Сенсорное воспитание детей в группах раннего возраста
методическая разработка (младшая группа) по теме

Григорьева Ирина Александровна

В процессе развития детей первых лет жизни осуществляется сенсорное развитие, благодаря которому малодифференцированные зрительные и слуховые впечатления сменяются предметным восприятием, открывающим ребёнку мир вещей и явлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 116»

г. СЫКТЫВКАРА

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

«Сенсорное воспитание детей в группах раннего возраста».

Вторая ранняя группа.

Составитель:

Воспитатель Григорьева И.А.

– вторая квалификационная категория

г. Сыктывкар

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретическая часть………………………………………………….4

  1. Задачи сенсорного воспитания……………………………………………4
  2. Методы и приемы  решения задач на занятиях………………………….7
  3. Сенсорное воспитание вне занятий………………………………………9

Глава 2. Практическая часть………………………………………………….11

Заключение…………………………………………………….........................16

Список литературы…………………………………………………………….17

Введение

Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который мы рассматриваем, воздействует на наш глаз; с помощью рук мы ощущаем его твердость (или мягкость), шероховатость; звуки, издаваемые каким – либо предметом, воспринимает наше ухо. Таким образом, ощущения и восприятия – непосредственное, чувственное познание действительности. Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Актуальность заключается в том, что познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные человеком сведения об окружающем мире. Таким образом, сенсорная культура ребенка, уровень развития его ощущений и восприятий являются важной предпосылкой         успешной познавательной деятельности.

Глава 1. Теоретическая часть

  1. Задачи сенсорного воспитания

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми разновидностями свойств – всеми цветами спектра, с геометрическими формами - круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, кирпич. Развивать познавательные умения и речевые- определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи слова- названия величин и форм. В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы – устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами.

Сенсорное воспитание на занятиях является основой организации чувственного опыта детей.

Умение рассматривать, воспринимать предметы и явления формируется лишь тогда, когда дети ясно понимают, зачем нужно рассматривать тот или иной предмет, слушать те или иные звуки.

Обучая восприятию различных предметов и явлений, необходимо четко объяснять детям смысл их действий. Этот смысл становится, особенно, понятен детям, если они затем используют свои представления в практической деятельности; в этом случае восприятие детей делается более осознанным и целенаправленным.

В связи с этим основная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы формировать у детей такие умения и навыки воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слов, труда в природе. Сенсорное воспитание должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью.

При этом любая конструктивная, любая изобразительная деятельность дает нужное направление сенсорному воспитанию. Для этого необходимо, чтобы основная направленность и содержание этих видов деятельности были подчинены общим задачам умственного воспитания. Задача образного отражения действительности заключается, прежде всего, в том, чтобы передать в рисунках, лепке и аппликации такие характерные свойства предметов, как форма, величина, строение, цвет, положение в пространстве.

Одной из главных  задач сенсорного воспитания в конструктивной деятельности заключается в правильной организации обследования тех предметов, которые дети собираются построить. Например, в качестве образца может выступать не только постройка, созданная воспитателем, но и различные предметы в натуральном виде. Обследование таких предметов несколько отличается от обследования образца, построенного воспитателем.

1 год

Формировать зрительные и слуховые ориентировки, расширять и обогащать сенсорный опыт детей.

1.6 – 2 года

Расширять ориентировку детей в ближайшем окружении, пополнять запас понимаемых слов и активный словарь, развивать потребность в речевом общении. Обучать действовать с игрушками, предметами ближайшего окружения. Развивать эстетическое восприятие. Обращать внимание детей на запахи, звуки, цвет, размер предметов, учить рассматривать картинки, иллюстрации. Развивать интерес к музыке, поддерживать радостное состояние при прослушивании произведения. Расширять музыкальные впечатления, обогащать слуховой опыт ребенка.

  1. – 3 года

Расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениями. Формировать представления о предметах ближайшего окружения, о простейших связях между ними. Развивать художественное восприятие детей, воспитывать отзывчивость на музыку и пение.

  1. Методы и приемы решения задач на занятиях

Планомерность обучения детей – один из важнейших принципов решения комплекса воспитательно–образовательной работы. При правильном планировании процесса обучения можно успешно реализовать программу всестороннего развития личности ребенка. При планировании занятий учитывают возраст детей, уровень их развития (от 3-4 до 6-8).

