Рабочая программа дополнительного образования «ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ» для детей от 3 до 4 лет.
рабочая программа (средняя группа) по теме

Конькова Галина Алексеевна

Программа Кружка "Ловкие пальчики" с программным содержанием на год для работы с детьми средней группы с ОНР, ЗПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lovkie_palchiki.doc126 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«ЦРР – детский сад «Солнышко» г. Нарьян-Мара.

Рабочая программа дополнительного образования для детей младшего

дошкольного возраста. Кружок «Ловкие пальчики»

Содержание:

I. Пояснительная записка.

1. Актуальность……………………………………………………………...……3

2. Цель программы кружка «Ловкие пальчики» ……………………………..   3

3. Задачи кружка «Ловкие пальчики». …………………………………….……4

II. Список детей, посещающих кружок…………………………………….…4

III. Расписание образовательной деятельности и режим работы…….….5

IV. Организационно-методическое обеспечение……………………………5

1. Возраст детей, сроки реализации, наполняемость групп………………..….5

2. Методы, используемые в работе кружка «Ловкие пальчики»………….….5

3. Форма проведения кружка «Ловкие пальчики»…………………………......5

4. Ожидаемые результаты (предполагаемый результат)…………………...….5

5. Формы подведения итогов……………………………………………………5

V. Учебно-тематическое планирование.

1. Перспективный план работы кружка «Ловкие пальчики»……………….....6

2. Учебно-тематический план работы кружка «Ловкие пальчики»……….….7

Список использованных источников ………………………………………16

I. Пояснительная записка.

1. Актуальность.

«Истоки способностей и дарований детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»

В. А. Сухомлинский "О воспитании"

В последнее время в нашем дошкольном учреждении наблюдается увеличение количества детей, имеющих сложный диагноз – общее недоразвитие речи + задержка психического развития.

Проведённое педагогом-психологом диагностическое обследование показало, что многих детей МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 163» в той или иной мере имеются задержки в психологическом развитии, в том числе значительно отстаёт от нормы и развитие мелкой моторики. Особенно это заметно в группе № 3, где находятся воспитанники среднего дошкольного возраста, поступившие в детский сад в этом учебном году и не посещавшие до данного периода дошкольные учреждения.

          М. М. Кольцова (1973) доказала, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, необходима постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику. Причем, не отдельно стоящим элементом, а своего рода структурой в системе коррекции, в том числе процессе кружковой работы.

Таким образом, главная же ценность пальчиковых игр состоит в том, что в их процессе ребёнок развивается в полной мере, работают все основные центры головного мозга. Развивается речь, память, внимание, мышление, мелкая моторика рук, координация движений (слушаю, запоминаю, проговариваю, воспроизвожу, двигаюсь). Те же механизмы заложены в основе письма – наиболее сложного процесса, осваиваемого первоклассниками. Подготовить воспитанников к обучению в школе – основная задача дошкольного образования. Поэтому для развития навыков ручной умелости детям необходимы особые условия. Исходя из этого, у нас возникла идея создания специального образовательного пространства в группе № 3 по развитию мелкой моторики рук.

Кружок «Ловкие пальчики» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 4 – 5 лет с ОНР и ЗПР.

Занятия в кружке «Ловкие пальчики» включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале лексических тем.

2. Цель программы кружка «Ловкие пальчики».

Развитие у детей среднего дошкольного возраста такие психические процессы, как мелкую моторику рук, координацию движений, память, внимание, речь, мышление через пальчиковые игры, упражнения и продуктивную деятельность (рисование, лепку, пластилиногрфию).

3. Задачи кружка «Ловкие пальчики».

Образовательные:

1. формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);

2. формирование практических умений и навыков.

Коррекционно-развивающие:

1. обогащение тактильного опыта детей: учить узнавать на ощупь предметы и материалы в ходе перцептивных действий и т.д.;

2. совершенствование мелкой моторики рук, кинестетических ощущений в процессе предметно-практических действий;

3. стимулирование межанализаторного взаимодействия (речедвигательного, зрительно-двигательной координации и др.);

4. развитие познавательных функций рук: координация движения обеих рук со зрительным прослеживанием (захват, удержание, приближение, удаление);

5. стимулирование речевой активности детей в процессе кружковой работы;

6. стимулирование мыслительных операций в процессе актуализации знаний;

7. развитие остальных познавательных психических процессов: произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, память;

Воспитательные: 

1. воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);

2. воспитывать усидчивость, целенаправленность;

3. воспитывать и развивать художественный вкус.

