Перспективный план дополнительного образования "Ловкие ребята" (развитие мелкой моторики и координации)
рабочая программа (старшая группа) на тему

Одегова Елена Викторовна

Перспективный план.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyyplandopobr-lovkierebyatya.docx30.06 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад № 1 «Сказка» село Ворсино»

Перспективный план

дополнительного

образования

на 2017 – 2018 г.

в старшей группе

«Колокольчики»

«Ловкие ребята»

(развитие тонкой моторики и координации)

Воспитатель:

Одегова Елена Викторовна

Введение

Дополнительное образование детей (ДО) – специфическая часть системы образования, представляющая собой процесс и результат формирования личности ребенка в условиях развивающей среды, предоставляющая детям интеллектуальные, психолого-педагогические, образовательные, развивающие и другие услуги на основе свободного выбора и самоопределения.

Дополнительное образование обеспечивает ребёнку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, правильно и целенаправленно решать вопрос свободного времени.

Дополнительное образование способствует удовлетворению потребности личности в приобретении новых знаний, проявлению и активному использованию творческого потенциала каждого учащегося.

Пояснительная записка.

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддерживать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т.д.), тряпочки, предметы для исследования, он получает необходимый стимул для развития. Доказано, что речь ребенка и его сенсорный (тактильный, «трогательный») опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев.

Движения пальцев и кистей рук имеют развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец – печени, средний – кишечника, указательный – желудка, большой – головы.

Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Цель дополнительного образования:

Развитие тонкой моторики и координации детей.

Задачи дополнительного образования:

  • Укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации;
  • различение предметов по форме, цвету и материалу;
  • развитие концентрации внимания;
  • развитие усидчивости, аккуратности, детского творчества, чувства прекрасного в своей работе и работе других детей;
  • обучение приемам работы по образцу;
  • сенсомоторное развитие, формировать основные сенсорные эталоны: форма, величина, материал, вес;
  • снятие эмоционального напряжения;
  • развитие пространственного ориентирования;
  • формировать навык шнуровки, застёгивание - расстёгивание кнопок, пуговиц, замков;
  • развивать речь ребенка, пополнять словарный запас слов.
  • формировать нравственные качества;
  • развивать художественно-эстетический вкус;
  • развивать внимание, память.

Список детей, участвующих в дополнительном образовании:

Возраст детей, участвующих в дополнительном образовании – 5-6 лет

(Старшая группа «Колокольчики»).

ФИО воспитанника

Режим занятий

День недели

Время

Название дополнительного образования

Четверг

15:30-15:50

«Ловкие ребята»

МЕСЯЦ

Дни недели

Тема

Цели

2017 учебный год

Сентябрь

14.09

21.09

28.09

«Драконы»-дыхательная гимнастика в движении

«Повтори!»-пальчиковая гимнастика.

«Повтори!»-пальчиковая гимнастика со стихами и элементами самомассажа.

Улучшение кровообращения, развитие внимания, координации,

развитие тонкой моторики, моторно-зрительной координации, внимания, памяти;

развитие речи.

Октябрь

05.10

12.10

19.10

26.10

«Мешочки»-упр. для развития тактильного восприятия.

«Бусинки»-упр. для разв. тактильного восприятия с созданием своего украшения.

Развитие тонкой моторики, развитие тактильного восприятия, формировать основные сенсорные эталоны: форма, величина, материал, вес. Развитие художественно-эстетического восприятия.

Ноябрь

02.11.

09.11

16.11

23.11

«Карандаш»-самомассаж при пом. карандаша + раскрашивание, штриховка.

«Пазлы» - сборка пазлов различной величины, текстуры, тематики.

Укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации;

развитие усидчивости, аккуратности;

обучение приемам работы по образцу;

снятие эмоционального напряжения; развитие речи и пополнение словарного запаса.

Декабрь

07.12

14.12

21.12

28.12

«Пластилин» - разминание, раздавливание, формирование фигур.

Аппликация – вырезание, наклеивание, создание сюжетной картинки.

«Песок» - работа и игра с кинетическим песком.

