Конспект занятия по ознакомлению с историей и культурой Терских казаков «Путешествие в далекое прошлое.»
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Никитина Елена Николаевна

Программные содержание: - закрепить знания детей о нашей стране, о нашем городе; - формировать представления, что наша страна Россия, и в ней много городов и сёл; - систематизировать знания детей о символике государства; -познакомить с историей Терского казачества; - познакомить детей с казачьими костюмами; - познакомить с историей развития колокола и особенностями его звучания; - воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к своей родине, уважение православных традиций; -привитие любви к родному краю;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_na_respubliku.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с историей и культурой Терских казаков «Путешествие в далекое прошлое.»

                                                                               Воспитатель МБДОУ №16

                                                       ст.Луковской

                                                                                    Никитина Елена Николаевна

РСО-Алания

Моздокский район

2014 год.

Программные содержание:

- закрепить знания детей о нашей стране, о нашем городе;

- формировать представления, что наша страна Россия, и в ней много городов и сёл;

- систематизировать знания детей о символике государства;

 -познакомить с историей  Терского казачества;

- познакомить детей с казачьими костюмами;

- познакомить с историей развития колокола и особенностями его звучания;

- воспитывать  у детей чувство патриотизма, любви к своей родине, уважение православных традиций;

-привитие любви к родному краю;

Методы и приемы:

 - моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации;

- беседа;

- использование дидактических пособий и наглядного материала;

- использования песен, литературного произведения;

- имитация игры, связанная с игровой передачей настроения;

- использование мультимедийного сопровождения демонстрационного материала.

Материалы и оборудование:

 -презентация «Традиции, быт и культура казачества», цветик-семицветик с заданиями, дидактическая игра «Собери казачий костюм».

 Словарная работа: Россия, символика, традиция, герб, флаг, глобус, церковь, колокол, колокольчик, казак, курень.

Ход НОД.

  1. Организационный момент. Игровая ситуация:

1 слайд.( Солнышко)

Воспитатель: Здравствуйте дети! Я очень рада встрече с вами и тому, что вы пришли с хорошим настроением. Меня зовут Елена Николаевна, сегодня мы отправимся с вами в путешествие, но каким оно будет, вы узнаете немного позже.

 «Утро начинается, вместе мы встречаемся.

Мы друг другу рады.

Давайте порадуемся солнцу и птицам (дети поднимают руки вверх)

А также порадуемся улыбчивым лицам (улыбаются друг другу)

И всем, кто живет на этой планете (разводят руками)

«Доброе утро! » скажем все вместе. (берутся за руки)

Воспитатель обращает внимание детей на Цветик-семицветик.

Воспитатель: Посмотрите ребята на этот красивый цветок, а называется он Цветик-семицветик,  он не обычный, а волшебный. На каждом лепестке есть задание. Сейчас мы оторвем красный лепесток и посмотрим, что на обратной его стороне.

Дети: Флаг России.

2 слайд.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, наша страна выделена кранным цветом на глобусе. Россия- самая большая страна на Земле.

Воспитатель: Отрываем следующий лепесток, оранжевого цвета. Что же на нем?

Дети: Герб России.

Воспитатель: Следующий желтый лепесток, посмотрим что на нем?

Воспитатель: А это музыкальный лепесток, сейчас проверим, знаете ли вы эту мелодию, предлагаю вам прослушать.

Дети: мелодия Гимна России.

Воспитатель: Отрываем лепесток, посмотрите, что же там?

Дети: Флаг РСО-Алании.

3 слайд.

Воспитатель: Посмотрите, какая красивая природа в Осетии.

Воспитатель: Посмотрим теперь, что на обратной стороне зеленого лепестка.

Дети: Герб РСО-Алании.

Воспитатель: Отрываем голубой лепесток, скажите, что на нем?

Дети: Музыкальный лепесток. 

Воспитатель:

Предлагаю вам прослушать мелодию и отгадать.

Дети: мелодия Гимна нашей республики.

Воспитатель: И последний остался лепесток- фиолетовый. Что же на нем?

Воспитатель: Это, ребята, флаг Терских казаков.

4 слайд.

Посмотрите, у терских казаков голубой флаг с белой волнистой линией.

То, что вы сегодня услышите не дань моде,

а один из кирпичиков, вложенный в дело возрождения

славного, сильного, яркого, свободного племени – казачества.

