«Развитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с космосом».
статья (старшая группа)

Теперева Ольга Валерьевна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_kosmose.docx33.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 368»

Статья на тему:

«Развитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с космосом».

«Развитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с космосом».

Интерес к  космосу пробуждается у человека рано, с первых шагов. Загадки

Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости.

В ходе овладения астрономическим материалом, по мнению Левитана Е. П.,

известного специалиста в области дошкольного астрономического образования, в

сознании  ребенка  формируется  «расширенная»  картина  мира  (Вселенной),  его

представления  о  мире  не  замыкаются  на  доступных  ему  масштабах  Земли  как

планеты. Мир открывается ребенку как бескрайний Космос, в котором Земля согрета

теплом  Солнца  – одной  из  миллионов  звезд  нашей  Галактики.  Начало  научного

миропонимания  закладывается  уже  на  самых ранних  этапах  обучения  с формирования соответствующего отношения к миру через противопоставление

«Я  – человек», «Я  – часть моей Земли», «Наш дом  -  природа», «Мы  – Земляне», «Земля  – часть Вселенной».

 При усвоении новых знаний ребенок задает взрослому много вопросов,

пытается самостоятельно найти связь с личным опытом, высказывает оригинальные

догадки,  предположения,  другими  словами  проявляет  творческое  отношение  к

объекту и процессу познания. Показателем интереса ребенка служат его вопросы и суждения, благодаря которым малыш постигает мир.

Первенство  в  разработки  развернутой  системы  обучения  и  воспитания

человека  принадлежит  чешскому  педагогу XVII в.  Коменскому  Я.А.  Начиная  с

Коменского Я.А., официальный статус приобретает принцип природосообразности.

Наиболее ценным в этой идее является требование, чтобы воспитание и обучение

соответствовали  возрастным особенностям ребенка и ступеням его развития.

Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого, в том числе, и западные (Коменский

Я. А., Песталоцци И. Г., Руссо Ж. - Ж. , Фребель Ф. и др.) и отечественные (Одоевский

В. Ф., Ушинский К. Д., Симонович А. С., Водовозова Е. Н., Тихеева Е. И., Макаренко

А.  С.,  Шацкий  С.  Т.,  Сухомлинский  В.  А.  и  другие)  придавали  важное

значение природе  как  средству  обучения  и  воспитания  детей.  По  их  мнению,  постоянные  наблюдения, изучение явлений природы, знакомство

с космическими объектами и явлениями являются  важными  факторами  для  всестороннего  развития  ребенка.

Исследователи  считали,  что  детей  следует  воспитывать,  учить,  растить  среди

природы и при посредстве природы и не мыслили себе организации здорового и

целесообразного  педагогического  процесса  вне  природы,  вне  нравственых,

эстетических взаимосвязей с ней.

Идеи  ознакомления  в  детей  с  природой  получили  дальнейшее  широкое

развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания.

Попытки построить содержание образования, в т.ч. и дошкольного, с позиции космоземного всеединства (единство человека, Земли, космоса) предпринимались в

20 - х годах прошлого столетия. Вентцель К.Н. обосновал необходимость разработки

«космической»  педагогики:   основой   космического   воспитания   выступало

естественное  единство  воспитываемой  личности

с  жизнью  всего  беспредельного космоса.  Высшая  цель – воспитание  личности,  осознающей  себя  Гражданином Вселенной . На современном этапе значение первоначальных знаний и представлений о космических  объектах  и  явлениях  в  формировании  целостной  картины  мира  у дошкольников  и  вариативный  подход  в  экологическом  образовании  детей  при ознакомлении с космосом представлены в работах педагогов Левитана Е. П., Дыбиной О. В., Зубковой Т. В., Дониной О. И., программах экологической направленности Вересова Н. Н. «Мы – земляне» , Рыжовой Н. А. «Наш – дом природа» , Ашикова В. И., Ашиковой С. Г. «Семицветик» , Николаевой С. Н. «Юный эколог»  и многих других.

Современные дошкольники шести - семи лет готовы к усвоению элементарных астрономических знаний, воспринимают их с огромным интересом и эмоциональным

откликом. Николаева С. Н. отмечает, что это не должно удивлять взрослых: наша

действительность  пропитана  космическими  явлениями,  а  человечество,  как  нам

представляется, выходит на уровень космического сознания. Но, с другой

стороны, известные популяризаторы астрономических знаний среди дошкольников

Левитан Е.П., Зубкова Т.В. , Донина О.И. считают, что в настоящее время

вопрос  о  распространении  астрономических  знаний  находится  в  критическом

состоянии. По их мнению, в последние годы резко сократилось издание научной и

популярной  астрономической  литературы,  в  том  числе  и  литературы  для  детей.

