Индивидуальный план профессионального развития на 2017-2022 гг.
материал

Ялаева Лейсан Сагитяновна

Тема: «Формирование лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством дидактической игры»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualnyy_plan_professionalnogo_razvitiya.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН

профессионального развития учителя-логопеда

Ялаевой Лейсан Сагитяновны

Сроки реализации: 2017-2022 гг.

Тема самообразования: «Формирование лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством дидактической игры»

Актуальность: Формирование лексико-грамматических категорий у детей с ОНР является важным компонентом в коррекционной работе, учитывая своеобразие развития речевой деятельности для данной категории детей. Решение этой задачи предполагает умение грамматически правильно оформить речевое высказывание. Ребенок с ОНР имеет ограниченные возможности овладения грамматическими категориями и формами на основе непосредственного подражания речи окружающих. У них отмечаются стойкие отклонения в усвоении и применении грамматических законов языка. При грамматических изменениях слов и их сочетаний в предложениях дети часто допускают ошибки, которые принято называть аграмматизмами. Чтобы добиться успеха в их усвоении, он нуждается в специальных условиях обучения. Эффективным средством закрепления грамматических навыков является дидактическая игра, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Так, формирование грамматического строя речи посредством дидактической игры должно осуществляться дифференцировано, с учетом личностных, возрастных, речевых особенностей ребенка, что является актуальной проблемой для теории и практики логопедии. 

1. Цели профессионального развития

Цель:

  • развитие речевых возможностей детей старшего дошкольного возраста с лексико-грамматическими нарушениями через использование дидактических игр. 
  • создание системы в работе по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с использованием ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя – логопеда в специальном (коррекционном) детском саду.

Задачи:

  • изучение психолого-педагогической литературы по данной теме;
  • раскрыть особенности формирования лексико-грамматического строя речи у детей;
  • разработать серию дидактических игр и игровых приемов по формированию лексико-грамматического строя речи у детей;
  • разработать перспективный план по изучаемой теме на учебный год;
  • принять участие в семинаре, методическом объединении;
  • разработать консультации для родителей по использованию игр по формированию лексико-грамматического строя речи у детей;
  • подготовить выставку дидактических игр по формированию лексико-грамматического строя речи у детей для родителей и педагогов ДОУ.

Ожидаемые результаты:

  • обогащение словарного запаса детей;
  • уточнение грамматического и лексического значения слов;
  • перевод слов из пассивного в активный словарь;
  • развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;
  • развитие навыков словоизменения и словообразования. 

2. Формы и содержание профессионального развития

2.1. Изучение литературы, связанной с проблемами внедрения нетрадиционных методов работы в ДОУ.

Литература, нормативные правовые документы

Задачи использования
литературных источников

Сроки

Форма отчетности

Где, кем и когда заслушивается отчет

о выполнении работы

2017-2022

О.B. Крупенчук: Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста. – СПб, Литера, 2019.

        

Е.М.Косинова. Логопедический букварь. Уникальная методика развития речи. – Москва, «Махаон», 2015.

Е.Н.Новикова. Логопедическая азбука. Книга первая: от буквы к слову. – Москва, 2011.

Н.Э.Теремкова. Я учусь пересказывать. Части 1,2,3,4. – СПб: ООО «Издательство «Детство-пресс». 2015.

Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова. Дидактические материалы для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста. – Москва, «Дрофа», 2009.

Бойкова, С.В. Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников / С.В. Бойкова - СПб.: Каро , 2005.

Сделать подборку сюжетных картинок для обследования связной речи дошкольников.

Подобрать дыхательные упражнения.

Подобрать упражнения для комплексов артикуляционной и пальчиковой гимнастики.

Подбор конспектов для перспективного планирования.

Подбор текстов для пересказывания.

Подбор диагностического материала для обследования лексико-грамматических конструкций.

Аннотации к прочитанным книгам;

Презентация «Использование лексико-грамматических игр в коррекционно-развивающей работе по развитию речи с детьми дошкольного возраста»;

Педагогический совет МАДОУ № 41, 2017г.

КМО учителей-логопедов г.Нижнекамска и Нижнекамского района, 2019г.

Региональный семинар-практикум, 2020г.

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Изучить и внедрить в воспитательно-образовательную работу ФГОС ДО

2018

Консультация

«ФГОС ДО»

Педагогический совет МАДОУ №41, 2018г.

Изучить содержание образовательных областей ФГОС ДО и их взаимодействие

2019

Презентация «Интеграция образовательных областей на логопедических занятиях в ДОУ»

Выступление на семинарах, конференциях, 2019 г.

Статья «Некоторые аспекты работы логопеда в условиях ФГОС»

Оснащение логопедического кабинета

2020-2022

Презентация

Педагогический час МАДОУ №41, 2022г.

2.2. Разработка программно-методического обеспечения обновленного образовательного процесса

Содержание деятельности

Сроки

Форма представления результатов работы

Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы

Комплексно-тематическое планирование

2017-2018

Отчет

КМО учителей-логопедов, г. Нижнекамск, 2018г.

Календарно-тематическое планирование

2017-2022

Отчет

КМО учителей-логопедов, г. Нижнекамск, 2020г.