II. Список детей, посещающих кружок.

1.

2.

3.

III. Расписание образовательной деятельности и режим работы.

Занятия проходят 1 раз в неделю по средам во второй половине дня с 16:30 до 16:45 часов в течение учебного года.

IV. Организационно-методическое обеспечение.

1. Возраст детей, сроки реализации, наполняемость групп.

Кружок «Ловкие пальчики» посещают дети среднего дошкольного возраста (4 – 5 лет).

Срок реализации кружковой работы: 2017 – 2018 учебный год (сентябрь 2017 г. – май 2018 г.).

Кружковое занятие проходит в помещении группы, в зоне для игр. Группа детей состоит из 12 детей, на подгруппы деления не происходит.

2. Методы, используемые в работе кружка «Ловкие пальчики».

1. Словесные (рассказы, объяснения, беседы);

2. наглядные (методы иллюстраций и демонстраций);

3. практические (воспроизводящие и тренировочные упражнения, дидактические игры).

3. Форма проведения кружка «Ловкие пальчики».

Работа кружка «Ловкие пальчики» осуществляется в ходе совместной деятельности с группой детей в виде проведения:

1. пальчиковых игры;

2. пальчиковых упражнений;

3. самомассажа кистей рук;

4. рисования;

5. работы с пластилином и другими различными материалами для развития мелкой моторики.

4. Ожидаемые результаты (предполагаемый результат).

1. улучшение мелкой моторики рук;

2. улучшение координации движений;

3. динамика в развитии познавательных психических процессов: мышления, речи, памяти, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия.

5. Формы подведения итогов.

а) Диагностическое обследование педагогом-психологом детей группы в сентябре 2017 года и итоговое в мае 2018 года;

б) выводы и рекомендации по итогам диагностического обследования;

в) создание памятки по развитию мелкой моторики – «домашнее задание на лето» – для родителей воспитанников.

V. Учебно-тематическое планирование.

  1. Перспективный план работы кружка «Ловкие пальчики»:

Содержание работы.

I.Подготовительный этап. (Сентябрь – начало октября)

Первичное психологическое диагностическое обследование детей.

Изучение литературы по теме, поиск эффективных технологий и программ.

Составление программы кружка «Ловкие пальчики»; подготовка конспектов к НОД.

II. Основной этап: (по ходу работы кружка)

1. Консультации для родителей:

«Развитие движений пальцев и кисти ребёнка, как один из методов развития речи»;

«Приёмы формирования мелкой моторики»;

«Леворукость у детей».

2.НОД в кружке «Ловкие пальчики».

III. Заключительный этап: (май)

1. Итоговое психологическое диагностическое обследование детей.

2. Выводы и рекомендации по итогам работы кружка «Ловкие пальчики».

3. Памятка по развитию мелкой моторики – «домашнее задание на лето» – для родителей.

  1. Учебно-тематический план работы кружка «Ловкие пальчики»:

Октябрь.

Тема: «Сад. Фрукты» (3 неделя)

Задачи.

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Развивать координацию движений, соотносить предметы со словесным обозначением.

3. Обучать детей ритмичному нанесению штрихов.

4. Тренировать в раскрашивании картинки, не выходя за контур.

5. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

6. Накопление и обогащение словарного запаса по лексической теме.

Методические приемы.

1. Пальчиковая гимнастика: чтение стихотворения «На прогулке» З.Н. Александровой – выполнение движений на слова стихотворения (2).

2. «Яблоко» – раскрасить по образцу (штриховка).

3. Игра «Чудесный мешочек» – что растет в саду?

4. Пальчиковая гимнастика «Дерево» (9).

5. Самомассаж камушками.

Тема: «Лес. Грибы и лесные ягоды» (4 неделя)

Задачи:

1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук.

2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

3. Продолжать обучать детей ритмичному нанесению штрихов.

4. Продолжать тренировать в раскрашивании картинки, не выходя за контур.

5. Воспитывать фантазию, чувство прекрасного, любовь к природе.

6. Накопление и обогащение словарного запаса по лексической теме.

