Программа по дополнительному образованию для детей дошкольного возраста
рабочая программа по окружающему миру (младшая группа)

Нагайцева Элла Александровна

Новизной данной разработки  является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования. И характеризуется структуризацией практического и диагностического материала именно для дошкольников, а именно - внедрению в образовательный процесс новых информационных технологий, через телесно-двигательные игры, побуждающих детей решать самые разнообразные познавательно-продуктивные, логические, эвристические и манипулятивно - конструкторские проблемы

Основная цель программы: это способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_hochu_vse_znat_3-4.docx39.15 КБ

Предварительный просмотр:

Структурный компонент программы

Разработано в соответствии с требованиями

1.Титульный лист

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

 "Хочу все знать"

 Естественнонаучная направленности

Уровень программы:

для младшего дошкольного возраста -3-4 года

Срок реализации: 9 месяцев

Автор-составитель программы:

Нагайцева Элла Александровна

Воспитатель

2.Пояснительная записка

  1. Пояснительная записка
  1. Направленность: Естественнонаучная
  2. Уровень программы: ознакомительный

1.3 Актуальность программы.  Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески. Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

1.4 Новизной данной разработки  является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования. И характеризуется структуризацией практического и диагностического материала именно для дошкольников, а именно - внедрению в образовательный процесс новых информационных технологий, через телесно-двигательные игры, побуждающих детей решать самые разнообразные познавательно-продуктивные, логические, эвристические и манипулятивно - конструкторские проблемы.

1.4. Основная цель программы: это способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

1.5 Задачи: Образовательные:

  1. Сформировать у детей умения проводить простые опыты и эксперименты.
  2. Сформировать умения делать выводы и умозаключения, доказывая свою точку зрения.

Развивающие:

  1. Развивать умение пользоваться приборами - помощниками при проведении опытов и экспериментов совместно в группе.

Воспитательные:

  1. Воспитывать  внутреннюю потребность к получению знаний.

                                              Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

 "Хочу все знать"

 Естественнонаучная направленности

Уровень программы:

для младшего дошкольного возраста -3-4 года

Срок реализации: 9 месяцев

Автор-составитель программы:

Нагайцева Элла Александровна

Воспитатель

Москва - 2019


  1. Пояснительная записка
  1. Направленность: Естественнонаучная
  2. Уровень программы: ознакомительный

1.3 Актуальность программы.  Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески. Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

1.4 Новизной данной разработки  является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования. И характеризуется структуризацией практического и диагностического материала именно для дошкольников, а именно - внедрению в образовательный процесс новых информационных технологий, через телесно-двигательные игры, побуждающих детей решать самые разнообразные познавательно-продуктивные, логические, эвристические и манипулятивно - конструкторские проблемы.

1.4. Основная цель программы: это способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

1.5 Задачи: Образовательные:

  1. Сформировать у детей умения проводить простые опыты и эксперименты.
  2. Сформировать умения делать выводы и умозаключения, доказывая свою точку зрения.

Развивающие:

  1. Развивать умение пользоваться приборами - помощниками при проведении опытов и экспериментов совместно в группе.

Воспитательные:

  1. Воспитывать  внутреннюю потребность к получению знаний.

1.6 Возраст обучающихся 

Программа предназначена для детей младшего дошкольного возраста

1.7 Срок реализации программы рассчитана на 9 месяцев обучения - 72 часа.

1.8 Форма и режим занятий. Очная. Групповая с наполняемостью групп 10 человек

 Периодичность проведения занятий: 2 раз в неделю.

Продолжительность одного занятия – 30мин.

Формы организации учебно-воспитательного процесса:  групповая.

1.9 Планируемые результаты (предметные, личностные, метопредметные)

1.Умеет проводить опыты и эксперименты с объектами живой и неживой природы.

  1. Имеет представление о различных физических свойствах и явлениях
  2. Соблюдает правила техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
  3. Проявляет познавательный интерес к опытно-экспериментальной деятельности.

2. Содержание программы

2.1 Учебный план

N п/п

Тема

Количество часов

Форма контроля

всего

теория

практика

Раздел «Вводное занятие»

1

1

0

Раздел «Узнаем какая вода»

5

2

3

Раздел «Как обнаружить воздух?»

5

2

3

Раздел «Солнышко лучистое»

7

3

4

Раздел «Снег, какой он?»

8

2

6

Раздел «Живая и неживая природа»

30

8

22

Раздел «Земля-планета?»

