Рабочая программа дополнительного образования по познавательному развитию «Юный исследователь» для детей 5-6 лет
рабочая программа (старшая группа)
Экспериментальная деятельность, которая дает детям старшего дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zryachih_i.a._kruzhok_yunyy_issledovatel.doc | 146 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Городского округа Балашиха
«Детский сад компенсирующего вида № 35 «Берёзка»
Принято на педагогическом совете Протокол № 1 от 28.01.2019г. | «Утверждено» Приказом № 76 от 30.01.2019г. Заведующий МБДОУ «Детский сад № 35» ___________________________Т.Г. Титова |
Рабочая программа
дополнительного образования по познавательному развитию
«Юный исследователь» для детей 5-6 лет
Срок реализации — 1 год
Автор-составитель:
Зрячих Ирина Александровна
Городской округ Балашиха
Московской области, 2019г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими задачи, содержание и формы организации педагогического процесса в дошкольной организации:
- Закон Российской Федерации от 26.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, СанПиН 2.4.1.3049-13, утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва. Дата публикации: 19.07.2013;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «О введении ФГОС ДО»;
- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Лицензия на право ведения образовательной деятельности (регистрационный номер 73193, дата выдачи – от 15.05.2015г.).
Направленность дополнительной образовательной программы:
- по содержанию: научно-техническая;
- по функциональному предназначению: кружковая;
- по форме организации: занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (а также игры-путешествия, игры-соревнования);
- по времени реализации: годичная.
Новизна программы:
Экспериментальная деятельность дает детям старшего дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами.
Актуальность проблемы:
На современном этапе развития дошкольного образования формирование познавательного интереса - одна из актуальных проблем детского воспитания.
Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность. Исходя из этого, возникла необходимость создания условий для целенаправленной работы по поисково-познавательной деятельности старших дошкольников. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента: дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.
Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы. Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Детское экспериментирование направлено на развитие поисково-познавательной деятельности детей, что способствует развитию формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Цель программы:
Создание условий для формирования основ целостного мировосприятия ребенка старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования.
Задачи:
Познавательные:
- Расширять и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей.
- Формировать навыки постановки элементарных опытов и умение делать выводы на основе полученных результатов.
Развивающие:
- Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
- Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
- Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
- Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
- Стимулировать желание детей экспериментировать.
- Формировать коммуникативные навыки.
Методы и приемы организации опытно-экспериментальной деятельности:
- эвристические беседы, дискуссии;
- наблюдения за объектом;
- просмотр адаптированных для детей научно - популярных фильмов;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- моделирование (создание моделей об изменениях в живой и неживой природе);
- проведение опытов и экспериментов;
- фиксирование результатов: наблюдений, опытов, экспериментов;
- использование художественного слова;
- дидактические игры;
- ситуация выбора.
Примерная структура детского экспериментирования:
- Ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить.
- Предлагает различные варианты ее решения.
- Проверяет эти возможные решения, исходя из данных.
- Делает выводы в соответствии с результатами проверки.
- Применяет выводы к новым данным.
- Делает обобщения.
Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей.
Роль педагога во время проведения занятия – экспериментирования:
- Показать способ действия или дает косвенные указания к действиям ребенка.
- Пробуждать любознательность, интерес детей к исследуемым предметам.
- Стимулировать познавательную, самостоятельную поисковую активность.
Примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования:
- Предварительная работа (наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.
- Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.
- Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
- Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.
- Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий.
- Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.
- Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
Предполагаемые результаты у детей:
- Развитие познавательных способностей детей:
- Проявляют любознательность к чему – то новому, неизвестному.
- Стремятся установить взаимосвязь между предметами окружающего мира.
- Разбираются в причинах наблюдаемых явлений.
- У детей сформированы умения и навыки самостоятельного проведения исследовательской, опытно-экспериментальной работы.
- Сформированы умения отвечать на вопросы, выдвигать гипотезы; подводить итог.
- Происходит накопление умений и навыков самостоятельного поиска информации и материалов, необходимых для исследований по определенной тематике.
- Дети начинают проявлять самостоятельность в обработке собранного материала, проявляют активность в разрешении проблемных ситуаций.
- Формируются коммуникативные навыки.
Методы и приемы:
- Приёмы организации: работа небольшими группами; создание ситуаций, побуждающих детей оказывать помощь друг другу;
- Приёмы активизации умственной активности: включение игровых упражнений; активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми; выполнение нетрадиционных заданий; решение проблемных ситуаций; моделирование и анализ заданных ситуаций.