Подбор диагностических материалов

2019-2020

Протоколы обследования

Педагогический совет МАДОУ №41, 2019г.

Разработка конспектов занятий с использованием дидактических игр по формированию лексико-грамматических строя речи у детей с ОНР

2017-2022

Публикация конспекта

Показ открытого занятия

Участие в конкурсе сценариев и конспектов ОД

В сборниках региональных семинаров-практикумов, брошюрах по вопросам развития речи дошкольников, 2019г.;

КМО учителей-логопедов г. Нижнекамска, 2018г.;

День открытых дверей для учителей начальных классов СОШ №20, родителей, 2021г.

Дидактические пособия:

«В гостях у Кати»

 «Кто в домике живет?»

 «Собери из частей»

«Мнемотаблицы-схемы по развитию связной речи»

2017

2018

2019

2020

Презентация дидактического пособия

Педагогический час МАДОУ №41, 2017г.

Педагогический час МАДОУ №41, 2018г.

Педагогический совет МАДОУ №41, 2019г.

Педагогический совет МАДОУ №41, 2020г.

Комплексы пальчиковой гимнастики

2017-2018

Выступление

КМО учителей-логопедов г. Нижнекамска, 2018г.

Комплексы дыхательных упражнений

2018-2019

Мастер-класс

Педагогический совет МАДОУ №41, 2019г.

Консультации для родителей:

«Роль книги в обогащении словаря детей», «Формирование культуры речи», «Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников», «Развитие лексической стороны речи с использованием здоровьесберегающих технологий», «Учимся играя», «В гостях у Лексика и Грамматика», «Массаж и самомассаж языка зубной щеткой», «Влияние пространственной среды для обогащения словаря, «Читаем вместе», «Словотворчество», «Логопедические подсказки», «Игры и упражнения по развитию лексико-грамматического строя речи».

2017-2020

Папки-передвижки,

выступления, стендовый доклад, мастер-классы

Родительское собрание МАДОУ № 41, 2017г. 2017-2022гг.

Консультации для воспитателей:

«Играем с прищепками»,

«Развитие правильного речевого дыхания». 

«Влияние экскурсии на обогащение словаря»

2018-2020

Сообщения

Педагогические советы МАДОУ №41, 2017-2019гг.

  1. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности 

Задачи или содержание деятельности

Сроки

Форма представления результатов работы

Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы

Открытая ОД

с 2017-2022гг.

1 раз в квартал

Показ занятий,

мастер-классы

Для педагогов МАДОУ №41, учителей начальных классов СОШ №20, родителей в 2017-2022уч.гг.

Участие в городских, региональных семинарах, конференциях

ежегодно

Выступления, презентации

КМО для педагогов коррекционных садов, учителей-логопедов г. Нижнекамска, 2017-2022г.г.

Распространение опыта в СМИ

2018-2022

Публикации

«Игровые  методы развития лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста», 2017г.

«В деревню к бабушке Соне», конспект ОД  по развитию речи, 2018г.

«Театрализованная деятельность в коррекционной работе с детьми», 2019г.

«Использование природного и бросового материала» при пересказе», 2019г.

Доклад на тему: «Мнемотаблицы - схемы для развития связной речи», региональный семинар-практикум, 2020г.

 

  1. Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне образовательной организации

Темы курсов

Место прохождения курсов

Форма прохождения курсов ПК

Сроки

Форма отчета о результатах подготовки

Курсы повышения квалификации

г. Нижнекамск

очная

2018

Удостоверение

        

2.6. Оценка результатов профессионального развития

Содержание деятельности

Сроки

Форма представления результатов

Где, кем и когда заслушивается отчёт

о профессиональном развитии

Аналитический отчет о деятельности учителя-логопеда МАДОУ №41

Май

2018-2022гг.

Презентации, выступления

Педагогический совет МАДОУ №41, 2018-2022гг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 58»Тема : " Роль художественной литературы в развитие речи дошкольников"

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя  МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 58»Тема : " Роль художественной литературы в развитие речи дошкольников"...

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных видов изодеятельности

Индивидуальная тема: «Развитие мелкой моторики рук  детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных видов изодеятельности».Когда начата работа над темой: сентябрь 2017 г.Когда п...

Индивидуальный план на межаттестационный период 2017-2022 года

План работа на межаттестационный период воспитателя (английский язык) Абдуллиной Л.Р....

Индивидуальный план профессионального развития «Использование современного сенсорного и мелко-моторного развития у детей младшего дошкольного возраста»

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя Пигасовой Анны Александровны  межаттестационный период на пять лет (с 2013 по 2018 гг.)...

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 1 "Бэлэкэч" Воспитателя Кукаркиной Оксаны Олеговны

Цель:- повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность,  формировать способность к творческому саморазвитию, к творческой деятельности;- внедрять в работу новые методы и направле...

Индивидуальный план профессионального развития на 2017-2022 годы

В данной работе по теме самообразования "Развитие певческих навыков дошкольников посредством здоровьесберегающих технологий" представлены цель, задачи, предполагаемые результаты, содержание ...