Художественное слово на музыкальном занятии, как важный фактор духовно-нравственного воспитания детей в группе раннего возраста.
консультация по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему

Абаренова Марфа Геннадьевна

Очень важно в работе в воспитании детей использовать художественное слово. Народная сказка – это основа воспитания ребенка с самого раннего возраста.На основе сказок строится воспитательное воздействие. Ребенок развивается всесторонне, он уточняет через сказочные действия представления и закрепление об окружающей действительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hudozhestvennoe_slovo.doc44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальный руководитель

Абаренова Марфа Геннадьевна.

г.Москва ГБОУ СОШ № 2048

дошкольное отделение СП №1

Художественное слово на музыкальном занятии,

как важный фактор духовно-нравственного воспитания детей

в группе раннего возраста.

Очень важно в работе в воспитании детей использовать художественное слово. Народная сказка – это основа воспитания ребенка с самого раннего возраста. Дети очень любят слушать сказки, т.к. они просты, добры и очень близки им по осознанию добра и зла. Яркие сказочные образы привлекают внимание ребенка, от этого идет радость понимания им действия в сказках. На основе сказок строится воспитательное воздействие. Ребенок развивается всесторонне, он уточняет через сказочные действия представления и закрепление об окружающей действительности. Маленький слушатель очень верит в реальность сказочных событий. Он на протяжении всего действия, происходящими с героями сказок как бы становится участником событий, принимает правильность добра и несправедливость зла. А конечное в сказках торжество светлого убеждает ребенка в справедливость победы всего хорошего и доброго над злом.

Так же расширяют познание ребенка реалистические рассказы, сказки, стихи. Они являются для детей одной из форм познания мира, помогают ребенку уточнить имеющиеся у него представления об окружающей действительности, постепенно обогащают его новыми понятиями, расширяют жизненный опыт.

Очень важно в этом возрасте приучать детей слушать, а для этого педагогу надо уметь выразительно читать. Если чтение педагога было интонационно правильным, с интонациями, паузами, логическими и ритмическими ударениями, дети, подражая взрослому, стараются интонационно воспроизвести понравившиеся и запомнившиеся моменты в прочитанном для них. Так с помощью выразительного чтения педагог дает детям образец правильной и образной художественной речи. Обязательно нужно при чтении художественной литературы чередовать   чтение без наглядного сопровождения и чтение (рассказывание) с показом картинок, игрушек.

Дети очень любят слушать много раз понравившиеся им сказки, прибаутки, рассказы, стихи. Это русские народные песенки, потешки:    «Петушок, петушок...», «Ладушки, ладушки!..», «Баю-бай, баю-бай...», «Как у нашего кота...»; русские народные сказки «Репка» (обр. К. Ушинского), «Курочка Ряба»; стихи А. Барто  из цикла

«Игрушки» («Бычок», «Мячик», "Слон»); С. Маршака из цикла «Детки в

клетке», И. Токмакова. «Баиньки»; из прозы В. Сутеева «Цыпленок и утенок»; Е. Чарушина «Курочка», К. Чуковского «Цыпленок» и др.

На музыкальных занятиях русские народные песенки, потешки создают радостное настроение у детей при пении, движениях и игровых действиях под музыку.  Перед прослушиванием очередной песенки мною проводится небольшая работа со знакомством персонажа путем прочтения слов из песенки или потешки с небольшой инсценировкой. Медленно и выразительно прочитывая слова, внимательно следя за реакцией детей я усложняю действия персонажей, затем пропеваю песенку без сопровождения, этим самым подводя детей к наиболее полному восприятию песенки уже с сопровождением и пропеванием за инструментом.

Слушают они с удовольствием «Как у наших у ворот», рус. нар. мелодия, обр. А. Быканова, «Искупался Иванушка», рус. нар. мелодия; «Полянка», рус. нар. мелодия, обр. Г. Фрида, «Наша Таня», «Идет бычок», муз. Э. Елисеевой - Шмидт, стихи A. Барто; Подпевают детишки народные попевки, такие как «Сорока», «Петушок», «Лиса», «Машенька-Маша», рус. нар. мелодия, обр. B. Герчик, сл. М. Невельштейн;

Стараются выполнять образные упражнения. Это «Идет коза рогатая», русская народная мелодия, «Медведь», «Зайка», муз. Е. Тиличеевой, «Цыплята и курочка», муз. А. Филиппенко, «Птичка летает», «Птичка клюет», муз. Г. Фрида. Импровизируют в танце под музыку «Юрочка», белорус, пляска, обр. Ан. Александрова, «Мишка», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель; «Зайка», русская народная мелодия, обр. Ан. Александрова, сл.Т. Бабаджан и др.

Все это развивает у детей музыкальную память, в течение года они начинают различать тембровое звучание музыкальных инструментов (гармошка, флейта, дудочка, барабан). Они получают радость от восприятия знакомого музыкального произведения, желание дослушать его до конца. Научившись до конца дослушивать мелодию, они и в танце научаются определять окончание музыки, чувствуют характер музыки и меняют движения в зависимости от смены ритма. В середине учебного года дети уже чувствуют яркие музыкальные темы и обыгрывают самостоятельно и с большим удовольствием игровыми действиями характеры персонажей (зайка прыгает, мишка идет, птичка клюет)

Хочется поделиться опытом работы с наиболее трудными детьми, которые по причине своей замкнутости очень долго не могли включиться в общий настрой занятий. Это Виталик Б., Мирра К. Эти дети, разные по отношению к происходящему.

