Программа по дополнительному образованию для детей дошкольного возраста "Юный интеллектуал" (Математика+логика)
материал на тему
Программа по дополнительному образованию для детей дошкольного возраста "Юный интеллектуал" (Математика+логика)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 81.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано Утверждаю:
Педагогическом совете №1
Протокол №5 от 28.08.2016 Директор_________
А.А.Скокова
Приказ №125 от 01.09.2016
Программа
по дополнительному образованию
для детей дошкольного возраста
«Юный интеллектуал» (Математика + логика)
СОДЕРЖАНИЕ
1 | Пояснительная записка | 3 - 6стр |
2 | Содержательная часть | 6 - 8 стр |
3 | Учебно -тематический план | 9-14 стр |
4 | Перспективный план | 15-35 стр |
5 | Методическое обеспечение | 36 стр |
Пояснительная записка
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных задач современности. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
В интеллектуальном развитии ребенка большую роль играет математика. Она оттачивает ум, развивает гибкость мышления, учит логике. Свой первый математический опыт ребенок приобретает в разнообразных видах повседневной деятельности.
Логико-математическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления.
Овладев логическими операциями, старший дошкольник станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение. Для более качественного и быстрого процесса обучения старшего дошкольника логическим операциям и нужны дидактические игры и упражнения.
Формирование логических приемов является важным фактором, непосредственно способствующим развитию процесса мышления старшего дошкольника. Практически все психологические исследования, посвященные анализу способов и условий развития мышления ребенка, единодушны в том, что методическое руководство этим процессом не только возможно, но и является высокоэффективным, т. е. при организации специальной работы по формированию и развитию логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.
Цель программы:
1. Развитие логического мышления детей дошкольного возраста на элементарном уровне через приемы сравнения, обобщения, классификации, систематизации и смыслового соотнесения.
2. Способствовать формированию и развитию у дошкольников простейших логических структур мышления через специально организованные занятия.
Задачи программы:
Обучающие:
- развивать умственные способности детей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования;
- учить составлять группу из отдельных предметов, разделять их по характерным признакам и назначению;
- учить классифицировать предметы по различным основаниям;
- учить сравнивать предметы и образы;
- учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами;
- развивать быстроту мышления;
- побуждать делать самостоятельные выводы;
- учить развернуто отвечать на вопросы, делать умозаключения;
- учить устанавливать причинно-следственные связи.
Развивающие:
- развитие мыслительных умений - сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;
- усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;
- развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения;
- развитие творческих способностей.
- развитие способности группировать предметы по цвету и величине;
- развитие умения различать и называть в процессе моделирования
- геометрические фигуры, силуэты, предметы и другие.
- закреплять умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.
- составление геометрических фигур из палочек и преобразование их. Рисование фигур, символические изображения из геометрических фигур в тетради в клетку.
Воспитательные:
- возможность сочетания самостоятельной деятельности детей и их разнообразного взаимодействия друг с другом при освоении математических понятий.
- воспитание и развитие ответственности, настойчивости, в преодолении трудностей, координацию движений глаз и мелкой моторики рук, действий самоконтроля и самооценки.
Тип программы: программа «Юный математик» является программой познавательно-исследовательской направленности, которая составлена на основе программы К.В. Шевелёва «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников»
Принципы, лежащие в основе программы:
- принцип интеграции образовательных областей в соответствие с возрастными возможностями и особенностями детей;
- формирование математических представлений на основе перцептивных действий детей, накопления чувственного опыта и его осмысления;
- использование разнообразного и разнопланового дидактического материала, позволяющего обобщить понятия «число», «множество», «форма»;
- стимулирование активной речевой деятельности детей, речевое сопровождение перцептивных действий;
- возможность сочетания самостоятельной деятельности детей и их разнообразного взаимодействия при освоении математических понятий;
Ожидаемые результаты:
Развитие у детей старшего дошкольного возраст их интеллектуально – творческих способностей через освоение логико-математических представлений (свойства, отношения, связи, зависимости) и способы познания (сравнение, упорядочивание, группировка, сериация, классификация). Ребенок владеет основными логическими операциями. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам. Способен объединять и распределять предметы по группам. Свободно оперирует обобщающими понятиями. Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь. Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать. Может при помощи суждений делать умозаключения. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы. Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.
Содержательная часть
Программа «Юный математик» будет реализоваться в рамках математического кружка для детей 4-7лет по группам. 1 группа - средняя (4- 5 лет) 2 группа – старшая группа(5-6 лет) 3 группа – подготовительная (6 – 7лет) Программа рассчитана на один год. Для успешного освоения программы занятия, численность детей в группе кружка 10 человек. Продолжительность занятия составляет 20 – 35 мин. Занятия проводятся 8 раз в месяц с октября по май.
Количество НОД | Количество детей в группе | ||
В месяц | В год | ||
1гр | 8 | 72 | 10 |
2гр | 8 | 72 | 10 |
3гр | 8 | 72 | 10 |
РАСПИСАНИЕ НОД
День недели | № группы | Время |
Вторник | 1 группа (4-5 лет) 2 группа (5-6 лет) 3 группа (6-7лет) | 15.15 – 15.40 15.50 – 16.20 16.30 – 17.05 |
Пятница | 1 группа (4-5 лет) 2 группа (5-6 лет) 3 группа (6-7лет) | 15.15 – 15.40 15.50 – 16.20 16.30 – 17.05 |
Условия реализации программы:
- наличие материально – технического обеспечения;
- систематичность посещения кружка «Юный математик»
Формы и методы
В процессе деятельности используются различные формы: традиционные, комбинированные и практические занятия, игры, конкурсы, и другие.
Деятельность проводится:
- фронтально (одновременная работа со всеми детьми)
- индивидуально-фронтально (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы)
- подгруппами (организация работы в микрогруппе)
- индивидуально (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем).
Методы:
Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у дошкольников педагоги используют следующие методы:
- элементарный анализ (установление причинно- следственных связей);
- сравнение;
- метод моделирования и конструирования;
- метод вопросов;
- метод повторения;
- решение логических задач;
- экспериментирование и опыты
Среди приёмов, используемых в процессе реализации кружковой деятельности, усиливающих мотивацию обучения, следует назвать:
- индивидуализация и активизация обучения;
- игры и игровые ситуации.
Занятия с дошкольниками к кружке проводятся в игровой форме, так как ведущим видом деятельности дошкольников является – игра. Руководствуясь одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта - реализация программы происходит, используя различные формы, специфичные для детей данной возрастной группы и прежде всего в форме игры.
Игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой являются дидактическая игра.
Дидактические игры по формированию математических представлений и развитию логических операций используемые в программе можно разделить на следующие группы: 1. Игры с цифрами и числами 2. Игры путешествия во времени 3. Игры на ориентировку в пространстве 4. Игры с геометрическими фигурами 5. Игры на логическое мышление
Техническое оснащение занятий
Оборудование:
- столы
- стулья
- мольберт
- доска
- плакаты
- демонстрационные карты схемы
- индивидуальные карты схемы
- CD и аудио материал
- магнитофон
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие»: развитие познавательных способностей (внимание, память, восприятие, мышление, воображение) и операций мышления; учить устанавливать причинно-следственные связи, развитие произвольности. Закреплять знания детей об осторожном обращении с объектами живой и неживой природы.
«Речевое развитие»: поощрять желание задавать вопросы, логически выстраивая своё суждение. Продолжать развивать и активизировать словарный запас детей. Чтение и обсуждение с детьми художественных произведений, созвучных с темой НОД кружка.
«Физическое развитие»: осуществлять контроль за выработкой правильной осанки. Обеспечивать в помещении нормальный температурный режим, регулярное проветривание; формировать умение соблюдать элементарные правила игр, ориентироваться в пространстве.
«Социально-коммуникативное развитие»: обеспечивать условия для дальнейшего нравственного воспитания детей. Формировать доброжелательное отношение друг к другу и окружающим. Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений (приготовить материал к НОД, расставить столы, раздать рабочие тетради).
