Тематическое планирование по экспериментальной деятельности в средней группе.
календарно-тематическое планирование (средняя группа)

Петрова Наталья Николаевна

Тематическое планирование по экспериментальной деятельности в средней группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

«Мир неизведанного».

Воспитатель: Петрова Наталья Николаевна.

Младший дошкольный возраст  3 – 5 лет

        В младшем дошкольном возрасте познавательное развитие продолжается по трем основным направлениям:

- расширяются и качественно изменяются  способы ориентировки ребенка в окружающем,

-  возникают новые средства ориентировки,

- содержательно обогащаются представления и знания ребенка о мире.

В возрасте от трех до пяти лет формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: ощущение и восприятие. Ребенок, включаясь в разные виды деятельности (общение, игру, конструирование, рисование и др.), учится более тонко различать отдельные признаки и свойства предметов. Совершенствуется фонематический слух, цветоразличение, острота зрения, восприятие формы предметов и др. Восприятие постепенно вычленяется из предметного действия и начинает развиваться как самостоятельный, целенаправленный процесс со своими специфическими задачами и способами. От манипуляции с предметом дети переходят к ознакомлению с ним на основе зрительного восприятия,  при этом «рука учит глаз» (движение руки по предмету определяет движение глаз). Зрительное восприятие становится в дошкольном возрасте одним из основных процессов непосредственного познания предметов и явлений. Умение рассматривать предметы формируется в младшем дошкольном возрасте.

Рассматривая новые предметы (растения, камни и т.д.), ребенок не ограничивается простым зрительным ознакомлением, а переходит к осязательному, слуховому и обонятельному восприятию -  сгибает, растягивает, царапает ногтем, подносит к уху, встряхивает, нюхает предмет, но часто еще  не может назвать его, обозначить словом. Активная, разнообразная, развернутая ориентировка ребенка по отношению к новому предмету стимулирует появление более точных образов.

В этом возрасте ребенок начинает использовать символические представления предметов и событий. Благодаря этому он становится более свободным и независимым от поля восприятия и непосредственных контактов с окружающими предметами. Маленький ребенок умеет представлять объекты с помощью телесных движений (подражание, отсроченное во времени), ребенок постарше использует образы памяти (когда ищет спрятанный объект, то хорошо знает, что ищет). Однако наиболее высокая форма представления - это символы. С помощью символов можно представить как конкретные, так и абстрактные предметы. Яркий пример символических средств -  речь.

Ребенок начинает думать о том, что отсутствует в данный момент перед его глазами, создавать фантастические представления об объектах, которые никогда не встречались в его опыте; у него формируется умение мысленно воспроизводить скрытые части предмета на основе видимых его частей и оперировать образами этих скрытых частей.

Символическая функция -  качественно новое достижение в умственном развитии ребенка младшего дошкольного возраста -  знаменует собой зарождение внутреннего плана мышления, который в этом возрасте еще нуждается во внешних опорах (игровые, изобразительные и другие символы).

Мышление младшего дошкольника отличается качественным своеобразием. Ребенок - реалист, для него реально все, что существует. Поэтому ему трудно различать сновидения, фантазии и реальность. Он эгоцентрист, так как еще не умеет видеть ситуацию глазами другого, а всегда оценивает ее со своей точки зрения. Ему свойственны анимистические представления: все окружающие предметы способны думать и чувствовать, как и он сам. Именно поэтому ребенок укладывает спать куклу и кормит ее. Рассматривая объекты, как правило, выделяет один, наиболее яркий признак предмета и, ориентируясь на него, оценивает предмет в целом. Его интересуют результаты действия, однако он еще не умеет прослеживать процесс достижения этого результата. Он думает о том, что есть сейчас, или о том, что будет после этого момента, но еще не способен понять, как было достигнуто то, что он видит. В этом возрасте дети еще с трудом соотносят цель и те условия, в которых она дана. Они легко теряют основную цель.

Способность к целеполаганию находится еще в стадии своего становления: дети испытывают значительные трудности при необходимости самостоятельно ставить новые цели. Они легко прогнозируют ход лишь тех событий, которые неоднократно наблюдали. Младшие дошкольники способны предвидеть изменения тех или иных явлений лишь по одному параметру, что значительно снижает общий эффект прогнозирования. Детей этого возраста отличает резко возросшая любознательность, наличие многочисленных вопросов типа «почему?», «зачем?». Их начинают интересовать причины разных явлений.

