Программа по дополнительного образования по познавательному развитию младший дошкольный возраст «ПИРАМИДКА»
рабочая программа на тему

Москалева Наталья Юрьевна

Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений.

В данной программе представлены специальные игры и упражнения, на тренировку всех органов чувств малыша, которые создадут предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл piramidka_kruzhok_po_sensoriki.docx40.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Солнышко»

ПРИНЯТО:

Педагогическим советом

        МБДОУ  «Солнышко» п. Савинский

протокол  № ____от____________20____г.

                     УТВЕРЖДАЮ

                       Заведующий МБДОУ

«Солнышко» п. Савинский

_______________  ______________________

              (подпись)                   (Ф.И.О.)

Приказ №_______от   «___» _________20__ г.

 

Программа по дополнительного образования

по познавательному развитию

младший дошкольный возраст

«ПИРАМИДКА»

                                                  Разработчики:  воспитатель Н.Ю.Москалёва

                                                                                                 

П.Савинский

2015-2016г.

ОБЩИЕ  ПОЛОЖЕНИЯ

Пояснительная  записка

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Сенсорные способности составляют фундамент умственного развития. С развитием сенсорики у малыша растет возможность овладения эстетическими ценностями. Уже в раннем возрасте дети сталкиваются с многообразием форм, цвета и других свойств предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода.  Каждый ребенок, так или иначе, воспринимает все это, но когда усвоение происходит стихийно, оно часто оказывается поверхностным и неполноценным. Процесс развития сенсорных способностей стоит направлять. Знакомство ребенка с сенсорными эталонами происходит в следующей последовательности. Сначала его знакомят с основными образцами, а затем - с их разновидностями. При этом разные эталоны должны сопоставляться между собой и называться сначала взрослым, а потом ребенком. Только тогда они будут хорошо закрепляться в памяти. Для полноценного сенсорного развития необходима тренировка органов чувств с самого рождения, только в этом случае у ребёнка развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.

В данной программе представлены специальные игры и упражнения, на развитие тактильного восприятия с водой, на нанизывание, с пластилином, с карандашом, с краской, с бумагой, на выкладывание, которые помогут укрепить руки малышей, развивать движения рук, движение детских пальчиков. Поэтому в программу включены образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др.), которые ребенок может освоить в игровых занятиях.

Актуальность исследования.

Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств (глаз, ушей, чувствительных рецепторов кожи, слизистой рта и носа). Существует следующие виды сенсорных ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые.Для полноценного сенсорного развития необходима тренировка органов чувств с самого рождения, только в этом случае у ребёнка развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.

Актуальность проблемы исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания, с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Хотя, известно, развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).

Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Как справедливо отмечает Б.Г. Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».

Исследованиям в области сенсорного воспитания дошкольника уделяли многие отечественные и зарубежные ученые. В последнее время методисты все больше направляют свое внимание именно на зарубежных авторов. Несмотря на это, наиболее важный вклад в развитие исследований в этом направлении внесли такие отечественные авторы как А.П. Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко и многие другие. Однако и на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного воспитания детей раннего возраста.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте.

Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания. У детей  целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.  Поэтому сенсорное развитие играет важную роль в общем ходе умственного развития ребенка. При отсутствии специального сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве оно проходит замедленно, далеко не всегда достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, его успешного школьного обучения.

Основные  принципы  программы

  • Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
  • Принцип системности коррекционных  и развивающих задач.
  • Принцип единства диагностики и коррекции.
  • Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком.
  • Принцип блочного подхода – позволяет педагогически воспроизвести многообразие общественной практики, сохранить принцип научности содержания, повысить эффективность его реализации

                                Направления   программы

Оздоровительное направление  предполагает регулирование деятельности группы для соблюдения режима, формирование у детей жизненно важных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению здоровья детей,стимулирование чувствительности и двигательной активности детей.

Воспитательноенаправление обеспечивает социальное формирование личности, развитие познавательных процессов (внимание, память, словарный запас речи, воображение),воспитание умения выражать свои эмоции. Развитие  зрительных, слуховых и тактильных ощущений.

