«Пример воспитателя – первый из факторов духовно-нравственного воспитания».
консультация

Воробьева Ольга Константиновна

Консультация для педагогов ДОУ «Пример воспитателя – первый из факторов духовно-нравственного воспитания».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx17.99 КБ

Предварительный просмотр:

Общественная ситуация в России в настоящее время характеризуется двумя направлениями: возрождением традиционных ценностей в обновленной форме и агрессивной пропагандой вседозволенных форм поведения, как нормы.

Патриарх Кирилл отмечает: «От того как будет воспитываться молодежь, будет напрямую зависеть не только благополучие, а само существование суверенной России. От того как будут воспитываться сегодня молодые люди, зависит также и их счастье, счастье их семей.»

Детские сады, школы, учебные заведения являются местом, где правила поведения не только формируются, но проверяются на прочность. Уже более 25 лет Россия живет в статусе страны свободы, государство предоставило возможность самим решать, как жить, как воспитывать детей, сохранив на уровне законов границы дозволенного. Что сказать? Стали взрослыми родители, которые как раз являются первым поколением свободы. И установки в плане воспитания своих детей очень разные, порой абсолютно непривычные. И с этим нужно работать, на это тоже нужно влиять.

В такой ситуации, воспитатель становится не просто образцом для поведения: в общении, действии, он зачастую является в окружении ребенка носителем не испорченных ценностей и приоритетов. Не секрет, что стили воспитания у педагогов могут различаться. Один из них может потакать детским слабостям. Я считаю, что это неправильно! Единые подходы к видению связей и отношений внутри детского сообщества и взаимодействия с родителями являются залогом в решении сложнейшей задачи, формированию системы ценностей дошкольника.

Для работников дошкольного образования основным тезисом должны быть слова великого педагога Антона Семеновича Макаренко:

«…Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги».

Поэтому всем нам необходимо вкладывать более глубокий смысл в эти слова. Сегодня ребёнок окружен множеством разнообразных источников сильного воздействия, как позитивного, так и негативного характера. Это в первую очередь средства массовой коммуникации - интернет, «недетские» мультипликационные фильмы, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребёнка.

Духовно-нравственное воспитание - проблема комплексная, и решить ее можно только сообща, включая в этот процесс  всех членов социума,

как детей, так и взрослых. Считаю, что основой духовно-нравственного воспитания маленького человека, прежде всего, является духовная культура той среды, в которой ребёнок живет, в которой происходит его становление и развитие - это духовная культура семьи, детского сада, школы. Та атмосфера, которая царит в семье, переносится ребенком как модель деятельности и в детском саду; оказывается определяющей в формировании его внутреннего мира.

Поэтому предназначение педагогов и воспитателей в дошкольном учреждении – быть наставником в воспитании духовно-нравственных начал, сохранении и приумножении чистых, светлых и прекрасных образов на пути к формированию индивидуальности маленького человека.

Недаром существует высказывание: «Самое трудное в работе с детьми – это работа со взрослыми». Разрушение и кризис семьи, крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных родителей, некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и воспитания ребенка приводит к большим проблемам воспитания детей в условиях ДОУ. У многих родителей отсутствует такое понятие, как «ответственность» за воспитание. Как следствие этой проблемы - необходимость массового просвещения родителей и педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно- нравственного воспитания детей.

Из психологии мы знаем, что мышление дошколят отличается предельной конкретностью, поэтому они нуждаются в помощи взрослых и педагогов для осознания общих моральных принципов, таких как справедливость, доброта, заботливость, вежливость и т.д., являющихся основой нравственного воспитания детей.

Поэтому роль воспитателя дошкольного учреждения заключается в постоянном сопровождении ребенка, определяя, правильно ли дети воспринимают основные моральные установки и соотносят ли с ними свои и чужие действия и поступки.