Прежде чем провести первое занятие малышей надо научить сидеть спокойно, слушать воспитателя, выполнять его указания, требования. Успешная организация занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможна при наличии определенного уровня физического развития ребенка. Прежде всего, это относится к развитию движений руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию, втыканию предметов при работе с мозаикой, рисовании красками.

Сочетание сенсорных и моторных задач является одним из главных условий умственного  воспитания, осуществляющегося в процессе предметной деятельности. Важным фактором в планировании занятий по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий.

Принципом последовательности обусловливается и ознакомление детей вначале с вполне осязаемыми сенсорными свойствами – величиной и формой предметов, которые можно обследовать путем ощупывания, а уж потом с таким сенсорным свойством, как цвет, ориентировка на который возможна только в плане зрительного восприятия.

Важным принципом организации процесса обучения является систематичность. На этапе раннего детства усвоение знаний, равно как и формирование умений, должно проходить систематически. Особого внимания требует вопрос о повторности занятий: период раннего детства характеризуется необычайно быстрыми темпами развития, и к каждому возрастному микропериоду необходимо подходить дифференцированно.

Занятие на повторение не должно быть полностью идентичным основному занятию. Простая повторность одних и тех же заданий может привести к механическому, ситуативному запоминанию, а не к  методике проведения занятий  к поступательному развитию умственной активности на занятиях.

В планировании методов обучения четко просматривается постепенность их изменения. При проведении каждого занятия основным методом является непосредственный показ предметов воспитателем. Вспомогательная роль при этом принадлежит словесному объяснению (объяснения должны быть предельно краткими, чтоб не отвлекать от зрительного восприятия). При самостоятельном выполнении задания каждым ребенком педагог дает единичные указания, оказывает периодическую помощь и в отдельных случаях приводит индивидуальное обучение.

  1. Сенсорное воспитание вне занятий

Существенным фактором в планировании и методике проведения занятий по сенсорному воспитанию является  взаимосвязь обучения на занятиях с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулке, во время самостоятельной деятельности. В играх постоянно происходит ознакомление детей с качествами предметов. При умывании дети узнают температурные свойства воды, во время прогулки – свойства снега, в процессе игр, при катании на санях учитывают тяжесть предметов. Собирая матрешку, размещая вкладыши, одевая больших и маленьких кукол, они знакомятся с величиной. Форму предметов дети учитывают в играх со строительным материалом, при проталкивании предметов в отверстия. После обучения на каждом конкретном занятии дидактический материал можно дать малышам и для самостоятельных игр.

Особое место занимает сенсорное воспитание в режиме дня. Занятия, на которых осуществляется ориентировка на цвет, должны проводится только при естественном освещении. Дидактический материал раскладывается на светлых скатертях, они предупреждают скольжение предметов и снижают эффект постукивания.

Выполняя те или иные трудовые действия, дети сталкиваются с различными свойствами почвы, растений и познают эти свойства. Педагог обучает детей рассматривать, обследовать почву, растения, выделять такие их свойства, которые важны для выполнения предстоящего трудового действия.

Детей обучают внимательно разглядывать объекты, ориентироваться на особенности поверхности почвы, внешний вид растений. При этом детей учат сопоставлять признаки сухой почвы с признаками влажной, мокрой. Отличать политое растение от неполитого, устанавливая их сходство и различие. Одежда, которую ребенок надевает и снимает, посуда из которой ест, постельные и туалетные принадлежности, которыми он пользуется – это все предметный мир, окружающий ребенка. Сенсорное познание тесно связано с эстетическим восприятием: красивы хорошо расставленная на полках посуда, украшенные цветами столы; мелодично позванивают стеклянные сосуды, в их гранях солнечные лучи отражаются радугой.

Глава 2. Практическая часть

С самого начала работы с детьми я старалась тщательно работать над речевым развитием малышей. Изначально это было развитие понимания речи, а затем постепенно, и ее активной формы. Главным приемом достижения этой цели на протяжении всего рабочего дня было проговаривание своих действий и действий детей, названий всевозможных предметов и явлений, цветов, размеров. В раннем детстве усвоение знаний должно происходить систематически. При планировании занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов учитывала возраст детей, уровень их развития. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми первого года жизни проводятся ежедневно или через день. С детьми от 1 года до 3 лет - 1-2 раза в неделю. Продолжительность таких занятий 3-5 минут. Ведущая форма обучения - игровая. Число занимающихся детей может быть разным - от 3-4 до 6-8, в зависимости от возраста и степени развития.

