ПРОГРАММА дополнительного образования по познавательному развитию «Юный исследователь»
рабочая программа по теме

Сорокина Ирина Алексеевна

Предварительный просмотр:

Сорокина Ирина Алексеевна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 189 «Солнышко» комбинированного вида

Рассмотрена и одобрена на

 заседании педагогического совета

 Протокол № 39 от  24.09.07.

Утверждаю

Заведующая МДОУ № 189

____________ Фоменко Л.М.

ПРОГРАММА  

дополнительного образования по познавательному развитию

 «Юный  исследователь»  

                                                                                        Разработчик: Сорокина И.А.

Старший воспитатель МБДОУ № 189

г. Камень – на – Оби

2007 г.

Содержание:

  1. Пояснительная записка

 1.1. Концепция

  1.  1.2. Актуальность
  2.  1.3. Новизна
  3.  1.4. Цель
  4.  1.5. Задачи
  5.  1.6. Возраст детей
  6.  1.7  Продолжительность реализации программы
  7.  1.8. Формы и режим занятий
  8.  1.9. Ожидаемые результаты
  9. 1.10  Педагогическая диагностика (см. Приложение 1)
  10. 1.11. Формы подведения итогов программы
  1. Учебно-тематический план           (см. Приложение 2)
  2. Краткое описание тем

3.1.Соответствие требованиям государственного образовательного стандарта

3.2  Преемственность

      4. Приёмы  и  методы организации учебно-воспитательного процесса

          4.1.  Дидактический материал, техническое оснащение занятий

      5. Список литературы

 

  1. Пояснительная записка

  1. Концепция  программы

Гуманистическая  функция  образования  способствует  обновлению  педагогических  технологий.  Педагогические  технологии  ставят  педагогов  в  позицию  творчества  и  рефлексии,  освоения  способов  индивидуального  проектирования  своей  деятельности.  Личностно  ориентированные  технологии  призваны  раскрыть  индивидуально-творческий  потенциал  ребёнка,  стимулировать  его  творческую  активность.  Они  ориентированы  не  на  волевое  привлечение  внимания  ребёнка,  а  на  ориентацию  и  обращенность  к  его  эмоционально-мотивационной  сфере.  Гуманистические  технологии  учитывают  факт  неполной  сформированности  логического  аппарата  у  детей,  это  и  определяет  их  игровой  и  занимательный  характер.

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире — важнейшие черты нормального детского поведения.

Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения — исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психологическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития.

3нания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее тех, что получены репродуктивным путем. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющей эту деятельность, еще не сформирован. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.

Исследовательское обучение предполагает следующее:

  • ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;
  • предлагает возможные решения;
  •  проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
  • делает выводы в соответствии с результатом проверки;
  • применяет выводы к новым данным;
  • делает обобщения.

Программа построена на основе следующих принципов:

  • Принцип оптимального соотношения процессов развития и саморазвития
  • Принцип соответствия развивающей среды особенностям саморазвития и развития
  • Принцип противоречивости в содержании знаний,  получаемых детьми, как основы саморазвития и развития
  • Принцип «развивающей интриги»
  • Принцип формирования творчества на всех этапах обучения и воспитания
  • Принцип деятельного подхода к развитию личности
  • Принцип ориентации на многообразие форм реализации поисково-познавательной деятельности
  • Принцип  системного подхода к объединению направлений работы, подбору программного содержания, формулирования поисково-познавательной деятельности
  • Принцип использования средств познания (пособий, карт, схем, оборудования интеллектуального содержания)

1.2. Актуальность

А.Н. Поддъяков определяет  исследовательское  поведение как одну из фундаментальных форм взаимодействия  живых существ с  реальным миром, направленную  на его познание, и как существенную характеристику деятельности человека.

Детское экспериментирование, как один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольника, дает  возможность прийти к удивительным открытиям и одновременно развивает смелость детского мышления, необходимое в становлении личности в целом.

  1. Новизна

Разработана и апробирована система  поисково-исследовательской деятельности   как источник самостоятельного познания мира

  1. Цель программы

Развивать и поддерживать интерес к исследованиям, открытиям, помогать овладевать способами практического взаимодействия с окружающей средой, обеспечивая становление мировидения ребенка, его личностный рост.