«Художественно-эстетическое развитие»: закреплять умение раскрашивать заданный предмет, картинку, логическую раскраску по контуру, ровно нанося штрихи, развивать мелкую моторику. Формировать эмоциональную отзывчивость на музыкальное произведение, используемое на физминутках.
Учебно -- тематический план
№ | Тема | Количество занятий | Время | |||||
Теоретическое | Практическое | |||||||
1гр | 2гр | 3гр | 1гр | 2гр | 3гр | |||
1 | Формирование приёмов умственных действий классификация, обобщение. Развитие психических процессов (развитие произвольного внимания) | 2 | 10 мин | 10 мин | 15 мин | 10 мин | 15 мин | 20 мин |
2 | Развитие пространственных представлений и избирательности, зрительного внимания | 2 | 10 мин | 10 мин | 10 мин | 10 мин | 15 мин | 20 мин |
3 | Развитие и закрепление способности группировать предметы по цвету и величин, концентрации зрительного внимания | 2 | 10мин | 10 мин | 10 мин | 10 мин | 15 мин | 20 мин |
4 | Выделение количественных характеристик множеств объектов ( визуальное распознавание количества, взаимно-однозначное соответствие, уравнивание количеств), закрепление способности группировать предметы по цвету и величине | 2 | 10 мин | 10 мин | 10 мин | 10 мин | 15 мин | 20 мин |
5 | Развитие пространственных представлений , анализ и синтез предметов сложной формы | 2 | 10 мин | 10 мин | 10 мин | 10 мин | 15 мин | 20 мин |
6 | Развитие пространственных представлений , анализ и синтез предметов сложной формы концентрации зрительного внимания | 2 | 10 мин | 10 мин | 10 мин | 10 мин | 15 мин | 20 мин |
7 | Рразвитие и закрепление способности группировать предметы по цвету ,форме и величине; формирование приёмов умственных действий: классификации, сравнения ,обобщения | 2 | 10 мин | 10 мин | 10 мин | 10 мин | 15 мин | 20 мин |
8 | Выделение количественных характеристик множеств объектов ( визуальное распознавание количества, взаимно-однозначное соответствие, уравнивание количеств). | 2 | 10 минут | 10 мин | 10 мин | 10 мин | 15 мин | 20 мин |
9 | Выделение количественных характеристик множеств объектов ( визуальное распознавание количества, взаимно-однозначное соответствие, уравнивание количеств), концентрации зрительного внимания, развитие пространственных представлений | 2 | 10 минут | 10 мин | 10 мин | 10 мин | 15 мин | 20 мин |
10 | Устанавливание логических связей и закономерности. Развитие зрительного глазомера, способности к логическим действиям и операциям, умение декодировать (расшифровывать) информацию, изображённую на карточке, умение действовать последовательно. | 2 | 10 минут | 10 мин | 10 мин | 10 мин | 15 мин | 20 мин |
11 | Развитие пространственных представлений, психических процессов (внимания),поиск недостающего по нескольким признакам (анализ, сравнение) | 2 | 10 мин | 10 мин | 10 мин | 10 мин | 15 мин | 20 мин |
12 | Формирование и развитие умственных действий(логических операций): сериация, анализ, сравнение, синтез выделение количественных характеристик множеств (количество, величина) | 2 | 10 мин | 10 мин | 10 мин | 10 мин | 15 мин | 20 мин |
13 | Формирование умения классифицировать предметы и выделять по каким-либо свойствам. Упражнять в составлении новых геометрических фигур из имеющихся по образцу и замыслу. Развитие зрительной сосредоточенности, мелкой моторики, способности к самоконтролю. | 2 | 10 мин | 10 мин | 10 мин | 10 мин | 15 мин | 20 мин |
14 | Выделение свойства, умение задавать вопросы, понимание количественных отношений между числами первого десятка, нахождение связи между длиной предмета, размером мерки и результатами измерения, устанавливание логической связи измерения. | 2 | 10 мин | 10 мин | 10 мин | 10 мин | 15 мин | 20 мин |
15 | Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства, умение «читать схему», закреплять навыки порядкового счета, составлять фигуры из частей. Развитие ориентировке в пространстве, количественных представлений, учить находить полоски, по сумме равные двум данными. | 2 | 10 мин | 10 мин | 10 мин | 10 мин | 15 мин | 20 мин |
16 | Развитие способностей декодировать информацию. Умение выбирать блоки по заданным свойствам. Закреплять навыки вычисления. Учить отбирать заданный материал по словесному указанию, составлять числа из единиц, развивать глазомер. Закреплять понятия: который по счету. Развивать умение ориентироваться в пространстве. | 2 | 10 мин | 10 мин | 10 мин | 10 мин | 15 мин | 20 мин |
17 | Формирование умения осуществлять зрительно-мыслительный анализ на основе выделения сходных и отличных признаков группы предметов и каждого предмета в отдельности. Учить детей мыслить пространственными образами, объемными фигурами (3 фигуры), Развивать способности рассуждать при решении сложных задач. | 2 | 10 мин | 10 мин | 10 мин | 10 мин | 15 мин | 20 мин |
18 | Закрепление умения делать несложные умозаключения. Учить умственным действиям, направленным на анализ сложной формы и воссоздание ее из частей на основе восприятия. Упражнять в умении производить устные вычисления | 2 | 10 мин | 10 мин | 10 мин | 10 мин | 15 мин | 20 мин |
19 | Закрепление умения делать несложные умозаключения, задавать вопросы, выделять свойства Закрепление навыков ориентировки в пространстве (справа, слева); количественного и порядкового счета, сложения и вычитания .Учить оперировать числовыми значениями цветных полосок, уравнение количеств. | 2 | 10 мин | 10 мин | 10 мин | 10 мин | 15 мин | 20 мин |
20 | Выделение количественных характеристик множеств объектов ( визуальное распознавание количества, взаимно-однозначное соответствие, уравнивание количеств). | 2 | 10 минут | 10 мин | 10 мин | 10 мин | 15 мин | 20 мин |
21 | Упражнять в формировании приёмов умственных действий (логических операций) : сериация, классификация, обобщение, сравнение .Развитие психических процессов - ( произвольного внимания, восприятие, характерных качеств мышления: гибкость, причинность, системность, пространственная подвижность) | 2 | 10 мин | 10 мин | 10 мин | 10 мин | 15 мин | 20 мин |
22 | Упражнять в формировании приёмов умственных действий(логических операций) : сериация, классификация, обобщение ,сравнение. Учить детей осуществлять зрительно-мыслительный анализ возможного способа расположения фигур, проверяя его практически. Решение задач, связанных с поиском единичного суждения (логические отношения свойств предметов). | 2 | 10 мин | 10 мин | 10 мин | 10 мин | 15 мин | 20 мин |
23 | Упражнять в развитии пространственных представлений. Учить осуществлять зрительно-мыслительный анализ и синтез предметов сложной формы по нескольким признакам | 2 | 10 мин | 10 мин | 10 мин | 10 мин | 15 мин | 20 мин |
24 | Решение логических. задачи на основе зрительного восприятия. Учить понимать предложенную задачу и решать ее самостоятельно. Развитие способности к логическим действиям и операциям, умение декодировать (расшифровывать) информацию, изображённую на карточке, умение действовать последовательно. | 2 | 10 мин | 10 мин | 10 мин | 10 мин | 15 мин | 20 мин |
25 | Развитие способности комбинировать, осуществлять преобразование. Обучение производить вычисления в соответствии с предложенным алгоритмом. Выполнение заданий связанных с перемещением по клеткам.( ориентировка в пространстве) | 2 | 10 минут | 10 мин | 10 мин | 10 мин | 15 мин | 20 мин |
26 | Развитие элементов зрительного контроля, пространственной ориентировки. Развитие логических операций на основе анализа, сравнение и обобщение фигур по 4 признакам. Комплексное решение задач на развитие произвольного внимания, пространственных взаимоотношений. | 2 | 10 мин | 10 мин | 10 мин | 10 мин | 15 мин | 20 мин |