Образовательноенаправление обеспечивает усвоение и формирование сенсомоторных умений и навыков; развитие моторных способностей, и формирование отношения к активной деятельности, интереса и потребности в совершенствовании  сенсорных навыков ребенка,формирование представлений об окружающем мире.

Цель программы

развивать и  совершенствовать  сенсорные процессы (ощущение, восприятие, представление) у детей раннего возраста.

                                                      Задачи

  •  сформировать у детей раннего возраста умение воспринимать и представлять предметы.
  •  развивать активную  речь.
  • Включать в процесс зрительного восприятия обследование предмета с помощью рук, для расширения процесса познания окружающего мира.
  •  учить применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.
  • Формировать умение рассматривать картинки, иллюстрации.

Методы

  • игровой метод (дидактические игры) .
  •  наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов)
  • практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.

Объекты программы

  • Дети 1-2 лет.
  • Родители
  • Педагогический персонал детского сада.

Формы организации деятельности

  • Групповая
  • Индивидуальная
  • Подгрупповая

Принципы комплектования группы и организации работы

  • Учет интересов и способностей детей.
  • Желание родителей.
  • Добровольное участие.
  • Учет психофизических особенностей детей.

Продолжительность реализации программы

Данный курс состоит из 27занятий по 10 - 12 минут каждое. Занятия проводятся 1 раза в неделю. Продолжительность курса составляет 9 месяцев для  первого года обучения и столько же для второго года обучения.

Предполагаемый результат

  •  ориентироваться в 4 цветах, называть их, подбирать по образцу
  • ориентироваться в трех и более контрастных величинах
  •  собирать пирамидку из 2-3 колец одинакового размера.
  • собирать с помощью взрослого в определённой последовательности пирамидку на конусной основе, состоящую из 2-3 колпачков разных размеров.
  • собирать пирамидку из 4 колец двух контрастных размеров.
  • открывать и закрывать одноместную матрёшку, вкладывать меньшие предметы в большие и вынимать их.
  •  соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске)
  •  составлять целое из 4-х частей разрезных картинок, складных кубиковразличать предметы по форме (кубик, кирпичик, призма).

Перспективный  план  по развитию сенсорных эталонов.

месяц

Тема занятия

Цель занятия

сентябрь

   Диагностика

Выявить знания детей в области эталонов цвета, по средствам дидактического материала на начало года.

октябрь

1."Рисование пальчиком"

  развивать мелкую моторику рук.

2."Пальчиковые игры"(катание предметов по столу ладошками.)

Развивать у детей мелкую моторику рук (грецкие орехи, киндер сюрпризы)

3."Снеговик"

Развивать мелкую моторику рук, Учить закручивать и раскручивать пробки.

4."Пальчиковый сухой бассейн"

Развитие мелкой моторики, формирование основных сенсорных эталонов)форма, величина, вес, звук..и т.д).  

ноябрь

1."Построй  башенку"

Учить детей строить башню из 4 кубиков.

2."Сравни предметы по высоте"

Учить сравнивать по принципу "высокий- низкий".

3."Самая длинная, самая короткая"

Учить сравнивать ленточки по длине.

4."Определи на ощупь"

Найти предметы различающиеся по одному признаку.

декабрь

1."Спрячь в ладошке"

Познакомить с понятием величина

2."Накрой платком"

Продолжать знакомить с величиной предметов, с понятиями большой, маленький.

3.«Пирамидки»

Знакомить детей с величиной в ходе практических действий с игрушками, учить сравнивать предметы по величине способом наложения.

4.«Весёлые матрёшки»

Закреплять знания о величине в ходе практических действий с игрушками.

январь

1."Ниточки для шариков"

знакомить с названиями цветов.

2."Прищепки"

Учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.

3."Разложи яички в свои домики"

Формировать умение различать и правильно называть 4-е основные цвета, действовать целенаправленно, последовательно, развивать мелкую моторику рук.

4."Четвёртый лишний"

Закреплять знание цветов(красный, жёлтый, синий, зелёный.)

февраль

1."Счётные палочки"

Учить детей с помощью счётных палочек выкладывать различные фигурки.

2."Назови геометрическую фигуру"

Учить правильно называть геометрические фигуры.

