Главные вкладки

    Рабочая программа дополнительного образования по математической подготовке детей дошкольного возраста «Вундеркинд», автор: воспитатель Перминова В.Н.
    рабочая программа по математике на тему

    Проблема развития математических способностей детей дошкольного возраста принадлежит к числу острейших методических проблем последних десятилетий. При этом игра является основной деятельностью дошкольника. Вопрос использования игры как средства для интеллектуального развития, учитывая особенность и самоценность дошкольного детства, сегодня стоит особенно остро.

    Игра как деятельность успешно решает задачи формирования математических представлений, так как в ней всегда присутствуют правила и задачи, выполнение которых помогает не только достичь высокого уровня развития игровых умений и замыслов, нои упражнять в апробировании математических знаний и практического опыта.

    Знания о числах и отношениях между ними, о времени и пространстве, о форме и величине, а также познавательные функции (внимание, память, мышление, речь, воображение) развиваются и усваиваются значительно легче в игровой форме.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rabochaya_programma_perminova_v.n.doc101 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Мурманска

    детский сад общеразвивающего вида №72

    Рабочая программа дополнительного образования

    по математической подготовке детей от 4-х лет

    «Вундеркинд»

    Руководитель: Перминова В.Н.

    Мурманск 2014г.

    Пояснительная записка

    Проблема развития математических способностей детей дошкольного возраста принадлежит к числу острейших методических проблем последних десятилетий. При этом игра является основной деятельностью дошкольника. Вопрос использования игры как средства для интеллектуального развития, учитывая особенность и самоценность дошкольного детства, сегодня стоит особенно остро.

    Игра как деятельность успешно решает задачи формирования математических представлений, так как в ней всегда присутствуют правила и задачи, выполнение которых помогает не только достичь высокого уровня развития игровых умений и замыслов, нои упражнять в апробировании математических знаний и практического опыта.

    Знания о числах и отношениях между ними, о времени и пространстве, о форме и величине, а также познавательные функции (внимание, память, мышление, речь, воображение) развиваются и усваиваются значительно легче в игровой форме.

    За основу построения программы взят принцип общения ребенка со взрослым, с другими детьми в виде игры. Это – школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи. Взаимное обогащение друг друга знаниями, интересной информацией сближает детей и зачастую определяет круг общих интересов. Дети, осуществляя свои социальные права, учатся формулировать и соблюдать правила игры, контролировать их выполнение партнерами, вести диалог, достойно отстаивать свою точку зрения в спорных ситуациях, учитывая интересы других, учиться и взаимообучать друг друга.

    Программа предназначена для работы с детьми от 4 -х -до 6 лет в дошкольном образовательном учреждении; она обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении всего учебного года. Методика дается в определенной системе, учитывающей возрастные особенности детей и дидактические принципы развивающего обучения. Она реализуется в доступной и интересной форме: работа в рабочей тетради с использованием системы поощрения за старательное выполнение заданий,разнообразных дидактических играх (коллективных, игры с небольшой группой детей, партнерских) и упражнениях с использованием наглядного материала. Разнообразные атрибуты повышают интерес детей к игре, стимулируют игровые действия, связанные с математическими операциями.

    Программа также включает в себя использование различного иллюстративного и словесного материала: загадки, потешки, считалки, упражнения, веселые картинки, обеспечивающие наглядно-образный и наглядно-действенный характер обучения.

    Новизна дополнительной образовательной программы «Вундеркинд» состоит в том, что каждое занятие проводится в виде путешествий, игр, праздников, что не утомляет дошкольников и способствует лучшему запоминанию математических категорий. Много внимания уделяется самостоятельной работе детей активизации словарного запаса детей. При подборе игр учитываетсято, что игра не должна быть не слишком трудной, но и не слишком легкой, - только в этом случае игра приносит детям пользу и радость.Внесён новый вид игры – партнерский, где объединяются более активные дети с менее активными: последние стараются подражать своим товарищам и успешнее справляются с заданиями.

    Актуальность данной программы обусловлена следующими обстоятельствами:

    - более ранним началом систематического обучения в школе,

    - значительной продолжительностью рабочего дня многих родителей и увлечение их компьютерным общением, вследствие чего возникает недостаток познавательного, развивающего общения родителей и детей,

    - изменение содержания обучения в школе значительно повысило требования к уровню математических представлений выпускников детского сада.

