Информационно-коммуникационные технологии в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста
консультация

Представление опыта работы на педагогическом совете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt.docx23.33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Информационно-коммуникационные  технологии

в  музыкальном  воспитании         детей  дошкольного  возраста

СЛАЙД  1

Федеральный государственный образовательный стандарт, стратегия построения информационного общества в России формируют запрос не только на обновление требований к дошкольному образованию, но и обновление информационно-образовательной среды образовательных организаций, а так же эффективное использование информационно-коммуникационных  технологий (ИКТ).

 Их внедрение позволяет существенно обогатить, качественно обновить образовательный процесс и повысить его эффективность. Средства ИКТ позволяют визуализировать для детей изучаемые объекты, явления, моделировать процессы и ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни, использовать средства, благодаря которым обучение осуществляется в игровой форме.

СЛАЙД  2

Средства ИКТ, применяемые в практике детского сада:

- персональный компьютер  (или ноутбук) - основное средство ИКТ для информационной среды любого уровня образования, возможности которого определяются установленными на нем программами: подготовки презентаций, органайзеры, графический,  текстовый  или  музыкальный   редактор и т.п.;

- мультимедийный проектор - устройство, способное воспроизводить звук и проецировать изображение на экран с компьютера, видеомагнитофона, телевизора, DVD-плеера;

- видеомагнитофон, DVD-проигрыватель, телевизор;

- многофункциональное устройство (МФУ) – устройство, объединяющее в себе копировальный аппарат, принтер и сканер;

- магнитофон,  музыкальный  центр;

-микрофон,  цифровой  фотоаппарат, видеокамера.

СЛАЙД  3

Формы использования ИКТ в  деятельности  музыкального  руководителя

1.           Использование готовых электронных продуктов. Используя ресурсы сети Internet, можно значительно пополнить медиатеку музыкального  руководителя:  фонд книг, учебных и методических пособий, видеофильмов, звукозаписей, компьютерных презентаций,   музыкально-развивающих компьютерных игр и программ.

СЛАЙД  4

Например,  интерактивная музыкальная игра «Щелкунчик» относится к серии детских программ «Играем с музыкой». Эта детская развивающая программа удачно сочетает в себе увлекательную игру, музыкальную энциклопедию и сказочное приключение в мире музыки. «Щелкунчик» поможет ребёнку развить слух, научит различать музыкальные инструменты. Программа включает в себя шедевры классической музыки в исполнении симфонического оркестра, а также девять игр на развитие музыкальных способностей; интерактивная игра «Алиса и Времена года» (МедиаХауз), развивающая игра «Волшебная флейта». Серия этих игр предназначены для детей дошкольного и младшего школьного возраста, являются образовательными проектами, позволяющими знакомить детей с шедеврами  мировой классики.

СЛАЙД  5

2. Использование мультимедийных презентаций

Мультимедиа презентации – форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены рисунки, иллюстрации, аудио - и видеоматериалы. Использование мультимедиа презентаций целесообразно как с помощью компьютера, так и с помощью проектора. Мультимедиа презентация служит не только для обогащения знаний детей, но и для их закрепления, отработки  умений и навыков, систематизации и обобщения материала, следовательно, успешно выполняет все основные дидактические функции. Презентация позволяет педагогу представить содержательный материал как систему ярких образов, с опорой  на различные каналы восприятия (зрительного, слухового, эмоционально-чувственного) в ассоциативном виде сохранить информацию в долговременной памяти детей.

На сегодняшний день мною разработан ряд презентаций  по всем видам музыкальной деятельности:

СЛАЙД  6

1. восприятие (слушание музыки)осуществляется  с  помощью  ИКТ  на  качественно  новом  уровне  при просмотре  видео-иллюстраций  к  музыкальным  произведениям; знакомстве  с  характером  музыкальных  произведений; знакомстве  с  жанрами  музыки;  развитии  звуковысотного  слуха; знакомстве  с  музыкальными  инструментами; знакомстве  с  творчеством  композиторов;

2. исполнительство:

-пение занимает ведущее место в системе музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Так, условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание смысла слов, музыкального образа песни, поэтому мною создана картотека электронных иллюстрации и презентаций к различным песням, требующим пояснения к тексту.

СЛАЙД    7

Благоприятный  психологический  настрой  у  дошкольников  создаётся  при  сочетании  выразительного  исполнения  песни  и  анимационного  фона  на  экране. 

Работая над качеством исполнения песен, звукоизвлечением, используются видеоролики с участием детей: записывается на видеокамеру исполнение детьми песни, затем совместно с детьми просматривается на большом экране через проектор и обсуждается.

СЛАЙД 8

 -музыкально-ритмические движения - при  разучивании  музыкально-ритмических  движений использую мнемотаблицы, при  помощи которых дети смогут выполнять различные перестроения или разучивать элементы танцев.

     Применение ИКТ при выполнении музыкально-ритмических упражнений, различных танцев помогает детям точно выполнять указания педагога, выразительно исполнять движения. Качественному исполнению танцевальных композиций способствует просмотр специально созданных видеороликов. 