В младшем дошкольном возрасте у ребенка начинают формироваться представления о пространстве, времени, числе. В силу особенностей мышления ребенка (о которых уже было сказано) его представления также своеобразны и качественно отличны от представлений более старших детей.

Средняя группа

п/п

Месяц

Темы занятий-экспериментов

Центр воды

1

Сентябрь

«Путешествие с капелькой»

«Вода прозрачная, но может менять цвет»

2

Октябрь

«Вода в жизни растений»

«Вода в жизни человека»

Центр песка

3

Ноябрь

«Песочная страна»

«Глина»

4

Декабрь

«Почва»

«Камни»

Центр общего экспериментирования

5

Январь

«Волшебный магнит»

«Что отражается в зеркале»

6

Февраль

«Бумага и ее свойства»

«В мире пластмассы»

7

Март

«Знакомство со свойствами резины»

«Деревья – какие они?»

Центр природы

8

Апрель

«Ветер, ветер, ты могуч»

«Природное явление – дождь»

9

Май

«Радуга»

«Опасное природное  явление – гроза»

Итого

18 занятий

Тема НОД

Цели

Задачи

Оборудование

Содержание деятельности

(опыты)

«Путешествие с капелькой»

Создать целостное представление о воде, как о природном явлении;

- познакомить со свойствами воды (жидкая, прозрачная, без запаха без вкуса);

- дать понятие о значимости воды в жизни человека;

- воспитывать бережное отношение к воде.

Стаканчики с водой на каждого ребенка, трубочка для коктейля, сахарный песок, соль.

«Вода не имеет вкуса»

«У воды нет запаха»

«Вода прозрачная, но может менять цвет»

Расширять знания детей о свойствах воды.

- знакомство с понятием прозрачность;

- формирование представления детей о влиянии красок на воду;

- расширение знаний детей о свойствах красок.

Прозрачные пластиковые мисочки, гуашь разных цветов, маленькие пластиковые ложечки

«Окрашивание воды»

«Вода в жизни растений»

Формированиепредставленийороливодывжизнирастений

- научитьдетейпроводитьнесложныелабораторныеопыты;

- развиватьудетейнаблюдательность, познавательнуюактивность, логическоемышление;

- продолжитьвоспитыватьэкологическуюкультуру, бережноеотношениекокружающемумиру.

дваодинаковыхрастения, вода.

«Почемурастениянемогутжитьбезводы»

«Вода в жизни человека»

Закреплять знания детей о свойствах воды; ее значении для человека

-совершенствоватьпредставлениядетейозначенииводывжизничеловека;

-продолжатьучитьдетейзаботитсяосвоемздоровье;

-совершенствоватьнавыкипользованияпредметамиличнойгигиены;

- развиватьмышление, память.

полотенце, мыло, грязнаяпосуда, вещи.

стаканы, чай, сахар

«Водаичеловек»

«Гдечеловекможетиспользоватьводу?»

«Песочная страна»

Создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы.

- знакомить детей со свойствами песка;

- развивать любознательность в ходе   проведения опытов.                      

сухой чистый песок, мокрый песок, формочки, ложечки, вода.

«Сухой песок – сыпучий»

«Мокрый песок - приставучий»

«Глина»

Учить выделять свойства глины

- выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять ее форму, делить на части, лепить);

- расширение представлений о свойствах глины;

- развитие любознательности.

сухая глина, деревянная доска, молоточек,

сосуд с водой

«Глина сырая, сухая»

«Глина не пропускает воду»

«Почва»

Познакомить детей с составом почвы.

- углублять знания детей об особенностях почвенного состава;

- развивать знания детей об экологических связях между живой и неживой природой, растениями и деятельностью человека.

развитие любознательности

почва из разных мест, стаканы с водой, палочки

«Цвет почвы одинаковый везде?»

«Что входит в состав почвы»

«Камни»

Познакомить со свойствами камня.

- вовлечь детей в исследовательскую деятельность по определению признаков и качества камня и его пользе;

- учить детей самостоятельно делать выводы по итогам эксперимента;

- развитие любознательности

коллекция камней, молоток ёмкости для опытов с водой

«Меняет ли камень форму?»

«Есть ли в камне воздух?»

«Волшебный магнит»

Развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойством магнита

- познакомить с понятием магнит.

