Консультация для педагогов " Дети с органическими возможностями здоровья."
консультация

Веселова Наталья Сергеевна

 

Дети с   органическими возможностями здоровья.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_s_ovz.docx20.29 КБ

Предварительный просмотр:

Дети с ограниченными возможностями здоровья ОВЗ 

   Действующее законодательство позволяет организовать обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями  здоровья в дошкольных образовательных учреждениях, не являющихся коррекционными. Обязательным является соблюдение гарантированных законодательством прав родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, выбирать образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей

Дети с ограниченными возможностями здоровья могут и должны находиться в обычном детском. Начинать совместное воспитание и обучение, без сомнения, нужно начинать в дошкольном возрасте.

Для успешной организации детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников, необходимо соблюдать следующие условия:

- Создание развивающей предметно-пространственной среды

- Програмно-методическое обеспечение

- Кадровое обеспечение

- Психолого-педагогическое сопровождение

Работа с ребенком с ОВЗ невероятно кропотливая и требует большого терпения. Каждый вариант нарушения требует своей программы развития, основными принципами которой являются:

 1. Психологическая безопасность.

 2. Помощь в приспособлении к окружающим условиям.

 3. Единство совместной деятельности.

 4. Мотивирование ребенка к учебному процессу.

Понятие и классификация:

     Что же это за категория детского населения?  Итак, определение "дети с ОВЗ" подразумевает наличие у ребенка временного или постоянного отклонения в физическом или психическом развитии. При этом существует необходимость создания для него специальных условий для обучения и воспитания. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.

Согласно основной классификации дети с ОВЗ разделяются на следующие категории:

  • - с нарушением слуха;
  • - с дисфункцией речи;
  • - с патологией опорно-двигательного аппарата;
  • - с проблемами психического развития, отсталостью умственного развития;
  • - с поведенческими расстройствами и нарушением общения;
  • - дети с сочетанными, сложными нарушениями развития.

Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума.

Для каждой категории детей с ОВЗ предусмотрены специальные коррекционные схемы обучения. В результате таких программ ребенок может полностью избавиться от своего дефекта или хотя бы сгладить его проявления и развить компенсаторные механизмы адаптации.

 

Способы адаптации при ОВЗ

На развитие ребенка непосредственное влияние оказывает вид нарушения, степень выраженности его проявления, время, когда манифестировал дефект, окружающие условия, социальная и педагогическая среда жизни. Работа с детьми с ОВЗ подразумевает кропотливый труд. Ведь такому ребенку нужно уделять значительно больше внимания, чем без нарушения развития. При каждом варианте дефектов в развитии подбирается своя обучающая программа. Но в целом их основные аспекты совпадают.

 

Основные принципы обучения детей с ОВЗ перечислены ниже:

  1. Мотивация – необходимо вызывать интерес ребенка к окружающему миру и учебному процессу.
  2. Развитие – важно создать единый процесс сотрудничества и совместной деятельности.
  3. Построение взаимодействия, оказание помощи в приспособлении к условиям окружающего мира.
  4. Принцип психологической безопасности.

На начальном этапе образования важно вызвать интерес, готовность и способность к сотрудничеству с преподавателем, умение выполнять задания. А целью обучения в средней школе уже будет формирование нравственной, мировоззренческой и гражданской позиции, а также - выявить творческие способности. В результате обучения детей с ОВЗ нарушения одного из анализаторов замещаются более сильной и чуткой работой других. Хорошим примером этого является то, как у ребенка с нарушением зрения активизируются компенсаторные механизмы и интенсивно развивается осязание, слух, обоняние.

 

Стоит отметить важность семейного воспитания детей с ОВЗ, ведь в кругу родственников проходит большая часть жизни малыша. Целенаправленные действия родителей могут существенно повлиять на его жизнедеятельность. Ведь если они точно знают, чего хотят добиться, то можно рассчитывать на успех. В семье происходит процесс становления ребенка, как части общества, формирование общественных ценностей, навыков общения. Необходимо помнить, что конфликтные ситуации и любые проявления агрессии приведут к противоположному результату и весьма негативно повлияют на и так неокрепшую психику малыша. Таким образом, семья играет основную роль в становлении личности.

 

    Рассмотрим работу, которую выполняют участники педагогического коллектива детского сада. 

 

 Педагог-психолог:

- организация взаимодействия педагогов;

-  психопрофилактическая и психодиагностическая работа с детьми;

- коррекционная работа с детьми, которые входят в группу риска;

- разработка коррекционных программ индивидуального развития ребенка;

- повышение уровня психологической компетентности воспитателей;

- консультации родителей.

 

 Учитель-логопед:

- диагностика уровня экспрессивной и импрессивной речи;

- составление индивидуальных планов занятий;

- проведение индивидуальных занятий;

- консультирование педагогов и родителей.

 

 Музыкальный руководитель:

- эстетическое и музыкальное воспитание детей;

- подбор материала для занятий с учетом физического, речевого, психологического развития детей 

 -использование элементов музыкотерапии.

 

 Инструктор по физкультуре:

- проведение мероприятий по укреплению здоровья детей;

- улучшение психомоторных способности воспитанников.

 

 Воспитатели:

- проведение занятий по продуктивным видам деятельности индивидуально или разделяя детей на подгруппы;

- развитие моторики;

- прививание культурно-гигиенических навыков;

- организация индивидуальной работы с детьми с учетом рекомендаций учителя-логопеда и педагога-психолога;

- создание благоприятного микроклимата в группе;

- консультирование родителей по вопросу формирования культурно-гигиенических навыков, уровня развития мелкой моторики ребенка и его индивидуальных особенностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ: УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Чтобы скорректировать работу с данными детьми, предлагается воспитателями данных детей в каждой диагностике обращать внимание на их уровень в ......

Консультация для педагогов на тему: Дети с ограниченными возможностями здоровья: кто они?

Познакомить педагогов ДОУ с основными категориями детей с ОВЗ, особенностями их развития....

Консультация для педагогов «Дети с ограниченными возможностями здоровья: кто они?» .

Консультация для педагогов «Дети с ограниченными возможностями здоровья:                    кто они...

Консультация для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья «Играем вместе с мамой»

Консультация для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья«Играем вместе с мамой»...

В последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Научить ребенка с ОВЗ всему не возможно (мнения педагогов и родителей всегда расходятся), поэтому, прежде чем начать работу, н

В последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.Научить ребенка с ОВЗ всему не возможно (мнения педагогов и родителе...