27 | Выделение количественных характеристик множеств объектов ( визуальное распознавание количества, взаимно-однозначное соответствие, уравнивание количеств), закрепление способности группировать предметы по цвету и величине. Развитие пространственных представлений | 2 | 10 мин | 10 мин | 10 мин | 10 мин | 15 мин | 20 мин |
28 | Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства, рассуждать, аргументировать свой выбор. Решение логических задачи на основе зрительного восприятия, понимание предложенной задачи и решение ее самостоятельно. | 2 | 10 мин | 10 мин | 10 мин | 10 мин | 15 мин | 20 мин |
29 | Развитие умения устанавливать логический принцип построения ряда и выстраивать свою последовательность на его основе. Обучение мыслить пространственными образами, объемными фигурами , умение выявлять закономерность расположения предметов. | 3 | 10 мин | 10 мин | 10 мин | 10 мин | 15 мин | 20 мин |
30 | Развитие умения устанавливать логический принцип построения ряда и выстраивать свою последовательность на его основе, решать простейшие ребусы. Развитие зрительной сосредоточенности,осуществление зрительно-мыслительного анализа возможного способа расположения фигур, составление новых геометрических фигур из имеющихся по образцу и замыслу. | 2 | 10 мин | 10 мин | 10 мин | 10 мин | 15 мин | 20 мин |
Перспективный план (4 – 5 лет)
Тема занятия | Программноесодержание | Литература | |
октябрь | 1-2занятие - Много – один. Один – ни одного. - Высокий – низкий - Ознакомление с названием месяца сентябрь – октябрь - Логическая игра «Путешественники» - Блоки Дьенеша | Знакомство с понятиями один, много, ни одного. Различать в окружающей обстановке, каких предметов много, каких по одному. Правильно пользоваться понятиями, употребляя их в речи. Формировать представление о свойствах предметов по высоте: высокий - низкий; учить сравнивать предметы по высотеправильно называет весь объем свойств у предмета. Правильно называет весь объем свойств у предмета. (Блоки Дьенеша) | « ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Считаю до 10» Шевелев К.В. Геом. фигуры «Блоки Дьенеша» |
октябрь | 3- 4 занятие -Число и цифра 1. - Геометрическая фигура - круг - Логическая игра «Закончи ряд» - Кубики Никитина | Знакомство с числом 1 и цифрой 1; формирование умения считать предметы; упражнение в написании цифры 1. Знакомить с плоскостной геометрической фигурой: кругом и его свойствами; уметь видеть и находить в окружающей обстановке предметы, похожие на круг. Развитие мелкой моторики, воображения, речи, внимания, сформированности сенсорных эталонов цвета, величины и формы, пространственного ориентирования, комбинаторных способностей. | « ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Считаю до 10» Шевелев К.В. Кубики Никитина |
октябрь | 5-6 занятие - Число и цифра 2. - Справа – слева. - Логическая игра « В магазине» - Палочки Кьюзенера | Знакомство с образованием и свойством числа 2, цифрой 2; понятие «пара»; считать предметы, согласуя числительные; Различать и называть пространственные отношения: справа – слева; упражнять в определении правой руки и правой стороны, левой руки и левой стороны | « ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Считаю до 10» Шевелев К.В. Палочки Кьюзенера |
октябрь | 7-8 занятие - Число и цифра 2. - Квадрат - Логическая игра «Закрась в нужный цвет» - Квадрат Воскобовича | Упражнение в написании цифры 2. Знакомить с плоскостной геометрической фигурой: квадратом и его свойствами; уметь видеть и находить в окружающей обстановке предметы, похожие на квадрат. | « ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Считаю до 10» Шевелев К.В Квадрат Воскобовича |
ноябрь | 1-2занятие - Число и цифра 3. - Круг Квадрат -Ознакомление с названием месяцаноябрь - Логическая игра «Назови, кто это» - Счетные палочки | Знакомство с числом и цифрой 3; учить образовывать число 3 путем прибавления единицы к числу 2; уметь видеть и находить в окружающей обстановке предметы, похожие на квадрат, круг. | « ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Считаю до 10» Шевелев К.В Счетные палочки. |
ноябрь | 3- 4 занятие -Число и цифра 3. - Широкий – узкий - Логическая игра «Соедини предметы» - Блоки Дьенеша | Упражнение в порядковом счете. Упражнение в написании цифры 3. Формирование представлений о различных свойствах предметов по величине: широкий - узкий; находит сходство и различие между предметами. (Блоки Дьенеша) | «ФЭМП у дошков 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Считаю до 10» Шевелев К.В. «Блоки Дьенеша» |
ноябрь | 5-6. занятие -Треугольник. - Сравнение предметовпо длине, по высоте. - Логическая игра «Нарисуй недостающие предметы» - Кубики Никитина | Знакомство с плоскостной геометрической фигурой: треугольником и его свойствами; уметь видеть и находить в окружающей обстановке предметы, похожие на треугольник учить сравнивать предметы по ширине. Развитие мелкой моторики, воображения, речи, внимания, | « ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Считаю до 10» Шевелев К.В. Кубики Никитина |
ноябрь | 7-8 занятие - Число и цифра 4. - Толстый – тонкий. - Логическая игра «Найди одинаковые предметы» - Палочки Кьюзенера«Подбираем ленточки к фартучкам». | Знакомство с числом и цифрой 4; считать в пределах четырех; познакомить с образованием числа 4 путем прибавления единицы к предыдущему числу; Формировать представление о различных свойствах предметов по величине: толстый - тонкий; | « ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Считаю до 10» Шевелев К.В. Палочки Кьюзенера |
декабрь | 1-2занятие - Число и цифра 4 - Толстый – тонкий - Ознакомление с месяца декабрь - Логическая игра «»Лабиринт дорога к маме» - Квадрат Воскобовича | Счет в пределах четырех; упражнять в написании цифры 4. Формировать представление о различных свойствах предметов по величине: толстый - тонкий; учить сравнивать предметы по ширине | « ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Считаю до 10» Шевелев К.В Квадрат Воскобовича |
декабрь | 3- 4 занятие -Число и цифра 5. - Прямоугольник - Логическая игра «Допиши нужную цифру» - Блоки Дьенеша | Знакомство с плоскостной геометрической фигурой: прямоугольником и его свойствами; уметь видеть и находить в окружающей обстановке предметы, похожие на прямоугольник Знакомство с числом и цифрой 5; считать в пределах пяти; познакомить с образованием числа 5 путем прибавления единицы к предыдущему числу; умеет группировать предметы по наличию и отсутствию одного свойства. | « ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Считаю до 10» Шевелев К.В. Геом. фигуры «Блоки Дьенеша» |
декабрь | 5-6. занятие -Число и цифра 5. - овал - Большой – маленький - Логическая игра «Разложи предметы по цвету» - Кубики Никитина | Знакомство с плоскостной геометрической фигурой: овалом и его свойствами; уметь видеть и находить в окружающей обстановке предметы, похожие на овал. упражнять в написании цифры 5. Формирование представление о различных свойствах предметов по величине: большой - маленький; учить сравнивать предметы по размеру. | « ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Считаю до 10» Шевелев К.В. Кубики Никитина |
декабрь | 7-8 занятие -Величины: большой, поменьше, маленький - Круг, треугольник, квадрат - Игра «Назови и покажи» - Палочки Кьюзенера «Мы по лесенке шагаем» | Упражнения на развитие пространственных представлений и избирательности зрительного внимания Развитие мелкой моторики, сформированности сенсорных эталонов цвета, величины и формы, комбинаторных способностей. | « ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Считаю до 10» Шевелев К.В. Палочки Кьюзенера |