Методические приемы:

1. Пальчиковая гимнастика «Прогулка» (9).

2. Дидактическая игра «Шишки для мишки» – игра с сосновыми/ еловыми шишками.

3. «Дерево» – раскрасить по образцу (штриховка).

4. Пальчиковая гимнастика «Ягоды» (9).

5. Самомассаж гранёными карандашами.

Ноябрь.

Тема: «Игрушки» (1 неделя)

 

Задачи:

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Продолжать обучать детей ритмичному нанесению штрихов.

3. Продолжать тренировать в раскрашивании картинки, не выходя за контур.

4. Стимулировать тактильные ощущения.

5. Учить детей работать с бумагой – разглаживать смятую в комочек бумагу.

6. Учить катать шарик из пластилина.

7. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

8. Накопление и обогащение словарного запаса по лексической теме.

Методические приемы:

1. Пальчиковая гимнастика «Слон» (9).

2. Упражнение «Что спряталось в комочке» – разглаживание трафаретов игрушек из бумаги, смятой в комочки.

3. Упражнение "Платочек для куклы" – определение фактуры материала.

4. «Мячик» –  лепка из пластилина.

5. Самомассаж камушками.

Тема: «Одежда» (2 неделя)

 

Задачи:

1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

2. Упражнять детей в умении расстегивать и застегивать пуговицы.

3. Учить последовательно одевать и раздевать куклу.

5. Воспитывать бережное отношение к одежде.

6. Накопление и обогащение словарного запаса по лексической теме.

Методические приемы:

1. Пальчиковая гимнастика «Гномики-прачки»» Н.В. Нищевой (7).

2. Пальчиковая гимнастика: чтение стихотворения «Мастерица» Г.И. Люшина – выполнение движений на слова стихотворения (5).

3. Упражнение «Не дошитое платье» – «пришить» к платью рукава, воротник,

 карман, пуговицы: дополнить картонный трафарет нужной деталью.

4. Упражнение «Помогаем маме» – развешать белье на веревку и закреплять его прищепками.

5. Самомассаж пуговицами разного размера и формы.

Тема: Тема: «Обувь» (3 неделя)

Задачи:

1. Развивать мелкую моторику рук,

2. Стимулировать тактильные ощущения.

3. Упражнять в умении рисовать на манке.

4. Развивать чувство формы.

5. Тренировать в умении хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе по сигналу.

6. Воспитывать бережное отношение к вещам.

7. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

8. Накопление и обогащение словарного запаса по лексической теме.

Методические приемы:

1. Пальчиковая гимнастика: чтение стихотворения «Ботинок» О. Чернорицкой – выполнение движений на слова стихотворения (10).

2. «Обувь для мишутки» – рисовать на манке.

3. Упражнение «Зашнуруй ботинок» – шнуровка с изображением ботинка.

4. Упражнение «Похлопаем» – хлопать в ладоши тихо, громко и в разном темпе.

5. Самомассаж гранёными карандашами.

Тема: «Мебель» (4 неделя)

 

Задачи:

1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

3. Стимулировать тактильные ощущения.

4. Продолжать упражнять в умении рисовать на манке.

5. Развивать чувство формы.

6. Воспитывать любовь, бережное отношение к своему предметам мебели.

7. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

8. Накопление и обогащение словарного запаса по лексической теме.

Методические приемы:

1. Пальчиковая гимнастика: чтение стихотворения «Много мебели в квартире» Н.В. Нищевой – выполнение движений на слова стихотворения (7).

2. «Домик для зайчика» – рисовать на манке.

3 Дидактическая игра «Маленькие столяры» – сложение контуров предметов мебели из палочек на горизонтальной плоскости по образцу.

4.Самомассаж бусинами.

Декабрь.

Тема: «Кухня, посуда» (1 неделя)

 

Задачи:

1. Развивать мелкую моторику, координацию движений.

2. Учить соотносить предметы со словесным обозначением.

3. Формировать произвольные, координированные движения пальцев рук.

4. Стимулировать тактильные ощущения.

5. Учить отрывать от большого листа бумаги небольшой кусочек и сминать его в заданную форму.

6. Воспитывать бережное отношение к посуде.

7. Накопление и обогащение словарного запаса по лексической теме.

Методические приемы:

1. Пальчиковая гимнастика «Суп» (9).

2. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» – собрать сервиз.