1.5.  Задачи  программы

1. Формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

2. Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).

3. Расширять  перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в  мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

4. Поддержать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность.

Законодательно-нормативное обеспечение программы:

  • Закон РФ «Об образовании» от 10.02.92г.   № 3266-1
  • Типовое положение «О дошкольном образовании»
  • Письмо Министерства образования РФ от 14.03.2000г. № 65/32-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»
  • Письмо Министерства образования РФ от 18.06.2003г. № 28-02-484/16 «Требования к содержанию детей и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»
  • Устав ДОУ
  • Программа развития ДОУ
  • Положение о кружковой работе
  • Приказ об организации кружковой работы ДОУ
  • Правила и нормы охраны труда, жизни и здоровья детей

  1. Возраст детей

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы  -  5-7 лет

        Это определяется фазовым характером собственной активности ребенка. В этой фазе, т.е. в 5-7 лет,  дошкольник особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы  взаимодействия ребенка и взрослого – носителя высшей формы развития,  тем  содержательнее становится собственная активность ребенка.

  1. Продолжительность реализации программы

Продолжительность реализации программы – 2 года. Предусматривается  2 этапа работы:

  • 1 этап – с  детьми  5 – 6 лет;
  • 2 этап – с  детьми 6 – 7 лет.

  1. Формы  и  режим  занятий

Программа реализуется на занятиях кружка «Юный исследователь». Занятия кружка проводятся 1 раз  в  неделю.  День  занятий выбран исходя из интенсивности нагрузки на детей в соответствии со «счастливой свободной работой»  с  Монтессори материалом.

Продолжительность занятий с детьми 5 – 6 лет не более 20 минут,  с  детьми 6 – 7 лет не более 25 минут. Гибкая форма организации экспериментальной деятельности  позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, здоровье, настроение, уровень установления причинно-следственных связей, выявления закономерностей и другие факторы. Состав группы одновременно работающих детей может меняться в зависимости от вышеуказанных причин.

Набор для каждого эксперимента имеется в готовом виде. Педагог проводит презентацию каждого эксперимента. Это может быть индивидуальная презентация, индивидуальный показ, круг. К каждому набору для эксперимента могут прилагаться инструктивные карты, выполненные  в  виде последовательных рисунков или с краткой словесной инструкцией (для читающих детей). Все эксперименты сопровождаются составлением протокола.  Дети 5 – 6 лет используют простейший вариант: заполняют таблицу (ставят любой знак);  дети 6 – 7 лет (умеющие читать)  - кратко записывают результат в заготовленную форму или зарисовывают.

  1. Ожидаемые результаты

После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями и навыками:

  •  быстрое включение в активный познавательный процесс;
  •  самостоятельное  пользование  материалом;
  • постановка цели и нахождение путей ее достижения;
  • самостоятельность при поиске  открытий;
  • проявление волевых усилий (упорства) в достижении поставленной цели;
  • настойчивость в отстаивании своего мнения;
  • расширение кругозора детей;
  • развитие критического мышления и речи;
  • развитость мускулатура пальцев;
  • проявления поисковой активности и умении извлекать в ходе  её информацию об объекте.

  1. Педагогическая диагностика

(см. Приложение № 1)

  1. Формы проведения итогов реализации программы
  • Дни презентаций  результатов экспериментов воспитанникам ДОУ и их родителям;
  • Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на «Ярмарке педагогических находок».

  1. Учебно-тематический план

(см. Приложение № 2)

  1. Краткое описание тем

1 этап (5- 6 лет)

1 занятие: Выбор названия кружка. Заинтересовать детей новым видом деятельности. Вызвать желание  экспериментальной деятельностью.

2 занятие: Вводное. Знакомство  с  лабораторией. Организация эксперимента.

