Использование народных подвижных игр как форму организации двигательной активности детей.
консультация

Федорова Дарья Андреевна

Весёлые подвижные игры  - это наше детство.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_narodnyh_podvizhnyh_igr.docx26.63 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНЫХ  ПОДВИЖНЫХ ИГР КАК ФОРМУ ОРГАНИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ.

Федорова Д.А., Масловская З.Н.

МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 19 п. Разумное Белгородского района Белгородской области»

        Весёлые подвижные игры  - это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, пятнашек, ловишек, салочек. Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом, так же как и сказки и песни.

Русские народные игры имеют многовековую историю. Они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей,  водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки и салочки, состязались в ловкости, играя в лапту. Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки; на лошадях катались по деревням с песнями и с плясками. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству.

Одни игры имеют сюжет, правила их тесно связаны с сюжетом (например, "Коршун", "Курочка", "Гуси-лебеди", "Стадо"). В играх типа "Много троих, хватит двоих", "Горячее место" сюжет и роли отсутствуют, всё внимание детей направлено на движение и правила. Есть игры, в которых сюжет и действия играющих обусловлены текстом.

Немало таких игр, где успех играющих зависел, прежде всего, от умения точно бросить биту, сбить городки, поймать мяч или попасть мячом в цель (городки, лапта и т.д.). Как названия игр, так и правила были различны в разных областях России, но общим для них являлось стремление выиграть, одержать победу.

Игра в жмурки была распространена во многих областях России и имела разные названия: "Слепая сковорода", "Жмачки", "Куриная слепота", "Кривой петух" и т.д. Прежде чем начинать игру, дети хором вели разговор с водящим: "Кот, кот, на чём стоишь?" - "На квашне". - "Что в квашне?" - "Квас!" - "Лови мышей, а не нас!" Поговорят так с водящим, да ещё заставят его несколько раз повернуться на одном месте, и только после этого он начинает искать играющих, как правило, с закрытыми, зажмуренными глазами.

Русские народные игры для детей носят и педагогическую ценность, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству.  

Воспитательное значение народных подвижных игр огромно. К.Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. К. Д. Ушинский также считал необходимым обратить внимание на народные игры, проработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство.

На огромное воспитательное значение народных подвижных игр указывали все, кто так или иначе, сталкивался с ними в своей научной и педагогической деятельности.

             Многие русские народные игры и их варианты доступны детям дошкольного возраста. Их можно с успехом использовать в работе с детьми.

        Игры можно разделить по видам движений: игры с бегом, прыжками, метанием; некоторые из них можно проводить как в тёплое, так и в холодное время года. Есть игры малой подвижности, пригодные для проведения в ненастную погоду на ограниченной площадке.

Русские народные игры для детей ценны, так как, они оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству. Они достаточно разнообразны по своему содержанию, тематике и организации.

        Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием.

Многие из обрядов, ранее сопровождавшие важные моменты жизни русского народа, семейные, календарные уже не известны современному поколению, узнающему о них из книг, фильмов, рассказов бабушек. Чтобы все это окончательно не ушло в забвение, мы взрослые должны приобщать детей с малых лет к своим истокам. Дети должны знать и приобщаться к культуре своего народа.

Задачи использования народных подвижных игр:

  • Развивать физические качества и способности детей, укреплять здоровье в процессе приобщения их к народной игровой культуре.
  • Учить детей осмысленно и активно участвовать в проведении народных игр и праздников.
  • Способствовать умению детей использовать в активной речи русский фольклор.
  • Познакомить со сказочными героями, историей русского костюма, с изделиями народных промыслов.
  • Воспитывать у детей любовь к Родине, народным обычаям, историческому прошлому.

Условия реализации поставленных задач:

1. Комплексный подход.

2. Знание педагогом материала

3. Подбор материала по принципам доступности, систематичности, последовательности, соответствие его возрастным и индивидуальным особенностям каждого ребенка

4.Тесный контакт в процессе реализации проекта между специалистами, воспитателями, родителями и детьми

В системе внедрения народных подвижных игр в ДОУ, прочное место занимают народные праздники и развлечения. Праздничная культура имеет свою специфику, несет в себе колорит народа. А какой праздник может обходиться без народных игр? Многие народные игры существуют с незапамятных времен и передаются из поколения в поколение. История народных игр органически связана с историей народа, его трудовой деятельностью, бытом, обычаями, традициями.

Большинство народных игр требует от детей быстроты, ловкости, сноровки, двигательных умений. Воспитывает в них смелость, коллективизм, честность. Развивает выносливость.

Широкое использование народных игр: подвижных, хороводных, словесных, делает праздники эмоционально ярким, запоминающимся событием в жизни ребенка.

Активное участие в развлечениях обогащает детей новыми впечатлениями, дает возможность приобрести двигательные навыки и умения.

Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление способствует активизации двигательной деятельности. При организации этих праздников важно учитывать климатические условия, особенности сезона и природные факторы. Положительные результаты могут быть достигнуты при условии тесного сотрудничества коллектива дошкольного учреждения и семьи.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

Двигательные упражнения в народных подвижных играх выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования (пробежать, держа в руке ложку с положенным в нее яйцом, и нечего не уронить; бежать в мешке; выполнить движения с завязанными глазами).

Необходимо как можно чаще  включать элементы народной культуры в организацию утренней зарядки, например можно организовать выполнение общеразвивающих упражнений в сюжетной народной форме, а в заключении использовать русскую народную игру. Такая зарядка вызывает восторг у детей, дает хороший заряд бодрости, а также  формирует хорошее настроение с самого утра.

Также  народные игры можно использовать  при организации физкультурных занятий, как в спортивном зале, так и на спортивной площадке. Детям такие занятия очень нравятся, так как они предполагают большое количество яркой, красивой атрибутики в народном стиле. Дети любят играть с платком, наряжаться в волка, медведя, водить хороводы, рассказывать потешки. Особое удовольствие детям доставляют занятия с использование народных игр, в сюжетной форме.

Считалки в народном стиле, потешки, попевки дети разучивают совместно с воспитателем. Воспитатели используют народные подвижные игры в режимных моментах.

Таким образом, можно одновременно вызываем интерес к физкультурным занятиям и с помощью народных подвижных игр закреплять и совершенствать двигательные навыки. При проведении народной подвижной игры, нужно акцентируем внимание детей на соблюдении правил игры, они контролируют и анализируют не только свои действия, но и действия других детей.

Народные подвижные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития.

Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.

В народных подвижных играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий.

Основным условием успешного внедрения народных подвижных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства.  

Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Таким образом, можно сделать следующий вывод: Использование народных подвижных игр, является очень важной и действенной формой организации двигательной активности детей.

Реализация задач образовательной области «Физическая культура» посредством использования русских народных подвижных игр.

Список литературы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы организации двигательной активности детей

В материале рассматриваются формы организации двигательной активности детей....

Консультация для воспитателей «Формы организации двигательной активности детей»

Цель: совершенствовать работу в ДОУ по физическому развитию, стимулировать потребность у педагогов в познании двигательной активности детей.Задачи:1. Формировать преставление педагогов о понятии «двиг...

Конспект консультации выступления на семинаре инструктора по физической культуре на тему: ": «Формы организации двигательной активности детей. Идеи организации уголка здоровья».".

Данная информация будет полезна, как инструкторам по физической культуре, так и воспитателям дошкольного учреждения для организации уголков активности в группе....

Консультация для воспитателей: «Формы организации двигательной активности детей»

совершенствовать работу в ДОУ по физическому  развитию, стимулировать потребность у педагогов в познании двигательной активности детей....