3. «Склеим чашку» – собрать картинку из четырёх частей.

4. Упражнение «Конфеты к чаю» – из цветной бумаги смять «конфеты» и сложить в вазочку.

5. Самомассаж резиновыми ребристыми мячиками (ёжиками).

Тема: «Зима, зимующие птицы» (2 неделя)

 

Задачи:

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания.

3. Развивать умение сматывать клубочки.

4. Учить видеть недостающие детали в рисунке.

5. Стимулировать тактильные ощущения.

6. Продолжать учить работать с бумагой различными способами.

7. Воспитывать любознательность, интерес к природе.

8. Накопление и обогащение словарного запаса по лексической теме.

Методические приемы:

1. Пальчиковая гимнастика «Мороз» (9).

2. Упражнение «Клубочки для бабушки» –  смотать нитки в клубочки.

4. Пальчиковая гимнастика «Капризная ворона» (9).

6. Упражнение «Дорисуй» – дорисовать рисунок: воробей, сидящий на ветке.

3. Упражнение «Накорми птичек» –  отрывать кусочки желтой бумаги, скомкать бумагу в маленькие комочки – пшено, сложить в кормушку

5. Самомассаж крупами.

Тема: «Комнатные растения» (3 неделя)

Задачи:

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

3. Закреплять умение лепить из пластилина плоские предметы.

4. Стимулирование тактильных ощущений.

5. Развивать чувство формы и цвета.

6. Воспитывать любовь к природе, чувство прекрасного.

7. Накопление и обогащение словарного запаса по лексической теме.

Методические приемы:

1. Пальчиковая гимнастика «Моем руки» (9).

3. Упражнение «Каждому листочку своё место» – закрыть контуры различных листочков нужными листочками, взятыми из коробки.

4. Лепка из пластилина – комнатный цветок в горшочке.

6. Пальчиковая игра «Букет цветов» (9).

7. Самомассаж камушками.

Тема: «Новогодний праздник» (4 неделя)

Задачи:

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Формировать умение координировать речь с движениями,

3. Учить детей работать с пластилином способом размазывания на листе.

4. Развивать умение сматывать клубочки.

5. Стимулировать тактильные ощущения.

6. Накопление и обогащение словарного запаса по лексической теме.

Методические приемы:

1. Пальчиковая гимнастика «Новый год» (16).

2. Упражнение «Помоги бабушке» –  смотать из шерстяных ниток клубочки

3. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» – определить на ощупь что лежит в мешочке.

4. «Наряжаем ёлку» – рисовать пластилином елочные игрушки на заготовке елки из цветного картона.

5. Самомассаж бусинами.

Январь.

Тема: «Домашние птицы» (2неделя)

Задачи:

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Тренировать навык создавать изображение с помощью геометрических фигур по образцу.

3. Учить детей рисовать волнистые линии.

4. Отрабатывать навык аккуратно переливать воду из одной емкости в другую.

5. Воспитывать любовь к птицам, желание заботиться о них.

6. Накопление и обогащение словарного запаса по лексической теме.

Методические приемы:

1. Пальчиковая гимнастика «Утята» (9).

2. Упражнение «Прятки» – найти всех домашних птиц в сухом бассейне/

    «Чудо-птица» – нарядить хвост птице, изготовленной педагогом-психологом самостоятельно.

3. Упражнение «Птица» –  нарисовать птицу с помощью геометрических фигур по образцу.

4. Пальчиковая гимнастика «Гусёнок» (9).

5. Самомассаж гранёными карандашами.

Тема: «Домашние животные и их детеныши» (3неделя)

Задачи:

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Тренировать навык создавать изображение с помощью геометрических фигур по образцу.

3. Учить детей рисовать волнистые линии.

4. Стимулировать тактильные ощущения.

5. Воспитывать любовь к животным, желание заботиться о них.

6. Накопление и обогащение словарного запаса по лексической теме.

Методические приемы:

1. Пальчиковая гимнастика «Два маленьких котёнка» (9).

2. Упражнение «Маленький конструктор» – выкладывание из геометрических фигур животного с детенышем.

3. Упражнение «Прятки» – найти всех домашних животных в сухом бассейне.

4. Упражнение «Дорисуй» –  дорисовать хвост и гриву коню.

5. Самомассаж пуговицами разного размера и формы.

