Рабочая программа дополнительного образования по познавательному развитию «Я познаю мир» («Мы исследователи») для детей 4-5 лет
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Программа кружка «Мы исследователи» направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx46.28 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

дополнительного образования по познавательному развитию

«Я познаю мир»  («Мы исследователи») для детей 4-5 лет

Программа разработана на основе программы Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н.  «Ребенок в мире поиска». Программа по организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста

Ребёнок познаёт мир через практические действия с предметами, и эти действия делают знания ребёнка более полными, достоверными и прочными.

Данная программа имеет познавательно-исследовательскую направленность. 

Программа кружка направлена на:

  • потребность ребенка в познании окружающего мира,
  • на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности,

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Новизна программы состоит в создании системы работы по детскому экспериментированию с указанием форм работы, периодичности, временной продолжительности в зависимости от возрастной группы.

Актуальность  и педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что в условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Личность ребенка формируется и развивается в процессе деятельности. Через деятельность ребенок осознает, уточняет представления об окружающем мире и о самом себе в этом мире. Задача педагога предоставить условия для саморазвития и самовыражения каждому дошкольнику. Одним из таких побуждающих и эффективных, близких и естественных для детей условий, является экспериментальная деятельность. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учётом актуального развития дошкольников. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Для успешного развития необходимо уделять больше внимание на создания условий, активности самих детей.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», удовлетворить присущее ему любопытство. Ребёнок чувствует себя учёным, исследователем, первооткрывателем. При этом отношения воспитателя с детьми строятся на основе партнёрства, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую активность.

Детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

Материал работы посвящен проблемам развития познавательной активности дошкольников в процессе детского экспериментирования, освоению детьми способов и методов познания окружающего мира, проведению элементарных опытов.

 Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит практический метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами.

Цель программы: способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.

Задачи:

  • Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
  • Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.
  • Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.  
  • Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.
  • Развивать коммуникативные навыки.

Программа по опытно-экспериментальной деятельности дошкольников построена таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме работы ребёнок овладевает экспериментированием, как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер.

Для реализации программы по опытно-экспериментальной деятельности «Я познаю мир»  («Мы исследователи»), используются формы работы:

  • совместная деятельность педагога с детьми;
  • свободная самостоятельная деятельность детей.

Методы организации экспериментально – исследовательской деятельности:

  • беседы;
  • постановка и решение вопросов проблемного характера;
  • наблюдения;
  • опыты;
  • фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов;
  • использование художественного слова;
  • дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
  • трудовые поручения, действия.

Форма проведения занятий: занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (игры-путешествия, игры-соревнования).

Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной программе определяется календарным учебным графиком и соответствует нормам СанПин.

Занятие проводится с группой детей 1 раз в неделю (во 2-ой половине дня). Продолжительность НОД 20 минут  с 16.00 по 16.20. Курс занятий рассчитан на 8 месяцев (с октября по май). В октябре и мае проводится мониторинг умений детей.

Условия реализации:

Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в проведении родительского собрания, анкетирования, наглядной агитации, консультаций.

Для реализации поставленной цели и задач созданы условия в предметно-развивающей среде группы. Родители приняли активное участие в создании мини-лаборатории, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами с минимальными затратами материальных средств и времени.

Состояние материальной базы для осуществления опытно-экспериментальной деятельности с воспитанниками в ДОУ позволяет реализовывать поставленные задачи. Имеется достаточное количество материально-технических пособий и оборудования для работы с дошкольниками.

Оборудование для исследовательской деятельности

  • Приборы - «помощники»: лабораторная посуда,  объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
  • природный материал: ракушки, камешки, глина, песок, почва, уголь, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
  • разные виды бумаги, ткани, дерева;
  • медицинские материалы: ватные диски, пипетки,  мерные ложки;
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, пищевые красители и т.д.

Ожидаемые результаты:

  • Проявление интереса к исследовательской деятельности;
  • Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;
  • Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
  • Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
  • Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
  • Развитие коммуникативных навыков.

 

Учебный план

Название курса

Количество занятий

в неделю

Количество занятий

в месяц

Количество занятий

в год

Длительность занятий

Количество воспитанников

«Я познаю мир»  («Мы исследователи»)

1

4

35

20 минут

15

Учебно-методическое обеспечение

Название

курса

Автор

Издательство

Учебно – методические пособия

Кем рекомендовано или утверждено

«Я познаю мир»  («Мы исследователи»)

Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н.

Москва:

Сфера, 2017 г.