январь | 1-2занятие - Число и цифра 5. - Большой– маленький - Ознакомление с названием месяца январь - Логическая игра Квадрат Воскобовича | Знакомство с числом и цифрой 5; считать в пределах пяти; познакомить с образованием числа 5 путем прибавления единицы к предыдущему числу; Формировать представление о различных свойствах предметов по величине: большой - маленький; учить сравнивать предметы по размеру. | « ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Считаю до 10» Шевелев К.В Квадрат Воскобовича |
январь | 3- 4 занятие -Число и цифра 5 - геометрических фигур. - Логическая игра «Продолжи ряд» - Счетные палочки | упражнение в написании цифры 5. Умение осуществить зрительно-мысленный анализ способа расположения фигур; закрепление представлений о геометрических фигурах. | « ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Считаю до 10» Шевелев К.В Счетные палочки. |
январь | 5-6. занятие -Пространственные отношения: на, над, под. - Логическая игра «Заполни таблицы» - Блоки Дьенеша | Различие пространственных отношений: на, над, под; упражняться в определении расположения предметов на, над, под. Закрепление умений сопоставлять фигуры, сравнивать, находить отличительные признаки. умеет находить фигуру по знаково – символическим обозначениям свойств. | « ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Считаю до 10» Шевелев К.В. Геом. фигуры «Блоки Дьенеша» |
февраль | 1-2занятие - Число и цифра 7. - Внутри, снаружи, на стороне - Ознакомление с названием месяцафевраль - Логическая игра «Соедини предметы» | Знакомство с числом и цифрой 7; считать в пределах семи; познакомить с образованием числа 7 путем прибавления единицы к предыдущему числу; упражняться в определении расположения предметов внутри, снаружи, на стороне Развитие мелкой моторики, воображения, речи, внимания, | « ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Считаю до 10» Шевелев К.В. Кубики Никитина |
февраль | 3- 4 занятие -Число и цифра 7. - Влево, вправо.вверх,вниз. -Д/игра «Куда едут автомобили» -Логическая игра - Палочки Кьюзенера | Знакомство с числом и цифрой 7; считать в пределах восьми; познакомить с образованием числа 7 путем прибавления единицы к предыдущему числу; Упражнять в написании цифры 7. Упражнять в счете до7. | « ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Считаю до 10» Шевелев К.В. Палочки |
февраль | 5-6. занятие - Пространственные отношения: на, над, под. - Логическая игра « Найди нужную дорожку» - Квадрат Воскобовича | Различие пространственных отношений: на, над, под; упражняться в определении расположения предметов на, над, под. Развитие пространственных представлений. Формирование представлений об условных разрешающих и запрещающих знаках, направлениях «прямо», «.налево», «направо». | « ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Считаю до 10» Шевелев К.В Квадрат Воскобовича |
февраль | 7-8 занятие - Число и цифра 8 - Сравнение предметов по размеру, по форме, по цвету. - Логическая игра «Найди одинаковые предметы» - Блоки Дьенеша | Знакомство с числом и цифрой 8; считать в пределах восьми; познакомить с образованием числа 8 путем прибавления единицы к предыдущему числу; Ознакомление с классификацией фигур по двум свойствам (цвету и форме), находить фигуру по знаково – символическим обозначениям свойств. | « ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Считаю до 10» Шевелев К.В. Геом. фигуры «Блоки Дьенеша» |
март | 1-2занятие - Число и цифра 8. - Определи закономерность. - Логическая игра «Заполни таблицу» - Ознакомление с названием месяца март | упражнение в написании цифры 8. Развитие мелкой моторики, воображения, речи, внимания, сформированности сенсорных эталонов цвета, величины и формы, пространственного ориентирования, комбинаторных способностей. | « ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Считаю до 10» Шевелев К.В. Кубики Никитина |
март | 3- 4 занятие - Счет до 9 - Больше, меньше, столько же, поровну - Логическая игра «Разложи фигуры по конвертам» - Палочки Кьюзенера«Лесенка широкая и лесенка узкая» | Знакомство с числом и цифрой 9; считать в пределах девяти; Закреплять представления о геометрических фигурах, умение сравнивать фигуры по свойствам и находить закономерность в их расположении. | « ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Считаю до 10» Шевелев К.В. Палочки Кьюзенера |
март | 5-6 занятие - Число и цифра 9. - Раньше, позже, быстро, медленно. - Логическая игра «Лабиринт» - Счетные палочки | Знакомство с числом и цифрой 9; считать в пределах девяти; познакомить с образованием числа 9 путем прибавления единицы к предыдущему числу; Формирование представлений об условных разрешающих и запрещающих знаках, использовании правил, о рассуждениях методом исключения, направлениях «прямо», «.налево», «направо». | « ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Считаю до 10» Шевелев К.В Счетные палочки. |
март | 7-8 занятие - Число и цифра 9. - Уравнение множиств. - Логическая игра «Сладкие предметы» - Блоки Дьенеша | Упражние в написании цифры 9. воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений. - выделение свойства предметов, абстрагировать их от других, следовать определенным правилам при решении практических задач, используя блоки Дьенеша. | « ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Считаю до 10» Шевелев К.В. Геом. фигуры «Блоки Дьенеша» |
апрель | 1-2занятие - Шар, куб - Ознакомление с названием месяца апрель - Логическая игра «Детское лото» - Кубики Никитина | Развитие мелкой моторики, воображения, речи, внимания, сформированности сенсорных эталонов цвета, величины и формы, пространственного ориентирования, комбинаторных способностей. | « ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Считаю до 10» Шевелев К.В. Кубики Никитина |
апрель | 3 - 4 занятие -Число и цифра 10. - Ориентирование в пространстве. - Логическая игра «Путь белочки» работа по плану. - Палочки Кьюзенера«Мосты через реку», | Знакомство с числом и цифрой 10; считать в пределах десяти; познакомить с образованием числа 10 путем прибавления единицы к предыдущему числу; Формирование представлений об условных разрешающих и запрещающих знаках, направлениях «прямо», «.налево», «направо». | « ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Считаю до 10» Шевелев К.В. Палочки Кьюзенера |
апрель | 5-6. занятие -Число и цифра 10. - Сравнение предметов по двум признакам. - Логическая игра «Весы» - Квадрат Воскобовича | Упражнение в написании цифры 10. воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений. | « ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Считаю до 10» Шевелев К.В Квадрат Воскобовича |
апрель | 7-8 занятие - Число 0. - Временные части суток. - Логическая игра «Заполни пустые квадтаты» - Счетные палочки | Упорядочивание предметов по различным признакам, развивать внимание, память, мышление, классифицировать предметы, называть группы предметов обобщенными словами, обогащает словарный запас | « ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Считаю до 10» Шевелев К.В Счетные палочки. |
май | 1-2занятие - Число 0. Цифра 0 -Ознакомление с названием месяца май - Логическая игра « Соедини парные картинки» - Блоки Дьенеша | Развитие внимания, памяти, мышления, классификация предметов, группы предметов обобщенными словами, обогащает словарный запас. | « ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Считаю до 10» Шевелев К.В. Геом. фигуры «Блоки Дьенеша» |
май | 3- 4 занятие -Деление на части, группы, множества. - Логическая игра «Спортивные игры» - Кубики Никитина | Развитие мелкой моторики, воображения, речи, внимания, сформированности сенсорных эталонов цвета, величины и формы, пространственного ориентирования, комбинаторных способностей. | « ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Считаю до 10» Шевелев К.В. Кубики Никитина |
май | 5-6. занятие Итоговое | Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года. | |