Тема: «Дикие животные и их детеныши» (4 неделя)

Задачи:

1. Развивать мелкой моторики рук.

2. Продолжать обучать детей ритмичному нанесению штрихов.

3. Продолжать обучать детей обводить по картонному контуру.

4. Формировать у детей мышечное чувство напряжения и расслабления работающих групп мелких мышц.

5. Стимулировать тактильные ощущения.

6. Воспитывать любовь к животным, фантазию.

7. Накопление и обогащение словарного запаса по лексической теме.

Методические приемы:

1. Пальчиковая гимнастика «Ёжик» (9).

2. Упражнение «Дикие животные» –  найти в сухом бассейне фигурки диких животных.

3. «Зеленый лужок» – рисовать лужок (штриховка), обвести фигуру зайчика по картонному контуру.

4. Дидактическая игра «Животные и их детеныши».

5. Самомассаж крупами.

Февраль.

Тема: «Профессии. Продавец» (1 неделя)

Задачи: 1. Совершенствовать мелкую моторику рук.

2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

3. Стимулировать тактильные ощущения.

4. Воспитывать интерес к разным профессиям, любознательность.

5. Накопление и обогащение словарного запаса по лексической теме.

Методические приемы:

1. Пальчиковая гимнастика: чтение стихотворений «Продавец» О. Повещенко и «Продавец» Е. Санина – выполнение движений на слова стихотворения (17).

2. Дидактическая игра «Магазин» – сортировать овощи, фрукты в разные витрины магазина.

3. Упражнение «Продавец тканей» –  описать «покупателю», какая ткань на ощупь.

4. Упражнение «Шишки и орешки для белочки» –  положить в одну коробку сосновые шишки, в другую –  орешки (вишневые).

5. Самомассаж гранеными карандашами.

Тема: «Профессии. Почтальон» (2 неделя)

Задачи:

1. Совершенствовать мелкую моторику рук.

2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

3. Продолжать учить работать с бумагой.

4. Стимулировать тактильные ощущения.

5. Воспитывать интерес к разным профессиям, любознательность.

6. Накопление и обогащение словарного запаса по лексической теме.

Методические приемы:

1. Пальчиковая гимнастика: чтение стихотворения «Что принёс нам почтальон?» Н.В. Нищевой – выполнение движений на слова стихотворения (7).

2. Упражнение «Вам письмо» – сложить из бумажного квадрата конверт, вложить в него «письмо», склеить.

3. Упражнение «Посылка» – определить на ощупь, что находится в ящике-посылке.

4. Самомассаж крупами.

Тема: «Транспорт» (3 неделя)

Задачи:

1. Совершенствовать мелкую моторику рук.

2. Развивать умение координировать речь с движениями, договаривать слова и словосочетания.

3. Учить работать с бумагой – разглаживать скомканную бумагу.

4. Стимулировать тактильные ощущения.

5. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть вместе.

6. Накопление и обогащение словарного запаса по лексической теме.

Методические приемы:

1. Пальчиковая гимнастика: чтение стихотворений «Грузовик», «Мчится поезд» и «Самолёт» Н.В. Нищевой – выполнение движений на слова стихотворения (7).

2. Упражнение «У кого какой транспорт?» – разглаживание трафаретов транспорта из бумаги, смятой в комочки.

3. Упражнение «Грузим камушки на грузовик» – собрать камушки разного размера и формы, которые рассыпаны по ковру.

4. Упражнение «Проехала машина» – рисовать на манке, рассыпанной тонким слоем на подносе, следы от машины.

5. Самомассаж бусинками.

Тема: «Профессии на транспорте» (4 неделя)

Задачи:

1. Совершенствовать мелкую моторику рук.

2. Продолжать формировать умение координировать движения с речью.

3. Стимулировать тактильные ощущения.

4. Учить детей делать из бумаги самолёт в технике оригами, развивать интерес к деятельности.

5. Продолжать учить выкладывать изображение с помощью счетных палочек.

6. Развивать чувство формы, пропорции, глазомер согласованность в работе обоих рук.

7. Накопление и обогащение словарного запаса по лексической теме.

Методические приемы:

1. Пальчиковая гимнастика: чтение стихотворения «Шофёр» Н.В. Нищевой – выполнение движений на слова стихотворения (7).