При этом сам педагог должен быть всегда «на высоте»: образован, владеть эстетическим вкусом, отвечать моральным и нравственным критериям, т.е. своим примером и делами показывать правильность действий и поступков по отношению к окружающему миру, людям.

 Если дети видят формальное отношение взрослых к своей работе или происходящему, то они чутко реагирую на фальшь, а значит, общие представления о правильном отношении к окружающим не трансформируются в конкретные поступки и могут навредить не меньше, чем отсутствие стройной системы нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Значит нам, воспитателям, необходимо сделать так, чтобы маленький человек стал доверять воспитателю и открылся ему. А это прямой путь к получению новых знаний; приобретение умений и навыков к познанию самого себя и окружающего мира, к русскому народному творчеству (сказаниям, сказкам, книгам о добре и зле), в основе которых лежит духовность и толерантное отношение к людям; к пониманию что такое «хорошо», а что такое «плохо». Вместе с детьми мы учим стихи о Родине, рисуем природу родного края, отражаем внутренний мир семьи. Включаем в образовательную деятельность и родителей (законных представителей) к выполнению совместных творческих работ; привлекаем к участию в проектной деятельности.

Но главное - самостоятельная деятельность ребенка. Он вправе выбирать краски и кисти в созидании своей судьбы.

Но ему нельзя позволить «хватать» первое попавшееся. Он должен  увидеть всё. И задача педагога здесь: направить ребёнка к краскам и кистям – Доброго, Вечного, Прекрасного, а какие оттенки им будут выбраны – решать только ему. В этом и есть предназначение воспитателя.

Доброжелательность, улыбка воспитателя, кивание или покачивание головой, контакт взглядом, мимикой, совместные с ребенком действия при выполнении любого задания, совместная деятельность (конструирование, лепка, раскрашивание и т.п.), выслушивание, смех над шутками ребенка - все это оказывает влияние на формирование духовно-нравственных качеств личности ребенка.

Осознавая сложность и ответственность задачи выстраивания духовно – нравственных норм, воспитатель должен работать над собой.

Стоит постоянно задавать себе вопросы: А насколько я соответствую идеалам воспитания к которым веду детей? Что надо сделать и от чего отказаться самому?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественное слово на музыкальном занятии, как важный фактор духовно-нравственного воспитания детей в группе раннего возраста.

Очень важно в работе в воспитании детей использовать художественное слово. Народная сказка – это основа воспитания ребенка с самого раннего возраста.На основе сказок строится воспитательное воздействи...

Знакомство детей с культурным наследием Санкт-Петербурга, как фактор духовно-нравственного воспитания.

В статье описана универсальная образовательная технология, которая будет доступна, интересна, занимательна и поучительна, и для воспитанников, и для воспитателей. Санкт Петербург, в котором мы ж...

Устное народное творчество как фактор духовно-нравственного воспитания дошкольников

В статье рассматривается значение устного народного творчества в духовно-нравственном воспитании дошкольников...

«Развивающая предметно – пространственная среда в группах ДОУ как фактор духовно-нравственного воспитания ребенка»

Духовно-нравственное воспитание старшего дошкольника – деятельность, направленная на овладение общечеловеческими нормами нравственности, формирование внутренней системы моральных регуляторов пов...

«Развивающая предметно – пространственная среда в группах ДОУ как фактор духовно-нравственного воспитания ребенка»

Духовно-нравственное воспитание старшего дошкольника – деятельность, направленная на овладение общечеловеческими нормами нравственности, формирование внутренней системы моральных регуляторов пов...

«Развивающая предметно – пространственная среда в группах ДОУ как фактор духовно-нравственного воспитания ребенка»

Духовно-нравственное воспитание старшего дошкольника – деятельность, направленная на овладение общечеловеческими нормами нравственности, формирование внутренней системы моральных регуляторов пов...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО СТАРШИМ ПОКОЛЕНИЕМ КАК ФАКТОР ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. Учитывая ее актуальность, нами был разработан  проект, целью которого было организовать эфф...