май | 7-8 занятие Итоговое. | Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года. |
Перспективный план (5- 6 лет)
Тема занятия | Программное содержание | Литература | |
октябрь | 1-2занятие - Числа от 0 до 10 - Сравнение предметов по различным свойствам и признакам (размер, длина, высота, форма, цвет) - Логическая задача«Классификация предметов» - Блоки Дьенеша | Закрепить знания о числах и цифрах от 0 до 10; устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой. Учится сравнивать предметы по различным признакам и разными способами, используя методы приложения, наложения, попарного сравнения; определять «лишний» предмет; подбирать и группировать предметы по одному или нескольким призна | « ФЭМП у дошкольников 5-6 лет»,«Думаю,считаю, сравниваю», «Формироване математических способностей» Шевелев К.В. Геом. фигуры «Блоки Дьенеша» |
октябрь | 3- 4 занятие -Прямой и обратный счет от 1 до 10 и от 10 до 1. - Сравнение предметов по различным свойствам и признакам (размер, длина, высота, форма, цвет) - Логическая задача«Классификация» - Кубики Никитина | Учиться считать от 1 до 10 и обратно; находить и сравнивать «числа-соседи»; понятия «предшествующее» и «последующее» число. Учится сравнивать предметы по различным признакам и разными способами, определять «лишний» предмет; подбирать и группировать предметы по одному или нескольким признакам пространственного ориентирования | « ФЭМП у дошкольников 5-6 лет»,«Думаю,считаю, сравниваю», «Формироване математических способностей» Шевелев К.В. Кубики Никитина |
октябрь | 5-6. занятие -Порядковые значения чисел от 1 до 10 - Плоскостные фигуры - Логическая задача «Обобщение» - Палочки Кьюзенера«Путешествие на поезде» | Познакомить с плоскостными геометрическими фигурами (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольник, ромб, трапеция, параллелограмм) их признаками; познакомить с порядковыми числительными; подбирать и группировать предметы по одному или нескольким признакам. | « ФЭМП у дошкольников 5-6 лет»,«Думаю,считаю, сравниваю», «Формироване математических способностей» Шевелев К.В Палочки Кьюзенера . |
октябрь | 7-8 занятие -Порядковые значения чисел от 1 до 10 - Состав числа 2 - Плоскостные фигуры - Логическая задача «Сериация» - Квадрат Воскобовича | Познакомить с составом чисел от 2 до 10; составлять число из двух меньших. Знакомство с плоскостными геометрическими фигурами (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольник, ромб, трапеция, параллелограмм); их признаками, подбирать и группировать предметы по одному или нескольким признакам. | « ФЭМП у дошкольников 5-6 лет»,«Думаю,считаю, сравниваю», «Формироване математических способностей» Шевелев К.В Квадрат Воскобовича |
ноябрь | 1-2занятие -Порядковые значения чисел от 1 до 10 -Состав числа 3 - Плоскостные фигуры - Логическая задача «Схематизация» - Счетные палочки | Познакомить с плоскостными геометрическими фигурами (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольник, ромб, трапеция, параллелограмм); их признаками. | « ФЭМП у дошкольников 5-6 лет»,«Думаю,считаю, сравниваю», «Формироване математических способностей» Шевелев К.В |
ноябрь | 3- 4 занятие -Состав числа 4 - Сложение , знак « +» « =» - Решение арифметических примеров - Точка, линия, луч, угол, отрезок. - Блоки Дьенеша | Формировать представление о сложении как об объединении группы предметов Решение арифметических примеров, используя имеющиеся знания, запись их решения. Знакомство с понятиями: точка, линия, луч, угол, отрезок. Формировать умение разделять фигуры на две группы по двум свойствам. Производить логические операции «не», «и», «или». | « ФЭМП у дошкольников 5-6 лет»,«Думаю,считаю, сравниваю», «Формироване математических способностей» Шевелев К.В. Геом. фигуры «Блоки Дьенеша |
ноябрь | 5-6. занятие - Состав числа 5 - Знаки +,-,=, Сложение. - Решение арифметических примеров - Логическая задача «Найди отличия между двумя картинками» - Кубики Никитина | Формировать представление о сложении как об объединении группы предметов Решение арифметических примеров Знакомство с понятиями: точка, линия, луч, угол, отрезок. учить на основе зрительного сопоставления находить отличия между предметами. Развитие мелкой моторики, воображения, речи, | « ФЭМП у дошкольников 5-6 лет»,«Думаю,считаю, сравниваю», «Формироване математических способностей» Шевелев К.В. Кубики Никитина |
ноябрь | 7-8 занятие - Состав числа 6 . - Вычитание знак «-». - Решение арифметических примеров - Прямые горизонтальные, вертикальные. - Логическая задача«Найди два одинаковых предмета» - «Палочки Кьюзенера «Цвет и число», «Число и цвет» | Формировать представление о вычитании как об удалении из группы предметов ее части. Знакомство со знаком «-». Знакомство с понятиями: прямые горизонтальные, вертикальные. | « ФЭМП у дошкольников 5-6 лет»,«Думаю,считаю, сравниваю», «Формироване математических способностей» Шевелев К.В Палочки Кьюзенера |
декабрь | 1-2занятие - Состав числа 7 - Вычитание, знак«-». - Решение арифметических примеров - Прямые горизонтальные, вертикальные. - Логическая задача «Какой предмет здесь лишний» - Квадрат Воскобовича | Формировать представление о вычитании как об удалении из группы предметов ее части. Знакомство со знаком « - ». Знакомство с понятиями: прямые горизонтальные, вертикальные. на основе зрительного анализа, сопоставления находить предмет, которого не должно быть на таблице; | « ФЭМП у дошкольников 5-6 лет»,«Думаю,считаю, сравниваю», «Формироване математических способностей» Шевелев К.В Квадрат Воскобовича |
декабрь | 3- 4 занятие - Состав числа 8 - Знаки <,> ,решение неравенств - Логическая задача «Продолжи ряд» -Счетные палочки | Решение неравенств, употреблять в речи учить улавливать закономерность расположения фигур, определять какая должна быть следующая | « ФЭМП у дошкольников 5-6 лет»,«Думаю,считаю, сравниваю», «Формироване математических способностей» Шевелев К.В Счетные палочки |
декабрь | 5-6. занятие - Состав числа 9 - Кривые и ломаные, разомкнутые и замкнутые линии. - Логическая задача «Найди недостающую в ряду фигуру» - Блоки Дьенеша | Познакомить с понятиями:кривые и ломаные, разомкнутые и замкнутые линии учить на основе зрительного анализа рядов фигур. Учить находить недостающую фигуру.Классифицировать блоки по двум – трем признакам: цвету, форме; цвету – форме – размеру. | « ФЭМП у дошкольников 5-6 лет»,«Думаю,считаю, сравниваю», «Формироване математических способностей» Шевелев К.В. Блоки Дьенеша |
декабрь | 7-8 занятие - Состав числа 10 - Знаки +,-,=,<,> - Кривые и ломаные, разомкнутые и замкнутые линии. - Моделирование - Кубики Никитина | Учить использовать при решении задач и неравенств, употреблять в речи. Познакомить с понятиями:кривые и ломаные, разомкнутые и замкнутые линии Формировать и развивать конструктивное мышление. Развитие мелкой моторики, воображения, речи, внимания, , комбинаторных способностей. | « ФЭМП у дошкольников 5-6 лет»,«Думаю,считаю, сравниваю», «Формироване математических способностей» Шевелев К.В. Кубики Никитина |
январь | 1-2занятие -Числовой отрезок - Объемные фигуры (шар, куб, параллелепипед) . - Моделирование - Палочки Кьюзенера «Плоты на реке» | Сформировать представление о числовом отрезке, приемах присчитывания и отсчитывания единиц с помощью числового отрезка. Модель числового отрезка. Различать объемные фигуры: куб, шар, конус, призма, цилиндр, пирамида, параллелепипед; находить предметы, имеющие форму объемных фигур в окружающем мире (зонтик, труба, крыша дома и т.д.). Формировать и развивать конструктивное мышление | « ФЭМП у дошкольников 5-6 лет»,«Думаю,считаю, сравниваю», «Формироване математических способностей» Шевелев К.В Палочки Кьюзенера |
