Прививаем любовь к родному краю методом чтения и пересказа национальных мифов и легенд.
статья

Чендемерова Надежда Юрьевна

Любовь к родному краю начинается с малого.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Прививаем любовь к родному краю методом чтения и пересказа национальных мифов и легенд

Автор: Чендемерова Надежда Юрьевна

Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Сенькинская средняя общеобразовательная школа»

Должность: воспитатель

Ежегодно в республике Марий Эл 26 апреля отмечается праздник День национального героя – Марий талешке кече. Чтобы с малых лет пробудить интерес к истории и традиций своего народа, привить любовь и уважение к национальным героям мари, в подготовительной группе среди дошкольников прошёл конкурс рисунков «Марийский национальный герой». Ребята представили в своих работах образы Онара, Чумбылата, Чоткара, Болтуша и других. Они познакомились с историей празднования Дня национального героя и с национальными героями, чьи имена запечатлены в сказках, легендах и преданиях. Также вспоминали мифы и легенды, с которыми были ранее ознакомлены. Была еще раз прочитана одна из легенд народа мари – «Онар» и пересказана. Эта легенда о происхождении холмов, невысоких гор и рек на территории нашего края, об уважении к своей родной матери и своей Земле-Матушке. Далее предоставляется разработка конспекта.

Пересказ легенды «Онар»

Цель: учить детей пересказывать текст, совершенствовать интонационную выразительность речи.

Задачи:

Образовательные:

- продолжать формировать представление о легенде, как о жанровом разнообразии фольклора;

Развивающие:

- совершенствовать навыки отвечать на вопросы и продолжать развивать монологическую речь; формировать умение последовательного изложения текста;

Воспитательные:

- продолжать пробуждать интерес к истории своего народа, воспитывать чувство уважительного отношения к героям нашего края.

Предварительная работа: чтение легенд; выставка рисунков.

Материал: книги, иллюстрации национальных героев мари и русских богатырей, детские рисунки.

Литература: 

1. Чоткар-Богатырь: легенды народа мари / сост. Ю.И. Соловьев. – Йошкар-Ола: Издательский дом «Марийское книжное издательство», 2017. – 40 с.

2. Интернет-источник: Мифы и легенды народов России. Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/rossia/78.htm (дата обращения: 10.04.2019)

– Ребята, мы с вами говорили, что 26 апреля ежегодно отмечается День национального героя – Марий талешке кече.

Мы с вами знаем много русских богатырей: Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич и другие. Но и у других малых народах нашей страны есть свои национальные герои, которые защищали наш народ, нашу землю. В честь этого праздника был объявлен конкурс рисунков. Желающие нарисовали и мы организовали выставку для себя и других ребят, для наших родителей. Мы уже с вами знакомы с несколькими легендами и некоторыми именами героев. А сегодня мы с вами вспомним одну из легенд и будем отвечать на вопросы, затем пересказывать. Для этого нужно слушать внимательно и стараться запоминать события. Итак, начинаем (Прочитали один раз и разбираем текст, ответы детей на вопросы).

– Ребята, понравилась ли вам эта легенда? (Ответы детей).

– А давайте вспомним ещё раз, что такое легенда? (Одна из разновидностей фольклора, предание о каком-нибудь историческом событии или личности, герое).

– Это было в древние далекие века, когда на нашей земле жили люди, которые защищали наш народ от нападений врагов. (На доске висит изображение Онара).

– Где происходили события? (На берегу широкой Волги).

– С кем жил Онар? (Со своей старушкой-матерью).

– Каким он был по росту? (Был высоким).

– А каким словом его можно еще назвать, человека огромного роста?  (Великаном).

– А как это описывалось в тексте? Откуда мы знаем, что он великан?

1) Когда Онар ходил по Волге, то река даже в глубоких местах доходила до колен.

2) Когда шел по лесу, то самые высокие деревья были ему до пояса, а толстые дубы ломались у него под ногами).

– О чем старушка-мать всегда ему говорила? (Ходи, сынок, осторожнее, людей не трогай).

– Что ответила мать про людей, когда сын спросил о них? (Они такие же как мы, только ниже ростом).