«Ребенок в мире поиска. Программа по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»

Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ

Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова

Волгоград, 2012 г

«Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2 - 7 лет»

Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Содержание

кол-во занятий

Октябрь

1

«В гостях у Любознайки»

 Дать представление о детской лаборатории. Познакомить с понятиями: «наука» (познание), «гипотеза» (предположение), о способе познания мира – эксперименте (опыте).

Дать представления о культуре поведения в детской лаборатории.

1

2

«Воздух в стакане»

Ознакомление детей со свойствами воздуха

1

3

«Веселая полоска»

Познакомить со свойствами бумаги и действием на неё воздуха; развивать любознательность.

1

4

«Танец горошин»

Познакомить с понятием «сила движения», развивать смекалку, наблюдательность, любознательность..

1

5

 «Ворчливый шарик»

Познакомить с движением воздуха, его свойствами; развивать наблюдательность, любознательность.

1

всего

5

Ноябрь

6

«Окрашивание воды»

Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество..

1

7

«Вода нужна всем».

Дать детям представление о роли воды в жизни растений.

1

8

«Ходит капелька по кругу»

Дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе.

1

9

«В какую бутылку нальётся вода быстрее?»

Продолжать знакомить со свойствами воды, предметами разной величины, развивать смекалку, учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклянными предметами..

1

всего

4

Декабрь

10

«Что бывает с паром при охлаждении?»

Показать детям, что в помещении пар, охлаждаясь, превращается в капельки воды; на улице (на морозе) он становится инеем на ветках деревьев и кустов.

1

11

«Друзья»

Познакомить с составом воды (кислород); развивать смекалку, любознательность.

1

12

«Куда делась вода?»

Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (открытая и закрытая поверхность воды).

1

13

«Мыльные пузырьки»

Ознакомление детей с тем, что при попадании воздуха в мыльную воду образуется пузырь.

1

14

Подводная лодка из винограда.

Показать, как всплывают и поднимаются подводная лодка, рыба.

1

всего

5

Январь

каникулы

15

«Мороз и солнце день чудесный»

Закрепление знаний о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха

1

16

«Как из снега получить воду»

Формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле).

1

17

«Ледовая фантазия»

Формирование представлений о свойствах снега и льда (лед – это твердая вода, лед - тает в тепле).

1

всего

3

Февраль

18

«Изготовление цветных льдинок»

Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска.

1

19

«Разноцветные фигуры»

научить детей раскрашивать снежные фигуры

1

20

«Тающий лёд»

Формировать простейшие представления о свойствах льда

1

21

 «Как вода отражает предметы?»

Выявить с детьми свойство воды отражать в себе разнообразные предметы. Развивать мелкую моторику, умение устанавливать логическую связь. Поддерживать желание соблюдать опрятный вид.

1

всего

4

Март

22

«Какими свойствами обладает глина?»

Дать детям представление о глине; помочь определить её качества и свойства( мягкая, пластичная, мнётся, бьётся и размокает). Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику; активизировать словарь детей( глина, твердеет, мнётся, мягкая). Воспитывать бережное отношение к предметам рукотворного мира.

1

23

«Зачем нужна земля?»

 Формировать представления детей о свойствах земли ( мягкая, состоит из мелких комочков, легко пропускает воду, бывает сухой и влажной). Развивать речь, умение выдвигать предположения и с помощью воспитателя делать выводы.

1

24

«Как движется сухой песок?»

Продолжать знакомить детей со свойствами сухого песка (сухой песок может сыпаться с разной скоростью- быстро и медленно). Закрепить понятия «быстро-медленно», «полная- пустая»; развивать общую и мелкую моторику руки.

1

25

«Как покрасить песок?»

Познакомить детей со способом изготовления цветного песка ( с добавлением гуаши). Развивать координацию движений, умение обозначать действие словом, делать красивые куличики; закреплять основные цвета.

1

26

«Как сравнить влажный песок и влажную глину?»

На основе сравнения выявить отличительные свойства влажного песка и влажной глины. Развивать умение устанавливать логическую связь, обозначать действие словом..

1

всего

5

Апрель

27

«Как сравнить сухой песок и сухую глину?»

На основе сравнения выявить отличительные свойства сухого песка и сухой глины. Развивать умение устанавливать логическую связь, обозначать действие словом..

1

28

«Как песок и вода определяют тяжесть предметов?»

Выявить способность воды и песка определять тяжесть и лёгкость предметов. Развивать любознательность, умение устанавливать связи между предметами, делать простейшие выводы.