3 занятие: Опыт с водой «Плавает или тонет»

4 занятие: Опыт с водой «Какого цвета вода» № 1

5 занятие: Опыт с водой «Какого цвета вода» №2

6 занятие: Опыт с водой «Чем пахнет вода»

7 занятие: Опыт с водой «Какую форму имеет вода»

8 занятие: Опыт с водой «В каком направлении давит вода»

9 занятие: Опыт с водой «Вода как растворитель»

10 занятие: Опыт с водой «Опыт с водой «Выпадение осадков в пресной и соленой воде»

11 занятие: Опыт с водой «Нарушение равновесия»

12 занятие:  Опыт с водой «Измерение температуры воды»

13 занятие: Опыт с водой «Лед – твердая вода»

14 занятие: Опыт с водой «Снег превращается в воду»

15 занятие: Эксперимент «Как выйти сухим из воды»

16 занятие: Опыт с водой «Замерзая, вода двигает камни»

17 занятие: Опыт с водой «Насыщенные растворы»

18 занятие: Опыт с водой «Изменение объема воды от нагревания»

19 занятие: Опыт с водой «Вода в скафандре»

20 занятие: Опыт с водой «Бездонный стакан»

21 занятие: Эксперимент «Плавающая скрепка»

22 занятие: Эксперимент «Встречное движение»

23 занятие: Эксперимент «Движение дуг от друга»

24 занятие: Эксперимент «Водяной подсвечник»

25 – 27 занятия: Опыт «Вода и звук»

28 занятие: Эксперимент «Как добыть воду для питья»

29 - 31 занятие: Опыт с воздухом «Воздух есть  везде»

32 занятие: Эксперимент «Лимон надувает воздушный шар»

33 – 34 занятие: Опыт с воздухом «Работа воздуха»

35 занятие: Опыт с воздухом «Давление воздуха»

36 занятие: Опыт с воздухом «Расширение горячего воздуха и его движение»

2 этап (6 – 7 лет):

1 занятие: Вводное. Закрепить правила работы в лаборатории.

2 занятие: Опыт с огнем «Горит – не горит»

3 занятие: Опыт с огнем «Работа с огнем»

4 занятие: Эксперимент «Живая тень»

5 занятие: Работа с напольными весами. Знакомство.

6 – 7 занятие: Взвешивание предметов на напольных весах

8 занятие: Эксперимент Рекордный вес»

9 – 10 занятие: Опыт с магнитом «Магнитная задача»

11 занятие: Опыт с магнитом «Танцующие скрепки»

12 занятие: Эксперимент «Летающая бабочка»

13 занятие: Опыт с магнитом «Магнит и стрелка»

14 занятие: Фокус с магнитом

15 занятие: Опыт с магнитом «Сила притяжения магнитов»

16 занятие: Опыт с магнитом «Все тела притягиваются друг к другу»

17 занятие: Научный опыт «Снежные цветы»

18 занятие: Научный опыт «Висит без веревки»

19 занятие: Научный опыт «Сломанный карандаш»

20 занятие: научный опыт «Неугомонные зернышки»

21 занятие: Эксперимент «Подводная лодка из винограда»

22 занятие: Эксперимент «Подводная лодка из яйца»

23 занятие: Научный опыт «Своды и тоннели»

24 занятие: Эксперимент «Куда девались чернила»

25 занятие: Эксперимент «Как проткнуть воздушный шар без вреда для него»

26 занятие: Понятие об электрических зарядах

27 занятие: Научный опыт «Танцующая фольга»

28 занятие: Опыт для большой истории «Рассматривание веществ»

29 занятие: Опыт для большой истории «Извержение вулкана»

30 занятие: Опыт для большой истории «Горообразование»

31 занятие: Опыт для большой  истории «Всемирный потоп»

32 занятие: Опыт с растениями «Откуда взялись растения»

33 занятие: «Почему зеленые растения, растущие в океане, не живут глубже 100м»

34 занятие: Опыт с растениями «Как растение ищет свет»

35 занятие: Опыт с растениями «Как питаются растения»

36 занятие: Опыт с растениями «Как вянут стебли растений»

3.1. Соответствие требованиям государственного образовательного стандарта

        Работа кружка «Юный исследователь» основана на нормативных документах, в том числе:

  • Приложение 2 к Приказу Министерства образования РФ от 22.08.96 № 448 «Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении»;
  • Устав МДОУ «Детский сад № 189 «Солнышко».

3.2. Преемственность

        Программа кружка  предполагает:

  • Сформированность деятельности экспериментирования дошкольника;
  • Сформированность  личности ребенка;
  • Основу для дальнейшего знакомства детей начальной школы с естественнонаучными представлениями.