Воспитатель: Сейчас мы с вами  отправимся в путешествие в далекое прошлое казачьей станицы Луковской, а поможет нам Цветик –семицветик.

 Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

 Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть по-моему вели.

 Вели, чтобы мы оказались в Луковской казачьей станице.

5 слайд. (Стелла Луковской и станицы)

Воспитатель: Вот мы с вами и в станице Луковской.

6 слайд. (хата)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, это же казачья хата. Стены глиняные, беленые известкой, крыши крытые камышом или соломой. Сейчас мы с вами  узнаем, кто там живет. ( выходят дети под казачью песню в казачьих костюмах. )

Казак и казачка:

На земле казачьей  мы вас величаем,

Крепкого здоровья от души желаем.

Кланяемся низко, полюбить нас просим.

Как велит обычай мы пирог подносим.

Казак: Я расскажу вам сейчас

О Терских казаках

Те, что создали для нас

Радость в песнях и делах.

 Казачка: Мы вспомним те былые времена,

Как славно казаки трудились.

После работы веселились

И чем горды были всегда!

7 слайд.

Казачка:  Слово казак  означает– удалой, вольный

человек.

Казак: Степь да воля – казачья доля.

Те казаки, которые селились по берегам Терека, стали зваться терскими.

Воспитатель: А как вы думаете, ребята, как будут называться казаки , которые селились на берегу реки Дон?(донские) На реке Кубань - кубанские.

Воспитатель: Жизнь казака без коня была немыслима. О коне они заботились больше, чем о себе. Недаром и пословицы у них были сложены.

8 слайд.

Казак: «Казаку конь себя дороже».

Казачка: «Казак с конем и ночью и днем».

9 слайд (казак с конём)

Физминутка:

Кто шагает дружно в ряд,

Посмотри, посмотри.

Это наш лихой отряд,

Казаки, казаки. (Ходьба.)

Кто за казаком идет,

В поводу, в поводу.

То коня казак ведет

Под узду, под узду. (На носочках.)

Скачет резво конь лихой

С седоком, с седоком,

Охраняя наш покой

С казаком , с казаком.(Скачут.)

Будем мы с моим конем на границе стоять,

Нашу землю от врагов, охранять, охранять.(Рука  приставлена ко лбу, повороты вправо, влево.)

10 слайд.

Воспитатель: Казаки были смелыми в бою и трудолюбивыми в мирной жизни. Семьи были большими и дружными. Верной спутницей казака была казачка. Когда казак был на войне, она становилась главной в семье. Она выполняла домашнюю работу, воспитывала детей, работала в поле, а если надо, могла взять оружие и встать на защиту своей станицы.

11 слайд.

Воспитатель: А сейчас мы с вами посмотрим, какую одежду носили  казаки и казачки. Посмотрите на казака . Это парадная форма терского казака.

А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Собери казачий костюм»(Дети собирают костюмы казачьи )

12 слайд.

Звание станицы поселение получало только при наличии в ней Церкви. Все казаки были православными, и церковь должна была присутствовать обязательно.

13 слайд (дети внутри церкви)

Казак: В нашей станице Луковской тоже есть церковь названная в честь Св.Михаила.

Казак с казачкой: А у нас для вас есть сюрприз -шкатулка, но что в ней лежит вы узнаете, отгадав загадки.

14 слайд.(колокол)

Воспитатель: Голова об шапку – бом!

И на всю округу – гром!(Колокол).

15 слайд.(колокольчик)

Воспитатель: Купи, денег не жалей -

Со мной ехать веселей!(Колокольчик).

Воспитатель: Скажите, где можно увидеть колокола и колокольчики?

В древние времена на Руси не было ни радио, ни телевидения. Когда случались разные беды, несчастья- приближались враги или возникал пожар, то нужно было срочно созвать народ. Для получения звуковых сигналов, чтобы люди собрались все вместе и узнали о событии, использовались деревянные доски.

16 слайд (священник с деревянным билом)

Священник держал такую доску в руках, ходил по селу и бил по ней колотушкой, созывая людей собраться возле церкви .Эту деревянную доску называли било.

-Вот посмотрите, как священник использовал такое било.

Позже стали использовать металлическую доску.

17 слайд: (Сравнение бил)

Воспитатель: Я предлагаю вам постучать в била (деревянное металлическое)

Как вы думаете, звон какого била слышен громче?

