«Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста с использованием нестандартного материала».
консультация

Каузова Людмила Борисовна

Развитие мелкой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx16.58 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация.

«Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста с использованием нестандартного материала».

                                                           

                                                         Группа «Ладушки»

                                                         воспитатель: Каузова Л.Б.

Дети раннего возраста развиваются довольно быстро во всех сферах. Это относится и к речи. Она меняется буквально каждый месяц. Ребенок разучивает новые слова, все четче выговаривает звуки. К 2-3 годам формируется основная речевая база. Словарный запас двухлетнего ребенка составляет 200-300 слов. К трем годам начинается активное употребление прилагательных, местоимений, наречий, предлогов. В речи появляются обобщающие слова. К трем годам словарный запас составляет 800-1300 слов.

В настоящее время у большинства детей раннего возраста, в том числе и у детей нашей группы наблюдается отставание в речевом развитии и слабое развитие мелкой моторики рук.      

Что же такое мелкая моторика и почему ее развитие, так важно для детей. Мелкая моторика: это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека.

Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга. Так В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей- в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее». А исследование М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий. Развивая, мелкую моторику пальцев мы также воздействуем на внутренние органы человека.

За что отвечает каждый пальчик на руке:

мизинец – сердце;

безымянный  - печень;

средний - кишечник;

указательный – желудок;

большой – голова.  

Систематическая работа по развитию мелкой моторики позволит улучшить качество речи, четкость звуков, расширить словарный запас. Развивать мелкую моторику можно, не только на занятиях, но и в свободной деятельности ребенка, а также в быту. Так, при чтении потешек, предложить малышу выполнять движения пальчиками согласно тексту. Например: «Сорока-белобока»- ребенок водит пальчиком по ладони с последующим загибанием их. А при умывании, можно использовать потешку «Водичка, водичка», поглаживая и массажируя каждый пальчик ребенка. Большое влияние на развитие моторики оказывают такие игры, как: мозаика, вкладыши, пазлы, пирамидки и т.д. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть тем или иным движением кисти, нужно проводить все в игровой форме. Дети с удовольствием принимают в них участие, так как они эмоциональны и увлекательны. Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много.

Это: пальчиковые игры-упражнения для улучшения подвижности пальцев, развития их силы, гибкости;

Пальчиковая гимнастика-способствует овладению навыками мелкой моторики, развивает тактильную чувствительность, снимает тревожность и т.д.

Огромный потенциал развития детской мелкой моторики, тактильной чувствительности дают малышам не традиционные методы при помощи обычных предметов домашнего обихода. Это: крупы, пуговицы, баночки, крышки, бумага, тесто, шишки и т.д.

Какие не традиционные игры можно организовать с ребенком в свободной игровой деятельности в детском саду и дома.

Это:

-Игры с прищепками. «Подарим солнышку лучики». «Иголки для ежа». «Подарим котику усы». Развивают мелкую моторику рук, зрительное восприятие, знание цвета.

-Игры с пуговицами. Развивают мелкую моторику рук, точность движений, тактильное восприятие, внимание.

-Нанизывание бус. Развивают моторику кончиков пальцев рук, выдержку, сенсорные способности детей. (Нанизывать можно бусины, макароны, нарезанные трубочки от коктейлей).

-Разбери фасоль и горох. Развивают мелкую моторику, усидчивость, внимание.

-Пересыпание крупы, песка. Развивают мелкую моторику, усидчивость, внимание.

-Рисуем по манке. Развивает мелкую моторику, фантазию, активизирует творческие способности.

-«Волшебная шкатулка» (различные мелкие предметы и игрушки). Развивает мелкую моторику рук. Следить, чтобы ребенок не брал в рот.

-«Найди, что спрятано?» (сухой бассейн). Развивает мелкую моторику, тактильные ощущения.

-«Открути-закрути». Развивает мелкую моторику рук, сенсорное развитие.

-Игры с тестом. Развивают мелкую моторику рук.

-Застежки: пуговицы, кнопки, молнии, липучки. Развивают мелкую моторику рук, координацию движений, внимание.

  К не традиционным методам развития мелкой моторики можно отнести:

- Самомассаж ладони. Растирание подушечек пальцев в направлении к ладони одной руки, затем другой. Далее проводится растирание ладони одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки. Он оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов.

-Массажер «Су-джок».  Воздействует на биологически активные точки ладони,  улучшает функционирование речевых центров мозга.

 Мелкую моторику рук также развивают физические упражнения. Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы, развивают мышцы. Ребенок, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику. Развивая мелкую моторику рук, нужно помнить о том, что у малыша две руки, старайтесь все упражнения дублировать: выполнять правой и левой рукой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария.  

На основе проведения опытов и исследования большого количества детей была установлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

Развитие мелкой моторики у детей интенсивно идет только в раннем возрасте. С течением времени влияние двигательного центра на речевой ослабевает. Именно поэтому развитие мелкой моторики нужно стимулировать как можно раньше.

Работа по развитию мелкой моторики позволит улучшить и ускорить качество речи, четкость звуков, расширит словарный запас, вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в первой младшей группе «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста с использованием нестандартного оборудования»

Развитие мелкой моторики рук является одним из главных средств для эффективного развития ребёнка. Практически каждый родитель знает о необходимости развития мелкой моторики рук. Но, к сожалению, не в...

Родительское собрание "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста с использованием нестандартного оборудования"

На собрание познакомила родителей с развитием мелкой моторики у малышей.Так же провила анкетирование по теме"Что такое мелкая моторика?Как её развивать"...

Родительское собрание в первой младшей группе «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста с использованием нестандартного оборудования»

Цель:Обеспечить понимание родителями необходимости развития мелкой моторики ребенка как неотъемлемой части его жизни.Задачи:1.  Обогатить опыт родителей по теме собрания;2.  Расширить предст...

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста с использованием нестандартного оборудования

Нестандартное оборудование, способствующее развитию мелкой моторикиИгры, упражнения для развития мелкой моторики...

Конспект родительского собрания на тему:" Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста с использованием нестандартного оборудования."

Обеспечить понимание родителями необходимости развития мелкой моторики ребёнка как неотъемлемой части его жизни....

Родительское собрание в первой младшей группе «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста с использованием нестандартного оборудования»

Родительское собрание в первой младшей группе «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста с использованием нестандартного оборудования»...