10

3

7

ИТОГО:

72

22

50

2.2. Содержание учебного плана

N п/п

Тема

Количество часов

всего

Теория

Практика

Раздел «Вводное занятие»

1

1

0

Введение в курс «Хочу все знать». Инструктаж по ТБ .

1

1

0

Раздел «Узнаем какая вода»

5

2

3

Вода в жизни человека

2

1

1

Путешествие капельки

2

1

1

 Волшебное мыло и мыльные пузыри

1

1

Раздел «Как обнаружить воздух»

5

2

3

Ветер, ветер, ты могуч…..

2

1

1

Что в пакете?

1

1

Поиграем с ветерком

2

1

1

Раздел «Солнышко лучистое»

7

3

4

Доброе хорошее солнце

2

1

1

Свет повсюду

2

1

1

Здравствуй, солнечный зайчик»

1

1

Тень и свет

2

1

1

Раздел «Снег, какой он?»

10

4

6

Снег, какой он?

2

1

1

Знакомство со снежинкой

2

1

1

Как из снега получить воду

1

1

Что прячется в белых снежках

2

1

1

Разноцветный снег

2

1

1

Как воду превратить в лед

1

1

Раздел «Живая и неживая природа»

36

9

27

Что и кто  нас окружает?

4

1

2

Наши помощники-органы чувств

4

1

3

 Звук

3

1

3

Почему все звучит?

2

1

1

Почва

2

1

1

Свойство песка

3

1

2

Глина, качества т свойства

3

1

2

Как устроено растение?

2

2

Как растение пьют воду

1

2

Кусты и деревья

2

1

Где прячутся семена

2

1

Волшебная бумага

4

1

3

Насекомые- первые друзья растений

2

1

2

Поплывет –утонет

1

1

Каждому камешку свой домик

1

1

Раздел- «Земля-планета-наш дом»

8

3

5

Космический полет

2

1

1

Свет и тень, день и ночь

2

1

1

Охраняй природу-береги природу

2

1

1

Огород на окошке

1

1

Экологическая тропа

1

1

ИТОГО:

72

24

48

2.3. Контроль предметных результатов – расписать сроки и формы

Способы проверки знаний обучающихся: Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования, педагогическое наблюдение, опрос,  самостоятельная работа

Формы подведения итогов: викторины, тестирование

Критериями выполнения программы служат:

знания, умения и навыки детей, массовость и активность участия воспитанников в мероприятиях данной направленности.

3.1 Материально – техническое обеспечение -1. Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т.п.
2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.
3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т.д.), бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.)
4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т.д.

Санитарно-гигиенические требования

Занятия проводятся в кабинете, соответствующем требованиям ТБ, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет должен иметь хорошее освещение и периодически проветриваться. В наличии должна быть раздевалка, аптечка с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.

3.2 Методические особенности

1. Постановка исследовательской задачи.
2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления.
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
4. Уточнение плана исследования.
5. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.
6. Распределение детей на подгруппы.
7. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.

Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:

1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т.д).
3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).
4. О способах исследования объекта.
5. О предметном мире.
В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т.д.).

3.4 Условия реализации программы:

  • обязательное посещение занятий, дополняемых разнообразными формами в системе дополнительного образования.
  • привлечение родителей и специалистов образовательного учреждения.
  •  соблюдение санитарно-гигиенических и иных правил безопасности при организации работы в соответствии с учебно- тематическим планом.
  •  максимальное использование наглядности, технических средств и тренировочного оборудования при организации мероприятий по формированию навыков .

Учебно – методическое и информационное обеспечение.

1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru

2.Федеральный портал «Дополнительное образование детей» http://www.vidod.edu.ru .

3. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.

4. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995.
5. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.
6. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2007 (методическое пособие).

7. Журнал «Дошкольное воспитание» №12.2017г

_______________________________________________



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для детей дошкольного возраста

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«СЕМИЦВЕТИК»для детей  дошкольного возраста...

Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельностикружок по развитию мелкой моторики "Детские ладошки"...

Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста 5-7 лет - Кружок "Игрушка своими руками"

Программа предусматривает знакомство и изготовление русской народной тряпичной куклы, она расчитана на два года....

Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста "Веснушки"

программа предназначена для работы с детьми в хореографическом кружке...

Программа по дополнительному образованию для детей дошкольного возраста "Юный интеллектуал" (Математика+логика)

Программа по дополнительному образованию для детей дошкольного возраста "Юный интеллектуал" (Математика+логика)...

Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста «ЛОГОРИТМИКА» для детей 4-6 лет по музыкально- ритмическому развитию

Речь – чудесный дар природы – не даётся человеку от  рождения. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно.Полноценное развитие ли...