкольном возрасте поддерживается прежде всего интересом. Важно, чтобы любое занятие давало положительный эмоциональный настрой.

Программа «Скоро в школу…» прежде всего предназначена для решения выделенных проблем готовности к школе для обеспечения равных стартовых возможностей для всех детей, что и будет продолжено в дальнейшей работе педагогов гимназии, родителей, будущих первоклассников.

Литература:

1.Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: АПН РСФСР, 1960.

2.Выготский Л.С. Педология школьного возраста. М.: Издательский дом Ш. Амонашвили, 1996.

3.Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М. 1991. 

4.«Первое сентября» - метод.газета для учителей начальной школы.-Изд.дом «»Первое сентября»,-№6,2011г

5.Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе. СПб. -1994.

6.Цукерман Г.А., Поливанова Н.К. Введение в школьную жизнь. Томск. -1992.

7.Шумакова Н.В. Возраст вопросов. - М. 1990.

8.Шумаева Д.Г. Как хорошо уметь читать.- СПб.: Акцидент, 1998

9. Марцинкевич Г.Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста .-Волгоград: Учитель,2006

10. Ундзенкова А.В. Колтыгина Л.С Звукарик. – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД,1999

11. Буре Р.С. Готовим детей к школе. М.,1987

12. Нечаева Н.В. Обучение грамоте. М,1994

13. Седж Н.В. Игры и упражнения в обучении шестилеток. Минск, 1985.

14. Торошенко Е-В. Живая азбука для маленьких. С-Пб, 1994

15. Гиабалина 3.П. Первый год - самый трудный. М, 1990

16. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М., 1983

17. Михайлова З.А. Игровые занимательные задания для дошкольников. М., 1990

18. Тихомирова Л.Ф , Басов А.В.. Развитие логического мышления детей. Ярославль «Академия развития», 1996

19. Готовность детей к школе. Под редакцией В.В Слободчикова. Томск, 1994

20. СтолярА.А . Давайте поиграем. М., 1991

21. Агофонова И.Н.. Рисую и размышляю, играю и учусь. С-Пб, 1993

22. Чилигрирова Л , Спиридонова Б. Играя, учимся математике М., 1993

23. Сербина Е.В. Математика для малышей. М., 1992

Интернет-источники:

1september.ru

nsportal.ru 

school-51.tomsk.ru

school2100.ru

proshkolu.ru

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по психологической подготовке детей к школе «СКОРО В ШКОЛУ» (для детей 5-7 лет)

Целенаправленная подготовка ребенка к школе, существующая в настоящее время, подразумевает, что ребенок должен прийти в школу с определенным запасом знаний, умений и навыков. Таким образом, уровень ра...

Рабочая программа дополнительного образования по математической подготовке детей дошкольного возраста «Вундеркинд», автор: воспитатель Перминова В.Н.

Проблема развития математических способностей детей дошкольного возраста принадлежит к числу острейших методических проблем последних десятилетий. При этом игра является основной деятельностью дошколь...

Программа дополнительного образования по психологической подготовке детей к школе. «В школу с радостью!»

Комплекс занятий направлен на развитие пяти взаимосвязанных психических процессов, определяющих познавательные возможности, и  включает соответствующие разделы: «Тонкая моторика руки», «Внимание»...

Перспективное планирование по программе дополнительного образования "Радуга красок" в подготовительной к школе группе

Занятия по программе "Радуга красок" направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. В силу  индивидуальных особенностей развитие творческих способност...

Программа дополнительного образования по познавательному развитию «Скоро в школу»

Развитие речи – одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения. Программа дополнительного образования "Скоро в школу" составлена на основе авторской Е.В. Колесниковой «От...

Отчет по рабочей программе дополнительного образования с детьми 5-6 лет «Школа мяча»

Кружок «Школа мяча» — одна из форм организации процесса физического воспитания детей в условиях ДОУ, позволяющая системно решать комплекс задач физкультурного образования детей дошко...

Программа дополнительного образования по предшкольной подготовке «Скоро в школу»

Программа дополнительного образования по предшкольной подготовке «Скоро в школу»...