- сформировать понятие о свойствах магнита.

- формировать умение приобретать  знания по средствам проведения практических опытов, делать выводы, обобщение.

- воспитывать доброжелательное отношение, учить работать в команде.

железные, пластмассовые, деревянные, резиновые предметы, ткань, бумага, магниты.

«Убегающий магнит»

«Что отражается в зеркале»

Познакомить детей с понятием отражение.

- познакомить детей с понятием отражение, помочь найти предметы, способные отражать;

- развивать познавательную активность  детей во время экспериментирования;

- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор.

Фольга, металлическая посуда, зеркало, ложки.

«Привет, отражение»

«Бумага и ее свойства»

Развивать представления детей о свойствах бумаги(мнется, рвется, намокает)

- познакомить детей со свойствами бумаги;

- развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор.

Бумага, картон, вода, ножницы.

«Вода и бумага», «Разрывание бумаги», «Сравнивание бумаги»

«В мире пластмассы»

Познакомить детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы

- помочь выявить свойства пластмассы (легкая, гладкая, цветная);

- развивать познавательную активность  детей во время экспериментирования;

- воспитывать бережное отношение к вещам

Емкость с водой, пластмассовые пластинки, пластиковые стаканчики.

«Из меня предметов масса, а зовусь я … (Пластмасса)»

«Знакомство со свойствами резины»

Формирование у детей представление о резине

- познакомить детей с резиной, ее качествами и свойствами. (бывает разного цвета, не пропускает воздух и воду)

- Развивать интерес к поисково-познавательной деятельности,

логическое мышление, внимание, память.

- Обогащать словарный запас словами: материал, упругая, прочная, водонепроницаемая

Изделия из резины, воздушный шарик, резиновые перчатки, резинка для волос, лейка с водой, чашка.

«Резина надувается», «Резина растягивается», «Резина водонепроницаемая»,

«Эластичная»

«Деревья  – какие они?»

Познакомить детей со свойствами дерева.

- познакомить детей со свойствами дерева.

- развивать умение экспериментировать и на основе опытов делать вывод;

- воспитывать у детей бережное отношение к природе

Вода, спилы различных деревьев, изделия из дерева, картинки.

«Тонет ли дерево в воде»

«Сколько лет дереву»

«Что можно сделать из дерева»

«Ветер, ветер, ты могуч»

Продолжать формировать представление о причинах возникновения ветра.

- уточнить знания детей о таком понятии как ветер, причинами его возникновения;

- развивать речь, память, наблюдательность, логическое мышление;

- воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.

Картинки, флажки, султанчики, вертушка, веет, свеса, бубен.

«Ветер, ветер ты какой»

«Природное явление – дождь»

Привлечь внимание детей к природному явлению - дождь.

- вызвать интерес к данном природному явлению;

- развивать наблюдательность, усидчивость, терпение;

- познакомить с отражательной способностью зеркала;

- воспитывать осторожность при проведении данного опыта.

Поднос, губка, стакан с водой, глубокая тарелка, салфетки для рук, синяя краска

«У дождика в гостях»

«Радуга»

познакомить детей с природным явлением радугой

- вызвать интерес к данному объекту, развивать наблюдательность, усидчивость, терпение;

- познакомить с отражательной способностью зеркала;

- воспитывать осторожность при проведении данного опыта.

Зеркало, тазик с водой

«Как образуется радуга»

«Опасное природное явление – гроза»

Дать представление детям об опасных явлениях природы – гроза»

-расширять представления детей о признаках надвигающейся грозы;

- развивать познавательный интерес детей.

- воспитывать умение работать в группе.

Карточки, пластиковые бутылки, воздушный шарик, шерстяные тряпочки и шарфы.

«Осторожно – гроза»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по экспериментальной деятельности в средней группе .

В материале предложена тема самообразования, план работы и перспективное планирование экспериментов с детьми на год....

Перспективное планирование по экспериментальной деятельности в средней группе

В планировании разработаны опыты для средней группы по темам: вода, воздух, песок, глина....

Перспективно-тематическое планирование опытно-экспериментальной деятельности в средней группе

В данной работе представлены пояснительная записка и перспективный план работы по экспериментированию в "Лаборатории юного исследователя"...

Тематическое планирование по экспериментальной деятельности в подготовительной группе

Тематическое планирование по экспериментальной деятельности в подготовительной группе...