  1. Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

В  работе кружка  применяются  исследовательские методы обучения:

  • Репродуктивные методы: объяснительно-иллюстративный (сообщение педагогом готовой информации разными средствами) и репродуктивный (создание педагогом условий для формирования умений и навыков путем упражнений);
  • Продуктивные  методы: частично-поисковый или эвристический (дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы) и исследовательский (путь к знанию через собственных, творческий поиск)

4.1. Дидактический материал и техническое оснащение занятий

     Основное  оборудование:

  • приборы-помощники (увеличительные стекла, весы, песочные  весы, компас, магниты, телескоп и др.);
  • разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы;
  • разнообразный природный материал; утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, ткани, пластмассы и др.);
  • технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди и т.п.);
  •  разные виды бумаги; красители (пищевые и непищевые);
  • медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и т.д.);
  • прочие материалы (зеркала, мука, соль, сахар, сито, свечи и т.д.).

Дополнительное оборудование:

  • специальную  одежду (халаты, фартуки);
  • контейнеры для сыпучих и мелких предметов;
  • карточки-схемы  проведения эксперимента;
  • индивидуальные дневники экспериментов;
  • правила работы с материалом;
  • индивидуальные дневники.

  1. Список литературы
  1. «Программа образования  в  детском  саду   школы  свободного  развития  личности  на  основе  педагогической  технологии  Марии  Монтессори»;
  2. «Ребёнок  в  мире  поиска» О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина;
  3. «Методика проведения учебных исследований в детском саду» А.И.Савенков;
  4. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Л.Н.Прохорова;
  5. «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников» А.И.Савенков.

Приложение № 1

Педагогическая диагностика

Показателями уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью являются:

Уровни

Отношение к эксперимен-тальной деятельности


Целеполагание


Планирование


Реализация


Рефлексия

Высокий

Познавательное отношение устойчиво.

Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении  проблемных задач.

Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами

Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознано выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением.

Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца.

Формулирует в речи достигнут или нет  результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные, причинные связи. Делает выводы.

Средний

В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес.

Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого).

Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым.

Самостоятельно готовит материал для экспериментиро-вания, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы.

Может сформулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

Низкий

В большинстве случаев ребенок не проявляет активный познавательный интерес.

Не видит проблему  самостоятельно. Ребенок не высказывает предположения, не может выстроить гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого).

Пассивен при планировании деятельности совместно со взрослым.

Самостоятельно готовит материал для экспериментиро-вания, но не учитывает  их качества и свойства. Не проявляет настойчивость в достижении результатов.

Не может сформулировать выводы самостоятельно только  по наводящим вопросам.

Овладение детьми вышеуказанными знаниями, умениями и  навыками фиксирует в таблице в начале и конце года.

№ п/п


Ф.И. ребенка

Отношение к эксперимен-тальной деятельности


Целеполагание


Планирование


Реализация


Рефлексия

Приложение № 2

Учебно – тематический  план

№ занятия


Перечень  тем

Количество  занятий

Теоретическое

Практическое


1 этап (5 – 6 лет):

1.

Выбор названия кружка. Заинтересовать детей новым видом деятельности. Вызвать желание  экспериментальной деятельностью.

1

-

2.

Вводное. Знакомство  с  лабораторией. Организация эксперимента

1

-

Опыты с водой

1

25

3.

 «Плавает или тонет»

-

1

4 – 5

 «Какого цвета вода»

-

2

6

 «Чем пахнет вода»

-

1

7

 «Какую форму имеет вода»

-

1

8

 «В каком направлении давит вода»

-

1

9

«Вода как растворитель»

-

1

10

«Опыт с водой «Выпадение осадков в пресной и соленой воде»

-

1

11

«Нарушение равновесия»

-

1

12

«Измерение температуры воды»

-

1

13

«Лед – твердая вода»

-

1

14

«Снег превращается в воду»

-

1

15

«Как выйти сухим из воды»

-

1

16

«»Замерзая, вода двигает камни»

-

1

17

«Насыщенные растворы»

-

1

18

«Изменение объема воды»

-

1

19

«Вода в скафандре»

-

1

20

«Бездонный стакан»