1

29

"Есть ли в почве воздух?"

Показать, что в почве есть воздух. Развивать мыслительные процессы, активизировать словарь детей (пузырьки, сжимаются, вытаптывать).

1

30

«Как происходит загрязнение почвы?»

Выяснить последствия загрязнения почвы. Развивать умение сравнивать, размышлять, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их.

1

31

«Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него?

Ребёнок знает, что если проколоть шарик, то он лопнет. Наклейте на шарик с двух сторон по кусочку скотча. И теперь вы спокойно проткнете шарик через скотч без всякого вреда для него.

1

всего

5

Май

32

«Цветы лотоса»

Показать детям как бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

1

33

Солнечные зайчики

понять причину возникновения солнечных зайчиков. Научить пускать солнечных зайчиков.

1

34

«Понятие об электрических зарядах».

Показать что все предметы имеют определенный электрический заряд. В результате контакта между двумя различными материалами происходит разделение электрических разрядов.

1

35

«Как увидеть «молнию»?»

Выяснить, что гроза – проявление электричества в природе.

1

всего

4

всего

35

Педагогический мониторинг

Педагогическое обследование проводится на основе соблюдения принципов комплексности, возрастного индивидуального подходов, учета личностных особенностей. В обследовании используются наглядные, словесные и практические методы.

Обследование уровня развития познавательно - исследовательской активности проводится по методике Поздняк Л. В. «Показатели уровня развития любознательности как основы поисково – исследовательской деятельности детей».

Обследование проводится два раза в год (октябрь, май) по следующим показателям:

  • Интеллектуальная инициативность.
  • Настойчивость.
  • Познавательный интерес.

При обследовании детей по данной методике, используется метод наблюдения за результатами деятельности детей. Педагог фиксирует уровень развития показателями: высокий, средний, низкий.

Результаты оформляются в таблицу:

Диагностическая карта кружка «Я познаю мир»  («Мы исследователи»)      

№ п/п

ФИО

ребенка

Критерии

Интеллектуальная инициативность

Настойчи-вость

Познавательный интерес

Итого

1

2

3

4

5

6

7

8

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Группа_______________    Дата _________________    Воспитатель __________________________________

Критерии

Интеллектуальная инициативность:

  1. Проявляет инициативу  в формировании вопроса.
  2. Не испытывает затруднений в формулировке вопроса.
  3. Часто задает вопросы.
  4. Спрашивает о непонятном.

Настойчивость:

  1. Способность доводить начатое дело до завершения.

Познавательный интерес:

  1. С интересом воспринимает новую информацию.
  2. Проявляет самостоятельность в решении задач.
  3. Умеет рассказывать, обсуждать.

Условные обозначения:      

    - высокий

    - соответствует возрасту,        

   - отдельные компоненты не развиты

Список литературы

  1. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г. Михайлов З.А.Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2011
  2. Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: Игры – занятия для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – М. ТЦ Сфера, 2010.
  4. Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек: Человек Сфера, 2010
  5. Мартынова Е.А.Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. Учитель, 2011
  6.  Михайлова З.А., Полякова М.Н., Ивченко Т.А. Образовательная область «Познание». Методический комплект программы «Детство» СПб. ООО «Издательство Детство - Пресс,2013 г.
  7. Тугушева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб. ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2009
  8. Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н.  Ребенок в мире поиска. Программа по организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Рабочая программа дополнительного образования по познавательно – речевому направлению «Следопыты»

Рабочая программа в рамках дополнительного образования по познавательно – речевому направлению «Следопыты»  формирует деловые качества ребёнка, умение ориентироваться в происходящем, выявлять про...

Рабочая программа дополнительного образования по познавательному развитию "Знатоки природы"

Рабочая программа дополнительного образования по познавательному развитию "Знатоки природы" для детей второй младшей группы...

Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия «Умелые мастера» Возраст детей: 5 – 6 лет Срок реализации программы: 1 год

Программа «Умелые мастера»  разработана на основании  программы Фешина, Е.В., «Лего-конструирование в детском саду» (2012).Программа реализуется на базе МДОУ «Д...

Рабочая программа дополнительного образования по познавательному развитию «Юный исследователь» для детей 5-6 лет

Экспериментальная деятельность, которая дает детям старшего дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления т...

Рабочая программа дополнительного образования по познавательно-речевому развитию детей с использованием интеллектуальных карт. «Развивашка»

Интелект карты - это уникальный метод запоминания информации.Цель:Развитие речевых способностей старших дошкольников по средствам вариативного использования интелектуальных карт....