2. Упражнение «Пилот» – конструирование самолёта в технике оригами.

3. Упражнение «Сделай сам» – из счетных палочек сделать по образцу лодку, пароход, машину, самолёт.

4. Упражнение «Машина на погрузке» –  рассортировать красную и белую фасоль по разным грузовикам.

5. Самомассаж пуговицами разного размера и формы.

Март

Тема: «Весна» (1 неделя)

Задачи:

1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

2. Учить создавать несложную композицию с помощью прищепок.

3. Стимулирование тактильных ощущений.

4. Тренировать навык завязывания узелков и бантиков.

5. Развивать творческую фантазию, чувство формы и цвета.

6. Накопление и обогащение словарного запаса по лексической теме.

Методические приемы:

1. Пальчиковая гимнастика «Посадили зёрнышко…» (15).

2. Упражнение «Весенняя полянка» – с помощью прищепок выкладывать композицию: солнышко, трава, первые цветы, деревья.

3. Упражнение «Веселые ладошки» –  завязывание узелков, бантиков.

4. Самомассаж бусинками.

Тема: «Мамин праздник. Профессии мам» (2 неделя)

Задачи:

 1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

2. Тренировать умение создавать узор по образцу в технике аппликация.

4. Стимулирование тактильных ощущений.

5. Развивать чувство формы, цвета и композиции.

6. Воспитывать бережное отношение к родителям, желание их порадовать.

7. Накопление и обогащение словарного запаса по лексической теме.

Методические приемы:

1. Пальчиковая гимнастика «Мамочка, мамочка…» (13).

2. Упражнение «Солнце светит ярко – ярко» – выложить из спичек солнечные лучи вокруг желтого круга.

3. Упражнение «Открытка для мамы» – украсить открытку в технике аппликация.

4. Упражнение «Погуляем» – двумя пальцами ходить по столу в разном темпе по хлопку.

5. Самомассаж гранёными карандашами.

Тема: «Первые весенние цветы» (3 неделя)

Задачи:

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

3. Стимулирование тактильных ощущений.

4. Продолжать учить детей работать с бумагой в технике оригами.

5. Воспитывать любознательность, самостоятельность.

6. Воспитывать бережное отношение к родителям, желание их порадовать.

7. Воспитывать любовь к природе, чувство прекрасного.

8. Накопление и обогащение словарного запаса по лексической теме.

Методические приемы:

1. Пальчиковая гимнастика «Вырос цветок на весенней полянке…» (15).

2. Упражнение «Бусы для мамы» – нанизывание макарон на нитку.

3. «Подснежник» –  конструирование цветка из бумаги в технике оригами.

4. Упражнение «Цветок» – сжимание и разжимание кулачока (кулачок – бутон цветка: проснулся, заснул).

5. Самомассаж бусинами.

Тема: «Цветущие комнатные растения» (4 неделя)

Задачи:

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

3. Закреплять умение лепить из пластилина.

4. Стимулирование тактильных ощущений.

5. Развивать чувство формы и цвета.

6. Воспитывать любовь к природе, чувство прекрасного.

7. Накопление и обогащение словарного запаса по лексической теме.

Методические приемы:

1. Пальчиковая гимнастика: чтение стихотворения «На окне в горшочках» Н.В. Нищевой – выполнение движений на слова стихотворения (7).

2. Упражнение «Фиалка» – тактильное обследование цветов из бархатной бумаги.

3. Упражнение «Каждому листочку свое место» – закрыть контуры различных листочков нужными листочками, взятыми из коробки.

4. «Красивые фиалки» – лепка.

5. Самомассаж резиновыми ребристыми мячиками (ежиками).

Апрель.

Тема: «Дикие животные весной» (1 неделя)

Задачи: 1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук.

2. Стимулировать тактильные ощущения.

3. Формировать умение координировать речь с движениями, работать над согласованием движений рук и ног.

4. Учить изображать простейшие предметы с помощью пальцев.

5. Закреплять у детей умение мелко рвать бумагу.

6. Учить детей аккуратно переливать воду из стакана в тарелочки ложной.

7. Воспитывать бережное отношение к животным, желание заботиться о них.

8. Накопление и обогащение словарного запаса по лексической теме.

Методические приемы:

1. Пальчиковая гимнастика «В лесу» (11).

