Ознакомление с историей и культурой донских казаков в старшей группе.
план-конспект занятия (старшая группа)

сметанкина юлия николаевна

Формирование представлений у детей дошкольного возраста о жизни донских казаков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия.

 Ознакомление с историей и культурой донских казаков в старшей группе.

Цели: Формирование представлений у детей дошкольного возраста о жизни донских казаков.

Задачи:

- приобщать детей к культуре и быту казачества;

- закреплять представление детей о быте и укладе жизни казачьей семьи;

- формировать ценностные представления о труде казаков, о семейных отношениях.

- развивать познавательный интерес к истории своего народа;

- развивать и обогащать словарный запас казачьими словами и выражениями.

- расширять запас слов, обозначающих названия предметов.

- воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине, чувство гордости за свой народ;

- воспитывать уважение, бережное отношение к обычаям, традициям и нравственным ценностям казаков;

- воспитывать внимательное отношение и уважение к членам семьи, чувство уважения и почитания к старшим.

Ход совместной образовательной деятельности

Играет песня «Распрягайте, хлопцы, кони…», дети слушают.

Воспитатель: Ребята, вы сейчас услышали прекрасную, разудалую песню. Как вы думаете, кто поет эту песню?

ДетиКазаки.

Воспитатель: Правильно, песню эту поют казаки – люди вольнолюбивые, независимые, гордые. Казаки, первыми поселившиеся на Кубани, умели храбро воевать и жить честно, были смелые, бесстрашные. Семьи у них были большие, было много детей, и все жили в дружбе и любви. Очень строго в казачьей семье соблюдались традиции и обычаи.

Ребята у всех вас есть мамы, папы, бабушки и дедушки. Вы всех их очень любите, они для вас самые близкие и родные. Скажите! А как можно назвать близких вам людей одним словом?

Дети: родственники, родичи, предки.

Воспитатель: В казачьих семьях глава семьи - казак. Он работает в поле, добывает пищу для семьи, а самое главное – охраняет границу от врагов.

Воспитатель показывает картинки. Посмотрите, какой он носит красивый костюм. На голове папаха, на ногах сапоги. На себя надевает рубаху, брюки, черкеску. Кинжал и сабля подвешиваются к поясу казака.

Его жена, казачка, занимается дома по - хозяйству. С утра ей надо сходить к колодцу, принести воды на коромысле, чтобы можно было постирать грязную одежду, приготовить пищу.

А белье гладили рубелем . Он ребристый. На каталку наматывают мятое полотенце и с силой проводят по нему рубелем несколько раз. Белье получается гладким, и пахучим. Повторите, как называется такой утюг?

Дети: рубель!

Воспитатель: Зимними вечерами казачки занимались рукоделием, вязали, ткали, мастерили игрушки. Всё это они делали зимой, потому что летом, весной и осенью у них было много другой работы.

Люди трудились в поле, огороде, они сажали, убирали урожай, хлеб, это занимало все их время. А зимой такой работы нет.

Воспитатель(Показываю скатерть, рушник). Посмотрите, какая красивая вышитая скатерть! Её старинное название – настольник, потому что ее клали на стол.

Воспитатель: А вы знаете как на Кубани называли полотенце(Показываю рушник, даю полюбоваться вышивкой).

Дети: Рушник.

Воспитатель: Посмотрите,какие узоры вышивали на рушниках рукодельницы. Они вышивали птиц, цветы, животных.

Воспитатель: Посмотрите какие цвета они использовали?

Дети: Красный и черный.

Воспитатель: Вышитыми рушниками украшали хату, а самый красивый вешали в красный угол, туда, где висела икона. Казаки очень любят украшать свою одежду и дом вышивкой и кружевом.

Воспитатель: Ещё одним из старейших промыслов на Кубани было гончарное ремесло. Вы знаете, что делали из глины?

Дети: Из глины делали посуду.

Из глины делали детские игрушки.

Из глины изготавливали кирпич.

Воспитатель: Правильно! Я вам предлагаю рассмотреть глиняную посуду.

Молоко казаки хранили в глиняной посуде, которая называется – глэчик. Молоко в нем долго не прокисает. Тесто казачки замешивали в макитре - большом, глиняном горшке. А ещё гончары для детей из глины изготавливали игрушки, дудочки, свистульки. Вся посуда обжигалась в горячей печи, а потом украшалась красивыми узорами.

Запомнили название посуды? (повторите).

Из покон веков на Кубани любили петь. И не только на свадьбах или проводах в Армию, а и в поле, и за прялкой, и у люльки малыша. Давайте послушаем казачьи песни.

Физкультурная минутка (танцевальные движения под кубанскую казачью песню)

А теперь ребята я предлагаю вам превратиться в казачьих умельцев и расписать макитру узором.

Помните, что казачки замешивали в макитре? (тесто).

На Кубани очень распространено такое растение как калина. Вот я и предлагаю расписать нашу посуду «ветками калины».

Листики мы изобразим с помощью трафаретов, а ягодки нарисуем пальчиком.

Дидактическая игра «Построй курень» (разрезная картинка, на которой изображен курень).

Воспитатель: Давайте вместе с вами построим курень!