В начале учебного года мною была проведена диагностика НПР (нервно – психическое развитие) детей, по выявлению уровня сенсорного развития. В эту проверку входило: определение 3 контрастных цветов (красного, синего, зеленого); ориентировка в 4 контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма) и ориентировка в 3 контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см. После проведения диагностики данные были следующими: 2 уровень развития - 22 ребенка (95,6 %), 1 уровень развития 1 - ребенок (4,4 %). Для улучшения качеств сенсорного развития детей мною был разработан план (таблица), в течение всего года мы занимались с детьми различными упражнениями, играла, проводила наблюдение за детьми в процессе жизни в детском саду, в процессе режимных моментов.

Таблица

Сроки

Содержание работы

Задачи


Сентябрь

1. «Знакомство с формой предметов»


2. «Знакомство с величиной предметов»


3. «Знакомство с цветом предметов»

4. «Нанизывание колец на стержень»



Учить выполнять действия с предметами. Обращать внимание на сенсорную характеристику игрушек.

Продолжать учить детей простейшим способам действий с предметами (вынимать и вкладывать).

Накапливать у детей цветовые впечатления.

Учить детей надевать кольцо с широким отверстием на стержень. Совершенствовать координацию движений рук под зрительным контролем.


Октябрь

5. «Складывание двухместной матрешки»


6. «Нанизывание на стержень колец, убывающих по величине»


7. «Группирование предметов по форме»


8. «Раскладывание больших  и маленьких предметов»

Учить детей открывать и закрывать матрешки, вкладывать и вынимать предметы. Вводить понятие большой, маленький.

Учить простым действиям с предметами (снимать и нанизывать кольца), обогащать зрительно-осязательный опыт малышей.

Умение группировать однородные объекты, ориентируясь на слова такой, не такой.

Учить фиксировать внимание на величине предметов, формировать умение пользоваться простейшими приемами нахождения тождества и различия однородных объектов по величине.


Ноябрь

9. Д/и «Поручения»


10. Д/и «Кто, что делает?»


11. Д/и «Какой?»

12. Д/и «Кто пришел и кто ушел?»

Учить детей различать и называть игрушки, а так же их основные качества (цвет, размер).

Учить детей, рассматривая картинку, называть изображенные на ней предметы и их качества, действия.

Учить детей называть и различать цвета: красный и зеленый.

Учить детей различать и называть птиц, побуждать подражать голосам птиц и запомнить звукоподражания.


декабрь

13. Д/и «Научим куклу Катю раздеваться после прогулки»


14. Д/и «Что за форма?»


15. Д/и «Отгадай и назови»



16. Д/и «Далеко – близко»

Помочь детям запомнить последовательность раздевания, учить их аккуратно вешать и складывать одежду.

 Учить детей различать и называть знакомые им геометрические формы: шарик, кубик, кирпичик.

Познакомить детей с назначением предметов, активизировать в речи слова – названия предметов и их качеств; учить образовывать существительные по аналогии.

Учить определять расстояние до наблюдаемого объекта (далеко – близко) и использовать в речи существующие слова.


Январь

17. Д/и «Не ошибись», «Кто рассказывает?»



18. Д/и «Высоко – низко»


19. Д/и «Устроим кукле комнату»



20. Д/и «Куда что положить?»

Закрепить умение детей различать овощи и фрукты по внешнему виду, учить соотносить предмет с его изображением; развивать слуховое внимание.

Формировать у детей пространственные представления (высоко, низко) и использовать в речи соответствующие слова.

Учить детей различать и называть предметы мебели, рассказывать об их назначении, употреблять в речи глагол лежать в повелительном наклонении (ляг).

Совершенствовать у детей способность к обобщению, учить группировать знакомые предметы по общему признаку (посуда, одежда, овощи).


Февраль

21. Д/и «Кто что ест?»


22. Д/и «Угадай, что это?»



23. Д/и «Круглое – не круглое»



24. Д/и «Грусть и радость»

Уточнить представления детей о том, чем питаются животные и птицы, которые они знают.

Учить детей правильно произносить звуки с, з, ц, различать их на слух, отчетливо и внятно произносить слоги и слова с этими звуками.

Закреплять знания ребенка о геометрической форме круга. Учить находить предметы круглой формы в окружающей обстановке.

Помочь ребенку понять причины возникновения основных эмоциональных состояний (радость – грусть). Учить определять их по внешним проявлениям.