2. Упражнение «Водопой» – ложкой наливать воду из стакана в тарелочку.

3. Упражнение «На лугу» –  мелко нарвать зеленую бумагу.

4. Упражнение «Веселые зверята» – изображать пальцами рук диких животных.

5. Самомассаж камушками.

Тема: «Домашние животные весной» (2 неделя)

Задачи:

1. Совершенствовать мелкую моторику рук.

2. Продолжать учить координировать движения с речью.

3. Продолжать учить обводить изображения по контуру.

4. Тренировать в технике аппликация.

5. Стимулировать тактильные ощущения.

6. Закреплять у детей умение работать с бумагой – разглаживание смятой в комочек бумаги.

7. Воспитывать бережное отношение к животным, желание заботиться о них.

8. Накопление и обогащение словарного запаса по лексической теме.        

Методические приемы.

1. Пальчиковая гимнастика «Коготочки» и «Козочка» (12).

2. Упражнение «Лошадка на лугу» – обвести по контуру лошадь, заштриховать, вокруг приклеить «траву» из мелко порванной цветной бумаги.

3. Упражнение «Что спряталось в комочке» разглаживание трафаретов домашних животных из бумаги, смятой в комочки.

4. Самомассаж бусинами.

Тема: «Птицы прилетели» (3 неделя)

Задачи:

1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику.

2. Продолжать учить координировать движения с речью.

3. Тренировать в технике оригами.

4. Стимулировать тактильные ощущения.

5. Воспитывать бережное отношение к птицам, желание заботиться о них.

6. Накопление и обогащение словарного запаса по лексической теме.        

Методические приемы.

1. Пальчиковая гимнастика «Встреча» (9).

2. Упражнение «Чудо-птица» – нарядить хвост птице, изготовленной педагогом-психологом самостоятельно.

3. Упражнение «Накорми птиц» –  подушечки с различным наполнением (фасоль, рис, пшено).

4. «Птички» – конструирование птицы в технике оригами.

5. Самомассаж крупами.

Тема: «Насекомые» (4 неделя)

Задачи:

1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук.

2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

3. Стимулирование тактильных ощущений.

4. Развивать умение завязывать узелки.

5. Воспитывать чувство коллективизма, желание играть друг с другом.

6. Вовлекать детей в сотрудничество, учить рисовать вертикальные линии, дополняя созданный педагогом образ.

7. Накопление и обогащение словарного запаса по лексической теме.        

Методические приемы.

1. Пальчиковая гимнастика «Насекомые» (18).

2. Упражнение «Посадка гороха» – в манке сделать ямки и посадить семена.

3. Упражнение «Цветочный лужок» – с помощью мозаики сделать цветы.

4. «Вот такие ножки у сороконожки» – коллективное рисование

5. Упражнение «Узелки» – завязывание узлов на толстой веревке, шнуре.

6. Самомассаж камушками.

Список использованных источников.

Литературные источники:

  1. «Внимание, память, мышление, мелкая моторика. Для детей 5 лет. Часть 2. Солнечные ступеньки», – Киров: «Кировская областная типография», – 2013 г.;
  2. Александрова З.Н. «Стихи», – М.: «Эксмо», – 2009 г.;
  3. Вахтин В. «Весёлые уроки 5. Развиваем память, мышление, внимание, мелкую моторику», – М.: «Фламинго», – 2010 г.;
  4. Кольцова М. М. «Ребенок учится говорить» М.: «Сов. Россия», – 1973 г.;
  5. Люшин Г.И. «Росинка: стихи», – М.: «Сов. Россия», – 1989 г.;
  6. Маслова Е.Н. «Развитие общей и мелкой моторики для детей с нарушением речи. Часть 2», – Волгоград: «Корифей», – 2010 г.;
  7. Нищева Н.В. «Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики», – СПб.: «Детство-пресс», – 2013 г.;
  8. Сухомлинский В.А. «О воспитании», – М.: издательство политической литературы, – 1973 г.;
  9. Ульева Е.А. «Пальчиковые игры. Для детей 4 – 7 лет», – М.: «Мозаика-синтез», – 2012 г.;
  10. Чернорицкая О. «Ботинок», – М.: «Дрофа», – 2006 г.;

Интернет-ресурсы:

  1. Пальчиковая гимнастика «В лесу». Логознайка. http://lomakina-logo.blogspot.ru/2011/12/blog-post_8722.html ; 
  2. Пальчиковая гимнастика по лексической теме «Домашние животные». Социальная сеть работников образования. http://nsportal.ru/detskii-sad/razvitie-rechi/palchikovaya-gimnastika-po-leksicheskoi-teme-domashnie-zhivotnye-1 ; 
  3. Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам. Сайт Елькиной Анджелы Валентиновны. http://www.2099.ru/2013/03/23/kartoteka-palchikovojj-gimnastiki-po-leksicheskim-temam/ ; 
  4.  Кружок по развитию мелкой моторики «Весёлые ладошки». Международный русскоязычный социальный образовательный интернет-проект. http://www.maaam.ru/detskijsad/kruzhok-po-razvitiyu-melkoi-motoriki-veselye-ladoshki-dlja-detei-2-mladshei-grupy.html ;
  5. Подборка пальчиковой гимнастики по теме: «Весна». Международный русскоязычный социальный образовательный интернет-проект. http://www.maaam.ru/detskijsad/podborka-palchikovoi-gimnastiki-po-teme-vesna.html ;
  6. Комплекс упражнений, пальчиковых гимнастик с элементами кинезиологии. Растём вместе – центр семьи и детства. http://www.rastem.ru/portal/article/kompleks_palchikovyh_gimnastik/ 
  7. Стихи о профессиях. Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя. http://www.zanimatika.narod.ru/Narabotki14_1_2.htm#Продавец ;
  8. Пальчиковая гимнастика «Насекомые». Сайт Семёновой Татьяны Геннадьевны – учителя-логопеда. http://zvukarik.ucoz.ru/load/nasekomye/1-1-0-2 .

Приложение 1.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида № 163» г. Саратова

Диагностика состояния ручной моторики

ребёнка 4-5 лет

(объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости или амбидекстрин — заполняется после тестовых упражнений)

Имя, фамилия ребёнка ____________________________________ Группа № __________

Даты заполнения: «______» ___________ 20______ год

«______» ___________ 20______ год
Кинестетическая основа движений:
4 года (сложить в кольцо большой и указательный пальцы сначала на правой руке, потом — на левой руке) 

начало года: __________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

конец года: ___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
Кинетическая основа движений:
4 года (поочередно сгибать и разгибать пальцы сначала на правой руке, потом на левой; изменять положение кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот) 

начало года: __________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

конец года: ___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
Навыки работы с карандашом:
4 года (умение держать карандаш, рисовать горизонтальные линии, вертикальные линии, круги)

начало года: __________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

конец года: ___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Манипуляции с предметами:
4 года (умение застегивать и расстегивать пуговицы, перекладывать мелкие предметы из одной руки в другую, из одной емкости в другую) 

начало года: __________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

конец года: ___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
ВЫВОДЫ: 

начало года: __________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

конец года: ___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Педагог-психолог: _________________/В.В. Цыцаркина/

Литературный источник:

Нищева Н.В. «Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет)», – СПб «Детство-пресс», –  2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по дополнительному образованию "Ловкий мяч"

Программы по фитбол - гимнастике и фитбол- аэробике уникальны по своему воздействию на организм занимающихся и вызывают большой интерес у детей и взрослых. Упражнения на мячах обладают оздоровительным...

Рабочая программа дополнительного образования "Шаловливые пальчики" для детей 4-5 лет

Развитие мелкой моторики является необходимой частью практически любых систем дошкольного воспитания – как традиционных, так и вновь открытых. Уже давно известно, какие блага несет моторика руки...

Рабочая программа по дополнительному образованию "Ловкие пальчики"

Данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий....

Перспективный план по бесплатному дополнительному образованию «Ловкие пальчики»

Перспективный план по бесплатному дополнительному образованию «Ловкие пальчики»...

Конспект занятия по дополнительному образованию «Ловкие пальчики» для старшей группы на тему «Мебель».

Конспект занятия по дополнительному образованию «Ловкие пальчики» для старшей  группы на тему «Мебель»....

для первой младшей группы «В детский сад идти пора» Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик – прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж уснул. Встали пальчики, ура! В детский сад идти пора. Дети поочередно загибают пальчики руки. Дети

для первой младшей группы «В детский сад идти пора»Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик – прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж уснул.Встали п...