Виталик Б. с самого начала учебного года показал себя очень усидчивым в играх со складыванием пазлов. Очень вдумчивый, не реагировал на происходящее вокруг. Был весь сосредоточен на решение своих внутренних задач. Взгляд постоянно был рассеян. Очень любил сидеть отдельно от детей и постоянно собирать, разбирать, складывать, изучать. Но вдруг во время очередного музыкального занятия меня удивило, как музыкального руководителя- это неожиданно его открытый и внимательный взгляд, когда песенка или сопровождение для игры проигрывались на фортепиано. Теперь звуки, издаваемые клавишами фортепиано, стали для него изучением. Очень долго, на протяжении нескольких занятий, он прислушивался только к  этим звукам, сопровождающими русские песенки. Следующим открытием для нас стало правильное подпевание и хорошее окончание музыкальных фраз. Именно русские попевочки, сыгранные на фортепиано дали толчок для раскрытия музыкальности в этом, казалось бы, рассеянном ребеночке. А уже дальше малыш радовал своим правильным выполнением всех заданий в музыкально – игровых ситуациях, плясках, подпевании песенок.

А вот другой пример, казалось бы, совсем не решаемой задачи.  В эту же группу ходит Мирра К. Яркая заторможенность с самого начала учебного года, не понимание самих процессов происходящего. Рассматривание и рассматривание вокруг, рассматривание куклы в руках, рассматривание одной страницы в книге. Постоянно удивленный взгляд. Ребенка очень трудно было подключить к музыкальным занятиям. Но я не торопилась, потому, что по опыту знаю, что такие дети раскрываются всегда неожиданно и с хорошими результатами. И вот случай представился. На одном из занятий дети сидели с маленькими куколками. Было дано маленькое задание – «Куколка танцует под веселую музыку». Зазвучала русская народная мелодия, и куколка у Мирры вдруг начала плясать. Да как плясать. Если другие дети кукол поднимали и опускали под музыку – куколка у Мирры двигалась в стороны, наклонялась и уже «ходила» вместе с Миррой по комнате. И уже на следующих занятиях Мирра постепенно менялась. Хотя еще несколько занятий кукла была как - бы связующим звеном между музыкой и ее действиями. Взгляд стал более внимательным, и она уже старательно, с большим удовольствием выполняла все задания на музыкальных занятиях. Действительно, русская народная музыка помогает справиться с проблемными детьми.

К концу года дети группы раннего возраста научились:

- Узнавать знакомые мелодии и различать высоту звуков (высокий - низкий)

- Вместе с воспитателем подпевать в песне музыкальные фразы.

- Двигаться в соответствии с характером музыки.

- Начинать движения с первыми звуками музыки.

- Выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук.

- Различать и называть музыкальные инструменты (погремушка, бубен).

Особое слово хочется сказать о проведение спектаклей у малышей.

Спектакли с обыгрыванием персонажей, уже знакомым им по прочитанным сказкам, доставляют восторг детям от узнавания полюбившихся им героев.

В течении года были показаны спектакли «Петрушкины друзья» Т. Караманенко; «Любочка и ее помощники», А. Колобова; «Игрушки», А. Барто; «Репка» руская народная сказка.

А вот как мы подготовили и провели спектакль «Репка».

Подготовка к спектаклю «Репка» проходила в несколько этапов. Сначала каждый персонаж (кукла бибабо) отдельно обыгрывался на каждом занятии. Дети рассматривали куклу, удивлялись ее движениям. В процессе занятия характер персонажа музыкально обыгрывался, вводился в песенки, пляски, музыкальные игры. Дети учились посильно воспроизводить движения и показывать характеры героев.

Параллельно воспитатель в группе во время своих занятий прочитала сказку «Репка». Когда в процессе всей подготовки, все куклы были рассмотрены и поняты детьми, сказку уже обыгрывали этими куклами непосредственно перед детьми за настольным театральным занавесом, добавляя фонограмму для фона.

В день спектакля заранее дети еще раз прослушали записанную фонограмму для спектакля. Было торжественно объявлено о том, что герои сказки с нетерпением ждут гостей. Дети сели на стульчики и спектакль начался. Какое удовольствие от знакомых героев, от того, что происходило во время действия на ширме, получили дети во время просмотра этого спектакля. Они не хотели уходить и тогда воспитатели с персонажами вышли к ним и в продолжение спектакля дети под знакомую музыку еще раз обыграли персонажей сказки.  Получился прекрасный маленький праздник, который закончился тем, что каждый ребенок с большим удовольствием вылепил свою репку.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное воспитание детей в группах раннего возраста

В процессе развития детей первых лет жизни осуществляется сенсорное развитие, благодаря которому малодифференцированные зрительные и слуховые впечатления сменяются предметным восприятием, открывающим ...

"Сенсорное воспитание детей второй группы раннего возраста"

Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т...

Перспективное планирование по трудовому воспитанию детей второй группы раннего возраста (2-3 лет) на 2017-2018 учебный год

Перспективное планирование по трудовому воспитанию детей второй группы раннего возраста (2-3 лет) на 2017-2018 учебный год...

Физическое воспитание детей в группе раннего возраста

Консультация для педагогов «Физическое воспитание детей 2–3 лет группы раннего возраста в детском саду»Гацапук ТатьянаКонсультация для педагогов «Физическое воспитание детей 2...

Применение дидактических игр в работе по экологическому воспитанию детей в группах раннего возраста

Применение дидактических игр в работе по экологическому воспитанию детей в группах раннего возраста...

Развлечение по сенсорному воспитанию детей второй группы раннего возраста «Клёпа в гостях у ребят»

Развлечение для детей второй группы раннего возраста по сенсорному воспитанию "Клёпа в гостях у ребят"...

Консультация для родителей "РОЛЬ СКАЗОК В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ" Вторая группа раннего возраста

Консультация для родителей "Роль сказок в воспиании детей" Вторая группа раннего возраста...