Март

25. «Мячик катись»

26. «Мячик поскачи»


27. «Закати мяч в воротца»


28. «Мы топаем»

Учить катить мячик и толкать его обратно.

Учить ударять мяч о пол или стенку и ловить его двумя руками.

Учить ребенка закатить мяч в воротца с близкого расстояния; постепенно увеличивая расстояние.

Учить ребенка простым движениям; развивать чувство ритма и умение соотносить свои движения со словами песни.


Апрель

29. «Погремушки и шумелки»

      «Волшебный мешочек»


30. «Бумажные снежки»


31. «Домики из кубиков»

      «Гараж для машины»

32. «Соберем мозаику»

Учить детей сравнивать свойства предмета.

Учить на ощупь найти какой – нибудь предмет, достать его и рассмотреть.

Учить делать комочки из бумаги, потом их подбрасывать, ловить и отбивать ладошкой.

Учить строить постройку по подобию постройки воспитателя.


Игра для познавательного развития и развития целенаправленности.


Май

33. «Узнай по звуку»


34. «Кто внимательный»


35. «Кто что услышит»


36. «Игры с песком», «Игры с красками», «Узоры на пластилине»

Учить ребенка узнавать звуки и шумы, издаваемые  различными предметами.

Учить ребенка услышать, понять и выполнить задания, которые просит воспитатель.

Дети должны отгадать какой предмет звучал, не видя его; воспитатель прячет его за ширмой.

Отражение действительности, выделение самого существенного в реальном объекте. Подражание взрослому.

В конце учебного года была проведена повторная диагностика НПР -  определение уровня развития каждого ребенка. И результаты показали следующее: 2 уровень развития – 13 детей (56,5 %), 1 уровень развития 10 детей (43,5 %).


Список литературы

  1. Козак О.Н. Игры и занятия с детьми от рождения до трех лет. – СПб.:СОЮЗ, 1998. – 96с.
  2. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет.сада.- М.: Просвещение, 1983. – 98с., ил.
  3. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателей дет.садов Под ред. С.Л. Новоселовой. Изд. 3-е, испр. М. «Просвещение», 1977
  4.  Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошк. образоват. Учреждения и семьи: пособие для воспитателей/ О.Г. Заводчикова. – М.: Просвещение, 2007.-79с.
  5. Маханева М.Д., Рещикова С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет: Методическое пособие для педагогов и родителей.- М.: ТЦ Сфера, 2010.-96с. (Ранний возраст).
  6. Пилюгина Э.Г. Игры - занятия с малышом от рождения до трех лет. Развитие восприятия цвета, формы и величины.-М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 120с.: илл.
  7. Теплюк С.Н., Лямина Г.М., Зацепина М.Б. Дети раннего возраста в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2005. – 104с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сенсорное развитие детей в группах раннего возраста в условиях внедрения ФГОС ДО

В данной презентации содержится промежуточный отчёт о деятельности муниципальной творческой педагогической лаборатории, руководителем которой я являюсь. С введением ФГОС ДО изменились требования к про...

«СМОТРИТ СОЛНЫШКО В ОКОШКО» Конспект открытого занятия по сенсорному развитию детей второй группы раннего возраста. Воспитатель Кулабухова Г.С. МБДОУ «Детский сад «Рябинушка» с. Гостищево, Яковлевский район, Белгородской области»

Программное содержание:o   Обогатить непосредственно чувственный опыт детей,  включая слуховое, зрительное, тактильное восприятие.o   Помочь обследовать предметы, выделяя их ц...

"Сенсорное воспитание детей второй группы раннего возраста"

Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т...

ООД по познавательному развитию (сенсорное воспитание) во второй группе раннего возраста «Цветные колечки»

Цель: развивать у детей сенсорные способности: (цвет, величина, форма предметов).Задачи:Образовательные: познакомить детей с предметами красного и желтого цвета. Дать знание о форме предметов: (колечк...

Конспект занятия по сенсорному развитию детей в группе раннего возраста

Конспект занятия по сенсорному развитию детей в группе раннего возраста...

Развлечение по сенсорному воспитанию детей второй группы раннего возраста «Клёпа в гостях у ребят»

Развлечение для детей второй группы раннего возраста по сенсорному воспитанию "Клёпа в гостях у ребят"...

Дары Ф. Фребеля как средство сенсорного воспитания детей в группе раннего возраста

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное восприятие необходимо и для успешного ...