-

1

21

«Плавающая скрепка»

-

1

22

«Встречное движение»

-

1

23

«Движение друг от друга»

-

1

24

«Водяной подсвечник»

-

1

25 - 27

«Вода и звук»

1

2

28

«Как добыть воду для питья»

-

1

Опыты  с  воздухом

2

6

29 - 31

«Воздух есть везде»

1

2

32

«Лимон надувает воздушный шар»

-

1

33 - 34

«Работа воздуха»

1

1

35

«Давление воздуха»

-

1

36

«Расширение горячего воздуха и его движение»

-

1


2 этап (6 – 7 лет):

1

Вводное. Закрепить правила работы в лаборатории

1

-

Опыты с огнем

-

3

2

«Горит – не горит»

-

1

3

«Работа с огнем»

-

1

4

«Живая тень»

-

1

Опыты  с напольными весами

2

2

5

«Работа с напольными весами. Знакомство»

1

-

6 - 7

«Взвешивание предметов»

1

1

8

«Рекордный вес»

-

1

Опыты с магнитом

1

7

9 - 10

«Магнитная задача»

1

1

11

«Танцующие скрепки»

-

1

12

«Летающая бабочка»

-

1

13

«Магнит и стрелка»

-

1

14

«Фокус с магнитом»

-

1

15

«Сила притяжения магнитов»

-

1

16

«Все тела притягиваются друг к другу»

-

1

Научные  опыты

1

9

17

«Снежные цветы»

-

1

18

«Висит без веревки»

-

1

19

«Сломанный карандаш»

-

1

20

«Неугомонные зернышки»

-

1

21

«Подводная лодка из винограда»

-

1

22

Подводная лодка из яйца»

-

1

23

«Своды и тоннели»

-

1

25

«Как проткнуть воздушный шар без вреда для него»

-

1

26

«Понятие  об электрических зарядах»

1

-

27

«Танцующая фольга»

-

1

Опыты для большой истории

-

5

28

«Рассматривание веществ»

-

1

29

«»Извержение вулкана»

-

1

30

«Горообразование»

-

1

31

«Всемирный потоп»

-

1

Опыты с растениями

-

5

32

«Откуда взялись растения»

-

1

33

«Почему зеленые растения, растущие в океане, не живут глубже 100м»

-

1

34

«Как растение ищет свет»

-

1

35

«Как питаются растения»

-

1

36

«Как вянут стебли растений»

-

1

Технология  опыта

  1. Теоретическая интерпретация опыта

  1. Условия возникновения опыта
  2. Обоснование актуальности и перспективности
  3. Теоретическая база опыта
  4. Новизна опыта
  5. Ведущая педагогическая идея
  6. Результативность
  7. Технология  опыта
  8. Адресная  направленность

  1. Технология опыта

2.1.Программа кружка «Юный  исследователь»

2.2. Мониторинг результативности дополнительного образования детей  по  экспериментальной деятельности

МОНИТОРИНГ

результативности дополнительного образования детей  по  экспериментальной деятельности

МБДОУ «Детский сад № 189 «Солнышко»

г.Камень-на-Оби


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по дополнительного образования по познавательному развитию младший дошкольный возраст «ПИРАМИДКА»

Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов...

Программа дополнительного образования по познавательному развитию "Развиваемся играя"

Программа соответсвует тенденциям развития образования, обеспечивает развитие логического мышления, внимания и памяти у детей младшего дошкольного возраста....

Рабочая программа дополнительного образования по познавательному развитию "Знатоки природы"

Рабочая программа дополнительного образования по познавательному развитию "Знатоки природы" для детей второй младшей группы...

Программа по дополнительного образования по познавательному развитию младший дошкольный возраст «Светофорик»

Цель данной программы- совершенствование сенсорных  процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей младшего дошкольного возраста....

Программа дополнительного образования по познавательному развитию дошкольников для детей 4-7 лет «Логическая игралочка»

Программа «Логическая игралочка» разработана на основе учебно-методических пособий «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Новиковой В.П., «Как работать с пало...

Рабочая программа дополнительного образования по познавательному развитию «Юный исследователь» для детей 5-6 лет

Экспериментальная деятельность, которая дает детям старшего дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления т...