Дети: Построим. (Слаживают картинку куреня из разрезанных частей.)

Воспитатель: Хотите, посмотреть как живут казаки?

Дети: Хотим.

Воспитатель (показывает картинки): Посмотрите как в горнице  светло и уютно, казачки любят порядок. На печи стоят предметы,  помощники в готовке. Вы знаете, как называются эти предметы? (Воспитатель показывает предметы по очереди.)

Дети: Да, это чугунок, сковорода.

Д/игра «Забытые слова».

Воспитатель: Хотите, сыграем в интересную игру "Забытые слова"?

Дети: Сыграем.

Воспитатель: Я буду называть казачье слово, а вы- что оно обозначает.

Воспитатель: Атаман.

Ребёнок: Командир.

(При правильном ответе, все дети хором кричат: «Любо!»)

Воспитатель: Дюже.

Дети: Очень.

Воспитатель: Рушник.

Дети: полотенце.

Воспитатель: Курень.

Дети: дом.

Воспитатель: гутарят.

Дети: говорят.

Воспитатель: батя.

Дети: папа.

Воспитатель: узвар.

Дети: компот.

Воспитатель: баз.

Дети: хозяйственный двор.

Воспитатель: Замечательно, дети, вспомнили мы забытые слова, а не вспомнить ли нам забытые обычаи и уклад казачьей семьи? В казачьей семье всегда почитают старших. Воинская служба для казака – главное дело его жизни. А вы знаете пословицы о казачьей службе?

Дети:

Казак голодует, а конь сыт.

Казак сам не ест, а коня накормит.

Конь казаку неизменный друг.

Казаку конь себя дороже.

Сыпь коню овёс мешком, не пойдёшь пешком.

Без коня казак круглая сирота.

Казак без коня, что солдат без ружья.

Воспитатель: Много вы знаете пословиц, молодцы.

Воспитатель: У казаков  не принято лениться, каждый имеет свои обязанности по дому, по хозяйству. Казачки любят рукодельничать. Посмотрите, какие скатерти и салфетки они вышивали. Покрывало шила из различных кусочков материала- лоскутков, поэтому оно называется - лоскутное. Как называется такое одеяло?

Дети: лоскутное одеяло.

Воспитатель: А почему его так называют?

Дети: Потому что его шьют из различных лоскутков.

Воспитатель: Давайте вместе украсим лоскутное одеяло?

Дети: Давайте.

Воспитатель: Посмотрите, на столе лежат лоскутки, с одной стороны белые, с другой яркие, цветные. Нужно выложить узор на одеяле по намеченному контуру. Какой узор мы выложили?

Дети: Солнышко

Воспитатель: Чтобы солнышко не распалось, что необходимо сделать?

Дети: Приклеить его.

Воспитатель: Наносите клей на белую сторону лоскутка и кладите на свое место. Теперь наше солнышко крепко будет на одеяле держаться.

(Дети самостоятельно выполняют работу.) Воспитатель во время деятельности детей хвалит детей пословицами о труде:

Поспешишь- людей насмешишь.

Умелые руки не знают скуки.

Каков мастер, такова и работа.

Казак в беде не плачет.

Казак за казака горой стоит.

(Во время работы воспитатель помогает детям в выполнении аппликации.)

Воспитатель: Какое красивое лоскутное одеяло у нас получилось! Воспитатель: Как же называется наше одеяло?

Дети: Лоскутное одеяло.

Подведение итогов:

- Ребята что нового вы сегодня узнали?

- Какие новые слова вы сегодня узнали?

- понравилось ли вам рисовать разными приемами (примакивание, рисование кисточкой, пальчиком?

- Расскажите ли вы своим родителям, чем мы сегодня занимались?

Молодцы, ребята! Вы прямо-таки, как настоящие казачата!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический план по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Донского края

Тематический план по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Донского края...

Конспект занятия по ознакомлению с историей и культурой Терских казаков «Путешествие в далекое прошлое.»

Программные содержание: - закрепить знания детей о нашей стране, о нашем городе; - формировать представления, что наша страна Россия, и в ней много городов и сёл; - систематизировать знания детей о си...

Перспективное планирование работы с детьми подготовительной группы по ознакомлению с историей и культурой Донского казачества в МБДОУ «Д/с №4 «Ласточка».

Приказом Департамента по делам казачества и кадетских учебных заведений Правительства Ростовской области, в 2016 году МБДОУ «Д/с №4 «Ласточка», п. Матвеев Курган,  был присвоен статус «казачий». ...

Конспект по ознакомлению дошкольников с народной культурой "Ноябрь" для детей старшей группы.

Третье занятие проекта по знакомству с годовым календарем народной куклы. Какая кукла символизирует ноябрь? Почему эта кукла считалась самой сильной и важной. Хранительницей чего она была в старинной ...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с историей и культурой казаков в старшей группе

Формирование реальных представлений у детей дошкольного возраста о жизни казаков....

Конспект ООД по ознакомлению с историей и культурой донских казаков в группе раннего возраста

Приобщать дошкольников к культуре донского края; расширять представления детей о быте казаков в далеком прошлом...