СЛАЙД  9

 -игра  на  детских  музыкальных  инструментах  -   широко  применяю  видеопартитуры,  клипы  («Ложки  деревенские»),  сказочки-подражалочки  и  др.

СЛАЙД 10

    ИКТ  также  имеют  место  при  организации творческих  заданий  («Музыкальные  открытки»  и  др.).

 

СЛАЙД  11

Музыкально-дидактические игры также можно организовать с применением ИКТ. Разработан комплект музыкально-дидактических игровых пособий с аудио приложениями: «Песня, танец, марш», «Зайцы на полянке», «Кого встретил колобок?», «Музыкальные птенчики», «Три цветка» и др. (СЛАЙД). Музыкально-дидактические игровые пособия с аудио приложениями предназначены для организации самостоятельной и совместной деятельности детей 5–7 лет, направлены на накопление опыта восприятия музыки, формирование представлений о музыкальных звуках и их свойствах, развитие музыкального слуха у детей, ориентированы на стимулирование самостоятельного познания, творческого процесса, инициативы, свободы выбора, развитие коммуникативных качеств. Используются в индивидуальной и  групповой  работе для закрепления полученных знаний по образовательной области «Музыка».

 

СЛАЙД 12

С помощью компьютера дети могут виртуально бродить по залам музеев (например, музею музыкальных инструментов), знакомиться с творчеством композиторов и даже изучать нотную грамоту. По моему мнению, современное музыкальное занятие, это занятие, которое насыщено новыми приемами педагогической техники на всех его этапах. У детей активно развивается аудиовизуальное восприятие. В таком случае музыкальный и художественный образы воспринимаются глубже, полнее, ярче, потому как звучание музыки дополняется картинами, движениями, развитием, а изображение картин и образов дополняется звуками. В работе с детьми старшего дошкольного возраста (соблюдая требования СанПиН)  используются презентации, как средство наглядности на занятиях при изучении нового материала, для закрепления пройденного, контроля и проверки знаний (викторины), мониторинга (тесты). Например, при знакомстве детей с симфоническим оркестром можнл использовать презентацию «Инструменты симфонического оркестра». Перед детьми будет наглядно представлен весь оркестр и группы инструментов. Звучание каждого инструмента дает возможность детям слышать полную картину мира симфонического оркестра. Следует подготовить презентации – сказки, которые введут детей в мир музыкальной грамоты («Мажор и минор», «Королевство Скрипичного ключа» и др.).

      СЛАЙД  13

Система музыкального воспитания в детском саду предполагает не только разнообразие видов музыкального воспитания, но и вариативность форм музыкальной деятельности детей. Это совместная музыкально-образовательная деятельность, праздники, развлечения, тематические вечера, концерты, инсценировки, вечера досуга и другое. Для любой формы музыкальной деятельности тоже существуют презентации, видеофильмы, видеоролики, слайд-шоу, записи детских выступлений на утренниках, познавательные учебные фильмы, детские мультфильмы.

 СЛАЙД  14

Современный компьютер позволяет создавать аранжировки для детских песен, записывать «минусовые» и «плюсовые» фонограммы, которые могут использоваться не только на праздниках, развлечениях, досугах, но и в самостоятельной музыкальной деятельности детей. Практика показала возможности успешного применения музыкально-компьютерных технологий во всех формах работы с детьми. А в связи с проведением многочисленных конкурсов, фестивалей детского творчества, необходимостью становится создание и применение фонограммы для исполнения со сцены.

 СЛАЙД  15

3.Использую компьютер для:

- подбора музыкального сопровождения для праздников, развлечений, музыкальной деятельности;

- написания сценариев, нотных партитур;

-оформления дидактических игр и других методических материалов;

-обобщения опыта;

- оформления  анкет и других диагностических бланков  для родителей;

- размещения  информации на персональном сайте  и  сайте детского  сада;

-взаимодействия  с родителями по электронной почте;

- оформления  "родительских уголков" и информационных стендов;

- приобретения  и  применения  в  профессиональной  деятельности  книг, методических пособий, журналов в электронном варианте;

- обмена опытом  с  коллегами   из  других регионов  России   на  профессиональных  форумах;

-повышения  квалификации   дистанционно;

 -участия  в  профессиональных  заочных  конкурсах. 

 

СЛАЙД  16

4.  Использую  фотоаппарат  и  видеокамеру  для  создания  цифрового  фонда  (архива)  детского  сада.

 

 СЛАЙД 17

Вывод

Использование компьютерных технологий позволяет музыкальному руководителю идти в ногу со временем и часто способствует решению тех педагогических задач, которые часто сложно, а порой и невозможно решить традиционными способами. Поэтому создание единой современной образовательной среды в области музыкального дошкольного воспитания требует гармоничного проникновения современных информационных и компьютерных технологий в традиционную педагогическую систему.

 

 СЛАЙД  18