– Но послушался ли сын свою мать? (Нет).

– Что он сделал? (Однажды на поляне увидел людей и ему захотелось посмотреть их поближе. Взял на ладонь нескольких человек с телегами и любовался ими. Потом положил их в карман и понес показать матушке).

– Как отреагировала старушка-мать на проделки сына? (Объяснила, что так делать нехорошо и отнести их на место).

– Мать сказала, что не надо меряться перед этим народом своим ростом и силой, а наоборот, всячески защищать и помогать более слабым землякам.

– Что случилось на следующий день с Онаром? (Когда он утром проснулся, почувствовал, что в глазу у него что-то есть).

– А какой сорняк был в глазу? (Мама помогла вытащить из глаза еловый пень, который попал во время бури ночью. А он так крепко спал, что даже не почувствовал).

– Вот видите, ребята, каким он был огромным, что даже еловая пень была у него в глазу как маленькая соринка.

– Идем дальше. Для чего Онар пошел к речке? (Чтобы ловить рыбу).

– Что он там видит? (Как царский сын ловит рыбу без разрешения. Он стал угрожать Онару, а ему это не понравилось. Более того, что он ловит рыбу на чужой территории, еще и угрожает. Онар стал защищать свою землю от чужого человека. На третий день царский сын сдался).

– Откуда появлялись курганы (т.е. холмы)? (Онар сел отдохнуть и разулся, чтобы вытряхнуть землю, набившуюся в лапти.  Сначала вытряхнул землю из одного лаптя – получился высокий курган, из другого – вырос второй курган).

– Эти курганы до сих пор стоят на поле и у деревень, в тех краях, которых жили марийские великаны.

– Ребята, что мы узнали из этого отрывка легенды? (В древние века на марийской земле жили огромные люди, с которыми связаны происхождения различных холмов, берегов. Они также защищали свой край, свой народ, свою территорию от чужих людей).

– А теперь отдохнем и поиграем. Передаем мячик друг другу пока не услышите стоп. У кого остановиться мяч, тот называет марийских героев или русских богатырей. Потом передаем дальше.

– Отдохнули, теперь прочту легенду еще раз, слушайте внимательно и запоминайте.

– Ребята, пересказывая, не забудьте, что говорить надо внятно, ясно, четко, громко, выразительно.

Пересказ легенды. Пересказ фрагментами, чтобы задействовать большинство детей.

– Молодцы, ребята! Понравилось сегодняшнее занятие? Что нового и интересного мы с вами узнали? Хотелось ли вам еще познакомиться с мифами и легендами народа мари?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Как прививать детям любовь к родному краю – Кубани?»

В настоящее время в жизни общества происходят глубочайшие изменения. Утрачиваются народные традиции: любовь к Родине, уважение к старшим, любовь к ближним. Потеря народных корней приводит к ......

Консультация для родителей «Как прививать детям любовь к родному краю Кубани?»

Информация для родителей о работе МБДОУ д/с № 10 о работе по ознакомлению детей с историей Кубани, городом Тимашевск, бытом и традмциями кубанского казачества.природой родного края.Консультация о акту...

Консультация для родителей «Как прививать детям любовь к родному краю Кубани?»

Консультациядля родителей «Как прививать детям любовьк родному краю Кубани?»        Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,заботливый садо...

Консультация для родителей на тему: «Как прививать детям любовь к родному краю – Кубани?»

Консультация для родителей на тему: «Как прививать детям любовь к родному краю – Кубани?»...

«Как прививать детям любовь к родному краю Кубани?»

     Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которогозависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,т...

Консультация для родителей «Как прививать детям любовь к родному краю — Кубани?»

Кубань — благодатный регион для воспитания лучших человеческих качеств посредством казачьих традиций и культуры, многовекового опыта мужественного, трудолюбивого и творческого народа. Больш...

Прививаем любовь к родному краю

В настоящее время в жизни общества происходят глубочайшие изменения. Утрачиваются народные традиции: любовь к Родине, уважение к старшим, любовь к ближним. Потеря народных корней приводит к появлению ...