январь | 3- 4 занятие - Числовой отрезок - Объемные фигуры (шар, куб, параллелепипед) - Логическая задача «Найди недостающую в ряду фигуру» - «Квадрат Воскобовича | Сформировать представление о числовом отрезке, приемах присчитывания и отсчитывания единиц с помощью числового отрезка. Различать объемные фигуры: куб, шар, конус, призма, цилиндр, пирамида, параллелепипед; находить предметы, имеющие форму объемных фигур в окружающем мире | « ФЭМП у дошкольников 5-6 лет»,«Думаю,считаю, сравниваю», «Формироване математических способностей» Шевелев К.В Квадрат Воскобовича |
январь | 5-6. занятие - Начертание и измерение геометрических фигур линейкой - Логическая задача « Лабиринт» - Счетные палочки | Черчение фигур при помощи линейки; измерение и запись длины сторон фигур. Черчение при помощи линейки линий, лучей, отрезков. Сравнение предметов по длине, высоте. | « ФЭМП у дошкольников 5-6 лет»,«Думаю,считаю, сравниваю», «Формироване математических способностей» Шевелев К.В |
февраль | 1-2занятие - Начертание геометрических фигур линейкой - Логическая задача «Сравнение предметов по 1 признаку» - Блоки Дьенеша | Знакомство с ученической линейкой, Черчение при помощи линейки фигур, линий, лучей, отрезков. Сравнение предметов по длине, высоте. Расшифровывать информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково – символическим обозначениям. | « ФЭМП у дошкольников 5-6 лет»,«Думаю,считаю, сравниваю», «Формироване математических способностей» Шевелев К.В. Геом. фигуры «Блоки Дьенеша |
февраль | 3- 4 занятие - Решение арифметических задач. - Деление фигур на 2, 4 части. - Логическая задача «Сравнение предметов по 1 признаку» - Кубики Никитина | Классифицировать фигуры по одному, двум, трем признакам; видоизменять фигуры; делить на равные и неравные части Развитие мелкой моторики, воображения, речи, внимания, сформированности сенсорных эталонов цвета, величины и формы, | « ФЭМП у дошкольников 5-6 лет»,«Думаю,считаю, сравниваю», «Формироване математических способностей» Шевелев К.В. Кубики Никитина |
февраль | 5-6. занятие - Составление арифметических задач. - Деление фигур на 2, 4 части. - Логическая задача «Таблица» - Палочки Кьюзенера | Классифицировать фигуры по одному, двум, трем признакам; видоизменять фигуры; делить на равные и неравные части | « ФЭМП у дошкольников 5-6 лет»,«Думаю,считаю, сравниваю», «Формироване математических способностей» Шевелев К.В |
февраль | 7-8 занятие . -Штриховка -Слева, справа, вверху, внизу, вперед, назад. - Логическая задача «Изменение предметов по 1 признаку» - Квадрат Воскобовича | Развивать мелкую моторику.Закрепление знаний пространственных отношений: слева, справа, вверху, внизу, вперед, назад. Сравнение предметов по длине, высоте. | « ФЭМП у дошкольников 5-6 лет»,«Думаю,считаю, сравниваю», «Формироване математических способностей» Шевелев К.В |
март | 1-2занятие - Составление арифметических задач. - Слева, справа, вверху, внизу, вперед, назад. - Логическая задача «Логическая связь и закономерность» | Закрепление знаний пространственных отношений: слева, справа, вверху, внизу, вперед, назад. Анализировать и сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам, используя карточки – символы с отрицанием свойств. | « ФЭМП у дошкольников 5-6 лет»,«Думаю,считаю, сравниваю», «Формироване математических способностей» Шевелев К.В |
март | 3- 4 занятие - Ближе, дальше, близко, далеко, низко, высоко. - Логическая задача « Логическая связь и закономерность» | Закрепление знаний пространственных отношений: ближе, дальше, близко, далеко, низко, высоко. | « ФЭМП у дошкольников 5-6 лет»,«Думаю,считаю, сравниваю», «Формироване математических способностей» Шевелев К.В |
март | 5-6. занятие - Графический диктант. - Ближе, дальше, близко, далеко, низко, высоко. - Схема - Логическая задача «Сравнение предметов по 2 признакам» - Блоки Дьенеша | Развитие графических навыков, Рисование узоров на слух от исходной точки закрепление знаний пространственных отношений: ближе, дальше, близко, далеко, низко, высоко. Анализировать и сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам. | « ФЭМП у дошкольников 5-6 лет»,«Думаю,считаю, сравниваю», «Формироване математических способностей» Шевелев К.В. Геом. фигуры |
март | 7- 8 занятие - Пространственные отношения: в, на, над, за, перед, между, посередине. - Логическая задача«Сравнение предметов по 2 признакам» -Кубики Никитина | Формирование понятий о пространственных отношениях: в, на, над, за, перед, между, посередине | « ФЭМП у дошкольников 5-6 лет»,«Думаю,считаю, сравниваю», «Формироване математических способностей» Шевелев К.В. Кубики Никитина |
апрель | 1-2занятие -Пространственные отношения: в, на, над, за, перед, между, посередине - План - Логическая задача « Изменение фигур по 2 признакам» - Палочки Кьюзенера | Формирование понятий о пространственных отношениях: в, на, над, за, перед, между, посередине | « ФЭМП у дошкольников 5-6 лет»,«Думаю,считаю, сравниваю», «Формироване математических способностей» Шевелев К.В Палочки Кьюзенера |
апрель | 3- 4 занятие -Ориентировка в тетради, графические работы. - План - Логическая задача « Изменение фигур по 2 признакам» - Квадрат Воскобовича | Знакомство с клеткой, строчкой, столбиком клеток, страницей, листом; названия клеток: левая, правая, нижняя, верхняя. Рисование узоров на слух от исходной точки, изображение предметов окружающего мира, написание графических диктантов | « ФЭМП у дошкольников 5-6 лет»,«Думаю,считаю, сравниваю», «Формироване математических способностей» Шевелев К.В Квадрат |
апрель | 5-6. занятие - Ориентировка в тетради, графические работы написание графических диктантов - Логическая задача «Сравнение предметов по 3 признакам - Счетные палочки | Знакомство с клеткой, строчкой, столбиком клеток, страницей, листом; названия клеток: левая, правая, нижняя, верхняя. Рисование узоров на слух от исходной точки, изображение предметов окружающего мира, написание графических диктантов | « ФЭМП у дошкольников 5-6 лет»,«Думаю,считаю, сравниваю», «Формироване математических способностей» Шевелев К.В Счетные палочки |
апрель | 7-8 занятие - Ориентировка в тетради, графические работы написание графических диктантов - Логическая задача «Сравнение предметов по 3 признакам» - Блоки Дьенеша | Рисование узоров на слух от исходной точки, изображение предметов окружающего мира, написание графических диктантов. Анализировать и сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам, используя карточки – символы с отрицанием свойств. Работа в парах. | « ФЭМП у дошкольников 5-6 лет»,«Думаю,считаю, сравниваю», «Формироване математических способностей» Шевелев К.В. Геом. фигуры «Блоки Дьенеша |
май | 1-2занятие - Шифр - Логическая задача «Установление причинно – следственных связей» - Кубики Никитина | Развитие логическое, пространственное мышление,речь,внимание,память; Анализировать и сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам, используя карточки – символы с отрицанием свойств. | « ФЭМП у дошкольников 5-6 лет»,«Думаю,считаю, сравниваю», «Формироване математических способностей» Шевелев К.В. Кубики Никитина |
май | 3- 4 занятие - Шифр - Логическая задача«Установление причинно – следственных связей» - Палочки Кьюзенера | Развитие логическое, пространственное мышление,речь,внимание,память; Анализировать и сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам, используя карточки – символы с отрицанием свойств. | « ФЭМП у дошкольников 5-6 лет»,«Думаю,считаю, сравниваю», «Формироване математических способностей» Шевелев К.В Палочки Кьюзенера |
май | 5-6. занятие Итоговое | Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года. | |
май | 7-8 занятие Итоговое | Выявить полученные знания, представления, умения, которые получили в течение учебного года. |
Перспективный план (6 -7 лет)
Тема занятия | Программное содержание | Литература | |
октябрь | 1-2занятие - Счет до 10. Десяток - Таблица - «Блоки Дьенеша» | Закрепление прямого и обратного и порядкого счета. Знакомство с понятием десяток. Развитие логическое, пространственное мышление,речь,внимание,память; | « ФЭМП у дошкольников 6 - 7лет», « Развивающие задания», «Считаю до 20» Шевелев К.В. Геом. фигуры «Блоки Дьенеша» |
октябрь | 3- 4 занятие -Число 11. - Порядковый счет - «Схематизация» - Кубики Никитина | Знакомство с образованием числа 11. Упражнение в написании цифры11. Закрепление порядкого счета Развитие логическое, пространственное мышление, речь, внимание, память; | « ФЭМП у дошкольников 6 - 7лет», « Развивающие задания», «Считаю до 20» Шевелев К.В. Кубики Никитина |
октябрь | 5-6. занятие - Ориентировка по плану. – Решение примеров в пределах 11. - Логическая задача « Лабиринт» - Палочки Кьюзенера | Знакомство с числовым отрезком 0 – 11.Закреплять умение в решении примеров. Развитие логическое, пространственное мышление,речь,внимание,память; | « ФЭМП у дошкольников 6 - 7лет», « Развивающие задания», «Считаю до 20»» Шевелев К.В Палочки Кьюзенера |
октябрь | 7-8 занятие - Геометрические фигуры. – Решение задач в пределах 11. - План - Квадрат Воскобовича | соотношение формы геометрической фигуры с предметами окружающего мира. Учить решать задачи. Развитие логическое, пространственное мышление,речь,внимание,память; | « ФЭМП у дошкольников 6 - 7лет», « Развивающие задания», «Считаю до 20» Шевелев К.В. Квадрат Воскобовича |
ноябрь | 1-2занятие - Число 12- Порядковый счет - Вьетнамская игра | Знакомство с образованием числа 12. Упражнение в написании цифры12. Закрепление порядкого счета Развитие логическое,пространственное мышление,речь,внимание,память; | « ФЭМП у дошкольников 6 - 7лет», « Развивающие задания», «Считаю до 20» Шевелев К.В. |
ноябрь | 3- 4 занятие - Выделение групп из множества - Решение задач в пределах 12 - Таблица - «Блоки Дьенеша» | Знакомство с числовым отрезком 0 – 12. Учить решать задачи в пределах 12. Развитие логическое, пространственное мышление,речь,внимание,память; | « ФЭМП у дошкольников 6 - 7лет», « Развивающие задания», «Считаю до 20» Шевелев К.В. «Блоки Дьенеша» |
ноябрь | 5-6. занятие - Цикличность времен года. - Решение задач в пределах 12 - Знаки +,-,=,<,> - Логическая задача « Лабиринт» - Кубики Никитина | Повторение времена года, знакомство с их цикличностью. Учить использовать при решении задач неравенств, употреблять в речи. Развитие логическое, пространственное мышление,речь,внимание,память; | « ФЭМП у дошкольников 6 - 7лет», « Развивающие задания», «Считаю до 20» Шевелев К.В. Кубики Никитина |
ноябрь | 7-8 занятие - Число 13. - Порядковый счет- План - Палочки Кьюзенера | Знакомство с образованием числа 13. Упражнение в написании цифры13. Закрепление порядкого счета Развитие логическое, пространственное мышление,речь,внимание,память; | « ФЭМП у дошкольников 6 - 7лет», « Развивающие задания», «Считаю до 20» Шевелев К.В. Палочки Кьюзенера |
декабрь | 1-2занятие - Обьедение предметов в группы по 1 -3 признакам. - Решение задач в пределах 13. «Схематизация» - Квадрат Воскобовича | Знакомство с числовым отрезком 0 – 13. Закрепление обьединять группы в множества по заданным признакам. Учить решать задачи в пределах 13. Развитие логическое, пространственное мышление,речь,внимание,память; | « ФЭМП у дошкольников 6 - 7лет», « Развивающие задания», «Считаю до 20» Шевелев К.В. Квадрат Воскобовича |
декабрь | 3- 4 занятие - Мера длины – сантиметр. Измерение длины отрезков. - Круги Эйлера. - План - Вьетнамская игра | Знакомство с ученической линейкой, с мерой длины – сантиметром, с обозначением сантиметра в записи. Формировать умение классифицировать предметыпо 3 признакам. | « ФЭМП у дошкольников 6 - 7лет», « Развивающие задания», «Считаю до 20» Шевелев К.В. Вьетнамская игра |
декабрь | 5-6. занятие - Число 14. - Знаки +,-,=,<,> , решении неравенст - Логическая задача « Лабиринт» - «Блоки Дьенеша» | Знакомство с образованием числа 14. Упражнение в написании цифры14. Использование при решении неравенств знаки +,-,=,<,>. Развитие логическое, пространственное мышление,речь,внимание,память; | « ФЭМП у дошкольников 6 - 7лет», « Развивающие задания», «Считаю до 20» Шевелев К.В. «Блоки Дьенеша |
декабрь | 7-8 занятие -Определение закономерности. - Числовой отрезок 0 – 14 - Таблица - Кубики Никитина | Знакомство с числовым отрезком 0 – 14 Развитие логическое, пространственное мышление,речь,внимание,память; | « ФЭМП у дошкольников 6 - 7лет», « Развивающие задания», «Считаю до 20» Шевелев К.В. |
январь | 1-2занятие - Начертание отрезков, измерение длин отрезков.Решение задач в пределах 14. «Схематизация» - Палочки Кьюзенера | Знакомство с приемом с начертание отрезков заданной длины. Сравнение отрезков по длине (длиннее, короче, одинаковой длины) Развитие логическое, пространственное мышление,речь,внимание,память; | « ФЭМП у дошкольников 6 - 7лет», « Развивающие задания», «Считаю до 20» Шевелев К.В. Палочки Кьюзенера |
январь | 3 – 4. занятие - Число 15. - Решение логических задач - Квадрат Воскобовича | Знакомство с образованием числа 15. Упражнение в написании цифры15. Развитие логическое, пространственное мышление,речь,внимание,память; | « ФЭМП у дошкольников 6 - 7лет», « Развивающие задания», «Считаю до 20» Шевелев К.В Квадрат Воскобовича |
январь | 5-6. занятие -Видоизменение фигур по 1-3 признакам. - Числовой отрезок 0 – 15 - Логическая задача « Лабиринт» - Вьетнамская игра | Знакомство с числовым отрезком 0 – 15. Формировать умение видоизменять фигуры по 3 признакам (форма, цвет, размер) Развитие логическое, пространственное мышление,речь,внимание,память; | « ФЭМП у дошкольников 6 - 7лет», « Развивающие задания», «Считаю до 20» Шевелев К.В. Вьетнамская игра |
февраль | 1-2занятие - Цикличность временных частей суток. - Решение задач в пределах 15. - Таблица - «Блоки Дьенеша» | Знакомство с сутками. Учить решать задачи в пределах 15. Развитие логическое, пространственное мышление,речь,внимание,память; | « ФЭМП у дошкольников 6 - 7лет», « Развивающие задания», «Считаю до 20» Шевелев К.В. «Блоки Дьенеша |
февраль | 3- 4 занятие - Число 16. - Порядковый счет- План - Кубики Никитина | Знакомство с образованием числа 16. Упражнение в написании цифры16. Закрепление порядкого счета Развитие логическое, пространственное мышление,речь,внимание,память; | « ФЭМП у дошкольников 6 - 7лет», « Развивающие задания», «Считаю до 20» Шевелев К.ВКубики Никитина |
февраль | 5-6 занятие - Деление фигур на части. - Числовой отрезок 0 – 16 -Геометрические фигуры. Деление фигур на части - Логическая задача « Лабиринт» - Палочки Кьюзенера | Знакомство с числовым отрезком 0 – 16. Закрепление знания о геометрических фигурах.Деление фигур на части, создание фигуры из частей. Развитие логическое, пространственное мышление,речь,внимание,память; | « ФЭМП у дошкольников 6 - 7лет», « Развивающие задания», «Считаю до 20» Шевелев К.В. Палочки Кьюзенера |
февраль | 7-8 занятие - Мера емкости – литр, измерение объема жидкости - Решение задач в пределах 16. «Схематизация» - Квадрат Воскобовича | Знакомство с понятиями сыпучее вещество, жидкое вещество, измерение жидкости разными мерками. Выделение «лишней фигуры» в ряду. Развитие логическое, пространственное мышление,речь,внимание,память; | « ФЭМП у дошкольников 6 - 7лет», « Развивающие задания», «Считаю до 20» Шевелев К.В. Квадрат Воскобовича |
март | 1-2занятие - Число 17. - «Множество» - Таблица - Вьетнамская игра | Знакомство с образованием числа 17. Упражнение в написании цифры17. Счет элементов в множестве, сравнение множеств. Развитие логическое, пространственное мышление,речь,внимание,память; | « ФЭМП у дошкольников 6 - 7лет», « Развивающие задания», «Считаю до 20» Шевелев К.В. Вьетнамская игра |
март | 3- 4 занятие - Числовой отрезок 0 – 17 - Объемные геометрические фигуры. - Решение задач в пределах 17. - Логическая задача « Лабиринт» - Вьетнамская игра | Знакомство с числовым отрезком 0 – 17 Различать объемные фигуры: куб, шар, конус, призма, цилиндр, пирамида, параллелепипед; находить предметы, имеющие форму объемных фигур в окружающем мире (зонтик, труба, крыша дома и т.д.). Развитие логическое, пространственное мышление,речь,внимание,память; | « ФЭМП у дошкольников 6 - 7лет», « Развивающие задания», «Считаю до 20» Шевелев К.В. Вьетнамская игра |
март | 5-6 занятие -Числовой ряд -Графический диктант. - План - «Блоки Дьенеша» | Рисование узоров на слух от исходной точки, изображение предметов окружающего мира, написание графических диктантов. Развитие логическое, пространственное мышление,речь,внимание,память; | « ФЭМП у дошкольников 6 - 7лет», « Развивающие задания», «Считаю до 20» Шевелев К.В. «Блоки Дьенеша |
март | 7-8 занятие - Число 18. - Порядковый счет- Графический диктант. ОРТ - Кубики Никитина | Знакомство с образованием числа 18. Упражнение в написании цифры18. Закрепление порядкого счета Написание графических диктантов на слух от исходной точки, изображение предметов окружающего мира. Развитие логическое, пространственное мышление, речь,внимание,память; | « ФЭМП у дошкольников 6 - 7лет», « Развивающие задания», «Считаю до 20» Шевелев К.В. . Кубики Никитина |
апрель | 1-2 занятие - Цикличность дней недели - Решение задач в пределах 18. - Измерение сторон геометрических фигур линейкой. - «Схематизация» - Палочки Кьюзенера | Закрепить последовательность недели. Черчение фигур при помощи линейки; измерение и запись длины сторон фигур. Развитие логическое, пространственное мышление, речь,внимание,память; Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства, умение «читать схему», закреплять навыки порядкового счета | « ФЭМП у дошкольников 6 - 7лет», « Развивающие задания», «Считаю до 20» Шевелев К.В. Палочки Кьюзенера |
апрель | 3- 4 занятие - Сравнение множеств по количеству. Деньги. +- Числовой отрезок 0 – 18 - Знаки,-,=,<,> , решенииенеравенств. - Таблица - Квадрат Воскобовича | Знакомство с числовым отрезком 0 – 18. Знакомство с деньгами. Использование при решении неравенств знаки +,-,=,<,>. Развитие логическое, пространственное мышление, речь, внимание,память; | « ФЭМП у дошкольников 6 - 7лет», « Развивающие задания», «Считаю до 20» Шевелев К.В. В Квадрат Воскобовича |
апрель | 5-6 занятие - Число 19. - Порядковый счет- Логическая задача « Лабиринт» - Вьетнамская игра | Знакомство с образованием числа 19. Упражнение в написании цифры19. Закрепление порядкого счета Развитие логическое, пространственное мышление, речь,внимание,память; | « ФЭМП у дошкольников 6 - 7лет», « Развивающие задания», «Считаю до 20» Шевелев К.В. Вьетнамская игра |
апрель | 7-8 занятие - Ориентация во времени - Решение задач в пределах 19. - План - «Блоки Дьенеша | Закрепление понятий: вчера, сегодня, завтра. Развитие логическое, пространственное мышление,речь,внимание,память; | « ФЭМП у дошкольников 6 - 7лет», « Развивающие задания», «Считаю до 20» Шевелев К.В. «Блоки Дьенеша |
май | 1-2занятие - Мера массы – килограмм. - Числовой отрезок 0 – 19 - Кубики Никитина | Знакомство с числовым отрезком 0 – 19 Развитие логическое, пространственное мышление, речь, внимание, память; | « ФЭМП у дошкольников 6 - 7лет», « Развивающие задания», «Считаю до 20» Шевелев К.В. Кубики Никитина |
м | 3- 4 занятие - Число 20 Числовой отрезок 0 – 20 - Порядковый счет -«Схематизация» - Палочки Кьюзенера | Знакомство с образованием числа 20. Упражнение в написании цифры 20. Закрепление порядкого счета Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства, умение «читать схему», закреплять навыки порядкового счета | « ФЭМП у дошкольников 6 - 7лет», « Развивающие задания», «Считаю до 20» Шевелев К.В Палочки Кьюзенера |
ай | |||
май | 5-6 занятие Итоговое | Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года. | |
май | 7-8 занятие Итоговое. | Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года. |
Методическое обеспечение программы кружка «Юный математик»
1. К.В. Шевелев Программа «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» - М.; Ювента, 2012г. 2. К.В. Шевелев «Конспекты познавательной деятельности по ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет » М.; Ювента, 2013г
3.К.В. Шевелев « Считаю до 10». Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет - М.; Ювента, 2013г.
4. К.В. Шевелев «Путешествие в мир логики» Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет - М.; Ювента, 2015г 5. К.В. Шевелев «Конспекты познавательной деятельности по ФЭМП у дошкольников 5 – 6 лет» М.; Ювента, 2013г
6. К.В. Шевелев «Думаю, считаю, сравниваю» Рабочая тетрадь для детей 5- 6 лет - М.; Ювента, 2013г 7. К.В. Шевелев «Формирование математических способностей» Рабочая тетрадь для детей 5- 6 лет - М.; Ювента, 2014г 8. К.В. Шевелев «Логика, сравнение, счет» Рабочая тетрадь для детей 5- 6 лет - М.; Ювента, 2016г 9.К.В. Шевелев «Конспекты познавательной деятельности по ФЭМП у дошкольников 5 – 6 лет» Ювента, 2013г 10. К.В. Шевелев «Я считаю до 20» Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет - М.; Ювента, 2013г 11. К.В. Шевелев «Развивающие задания» Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет - М.; Ювента, 2016г 12. Гришечкина Н. В., 365 лучших развивающих игр для детей 5-7 лет на каждый день. - Ярославль, Академия развития, 2010г.
13. Е.В.Колесникова «Я решаю логические задачи: Математика для детей 5-7 лет» - М.:ТЦ Сфера, 2015 г.
14. З.А.Михайлова, Е.А.Носова «Логико – математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кьюизенера» СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС» 2015г. -128с. 15. В. Воскобович, Т. Харько. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры - М., 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/20/picture-139221-1663663640.jpg)
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для детей дошкольного возраста
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«СЕМИЦВЕТИК»для детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/13/picture-54558-1392265959.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики
Рабочая программа дополнительной образовательной деятельностикружок по развитию мелкой моторики "Детские ладошки"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/01/picture-602192-1425221948.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста 5-7 лет - Кружок "Игрушка своими руками"
Программа предусматривает знакомство и изготовление русской народной тряпичной куклы, она расчитана на два года....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/02/picture-678291-1443779700.jpg)
Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста "Веснушки"
программа предназначена для работы с детьми в хореографическом кружке...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/16/picture-205073-1487244306.jpg)
Программа по дополнительному образованию для детей дошкольного возраста
Новизной данной разработки является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования. И характеризуется структуризацией практического и...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/24/picture-1427775-1666601163.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста «ЛОГОРИТМИКА» для детей 4-6 лет по музыкально- ритмическому развитию
Речь – чудесный дар природы – не даётся человеку от рождения. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно.Полноценное развитие ли...