- Приёмы обучения: показ или демонстрация действия в сочетании с объяснением (выполняется с привлечением разных дидактических средств); инструкция для выполнения самостоятельных упражнений; пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок; вопросы к детям.
Форма занятий: занятие проводится с группой детей 1 раз в неделю (во 2-ой половине дня). Продолжительность ООД 25 минут (среда или четверг) с 15.30 по 16.00. Курс занятий рассчитан на 8 месяцев (с октября по май). В октябре и мае проводится диагностика.
Цикл занятий предназначен для детей 5 - 6 лет, записанных в кружок по желанию детей. Занятия носят обучающий и развивающий характер, для поддержания интереса у детей используется игровая мотивация.
Учебный план
Название | Количество занятий в неделю | Количество занятий в месяц | Количество занятий в год | Длительность занятий | Количество детей |
«Юный исследователь» | 1 | 4 | 31 | 25 минут | 12 |
Учебно-методическое обеспечение
Название курса | Автор | Издательство | Учебно – методические пособия | Кем рекомендовано или утверждено |
«Юный исследователь» | Н.М. Зубкова | Речь, 2013 | «Научные ответы на детские «почему» | |
Н.М. Зубкова | Речь, 2013 | «Вкусная наука: опыты и эксперименты на кухне для детей от 5 до 9 лет» | ||
Н.В.Лободина | Волгоград: Учитель, 2015 | Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». Старшая группа. | ||
Мартынова Е.А. | Волгоград: Учитель, 2015. | Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. | ||
Дыбина О. В. | М., ТЦ «Сфера», 2010г | «Неизведанное рядом», опыты и эксперименты для дошкольников |
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема | Содержание | Кол-во занятий | |
Октябрь | 1 | Вводное занятие. Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем | закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши — слышать, узнавать различные звуки; нос — определять запах; пальцы — определять форму, структуру поверхности; язык — определять на вкус). | 1 |
2 | Почему все звучит? | подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета. | 1 | |
3 | Песочная страна | выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка. | 1 | |
4 | Воздух повсюду. Воздух работает. Вертящаяся змейка | обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство — невидимость. дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.) | 1 | |
Всего 4 занятия | ||||
Ноябрь | 1 | Опыты с водой. | выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес). | 1 |
2 | Вода принимает форму. | обнаружить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита. | 1 | |
3 | Подушка из пены | развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести). | 1 | |
4 | Что растворяется в воде? | показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ. | 1 | |
Всего 4 занятия | ||||
Декабрь | 1 | Опыты с водой. Капиллярные явления. | показать, как вода может двигаться внутри растений. «Из стакана в стакан» | 1 |
2 | Замерзшая вода | выявить, что лед — твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды. | 1 | |
3 | Тающий лед | определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится. | 1 | |
Всего 3 занятия | ||||
Январь | 1 | Выращивание кристаллов. | показать, как выращивать кристаллы из поваренной соли, сахара | 1 |
2 | Снежные цветы | показать процесс образования снежинок. | 1 | |
3 | Волшебные магниты. | знакомство со свойствами магнита: притягивать и отталкивать металлические предметы, знакомство с компасом. | 1 | |
Всего 3 занятия | ||||
Февраль | 1 | Фокусы с магнитами. | выделить предметы, взаимодействующие с магнитом. | 1 |
2 | Электризация тел. (Опыты с расческами, шарами, танцующая фольга) | рассказать о том, что все предметы имеют заряды и что они могут взаимодействовать между собой. | 1 | |
3 | Все увидим, все узнаем | познакомить с прибором-помощником — лупой и ее назначением. | 1 | |
4 | Что отражается в зеркале? | познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать. | 1 | |
Всего 4 занятия | ||||
Март | 1 | Свет повсюду . | показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча). | 1 |
2 | Свет и тень. | познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы. | 1 | |
3 | Солнечное и лунное затмение. | познакомить с образованием тени от небесных тел. | 1 | |
4 | Солнечные зайчики . | понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом). | 1 | |
Всего 4 занятия | ||||
Апрель | 1 | Юный физик. | Постановка экспериментов | 1 |
2 | Юный физик | Постановка экспериментов | 1 | |
3 | Юный физик. | Постановка экспериментов | 1 | |
4 | Юный физик | Постановка экспериментов | 1 | |
Всего 4 занятия | ||||
Май | 1 | Эксперименты на кухне (Научи яйцо плавать) | учить объяснять бытовые ситуации с точки зрения науки | 1 |
2 | Эксперименты на кухне (Секретное письмо) | учить объяснять бытовые ситуации с точки зрения науки | 1 | |
3 | Эксперименты на кухне (Куда исчез запах) | учить объяснять бытовые ситуации с точки зрения науки | 1 | |
4 | Обобщающие занятие | 1 | ||
Всего 4 занятия | ||||
Всего 30 занятий |
Оборудование детской лаборатории:
- Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
- разные виды бумаги, ткани;
- медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр, мерные ложки;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.
Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью.
С целью выявления у детей старшего дошкольного возраста сформированности деятельности экспериментирования и отношения к экспериментальной деятельности разработаны показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью. За основу взяли сводные данные о возрастной динамике формирования навыков всех этапов экспериментирования (Иванова А.И.)
Диагностические данные будут подведены и представлены в форме таблицы в октябре и мае текущего года.
Диагностическая карта кружка «Юный исследователь»
2019-2020 учебный год
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Отношение к экспериментальной деятельности | Целеполагание | Планирование | Реализация | Рефлексия | итоги | ||||||
нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | ||
1. | |||||||||||||
2. |
Показатели овладения детьми старшего дошкольного возраста познавательной деятельностью с использованием схематизации
- высокий уровень
- Ребенок владеет терминологией в рамках изученных тем.
- Самостоятельно объясняет связь фактов (использует причинно-следственное рассуждение потому что…).
- Может упорядочить и систематизировать конкретные материалы.
- Самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи (если.., то…).
- Делает простейшие опыты по схеме, подбирает необходимое оборудование для проведения опыта, делает соответствующие выводы по завершению опыта.
- Самостоятельно зарисовывает свои наблюдения.
- средний уровень
- Ребенок владеет терминологией в рамках изучаемых тем.
- При помощи взрослого может объяснить связь фактов.
- Может упорядочить и систематизировать некоторые материалы.
- При помощи взрослого может продолжить логическую цепочку.
- С небольшой помощью взрослого выстраивает простейшие зависимости.
- Может сделать простейший опыт по образцу или по схеме.
- Может зарисовать свои наблюдения.
- низкий уровень
- Затрудняется в использовании терминологии в рамках изучаемых тем.
- При помощи взрослого может объяснить связь фактов.
- Может упорядочить и систематизировать некоторые материалы только с помощью взрослого.
- При помощи взрослого может продолжить логическую цепочку.
- Только с помощью взрослого выстраивает простейшие зависимости.
- Делает простейшие опыты по предложенной схеме при помощи взрослого.
- Может зарисовать свои наблюдения с помощью взрослого.
Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью:
- Отношение к экспериментальной деятельности.
- Целеполагание.
- Планирование.
- Реализация.
- Рефлексия.
Список литературы:
- Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г. Михайлова З. А Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2011
- Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: Игры – занятия для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – М. ТЦ Сфера, 2010.
- Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек: Сфера, 2010
- Мартынова Е.А.Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. Учитель, 2011
- Машкова С.В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе. Учитель, 2011
- Михайлова З. А., Полякова М. Н., Ивченко Т.А. Образовательная область «Познание». Методический комплект программы «Детство» СПб.: ООО «Издательство Детство-Пресс», 2013 г.
- Тугушева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Рабочая программа дополнительного образования по познавательно – речевому направлению «Следопыты»
Рабочая программа в рамках дополнительного образования по познавательно – речевому направлению «Следопыты» формирует деловые качества ребёнка, умение ориентироваться в происходящем, выявлять про...
Рабочая программа дополнительного образования по познавательному развитию "Знатоки природы"
Рабочая программа дополнительного образования по познавательному развитию "Знатоки природы" для детей второй младшей группы...
Рабочая программа дополнительного образования по формированию элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста (2 - 7 лет) "Маленькие исследователи".
Цель:1. Приобщение к знаниям по экологии, накопленным человечеством, с учетом возрастных особенностей 2 - 7 лет в соответствии с требованиями ФГОС.2. Формирование у дошкольников нового экологического ...
Рабочая программа дополнительного образования по познавательно-речевому развитию детей с использованием интеллектуальных карт. «Развивашка»
Интелект карты - это уникальный метод запоминания информации.Цель:Развитие речевых способностей старших дошкольников по средствам вариативного использования интелектуальных карт....
Рабочая программа дополнительного образования по познавательному развитию «Я познаю мир» («Мы исследователи») для детей 4-5 лет
Программа кружка «Мы исследователи» направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследо...
Рабочая программа дополнительного образования по познавательно-экспериментальной деятельности «Маленькие почемучки»
Цель программы: создание условий для формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности.Задачи программы: 1. ...