3."Разложи фигуры по местам"

Познакомить с плоскими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом, учить подбирать нужные формы разными методами.

4."Фигуры играют в прятки"

Познакомить с объемными геометрическими телами – кубом и шаром; учить подбирать нужные формы.

1."Найди пару по форме"

Учить подбирать нужные формы методом зрительного соотнесения

2."Разложи фигурки по домикам"

Учить сортировать предметы в соответствии с их формой, подбирать нужную форму методом зрительного соотнесения.

март

3."Кто быстрее уберёт игрушки"

Учить детей группировать предметы, отличающиеся по форме, величине, назначению, но имеющий одинаковый цвет.

4."Составь предмет"

Упражнять в составе силуэт из отдельных частей геометрических фигур.

апрель

1."Фонарики"

Развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте.

2."День и ночь"

Развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте.

3."Собери пазлы "

Учить детей собирать пазлы состоящие из 2- частей

4"Шнуровка"

Учить детей самостоятельно  шнуровать

май

 

диагностика

Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, посредством дидактического материала на конец года.

 

Работа с родителями

Провести анкетирование среди родителей на тему сенсорного воспитания.

В зону сенсорного развития запланировано  совместно с родителями   изготовить дидактические  игры:

  • "Составь предмет"
  • "Головоломка"(разрезные картинки)
  • "Весёлое ведёрко"
  • "Застегни пуговицы"
  • "Веселые карандаши"
  • "Паучок на полянке"
  • "Тактильная коробочка"

Совместно с родителями  оформить :

  • "Центр активности ",
  • "Центр спокойных игр",

Провести  консультации с родителями на темы:

  • "Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста".
  • "Что такое мелкая моторика- когда её начинать?"

Литература

  1. Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста»/ М. : Мозаика – Синтез, 2010.
  2. Ветер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры от рождения до 6 лет / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. - М. : Просвещение, 1988.
  3. Воспитание и обучение детей в первой младшей группе детского сада / под ред. В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М. : Мозаика-Синтез, 2006.
  4. Галанова, Т. В. Развивающие игры с малышами до 3 лет / Т. В. Галанова. - Ярославль: Академия развития, 2007.
  5. Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2012
  6. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/ Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.
  7. Интернет ресурсы.
  8. Лямина Г.М.,Гербова В.В. Романовская Э.М. и др. Воспитание детей раннего возраста. М.:1976, с.81-82,162-163.
  9. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.
  10. Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). [Текст] /М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина – СПб.: «Паритет», 2002.
  11. Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). [Текст] / Е.Б.Волосова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 72 с.
  12. Высокова, Т. В. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий. [Текст] / Т.В.Высокова. – Волгоград:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию творческих способностей через тестопластику: «Тили-тили-тесто»

Тестопластика – один из народных промыслов. Поделки из теста очень древняя традиция.Солѐное тесто – очень популярный в последнее время материал для лепки. Тесто эластично, его легко обрабатывать, изде...

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по патриотическому воспитанию "Мы - смоляне"Патриотическое воспитание было и остается важнейшим преобразующим фактором общественного развития. Будущее России во многом опр

Патриотическое воспитание было и остается важнейшим преобразующим фактором общественного развития. Будущее России во многом определяется уровнем воспитанности, духовно-нравственного развития, гражданс...

Программа по дополнительному образованию для детей дошкольного возраста "Юный интеллектуал" (Математика+логика)

Программа по дополнительному образованию для детей дошкольного возраста "Юный интеллектуал" (Математика+логика)...

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию музыкальных способностей по хореографии «Капельки»

приобщить детей к танцевальному искусству, способствовать эстетическому и нравственному развитию дошкольников. Привить детям основные навыки умения слушать музыку и передавать в движении ее многообраз...

ПРОГРАММА дополнительной образовательной услуги по сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста «Пирамидка»

ПРОГРАММА дополнительной образовательной услугипо сенсорному развитию детей раннегодошкольного возраста«Пирамидка»...

Программа по дополнительному образованию для детей дошкольного возраста

Новизной данной разработки  является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования. И характеризуется структуризацией практического и...

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)

Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...