 Таким  образом,  актуальность  выбранной  темы  исследования  обусловлена

необходимостью  экологического  образования  и  расширения  кругозора  знаний

старших дошкольников о космических объектах и явлениях природы.

Цель работы – рассмотреть значение формирования первоначальных знаний и

представлений о космических объектах и явлениях в экологическом образовании

детей старшего дошкольного возраста;

объект  – экологическое воспитание детей дошкольного возраста;

предмет – процесс формирования знаний и представлений о неживой  природе  (на  примере  космических  объектах  и  явлениях).

Гипотеза – предполагает,  что  экологическое  обучение  и  воспитание  старших  дошкольников будет проходить наиболее эффективно при создании условий и целенаправленной педагогической работы по формированию знаний и представлений о космических объектах и явлениях и способствовать положительно - эмоциональному отношению детей к природному окружению.

Первым шагом на данном этапе было проведение диагностики по сформированности у детей знаний о космосе, отношения детей к космическим явлениям. С детьми была проведена беседа на тему: "Что я знаю о космосе?". В ходе наблюдений за детьми, участвующими в диагностике, были замечены особенности поведения детей. Некоторые дети проявляли активность, самостоятельность в начале беседы, но в ходе выполнения каких-либо действий требовал неоднократных напоминаний. В процессе выполнения диагностики "Построй ракету " дети явно выражали свое отношение к этому роду занятий. Чаще всего дети охотно брались за дело, но не доводили его до конца. На основе проведенной диагностической работы была составлена таблица уровня развития у детей основных знаний о космосе. Полученные данные показали, что у детей  средний уровень сформированности элементарных астрономических представлений. Дети внимательно слушали задания, следовали оговоренной структуре действий, но в процессе самостоятельной работы многие дети отвлекались. Знания детей о значении астрономии в жизни человека, о вкладе взрослых недостаточны. Таким образом, возникшая проблема побудила  меня спроектировать основные направления своей работы и наметить следующие задачи:

- создать условия для расширения кругозора  и представлений о космосе;

- расширить у детей познавательные  горизонты  действительности, желание узнать что-то новое;

 - формировать  потребность делиться впечатлениями о космосе;

На помощь мне пришла парциальная программа "Паутинка" (автор: Ж.Л. Васякина-Новикова) которая предлагает оригинальную систему развития экологических представлений, строящихся на принципе центрирования содержания работы на ребенке с широким использованием поисковых методов обучения и игровых действий.

На первом этапе, что бы заинтересовать моих воспитанников я создала доступные и интересные для дошкольников книжки, наглядные таблицы (картины). Я значительно расширила методическую базу: перспективным планом, занятий, тематическими презентациями. Консультативным материалам для педагогов и родителей, семинаром практикумом «Наша планета - Земля». Организовала картотеку разнообразных видео – материалов: о строении солнечной системы, о звёздах и созвездиях, о покорителях космического пространства, о жизни космонавтов на МКС. Разработала проекты: «Солнечная система»,  «Млечный путь», «Космический корабль», «Гравитация».

Отдельно хотелось бы выделить обучающие, дидактические  авторские игры: «Планеты», «День и ночь», «Найди лишний», «Назови космические слова», «Найди отличия», «Мемори» и др.

    Создавая предметную среду своей группы, я пришла к выводу, что в познавательный центр необходимо внести что-то такое необыкновенное и привлекающее внимание дошкольников, чтобы у детей непременно возник живой интерес и заинтересованность темой космоса. Для начала я поместила туда макет солнечной системы. Увидев в уголке данное пособие, у ребят возник неподдельный интерес. «А что это?». «Это планеты?». «Это из космоса?» - засыпали меня вопросами дети. Я поняла, что детям это интересно, и можно приступать к изучению этой сложной, но необычайно интересной теме - теме космоса. По мере освоения тем, в познавательном уголке постепенно появились альбомы: «Вселенная. Галактики», «Солнечная система», «Покорители космоса», детские энциклопедии «Астрономия для детей», плакаты  «Созвездия». Здесь же удобно расположились новые и интересные дидактические игры: «Созвездия. Знаки зодиака», «Планеты солнечной системы», «Путешествие в космос», самодельные пазлы «Ракета». В совместной деятельности с детьми был изготовлен модуль с изображением 8 планет. Обращаясь к материалам уголка, дети обсуждали между собой уже полученные знания, спорили и доказывали друг другу правомерность той или иной их мысли.  Правильно оформленная предметная среда способствует развитию познавательного интереса ребенка и должна быть содержательно – насыщенной, доступной.