Дети: металлическое

Воспитатель: Правильно, металлическое било вешали на башне или на столбах и так же били по ней колотушкой. Священнику уже не приходилось ходить по  дворам, ведь звон металлического била был слышен на расстоянии.

Воспитатель.

–А сейчас, ребята, я расскажу вам одну легенду. Давным –давно одному священнику приснился сон, в котором он видел цветы колокольчики.

18 слайд (цветы колокольчики)

Воспитатель: От дуновения ветра колокольчики издавали дивные звуки: Динь- дан- дон! Динь –дан- дон!» Проснувшись, священник велел создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужении.

19 слайд.

Так появился колокол( картинка), который вешали на перекладину на столбе.

В наше время у колоколов есть свое место, которое называется колокольня.

20 слайд (колокольни)

Воспитатель: Посмотрите, вот такие колокольни были у казаков . (показывает настоящий колокол, заранее подвешенный на перекладине, и предлагает детям позвонить, дергая за веревочку).

 Колокольных звонов очень много, сейчас мы вам о них расскажем.

Воспитатель: Символом тревоги считается- набат.

Прослушайте его.

 21 слайд. (пожар)

Воспитатель: Но происходили и радостные события, например, свадьба- тогда звучал красный звон.

Предлагаю прослушать.

22 слайд.(свадьба)

Воспитатель:  на православные праздники- звучит благовест.

23 слайд. (Православные праздники)

Пальчиковая гимнастика «Громко колокол звонил».

24 слайд.

Громко колокол звонил,

(Дети хлопают в ладоши.)

Всех людей он разбудил.

Просыпайтесь, одевайтесь,

Возле храма собирайтесь!

(Разжимают и сжимают пальцы рук.)

Раз, два три, четыре, пять,

(Поочередно зажимают пальцы.)

Будем праздник отмечать.

(Разжимают и сжимают «замок».)

Громко колокол звонил,

(Хлопают в ладоши.)

Всех пожарных разбудил,

Просыпайтесь, одевайтесь,

На пожар вы собирайтесь!

(Разжимают и сжимают пальцы рук.)

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем горю помогать.

(Поочередно зажимают пальцы в «замок» от груди, затем к груди.)

Громко колокол звонил,

(Хлопают в ладоши.)

Всех гостей он разбудил,

Просыпайтесь ,одевайтесь

(Разжимают пальцы вверх ,вниз.)

И цветами засыпайтесь!

(Делают руками «цветок».)

Раз ,два, три, четыре, пять,

На свадьбе будем мы гулять!

(Поочередно зажимают пальцы.)

Воспитатель: У колокольчика, как и у человека есть свой голос.

(Воспитатель предлагает взять в руки по колокольчику.)

- Давайте позвоним в колокольчики по очереди, по одному. Такой голос колокольчика  называется перезвон. Теперь позвоните все вместе. Этот голос колокольчика  называется трезвон.(складывают колокольчики обратно в шкатулку).

Воспитатель: Казаки были людьми крепкими, сильными, храбрыми, умелыми. Они умели и воевать, и трудиться, и отдыхать. Казачество славится своими песнями! В любой работе, в любых условиях, песня помогала справиться с трудностями казакам.

25 слайд.

И сейчас я предлагаю вам прослушать казачью песню  «Марш казачат».

Воспитатель: Вот нам и пора отправляться обратно в детский сад. И снова мы обратимся к Цветику-семицветику:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

 Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть по-моему вели.

26 слайд. (Солнышко)

 Вели, чтобы мы оказались в  группе детского сада.

- Сегодня вы познакомились с историей и традициями казаков,  казачьими костюмами, со старинной казачьей  музыкой - колокольными звонами.

- Желаю вам, чтобы для вас и для наших гостей всегда звучал колокольный перезвон “благовест”, т.е. звон который рассказывает о доброй вести.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление с историей и культурой донских казаков в старшей группе.

Формирование представлений у детей дошкольного возраста о жизни донских казаков....

Конспект открытого занятия по ознакомлению с историей и культурой казаков в старшей группе

Формирование реальных представлений у детей дошкольного возраста о жизни казаков....

Конспект ООД по ознакомлению с историей и культурой донских казаков в группе раннего возраста

Приобщать дошкольников к культуре донского края; расширять представления детей о быте казаков в далеком прошлом...

Конспект занятия по ознакомлению с историей и культурой донских казаков в старшей группе.

Формирование реальных представлений у детей дошкольного возраста о жизни донских казаков....