    Цель данной программы - повысить уровень познавательной активности детей, развитие элементарных математических представлений в соответствии с повышенными требованиями к ним в школе, развить способность детей решать логические задачи. Цель обучения не только в подготовке к успешному овладению математикой в школе, но и полноценное развитие ребёнка:

    - развитие мотивационной сферы;

    - интеллектуальных творческих сил;

    - качества личности.

    Задачи программы:

    1. Создание максимально благоприятных условий для раннего выявления и развития интересов, склонностей и способностей ребёнка.

    2. Формирование внутренней учебной мотивации, других мотивов учения.

    3. Развитие психических процессов (ощущение, восприятие, представление).

    4. Развитие вариативного и образного мышления (фантазии, воображение, творческие способности).

    5. Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).

    6. Формирование умений и навыков (умение обдумывать и планировать действия, осуществлять решения, догадываться о результатах и проверять их, строго придерживаться, заданным, правилам алгоритма.)

    Формы работы:

    • НОД – является основной формой работы с детьми, продолжительность которогоот 20 минут (1 академический час). В занятия включены работа в рабочих тетрадях,подвижные игры, физкультминутки, пальчиковые игры, которые позволяют детям расслабиться;
    • беседы;
    • различные виды игр;
    • рисунки и композиции;
    • индивидуальная работа;
    • сюжетно-дидактические игры;
    • викторины;
    • работа с родителями

    Методы обучения:

    • наглядный;
    • исследовательский;
    • проблемно-поисковый;
    • объяснительно-иллюстративный;
    • практический.

    Содержание дополнительной программы

    1. Количество и счет

    • Сравнении двух множеств (групп) предметов, выяснение в какой из двух групп больше (меньше) предметов или их поровну.

    • Освоение способа практического сопоставления групп: наложения и приложения.

    • Освоение принципа построения натурального ряда, т. е образование каждого последующего числа (т+1) и предыдущего (т-1) .

    • Отрабатывание счетных навыков.

    • Согласование числительных с существительными.

    • Обучение отсчету предметов по названному числу, по количеству их на карточке.

    • Показ независимости числа предметов от их пространственных признаков (размера, формы расположения, расстояния между предметами).

    • Счет групп предметов (множеств, воспринимаемых разными анализаторами (слуховым, осязательно-двигательным).

    2. Величина

    • Сравнение предметов контрастных и одинаковых размеров по длине, ширине, толщине, высоте с использованием приемов приложения и наложения, а так же на глаз.

    • Обучение раскладыванию предметов в ряд в порядке возрастания или убывания размера по длине, ширине, высоте, толщине и по объему в целом.

    3. Форма

    • Развитие представлений о форме предметов.

    • Различение геометрических фигур и ознакомление с некоторыми их свойствами.

    4. Ориентировка в пространстве и времени

    • Определение пространственного расположения предметов относительно себя.

    • Обучение умению передвигаться в указанном направлении.

    • Формирование представлений «ближе», «дальше», «близко», «далеко».

    • Развитие ориентировки на листе бумаги и на плоскости стола.

    5. Логические задачи

    • Отгадывание загадок.

    • Группировка предметов по определенному признаку.

    • Исключение предмета из группы по определенному признаку.

    • Составление целого из частей.

    Ожидаемые результаты:

    В итоге успешного овладения данной программой, у детей будут богаче представления о количественных и пространственных свойствах и отношениях реальных предметов, тем легче им будет в дальнейшем путем обобщения и абстрагирования перейти от этих представлений к математическим понятиям. А это залог успешного обучения математике в школе.

    Учебно-тематический план

    Неделя

    Тема

    Цель

    Часы

    1

    2

    3

    4

     

     

    Октябрь

     

    1

    Количественные представления

    Учить выделять признаки предметов, познакомить с понятием «пара», формировать внимание, умение работать по образцу, формировать приемы анализа и синтеза.

    – упражнение 1. «Что в мешочке?»

    - упражнение 2. «Какая цифра убежала?»

    - упражнение 3. Пальчиковая гимнастика «Пять пальцев»

    - упражнение 4. «Разрезные картинки»

    1 час

    2

    Числа в пределах 5

    Учить считать в пределах 5, соотносить с их количественной моделью, сравнивать две группы предметов, учить порядковой нумерации предметов.

    - упражнение 1. «Найди пару»

    - упражнение 2. «Работа с палочками»

    - упражнение 3. «Постройся по порядку»

    - упражнение 4. «Работа с палочками»

    1 час

    3

    Сравнение предметов

    учить сравнивать объекты и предметы по различным признакам путем наложения, приложения, уметь ориентироваться в пространстве.

    - упражнение 1. «Разноцветные шарики»

    - упражнение 2. «Кошки»

    - упражнение 3. «Скажи наоборот»

    - упражнение 4. «Чем похожи и чем отличаются?»

    1 час

    4

    Ориентировка в пространстве

    учить ориентироваться в пространстве: наверху, внизу, над, под; различать лево и право; упражнять в счете в пределах 3; различать цифры 1, 2, 3.

    - упражнение 1. «Найди столько же»

    - упражнение 2. «Воробышек»

    - упражнение 3. «Где правая, где левая?»

    - упражнение 4. «Назови соседей»

    1 час

     

     

    Ноябрь

     

    5

    Число и цифра 3

    продолжать знакомить с образованием числа 3 и соответствующей цифрой;

    учить называть числительные от 1 до 3;

    считать и раскладывать предметы правой рукой слева направо; уточнить представление о треугольнике.

    - упражнение 1. «Работа с палочками»

    - упражнение 2. «Найди столько же»

    - упражнение 3. «Назови число»

    1 час

    6

    Сравнение фигур

    учить сравнивать предметы по высоте, отражать в речи результат сравнения; составлять предметы из трех равнобедренных треугольников; находить в окружении одинаковые по высоте предметы.

    - упражнение 1. «Найди игрушки»

    - упражнение 2. «Что выше?»

    - упражнение 3. «Елка»

    - упражнение 4. «Ежик»

    1 час

    7

    Куб, шар

    познакомить с геометрическими телами – кубом и шаром; дать представление об устойчивости и неустойчивости, наличии или отсутствии углов; закрепить счет в пределах трех.

    - упражнение 1. «Внимание»

    - упражнение 2. «Прокати в ворота»

    - упражнение 3. «Соседи»

    - упражнение 4. «Считай

    – не ошибись»

    1 час

    8

    Квадрат

    учить составлять квадрат из счетных палочек; называть предметы квадратной формы; считать по порядку, отвечать на вопросы: который, какой? конструировать из квадрата.

    - упражнение 1. «Перекличка»

    - упражнение 2. «Работа с палочками»

    - упражнение 3. «Бегите ко мне»

    – упражнение 4. «Какая фигура спряталась?»

    1 час

     

     

    Декабрь

     

    9

    Число и цифра 4

    продолжать знакомить с образованием числа 4 и цифрой 4; учить порядковому счету (до 4); раскладывать предметы правой рукой слева направо.

    - упражнение 1. «Назови цифру»

    - упражнение 2. «Назови соседей»

    - упражнение 3. «Игра с яблоками»

    - упражнение 4. «Дорожки» (6,125)

    1 час

    10

    Конструктивные задачи

    развивать конструктивную деятельность, развивать аналитико- синтетические способности.

    - упражнение 1. «Разноцветные палочки»

    - упражнение 2. «Веселые фигуры»

    - упражнение 3. «Пройди и не упади»

    - упражнение 4. «Сложи фигуру»

    1 час

    11

    Широкий - узкий

    учить сравнивать предметы по ширине, выполнять сериацию (распределение) по одному признаку, учить штриховать не выходя за границы.

    - упражнение 1. «Хитрые полоски»

    - упражнение 2. «Отгадай, что такое?»

    - упражнение 3. «Скажи наоборот»

    - упражнение 4. «Веселые фигурки»

    1 час

    12

    Круг

    формирование представления о круге, учить складывать круг из разрезных картинок.

    - упражнение 1. «Угадай – ка»

    - упражнение 2. «Красивая закладка»

    - упражнение 3. «Отвечай быстро»

    - упражнение 4. «Сложи круг»

    1 час

     

     

    Январь

     

    13

    Четырехугольник

    учить различать разные фигуры; упражнять в счете в пределах четырех; упражнять в ориентировке в пространстве на листе бумаги: слева, справа, вверху, внизу.

    - упражнение 1. «Разноцветные палочки»

    - упражнение 2. «Найди свой домик»

    - упражнение 3. «Транспорт»

    - упражнение 4. «Точечки»

    1 час

    14

    Число и цифра 5

    познакомить с образованием числа 5 и цифрой 5; развивать внимание, творческое воображение, моторику рук.

    - упражнение1. «Отгадай число»

    - упражнение 2. «Назови соседей»

    - упражнение 3. «Постройся по порядку»

    - упражнение 4. «Сделай лесенку»

    1 час

     

     

    Февраль

    1 час

    15

    Число и цифра 6

    познакомить с числом и цифрой 6, учить решать конструктивные задачи.

    - упражнение 1. «Потерянные цифры»

    - упражнение 2. «Веселые картинки»

    - упражнение 3. «Игра с яблоками»

    - упражнение 4. «По бревнышку»

    1 час

    16

    Сравнение фигур по различным признакам

    учить сравнивать фигуры по форме, учить соотносить число и множество, развивать долговременную память.

    - упражнение 1. «Что лишнее?»

    - упражнение 2. «Разложи, как скажу»

    - упражнение 3. «Сколько?»

    - упражнение 4. «Нарисуй фигуры»

    1 час

    17

    Симметричный орнамент

    учить выполнять симметричный орнамент на основе интуитивного восприятия принципа симметрии; продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве, правильно определяя направление.

    - упражнение 1. «Красивая салфетка»

    - упражнение 2. «Где правая , где левая»

    - упражнение 3. «Встань, где я скажу»

    1 час

    18

    Решение конструктивных задач

    учить решать конструктивные задачи.

    - упражнение 1. «Веселые квадраты»

    - упражнение 2. «Собери круг»

    - упражнение 3. «Смешные фигурки»

    1 час

     

     

    Март

     

    19

    Ориентировка во времени. Число и цифра 7.

    закрепить представление о времени суток, учить правильно употреблять слова «сегодня», «вчера», «завтра»; упражнять в счете в пределах 7.

    - упражнение 1. «Когда это бывает»

    - упражнение 2. «Назови пропущенное слово»

    - упражнение 3. «Вчера, сегодня, завтра»

    - упражнение 4. «Живая неделя»

    1 час

    20

    Обратный счет

    упражнять в порядковом и обратном счете.

    - упражнение 1. «Какая цифра убежала?»

    - упражнение 2. «Постройся в обратном порядке»

    - упражнение 3. «Считай в обратном порядке»

    - упражнение 4. «Соседи»

    1 час

    21

    Выше – ниже

    учить сравнивать предметы по высоте, устанавливать равенство между двумя группами предметов, различать количественный и порядковый счет.

    - упражнение 1. «Лес»

    - упражнение 2. «Скажи наоборот»

    - упражнение 3. «Что выше»

    - упражнение 4. «Сделай лесенку»

    1 час

    22

    Длиннее - короче

    упражнять в сравнении предметов по длине, учить раскладывать в порядке убывания и возрастания; развивать глазомер.

    - упражнение 1. «Волшебные ленты»

    - упражнение 2. «Найди пару»

    - упражнение 3. «Зеркало»

    - упражнение 4. «Скажи наоборот»

    1 час

     

     

    Апрель

     

    23

    Конструирование из геометрических форм

    учить находить недостающую часть фигуры, конструировать сюжет из геометрических фигур, изменять конструкцию по заданию.

    - упражнение 1. «Найди подходящую часть»

    - упражнение 2. «Картинки»

    - упражнение 3. «Найди фигуру»

    - упражнение 4. «Измени рисунок»

    1 час

    24

    Число и цифра 8

    познакомить с числом и цифрой 8. Учить строить количественную модель числа. Уточнить представление о геометрических формах.

    - упражнение 1. «Хитрые флажки»

    - упражнение 2. «Найди фигуру»

    - упражнение 3. «Бегите ко мне»

    1 час

    25

    Измерение объема сыпучих тел

    учить детей измерению объема сыпучих тел с использованием мерки.

    - упражнение 1. «Сколько?»

    - упражнение 2. «Столько же»

    - упражнение 3. «Игра в прятки»

    1 час

    26

    Измерение объема жидких тел

    учить детей измерению объема воды с помощью мерки, формировать понимание значимости процесса измерения для сравнения объема жидких тел.

    - упражнение 1. «Новая мерка»

    - упражнение 2. «Странные стаканы»

    - упражнение 3. «Налей столько же»

    1 час

     

     

    Май

     

    27

    Масса предметов

    дать представление о массе предмета, учить сравнивать предметы по тяжести прикидкой на руке.

    - упражнение 1. «Чудесные мешочки»

    - упражнение 2. «Волшебные кубики»

    - упражнение 3. «Скажи наоборот»

    - упражнение 4. «Интересные фокусы»

    1 час

    28

    Число и цифра 9

    познакомить с числом и цифрой 9. Развивать внимание, образную память, наблюдательность и речь.

    -упражнение 1. «Внимание»

    - упражнение 2. «Добавить еще одну»

    - упражнение 3. «Лови, бросай, дни недели называй»

    - упражнение 4. «Когда это бывает»

    1 час

    29

    Решение конструктивных задач

    учить решать конструктивные задачи, развивать воображение и пространственное мышление.

    - упражнение 1. «Внимание»

    - упражнение 2. «Нарисуй, как запомнил»

    - упражнение 3. «Путешествие Незнайки»

    1 час

    30

    Повторение

    закрепить пройденный материал, на конкретном примере раскрыть понятия «быстро- медленно»

    - упражнение 1. «Волчок»

    - упражнение 2. «Посмотри вокруг»

    - упражнение 3. «Наоборот»

    - ВРУЧЕНИЕ ДИПЛОМОВ «ВУНДЕРКИНД»

    1 час

    Список использованной литературы:

    1. А.В. Белошистая. Занятия по развитию математических способностей детей 4-5 лет.

    2. В.П.Новикова. Математика в детском саду (средний и старший дошкольный возраст).

    3. В.П.Новикова. Математические игры в детском саду и начальной школе.

    4. Е.С.Анищенко. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников

    5. С.Е. Гаврина, Н.Л.Кутявина, И.Г.Топоркова, С.В.Щербинина. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать.

    6. Рабочая тетрадь «Игралочка» Л.Г.Петерсон,Е.Е.Кочемасовой (математика для детей 4-5 лет, 5-6 лет).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа дополнительного образования по психологической подготовке детей к школе «СКОРО В ШКОЛУ» (для детей 5-7 лет)

    Целенаправленная подготовка ребенка к школе, существующая в настоящее время, подразумевает, что ребенок должен прийти в школу с определенным запасом знаний, умений и навыков. Таким образом, уровень ра...

    Модифицированная (адаптированная) программа дополнительного образования "Детский оркестр" для детей 5-7 лет Автор - составитель музыкальный руководитель Колесова Елена Николаевна.

    Программа  "Детский  оркестр" расчитана на  детей  старшего  дошкольного  возраста, имеющих  уже  первоначальные навыки  и  умения  игры  на...

    Программа дополнительного образования по психологической подготовке детей к школе. «В школу с радостью!»

    Комплекс занятий направлен на развитие пяти взаимосвязанных психических процессов, определяющих познавательные возможности, и  включает соответствующие разделы: «Тонкая моторика руки», «Внимание»...

    Рабочая программа дополнительного образования «ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ» для детей от 3 до 4 лет.

    Программа Кружка "Ловкие пальчики" с программным содержанием на год для работы с детьми средней группы с ОНР, ЗПР....

    Рабочая программа дополнительного образования по обучению грамоте детей 5 - 7 лет

    Раннее обучение чтению - не дань моде и не прихоть амбициозных родителей. Тенденция к снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению имеет вполне объективное основание: внедряются стандарты шк...

    Рабочая программа дополнительного образования "Шаловливые пальчики" для детей 4-5 лет

    Развитие мелкой моторики является необходимой частью практически любых систем дошкольного воспитания – как традиционных, так и вновь открытых. Уже давно известно, какие блага несет моторика руки...

    Рабочая программа дополнительного образования «Школа мяча» для детей 6-7 лет (включительно) на 2018-2019 учебный год

    Рабочая программадополнительного образования«Школа мяча»для детей 6-7 лет (включительно)на 2018-2019 учебный годмуниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Дет...