Самомассаж при помощи деревянного массажера, природного материала и массажного мяча.

Укрепление и развитие мелкой моторики, координации;

развитие концентрации внимания

развитие усидчивости, аккуратности, детского творчества, чувства прекрасного в своей работе и работе других детей;

обучение приемам работы по образцу;

сенсомоторное развитие, формировать основные сенсорные эталоны: форма, величина, материал, вес;

2018 учебный год

Январь

11.01

18.01

25.01

«Зеркало» - упражнения для развития координации.

«Зеркало» - упражнения для развития координации + лого ритмические упражнения.

Укрепление и развитие

зрительно – моторной координации;

развитие концентрации внимания;

обучение приемам работы по образцу;

развитие пространственного ориентирования;

Февраль

01.02

08.02

15.02

22.02

Мобильный тренажер «Пальчиковый сухой бассейн»

Мобильный тренажер «Пальчиковый сухой бассейн» - усложнение заданиями «Найди на ощупь», «Найди и разложи»

Укрепление и развитие мелкой моторики,

различение предметов по форме, цвету и материалу;

развитие концентрации внимания;

сенсомоторное развитие,

Март

01.03

15.03

22.03

29.03

«Веселый мячик» - упражнения с теннисным мячом.

«Резиночка» - упражнения с резиновой лентой.

Укрепление и развитие  зрительно – моторной координации;

развитие концентрации внимания;

сенсомоторное развитие,

снятие эмоционального напряжения;

развитие пространственного ориентирования;

Апрель

05.04

12.04

19.04

26.04

«Удивительный куб» - игры с сенсорным кубом.

«Веселый волчок» - игры с волчком.

Развивать и укреплять мелкую моторику рук; развитие пространственного ориентирования, способности понимания понятий: вверху, внизу, справа, слева; развивать глазомер; формировать навык шнуровки, застёгивание - расстёгивание кнопок, пуговиц, замков, развивать речь ребенка, пополнять словарный запас.

Май

03.05

10.05

15.05

Пальчиковый театр. Разучивание сказки В. Сутеева: «Мешок яблок»

Пальчиковый театр.

Демонстрация сказки В. Сутеева : «Мешок яблок».

Выставка работ участников дополнительного образования: «Ловкие ребята»

Укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации;

снятие эмоционального напряжения;

развитие пространственного ориентирования;

развивать речь ребенка, пополнять словарный запас слов.

формировать нравственные качества;

развивать художественно-эстетический вкус;

развивать внимание, память.


Характеристика ожидаемых результатов:

- увеличится словарный запас детей, речь детей станет более эмоциональной и выразительной;


- возрастет речевая активность детей в различных видах деятельности;


- предложенные игры и упражнения помогут развить мелкую моторику рук детей;


- кисти рук приобретут подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений;

- улучшится навык самообслуживания (шнуровать обувь, расстегивать замки, пуговицы и т.д.);

- возрастет тактильная чувствительность пальцев;

- улучшится пространственное ориентирование;

- улучшится усидчивость, внимание, память, сосредоточенность;

- ребенок разовьет умение работать по образцу.

Список использованной литературы:

  1. Т.С.Голубина - «Чему учит клеточка».

  1. В.Т.Голубь - Графические диктанты».

  1. З.А.Михайлова - «Игровые занимательные задачи для дошкольников».

  1. Н.В.Нищева - «Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики».

  1. Цвынтарный В.В. - «Играем пальчиками и развиваем речь».

  1. Л.Г.Петерсон - «Раз- ступенька, два-ступенька…».

  1. Петрова И.М. - «Объёмная аппликация».

  1. Большакова С. Е. – «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Развитие мелкой моторики и графо- моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста как средство развития речи и подготовки руки к письму»

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЯ РУК С ДЕТЬМИ 5 – 7 ЛЕТ С ТЯЖЕЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ С ОПОРОЙ НА ЛЕКСИЧЕСКИЕ ТЕМЫ

Перспективное планирование содержит упражнения по развитию мелкой моторики и координации движения рук. Основой перспективного планирования коррекционной работы по развитию мелкой моторики и коорд...