   Кратчайшим путём донесения до души, до сознания ребёнка нравственной сути того или иного материала является художественная литература, музыка, картины и т.д. Поэтому при ознакомлении детей с космосом я использовала познавательные сказки А. Балтина: «Звери в космосе», «Звёздное чаепитие», «В космосе»; Дж. Родари «Космический цыплёнок»; легенду о Млечном пути; сказку о Луне; Е. Левитана «Сказочная Вселенная»; «Рассказы о Гагарине» Ю.М.Нагибина; стихотворения и загадки о космосе, Сильнейшим побудителем развития познавательного интереса дошкольников к теме космоса явилась как внешняя привлекательность наглядного материала, так и использование игровых приемов, проблемных ситуаций в образовательном процессе. Каждое занятие по теме космоса я старалась сделать для детей интересным и незабываемым. Дети постоянно были то в роли исследователей космического пространства, то в роли космонавтов, то в роли космических спасателей. Полученные знания детей я закрепляла с помощью практической деятельности – на занятиях по художественному творчеству мы рисовали на тему «Звёздное небо», «Космический сон», лепили летающие тарелки, инопланетян, а на аппликации вырезали из бумаги ракеты. Дети творили с огромным удовольствием и наслаждением.

   Мои ребята очень любят экспериментировать. В совместной деятельности я организовывала опыты, помогающие понять причины темноты в космосе, узнать о том, почему светится звёздное небо, установить методом наглядного моделирования как происходит смена дня и ночи. Мы проводили опыт «Вращение Земли вокруг Солнца». Опыты и эксперименты дают возможность дошкольникам найти ответы на сложные вопросы окружающего мира, делать выводы и добиваться результатов.

   Работа над данной темой имела большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Через объединение различных областей знаний у детей сформировалось целостное видение картины космического мира.  В результате педагогической деятельности наряду с развитием познавательных способностей обогащается словарный запас, расширяются естественнонаучные представления о космосе, широко проявляются инициативность и творчество. Это видно из диаграммы.

Я стараюсь строить свою работу в тесном  сотрудничестве с родителями. В уголке для родителей я выставляю информацию о текущей работе с детьми по применению темы «Сказочная Вселенная» в папках-передвижках размещаю фотоколлажи, которые помогают познакомить родителей с творческой деятельностью детей, устраиваю выставки детских работ, тематические консультации, провожу индивидуальные беседы с родителями. А также использую и новые формы работы:

  • Творческие досуги в вечерние часы работы;
  • Художественная студия;
  • Мастер-класс для родителей, где они могут проявить свои художественно-оформительские способности.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что все применяемые формы работы, открывают большие возможности для развития познавательных процессов: восприятия; внимания, памяти, воображения, мышления. Таким образом, в теории и на практике подтвердилась гипотеза, согласно которой в процессе формирования представлений об астрономии, формируется личность ребенка.

 В дальнейшем, я бы хотела воплотить свои желания в реальность, а именно, чтобы мои воспитанники участвовали в различных конкурсах, олимпиадах, могли реализовать свои творческие возможности.

Исходя из результатов проделанной работы по данной проблеме, я считаю, что большая часть намеченных задач выполнена.

 Кроме того, всё это ориентирует на сотрудничество с родителями и коллегами.

  Существование данной проблемы побуждает меня в перспективе проводить следующую работу: распространять педагогический опыт «Развитие познавательных интересов старших дошкольников через ознакомление с космосом» для воспитателей района на методических объединениях, электронных образовательных ресурсах. Хочется порекомендовать воспитателям и родителям систематически знакомить ребенка с космическими явлениями, рассказывать о полетах в космос, водить детей в музеи, на экскурсии, читать художественную литературу.

   

   

Как знакомить дошкольников с космосом

Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольников особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста.

    Обширная тема для мотивационной сферы и исследовательской деятельности детей является тема «Космос». Она вызывает большой интерес и дает возможность многосторонне развивать личность дошкольников. Важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе, ведь вымышленные персонажи современных мультфильмов дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах и их жителях. Часто ребенок думает, что облака – это вата, потому что они белые, звезды – это лампочки, потому что они светятся. Ведь наблюдая за природными явлениями, он самостоятельно сделал такой вывод. Поэтому главная задача педагога состоит в последовательном увеличение у детей запаса знаний, их упорядочение, систематизации. Ребёнок должен получать чёткие, в соответствие с возрастом представления об окружающем.

    Получая первые представления о космосе, у детей возникает стремление расширить познавательные горизонты действительности, желание вникнуть в существующие в мире связи и отношения, интерес к новым источникам информации.

      Система работы по теме «Космос» предполагает личностно-ориентированный подход к развитию ребёнка, направлена на развитие умственных, познавательных, коммуникативных способностей, которые осуществляется через различные виды детской деятельности. Содержание образовательной деятельности, даёт детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о космосе.  

    В апреле, в нашей группе проводился конкурс творческих семейных работ на тему «Мир космоса». Родители проявили большую фантазию и творчество в изготовлении поделок: макетов, модулей, ракет. Многие родители вместе с детьми нарисовали рисунки на космическую тему.

    Создавая предметную среду, я пришла к выводу, что в познавательный уголок необходимо внести что-то такое необыкновенное и привлекающее внимание дошкольников, чтобы у детей непременно возник живой интерес и заинтересованность темой космоса. Поэтому, для начала я поместила туда макет солнечной системы, которую изготовили родители Максима Густова. Увидев в уголке данное пособие, у ребят возник неподдельный интерес. «А что это?». «Это планеты?». «Это из космоса?» - засыпали меня вопросами дети. Я поняла, что детям это интересно, и можно приступать к изучению этой сложной, но необычайно интересной теме - теме космоса. По мере освоения тем, в познавательном уголке постепенно появились альбомы: «Вселенная. Галактики», «Солнечная система», «Покорители космоса», детские энциклопедии «Астрономия для детей», плакаты «Солнечная система», «Созвездия». Здесь же удобно расположились новые и интересные дидактические игры: «Созвездия. Знаки зодиака», «Планеты солнечной системы», «Путешествие в космос», самодельные пазлы «Ракета». В совместной деятельности с детьми был изготовлен подвесной модуль с изображением 8 планет. Обращаясь к материалам уголка, дети обсуждали между собой уже полученные знания, спорили и доказывали друг другу правомерность той или иной их мысли.  Правильно оформленная предметная среда способствует развитию познавательного интереса ребенка и должна быть содержательно – насыщенной, доступной.

   Кратчайшим путём донесения до души, до сознания ребёнка нравственной сути того или иного материала является художественная литература, музыка, картины и т.д. Поэтому при ознакомлении детей с космосом мы использовали познавательные сказки А. Балтина: «Звери в космосе», «Звёздное чаепитие», «В космосе»; Дж. Родари «Космический цыплёнок»; легенду о Млечном пути; сказку о Луне; Е. Левитана «Сказочная Вселенная»; «Рассказы о Гагарине» Ю.М.Нагибина; стихотворения и загадки о космосе, а также разнообразные видео - материалы о строении солнечной системы, о звёздах и созвездиях, о покорителях космического пространства, о жизни космонавтов на МКС. Сильнейшим побудителем развития познавательного интереса дошкольников к теме космоса явилась как внешняя привлекательность наглядного материала, так и использование игровых приемов, проблемных ситуаций в образовательном процессе. Каждое занятие по теме космоса я старалась сделать для детей интересным и незабываемым. Дети постоянно были то в роли исследователей космического пространства, то в роли космонавтов, то в роли космических спасателей. Полученные знания детей я закрепляла с помощью практической деятельности – на занятиях по художественному творчеству мы рисовали на тему «Звёздное небо», «Космический сон», лепили летающие тарелки, инопланетян, а на аппликации вырезали из бумаги ракеты. Дети творили с огромным удовольствием и наслаждением.

   Мои ребята очень любят экспериментировать. В совместной деятельности я организовывала опыты, помогающие понять причины темноты в космосе, узнать о том, почему светится звёздное небо, установить методом наглядного моделирования как происходит смена дня и ночи. Мы проводили опыт «Запуск ракеты». Опыты и эксперименты дают возможность дошкольникам найти ответы на сложные вопросы окружающего мира, делать выводы и добиваться результатов.

   Работа над данной темой имела большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Через объединение различных областей знаний у детей сформировалось целостное видение картины космического мира.  В результате педагогической деятельности наряду с развитием познавательных способностей обогащается словарный запас, расширяются естественнонаучные представления о космосе, широко проявляются инициативность и творчество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой"

·         передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;·...

Перспективный план работы по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с лекарственными растениями Городецкого района

Перспективный план работы поможет педагом построить в системе работу по ознакомлению детей старшего возраста с лекарственными травами....

Мастер-класс "Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой

Мастер-класс "Внедрение в практику работывоспитателей ДОУ метода экспериментированиякак средства развития познавательного интереса удетей старшего дошкольного возраста приознакомлении с неживой п...

Доклад Развитие познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с окружающей природой

Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он зна...

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природным миром Земли

Развитие познавательного интереса дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования, призванного воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствован...